Над всей Россией нависла грозовая туча, слышатся приближающиеся раскаты грома и наступает мучительное молчание. И вот, в это время пусть раздастся безбоязненный голос истинных служителей Христа. Пусть появится окружное послание епископов из святынь, чтимых народом. Пусть раскатятся по всей земле святые призывы, и всё доброе в народе, почуя Христа, шевельнётся, стряхнёт с себя путы Зверя, освободится от давящей петли, и тогда народ, уже церковный народ, начнёт новое великое делание на спасение всего мира, которое будет указано Духом Святым. О Господи Христе, отыми робость из сердца служителей Твоих и дай нам смелость и дерзновение возлюбить Тебя делом и исповедать Святое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». 107 «Безбожное дело, убийство Сына Божия как бунтовщика, развращающего народ, свершилось. И этот урок, казалось бы, ужасом пред насильственной смертью должен наполнять душу всякого царя, всякого правителя, всякого священника, всякого патриота, всякого потатчика убийству. Своею казнью Христос казнил всякую казнь. Своим осуждением Христос осудил всякого вершителя чужими жизнями» (Флоренский П. Вопль крови). 109 Обличать безумную власть – долг Церкви и прежде всего архипастырей. Так поступал свт. Тихон в посланиях от 19 января, 18 марта и 7 ноября 1918. Животный страх, недостойный христианина, не позволял это делать потом, а сейчас о святой обязанности тактично забыли. 110 Прочие факты духовного разложения еп. Антония (Флоренсова) см.: 718–721. В его защиту или с упрёками в искажении обстоятельств встречи никто не выступил. 111 Есть свидетельство (Розанов В. Около народной души. М., 2003. С. 42), что москвичи встречались с еп. Сергием (Страгородским) ; но апелляция к молодости в устах 38-летнего ректора СПДА маловероятна. Кто ещё входил в «группу лиц», беседу с которой организовал Ельчанинов, остаётся только гадать. Во всяком случае, налицо аналогия с последовавшей спустя две недели (14 февраля) встречей «группы 32-х» с митр. Антонием (Вадковским) и родившейся в результате первой её запиской, имевшей много общего с требованиями Братства. Таким образом, участники ХББ первыми заставили задуматься иерархов о возрождении истинно церковной жизни и сдвинули их с мёртвой точки. 113 Как установил Колеров, краткую программу ХББ выпустило не только как часть машинописного обращения «К обществу», но и в виде рукописной листовки (Исследования по истории русской мысли. 2001/2002. М., 2002. С.56:65). Текст под заглавием «Верующие против самодержавия» перепечатали: Вперёд. Женева. 1905. 10 марта. 11. С. 11; Революционная Россия. 1905. 15 марта. 61. С. 9. Объявили о возникновении «среди передовой части столичной интеллигенции, профессоров духовной академии, преподавателей семинарий и городского духовенства» ХББ и перечислили его главные задачи газета «Русь» (1905. 28 марта. 79. С. 3), журналы «Миссионерское обозрение» и «Неделя».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

