Илариона 1051 г. 4) Неофит II присутствовал при перенесении мощей Бориса и Глеба 1072 г. 5) Иоанн 1087–1112 г. 6) Феоктист 1113–1123 г. 7) Парфений (но Ник. сп. Ираклид) известен по спискам 8) Пантелеймон 1142 г. 9) Онуфрий хир. 1143 г. 10) Евфимий (по спискам Феотекн) 1148 г. 11) Антоний 1156–1168 г. 12) Порфирий I 1177 г. 13) Порфирий II 1230–1239 г. 14) Захария 15) Митрофан и 16) Арсений – упоминаются в любецком синодике 17) Нафанаил хир. 1356–1360 г. 18) Григорий хир. 1374–1380 г. 19) Исаакий 1389 г. 20) Евфимий 1449–1465 г. 21) Феофан известен по любецкому синодику. 22)Нектарий до 1499 г. 23)Иона до 1500 г. 24) Зосима Прокопович 1649–1656 г. 25) Лазарь Баранович 1657–1693 г. 26)Феодосий Углицкий 1692–1696 г. 27) Иоанн Максимович 1697–1712 г. – впоследствии митрополит сибирский 28) Анастасий Стаховский 1713–1721 г. – потом митрополит Сибирский 29) Иродион Жураковский 1722–1733 г. 30) Иларион Рогалевский 1735–1738 г. 31) Никодим Сребницкий 1738–1740 г. 32) Антоний Черновский, митрополит черниговский, бывший молдавский 1740–1742 г. 33)Амвросий Дубневич 1742–1750 г. 34)Ираклий Комаровский 1752–1758 г. 35)Кирилл Ляшевецкий 1761–1770 г. 36) Феофил Игнатович 1770–1788 г. 37)Иерофей Малицкий 1788–1796 г. 38)Виктор Садковский 1796–1803 г. 39) Михаил Десницкий 1803–1818 г. – потом митрополит с.-петербургский 40) Симеон Крылов 1818–1820 г. 41) Лаврентий Бакшевский 1820–1831 г. 42)Владимир Ушинский 1831–1836 г. 43) Павел Подлипский 1836–1859 г. 44) Филарет Гумилевский 45) Варлаам и 46) Нафанаил. В настоящем своем труде о. Михаил Диев с особенным вниманием останавливается на личности Лазаря Барановича. Исследования о последнем составляют целую треть предлагаемого труда. Подробно и с самой светлой стороны описывает о. протоиерей плодотворную и продолжительную деятельность этого святителя на иерархическом и литературном поприщах, в тоже время критически рассматривая статью прот. А. Страдомского, «Лазарь Баранович», напечатанную в Журн. Мин. Нар. Просв. за июль и август 1852 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор всех святых в земле Российской просиявших (2-я Неделя по Пятидесятнице) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ (Ушаков Борис Яковлевич, 1647 – 1654), чудотворец, св. прав. отрок-схимонах (пам. 24 июля и во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля)

