Сия икона, именуемая и Новгород-Северской, по нынешнему нахождению её, написана св. Петром, митрополитом Всероссийским, когда он жил на Волыни в монастыре, устроенном им близ Ковеля при реке Рате в урочище Новый Дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенёс её в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда устроялся монастырь Суражский в Черниговской губернии при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский благословил ею этот монастырь (упразднённый в 1786 году). В 1677 г. 14 августа икона перенесена была из старой церкви в новую в крестном ходе перед литургией. Св. Димитрий Ростовский , прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывает, что 16 августа Никодим, игумен Цеперский. оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери. По местному преданию (см. описание Новгород-Северского монастыря. Чернигов. 1873 г.), архиепископ Лазарь Баранович передал эту икону в Новгород-Северский Преображенский монастырь, где она и доныне для жителей города и окрестных мест служит предметом благоговейного чествования и поклонения. 259 Наименование Богоносца присвоено св. Игнатию, как говорит предание, потому, что он был тем именно дитятей, которого во время Своей земной жизни Иисус Христос, взяв однажды на руки, показал в пример Апостолам, сказав: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное» ( Мф.18:23 ). – Называется св. Игнатий – Богоносцем также потому, что был постоянно по всем делам своим носителем Бога и имени Божьего в уме и сердце и устах своих. 262 Эти акты помещены у Рюиварта, т. I, 15–48 («Месяцесл. Вост.» архим. Серг., т. II, ч. 2, стр. 393). 267 Житие Даниила, описанное учеником его, известно и Раичу (II. 544) – в музее Румянцева, стр. 157. Извлечение из него – в Гласнике VI, 35–41. 268 Житие кр. Милютина говорит о Милютине: «в юности своей имел воспитателя и наставника блаженного во архиепископех Сербских Даниила мужа свята и преподобна» (Сербляк л. 55). Но Милютин († 1320 г.) был много старше Даниила († 1338 г.) Потому невероятно, чтобы последний был воспитателем первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

движений и др. Последователи бывш. правосл. Анадырского и Чукотского еп. Диомида (Дзюбана) организованы в 4 немногочисленных группы в городах Петропавловске-Камчатском, Елизово и в сел. Милькове. Памятник св. апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. 2005 г. Памятник св. апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. 2005 г. Русская Православная Церковь. Православие на территорию К. к. было принесено отрядами первопроходцев. В 1696 г. отряд Атласова установил на р. Канучь крест как свидетельство присоединения этих земель к России. В XVIII-XIX вв. плодотворно действовала Камчатская духовная миссия , начало к-рой в 1705 г. положил архим. Мартиниан. Первая церковь была построена в 1713 г. на р. Ключевке правителем Камчатки есаулом И. П. Козыревским, спустя 4 года принявшим монашество с именем Игнатий и основавшим на этом месте пустынь в честь Успения Пресв. Богородицы с богадельней и мастерскими (пустынь была приписана к якутскому Преображения Господня муж. монастырю). В июле 1716 г. по просьбе полковника Ельчина решением митр. св. Филофея (Лещинского) «в Якутск и камчадальские остроги для исправления духовных треб» был послан иером. тобольского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря Иосиф (Лазарев) с сыном Андреем. Первый постоянный церковный причт появился на Камчатке в 1722 г. при Николаевском храме в Нижнекамчатском остроге (близ совр. с. Ключи). Тобольский митр. Антоний (Стаховский) в 1723 г. послал «в три камчадальские острога» якутского свящ. Ермолая Иванова. Свящ. Ермолай был назначен настоятелем 2 храмов - действующего Николаевского в Нижнекамчатском остроге и второго, предназначенного к строительству, а также настоятелем Успенской пуст., часовен в Большерецком и Верхнем острогах (близ совр. с. Мильково). В донесении В. Беринга в Адмиралтейств-коллегию от 5 апр. 1730 г. говорилось о наличии на п-ове Камчатка церкви, священника и о начале строительства монастыря. 21 июля 1731 г. ительмены в долине р. Камчатки восстали против российской администрации, захватили и сожгли Нижнекамчатский острог, была разорена также Успенская пуст.