347 В подготовительных материалах к работе «Имена» сохранилась библиографическая отсылка рукой о. Павла: ««Сочинения К. К. Случевского». Т. 5, СПб., 1898, стр. 139». 348 В подготовительных материалах сохранилась следующая библиографическая отсылка: «В. Виндельбандт. – Прелюдии. СПб., 1914, стр. 9. «Что такое философия?»». 353 Из воспоминаний священника Александра Ельчанинова : «Не только как духовник, но и как ученый, психолог, он всматривался в человеческие характеры, из года в год следил и делал записи за отдельными лицами, давал мастерские психофизиологические портреты, и, я думаю, не без влияния его о. Павел Флоренский пришел к задаче найти законы, по которым строится индивидуальная биография, характеристика возрастов, кризисы, характеристика имени и его влияние, планетные типы и так далее». (Иеродиакон Андроник (Трубачев) . Епископ Антоний (Флоренсов) – духовник священника Павла Флоренского//Журнал Московской Патриархии. 1981. 9. С. 74). Из письма владыки Антония в гимназию С. Н. Фишер от 17.09.1911: «Имя – это предзнаменование нравственного воспитания человека, христианина, характеристика его личности и побуждение к той или иной деятельности» (там же. С. 76). 354 Данный текст приведен в подготовительных материалах со следующей библиографической отсылкой: «Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. 1. Сергиев Посад, б. г., письмо 99, стр. 123». 356 Данный текст приведен в подготовительных материалах со следующей библиографической отсылкой: «Г. Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. С лат. перев. В. Алексеев. Изд. 2-е, СПб., 1904, Тиберий, стр. 128». 357 Данный текст приведен в подготовительных материалах со следующей библиографической отсылкой: «Записки, сделанные со слов покойного г-а Александра Михайловича Рылеева. – «Р Старина», 1907, т. 132, стр. 728». 358 Данный текст приведен в подготовительных материалах со следующей библиографической отсылкой: «А. Скалковский. История новой Сечи или последнего коша Запорожского. Изд. 2-е, ч. III, Одесса, 1846, стр. 214, прим. 1».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Наиболее близки ему древние монастырские напевы30 . Проведя многие годы вблизи Троице-Сергиевой Лавры, посещая монастырские службы, слушая монастырское пение, он в полной мере ощутил и своеобразие лаврского богослужения, и особенности монастырского пения. Духовная близость к старцу Гефсиманского скита иеромонаху Исидору, частое посещение скитов Лавры и Зосимовой пустыни, Донского монастыря, где жил на покое его духовник епископ Антоний Флоренсов, церковное служение в деревянном храме села Благовещенское, в домовой церкви Сергиевского Красного Креста с полумонашеским уставом и в Пятницкой церкви (с братией монастыря после закрытия Лавры) дало ему непосредственное восприятие церковного пения, близкого монастырской традиции. Вспоминая о молитвенном пении старца Исидора, он писал: «Но чаще всего Авва Исидор заставлял пришедших к нему петь вместе с ним «Благословенны» на 5-й глас из чинопоследования на Погребение Божией Матери, совершаемое в Гефсиманском скиту 17-го августа, на Успение и Вознесение Пресвятой Девы Богородицы. «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего. Ангельский собор удивися, зря Тебе, в мертвых вменившуюся, душу же в руце Бога предавшую, и с Богом возшедшую, Пренепорочная, со славою божественною в небесная» и т.д. Так пел Деве Марии седовласый Старец Исидор. И по окончании стихов просил гостей своих переписать себе их и петь почаще у себя дома» (25. С. 53 и 80). Местные монастырские напевы, в основе своей строго-гласовые, а также распространенные распевы Киево-Печерской Лавры, Валаамского монастыря, Оптиной пустыни впитали мелодические истоки, идущие от знаменного и других церковных распевов и слились в нерасторжимое целое с духоносными словами богослужебных песнопений. В них, как и во многих древних иконописных произведениях, уже нет следов единичного музыкального творчества, они отшлифовались в церковное выражение смысла неразделимых с ними слов богослужебных стихир, ирмосов, антифонов и других форм литургической поэзии, представляющих удивительно цельное единство слова и напева. Признавая уникальность самобытных церковных распевов, Флоренский сопоставляет их с высшими созданиями музыкального творчества: «в церковных напевах, так тесно связанных с античностью, мы имеем высокое искусство, может быть и даже вероятно высшее вокальное искусство, сравнимое в области инструментальной разве только с Бахом».

