Минский и Белорусский; с 9.10.1965 в сане архиепископа; 9.09.1975 в сане митрополита; с 10.10.1978 митр. Ленинградский и Новгородский; † 29.05.1986. Антоний (Миловидов) 6.06.1925 хирот. во еп. Усть-Катаевского, вик. Уфимской епархии; с 1925 г. еп. Троицкий, вик. Челябинской епархии; с 25.04.1926 перешел в старообрядчество; с 1927 г. после покаяния вновь еп. Троицкий, вик. Челябинской епархии; с 27.04.1928 еп. Бугумильский, вик. Казанской епархии; с 16.06.1932 еп. Енисейский и Красноярский; с 3.05.1934 еп. Ачинский; с 9.09.1935 еп. Омский; в нояб. 1936 г. арестован; дальнейшие сведения отсутствуют. Антоний (Москаленко) 13.10.1985 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 30.12.1986 еп. Черновицкий и Буковинский; с 1990 г. на покое; с 31.01.1990 еп. Уральский и Гурьевский; с 25.02.1997 в сане архиепископа. Антоний (Панкеев) 27.08.1924 хирот. во еп. Мариупольского, вик. Днепропетровской епархии; с 21.11.1933 еп. Белгородский; расстрелян 1.06.1938. Антоний (Пельвецкий) 24.02.1946 хирот. во еп. Станиславско-Коломыйского; † 3.02.1957. Антоний (Покровский) 29.09.1930 хирот. во еп. Аляскинского; с 1934 еп. Аляскинский и Вашингтонский, вик. экзарха Патриарха Московского в Америке; с 1938 г. в сане архиепископа; † 19.04.1939. Антоний (Романовский) 17.11.1924 хирот. во еп. Ереванского, вик. Сухумской епархии; с 1927 г. на покое; с 27.02.1929 еп. Донской; с 1931 г. епархией не управ.; с 1935 г. еп. Ставропольский и Донской; 08.12.1935–15.01.1937 временно управ. Сталинградской епархией; с 1937 г. на покое; с 14.09.1943 архиеп. Ставропольский и Пятигорский; с мая 1945 г. архиеп. Ставропольский и Бакинский; с 25.02.1962 в сане митрополита; † 7.11.1962. Антоний (Фиалко) 27.07.1992 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 1993 г. еп. Хмельницкий и Шепетовский. Антоний (Флоренсов) с 11.02.1898 на покое ( б. еп. Вологодский); † 20.02.1918 . Антоний (Храповицкий) с 16.08.1917 архиеп. Харьковский и Ахтырский; с 28.11.1917 в сане митрополита; с 30.05.1918 митр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Антоний (Павлинский), епископ бывший епископ Нижегородский и Арзамасский, с 29.08.1860 архиепископ с 08.04.1862 по 17.06.1866 архиепископ Владимирский и Суздальский Агафангел (Соловьёв), епископ бывший епископ Вятский и Слободской, с 17.06.1866 архиепископ с 31.03.1868 08.03.1876 бывший архиепископ Ярославский и Ростовский с 26.04.1876 по 20.02.1882 архиепископ Херсонский и Одесский (повторно) Тихон (Покровский), архиепископ бывший епископ Саратовский и Царицынский с 06.03.1882 16.04.1885 Палладий (Ганкевич), архиепископ бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 12.02.1885 по 25.11.1889 на покое; 13.01.1893 бывший епископ Нижегородский и Арзамасский с 25.11.1889 архиепископ с 15.05.1892 13.04.1902 Викарии Волынской епархии Варшавский епископ Викариатство учреждено 22 апреля 1834 года. Кафедра в Варшаве Имена Сведения Антоний (Рафальский), епископ рукоположен с 08.07.1834 по 5.10.1840 архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский Острожские епископы Викариатство учреждено 1 октября 1840 года. Кафедра в Остроге, а в 1873 году перенесена в Кременец Имена Сведения бывший епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии с 10.06.1841 по 22.11.1844 епископ Могилёвский и Мстиславский Иерофей (Лобачевский), епископ рукоположен с 25.03.1845 17.04.1871 Иустин (Охотин), епископ рукоположен с 5.08.1871 по 13.04.1879 епископ Харьковский и Ахтырский рукоположен с 13.05.1879 по 06.10.1882 епископ Могилёвский и Мстиславский Израиль (Никулицкий), епископ бывший епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии с 08.01.1883 по 25.10.1883 епископ Вологодский и Великоустюжский; 23.04.1894 Александр (Закке-Заккис), епископ рукоположен с 21.11.1883 по 03.06.1890 епископ Архангельский и Холмогорский; 18.07.1899 Антоний (Флоренсов), епископ рукоположен с 12.08.1890 по 30.04.1894 епископ Вологодский и Тотемский; 20.02.1918 Воронежская Учреждена в 1681 году. Кафедра в Воронеже Воронежская 16 С 1682 года Имена Сведения Митрофан, епископ, свт. рукоположен с 02.04.1682 по 1700 переименован епископ Воронежский и Елецкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Нет ничего удивительного, что преосвященный в отношении к семинарии и Правлению старается подражать преосвященному Серафиму. Во-вторых, преосвященный Антоний — враг евреев и вот два месяца ведёт с ними борьбу, стараясь ничего не покупать у них. Но, кажется, эта борьба, достойная лучшей участи, кончится полным поражением, потому что в Кременце евреи всё забрали в свои руки Преосвященный, в своих беседах со мною ничего не скрывает от меня, даже таких фактов, которых можно бы и не доверять другому, но по отношению к Правлению почти не было ни одного журнала, который бы не имел замечаний. Правда, я сам во время своего путешествия с ним из Житомира просил его руководства и обещал полную покорность, но, кажется, у него другая цель. Замечания его, впрочем, касаются, большей частью секретаря. С моим поступлением в семинарию водворился мир, но надолго ли, Господу известно» . Архим. Симеон (тогда ещё Сергей Иванович Покровской) с 1881 г. был инспектором Тверской семинарии, там же принял монашество. Но и после своего назначения 6 сентября 1890 г. ректором Волынской сохранил сыновнее отношение к Тверскому архиепископу Савве. Этим объясняется доверительный тон письма. Епископ Антоний (Флоренсов) был назначен почти одновременно с Симеоном 12 августа 1890 г. епископом Острожским, викарием Волынской епархии, и ему было поручено наблюдение за Волынской семинарией, находившейся в то время в Кременце Волынском. В письме говорится о событиях осени 1890 г.: 22 октября архим. Симеон прибыл в Житомир к епископу Модесту (Стрельбицкому) Волынскому. За несколько дней до этого туда же прибыл и недавно назначенный викарием еп. Антоний. Пробыв какое-то время в Житомире, они на одной карете отправились в Кременец. Упоминающийся в письме преосвященный Серафим — епископ Серафим (Протопопов) находился на Самарской кафедре с 08.12.1877 по 11.01.1891, то есть в течение всего времени самарского служения еп. Антония. Затруднительно точно определить, что имел в виду о. Симеон под отношением епископа Серафима к семинарии и её правлению.

