В Прибавлениях к «И. е. в.» основное место занимали материалы по истории Церкви в Сибири, исторические очерки отдельных храмов, церковных школ и др. В Прибавлениях печатались статьи почти обо всех мон-рях епархии: Посольском в честь Преображения Господня мон-ре (1872. 12-14, 19-20, 22, 28, 44, 46; 1881. 44; 1892. 52), нерчинском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре (1883. 45), иркутском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре (1890. 14. С. 1-6; 15. С. 1-8; 17. С. 1-5; 20. С. 1-7; 21. С. 1-8; 24. С. 1-6; 25. С. 1-5; 26. С. 1-4; 27. С. 10-12), иркутском в честь Вознесения Господня мон-ре (1905. 3/4. С. 168-192; 1908. 24. С. 649-652; 1910. 4. С. 99-105; 1911. 11. С. 232-242; 1912. 3. С. 39-42; 1914. 13/14. С. 434-443), иркутском Князь-Владимирском мон-ре (1906. 20. С. 533-538; 21. С. 560-565), Усть-Киренском во имя Св. Троицы мон-ре (1912. 15. С. 449-451). Опубликованы летописи храмов Иркутской епархии: «Летопись Градо-Иркутской Преображенской церкви, ведена с 1867 г.» (1875. 23. С. 315-320), «Летопись Градо-Иркутской Крестовоздвиженской церкви с 1717 по 1771 г.» (1875. 26. С. 353-358; 27. С. 371-376; 35. С. 467-479; 36. С. 483-487; 37. С. 499-506; 38. С. 515-524; 39. С. 535-543; 40. С. 553-554; 41. С. 563-568; 42. С. 575-588; 45. С. 615-619; 47. С. 636-638), «Летопись Успенской церкви г. Иркутска, составленная по архивным актам бывшим настоятелем сей церкви, свящ. Иоанном Родионовым» (1876. 26, 29), «Летопись Верхнеудинского округа, Урлакской волости, Малокударинской Покровской церкви, составленная по архивным делам и по сохранившимся преданиям» М. Рещиковым (1876. 50-51), «Летопись Усть-Кяхтинской Тихвинской церкви» (1882. 36-38), «Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа», составленная И. Протопоповым (1892. 1-3), «Краткая летопись (1791-1891) существования храма в Бирюльском селении, Иркутской губ., Верхоленского округа, Качугской волости», составленная А. Колодезниковым (1892. 4-5). Значительные по объему материалы о Тобольских и об Иркутских архиереях подготовил к печати прот. П. Громов. В течение неск. лет выходили публикации о Тобольском свт. Антонии (Стаховском) (1863. 13. С. 165-170; 14. С. 190-193), об Иркутских епископах свт. Иннокентии (Кульчицком) (1863. 15, 17, 21-24, 26; 1864. 1-5, 7-8, 10-13, 15, 17-40, 46; 1865. 2, 4-6), об Иннокентии (Неруновиче) (1867. 24-28, 34, 43-47, 50-52; 1868. 3, 48-49, 51; 1869. 25, 39; 1870. 29, 39, 43, 48, 52), о Михаиле (Бурдукове) (1879. 47-49). Громов был автором множества др. статей (иногда неподписанных) по истории Иркутской епархии. В 1863-1888 гг. в журнале были напечатаны 35 Слов и поучений свт. Иннокентия (Кульчицкого).

