Премия присуждается по усмотрению Совета за одно из лучших кандидатских сочинений. Подлинное положение утверждено определением Святейшего Синода от 13 января 1900 года за 80. Определили: Принять к сведению и руководству. II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1900 г. янв. 25. В Совет Московской Духовной Академии». – указ на имя его высокопреосвященства из Святейшего Синода от 24 января за 476: «По указу Его Императорского Величества, Свя- —4— ейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 3 января сего года за 6, по ходатайству Совета Московской духовной академии об утверждении экстраординарного профессора оной по кафедре догматического богословия, доктора богословия, Статского Советника Александра Беляева в звании ординарного профессора и доцента той же академии по кафедре новой гражданской истории, магистра богословия, Надворного Советника Ивана Андреева в звании экстраординарного профессора, – обоих с 8 декабря 1899 года, со времени избрания их в эти звания Советом академии. Приказали: Согласно ходатайству Вашего Преосвященства, утвердить экстраординарного профессора Московской духовной академии по кафедре догматического богословия, доктора богословия, Статского Советника Александра Беляева и доцента той же академии по кафедре новой гражданской истории, магистра богословия, Надворного Советника Ивана Андреева – первого в звании ординарного профессора названной академии, а второго в звании экстраординарного профессора, обоих с 8 декабря 1899 года, со времени избрания их в сии звания Советом академии; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указа». Определили: Об утверждении экстраординарного профессора Александра Беляева в звании ординарного профессора и доцента Ивана Андреева в звании экстраординарного профессора внести в формулярные о службе их списке и сообщить Правлению Академии для зависящих распоряжений. III. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1900 г. янв. В Совет Московской Духовной Академии». – указ на имя Его Высокопреосвященства, от 30 декабря 1899 года за 720, по ходатайству Совета Московской духовной академии об удостоянии ординарного профессора оной по кафедре истории и разбора западных исповеданий Василия Соколова, выслужившего 26 октября 1899 года 25 лет в штатной преподавательской должности, звания заслуженного ординарного

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—5— профессора. Приказали: Ординарного профессора Московской духовной академии по кафедре истории и разбора западных исповеданий Василия Соколова , выслужившего 26 октября 1899 года 25 лет в штатной должности преподавателя названной академии, удостоить, согласно ходатайству Вашего Преосвященства, звания заслуженного ординарного профессора сей академии; о чём и уведомить Ваше Преосвященство указом». Определили: Указ Святейшего Синода объявить профессору Василию Соколову и внести об удостоении его звания заслуженного ординарного профессора в формулярный о службе его список. IV. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 10 декабря 1899 года за 8546: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 27 декабря 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Дмитрий Введенский определён на должность преподавателя библейской и общей церковной истории и истории русской церкви в Вифанскую духовную семинарию». б) от 21 декабря 1899 года за 8885: «По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 16 декабря 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Евстратий Кириако определён на должность помощника инспектора в Смоленскую духовную семинарию». в) от 22 декабря 1899 года за 8967: «По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 16 декабря 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Евгений Шиянов определён на должность учителя русского и церковно-славянского языков в старшие классы Клеванского духовного училища». г) от 28 января 1900 года за 637: «По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 20 января 1900 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Фёдор Владимирский определён на должность преподавателя Св. Писания в Волынскую духовную семинарию». —6— д) от 28 января 1900 года за 642: «По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 20 января 1900 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Михаил Шелютто определённый 28 октября 1899 года на должность учителя Единского духовного училища, освобождён, согласно прошению, от данного ему назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—121— 1864 г. Возвращусь назад. 23-го числа писал я в Петербург графу Дм. Никол. Блудову: «Долгом поставляю препроводить к Вашему Сиятельству, как помощнику председателя Императорского Археологического общества, коего я имею честь быть членом-корреспондентом, экземпляр мною составленного и вновь изданного Указателя М. патриаршей ризницы. Благоволите принять от меня это малое приношение, как дань моего глубокого к Вашему Сиятельству уважения. При сем не могу не выразить моего сердечного сожаления о том, что я не имел удовольствия видеться с Вашим Сиятельством в бытность вашу прошедшим летом в Москве. Ее Сиятельству, графине Антонине Дмитриевне 2906 долгом поставляю свидетельствовать мое усердное почитание». На письмо это я не получил ответа, так как оно нашло графа Дмитрия Николаевича на болезненном одре; а чрез месяц, именно 22-го февраля, он скончался оставив по себе незабвенную память, как об истинном христианине, высокообразованном человеке и пламенном патриоте. 