http://bogoslov.ru/article/6174623

Протоиерей Петр Успенский — преподаватель и многолетний инспектор Вологодской семинарии, член Тамбовской духовной консистории, цензор «Тамбовских епархиальных ведомостей», настоятель тамбовских храмов, участник торжественного прославления преподобного Серафима Саровского и один из авторов акафиста ему. В 1930-е гг. он был обновленческим архиереем Орла и Тамбова, а последние дни доживал на покое настоятелем кладбищенской церкви. Главная идея исследования, предпринятого старшим преподавателем кафедры богословия Московской духовной академии священником Николаем Солодовым, — поэтапное воссоздание биографии отца Петра, нравственный портрет которого проясняется через обстоятельства различных отрезков его жизни. В приложении публикуются наиболее интересные материалы, которые не могли быть включены в основной текст статьи. Портал «Богослов.Ru» продолжает публиковать воспоминания Никифора Александровича Ильинского, основная часть которых посвящена Вологодской духовной семинарии. Это ценнейший источник сведений о семинарии, о вологодском духовенстве и о вологодском обществе конца XIX — начала XX в. В статье кандидата физико-математических наук, старшего преподавателя кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии священника Николая Солодова уточняются по архивным данным и малоизвестным опубликованным источникам отдельные черты биографии одного из самых необычных архиереев конца XIX — начала XX в. Антония (Флоренсова). Имея в виду оживление интереса к личности епископа Антония, мы не пытались реконструировать целостную биографию владыки Антония — читатель найдёт её в работах игумена Андроника (Трубачёва), — наше внимание было сосредоточено на отдельных этапах: службе епископа в Самаре, Кременце и Вологде и на свидетельствах о них его современников. Портал «Богослов.Ru» продолжает публиковать воспоминания Никифора Александровича Ильинского, основная часть которых посвящена Вологодской духовной семинарии. Это ценнейший источник сведений о семинарии, о вологодском духовенстве и о вологодском обществе конца XIX — начала XX в.