http://pravenc.ru/text/674059.html

Вскоре после кончины И. над его надгробием в Успенско-Софийском соборе была помещена надпись в стихах, составленная, возможно, его преемником на Черниговской (1713), а затем и на Тобольской (1721) кафедре свт. Антонием (Стаховским). Икона, перед к-рой молился И. перед кончиной, была поставлена в алтаре придела, в к-ром он был похоронен. Позже она прославилась чудотворениями и стала известна как Тобольский образ Божией Матери. В 1741 г. Антониево-Феодосиевский придел из-за ветхости разобрали, и могила И. до 1753 г. находилась под открытым небом. В 1751-1753 гг. был построен каменный придельный храм, могила с деревянным надгробием вновь оказалась в алтаре. В 1826 г., в ходе ремонтных работ в храме, могилу И. вместе с надгробием перенесли на противоположную сторону алтаря. В 1918 г. в прежней могиле святителя был погребен Тобольский и Сибирский еп. сщмч. Ермоген (Долганёв) . С 1798 г. при соборе велась запись чудес, совершавшихся у мощей И. Свт. Иоанн (Максимович). Шитая икона. Ок. 1916 г. До нач. 20-х гг. XX в. находилась в Тобольске, совр. местонахождение неизвестно Свт. Иоанн (Максимович). Шитая икона. Ок. 1916 г. До нач. 20-х гг. XX в. находилась в Тобольске, совр. местонахождение неизвестно В 1844 г. на средства купца и золотопромышленника Н. Ф. Мясникова, обновившего убранство придельного храма, над местом погребения И. был воздвигнут мраморный памятник в виде круглой колонны с митрой, крестом и омофором, окруженный чугунной решеткой с медной памятной доской. Рядом помещались живописное изображение святителя и еще один, тоже мраморный, памятник с живописным портретом И., украшенным серебром и драгоценными камнями. Здесь же висела памятная серебряная медаль в благодарность святителю за совершенные исцеления. В 1867 г. придел был расширен и освящен во имя свт. Иоанна Златоуста, небесного покровителя И. В результате место погребения святителя оказалось вне алтаря, и его почитатели могли молиться у гробницы и брать с нее песок. По пятницам и субботам в приделе совершались заупокойные литургии и панихиды. В 1891 г. на средства Тобольского и Сибирского еп. Иустина (Полянского) на памятник И. был возложен медный венок с крестом. По распоряжению епископа с 10 июня 1891 г. в приделе было установлено ежедневное (кроме времени поста) служение литургии с поминовением И. и панихид по святителю. С 1892 г. на гробнице И. лежало издание «Илиотропиона» для чтения богомольцами. В 1900 г. Тобольский и Сибирский еп. Антоний (Каржавин) на собственные средства соорудил над гробницей И. серебряную раку, куда позднее были переложены мощи святителя. С 1879 г. в день кончины И. в Тобольске из кафедрального собора в подгорную часть города совершался крестный ход с участием всего городского духовенства.

http://pravenc.ru/text/468961.html

Неопубликованное произведение И. «Рассуждение о Боге» считается утраченным. И. начал работу над переводом сочинения Фомы Кемпийского «О подражании Христу», который был завершен свт. Антонием (Стаховским) и издан в 1740 г. В «Путнике» И. писал, что оставил в Чернигове ряд неопубликованных сочинений: «Много оставих писаний, к типу зготованных; не вем, аще увижу к чтению изданных. Кая ми польза, егда вся под спудом погребены пребудут?» ( Серафим (Шлыков). 1985. С. 72). Из этого следует, что в наст. время известен далеко не полный перечень сочинений И. Неопубликованное соч. «Царица неба и земли», к-рое ошибочно приписывали И., принадлежит перу архиеп. Лазаря (Барановича). Нек-рые авторы приписывали И. лексикографические труды «Латино-русский лексикон» и «Собрание чужестранных слов, употребительных в русском языке»; автором этих работ был И. П. Максимович, племянник И., работавший в 1718-1728 гг. переводчиком при Московской типографии. В истории лит-ры сформировалось критическое отношение к религиозно-нравоучительным поэтическим произведениям И. Для поэтики его объемных сочинений, по мнению отдельных исследователей, свойственна перенасыщенность художественными тропами, к-рые должны были способствовать укреплению христ. чувств; между тем современниками, особенно столичными поэтами, выспренность выражений и велеречивость писателя воспринимались как плохой вкус ( Шильникова. 2008). В частности, «Алфавит...» вызвал резкую критику А. Кантемира, младшего современника И. Однако произведения И. неоднократно издавались в XVIII-XIX вв., что свидетельствует об их востребованности Церковью и обществом. Как подчеркивает иеродиак. Серафим (Шлыков), сочинения И. имели исключительную важность для Церкви, они были необходимы для правильного осмысления ключевых вопросов правосл. сотериологии, раскрывали проблематику духовной жизни христианина, содержали полезные для христиан духовно-нравственные назидания. Соч.: Феатрон, или Позор нравоучительный... [Чернигов], 1708; Молитва «Отче наш», на седмь богомыслий расположенная.

