1480 За все пребывание в Тобольске святитель только однажды, и то после больших просьб, был на обеде у губернатора кн. Гагарина. 1483 Похоронен был святитель Иоанн в приделе тобольского Успен­ского собора, посвященном прей. Антонию и Феодосию Печерским . – О почитании его памяти в Сибири. Деяние Святейшего Синода от 12 февр. 1916 г, Церков. Ведомости 1916, 8, стр. 58–59. – О его гробнице Древняя и Новая Россия, 1878, т. I. стр. 272. Русская Старина, 1886 (XLIX) стр. 589–592. Прош. А. Юрьевские, цит. соч., стр. 17–33. – Так как ар­хив тобольской консистории был уничтожен пожаром, то документов от времени управления св. Иоанна почти не сохранилось. См. «единствен­ный письменный памятник» в Тобольск. Епарх. Ведом. 1916, 14, стр. 230, содержащий разрешение на сбор в пользу погоревшего храма. 1485 Настоящая статья была набрана и, за исключением последних страниц, уже отпечатана, когда в только что вышедшей книжке Стран­ника (1916, появилась статья: «Надпись, бывшая на гробе святителя Иоанна Максимовича , митрополита Тобольского и Сибирского», принадле­жащая о. диакону Ф. Гусеву, «ученому археологу», как он сам рекомендуется в подписи под статьею. Очевидно, именно о. Гусеву и посча­стливилось разыскать в бумагах Ф. И. Миллера надгробную надпись, напечатанную в Тобол. Епарх. Ведомостях (1916, 22). Автор дает к надписи некоторые разъяснения, главным образом хронологического характера. Догадка о. Гусева, что надпись могла быть составлена Анто­нием Стаховским (стр. 308) вполне правдоподобна. Его напоминание о том, что в годы жизни Иоанна Максимовича произошла календарная ре­форма Петра, небесполезно при датировании документов и событий того времени. Но если о. диакон полагает, что для исследователя, который вознамерился бы «привести к единству всю литературу, касающуюся жизни и деятельности святителя, эта копия с надписи была бы путевод­ной звездой», то он склонен преувеличивать ценность находки. Зна­чение надписи более скромное, с чем согласится и сам о. Гусев, если сопоставит ее с документальным материалом, имеющимся для биографии святителя Иоанна Ио, во всяком случае, этот я ментальный материал о. Гусеву удалось обогатить еще одним любопытным и по­лезным памятником. Позволяем себя просить о. Гусева продолжить его архивные разыскания. Было бы очень полезно внимательно пересмо­треть папку с бумагами проф. М.А. Максимовича, хранящуюся в москов. архиве мин. иностр. дел. Можно далее попытаться извлечь био­графический материал из тех архивных документов, главным образом – архива мин. иностр. дел, какие отмечены у проф. Харламиовича, и, наконец, углубить поиски в архиве мин. юстиции, свои разыскания в котором К. В. Харлампович (его соч. стр. XVI) далеко не считает исчерпывающими.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

489 Вот где причина спора. С своей точки зрения м. Антоний вполне разумную приписку его отдаленной области к ближайшей Иркутской епархии называл «отнятием». В интересах церковной жизни не было бы отнятием даже приписка к епархии Иннокентия Енисейска с Красноярском, находившихся к Иркутску вдвое ближе чем к Тобольску. 490 Этой припиской можно было лучше уравнять и улучшить сибирские епархии с архиерейскими домами во всех отношениях. Но это уравнение, видимо, не входило в планы тобольских архиереев. Незавидная по своей отдаленности и обширности коренная Сибирская епархия теперь представляла собой еще меньше интереса для тамошних владык. Ее, по-прежнему, старались избегать назначаемые туда иерархи. По смерти м. Антония († 27 марта 1740 г.), туда (29 мая 1740 г.) назначен был черниговский епископ Никодим Сребницкий. Но это назначение так подействовало на южанина, что он решившись отправиться в Сибирь на службу, вдруг слег в постель в Москве и предпочел Сибири безепархиальную кафедру при московском Архангельском соборе в звании епископа, а не митрополита, где прослужил до 1 сентября 1742 г. 491 Известный Арсений Мациевич , живший с 1733–1735 г. при м. Антонии Стаховском в качестве проповедника и экзаменатора, назначенный на Сибирскую кафедру вместо Никодима (26 мая 1741 г.), явился туда к самому концу года (18 декабря). Тут он сразу обнаружил, что тамошний губернатор Иван Шипов, в отсутствие епархиального архиерея, восхитил себе архиерейские права, налагая епитимии за грехи. Воеводы и