http://bogoslov.ru/person/253748

Особенное отношение к архиерейскому посоху епископа Израиля отмечают все мемуаристы. Например, в воспоминаниях В.К. Лебедева читаем: «Когда он приезжал на экзамены, то в начале трудно было понять его желание, иногда происходило замешательство, кто и как должен был взять Архипастырский посох и куда его поставить» (В.К. Лебедев. Воспоминания//ВГИАХМЗ. Ф. 15. Оп. 1. Д. 7. Л. 266). Епископ Антоний (Михаил Семенович Флоренсов; 27.08.1847-20.02.1918) – родился в семье причетника села Труслейки Симбирской губернии. В 1870 г. окончил Симбирскую семинарию, в 1874 г. Киевскую академию. Преподавал латинский язык в Харьковской, а затем в Симбирской семинарии; русскую словесность в симбирской Мариинской женской гимназии. В 1876 г. женился на дочери симбирского кафедрального протоиерея Павла Николаевича Охотина Екатерине. В 1878 г. рукоположен в священники. «Жена моя была больная, неизлечимо больная. Только год я жил с ней как с женой, а все остальное время – лет шесть – как брат с сестрой», – скажет впоследствии о себе епископ Антоний. В 1882 г. он овдовел. В июне 1887 г. назначен ректором Самарской семинарии, тогда же принял монашеский постриг, возведен в сан архимандрита. Принятию монашества предшествовали долгие сомнения и тяжело перенесенная болезнь (холера). Будучи больным, Михаил Семенович дал обет по выздоровлении принять монашество. 12 августа 1890 г. архимандрит Антоний рукоположен в епископа Острожского викария Волынской епархии, с 30 апреля 1890 г. он епископ Вологодский и Тотемский, 12 июня 1895 г. уволен на покой с назначением настоятелем ростовским Спасо-Яковлевским монастырем, 11 февраля 1898 г. отстранен от управления монастырем, проживал до своей кончины в московском Донском монастыре. Наиболее известен как духовник Павла Флоренского, Андрея Белого и многих других представителей московской интеллигенции. Был человеком широких и оригинальных взглядов, доходивших до юродства, что сделало невозможным продолжение его деятельности как администратора. См. далее в воспоминаниях Н.А. Ильинского, а также: Игумен Андроник (Трубачев). Епископ Антоний (Флоренсов), старец московского Донского монастыря. Сергиев Посад, 2019; Свящ. Н.В. Солодов. К биографии епископа Антония (Флоренсова)//Богословский вестник. 2022. 1. С. 186-219.

