Путь горе и путь долу совмещаются в религиозной жизни, и лишь методологически они могут рассматриваться порознь. Однако такому разъединению способствует то, что определенным полосам в личном развитии и в развитии общественного сознания по преимуществу свойствен либо тот, либо другой путь. Теодицея, путь горе, – это по преимуществу путь вступающего на духовный подвиг. Антроподицея, путь долу, – это преимущественно путь продвинувшегося по нему. Это определяет различия теодицеи и антроподицеи Флоренского не только по содержанию, но и в самом подходе к теме. Теодицея была написана в виде писем, антроподицея – в виде лекционных бесед на ряд тем, объединенных общим замыслом, но имеющих и самостоятельное значение. Теодицея была снабжена многочисленными экскурсами и примечаниями – в антроподицее лишь изредка встречаются сноски на цитируемый источник. В теодицее автор вместе с читателем ищет Истину в Горнем мире – в антроподицее Истина показывается читателю как пребывающая в мире дольнем. Теодицея выросла из юношеской уединенной дружбы с С. С.Троицким и духовного окормления аввы Исидора – антроподицея сложилась из зрелой московской «церковной дружбы» (новоселовский круг, ученики в Академии) и руководства епископа Антония (Флоренсова) 550 . Но есть и общее в теодицее и антроподицее Флоренского. Путь теодицеи отца Павла, как познание истины о Боге, начинается в Троицком соборе. Путь антроподицеи отца Павла, как познание истины о человеке, начинается прогулкой в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры («На Маковце» – первое предисловие к работе «У водоразделов мысли»). Это, конечно, не случайность. Антроподицея, как и теодицея, есть философия единосущия, опирающаяся на догмат о Троице. Цель антроподицеи – дедуцировать человека, т.е. показать смысл и внутреннюю необходимость его строения, освящения и деятельности, показать Божии уставы бытия человека во всех его проявлениях. Стремление человека к богоподобию не вносит в него инородного, но лишь очищает от внешнего; «сам человек, сама тварь корнями своими уходит в горнее, ибо человек создан «по Христову образу " " 551 . Потому, антропологическая по методу, антроподицея онтологична и теологична.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

1120 Наконец, процитирую мнение протоиерея Павла Светлова , автора сочувственной статьи о Вл. Соловьеве: «Тернист путь у нас живого религиозного слова в важнейших областях научно-богословского знания, и немногие находят в себе мужество вступать на путь этот. Слишком много энергии отнимается здесь на борьбу со всевозможными неблагоприятными обстоятельствами, нужной для дела! При множестве врагов видимых и невидимых, бодрствующих над богословской наукой, особенно под маской ревнителей-друзей, ученый труженик-богослов напоминает в своих тяжелых трудах созидания разумной христианской веры иудеев, по возвращении из плена строивших стены иерусалимские, когда одною рукою строили, а другою защищались от врагов, мешавших их делу». 1121 Эти суждения как нельзя более полно характеризуют то реальное положение, в котором находилось тогда русское богословие. Именно в этом контексте, когда разъединение Церкви, ее науки и русского общества достигло своего апогея, и следует рассматривать то, как определял свой путь о. Павел Флоренский , выдвинувший «живой религиозный опыт как способ познания догматов». Оппонентов Флоренского (напомним, что среди них был и будущий митрополит Антоний Храповицкий) никак нельзя заподозрить ни в религиозном либерализме, ни в неспособности блюсти интересы своей науки. Между тем, они весьма сочувственно встретили первые шаги о. Павла на избранном пути, и не ощутили в его писаниях никаких угроз. Нынешним ниспровергателям Флоренского следовало бы задуматься над вопросом, почему Флоренского поддерживала в его исканиях, прежде всего, консервативная часть современного ему духовенства, причем отнюдь не невежественная, а весьма искушенная в богословии. Достаточно назвать его духовника епископа Антония (Флоренсова), гордившегося своим чадом, епископа Феодора (Поздеевского) и др. Причина, как думается, заключается в том, что найденный им путь, отвечал объективным потребностям времени, что придавалось всеми, кому была дорога судьба русского богословия. Искания Флоренского, протекавшие в контакте с академическим богословием, и сочетавшиеся в его личности с высоким чувством ответственности за свои слова и поступки, позволяли этим консерваторам именно в нем видеть свое будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Самое место («могий вместити»), как вы знаете, двузначно и может быть равно относимо к браку и безбрачию, — даже по контексту относится скорее к первому. Но что брак в христианстве бесконечно труден — это так, и, мне думается, если говорить что — так это не против монашества, а против духовной аристократичности всего в христианстве: оно — для избранных. Кстати, так именно, как говорю я, т. е. в отношении к браку, разумеет текст «могий вместити» известный профессор М. Д. Муретов и епископ Антоний (Флоренсов), живущий на покое в Донском монастыре, в Москве, — человек в высшей степени духовный, мудрый и прозорливый. Но как бы то ни было, есть подозрительность к полу в общечеловеческом сознании, у всех народов, во все времена. «Похабщина», т. е. цинизм в отношении пола, всегда и всюду существовавшая, доказывает совершенно определенно, что всегда и везде затрагивать пол , хотя бы в разговоре, было щекотливо, что от этого смущались, что этого стыдились. Вот эта сторона пола, нечто для общенародного сознания темное в нем (как в гоголевской русалке-мачехе) и послужило источником возникновения общенародной брезгливости к полу, выразившейся в создании монастырей, безбрачного духовенства и т. д., вне христианства, — и кое-что отсюда, из готового, бытовым образом, перешло к нам (католический целибат и т. п.) . Мне хочется рассказать вам нечто об авторе напечатанных (стр. 144) у вас «Воспоминаний», которого и я знавал. Это по наружности очень неуклюжий, худощавый и высокий человек. Но собственно женского в лице ничего особенного нет. Теперь здоровье его весьма пошатнулось, память ослабла, внимание ему трудно сосредоточивать на изучаемом; но ранее способности его были превосходны: сообразительность, память, интерес — все отлично, и вообще какая-то врожденная (говорю о крестьянине, заметьте) интеллигентность. Явное уклонение от ручного труда, мало, думается мне, любви к природе, но весьма большое стремление и вкус к труду умственному, к учительскому слову, к изобретению и к чтению книг, к эстетике, искусственной жизни .