http://pravenc.ru/text/1470165.html

Между тем об отдаче этих денег в пенсию митрополиту Филофею не было предписано ни от сената Тобольской губернаторской канцелярии, ни от Св. Синода Тобольскому епархиальному начальству. Последнее, следуя прежним указам и по примеру прежних лет, деньги от венечных памятей и с 1721 г., когда бы должно было выдавать из них пенсию престарелому архиерею, все сполна отсылало через Св. Синод прямо в казну – в Петроград. Так по крайней мере было до 1726 г.; из архивных дел Тобольской консистории видно, что в этом последнем году Антоний Стаховский входил с запросом в Св. Синод, как поступать ему в этом тягостном и крайне обидном для его предшественника деле. Был ли ответ на этот запрос и если был, то какой, из дел не видно. А всего вероятнее, что Филофей не дождался пенсии: 31 мая 1727 г., как увидим ниже, он отошел на вечный покой ко Господу Богу. Кроме назначения пенсии, император Петр I от 15 сентября того же 1720 г. митрополиту Филофею за его труды на миссионерском поприще прислал (чего в прежнее время редкие из архиереев и вообще из служащих лиц удостаивались) похвальную грамоту. Вот она почти вся: «От Великаго Государя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца Богомольцу нашему Преосвященному Феодору, Митрополиту Тобольскому и Сибирскому. Известно Нам, Великому Государю, учинилось чрез доношение Ваше, что вы в бытность свою в Сибири собственными своими трудами взыскали, окрестили в православную христианскую веру ясашных инородцев более тридцати тысяч человек и построили у них святыя церкви, а детей у них, новокрещеных, многих учил и учатся многие Божественному писанию и к тому приступают многие креститися; и ты их совершил, открыл Евангелие правды; и Мы, Великий Государь, за то Богомольца Нашего жалуем, ми­лостиво похваляем, и как тебе се Наша, Великаго Государя, грамота придет, и ты бы Богомолец Наш, Преосвященный Феодор Митрополит, видя к себе Нашу, Великаго Государя, милость, о крещении помянутых иноверцев в Православную Кафолическую веру еще чинил усердное старание; и к Сибирскому Губернатору с товарищи о том для ведома из Сената Наш, Великаго Государя, указ послан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Писана в царствующем Нашем граде Санкт-Петербурге лета от Рождества Христова 1720 Сентября 15-го дня». Но преосвященный митрополит еще прежде получения, даже написания сей грамоты, и именно 13 сентября удалился из Тобольска в любимый им Тюменский монастырь, хотя управлять епархией не переставал до назначения или даже до самого приезда второго ему преемника. Это, однако ж, последовало не скоро: преемник Филофея Антоний Стаховский назначен был к перемещению с Черниговской архиепископии на Тобольскую кафедру только 14 февраля следующего 1721 г., 5 марта в Александро-Невской Лавре в присутствии Государя Императора он произведен в митрополита тобольского, а на митрополию тобольскую прибыл уже (на 35 почтовых или обывательских подводах) 7 декабря 1721 г. – Замечательна резолюция Императора Петра I, которую он положили на докладе Св. Синода при открытии сего высшего духовного правительственного места (что было 14 февраля 1721 г.) о переводе черниговского архиепископа Антония Стаховского в Тобольск на место схимонаха Феодора: «перевести, ежели (прежний) стар и весьма не может править; буде же еще может, то лучше бы он побыл». Так много ценил великий Государь способности и заслуги преосвященного Филофея! Петр Великий в грамоте своей, похваляя митрополита Феодора за обращение в христианство более 30000 сибирских инородцев, за построение для них церквей, обучение многих детей новокрещеных русской грамоте и всех божественному писанию, изъявлял надежду, что он «и впредь в таких благоприятных трудех пребывати потщится и будет чинить усердное старание о крещении и остальных иноверцев в православную кафолическую веру». И эта надежда великого монарха не была тщетной: преосвященный Феодор и по вторичном отречении от управления епархией, несмотря на свою глубокую старость (ему в то время было уже с лишком 70 лет), во все остальные 6 лет жизни своей путешествовал по инородческим землям с целью крещеных утвердить в вере и правилах христианской жизни, а оставшихся в язычестве крестить. Между прочим, в один из остальных годов жизни своей он посещал остяков ваховских, был в Ларьятских юртах и в них, по их крайней отдаленности от других юрт, уже имевших храмы, положил быть церкви и менее нежели за год до своей кончины плавал в Обдорск.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Для его личного безотчетного управления, а с тем вместе и для его содержания, митрополит Филофей из своей обширной епархии выделил только города Иркутск и Нерчинск и пригороды Селенгинск и Верхнеудинск с уездами, монастыри Иркутские – мужской Вознесенский и женский Знаменский, Нерчинский Успенский и Посольский Преображенский, а Якутск и Илимск с уездами (первый до Камчатки включительно) и монастыри Якутский Спасский, Селенгинский и Киренский Троицкий, хотя как те, так и эти, состояли в Иркутской же провинции (губернии) и находились несравненно ближе от Иркутска, чем от Тобольска, благословных ради вин, оставил за собой, в своей непосредственной зависимости, так что викарию его с подвластных ему церквей (числом только 42) и монастырей доводилось получать для содержания своего, при том с певчими, канцелярскими чиновниками и прислугой только 108 руб. в год; да, быть может, и воеводы, равно как и другие гражданские и военные власти и в отношении к нему были так же непочтительны, грубы, дерзки и буйственны, как к его преемникам, двум Иннокентиям – святому и Неруновичу. Словом сказать, преосвященному Варлааму в Иркутске жить было так худо, так трудно, что он в 1710 году и без указа, т.е. не испросивши или не дождавшись позволения на то от начальства, уехал в Москву, откуда не согласился в 1711 г. ехать с митрополитом Иоанном Максимовичем в Тобольск и где жил без всякого дела до 1714 г., только по имени считаясь викарием Иркутским. Митрополит Иоанн Максимович хотел, чтобы его викарий жил не в Иркутске, а в Тобольске, между прочим для помощи ему в служении. В 1714 (году) он был назначен самостоятельным епископом в Тверь, а восточная часть Сибирской епархии по-прежнему была поручена в полное распоряжение Тобольских митрополитов. Так было при митрополите Иоанне Максимовиче, так было при святителе Филофее во время его вторичного управления Тобольской епархией, да так было и при митрополите Антонии Стаховском, по крайней мере, до 1727 года, когда в Восточной Сибири учреждена была своя особенная епархия с назначением для управления ею епископа Иннокентия Кульчинского, который в начале прошлого столетия причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