http://pravenc.ru/rubrics/144729.html

Скончался Святитель Иннокентий на пятидесятом году жизни, истощив себя ради спасения многих, но его воодушевление и самоотверженность не остались бесплодными. Сила его примера и оружие Слова Божия духовно покорили Христу не только многих падших русских людей, но и огромное множество язычников. Икона свт. Иннокентия Иркутского Таким образом, ценою святительского самоотвержения был куплен для Русской Церкви Дальний Восток, на пороге которого доднесь стоит угодник Божий Иннокентий, прославленный нетлением мощей и подкрепляющий русский дух своими благодатными молитвами и чудесами. Он по справедливости считается первым Иркутским епископом, потому что поставленные ранее – в 1706 году Варлаам (Косовский), а затем в 1721 году Игнатий (Смола) – совсем не вступали на кафедру по причине «тяжкой скудости». После Святителя Иннокентия был хиротонисан 25 ноября 1732 года в преемники ему префект Московской Славяно-греко-латинской академии Иннокентий (Нерунович). Он крестил множество тунгусов, за которыми до сих пор сохранилось прозвание «неруновских». Подробные сведения о деятельности этого замечательного архипастыря, просветителя тунгусов, скончавшегося 26 июля 1747 года, напечатаны в «Иркутских епархиальных ведомостях» за 1865–1871 годы. Вместо митрополита Антония был назначен в Сибирь митрополит Никодим (Сребрицкий), который не мог по причине болезни явиться к своей пастве и остался в Чернигове. Вместо него был хиротонисан 10 марта 1741 года в митрополиты известный противник временщика Бирона и немецких влияний воспитанник Киевской духовной академии Арсений (Мацеевич) . Побывав предварительно с октября 1729 года в течение двух лет проповедником Слова Божия в Сибири во дни митрополита Антония (Стаховского), затем совершив в 1734–1736 годах четыре северных экспедиции к камчатским окраинам для исследования пролива Дежнева (ныне Берингова) и, наконец, отслужив законоучителем Первого Петербургского кадетского корпуса в 1738 году и гимназии при Академии наук в 1739 году, митрополит Арсений явился на Сибирскую кафедру с огромным духовным опытом и широкою осведомленностью. Первым его делом в Сибири было снаряжение миссии на Камчатку под начальством архимандрита Иоасафа (Хотунцевича) из пяти священников, двух диаконов и десяти причетников, в числе которых состояли несколько питомцев духовных академий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИННОКЕНТИЙ (Борисов Иван Алексеевич; 1800-1857), архиеп. Херсонский и Таврический, свт. (пам. 25 мая, в Соборе Киевских святых, в Соборе Липецских святых и в Соборе Одесских святых)

http://pravenc.ru/text/2581799.html

Потом, если верить раскольническим сказаниям, был он полковником и даже генералом. Из какой фамилии был Афиноген — не знаем, но что он был дворянского происхождения, это положительно верно, иначе он не мог бы поступить в королевскую службу и так скоро сделаться капитаном, а может быть, и генералом. В Польше это было невозможно. Вероятно, в архиве московской синодальной конторы или в Новом Иерусалиме сохранилось какое-нибудь дело о расхищении ключарем Амвросием монастырского имущества и об его побеге. В нем, конечно, есть известие и о том, из какой фамилии происходил этот ловкий авантюрист. В Воронке, Ардоне, Святской, Радуле, Млинке, Митьковке, Шеламе, Чуровичах, Деменке и Тимошкином-Перевозе. Тут были только часовни. Церкви были в Климовой, Зыбковой, Злынке, Клинцах, Лужках, Еленке и Добрянке. [Анну Леопольдовну в народе звали больше Анной Карловной.] Ныне упразднен. В нем две запечатанные церкви, моленная и келья — все деревянное, ветхое. У Андрея Иоаннова Журавлева, стр. 287–290. Андрей Иоаннович Журавлев. «Историческое известие о раскольниках», стр. 280–285. Последование исповеди архиерейской, по уставу, несколько отлично от исповеди священнической. Преосвященный Макарий в своей «Истории русского раскола» (стр. 309) говорит, что Антония, митрополита сибирского, не бывало. Напротив, в XVIII ст. было два Антония, митрополита сибирских. Один, по фамилии Стаховский, из архимандритов Новгород-Северского Спасского монастыря, рукоположен в сан архиепископа черниговского в 1713 году; в 1720 он переведен был в Тобольск, где и был, именуясь «сибирским и тобольским» митрополитом, до 27 марта 1740 г., когда скончался. Другой, по фамилии Нарожницкий, из наместников Троицко-Сергиевской лавры посвящен в митрополиты сибирские 26-го сентября 1742 года и скончался в Тобольске 9 октября 1748 года. Афиноген говорил, конечно, о Нарожницком (см. преосвященного Амвросия «Историю российской иерархии», т. I, стр. 111, 112). [В то время никто не знал, где содержится бывший император Иоанн и мать его Анна Леопольдовна. Место заключения их сохранялось в глубочайшей тайне. Вообще же полагали, что они в Сибири. Поэтому и Афиноген, рассказывая вымышленную им историю, говорит тоже о Сибири. Притом же принцессы Анны в то время уже не было в живых. Она скончалась в Холмогорах 7-го марта 1746 года; тело ее привезено в Петербург и похоронено публично в Александро-Невской лавре со всеми должными почестями.]