http://bogoslov.ru/article/6175449

Ансерме Э. (18831969) – швейцарский дирижер Антокольский Марк Матвеевич (18431902) – скульптор Антоний (Булатович Александр Ксаверьевич, 18701919) – иеросхимонах, религиозный публицист, путешественник Антоний (Вадковский Александр Васильевич , 18461912) – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Кузнецов Александр Петрович, род. 1945) – иеромонах, насельник Троице-Сергиевой Лавры, иподиакон патриарха Пимена (1980-е), звонарь, архимандрит Антоний (Флоренсов Михаил Симеонович, 18471918) – епископ Вологодский, духовник П.А. Флоренского Антоний (Хиби Амвросий, 1892после 1935) – инок, затем иеромонах Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря (начало XX в.) Антонин (Капустин Андрей Иванович, 18171894) – архимандрит, настоятель Иерусалимской миссии, исследователь церковной археологии, археограф Антония (Калантырь Анна, ум. 1978) – монахиня Уссурийского монастыря Рождества Богородицы (XX в.) Апушкина (Хализева) Елена Константиновна (ум. 1974) – сотрудница П.А. Флоренского (Всесоюзный электротехнический институт) Аристарх (Налетов (Израилев) Аристарх Александрович, 18171901) – протоиерей, знаток церковного звона Арьякс Гуго Янович (ум. после 1933) – школьный преподаватель физики в Загорске, сотрудник П.А. Флоренского (Всесоюзный электротехнический институт) Арсений– иеромонах Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, фотограф (начало XX в.) Арсений (Сушко Арсений Николаевич, ок. 18851914) – регент Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря (начало XX в.) Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 18621936) – архиепископ, митрополит Ташкентский (с 1935) Архангельский Александр Андреевич (18461924) – композитор, регент, хоровой дирижер Асафьев Борис Владимирович (Игорь Глебов, 18841949) – музыковед Афанасий (Сахаров, 18871962) – епископ Ковровский, священно-исповедник Аффоний (Вишняков Александр Григорьевич, 18701938) – иеродиакон, иконописец, художник Ахматова (Горенко) Анна Андреевна (18891966) – поэт Б Бавыкин Николай – композитор (конец XVIIhaчaлo XVIII в.)

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

преосвящ[енном] Израиле в «Церк[овной] Зари» появились тенденциозные воспоминания прот[оиерея] Шаламова. В моих «добавлениях» к настоящим воспоминаниям сделаны посильные возражения и опровержения неблаговидных отзывов о. Шаламова о владыке Израиле.   Л. 245 об. что епархия в лице Пр[еосвяще ]ного Израиля лишилась благостного епископа и начальника. Вечная ему память! Вскоре после погребения епископа Израиля стали носиться более или менее определенные слухи о назначении на Вологодскую кафедру викария Волынской епархии епископа Антония (Флоренсова) . Слухи эти не замедлили подтвердиться. Вновь назначенный епископ оказался товарищем по Киевской академии нашего ректора. Ни о положительных, ни об отрицательных качествах его ректор ничего не говорил. «Поживите, увидите, что это за личность; я знал его как товарища студента, а не знаю его как епископа». Приезд Пр[еосвяще]нного Антония в Вологду состоялся в июле месяце, в то время, когда я жил на Вскоре о новом епископе стали распространяться до[вольно] странные слухи. Прежде всего говорили, что он страдает «Виттовой пляской», что его разные кривлянья во время службы производят большой соблазн, пришлось также узнать, что встреча с ректором была чисто официальная, холодная, а не товарищеская. Ректор приезде еп[ископа] Антония в Вологду и о первых впечатлениях о его деятельности изложено со слов очевидца в «добавлениях», стр. 29.   Л. 246 переживал, кажется, тяжелые минуты, но старался не показывать вида, что невнимание к нему епископа удручает его. Каникулы кончились, кончились и переэкзаменовки. 30 августа, в день Александра Невского, всем служащим в духовно-учебных заведениях предложено было явиться после литургии в покои архиерейского дома для представления новому епископу. Собрались. Выхода епископа пришлось ждать недолго. Пред нами появилась высокая, сухощавая фигура нового епископа. На вид ему было не более 45–47 лет. Мы построились гуськом, и началось представление. Первыми в порядке представления оказались преподаватели древних языков. Благословив этих преподавателей, Пр[еосвяще]нный отступил шага на три назад и, приняв грозную позу, насколько она подходила к фигуре его, назвал учителей древних языков губителями юношества . «Я не позволю, — грозно воскликнул епископ, — чтобы по этим предметам ставились двойки и тем более единицы, я буду строго следить за этим. Кто будет ставить худые баллы, тот будет ставить баллы себе, а не ученикам». При этой реплике Пр[еосвяще]нный озирался по сторонам и махал руками .