ПСЗ. 6. 3628, 3963; 7. 4190; 8. 5655; 18. 12935; 31. 24091, 24360; Устав духовных консисторий (1883). Ст. 205–257. В архиве Московской консистории сохранились многочисленные разводные дела «знатных персон» 40-х гг. XVIII в. (Розанов. 2. 1. С. 32). Устав духовных консисторий (1883). Барсов Т. О судопроизводстве по проступкам и преступлениям, подвергающим духовных лиц светскому суду, в: Христ. чт 1875. 6. С. 451, 474, 477; Свод законов (1876). 15. 2. Ст. 1019–1027. Духовный регламент. Ч. 2. Ст. 16; ПСЗ. 19. 13500; 20. 15029; Свод законов (1876). 15. 2. Ст. 1010–1016. Никанор. Записки, в: Русс. арх. 1908. 1; деяния Казанского Собора, в: Прав. соб. 1885. 4; Рункевич. История Русской Церкви в XIX в. СПб., 1901. С. 723; Отчет... за 1908–1909 год. С. 181–185. Об этом мы еще будем говорить во 2 томе, когда речь пойдет о борьбе с сектантством и миссионерстве. Точка зрения Стефана Яворского была уже представлена. Критическую позицию заняли также Ростовский митрополит Димитрий Туптало и в особенности Арсений Мацеевич (см. § 8) (Харлампович. Малороссийское влияние. 1. С. 466–468, 261 и след.); о последствиях, которые имело предпочтение, выказывавшееся с начала XVIII в. малороссийским иерархам, см. там же, с. VII и далее. Из шляхты происходили Стефан Яворский, Феодосий Яновский (из Белоруссии), Антоний Стаховский, Иларион Рогалевский, Вениамин Пуцек-Григорович, Сильвестр Кулябка, Иосиф Волчанский, Пахомий Симанский и др. (Харлампович. Ук. соч. С. 468, прим.). По другим данным, Стефан Яворский происходил из семьи мещан-купцов (Чистович. Феофан Прокопович. (1868) С. 387). Представление о неограниченной власти епископа над подчиненным ему приходским духовенством возникло на Украине еще до XVIII в. Его отстаивал уже Киевский митрополит Петр Могила, который хотел тем самым противостоять влиянию православных братств. Это нашло отражение в предисловии к Требнику в издании 1646 г. (Суворов. Учебник. 1913. С. 114 и след.; Голубев С. Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. К., 1898. 2, добавление 23 [Послание Петра Могилы об епископской власти]). Не последнюю роль играло при этом также польско-католическое влияние (Харлампович. Ук. соч. С. 5). Об очень жестоком обращении с духовенством см.: Харлампович. Ук. соч. Гл. 5, 9; Рункевич. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. 1. С. 2–16. Само собой разумеется, что и в Великороссии встречались епископы, высокомерно и жестоко обращавшиеся с подвластным им духовенством (Титов А. Иосиф, архиепископ Коломенский, в: Чтения. 1911. 3).