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Флоренский П.А. Павел Александрович Флоренский ( 1882 - 1937 ), русский религиозный философ, ученый, священник, последователь В. С. Соловьева Родился 9 января 1882 года возле местечка Евлах (сейчас это территория нынешнего Азербайджана ). Отец – русский, инженер путей сообщения. Мать – из древнего армянского рода, поселившегося в Грузии. Крестили мальчика по настоянию отца в православной церкви в Тифлисе , имя дали в честь апостола Павла . Семья, где, кроме старшего Павла, было еще шесть детей, жила замкнуто. О религии не говорили, в церковь детей не водили. Гимназию Павел окончил с золотой медалью. «Но все, что приобрел я в интеллектуальном отношении, – признавался он много позднее, – получено не от школы, а скорее вопреки ей. Главным образом, я учился у природы». В 17 лет Павел Флоренский пережил глубокий душевный кризис, когда вдруг ясно осознал ограниченность физического знания и понял, что без веры в Бога познание Истины невозможно. В 1904 году Флоренский блестяще оканчивает физико-математический факультет Московского университета. Тогда же он знакомится с епископом Антонием (Флоренсовым) , живущим на покое в Донском монастыре , и просит у него благословения на принятие монашества. Но опытный старец советует молодому ученому не торопиться, а поступить Московскую Духовную Академию для продолжения духовного образования и испытания себя. Флоренский переезжает в Сергиев Посад и на многие годы связывает свою жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой . Он оканчивает Академию , затем в ней преподает. Пишет книги по философии культа и культуры. Здесь у него появляется семья, рождаются дети, здесь он становится священником ( 1911 ). С сентября 1912 по май 1917 редактировал журнал « Богословский вестник ». В первые годы после революции работает в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры . Незадолго перед закрытием Лавры и изъятием мощей преподобного Сергия , по благословлению патриарха Тихона , вместе с графом Юрием Александровичем Олсуфьевым , тайно скрыл честную главу святого.

http://drevo-info.ru/articles/2524.html

Подводя некий итог служения его на кафедре, которое продолжается и поныне, следует отметить, что все усилия владыки были направлены на обретение свободы для Церкви в епархии, столь сильно пострадавшей от рук безбожников. На данный момент в храмах епархии нет старост, а председателями приходских советов являются сами настоятели. Приходы облагаются со стороны епархии налогами исключительно номинального размера. 25 февраля 1998 года епископ Прокл был возведен в сан архиепископа. В 1998 году, в год 350-летия Симбирска–Ульяновска, архиепископ Прокл Президентом РФ награжден орденом Дружбы. В том же 1998 году был канонизирован глубокопочитаемый в поволжских епархиях блаженный Андрей Симбирский, чудотворец, а в 2004 году в епархию вернулся прах ее первого преосвященного – архиепископа Анатолия (Максимовича). Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 17 июля 2001 года определено «преосвященным Ульяновским титуловаться Симбирский и Мелекесский, епархии именоваться Симбирская и Мелекесская»». Богатая история края с большим числом народов совершенно разных верований и культур определила и особенности, и проблемы, перед которыми встало сначала первое духовенство крепости Синбирск, а затем и симбирские преосвященные. Эти проблемы взаимоотношений между населяющими край народами встают и по сей день. В XX веке, разумеется, на первый план вышла проблема выживания Церкви и ее взаимоотношений с государством. Изучение того, как епископы справлялись со всеми этими задачами на всех этапах истории епархии, является доказательством значимости личности архиерея. На первых этапах существования это были энергичные люди – архиепископы Анатолий (Максимович), Феодотий (Озеров), Феоктист (Попов). Эти люди фактически создали епархию, сделав ее одной из образцовых. Архиепископ Анатолий основал Симбирскую духовную семинарию, такую же образцовую, выпускниками которой стали: родственник, духовный отец и учитель отца Павла Флоренского епископ Антоний (Флоренсов), великий архидиакон Константин Розов, знаменитый художник Аркадий Пластов, оперный и камерный певец Семен Ильин, член Императорской Академии художеств Иван Цветков, известный художник и коллекционер картин Дмитрий Архангельский, выдающийся хормейстер Сергей Ягодинский, профессора Алексей Миртов и Владимир Керенский, а также множество священномучеников – людей, которые целыми курсами гибли за веру Христову. Преподавателями семинарии были не менее выдающиеся люди, среди которых был И.Е. Халколиванов; известный археолог и археограф, сотрудник А.В. Горского К.И. Невоструев; составитель известного толкования Апокалипсиса святого Иоанна Богослова М. Барсов .

