преподавал латинский яз. в Вологодском духовном училище, с 1887 г. — в Вологодской семинарии. Служил в вологодской Леонтьевской и Спасо-Преображенской Фрязиновской церквях и московской Спасо-Стрелецкой церкви. См.: Клировая ведомость Фрязиновской ц. 1912//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 32. Д. 181. Л. 3 об. — 8 об.; ВЕВ. 1914. 13. С. 325. Алексей Константинович Лебедев (14.05.1856 — 1918) окончил МДА (1882), преподаватель русского и церковно-славянского языка в Вологодском духовном училище (27.07.1882), преподаватель латинского языка в Вологодской семинарии (08.10.1887). Священник Вологодского Успенского женского монастыря (25.03.1900), инспектор Вологодской семинарии (16.03.1901). «…С 1906 по 1918 г. служил в Риге, сначала в должности смотрителя духовного училища, а потом Ректора духовной семинарии (которая во время войны была эвакуирована в Нижний Новгород). В 1918 г. он скончался в Вологодской губернии; после него осталась жена и душевнобольная дочь…». История в письмах. Из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера). Тверь, 2015. Из письма В. К. Лебедева еп. Иоанну (Поммеру). С. 96–97; ВЕВ. 1905. 21. С. 309. Памятная книжка Вологодской губернии на 1893 и 1894 гг. Вологда, 1893. С. 17. Аркадий Досифеевич Брянцев (19.12.1828 — 1903), «Папаша», многолетний помощник инспектора Вологодской семинарии. См. о нём: Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1–2; Еремиевский К . Добрая память о добром старце//ВЕВ. 1908. 19. С. 439–440; Кремлёвский А. М . Геннадий Ерофеевич//Странник. 1901. 5. С. 800–817. Евлампий Николаевич Спасский (1858 — 16.06.1926) окончил Вологодскую семинарию в 1879 г., по окончании — надзиратель за учениками в Вологодской семинарии, с 1880 по 1913 г. — помощник инспектора. «По выходе из семинарии служил в медицинском техникуме секретарём» ( Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 401; ВЕВ. 1899. 15. С. 315). Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 246 об. — 247.

http://bogoslov.ru/article/6174623

Должно быть, больше года шла переписка по этому поводу; наконец разрешено было купить смежную с семинарией землю, построить дом для общежития Землю купили, чуть ли не начали постройку Но не везёт нашему бедному училищу! Епископу Антонию за что-то дают вместо епархии, в управление монастырь , и в Вологду приезжает опять новый преосвященный Алексий , но он почему-то прямо пошёл против всех начинаний своего предшественника» , — писал в «Русском слове» неизвестный «Вологжанин». Училище так и осталось в монастыре. Ещё одним свидетельством резких административных и кадровых решений епископа Антония в Вологде служит краткое письмо ярославского архиепископа Ионафана (Руднева) к многолетнему редактору Вологодских епархиальных ведомостей Н. И. Суворову от 30 ноября 1894 г. следующего содержания: «Имею честь уведомить Вас, что вследствие письма Вашего от 22-го сего Ноября, я в день получения оного 25 Ноября за 4616 ходатайствовал пред преосвященным Антонием об оказании Вам снисхождения и об оставлении за Вами редактировки Вологодских Епархиальных Ведомостей» . И далее приписка: «Сообщите мне секретно, последовала ли перемена к лучшему в характере Св. Владыки Вологодского?» Таким образом, даже столь авторитетный учёный как Н. И. Суворов оказался в немилости, и нуждался в ходатайствах о «снисхождении», причём реальной причиной «опалы» признавался сложный характер Преосвященного. Отметим, что именно архиеп. Ионафан в 1895 г. проводил ревизию Вологодского епархиального управления. О дальнейшем развитии ситуации Ильинский отмечает: «Между тем недовольство архиереем росло всё более и более. В консистории дела запутывались. Светское общество, обыкновенно равнодушное к делам епархиального управления и мало им интересующееся, стало заметно прислушиваться и присматриваться к событиям епархиальной жизни и, главным образом, к личности нового архиерея» . По обычаю того времени обо всех сложностях тщательно информировалось начальство: «Мы знали хорошо, что обо всех действиях епископа ректор сообщал в Учебный комитет, знали также, что и консистория в лице своего секретаря доводила до сведения об[ер]-прокурора о тех ненормальностях, которые происходили в епархиал[ьном] управлении.