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Начало церковного празднества в честь зачатия Пресвятой Богородицы относят к VIII веку. Св. Андрей Критский, скончавшийся в 712 году, написал канон на этот праздник. В Константинополе праздник зачатия Пресвятой Богородицы в этот день совершался в местности Уранах или Еворанах, близ церкви св. Софии. На этом месте еще при равноапостольном и благоверном царе Константине Великом, т. е. в IV веке, одним сенатором был построен храм во имя Богоматери. 20 декабря Новгород-Северская икона Этот чудотворный образ находится в Новгород-Северске, уездном городе Черниговской епархии. Явление его относится к 1301 году. Новодворская икона По преданию, чудотворная икона Богородицы, именуемая Новодворской, написана св. митрополитом Петром в начале XIV столетия. Называется этот образ так потому, что во время написания его святитель Петр находился на Волыни, в упраздненном теперь монастыре, устроенном на берегу реки Рати, в урочище Новый Дворец. После того, как Новодворская обитель была захвачена униатами, иеромонах Иаков перенес эту икону в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда в Черниговской губернии, при г. Сураже, основывался ныне упраздненный Суражецкий монастырь, преосвященный Антоний (Стаховский) отдал Новодворскую икону в благословение строителю обители Симеону. В этом монастыре образ был поставлен в соборном храме. В 1677 году, 14 августа, белорусский епископ Феодосий (Васильевич) в крестном ходе перед литургией перенес Новодворскую икону из старой соборной монастырской церкви в новосозданный храм этой же Суражецкой обители. Бывший на этом торжестве святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что в церкви после литургии 16 августа Никодим, игумен Цеперский, оглашал чудеса, совершившиеся во время крестного хода от иконы Божией Матери. Ныне Новодворская икона Богоматери находится в Спасо-Преображенском монастыре в Новгород-Северске Черниговской епархии. Особо чтимый список с Новодворского образа находится в Каменском Успенском женском монастыре в Новозыбковском уезде Черниговской губернии. Эта обитель основана была в 1687 году иеромонахом Ионой Волховским. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) дал в благословение новоустроенному монастырю свою келейную Новодворскую икону Божией Матери. Образ по желанию святителя был списан с иконы св. митрополита Петра. В настоящее время Новодворская икона Богоматери считается главной святыней Каменской обители. На поклонение ей сюда стекается множество богомольцев не только из окрестных местностей и всей губернии, но и из других городов и селений. И благодать Божия, почивающая на Каменской обители, благоволила прославить Новодворский образ знамением особого заступления Владычицы и Ее благоволения к этому монастырю.