2907 Того же 23-го янв. и также в Петербурге писал я Изм. Ив. Срезневскому 2908 : «Имею честь препроводить при сем к вашему превосходительству 6-ть экземпляров мною составленного и вновь изданного Указателя М. патр. ризницы. Из них один экземпляр покорнейше прошу вас принять от меня, как должную дань моего душевного к вашему превосходительству уважения. Затем благоволите принять на себя труд доставить по экземпляру в библиотеки академии наук и Археологического общества; один экземпляр его превосходительству Дм. Вас. Поленову 2909 , остальные же предо- —122— 1864 г. ставляю на ваше благорассуждение: кому из гг. членов академии или Археологического Общества найдете приличным и благопотребным вручить, тому и извольте вручить от моего имени. Но простите Бога ради, что я позволяю себе обременять вас такими поручениями. Отдавая на ваш справедливый беспристрастный суд мое настоящее издание, я должен сказать, что если бы и удостоилось это издание благосклонного внимания почтенных экспертов, вся честь должна принадлежать художнику Шелковникову 2910 , который с большою добросовестностью исполнил принятый им на себя труд переведения фотографий на камень; моя же заслуга здесь ограничивается только материальными издержками, которые, впрочем, очень значительны и которых я почти не имею надежды возвратить, по крайней мере, в скором времени».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В собрании, сём кандидат богословия, окончивший курс наук в Московской Духовной Академии в 1892 году и оставленный при Академии для приготовления к замещению вакантных профессорских кафедр, Иван Попов прочитал, согласно определению Совета Академии от 1 Мая сего года, две пробные лекции, – одну на тему по собственному избранию: « Тертуллиан » (опыт литературной характеристики), другую – по назначению Совета Академии: «О задачах и методах патрологии». Обе прочитанные кандидатом Поповым лекции признаны были Советом Академии удовлетворительными. Справка: 1) § 48 устава духовных академий: «Для получения звания доцента надлежит иметь степень не ниже магистра». 2) По § 55 того же устава, кандидаты, оставляемые при Академии для приготовления к замещению вакантных кафедр «по истечении года представляют отчёт Совету о своих занятиях и затем могут быть определяемы на соответственные их приготовлению вакантные кафедры, с званием исправляющих должность доцента до окончательного утверждения в степени магистра. Срок для получение ими сей степени назначается не более двух лет со дня поступления на должность». 3) По § 81 лит. б. п. 4 устава, избрание кандидата на должность доцентов значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: 1) Благопочтительнейше ходатайствовать пред —122— Его Преосвященством о разрешении Совету Академии допустить к чтению лекций по вакантной кафедре патристики кандидата богословия Ивана Попова в качестве исправляющего должность доцента Академии со времени избрания. 2) Объявить кандидату Попову, что для определения на должность доцента Академии по означенной кафедре он должен получить степень магистра, согласно § 55 устава Духовных Академий, не позже двух лет со дня избрания его на должность доцента, т. е. с 1-го июня текущего года. На сём журнале резолюция Его Преосвященства: «1893г. 5 июнь. Согласен». 5 июня 1893 г. Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, Инспектор Академии Архимандрит Григорий, члены Совета Академии, кроме профессоров Н. Субботина и В. Ключевского , не присутствовавших по домашним обстоятельствам и профессора В. Кипарисова , не присутствовавшего по семейным обстоятельствам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Известно также всем знакомым с толстовщиной и то обстоятельство, что даже настоящие последователи нового учения, составлявшие земледельческие общины, никак не могут похвалиться тою внутреннею удовлетворённостью или восприятием «новой жизни», с которою они изображены у Лескова; напротив того, искреннейшие между ними с горьким воплем отчаяния признаются в неспособности исполнять требования нравственного долга и тем ясно свидетельствуют о невозможности спастись без благодати, как объяснил отвергаемый ими Апостол ( Рим.7:14–25 ). Таким признанием служить известное «Письмо» самого гр. Толстого к Гильтебранту, а также корреспонденции из «общин», помещавшиеся нынешней осенью в «Смоленском Вестнике» одной из последовательниц секты. В теоретических построениях можно отстаивать заблуждения, но практика нравственной жизни общественной и личной всегда будет подтверждать слова Гамалиила ( Деян.5:34–40 ), и мы знаем, что вопреки тенденциозной повести Лескова, толстовские общины распадаются через два, много – три года. Православный пастырь конечно ничего не потеряет от клевет Лескова: было бы слишком странно, чтобы такой видный деятель не был бы никем очернён, когда даже о Спасителе «овии глаголаху, яко благ есть: инии же глаголаху: ни, но льстит народы» ( Ин.7:12 ). Мы обращаем внимание читателей на выходку Лескова с тою целью, чтобы показать, чего боятся наши секты, с чем они могут бороться только посредством клеветы 305 и чему злорадно смеются: под последним разумеем нападения автора не на главную личность повести, а на другие типы. Ясно отсюда и то, в какую сторону должны быть направлены наши миссионерские силы. В этом смысле повесть Лескова есть знамение времени, а ненавистное ему явление нашей церковной жизни – образ для посильного подражания нам и меч истребления для сект. Архимандрит Антоний Воскресенский Г.