http://pravenc.ru/text/468961.html

Повествуя о чудесах Божиих, И. подчеркивает их назначение - направить сознание и волю человека к его спасению. «Алфавит...» заключает в себе некоторые богословские моменты; в частности, под буквой «Омега» И. пишет, что настоящий путь к богопознанию проходит через самопознание, через нравственное самосовершенствование. В др. месте этого сочинения И. размышляет о Промысле Божием, о богостроительстве мира. «Зерцало от Писания Божественнаго» («Нравоучительное зерцало»), посвященное генеральному судье В. Л. Кочубею, в 1705 г. издавалось дважды. Наиболее полное, 2-е издание содержит помимо молитвословий и предисловия иером. Антония (Стаховского) 3 проповеди И., произнесенные им в бытность проповедником Киево-Печерского монастыря: «О Страшном суде», «В день Рождества св. Иоанна Крестителя» и «На преставление святителя Иоанна Златоуста». Некоторые исследователи считают, что в книге в основном представлены компиляции проповедей свт. Иоанна Златоуста ( Николаев. 1999. С. 266). В 1707 г. вышли 2 сочинения И.: «Псалом пятидесятый, от Писания взятый» - толкование 50-го псалма и пересказ евангельской истории о Христе и раскаявшемся разбойнике (изд. в типографии Киево-Печерской лавры) - и «Богородице Дево, радуйся» (изд. в Чернигове). Последнее - самое обширное из поэтических произведений И.: оно содержит более 23 тыс. стихов. В этой книге святитель в стихотворной форме изложил молитву «Богородице Дево» и др. хвалебные песни в честь Богородицы, а также поместил рифмованное толкование Богородичного канона, собрание свидетельств Свящ. Писания, Свящ. Предания и церковной истории о почитании Пресв. Богородицы и о Ее чудесах. Завершается книга описанием чудес от икон Божией Матери, в к-ром особое место занимает описание чудотворений от Ильинской Черниговской иконы Божией Матери, явленной в 1658 г. Цель книги, по словам автора, заключалась в том, чтобы для пользы чтущих «расширить посланную от Бога через ангела песнь похвальную» Божией Матери. Некоторые молитвы Богородице даны им в стихотворной форме, дополнены. Признавая компилятивный характер сочинения, И. писал: «Не новое аз пишу, з святых собираю… слово многими рифмами разширяю» (цит. по: Николаев. 1999. С. 267). Он отмечал, что часть сведений им была заимствована из сборника св. Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Свт. Димитрий критически отнесся к выходу в свет сборника стихотворных молитв Богородице, он писал по этому поводу в одном из писем митр. Стефану (Яворскому): «Бог дал тем виршописцам друкарню, и охоту, и деньги, и свободное житье, но мало кому потребные вещи на свет происходят» (цит. по: Николаев. 1999. С. 267).

http://pravenc.ru/text/468961.html

По мысли членов Синода, круг основных претендентов на единый пост обер-священника, в ведении которого могли бы находиться религиозно-нравственные вопросы в армии, на флоте, в гвардии и гренадерских частях, ограничивался следующими тремя кандидатурами: придворный протоиерей Николай Музовский; протоиерей придворного собора Григорий Мансветов ; полевой обер-священник 1-й армии Алексий Карышев. Император Николай I на полученном им синодальном докладе нанес следующую резолюцию: «Доклад сей не разрешаю, а велеть протоиерею Карышеву прибыть сюда для исправления сей должности на испытание» 1 . Неожиданно и внешне беспричинно император изменил свое первоначальное повеление на новое: «Не призывать Карышева сюда, а велеть на пробу исправлять должность протоиерею Мансветову» 2 . Таким образом, окончательная формулировка высочайшего повеления в отношении должности обер-священника армии и флота исторически оказалась зафиксированной 19 сентября 1827 г. На место же А. А. Торопогрицкого обер-священником при Главном Штабе гвардии назначили придворного протоиерея и члена Синода Н.В. Музовского. В итоге Н.В. Музовский стал занимать должность не только члена синодальной комиссии духовных училищ, но и одновременно являлся императорским духовником, а также обер-священником Главного Штаба и управляющим гвардейским духовенством. С 1836 г. управлению обер-священника Н.