http://bogoslov.ru/article/6174623

Дошла речь и до болезненности Владыки. Высказывал он, что давно уже болен. Излагая свою биографию, он коснулся обстоятельств своей семейной жизни. “Когда я был преподавателем Симбирской семинарии, мне стали предлагать священническое место в соборе. Предлагал протоиерей Кафедральный, а у него была дочь. Протоиерей этот был также замечательный человек! Я и женился на его дочери и поступил в собор в священники. Жена моя была больная, неизлечимо больная. Только год я жил с ней как с женой, а все остальное время — лет шесть — как брат с сестрой. Наконец она умерла. Когда я овдовел, мне стали предлагать монашество, стали убеждать меня постричься, но я слышать не хотел. Так прошло много времени, меня убеждали, а я не хотел, только вдруг заболел, тяжко (л. 101 об.) заболел холерой и вот тут-то дал обет: ‘Господи, если я выздоровею, то приму монашество и всего себя посвящу на служение Тебе!’ Выздоровел и принял монашество. Я и теперь страдаю болезнью позвоночника и ужасным малокровием и при том я человек крайне нервный. Опасностей никаких я не боюсь и бесов не боюсь, но боюсь неожиданностий”. При этих словах Владыка снял с себя клобук и поставил на угольный столик под иконою, налево от входной в гостиную двери. Едва-едва успел он сделать несколько шагов от столика, как висевшая над ним икона (громадная икона — изображение Распятия на холсте в массивной золоченой ризе) грохнулась на пол, задев даже верхним краем рясу Пр[еосвящен]ного. На всех присутствовавших обстоятельство это произвело весьма сильное впечатление, не говоря уже о самом Вл[ады]ке, который в первые минуты казался глубоко пораженным происшедшим. У многих, как после сказывали, невольно родилась мысль, что-де это падение предвещает. Ту же мысль высказал и Пр[еосвящен]ный. Причина падения иконы так и осталась невыясненной. Когда ее подняли, клобук Пр[еосвящен]ного оказался (л. 102) сплющенным. Оправившись, Владыка снова принялся продолжать свою речь. Было высказано, что он — юрист, прекрасно знает законы и без справки в законах никогда не решит ни одного дела; он прекрасный администратор и настолько хорошо знает все дале, что может читать не только то, что пишется в представленных ему бумагах, но — и это главн[ым] образом — он может читать между строк; он опытный педагог, в этом смысле он враг установившейся системы воспитания и обучения и каких бы то ни было наказаний в воспитательной деятельности подведомственных учебных заведений он не потерпит; исправлять воспитанников, допустивших какой-ниб[удь] проступок, следует только убеждением и лаской.

http://bogoslov.ru/article/6174623

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Охотин Николай Васильевич; 26.10.1828, с. Урусово Алатырского у. Симбирской губ.- 1.03.1912, Новгород), архиеп. Новгородский и Старорусский. Род. в семье псаломщика. Окончил Алатырское ДУ, Симбирскую ДС, в 1853 г. СПбДА, получил степень канд. богословия за соч. «История Церкви Александрийской до времени Афанасия Великого». С 31 окт. 1853 г. преподаватель истории в Нижегородской ДС. 18 апр. 1855 г. утвержден в степени магистра богословия. 11 окт. того же года переведен преподавателем словесности в Симбирскую ДС, 10 окт. 1856 г. назначен ее инспектором с преподаванием психологии, логики и патристики, 26 марта 1874 г. утвержден ректором. 17 апр. 1874 г. рукоположен во иерея (целибат) Симбирским архиеп. Евгением (Сахаровым-Платоновым) , 21 апр. того же года возведен в сан протоиерея. Под рук. Охотина Симбирская ДС значительно выросла в научном отношении, в ней поддерживалась строгая дисциплина. Среди выпускников этого времени были буд. ученые Е. А. Малов и Ф. В. Благовидов , М. С. Флоренсов (впосл. еп. Вологодский Антоний ) и др. Сам ректор преподавал Свящ. Писание и философию. Состоял председателем совета братства Трех святителей, учрежденного в 1879 г. при семинарской церкви и в нояб. 1884 г. преобразованного в Симбирское духовно-просветительное братство (в совет братства вошли директор народных уч-щ Симбирской губ. И. Н. Ульянов как товарищ председателя и директор Симбирской классической гимназии Ф. М. Керенский). 15 янв. 1886 г. совершил литию при гробе И. Н. Ульянова в присутствии В. И. Ульянова (см. Ленин ) и участвовал в отпевании. В 1884 г. назначен председателем епархиального училищного совета, возглавив организацию сети церковноприходских школ в епархии. 13 янв. 1885 г. вместе со свящ. Флоренсовым открыл религиозно-нравственные чтения в семинарской церкви. 2 дек. 1889 г. пострижен в монашество Симбирским еп. Варсонофием (Охотиным) , 3 дек. возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/168380.html