А. [Рец. на:] Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709 гг.). СПб., 1891//Богословский вестник 1892. Т. 1. 2. С. 420–436 (2-я пагин.). —420— Русская духовная литература не богата специальными исследованиями о св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Муретова . 5 июня Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, все члены Совета Академии. Слушали : I. Внесённые председателями комиссий, производивших испытания студентов в текущем году, списки студен- —164— тов III курса с отметками баллов по ответам, данным ими на испытаниях, и сочинениям, написанным ими в течение учебного года. По рассмотрении сих списков оказалось, что из 52 студентов 46 имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям баллы не менее 4 и ни по одному предмету менее 3:25 и один студент имеет в среднем выводе балл 3:73. Студент Алексей Целебровский не представил семестрового сочинения по пастырскому богословию, студент Константин Богданов – по догматическому богословию, студент Сергей Добров – по русской церковной истории и догматическому богословию, студенты Николай Цыганков и Александр Товаров не держали испытаний ни по одному из предметов III курса, кроме того Цыганков не представил ни одного семестрового сочинения, а Товаров – одного по истории западных исповеданий. II. Внесённый и. д. инспектора Академии, Архимандритом Петром, список студентов III курса с обозначением баллов по их поведению; в этом списке поведение 50-ти студентов обозначено баллом 5 и 2-х студентов – баллом 4. III. Прошения студентов III курса. 1) Константина Богданова: «Вследствие болезни (воспаления лёгких), заставившей меня пользоваться помощью академического врача в продолжение почти двух месяцев, начиная с 13 января сего года, а потом – и ещё прожить в больнице до Пасхи для совершенного выздоровления, я не мог подать в назначенный срок семестрового сочинения по догматическому богословию. А посему покорнейше прошу Совет Академии ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об отсрочке подачи этого сочинения впредь до 15 августа сего года. При сем прилагаю медицинское свидетельство». 2) Сергея Доброва: «Неблагоприятные домашние обстоятельства и вызванное ими нервное расстройство, соединённое с общим упадком сил, не позволили мне во вторую половину этого учебного года заниматься должным образом; вследствие чего мною не приготовлены к подаче два семестровых сочинения: по русской церковной истории и по догматическому богословию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4. Редакторы Ректор МДА архимандрит Антоний (Храповицкий), при котором был учрежден «Богословский вестник», и все последующие ректоры стали исполнять обязанности цензоров «Богословского вестника». Но основную тяжесть редакционных трудов понесли на себе его непосредственные редакторы. Среди редакторов «Богословского ветсника» были известные представители богословско-академической науки. Первым редактором «Богословского вестника» был избран экстраординарный профессор еврейского языка и библейской археологии П. И. Горский-Платонов. Через год его сменил экстраординарный проф. В. А. Соколов (июнь 1893 г.- октябрь 1898 г.), специалист по истории инославных христианских конфессий. Затем журналом руководили: экстраординарный профессор общецерковной истории А. А. Спасский (ноябрь 1899 г.-февраль 1903 г.), экстраординарный профессор патрологии И. В. Попов (март 1903 г. - ноябрь 1906 г.), экстраординарный профессор византинист И. Д. Андреев (декабрь 1906 г. - октябрь 1907 г.), экстраординарный профессор библейской и общецерковной истории А. И. Покровский (ноябрь 1907 г. - август 1909 г.), доцент-патролог А. П. Орлов (сентябрь-октябрь 1909 г.), ординарный профессор канонист Н. А. Заозерский (ноябрь 1909 г. - 1912 г.), профессор священник П. А. Флоренский (1912 г. - май 1917 г.), проф. М. М. Тареев (июнь 1917 г. - вплоть до закрытия в сентябре 1918 г.). Особая эпоха в истории «Богословского вестника» началась при Павле Флоренском, который единственным из дореволюционных редакторов журнала, был в священном сане. При о. Павле журнал стал более ориентироваться на широкий контекст христианской культуры, сильнее отзываться на жизненные запросы современного общества, ближе быть к той части интеллигенции, которая потянулась к Церкви. Перед окончательным своим закрытием в революционные годы «Богословскому вестнику» предстояло перенести ряд потрясений и метаморфоз. В 1917 г. на волне революционных настроений академическая корпорация выбрала редактором проф. М. М. Тареева, который стал тут же публиковать свои лекции под названием «Новое богословие» . Тареев не постеснялся открытого разрыва с традиционными ценностями Православия, утверждая «субъективный метод» как «метод нового богословия», предлагая заменить догматическое богословие религиозной философией, провозглашая отказ от византийского наследия и аскетической традиции.