В. Музовского стало подчиняться придворное духовенство 3 . В 1844 г. в состав ведомства главного священника гвардейского корпуса вошли церкви и духовенство 16 полков гренадерского корпуса, а с 10 ноября того же года должность обер-священника Главного Штаба была переименована в должность обер-священника гвардейского и гренадерского корпусов. Что же касается самого протоиерея Г. И. Мансветова , то его в должности обер-священника армии и флота окончательно утвердили лишь 12 апреля 1830 г., историческим свидетельством чему является соответствующий именной указ Святейшему Правительствующему Синоду Член императорской Российской академии, придворный протоиерей и член Святейшего правительствующего Синода Русской православной церкви Григорий Иванович Мансветов (Мисюрев) родился 28 января 1777 г. в г. Тобольске, в семье священника Апостоло-Андреевской церкви, и по праву вошел в круг выдающихся людей, чья жизнь связана с г. Тобольском: церковный деятель протопоп Аввакум; канонизированный в составе Собора сибирских святых митрополит Антоний (А. Г. Стаховский); композитор, пианист и дирижер А.А. Алябьев; ученый-энциклопедист Д.И. Менделеев и др. В период обучения в г. Тобольске молодой семинарист Г.И. Мисюрев обрел свою новую фамилию Мансветов. Причиной смены фамилии явилась не тяга к обретению ее благозвучия, а стремление продемонстрировать окружающим кротость и незлобивость своего характера: в переводе с латыни слово «mansuetus» означает кроткий, скромный.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Благодатью убо Божией помоществуемый, яхся предлежещего ми дела, и понеже в оно время брат мой родной Павел Яворский бысть Протопоп Нежинский, изволися в Богоспасаемом граде Нежине, храм он Богородичин устроить, яко да призрением Протопоповым, моим же иждивением здание оно устрояемо будет. Начатся же здати сей, храм Богородичин в лето Христово 1702 и совершися в лето Христово 1716, и в то же лето месяца Июля в день 22 освятися четырьмя Архиереями, сиречь: Преосвященным Кир Иоасафом Кроковским, Митрополитом Киевским, Галицким и всея Малой России, Преосвященным Кир Антонием Стаховским, Архиепископом Черниговским и Новгородским, Преосвященным Кир Кириллом Шумянским, Епископом Переяславским, и Мной, недостойным Митрополитом Рязанским и Муромским, присущим в посвящении и служении многим Архимандритам, и Игуменам, Протопресвитерам же и Пресвитерам и всему священному собору, при немалом мирского начальства собрании. Сим так бывшим и освящению совершившуся, изволися Духу Святому и всему освященному собору церковь новопосвященную Благовещенскую наречь Назаретом Богородичным, и монастырю быть при ней, а не мирской парохиальной (приходской) церковью. Благоволением убо Монаршеским, и благословением всех иерархов тогда присутствующих, а наипаче Пастырским соизволением первопрестольника Киевского, яко Епархии той обладателя, устроихом при сем Назарете Богородичином Архимандрию вечными времены Киевским Митрополитом подлежащую. Монастырю же ветхому Рождества Пресвятой Богородицы, вне града Нежина стоящему, со всеми его пожитками и угодьями уставихом быти подчиненну новому монастырю Благовещенскому, и Наместнику в нём быти, а не Игумену от Архимандрита Благовещенского, по своему его рассмотрению посылаемому. Самому же Архимандриту в сей Назарет Богородичин посвящаему и посылаему быти не от иного кого-либо, точию от Митрополита Киевского, как от своего правильного Пастыря и Епархии той властелина. Сим тако твёрдо и непреклонно быти ведения ради будущим родом, оба Архиерея, Киевский же и Рязанский, утверждаем и крепостными грамотами с подписанием рук наших и с приложением печатей укрепляем.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