http://predanie.ru/book/219720-v-temnyh-...

Епископ Антоний, в миру Михаил Семенович Флоренсов (1847-1918), с которым Флоренский познакомился на последнем курсе учебы в Московском университете, в марте 1904 г. (см.: Библиографический справочник. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского/сост. и общ. ред. игумена Андроника (Трубачева). Сергиев Посад, 2005. С. 118-119). Просвирнин И., архим. О творческом пути священника Павла Флоренского//Журнал Московской Патриархии. 1982. 4. С. 72. См.: П. А. Флоренский: Pro et contra. Антология. СПб., 2001 2 . С. 209-364. См.: Просвирнин И. Указ. соч. С. 66–67. Трубачев А., иером. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. Томск, 1998. С. 178. См., напр.: Соболев С., архиеп. Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935. С. 123-127, 142-144, 203-213 и др. См.: Примечания к изданию работы свящ. П. Флоренского «Около Хомякова» (Флоренский П., свящ. Сочинения: в 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 755). Описание Флоренским своих переживаний в этот период см.: Флоренский П., свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М., 1992. С. 214–216. Флоренский П. В. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы: в 2 т. М., 2011. Т. 1. С. 200. Письмо сестре Юлии 27 октября 1900 г. (Там же. С. 206). См.: Там же. С. 94. Там же. С. 156. Там же. С. 204-205. Там же. С. 217. См.: Флоренский П. А. Понятие Церкви в Священном Писании//Он же. Богословские труды 1902–1909/сост. Н. Н. Павлюченков, игум. А. Трубачев. М., 2018. С. 248–249. По труду: Феофан, еп. Толкование Послания Апостола Павла к Ефесянам. М., 1882. С. 110-114. «Слова сии темноваты и дают разные мысли» (Там же. С. 110). Это выбранное Флоренским толкование подтверждается у свт. Феофана ссылкой на свт. Иоанна Златоуста, который говорит: «Церковь есть исполнение Христа также. Как голову дополняет тело и тело дополняется главою… И значит: тогда только исполняется глава, когда устроится совершенное тело» (Там же. С. 112). Флоренский П. А. Понятие Церкви в Священном Писании. С. 278. См.: Там же. С. 280.