разные сибирские канцелярии подражали губернатору в расправе над духовенством, вмешиваясь в церковные дела. Обо всем этом м. Арсений резко доносил Св. Синоду, за что получал выговоры. Пробыв в Сибири митрополитом не более двух-трех месяцев, он перессорился со всеми из-за своей власти, неожиданно оставил неприветливую сибирскую кафедру, уехав в Москву, а затем был назначен в Ростов (13 мая 1742 г.) 492 После приписки Якутска и Илимска Иркутская епархия состояла из четырех городов, включая Иркутск и Нерчинск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Преосвященства вашего всех благ желателъ, сослужителъ и служить готовый А. М. Тобольский. 1729 г. июля 31 дня». Из этого послания видно, что митрополит Антоний Стаховский за непокорение своей власти отлучил от церкви капитана Цея с второю женою его, и, по случаю переселения четы этой в Иркутскую епархию, требовал, чтоб и иркутский архиерей поддержал распоряжение его митрополита, основанное на примерном деле Максима Пархомова, публикованном в это время по России. А что же это за образцовое дело Пархомова? Пархомов служил за подьячего у севского воеводы Григорья Алексеева Колтовского. Войдя в непозволительные связи с женою воеводы Дарьею Ивановою, в октябре 1722 г. попросил игумена Рыльского Николаевского монастыря Волынской Пустыни Филагрия жену свою Ирину постричь насильно в монашество, а по совершении пострижения вступил в купножительство с означенною Дарьею и прижил от нее детище. Когда же, по определению Св. Синода 16 декабря 1726 г., это беззаконное сожительство было воспрещено, то Пархомов дал подписку, что покоряется решению Св. Синода и будет жить с Дарьею разлучно, но скоро обещание свое нарушил и опять объявил эту любодейцу своею женою. Тогда Св. Синод произнес непокорным прелюбодеям отлучение, воспретил им вход в церковь и вход к ним в домы со всякими церковными требами, пока не принесут покаяние, и об этом было всенародно объявлено в 1727 г. Но как Пархомов с Дарьею не обращали на церковное отлучение внимания, то в мае 1729 г. Св. Синод подтвердил произнесенную на них анафему, передал их, как упорных противников церкви, суду светскому, а по империи объявил, что кто будет иметь с ними тесное сношение, вспомогать им, защищать, прикрывать и держать у себя в доме, и те все яко сообщники злому делу, подвергаются тому же отлучению от церкви, как и Максим Пархомов с Дарьею Колтовскою. Отлучение синодальное Пархомова и отлучение Цея одним лицом Тобольского иерарха без ведома Синода 97 – два дела розные. Потому требование митрополита не могло не вызвать важного недоумения со стороны Преосвященного Иркутского. Один исход из такого затруднения был – представить дело на разрешение Св. Синода. Но так или иначе поступил Преосвященный Иннокентий, из неполных дел архивных не видно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20 декабря (2 января) Икона Божией матери, именуемая Новодворскою, написана св. Петром, митрополитом Всероссийским, когда он жил на Волыни в монастыре, устроенном им при реке Рате, в урочище Новый Дворец, ныне несуществующем. Во время гонения на Православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенес ее в черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда устроялся монастырь Суражский в Черниговской губернии при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский отдал сию икону строителю монастыра Симеону, ныне также несуществующего. В соборной церкви этого монастыря, теперь уже упраздненного, стоит сия святая икона 543 . В 1677 году 14 августа икона перенесена была из старой церкви в новую в крестном ходе перед литургией. Св. Димитрий Ростовский , прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывает, что 16 августа Никодим, игумен Цеперский, оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери 544 . День Ватопедской иконы Богоматери 21 января (3 февраля) Эта икона находится в Благовещенском храме Афонского монастыря, устроенного в царствование Константина Великого . Близ сего монастыря упал в море из корабля царевич Аркадий, сын Феодосия Великого, еще бывши отроком, и дивным заступлением Богоматери невредимо перенесен на берег, где и найден стоящим под кустом близ тропинки, ведущей к обители. От этого события и произошло название Ватопеда (βτος – куст, πα ς – отрок), что значит «куст отрока». Император Феодосий в память чудесного избавления сына своего распространил, украсил и обогатил Ватопедский монастырь в 395 году. На Ватопедской иконе Богоматерь изображена с лицем, обращенным к правому плечу, потому что Она в 807 году 21 января обратила лице Свое к игумену монастыря, близ Ее по другую сторону стоявшему на молитве, и возвестила ему о намерении разбойников напасть на обитель. Игумен принял надлежащую предосторожность и сохранил монастырь от разграбления. В память этого чудесного охранения обители пред Ватопедскою иконою горит неугасимая лампада и большая свеча. Эта икона называется также Отрада 545 . День Елецкой иконы Богоматери

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Печат. в Черниговском Ильинском монастыре 1703 года. 2) Алфавит рифмами, сложенный от Священного Писания и проч., содержащий краткие жития Святых. Печ. там же 1705 года. 3) Богородице Дево, радуйся, или толкование на сию молитву. Печат. в Чернигове 1707 года. 4) Отче наш с толкованием. Печ. 1709 года. 5) Осмь блаженств Евангельских, изъясненные. Печ. 1709 года. 6) Царский путь Креста Господня, вводящий в живот вечный. Печ. 1709 года. 7) Богомыслие в пользу правоверных. Перев. с латинского. Печ. 1711 года. 8) Илиотропион или соображение человека с волею Божиею. Перев. с латинского. Печат. 1714 года. 9) Царица Неба и земли и 10) Рассуждение о Боге, печатаны, как и прочие, в Черниговском Ильинском монастыре. В 1714 году Викарий, Иркутский Епископ Варлаам, переведен в Тверь. В 1715 году 10 июня Митрополит Иоанн преставился и погребен в соборном приделе Свв. Антония и Феодосия Печерских . Он был благочестив, кроток, милостив и старателен о бедных. Вот слова его: 12 . Митрополит Антоний I Стаховский. В 1713 году из Архимандритов Новгород-Северского Спасского монастыря хиротонисан Архиепископом в Чернигов. В 1721 пожалован Митрополитом в Сибирь. Митрополит Антоний много содействовал к обращению в Христианство Сибирских язычников и к построению церквей в отдаленных местах Сибири. По распоряжению его, на заморские реки: в Зашиверский острог, в три Колымские, в Алазейское зимовье, в Анадырский острог и в три Камчатские: Нижний, Верхний и Большерецкий, послан был из Якутска священник Ермолай Иванов, для исправления Христианских треб, вместо иеромонаха Иоасафа, возвращенного в Якутский монастырь. В 1733 г. в Камчатскую миссию отправлен Игумен Варфоломей Филевский, бывший учитель Московской Славяно-Греко-Латинской Академии, с иеромонахом Александром и иеродиаконом Дамаскиным. В 1735 г. они прибыли в Якутск. В 1737 Игумен Филевский, не бывши в Камчатке, умер. В 1739 дозволено в Камчатской Успенской пустыни построить храм, на прописанном Митрополитом Антонием основании 64 . В Епископы, для Пекинской миссии, как предполагалось, избран был Префект Московской Академии Обер-Иеромонах флота Иннокентий Кульчитский и хиротонисан 1 марта 1721 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Василий Мангазейский Мч. Василий Мангазейский И все-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учетом монаршей воли, в пределах монастыря. Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Богородицы. Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия. С той поры день перенесения мощей ( 10 мая ) стал в Туруханском монастыре праздничным. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский) , распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня. Новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться и обнаружился гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Но в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину ее туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были заново сокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. Народ возроптал. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири докатиласъ и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде». Церковное предание, исторические хроники и официальные акты хранят память о Мангазейском чудотворце и его заступничестве с начала XVII века и до наших дней. Канон святому еще в 1719 году составил митрополит Филофей (Лещинский) , тогда же появилась и «Повесть о блаженном страстотерпце Василии». К концу первой трети XVIII столетия были написаны три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия.