http://bogoslov.ru/article/6175449

Ордер на арест и обыск о. Павла Флоренского подписан заместителем председателя ОГПУ Генрихом Ягодой 21 мая 1928 г. Арест произошел в ночь с 21 на 22 мая, то есть в ночь с 8 на 9 мая по старому стилю. Это ночь с Иоанна Богослова на Святителя Николая. 9 (22) мая – день памяти Св. младенца Гавриила Белостокского. В день 9 (22) мая 1928 г. исполнилось ровно 10 лет со дня крестного хода из всех приходов Москвы с иконами и хоругвиями к Никольским воротам Кремля. Накануне к празднику 1 мая (н.ст.) Никольские ворота с образом св. Николая Угодника закрыли полотнищем, на котором было начертано: «Да здравствует Третий Интернационал!» Полотнище разодралось, и православный народ воспринял это как чудо. И вот крестный ход. У Исторического музея стоял Патриарх Тихон, благословляя народ. Это событие описал Б.К. Зайцев: «А со стен, из-за зубцов Кремля, жадными глазами следили люди в остроконечных шлемах, в большинстве инородцы. Недобрые молнии летели оттуда... Так ясно в этот день мне врезались два мира: мир Креста и мир каббалистической звезды. Они стояли рядом,но стена их разделяла. Разделяла их непримиримость...» 360 . Случайно ли совпадение дат? Е.П. Васильчикова вспоминает: «Мы пришли ко всенощной в Церковь Иоанна Богослова на Пятницкой улице и нас взяли при выходе из Церкви». При обыске у о. Павла было изъято: жетон Красного Креста, полученный за работу в санитарном поезде в 1921 г., и фотография встречи царя, переданная о. Павлу после смерти его духовника еп. Антония (Флоренсова). Е.П. Васильчикова вспоминала, как примерно в 8 часов утра 22 мая арестованных посадили в несколько вагонов и повезли в Москву. Она ехала в одном вагоне с о. Павлом. На Ярославском вокзале их ожидали «черные вороны», которые отвезли их в Бутырскую тюрьму. И в Бутырках о. Павел ходил в подряснике, о чем свидетельствует та же Е.П. Васильчикова. 25 мая 1928 г. М.М. Пришвин записал в своем дневнике: «Подходя к городу, я вспомнил об ужасах вчерашнего дня и так решил: это смерть. Я живу во рву львинном, завтра звери, может быть, и меня растерзают. Но я не знаю, как это случится, как это возможно: я верю, я жду явления вечности в момент того, что другим покажется моей гибелью, больше даже: это явление больше даже от меня самого зависит, от моего мужества. И если все пройдет в тьме и отчаянии, то в такой смерти я буду сам виноват» (запись предоставлена Л.А. Рязановой и публикуется впервые). Запись сделана по поводу опасного конфликта М.М. Пришвина с мужиками, что в какой-то степени тоже отражает атмосферу Сергиева Посада.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Итак, 1911 год является точкой перелома не только в периоде научения, но и во всем творческом пути отца Павла. К нему тяготеют очищение и теодицея, от него отталкиваются антроподицея и деяние. Если так, то главное событие 1911 года – принятие Священства, было сердцевиной, средоточием, искомым родником творчества отца Павла. Для него невозможно было писать о таинствах и благодати, не будучи самому облагодатствованным таинством Священства. «Боговоплощение во всех видах и образах раскрыто в двух трудах отца Павла, написанных в совершенно отличном от «Столпа» творческом стиле. Это «Философия культа» (19181922) [Иконостас. Богословские труды. М., 1972. Сб. 9. С. 83148; Из богословского наследия. Богословские труды. М., 1977. Сб. 17. С. 87248] и «У водоразделов мысли» [опубликованы лишь отрывки: Символическое описание. Феникс. М., 1922. Кн. 1. С. 8094; Обратная перспектива. Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Сб. 3. С. 381416; Органопроекция. Декоративное искусство СССР. 1969. 