http://bogoslov.ru/article/6175731

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла V Всероссийская научно-практическая конференция «Империя и Церковь» 15 апреля 2024 г. 13:54 11-12 апреля 2024 года в Санкт-Петербургской духовной академии состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция «Империя и Церковь». Организатор мероприятия — Историческое общество СПбДА. Модератором конференции выступил кандидат богословия, доцент заведующий аспирантурой СПбДА Д.А. Карпук. В первый день конференции перед началом научного мероприятия собравшихся приветствовал проректор по научной работе СПбДА протоиерей Константин Костромин. Он отметил, что темы докладов, заявленных в программе, вызывают неподдельный интерес и поделился планами на научный журнал «Вестник исторического общества», в котором публикуются работы, написанные по итогам проводимых в СПбДА конференций. На пленарном заседании с докладами выступили: После пленарного заседания участники конференции разделились для работы по секциям. В рамках секции «Особенности церковно-государственных отношений в синодальный период. Высшая церковная иерархия. Синодальные учреждения и церковная бюрократия» участники обсудили деятельность Министерства духовных дел и народного просвещения, а также В.И. Яцкевича, епископа Антония (Флоренсова), К.С. Сербиновича, князя С.Н. Урусова и архиепископа Михаила (Мудьюгина). Также упомянули о политической деятельности духовенства Приморья в конце Гражданской войны и системе церковного суда накануне 1917 года. Модератором секции выступили игумен Иоасаф (Вишняков) и И.В. Брусиловский. На следующей дискуссионной площадке «Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви» были представлены доклады по переводческой работе архимандрита Даниила (Сивиллова), разведывательной функции Русской духовной миссии в Пекине. Помимо этого, участники обсудили деятельность митрополита Евсевия (Никольского), связь Православного миссионерского общества со святителем Иннокентием Московским, проект «Православное Карельское братство» и поговорили о политической роли миссии Русской Православной Церкви в Африке. Ведущими секции стали священник Александр Гинкель и Д.А. Карпук.

http://patriarchia.ru/db/text/6120444.ht...

14 Об этом есть свидетельства, в частности, А. Белого и самой 3. Гиппиус (см.: Павел Флоренский и символисты. Опыты литературные. Статьи. Переписка/Сост. Е.В. Ивановой. М., 2004. С. 512). Флоренский ничего не знал об этом, как предполагает игумен Андроник (Трубачев) , до января 1905 г., когда о своём участии в тайных молениях у Мережковских рассказал ему А. Белый (см.: Андроник (Трубачев) , игум. Библиографический справочник. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. С. Посад, 2015. С. 124). 18 См., напр.: культура – то, что «от культа присно отщепляется, – как бы прорастания культа, побеги его, боковые стебли его. Святыня – это первичное творчество человека, культурные ценности – это производные культа» ( Павел Флоренский , свящ. Сочинения. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М., 2004. С. 75); «культурное определение требует, чтобы в конкретной реальности, нас окружающей, был установлен какой-то смысл, а признание смысла в реальности корнями своими уходит в недра культа» (Там же. С. 118). 19 Андроник (Трубачев) , игум. Библиографический справочник. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. С. 114. О своём знакомстве с масонскими рукописями Флоренский пишет в письме А. Белому (Флоренский П.В. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы. Т. 2. С. 649–650); апрелем 1902 г. датировано его стихотворение «Песнь вольных каменщиков» (Там же. Т. 1. С. 532–534). 22 Там же. С. 119. Знакомство Флоренского с А. Белым происходит в конце декабря 1903 г. (Там же. С. 117). 24 Есть версии, что именно А. Белый познакомил Флоренского с епископом Антонием (Флоренсовым) и, по крайней мере, в 1904 г. он так же, как и Флоренский, искал монашества. Но, в отличие от Флоренского, обретения опыта жизни в Церкви у него так и не состоялось. Во всяком случае, из письма Флоренского в 1914 г. можно видеть, что, увлечённый антропософией Р. Штайнера, А. Белый от православной церковности оказывается достаточно далёким (см.: Павел Флоренский и символисты. С. 484–485).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