После кончины свт. Иоанна (Максимовича) святитель Филофей, вступив во второй раз в управление Сибирской митрополией (1715—1720), вынужден был заняться делами епархиального управления, не оставляя, однако, и своей просветительской и миссионерской деятельности. Летом и осенью 1716 г. он проповедовал Евангелие остякам Сургутского уезда, а на следующий год отправил священников и монахов в Нарымский и Котский уезды, сам же предпринял путешествие на крайний север Сибири — в Обдорский край. К сожалению, обдорская миссия 1717 г. не увенчалась успехом. В 1719 г. для обозрения своей огромной епархии владыка предпринял путешествие, продолжавшееся около двух лет. Во время этой поездки он посетил города Томск, Туруханск, Енисейск, Иркутск, побывал за Байкалом, в Селенгинске и во многих других местах Сибири. Им были крещены енисейские остяки, чулымские татары, кистимцы, посеяны первые семена христианской веры среди тунгусов и камчадалов. Вернувшись в Тобольск в 1720 г., уже больной, митрополит сразу же попросил государя об увольнении на покой. Вместе с тем он доносил царю, что «во все время своей миссионерской деятельности он обратил в христианскую веру до 30 тысяч инородцев и построил для новокрещенцев 37 церквей» С. 146]. По приезде в Тобольск нового митрополита, Антония (Стаховского), в 1726 г. митр. Филофей предпринял свое последнее миссионерское путешествие к обдорским остякам в надежде, что оно будет более успешным, чем в первый раз. Когда он проезжал по прежним местам своей проповеди, крещеное остяцкое население везде встречало его, как своего духовного отца и учителя, с любовью и благоговением. Однако обдорские остяки встретили миссию враждебно и не подпустили судно к берегу. Угрожая убить всех миссионеров, князь Гандин не только настраивал остяков против миссионеров, но и подстрекал убивать и грабить всех крестившихся остяков Обдорского округа. Не добившись результатов, миссионеры вернулись в Тобольск, а митр. Филофей — в свой Троицкий монастырь. Принимать крещение обдорские остяки начали уже после смерти митр. Филофея, и первая церковь у них была построена в 1745 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Поэтому никто не удивлялся, когда Тобольский митрополит Антоний Стаховский, снабжая отправляемого в Камчатку священника Ермолая Иванова, инструкциею, поместил в ней против нечистой жизни такую меру: блудников смирять монастырским смирением плетьми, и в цепь садить. И наказание и казенные выражения были в потребности того времени, между которым и ньнешним легла теперь, бездна, в коей скоро погрязнет самая память о наказаниях телесных. Исполнительный обряд судебных приговоров оканчивался взятием от осужденных подписок, что наказание над ними выполнено, и на сей раз кончен обвещением прихожан Бирюльской Церкви, где служил Орлов, посредством архиерейской грамоты, сохранившей для нас некоторые любопытные подробности. Святитель изложив в ней весь ход дела, пишет: объявляю, чтоб его (Орлова) вы не признавали впредь за священника, но за простолюдина. Понеже правильно отчужден священства и не попускаем ему впредь никогда ниже епитрахили нася восприимати, и ни с какою, потребою в домы к вам входити, и ничего не исправляти, хотя бы и за великою нуждою. А на его место к вам изберите между собою мужа благочинного и искусного в божественном писании, и ни в чем не подозрительна, и при заручном вашем доношении к нам пришлите, который по данной нам власти от самого Спасителя, вскоре произведен будет на святый степень священства. Прочее же Бог любве и мира да будет с вами. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святого Духа буди со всеми вами! Аминь. С сего же объявительного нашего указа точная копия прибиется от старосты церковного на дверях церковных, дабы сие всем было известно. Независимо от сей грамоты тогда же был послан за рукою Преосвященного особый указ Церковному Старосте в такой силе, чтоб он, собрав прихожан, велел пономарю прочитать пред ними решение об Орлове, и за тем прибил бы копию к церковным дверям. А о передаче Орлова в ведомство светское сообщено из Архиерейского Приказа Иркутской Провинции в канцелярию Надворного Суда. В заключение всего, лишенный сана Орлов отдан на поруки устюжанину Ивану Анфимову сыну Гончарову.