http://pravoslavie.ru/31388.html

Вологодский знакомый автора Капитон Дмитриевич Дмитриев. В рукописи число исправлено из: 20. Так в рукописи. Номер письма проставлен сиреневым карандашом. По хронологии ему следовало бы идти после 24.Помета И. Н. Суворова:Отвеч. 29 декабр. 1894. Получ. 29 декаб. 1894. Владимир (Петров; 25 мая 1828 г. – 2 сентября 1897 гг.), 16 марта1880 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии, с 6 августа 1883 г. епископ Томский и Семипалатинский, с 6 марта 1886 г. епископ Ставропольский и Екатеринодарский, с 25 ноября 1889 г. епископ Нижегородский и Арзамасский, с 7 мая 1892 г. архиепископ Казанский и и Свияжский. Был профессором Петербургской духовной академии, с 1881 г. – почетным членом Казанской духовной академии, являлся крупным миссионером и проповедником (Смолич И. К. Указ. соч. Ч. 1. С. 697). В рукописи слово написано над строкой. Так в рукописи, таков стиль автора. Первый епископ Иркутской епархии в 1727–1731 гг., причислен к лику святых в 1804 г. День памяти 26 ноября (Смолич И. К. Указ. соч. Ч. 1. С. 399, 561, 694; Ч. 2. М., 1997. С. 225, 252, 260, 261,449, 458, 614). Сщмч. Герман (Полев-Садырев; +6 ноября 1567 г.), архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря, второй (после Гурия Руготина) архиепископ Казанский и Свияжский в 1564–1566 гг. Так в рукописи. Варсонофий (Курганов; 1839–1904 гг.), 21 июня 1892 г. хиротгнисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии, с 10 декабря 1894 г. епископ Глазовский, викарий Вятской епархии, настоятель Вятского Успенского монастыря. Антоний (Семенов-Флоренсов; 27 августа 1847 г. – 20 февраля 1918 г.), 2 августа 1890 г. хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии, с 30 апреля 1894 г. епископ Вологодский и Тотемский, 12 декабря 1895 г. уволен ан покой с управлением Ростовским Яковлевским монастырем, 11 февраля 1898 г. отстранен от управления монастырем и определен на местожительство в Донской монастырь. Странствовал, юродствовал, считался прозорливым. В 1904–1918 гг. являлся духовником о. Павла Флоренского (Вологодские епархиальные ведомости. 1894. Прибавления к 15. С. 217–218; 17. С. 246–260; 1895. 14. С. 235–237; Смолич И. К. Указ. соч. Ч. 1. С. 681).