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Однако преемник свт. Филофея свт. Антоний (Стаховский) распорядился, чтобы мощи В. М. «были сокрыты в земли внутрь монастырской ограды» (ГАТОТ. Ф. 144. Оп. 1. 51. Тетр. 19. Л. 2 об.), над мощами была устроена часовня. Отсутствие синодального решения о канонизации иногда становилось поводом для запрета почитания. В 1755 г. Тобольская консистория запретила совершать молебны В. М. и поминать его на отпусте, в 1756 г. было разрешено служить панихиды по особому чину. Часовня, где покоились мощи святого, находилась у обрыва, в 1788 г. земля с обрыва стала осыпаться и гробница вновь показалась наружу. Игум. мон-ря Михаил перенес гробницу во вновь построенную каменную ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы и положил их под спуд под особым надгробием. Зимой 1802/03 г., когда вслед за Томском и Енисейском в Туруханске и его окрестностях распространилась эпидемия, жители города причину бедствия увидели в том, что «иконы святаго мученика Василия Мангазейского... вынесены из церкви, мощи его скрыты и отправляемые в честь его службы перестали». О народном волнении было доложено Святейшему Синоду и министру внутренних дел В. П. Кочубею, Тобольский архиеп. Антоний предписал игумену Троицкого мон-ря внести в церковь образ и не чинить препятствий к почитанию святого (Голубинский. С. 462). В XIX в. почитание В. М. в Сибири ширилось. В Енисейске, Туруханске, Красноярске были распространены иконы святого, среди населения Енисейского Севера бытовали «большие деревянные складни, некоторые в металлических ризах, с изображениями Василия Мангазейского» (Островских. С. IV). Как небесный покровитель охотников и звероловов В. М. почитался среди коренных жителей Енисейского Севера. На месте Мангазеи, в часовне, где до 1670 г. почивали мощи В. М., юраки и тунгусы оставляли звериные шкуры в дар святому, а во время выходов из тайги к Енисею посещали Туруханский мон-рь. В 1893 г. местное епархиальное начальство вновь возбудило ходатайство перед Синодом о подтверждении канонизации святого, в ответ Синод предписал завести книгу для записи чудес, происходящих от мощей В. М. В нач. XX в. имя В. М. было внесено в офиц. «Православный календарь», изданный при Святейшем Синоде.