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преосвященству вашему всех благ желатель и служити готовый А. М. Т.» Святитель Иннокентий того же 6 числа предписал Иркутскому заказчику соборному протопопу Петру Григорьеву отпеть о почившем великую панихиду собором и в прочих церковных церемониях поминать по-надлежащему и о том же разослать копии с сего предписания по всем церквам, а от себя послал в той же силе указы по всем монастырям. Но внимание Первосвятителя Иркутского, которое желал бы он все вполне обратить на благоустройство запущенного, расстроенного непорядками края, было, к прискорбию его, на самых первых порах развлечено делами, слишком приходившими Ему не по сердцу. Провидению угодно было поставить Его под крестом столкновения с архимандритом Антонием Платковским, который много еще потревожит праведника своими кознями. Напредь сего козни Платковского были прикрыты; они касались лично особы Святителя, и он как бы не замечал их. Но теперь вызовут Терпеливого на их отражение. Управление Святителя Иннокентия 1728 год Каких ради благословных вин Тобольский митрополит Антоний Стаховский не уступил Иркутскому архиерею Селенгинскую Троицкую обитель, хотя она находилась в центре новооткрытой Иркутской епархии, таких же ради благословных вин митрополит оставил за собою и церкви вниз по Ангаре начиная от Балаганска, также по Лене и по Илиму и монастырь Киренский, тогда как все сии местности были в пределах Иркутской провинции. Да не оскорбится память Тобольского владыки, если скажем, что раздел основан был на видах исключительно вещественной экономии Тобольской кафедры. Встретим хартии, в которых сам Преосвященный Антоний очень ясно выскажется в подтверждение нашей более чем догадки. Но такой образ действования не мог понравиться праведному Иннокентию, искавшему, по выражению апостола, не своея пользы, но многих, да спасутся ( 1Кор. 10:33 ). Сначала, когда получил он указ о бытии епископом Иркутским и Нерчинским, без всякого ограничении пределов поручаемой Ему по ту и по другую сторону Байкала епархии, ничего не подозревая, наряду с другими забайкальскими монастырями он подчинил себе и Троицкий Селенгинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В городе Новомоскве, при Троицком соборе, колокольня с колоколами составляет особую ценность. Из колоколов самый большой в 262 пуда 24 фунт[а]; он один ценился в 7220 руб[лей]. «В детстве слышал я, – говорит Григорий Надхин, – от кого-то, что один из этих колоколов пожертвован Потемкиным, но потом ни от кого нигде не случалось мне слышать подтверждение этого» 321 . При Запорожском Самарском Пустынно-Николаевском монастыре в числе других церковных строений имеется и колокольня, построенная в 1828 году, на место деревянной; прежняя колокольня имела четыре яруса и поставлена в 1798 г. учителем Новых Кайдак, Карпом Яковенком. На нынешней колокольне главный колокол весом в 169 пуд[ов] 22 [фунта] куплен за 8320 р[ублей] 90 к[опеек] 322 . Колоколов на Софийской колокольне, города Тобольска, в двух ярусах 15. Большой колокол замечателен тем, что больше всех колоколов, существующих по Сибири: весит 1011 пудов 22 фунта. Слит он в 1738 году на Тагильском заводе, старанием митр[ополита] Антония Стаховского и иждивением, как показывает надпись на нем, дворянина Акинфея Никитича Демидова. Колокола в 500 п[удов] и в 293 п[уда] 4 ф[унта] литы в Москве известным мастером Фед[ором] Моториным, при Тоб[ольском] митр[ополите] Павле I, между 1682–1690 гг. на счет архиерейского дома; этот последний, весивший сначала 300 п[удов], во время пожара 1788 г. растопился, потому был переливаем; а в 160 п[удов], в 103 п[уда] и 40 п[удов] жертвованные, первый, как гласит надпись, царями Иоанном и Петром Алексеевичами в 1682 году, а второй и третий царем Федором Алексеевичем в 1678 году. Был еще и 4-й колокол (царя Алексея Михайловича) в 110 п[удов], но он, по словам одних, разбился при падении старой колокольни, а по другим растопился во время пожара 1788 г. К числу соборных колоколов принадлежит и корноухий колокол, который висел под небольшим деревянным навесом, при домовой архиерейской церкви. Этот колокол исторической важности: он из Углича, тот самый, в который били в набат, по случаю убиения царевича Димитрия. Годуновым в Тобольск прислан в 1593 323 году, висел сначал на Спасской колокольне, потом какими-то судьбами попал на соборную, и при пожарных случаях [в него] били в набат; снят он с соборной колокольни и помещен при домовой архиерейской церкви, по распоряжению архиеп[ископа] Афанасия, в 1837 г., перед прибытием в Тобольск государя Наследника, дабы, если будет нужно, показать Его императорскому высочеству и по случаю отсройки крестовой церкви, при которой дотоле поболее колокола не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010