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

48 “После многократного и внимательного прочтения, – писал Владыка Феодор, – нахожу необходимым выпустить из Вашего сочинения всю главу о Софии, тем более, что она вошла в полное издание Вашей книги и Вы еще хотите работать по этому вопросу...” Гаврюшин Н. По следам рыцарей Софии. М., 1998. С. 117. Отец Павел был рукоположен архиепископом Феодором во диакона и пресвитера в апреле 1911 года. Анроник (Трубачев), архим. Епископ Антоний (Флоренсов) – духовник священника Павла Флоренского //ЖМП. М., 1981. N 10. С. 72. 54 См. Тарасова В. На перепутье: Полемика по вопросам реформы высшей Духовной школы в России в начале XX века//Встреча. Сергиев Посад, 1998. N 1 (7). С. 14–22. 57 В докладной записке были высказаны следующие требования: немедленно удалить Ректора, учредить полную автономию Академии, упразднить Совет профессоров и заменить его советом Академии, в состав которого наряду с преподавателями вошли бы и представители студенчества с правом решающего голоса, избирать ректора из белого духовенства, отменить вступительные экзамены, распределить стипендии в соответствии с материальными нуждами студентов, отменить бальную систему отметок и оценки по поведению, перевести Академию в Москву. Половинкин С. М. Московская Духовная Академия от февраля к октябрю 1917 года//Начала. М., 1994. N 4 (10). С. 119. 64 Сорокин В., прот., Бовкало А. А., Галкин А. К. Духовное образование в Русской Православной Церкви при Святейшем патриархе Московском и всея Руси Тихоне (1917–1925)//Христианское чтение. СПб., 1992. С. 25–26. 67 Дамаскин (Орловский), иером. В огненном испытании: Архиепископ Феодор, Данилов монастырь и судьба Русской Православной Церкви в XX столетии//Даниловский благовестник. М., 1996. N 8. С. 51. 70 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти (1917–1943). М.,1994. С. 140. 74 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти (1917–1943). М.,1994. С. 296.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Уже в гимназии Понтий дал обещание посвятить свою жизнь Богу и даже изъявил желание уйти в монастырь, но Петр Виссарионович, узнав о таком намерении, отругал сына и запретил бросать учебу. В гимназии Понтий вел строгий образ жизни, который не изменил и после поступления в Московский университет. Надо сказать, что сокурсники и там посмеивались за глаза над Понтием, однако в его присутствии побаивались неподобающим образом высказаться о Боге 26 . В Москве Понтий заболел и в феврале 1896 года перенес сложную операцию 27 . Врачи прогнозировали почти стопроцентный летальный исход, и Понтий поехал прощаться с отцом, который жил тогда в Великом Устюге. К счастью, операция прошла благополучно, но болезнь так истощила силы молодого человека, что ему пришлось написать прошение об увольнении из университета по состоянию здоровья 28 . После смерти отца (1896) он перебрался в Великий Устюг и 9 декабря 1897 года поступил псаломщиком в Лальск в Воскресенский собор, осуществив свою давнюю мечту служить Церкви 29 . Накануне смерти отец благословил его вступить на путь священства, не поддержав, однако, стремления к монашеству 30 . Служа псаломщиком в соборе, по благословению настоятеля Понтий говорил проповеди , которые собирали немало народа. У него обнаружился несомненный дар проповедника, привлекавший к нему людей. За помощью в составлении проповедей к нему нередко обращались священники из других храмов. В Лальске Понтий пробыл недолго. Ему пришлось покинуть собор по причине симпатий к нему дочери настоятеля. Не желая создавать напряженную ситуацию своим присутствием, Понтий уехал из города и обратился за благословением к владыке Антонию (Флоренсову) в Великом Устюге, изъявив желание уйти в монастырь 31 . Однако владыка отказал, посоветовав избрать путь священника в миру. Стремясь лучше разобраться в себе, Понтий уехал в продолжительное паломничество по святым местам, во время которого встречался со многими подвижниками того времени: преп. Варнавой Гефсиманским , преп. Иосифом и Анатолием Оптинскими и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