http://pravenc.ru/text/150815.html

С. Снессорева Декабрь 3.12. Пахромская Пахромская Сия икона явилась в 1472 году. В древней летописи сохраняется замечание, что в этом году «от нея кровь шла чудно вельми». 4.12. Дамаскинская 133 Дамаскинская По древнему преданию, сию икону в VIII веке писал преподобный Иоанн Дамаскин за преславное исцеление Пресвятою Богородицею отсечённой его правой руки по клевете иконоборца Льва Исаврянина. 7.12. Селигерская В общежительной Ниловой пустыни на острове Селигере Тверской губернии находится чудотворная Владимирская-Селигерская икона Богоматери. Она принесена преп. Нилом Столобенским в XVI веке и доселе находится при мощах его. 7 декабря на вечерне торжественно совершается пред нею молебен, а вторично празднуется ей мая 26-го дня. 20.12. Новгород-Северская Явление иконы относится к 1301 году. Икона сия находится в Новгороде-Северском Черниговской епархии. 20.12. Новодворская Новодворская Икона Божией Матери, именуемая Новодворской, писана свт. Петром, митрополитом Всероссийским, около 1320 года, тогда, как он был ещё на Волыни в монастыре, устроенном им на реке Рати, на урочище, называемом Новый Дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенёс её в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда же устроился монастырь Сурожский при городе Суроже, преосвященный Антоний Стаховский отдал сию икону строителю монастыря Симеону. В соборной церкви сего монастыря, теперь уже не существующего, стояла святая икона Новодворская. В 1677 году 14 августа икона перенесена была из старой церкви в новую в крестном ходе пред Литургией. Святитель Димитрий Ростовский , прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывает, что 16 августа Никодим, епископ Целерский, оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери. 20.12. Новодворская – в Каменском монастыре Каменский монастырь основан был, по благословению Лазаря (Барановича), архиепископа Черниговского, иеромонахом Ионой Волховским в 1687 году. В благословение новооснованной обители архиепископ Лазарь дал свою келейную икону Новодворской Божией Матери, которая, по желанию его, была списана с чудотворной иконы, написанной святителем Петром, митрополитом Московским (1326 г. 2 декабря). В Каменской обители эта благодатная икона находится более 200 лет. В 1889 году 26 июня от громового удара сильно пострадал Успенский храм в Каменской обители, и много вреда внутри храма причинила молния; но Новодворская икона осталась совершенно невредимой. В память сего чудесного события в Каменском монастыре ежегодно 26 июня совершается крестный ход со свято чтимою иконою. Каменский монастырь находится в Новозыбковском уезде Черниговской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Женский, упоминается в расписании монастырей 1740 года. Благовещенский Нежинский, Назарет Именуемый монастырь Черниговской Епархии, 2 класса мужской, находящийся в городе Нежине. Основан в 1702 году по Указу Государя ПЕТРА Первого, и построен иждивением Преосвященного Стефана Яворского , Митрополита Рязанского и Муромского, Святейшего Всероссийского Патриаршего престола Экзарха, под смотрением брата его, Нежинского Протопопа Павла Яворского. По совершении каменной трёхпрестольной: а) во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, б) Сретения Господня, и в) святого первомученика Архидиакона Стефана, церкви, в 1716 году, Июля 23, освящена она четырьмя Преосвященными Архиереями: 1) Митрополитом Стефаном; 2) Киевским Митрополитом Иоасафом; 3) Архиепископом Черниговским Антонием Стаховским и 4) Епископом Переяславским Кириллом Шумлянским, соборно. Главная церковь Благовещенская наречена Богородичным Назаретом, и в монастыре учреждена Архимандрия, доныне продолжающаяся. В 1717 году приписан к нему монастырь Ветхорождественский Нежинский, и дано позволение Архимандритам отправлять священнослужение в шапке, на ковре, с осенением свечным, каждением и пением и другими преимуществами, как видно из нижеследующей грамоты: «Божией Милостью, Благочестивейшего, тишайшего, Великодержавнейшего, Богом хранимого, Великого Государя Нашего Царя и Великого Князя ПЕТРА Первого, всея Великой и Малой и Белой России Самодержца, и многих Государств и земель Восточных, Западных и Северных Отчича и Дедича, Наследника Государя и обладателя над Шведским Королём Каролусом двенадцатым под Полтавой преславного победителя, и всего воинства и силы Шведской торжественного поборителя и сокрушителя, премногих градов и крепостей Шведских пленителя и разорителя, Монарха благочестием, мудростью, и крепостью, силой, победами, и воинскими трудами несравненного, Августа непреодолённого: Его Царского Пресветлого Величества, Монаршеским повелением смиренный Аз Стефан Яворский, милостью Божией православный Митрополит Рязанский и Муромский, восприемши правление Престола Патриаршеского Всероссийского в лето Христово 1700 между Патриаршеством, прилежно с Божией помощью, елико скудость силы моея возможе, имех попечение, во еже быти ми приставником дому Божию непостыдным, винограда Христова делателем неленостным, овец Христовых, кровью Его снабденных, стражем неусыпным.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

6 Наконец, драмы, трагедии и комедии, о которых идет слово, были представляемы наиболее с целью назидания зрителей, чтобы сценическими представлениями библейских событий сильнее подействовать на сердца, на чувства современников. Нет сомнения, что и Митрополит Филофей приказывал представлять в Тобольске комедии или игрища комедиантские, по выражение Летописца, не по одной только привычке к ним в Киеве, и не для увеселения только себя и жителей Тобольска, но и для назидания сих последних, а также для приучения учеников своей школы к свободнейшему произношению проповедей и речей. 7 О последней цели сценических, представлений в старые годы при Архиерейских домах мне случилось слышать, 23 года тому назад, от восьмидесятилетнего, почтенного по духовной опытности и сану, старца (Тобольского Архиепископа, Георгия Ящуржинского), который сам происходил из Малороссии, который сам учился, в конце прошедшего столетия, в Киевской Академии, и который, следовательно, лучше других мог знать дух и правила людей старого времени, лучше понимал, иное, перешедшее некогда из Малороссии в Великороссию и Сибирь. Да и что много говорить о достоинстве свидетельства в этом деле покойного Преосвященного Георгия: разыгрывать драмы, комедии и трагедии духовного содержания ученикам духовных учебных заведений даже в обязанность поставлялось самим Духовным Регламентом (см. 18 § сего Регламента в отделе о Семинарии). Посеянное Митрополитом Филофеем не заглохло, не пропало в Тобольске и после него. При преемнике его, воспитаннике, как и он, Киевской Академии, Митрополите Антоние Стаховском, с его дозволения, ученики и учители Тобольской Архиерейской (тогда уже Славяно-Латинской) школы в святки представляли пьесы духовного содержания по домам, получали за то вознаграждение, и собранный деньги шли частью на содержание учившихся, частью на жалованье учивших. Последнее видно из того, что учитель пения и чтения в Архиерейской школе, сын Тобольского Священника, Петр Кирьяков, за свои труды пользовавшийся Архиерейском доме квартирою и пищею, «при трапезе с братиею (при столе монашествующих), овогда же и с верховыми Его Преосвященства служители» (с келейниками Митрополита, жившими при нем в верхнем этаже), 8 сверх того, по благословению Митрополита Антония, в 1737 году, перед Крещением, в роде жалованья получил 4– руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