http://drevo-info.ru/articles/12556.html

Черниговский архиепископ Антоний (Стаховский), назначенный митрополитом Сибирским, при проезде в 1721-м году на свою новую кафедру чрез Петербург, просил отпустить с ним, «для вспоможения», игумена Варлаама. Но опять игумену Варлааму не суждено было уйти из Александро-Невского Монастыря. Святейшего Синод 1-го марта 1721-го года постановил: «о требуемом в поможение Александро-Невского Монастыря наместнике Варлааме отказать» 1531 . В 1721-м году, в марте, иеродиакон Александро-Невского Монастыря Пафнутий, назначенный протоинквизитором, донес Святейшему Синоду, будто игумен Варлаам злоумышляет на жизнь архиепископов Феодосия и Феофана. При расследовании один из иеродиаконов показал, будто наместник говорил ему «в чулане своем наедине: судья им Бог , что меня никуды не отпускают, когда бы их Бог умертвил – двух человек, Новгородского и Псковского архиереев, – то б я на Украину свободно выехал» 1532 . В мае 1721-го года архиепископ Феодосий вошел с ходатайством к Святейшему Синоду «отставить» игумена Варлаама «от наместничества в братство», прописывая, что он – «своему делу и званию не прилежит, но живет в Монастыре – яко гость гостит, о чем был и увещеван неединократно, но не исправляется, отчего в управления Монастыря чинится остановка». Святейший Синод 5-го мая 1721-го года постановил «игумена Варлаама от наместничества отставить и быть ему в том же Алекеандро-Невском Монастыре в братстве», а вместо него преосвященному Феодосию по своему рассмотрению выбрать в наместники из иеромонахов Александро-Невского Монастыря «достойного и тщаливого», «а кто именем в наместники выбран будет, о том в Правительствующий Духовный Синод взнесть доношение» 1533 . Игумен Варлаам после этого назначен был архимандритом Крестного, в Каргопольском уезде Новгородской епархии, Монастыря, в котором и скончался в 1723-м году 1534 . В числе вещей, перечисленных в его завещании, была «шапка соболевая, что от Царицы». В числе вкладов, определенных в завещании, был вклад в 150 червонных «в Печорскую святую обитель, где габит святый принял» 1535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В Тобольской Митрополии не имелось надлежащих отчетов ни о нравственном состоянии пасомых, рассеянных по неизмеримому Пространству Сибири, ни о церквах, ни о монастырском хозяйств, ниже о числе монашествующих, потому Преосвященный Антоний, как для своего ведения, так и для донесения вновь учрежденному Святейшему Синоду, озаботился собирать все потребные сведения посредством доверенных лиц. Первое его по сему случаю распоряжение состояло в том, что на другой год (1722) своего прибытия в Тобольск, он поручил архиерейского дома служителю Ивану Евстафьеву ехать в низовые города, в Томск, Енисейск, Туруханск, в Иркутск, Нерчинск, на Киреньгу и в Якутск, для переписи монастырей и церквей, придельных храмов, часовень, при монастырях служителей, скота и прочих угодий, – для приведения в известность монастырских и церковных капиталов, и для немедленного взыскания накопившихся недоимок, следующих в казну архиерейскую. В то же время М. Антоний строго предписал, чтоб священнические и причетнические дети со всей Сибири, не исключая и Иркутского ведомства, высылались в Тобольск в школу. В какой бы малой мере ни были выполнены все предначертания Митрополита, за всем тем они, дали движение делам церковным и в Восточной Сибири. Из заложенных в Иркутске с благословения Митрополита Феодора церквей, по грамоте нового, Тобольского Митрополита Антония, освящена прежде других Владимирская 3 Октября 1723 года, антиминсом на камке, который священнодействован, еще Митрополитом Феодором, но подписан был Антонием, и служил до 1740 года. Архимандрит Антоний Платковский Антоний Стаховский был последний архиерей, который из Тобольска простирал иерархическую власть на Иркутскую провинцию и на Забайкалье. На этом переходном состоянии церковной зависимости Иркутска от Тобольска стоит лицо, с которым связь событий теперь же требует ознакомиться, – архимандрит Антоний Платковский. Помним, что в 1720 году, с благословения архиерео-схимонаха Феодора, поехал Плаковский с послом Измайловым в Китай. Но мы не имели еще случая узнать что-нибудь о характере сего архимандрита. Частная переписка лучше всего знакомит с характерами. Потому не поскучим прочитать письма, которые писал Платковский с дороги в Китай к строителю Иркутского Вознесенского монастыря иеромонаху Корнилию. Это первые данные, которыми выясняется личность, обреченная на вековую жалкую известность. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 Покойный именитый Иркутский гражданин Константин Петрович Трапезников, в 1858 году сделал своим иждивением, как на сию Икону, так в симметрию, и на находящуюся по правую сторону Царских Врат в при деле Всех Святых, Икону Спасителя из чистого золота ризы. Весу золота в ризе Богоматерней 25 ф., а в ризе Вседержителя 15 ф. 76 золотников. На золотой ризе Богоматери внизу скопированы чернию и вышеприведенные стихи. 11 В Тобольск Кафедральный Собор во имя Софии Премудрости Божией. Потому и митрополичий дом именовался Софийским. 12 В именном указе Петра I. 4 Апреля 1724 года форма восковых свеч церковных определена так, «чтоб каждая свеча имела нижнюю толстоту против верхней вдвое, а верхнюю толстоту против нижней вполу, а длина была против той нижней толстоты впятеро». Короче сказать, свечи, должны были иметь фигуру нынешних осеняльных, употребляемых в трихириях и дикириях. 13 Посельщиками назывались поселенные на заимках для надзора за работами и для разбирательства между жителями, командируемые от монастырей или монахи или другие доверенные лица. 15 Вкладчики при монастырях составляли как бы особое сословие. Лицо или семейство, сделавшее какой-либо вклад в монастырь, отделялось от своего прежнего общества, поступало под покровительство власти духовной, чрез монастырское начальство расплачивалось податями, подчинялось ему во всем, и знать не знало другого начальства. 16 Замечательно, – когда Антония Стаховского 20 Сентября 1713 года рукополагали в Московском Успенском Соборе в архиепископа Черниговского, то в числе рукополагавших его был Епископ Иркутский, Викарий Тобольской Митрополии Варлаам, как бы представитель Сибири, в которую предназначался промыслом в свое время Антоний. Теперь Антоний принимает сайт Митрополита Сибирского, a Иннокентий сан Епископа Пекинского в одном храме и в одно время, как бы в указание того, что не в Пекине будет святительствовать последний, a разделить с Митрополитом Антонием апостольское служение в той же Сибири. 17 Такой титул давался русским архиереям всем без изъятия до 1815 года. По крайней мере, в этом году первый воспретил его в Иркутской Епархии Преосвященный Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кафедральный собор в честь Богоявления в Иркутске. 1718–1746 гг. Фотография. 2000 г. В соответствии с указом 1727 г. территория новообразованной Иркутской епархии была значительно меньше территории соответствующей провинции. 8 сент. 1727 г. находившийся в Иркутске надзиратель Тобольского архиерейского приказа Н. Словцов по поручению Тобольского митр. Антония (Стаховского) передал в ведение 1-го самостоятельного Иркутского архипастыря свт. Иннокентия (Кульчицкого) 43 храма и 3 мон-ря: в Иркутске 7 храмов и 2 мон-ря ( иркутский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь и жен. Знаменский), в Иркутском дистрикте 15 храмов, за Байкалом Посольский в честь Преображения Господня муж. мон-рь (в совр. Бурятии) и 21 церковь на территории от Удинска (позднее Верхнеудинск, ныне г. Улан-Удэ) до Нерчинска (ныне в Забайкальском крае). Спасо-Преображенский мон-рь в Якутске и Усть-Киренский во имя Св. Троицы муж. мон-рь , а также храмы городов Илимска (совр. Иркутская обл., затоплен при строительстве Усть-Илимского водохранилища), Киренска (совр. Иркутская обл.) и Якутска, приносившие значительный доход, Тобольский митрополит оставил в своей юрисдикции. Забайкальский Селенгинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь (на территории совр. Бурятии), расположенный в центре вновь образованной Иркутской епархии, также остался под управлением Тобольского митрополита. Особый статус имел основанный в 1706 г. на территории Иркутского и Нерчинского вик-ства нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . По указу Петра I Алексеевича от 17 апр. 1706 г. первенствующая роль в управлении монастырем принадлежала вкладчикам; «архимандритам и игуменам того монастыря» предписывалось «крестьян не ведать, а ведать им токмо церковь Божию, монастыря братию… и служебное правило». Несмотря на то что мон-рь не был назван в указах, утверждавших юрисдикцию Иркутского архиерея, в апр. 1728 г. свт. Иннокентий назначил туда игуменом своего духовника Нафанаила. Указ Петра I о Нерчинском мон-ре стал причиной борьбы вкладчиков и настоятелей за власть, что привело к закрытию обители в 1773 г.

http://pravenc.ru/text/674055.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010