http://sedmitza.ru/lib/text/440314/

Знакомясь с переводными житиями сборника, мы видим, что почти все они написаны не самим свят. Димитрием. Об этом говорят не только язык и почерк их, но и некоторые заметки. Например, на житии св. мученицы Людмилы Чешской рукой Святителя сверху листа написано: «перевод п. Стефана Любинского»; переводчиком жития св. Дионисия Александрийского называется «Иоанн Христофорович»; о книге Мелита сказано, что она «перевод отца Антония Стаховского, казнодея Черниговского». Эти заметки ставят перед нами очень важный вопрос – о сотрудниках свят. Димитрия по составлению Четиих-Миней. Что такие сотрудники у свят. Димитрия были, в этом как будто нельзя и сомневаться. Из переписки с Феологом и другими лицами мы видим, что Святитель часто обращался к ним с просьбами найти и списать для него то или иное житие. Эти просьбы не оставались без ответа, и, как мы уже говорили, большая часть находящихся в разбираемых нами сборниках житий может считаться присланной Святителю его друзьями и доброжелателями. Нет сомнения, что и ранее Святитель имел таких сотрудников. В Московской Патриаршей библиотеке, в рукописи под 146, есть житие Саввы, первого учителя Сербского, на котором положена такая надпись: «списано преп. Дометианом, иеромонахом монастыря Хиландары нарицаемого, а з него писал отец Филофей Лещинский сокращение и не весьма рассмотрительне» (л. 257). И. А. Шляпкин предполагает 311 , что эта надпись сделана не позже 1688 года. Тот же Филофей Лещинский в 1705 году 4 марта прислал Святителю «Лествицу», а в 1706 году – житие равноапостольной Марии Магдалины. В 1699 году, как мы уже не раз говорили, прислано Святителю Карионом Истоминым житие преп. Иосифа Волоцкого . Вообще, таких друзей-сотрудников, списывавших для свят. Димитрия с различных славянских источников жития святых, было, вероятно, немало как в ростовский, так и в украинский период его деятельности. Одни из этих сотрудников были простыми переписчиками рукописей, другие при списывании подвергали их некоторой переработке. Так, Филофей Лещинский писал житие Саввы «сокращение»; в сборнике 420, нами описанном, житие Андрея, Христа ради юродивого, написано тоже «сокращение частию от простерших словес...».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Описание иконы Новодворская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " По преданию, чудотворная икона Богородицы, именуемая Новодворской, написана св. митрополитом Петром в начале XIV столетия. Называется этот образ так потому, что во время написания его святитель Петр находился на Волыни, в упраздненном теперь монастыре, устроенном на берегу реки Рати, в урочище Новый Дворец. После того, как Новодворская обитель была захвачена униатами, иеромонах Иаков перенес эту икону в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда в Черниговской губернии, при г. Сураже, основывался ныне упраздненный Суражецкий монастырь, преосвященный Антоний (Стаховский) отдал Новодворскую икону в благословение строителю обители Симеону. В этом монастыре образ был поставлен в соборном храме. В 1677 году, 14 августа, белорусский епископ Феодосий (Васильевич) в крестном ходе перед литургией перенес Новодворскую икону из старой соборной монастырской церкви в новосозданный храм этой же Суражецкой обители. Бывший на этом торжестве святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что в церкви[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Новодворская (Суражская) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Список Новодворской иконы. Эта икона хранилась в Смоленской церкви Курского Свято-Троицкого монастыря, где от нее и было явлено чудо. Как гласит предание, однажды обитель посетила странница, которая, увидев Новодворскую икону, со слезами пала пред ней в молитве. И Царица Небесная явила дивное знамение: на глазах у сестер икона опустилась к молившейся и та тут же получила исцеление от тяжкого многолетнего недуга. Женщина рассказала, что, уже потеряв надежду на выздоровление, однажды в сонном вид[...] Файл 12543.jpg:   Размер: 280x413, 0.12 MPix, 28 Kb. Дата: 2011-05-17, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (534) , (61) .

http://pravicon.com/icon-213

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Новодворская (Суражская) " Описания иконы Описание иконы Новодворская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Первообраз Новодворской иконы Божией Матери был написан святителем Петром, митрополитом Московским (память 21 декабря), предположительно в 1320 году. Будучи еще иеромонахом монастыря на Волыни и испросив благословение игумена, Петр оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рати, близ урочища, которое называлось Новый Дворец, он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте его подвигов образовался монастырь, названный Новодворским После подписания Брестской унии, во время гонения униатов, которые разграбили Новодворский монастырь, святая икона была перенесена неким иеромонахом Иаковом в Черниговский Елецкий Свято-Успенский монастырь. Затем Черниговский Преосвященный Антоний (Стаховский) благословил этой иконой Симеона, строителя Суражской обители (упразднен в 1766 году). 14 августа 1677 года, во время перенесения крестным ходом из старой церкви в новую, святой образ Божией Матери явил чудесные знамения. Святитель Димитрий Ростовский, прибывший в [...] Икона Новодворская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По преданию, икона написана святителем Петром, будущим митрополитом Московским и всея Руси около 1320 года, когда он ещё жил на Волыни, в устроенном им монастыре, на реке Рате, на урочище, называемом Новый Дворец. Во время борьбы с унией (слиянием православного и католического вероисповеданий) местный иеромонах Иаков перенёс святую икону в черниговский Елецкий Успенский монастырь. Со временем святыня была перенесена в Новгород-Сиверский, в Спасо-Преображенский монастырь, где была чтима наряду с другой чудотворной иконой Пресвятой Богородицы – " СПАСИТЕЛЬНИЦЕЙ УТОПАЮЩИХ " (ЛЕНЬКОВСКОЙ) В советское время икона была утрачена. В 2004 году в освящении возрождённого Спасо-Преображенского монастыря приняли участие президенты России, Белоруссии и Украины. В Дар монастырю был передан древний список (копия) Новодворской иконы Пресвятой Богородицы. Другой чудотворный древний список Новодворской иконы чтился в Свято-Троицком женском монастыре города Курска. Этот древний образ по-прежнему нахо[...]

http://pravicon.com/icon-213

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010