1390 Универсал Мазепы пану Максиму от 5 июня 1690 г. (А.М. Макси­мович. Собр. соч. т. I, 804). Гетман свидетельствует к Максиму и его сыновьям «ласкавую нашу прихильность», «для частой нам в войсковых потребах выгоды дознанной». О сохранившихся универса­лах Мазепы сыновьям Максима см. А. М. Максимович, I, 804, прим. 2. 1391 Из братьев Григорий был священником (см. Архив Юго-Запад. России, ч. I, т. V, LXVII, стр. 243), прочие на военной службе при Ма­зепе (о них – А. М. Максимович, I, 805–807. См. Д. В. Бантыш-Ка­менский. Источники малороссийской истории. Ч.II, стр. 51, – в Чтениях в Общ, Истории и Древн. Росс., 1859, кн. I). Близкие отношение с Мазе­пой заставили некоторых Максимовичей вместе с Мазепой изменить Петру Великому, по позднее они принесли повинную (А.М. Максимович, I, 805–807./7. Ефименко. Ссыльные малороссияне в Архангельской губернии (1708–1802), Киевская Старина 1882 г., т. Ш, стр. 397). 1392 О киевской академии того времени см. 77. П. Петров. Киевская ака­демия во второй половине XVII века. Киев 1895 (также в Трудах Киев. Дух. Академии 1895, т. II). По одному из писем 73) чернигов­ского архиеп. Лазаря Барановича (1657–1692; † 1693) известно, что в сентябре 1669 г. Лазарь посылал в Киево-Могилянский монастырь двух своих диаконов, Иоанна и Лаврентия, вероятно, для обучения в Киево-Могилянской коллегии. Н. И. Петров предполагает (стр. 34, а на стр. 42 категорически утверждает), что посланные были – Иоанн Максимович и Лаврентий Крещанович. Но диакон Иоанн, явившийся в 1669 г. в Киев из Чернигова, не мог быть Иоанном Максимовичем , так как последний принял монашество и сан уже после обучения и даже пре­подавательской службы в академии, и это произошло ближе к 1675 году. 1393 Пред ним проповедником был Варлаам Ясинский (Н. И. Петров, цит. соч. стр. 37). Впоследствии Варлаам занимал киевскую митрополию (1690–1707). 1394 Напечатаны в сборнике Зерцало от Писания Божественного, Чер­нигов, 1705. Сборник издан был префектом черниговского колле­гиума иеромонахом Антонием Стаховским (впоследствии с 1713 г. архиепископ черниговский, с 1721 года – митрополит тобольский: о нем Филарет, цит. соч. стр. 239–241; С. Рункевич, указ. соч. стр. 48–54 в Страннике, 1906, ч. 1). Прочие проповеди, по выражению Антония, оставались «под спудом». Есть ли надежда найти их, сказать трудно; но, кажется, их следовало бы искать в архивах Киево-Печерской лавры, черниговской архиепископии и, может быть, в фамильных бумагах рода Максимовичей. Что Максимовичи интересовались своим родовым прошлым, это видно как из работ М. А. Максимовича (см. его ст. «Бубновская сотня»), так и из того, что другой предста­витель рода, И. А. Максимович, принял на себя труд переиздать, па современном русском языке, одно из сочинений святителя Иоанна Плиотропион. – Выдержки из проповедей св. Иоанна, в переложении на современный язык, см. в Житии его, изд. Моск. Синод. Типографией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010