145. С. 3942; Строение слова. Контекст-72. М., 1973. С. 348369; полный проспект труда отец Павел опубликовал в приложении к книге «Мнимости в геометрии» (М., 1922)]. «Столп» написан в виде писем, эти труды в виде лекционных бесед на ряд тем, объединенных общим замыслом. «Столп» одержит многочисленные экскурсы и примечания, в этих трудах изредка встречаются сноски на цитируемый источников. В «Столпе» автор вместе с читателем искал Истину в Горнем мире, в этих трудах Истина показывалась читателю как пребывающая в мире дольнем. «Столп» вырос из юношеской уединенной дружбы с С. С. Троицким , и духовного окормления аввы Исидора. Эти труды из мужской московской «церковной дружбы» и руководства епископа Антония (Флоренсова). В годы афонских споров об Имени Божием, вокруг священника Павла Флоренского сплотился круг богословов (ректор МДА епископ Феодор, М. Д. Муретов , С.Н.Булгаков, В. Ф. Эрн, М. А. Новоселов, В. А. Кожевников ), которые мужественно защищали имяславие, как церковное учение. С 28 сентября 1912 года по 3 мая 1917 года священник Павел Флоренский возглавлял издававшийся при Московской Духовной академии журнал «Богословский вестник». Говоря о направлении «Богословского вестника» за этот период, следует отметить что, сохраняя церковность и традиционную академичность, журнал публиковал много материалов по общекультурным вопросам. В нем органически находили свое место статьи богословского, философского, церковно-исторического, литературного общественного и математического характера. В этом, несомненно, сказалась направленность интересов самого редактора. Как редактор «Богословского вестника», священник Павел Флоренский организовал в нем целый ряд архивных публикаций, которые ставят «Богословский вестник» 19121917 годов, в ряд лучших археографических журналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Духовником его был епископ Антоний (Флоренсов) — высокоавторитетный старец, под духовным окормлением которого находилось множество людей из самых разных слоев общества, многочисленные представители интеллигенции. И он деликатно даже не благословил, а скорее посоветовал Флоренскому жениться и тоже объяснил, почему. Ведь отец Павел был пламенный, горящий, всему отдавался до конца. И духовник, зная его, увидел, что этот огненный темперамент, возможно, помешает исполнению монашеских обетов. По благословению владыки отец Павел избрал себе в супруги очень простую девушку, и брак был великолепный: родились прекрасные дети, семья была очень дружной. Письма отца Павла матушке из заключения поражают высотой любви, которой их отношения буквально пронизаны.   Монахи и блуд — Но есть ведь примеры и обратного, и лично я знаю таких несколько. Когда брак по благословению оказывался несчастливым и распадался. Когда уход в монашество по благословению духовников приводил к печальным последствиям. Почему в каких-то случаях благословение «не срабатывает»? — Да, случаи нарушения монашеских обетов бывают. Знаю одного архимандрита, даже настоятеля монастыря, который оставил монашество, священный сан и женился. До этого он окончил семинарию, был человеком богословски образованным. Он возглавил новый монастырь и строил обитель, вкладывая всю душу и сердце. Но встретилась на его пути женщина, которая была спонсором, жертвовала на обитель средства… Частое общение с ней привело сначала к блудному падению, а затем и к браку. При этом сейчас своим друзьям он открыто говорит, что совершил огромную ошибку, оставив монашество, и очень об этом сожалеет. Еще случай, о котором знаю не понаслышке. Девушка ходила к одному иеромонаху на исповедь, у них завязались тесные отношения, закончившиеся блудом. Он впал в уныние. Правящий архиерей, человек мудрый и рассудительный, не лишил его сана, но перевел из города в далекий монастырь. Прошло время, человек до сих пор в монашестве. Более того, я заметила, что он стал более опытным в решении довольно сложных житейских вопросов, потому что, как говорится, «за одного битого двух небитых дают». А осудить монаха легко… Люди считают, что раз надел черные одежды, значит, уже свят. Однако понять сложности иноческой жизни очень непросто. И те монахи, которые прошли через духовные падения, сердечно раскаялись и остались верны своему выбору, как раз умеют и другим помогать врачевать тяжелые духовные недуги.

http://pravmir.ru/igumeniya-serafima-duh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010