20 февраля Московское синодальное училище церковного пения на Б. Никитской ул. Закрыто после 1917 г. 1918 год – Священный Синод и Высший Церковный Совет приняли постановление о мерах по сохранению духовных школ. В постановлении говорилось: «Признавая необходимым приложить все заботы и меры к сохранению духовной школы в ведении Церкви: 1) предложить епархиальным преосвященным всеми возможными способами выяснить православному населению особливую необходимость в настоящее время сохранения и поддержания духовной школы ввиду ее значения как единственного теперь, при запрещении преподавания Закона Божия в светских школах, рассадника христианского просвещения и призывать духовенство и мирян прийти на помощь духовной школе в ее тяжелых обстоятельствах и, где представится возможность, созвать экстренные епархиальные собрания, там созвать таковые не позже мая сего года; 2) определить в пользу духовно-учебных заведений 6%-го сбора валового церковного дохода 1917 г . в дополнение к ныне взимаемому процентному сбору, каковой и представлять для последнего… применительно к условиям денежной пересылки в переживаемое время; 3) разрешить епархиальным управлениям выдавать на содержание личного состава духовно-учебных заведений и на пенсии по 1 августа сего года потребные средства из свободных переходящих сумм свечных заводов в зачет означенного 6%-го сбора и 4) просить Священный Синод определить положение духовной школы с начала будущего учебного года». 1918 год – Скончался епископ Вологодский и Тотемский Антоний (Флоренсов). Владыка Антоний много потрудился не только на ниве церковного, архиерейского служения (он управлял Дерманской женской обителью, ростовским Спасо­Яковлевским монастырем, в 1894—1895 гг. возглавлял Вологодскую епархию), но и в области духовного наставничества. Талантливый педагог, знаток психологии, классической философии, литературы, точных наук, поклонник античной культуры, он стал другом и духовным руководителем для русских философов, писателей, поэтов нач. ХХ в. (среди них — В. Ф. Эрн, А. А. Блок, Андрей Белый). До самой кончины владыки Антония под его духовным окормлением находился о. Павел Флоренский.

http://pravoslavie.ru/5363.html

Далее Ильинский описывает ощущения: «Я сидел в каком-то столбняке. Что-то как будто ненормальное было и в словах, и в поступках архиерея. “Уж не выпил ли он?”, подумал я. Но ощутить винного запаха мне не удалось, хотя епископ несколько раз очень близко подходил ко мне. Мои размышления прерваны были появлением архиерея, нёсшего из своего кабинета большую кипу бумаг. “Это вот все одно дело, я буду читать, а вы слушайте”. “Ну”, думаю, “совсем я пропал, ведь такое дело и к утру не кончишь”. С тоскливым чувством я смотрел на архиерея-чтеца и в то же время старался вникнуть в смысл читаемого. Епископ читал уже третий лист и все время бросал на меня внимательные взоры. “Устанет же наконец”, утешал я себя. “А ну, как заставит меня читать?” И опять уныние напало на меня. “Какой бы предлог выдумать, чтобы уйти поскорей?” Но в это время, как бы сочувствуя моему положению, пришло на помощь небо: раздался довольно сильный удар грома. Я встал. “Что вы? Испугались? Вы видите, чтобы только поверхностно прочитать это дело, (л. 256 об.) потребуется просидеть всю ночь” и при этих словах он бросил все бумаги на пол. “Ну, с Богом, только если застанет вас дождь, то возвратитесь обратно ко мне”, — благословляя меня, сказал мне пр[еосвящен]ный Антоний. Я почти бегом направился домой, тем более что начал уже накрапывать дождик. Итак, зачем же меня вызывал епископ? Доклада моего он почти не выслушал. Более двух часов я пробыл у него, слушая то хвастливые, то грозные речи. В мае месяце получено было частное известие, что епископа Антония решено уволить на покой. Официально это известие подтвердилось только около половины июня, когда Пр[еосвящен]ный Антоний был уволен от управления Вологодской епархией, с назначением его в Ростовский Яковлевский монастырь на правах настоятеля этого монастыря. Здесь он пробыл недолго. Его перевели в число братии Донского монастыря в Москве, где он и жил до конца своей жизни» . С результатами ревизии связывал увольнение на покой епископа Антония и В. К. Лебедев: «Вследствии разных слухов и отношения Преосвященного Антония к Семинарии, к духовной Консистории, и вообще к делам Епархиального управления, в Вологду неожиданно в половине октября 1894 г.