25 «Два аспекта Церкви... это вовсе не то, что теперь у современных церковно-борцев принято называть «Церковью Мистическою» и «церковью историческою», причём превозносится первая, – и едва ли не исключительно ради, – ради последующего затем похуления второй» (Флоренский П.А. [Сочинения]. Т. 1 (1). Столп и утверждение Истины. М.., 1990. С. 337). 26 См. из письма еп. Антония (Флоренсова) П. Флоренскому 25 июля 1904 г.: «Вы толкуете о какой-то общественной деятельности. Значит, Вы помышляете не о монашестве, а о чём-то другом. Обеты монашествующих содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства и не начальствования» (Флоренский П.В. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы. Т. 2. С. 655). 28 См. наст. издания: слои бытия «несводимы один к другому, но связаны между собою соответствиями». 29 См. в лекции «Имяславие как философская предпосылка» (1921–1922): «Символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, срастворённая с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности...» (Флоренский П.А. [Сочинения]. Т. 2. У водоразделов мысли. М.., 1990. С. 287). Но такое «объединение», «взаимопрорастание» энергий является не механическим взаимодействием, а такой «синергией», в которой «нет уже врозь ни той, ни другой энергии, а есть нечто новое» (Там же. С. 285). 35 См., напр.: Согласно письму Флоренского, в начале 1904 г. на квартире у А. Белого состоялось его первое знакомство с «московскими знаменитостями» (К. Бальмонт, В. Брюсов, возможно, А. Блок и др.) ( Андроник (Трубачев) , игум. Библиографический справочник. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. С. 117). Флоренский пишет, что в гостях у Белого были также теософы, спиритисты и символисты (Флоренский П.В. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы. Т. 2. С. 502–503). Впоследствии были другие знакомства, в частности с Вячеславом Ивановым. 41 См., напр., в письме Флоренского матери 5 октября 1900 г.: «Начавшееся в прошлом году увлечение Платоном у меня всё усиливается... Многие проблемы разрешены, по-моему, исключительно у него...» (Флоренский П.В. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы. Т. 1. С. 175). Увлечение Владимиром Соловьёвым начинается примерно в то же время; во всяком случае, августом 1900 г. датировано стихотворение Флоренского «На смерть В. Соловьёва », в котором есть такие строки: «Ты к свету истины стремился... Заметив истины частицу, её из лжи ты извлекал, понять умея небылицу. И всё Христом ты претворял» (Там же. С. 94).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

4 Сильвестр (Малеванский; 1828–1908), еп. – богослов и духовный писатель; иерей (1848), окончил КДА, иеромонах (1858), архим. (1873), доктор богословия, еп. Каневский, викарий Киевской епархии (1885), ректор КДА (1883–1898), в 1906 уволен на покой, незадолго до смерти ослеп. 5 Никодим (Кононов; 1871–1919), сщмч. – окончил СПДА, кандидат богословия, иеромонах (1896), архим. (1901), еп. Рыльский, викарий Курской епархии (1911), в 1913 занял место еп. Иоанникия. 7 Мещерский Владимир Петрович (1839–1914) – князь, прозаик и публицист крайне правых взглядов, изд.-ред. ж. «Гражданин», в котором сотрудничал Достоевский (с 1887 газеты, пользовавшейся субсидиями правительства). Предложил «поставить точку» реформам Александра II и утверждал: «Как нужна соль русскому человеку, так ему нужны розги». Гомосексуалист. В. С. Соловьёв именовал его «Содома князь и гражданин Гоморры». 9 Алексий (Молчанов; 1853–1914), архиеп. – иерей (1885), окончил КазДА (1887), магистр богословия, после смерти жены пострижен в монашество (1899), ректор КазДА (1900), еп. Таврический и Симферопольский (1905), Псковский и Порховский (1910), Тобольский и Сибирский (1911), прекратил дело по обвинению Распутина в хлыстовстве, экзарх Грузии (1913). 11 Иноземцев Александр Дмитриевич (1841–?) – филолог, приват-доцент Казанского ун-та, директор 3-й мужской гимназии в Казани (1884–1906), действительный статский советник. В июле 1906 пострижен в монашество с именем Серафим, архимандрит (1908), благочинный женских м-рей Волынской епархии и цензор «Волынских епархиальных ведомостей» (1909). 13 Ср. поведение еп. Антония (Флоренсова), авторитетного в том кругу, из которого Свенцицкий счастливо спасся. Владыка сунул через дверь 40 копеек многодетной матери-одиночке, пришедшей к нему за духовной помощью, а когда та взвыла, вытолкал из приёмной, а потом несколько часов беседовал с богатой дамой и даже пригласил её отобедать. Позже цинично пояснил: «В этих плебейских классах много фарисейской закваски» (Ельчанинов А. Епископ-старец//Путь. 1926. 4. С. 507).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