В 1880 г. викарием Волынской епархии еп. Острожским Виталием (Гречулевичем) при К. м. в память о древнем Богоявленском братстве было учреждено Свято-Николаевское братство, духовно просвещавшее местных жителей. При непосредственном участии и надзоре преподавателей семинарии братчики проводили в соборном Николаевском храме и на приходах города внебогослужебные чтения и просветительские беседы, обучали паству всеобщему церковному пению (привлекался местный архиерейский хор), боролись с сектантством, занимались благотворительностью. В кон. 1888 г. председатель братского совета преподаватель Волынской ДС иером. Владимир основал в Николаевском храме б-ку и пожертвовал ок. 70 экз. книг духовного содержания из личной коллекции. По подписке б-ка получила «Троицкие листки». В 1890 г. в 2-этажном монастырском каменном доме К. м. разместилась братская церковноприходская школа. Настоятелями обители в кон. XIX - нач. ХХ в. были епископы Острожские: в 1883 г.- Израиль (Никулицкий), в 1883-1890 гг.- Александр (Закке-Заккис), в 1890-1894 гг.- Антоний (Флоренсов) , в 1894-1898 гг.- Мефодий (Никольский), в 1898-1902 гг.- Серафим (Мещеряков) . После образования Кременецкого викариатства обитель возглавляли епископы Кременецкие, имевшие здесь резиденцию. Среди них были преосвященные Паисий (Виноградов; 1902), Димитрий (Сперовский ; 1903-1904), Амвросий (Гудко ; 1904-1909), Никон (Бессонов ; 1909-1913), открывший школу псаломщиков, и Дионисий (Валединский ; 1913-1922; впосл. митрополит Варшавский и всея Польши). К 1892 г. в обители проживали настоятель епископ Острожский, 5 иеромонахов, иеродиакон, диакон, 25 послушников. Мон-рю принадлежали 2 дес. 43 кв. саж. усадебной земли, 30 дес.- пахотной и 10 дес. леса под кустарниками. Кроме жалованья, отпускаемого ежегодно в количестве 560 р. за заведование приходом, др. средств К. м. не имел и пользовался содержанием от Дерманского мон-ря. Подсобное хозяйство обители разместилось на хуторе Березина, расположенном на северо-западе от Кременца. Хозяйство состояло из 2 «стодол» и сарая, а также каменного дома для монахов и архиерейской дачи.

http://pravenc.ru/text/2459001.html

П.А. Флоренский и его статья «Обратная перспектива»//Ученые записки Тартуского университета. 1967. Вып. 198. 9 Учение о Софии прот. Сергия Булгакова было осуждено независимо друг от друга двумя частями Русской Православной Церкви в 1935 г. Согласно Указу Московской Патриархии за 1651 от 7 сент. 1935 г. (и повторно – за 2267 от 27 дек. 1935 г.), софиология Булгакова «изменяет догматы православной веры» и содержит учение, «опасное для духовной жизни»; также, определением Архиерейского Собора РПЦЗ от 30 окт. 1935 г. «О новом учении протоиерея Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией», софиология прот. С. Булгакова была признана ересью. Относительно концепций Флоренского (в том числе и софиологии «Столпа и утверждения Истины») никаких определений в этих документах не было. 10 Отдельные, очень важные для понимания Флоренского перипетии и нюансы этой «борьбы» зафиксированы в его переписке с родителями, которая, наряду с другими письмами 1900–1904 гг., опубликована в издании: Флоренский П.В. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы: в 2 т. М., 2011–2015. Об отношении к религии в семье, в которой Флоренский родился и вырос, см., напр., в его письме епископу Антонию (Флоренсову) 11 июля 1904 (Там же. Т. 1. С. 646); ср. о том же в записях воспоминаний в 1920 е гг. ( Павел Флоренский , свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М.., 1992. С. 115–117:126). 12 См. в письме Флоренского матери 23 декабря 1902 г. по поводу отношения к Рождественской ёлке: «Вы хотите на наше прошлое... смотреть высокомерно: вот отсюда высокомерное отношение к религии, к обычаям... и в этом отношении наше воспитание является величайшим злом... Сейчас, например, я считаю себя православным, а, между тем, вполне признавая теоретически истины Церкви, не могу исполнять и проводить их на практике...» (Флоренский П.В. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы. Т. 2. С. 163). 13 См. письмо А. Ельчанинова 30 января 1903 г.: «Меня поразила пассивность, слабость, неподготовленность попов... Тут я наглядно убедился, что церковь православная – телец, как говорит М[ережковский], и возрождения от неё нельзя и не надо ждать» (Там же. Т. 2. С. 227; Также см.: Переписка 1902–1903 гг. между А.В. Ельчаниновым и П.А. Флоренским//Вестник ПСТГУ 1. Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 107–108).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010