http://bogoslov.ru/article/6174623

приехали три ревизора: для Епархиального управления Архиепископ Ярославский Ионафан, для семинарии ревизор член Учебного Комитета Петр Ив[анович] Нечаев и для Консистории чиновник Св. Синода Токмаков. Ревизоры пробыли в Вологде несколько дней (дольше всех Нечаев). Между прочим в бытность их в Вологде скончался Император Александр III. После этой ревизии Преосвященного Антония послали управлять (настоятелем) Ростовским Спасо-Иаковлевским монастырем» . Москва. Арсений (Стадницкий) О жизни Антония (Флоренсова) в Донском монастыре сохранилось много воспоминаний. Позволим себе привести лишь одно, не вошедшее в книгу игумена Андроника, упоминание о нём епископа Арсения (Стадницкого). 13 апреля 1902 г., третий день Пасхи: «На третий день, тоже по обыкновению, поехал в Москву для официальных визитов. Митрополит обыкновенно служит в этот день в Чудовом монастыре, а после литургии обед — для архиереев. Так и теперь было, только вдруг неожиданно, точно из земли, появился вездесущий “сын человеческий”, т. е. В. К. Саблер, которого я не видал три года. Он сообщил, что в Великую Субботу умерли два архиерея: Модест, архиепископ Волынский, и Сергий, епископ Астраханский. Бывший при этом, живущий на покое в Донском монастыре, епископ Антоний, когда-то викарий из Волыни, человек нервно-болезненный, стал говорить Саблеру в полусерьёзном тоне, что теперь ему, как бывшему викарию Модеста, должны предложить эту кафедру» . В других местах дневника епископ Антоний характеризуется как «человек не совсем нормальный» и «что называется, развинчен по всем швам» . Примечательно, что и Антоний (Флоренсов) оставил воспоминания об этом обеде, но совсем в другой тональности. «В 11 ч. поехал я в Чудов монастырь на обед к митрополиту Владимиру, на обеде был проездом из Петербурга в своё имение Тульской губ. Владимир Карлович Саблер, он сообщил, что в Великую Субботу в 4 ч. вечера скончался архиепископ Модест в Житомире и в тот же день скончался в Астрахани епископ Сергий. Царство им небесное. С В. К. был разговор о семинарии, что её из Кременца не следует переводить в Житомир» .

http://bogoslov.ru/article/6174623

Оценивая соответствие фактического материала повести с действительностью, она может быть названа документальной: вероятно, книга писалась на основе дневниковых записей — на это указывает и внешнее оформление в виде дневника и изменяющиеся на протяжении книги авторские интонации и взгляд на жизнь. Впрочем, достоверность свидетельства об о. Антонии (Флоренсове) не следует переоценивать — обвинения в пьянстве и сумасшествии не более чем слухи и сплетни, распространявшиеся среди семинаристов. Заметим, однако, что обвинения в пьянстве были достаточно устойчивыми. Обновленческий протоиерей Тихон Шаламов писал в 1923 г. об Антонии (Флоренсове): «Вологодскую кафедру короткое время занимал преосв. Антоний, по рассказам, человек очень умный и решительный, но, к сожалению, не свободный от распространённого в духовенстве недуга: он временами страдал пристрастием к спиртным напиткам» . Весьма осторожный в обвинениях на других Н. А. Ильинский (другие его свидетельства — ниже) пишет также про вологодский период: «Передавали факты, заслуживающие полного доверия, что епископ страдает всероссийским недугом и нередко находится в состоянии невменяемости. Рассказов про образ жизни еп. Антония ходило много, часто чисто фантастических и большею частию мало вероятных и умышленно выдуманных. Но все охотно верили этим рассказам и басням» . Как видим, и здесь дело не идёт дальше передачи чужих (хотя и достоверных) мнений. Во всяком случае поведение вл. Антония было весьма эксцентричным — объясняли его по-разному. Волынь. Архимандрит Симеон (Покровский) В знаменитой «Хронике моей жизни» архиепископа Саввы (Тихомирова) мы находим письмо к нему от 28 декабря 1890 г. архим. Симеона (Покровского). Об Антонии (Флоренсове) в нём говорится следующее: «Во время путешествия и трёхдневного пребывания у Преосвященного мы много говорили и говорили откровенно, но и теперь Преосвященный для меня загадка. Для характеристики его считаю необходимым указать, во-первых, на то, что он считает себя учеником Преосвященного Самарского Серафима (опасно больного в настоящее время), которого прямо называет гениальным человеком, как администратора, юриста, политика и учёного.