В 1926 г. монастырь закрыли, однако до 1929 г. в монастырских храмах продолжались богослужения. В 1927 г. храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской был перестроен в первый в Москве крематорий. С 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры. В 1946 г. возобновились богослужения в Малом соборе.В 1991 г. был освящен Большой собор. 19.02.1992 г. в Малом соборе произошло обретение мощей Святейшего патриарха Тихона. Богослужения в храме прп. Серафима Саровского на новом кладбище возобновлены в 1998 г. См.:Православные монастыри. С. 389–393; Сорок сороков. 2004. Т. 1. С. 281–312. Антоний (Флоренсов Михаил Семенович, 27.08.1847–20.02.1918) – епископ Вологодский и Тотемский (1894–1895). В 1890–1894 гг. епископ Острожский, викарий Волынской епархии. С 1895 г. на покое. Подробнее об епископе Антонии (Флоренсове) см.: Дневник. Т. 1. С. 586.) 133 (...описание моего путешествия «В стране священных воспоминаний». – В книге приводятся впечатления от поездки, совершенной в 1900 г. группой студентов и преподавателей МДА во главе с ректором епископом Арсением(Стадницким) в Палестину и Сирию с посещение Константинополя, о. Халки, Афона. В ней представлено 60 фотографий, большую часть которых сделал епископ Арсений; см.: В стране священных воспоминаний. СергиевПосад, 1902.) 134 (Ризничий о. Палладий – Палладий (Добронравов Николай Дмитриевич, 18.11.1865–1922) – епископ. Родился в семье коллежского советника Могилевскойгубернии. Окончил МДС (1887) и МДА со степенью кандидата богословия(1891). В 1888 г. пострижен в монашество, 15.04.1890 г. рукоположен во иеромонаха. С 02.10.1891 г. смотритель Коломенского, затем ЗвенигородскогоДУ. С 1892 г. преподаватель Вологодской ДС, с 1894 г. преподаватель Могилевской ДС, с 1896 г. преподаватель Тульской ДС. В 1897 г. возведен в санархимандрита; наблюдатель миссионерских курсов КазДА. В 1899 г. удостоен степени магистра богословия; назначен ректором Литовской ДС. С 1901 г. синодальный ризничий. 06.12.1903 г. хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

40 Антоний (Флоренсов; 1847–1918), еп. – окончил Киевскую духовную академию, кандидат богословия (1874), иерей (1878), архимандрит (1887), епископ Острожский (1890), Вологодский и Тотемский (1894), отстранён от управления (1898), проживал в Донском монастыре; с 1904 г. духовный отец Флоренского. 41 Ср.: «Безбожное дело, убийство Сына Божия как бунтовщика, развращающего народ, свершилось. И этот урок, казалось бы, ужасом пред насильственной смертью должен наполнять душу всякого царя, всякого правителя, всякого священника, всякого патриота, всякого потатчика убийству. Своею казнью Христос казнил всякую казнь. Своим осуждением Христос осудил всякого вершителя чужими жизнями» (Флоренский П. Вопль крови. 1906). 42 Описывая свой замечательный характер, еп. Антоний (Флоренсов) говорил: «А всё от того, что есть у меня одно качество... моё золотое сердце. Это моя способность погружаться до дна в каждое положение, входить в душу каждого, кто приходит ко мне, и говорить с ним как с самым дорогим человеком». Характерен эпизод: владыка сунул через дверь 40 копеек многодетной матери-одиночке, пришедшей к нему за духовной помощью, а когда та взвыла, вытолкал из приёмной, а потом несколько часов беседовал и обедал с богатой дамой. На вопрос «почему он так суров с посетителями?» отвечал: «Много я слёз проплакал вместе с ними, все выплакал, теперь у меня глаза всегда сухие». А в минуту откровенности заявлял: «В этих плебейских классах много фарисейской закваски... Ненавижу я их всех, этих невежд... и говорить с ними боюсь: мужик меня не поймёт, да ещё осудит» (Ельчанинов А. Епископ-старец//Путь. 1926. 4. С. 507–510). 43 Ср. тираду, произнесённую еп. Антонием (Флоренсовым) без малейшей иронии: «Мне нужно в их сердце прочное место завоевать. А то посадят тебя в подвал, в нижний этаж. Я этого не хочу; я хочу в самый верхний этаж. Я люблю горный воздух, орлиные места – залететь туда, да и считать оттуда ворон» (Там же. С. 509). 44 Иеремия – автор двух книг Ветхого Завета, с 15 лет призван к пророческому служению, обличал беззаконие царей, священников и лжепророков, предвещал кары «от пламенного гнева Господа» за отступление от путей Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010