http://bogoslov.ru/article/6174623

Все познается в сравнении. По сравнению с тем, что давали отцу Павлу самостоятельные занятия, гимназия представлялась ему пустым времяпрепровождением. Но ведь в гимназии не одни Флоренские учатся. Он по способностям и трудолюбию намного превосходил почти всех своих сверстников, поэтому имел право так критиковать гимназию. Сегодня же дай Бог нашей школе хотя бы приблизиться к тому уровню образования. Ну, а о том, что уроки Закона Божия скорее отвращали от религии, чем укрепляли в вере, писал не только отец Павел, но многие его современники. Потому что преподавался Закон Божий формально, сухо, преподаватели требовали зубрежки. Вот когда в воскресных школах батюшки не ставят никаких оценок, а просто читают детям Евангелие, поясняют, что непонятно, приводят примеры из современной жизни, показывающие актуальность Евангелия, дети могут устремиться к Церкви. А формальный подход к такому предмету, конечно, скорее отвратит их. Но когда не только из школ убрали Закон Божий, но вообще лишили детей возможности получать религиозные знания, стало намного хуже, чем до революции — теперь это очевидно. Брак и монашество — две руки — Отец Павел воцерковлялся под руководством монахов. А сам он никогда о монашестве не думал? — На последнем курсе университете он вместе с другом Андреем Белым пришел к своему духовнику епископу Антонию (Флоренсову). Они просили благословения на монашество, но владыка Антоний понимал, что это скорее юношеский чистый порыв, и посоветовал молодым людям сначала закончить Духовную академию, а там видно будет. Отец Павел закончил, начал преподавать, потом по знамению Божию женился, родилось в их браке пять детей. Но он всегда очень уважал монашество и, что не менее важно, монахи уважали его. В то время черное и белое духовенство часто противостояли друг другу, и ректор Духовной академии, архиепископ Феодор (Поздеевский), даже хотел создать чисто монашескую академию, но к отцу Павлу он относился с большим уважением. Конечно, это надуманное противостояние. Брак и монашество — как две руки. А русское монашество традиционно связано с миром. В первые века монахи полностью отгораживались от мира. Они молились за мир, кем-то из мирян даже руководили как духовники, но на расстоянии, удаленно. А главной целью считали молитву за себя и за мир.

http://pravmir.ru/igumen-andronik-trubac...

239 От чисто негативного отношения к Церкви руководители большевиков в начале 20-х годов перешли к более тонкой тактике: расстановке своих людей на главные позиции в церковной иерархии и подчинение Церкви и ее политики Советской власти. Одним из первых мероприятий на этом пути была организация нового Поместного собора для осуждения патриарха Тихона за контрреволюционную деятельность и отстранение его от сана. «Обновленческий» Всероссийский церковный собор, лишивший Тихона сана, состоялся в начале мая 1923 г. 242 Критике оккультных, неоплатонических и гностических элементов в религии Булгаков посвятил немало страниц в своей книге «Свет Невечерний», однако нужно признать, что его концепция религии, развиваемая в этой книге, сама содержит все эти элементы. Видимо, понимание этого факта стало одной из причин окончательного отказа от философии в 20-е годы. 243 Гиацинтов Василий – студент Московской духовной академии, был дружен с П. А. Флоренским, который женился на его сестре Анне Михайловне. 244 Антоний Флоренсов (1847–1918) – епископ, старец. Анна Михайловна, урожденная Гиацинтова, – жена П. А. Флоренского. Исидор Грузинский (ум. 1908) – иеромонах Гефсиманского скита. 245 О странных отношениях притяжения-отталкивания, определявших дружбу Булгакова и Флоренского, хорошо написала Н. К. Бонецкая в статье «Русский Фауст и русский Вагнер», публикуемой в настоящем издании. 246 А с ним, по-видимому, чувствую это без слов и заключаю из косвенных, до меня доходящих признаков, – опять происходит рецидив того, давно уже прошедшего и погасшего, казалось, люциферовского подполья, которое наглухо закрыто было, но не преодолено (ибо непреодолимо «αγχιραδξη», ведь сам он называл себя несчастным «Гераклитиком») сверхчеловеческим усилием воли. 247 После захвата Константинополя турками население Византии оказалось в чуждой религиозной среде, исповедание православной веры стало преступлением; то же произошло в России после большевистской революции. 248 По-гречески кафолик’он – главная церковь общины, куда ходят все; позже – поместная церковь. На славянские языки слово «кафолическая» было переведено как «соборная», т. е. здесь был подчеркнут аспект единства Церкви. Напротив, в западной, латинской традиции в этом понятии подчеркивался аспект всемирности, в силу этого «кафолический» переводится как «универсальный».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010