http://bogoslov.ru/bv/bv.html

Один из них был напр. известным юрисконсультом, другой получил ученую степень доктора прав; некоторые служили в военной службе с чином полковника; один был августинским приором, другой апостолическим протонотарием, епархиальным генерал-викарием, предназначенным на епископскую кафедру, занять которую ему помешала преждевременная смерть. Как у многих старинных дворянских фамилий, у карпинетских Печчи было стремление придать своему роду возможно-бóльший блеск и значение, доказав его особенную древность и его происхождение от другой, гораздо более прославленной и аристократической семьи. Еще с половины века в истории Италии была известна и пользовалась большим значением другая фамилия Печчи, имевшая свое местопребывание в Сиене. Эта фамилия принимала немалое участие в исторических событиях и смутах своего времени, насчитывая в числе своих представителей и ученых, и епископов, и рыцарей, и дипломатов-посланников и т. д. Карпинетские Печчи и хотели доказать, что их семья представляет собою ветвь Печчи Сиенских, родоначальник которой Антонио будто бы именно из Сиены переселился в Карпинето. Над разрешением этой задачи трудился и молодой Иоаким, когда рисовал свое родословное древо. В одном из своих писем он сам рассказывает о том, как он искал желаемых ему данных в разных документах и в печатных изданиях библиотеки римской коллегии 50 . Однако, в результате всех стараний оказалось, что родство карпинетских Печчи с сиенскими может утверждаться только на преданиях, в подтверждение которых никаких документальных свидетельств не имеется. Отец нынешнего папы, Доминик Людовик Печчи, окончив свое образование в Риме, как старший представитель семьи, должен был водвориться на постоянное —71— жительство в Карпинето для управления родовым имением. В 1792 г. высший феодальный владелец этого округа, князь Альдобрандини Боргезе, назначил Людовика Печчи полковником, или начальником местной милиции. В этом звании он состоял некоторое время и на службе Наполеона, когда при высшем торжестве французской революции Карпинето, как и вся церковная область и почти вся Италия, присоединено было к владениям Франции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если бы мои мысли побудили бы кого-нибудь из пи- —728— томцев курса к основанию при Академии стипендии, то нельзя при этом не посоветовать следующего. Необходимо решать это дело о стипендии непременно при окончании курса, когда все товарищи находятся на лицо, а не рассеяны по всему лицу земли. Впоследствии многие успеют забыть Академию, а некоторые и умереть. Да и какой благовременный это момент! Вот собрались в последний раз на прощальную трапезу. Вспоминается все прошлое. Проходят пред взором всех картины минувших светлых дней. Даются горячие обеты помнить друг друга и заветы воспитавшей их Академии... 8-го ноября академическая корпорация праздновала десятилетие своего академического журнала. В этот день Преосвященным Ректором Академии была совершена литургия в сослужении многочисленного академического духовенства, а по окончании литургии молебен Бесплотным Силам. После благодарственной молитвы в храме, перешли в комнаты Преосвященного, где состоялось общее собрание всех членов академической корпорации. Не мало было, при этом, сказано о прошлом академического журнала, о настоящем его положении, о желательной постановке в дальнейшее время. По общему желанию всех присутствовавших были посланы от имени Академии приветственные телеграммы: Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященному Владимиру, Митрополиту Московскому, покровителю и благотворителю журнала, и Преосвящ. Антонию, Епископу Уфимскому, основателю журнала. За скромной, но оживленной трапезой, последовавшей за собранием, провозглашались здравицы за бывших и настоящих главных деятелей по журналу и произносились речи, из которых приводим здесь две: речь теперешнего редактора журнала э.-о. проф. А.А. Спасского и речь бывшего редактора ордин. проф. В.А. Соколова . Проф. А.А. Спасский говорил следующее: «Ваше Преосвященство и все достопочтенное собрание! Позвольте мне, – человеку, поставленному ближе других к интересам академического журнала, – сказать несколько слов по поводу нашего сегодняшнего собрания. В деятельности какого-то бы ни было учреждения, как и в жизни каждого отдельного человека, бывают моменты,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– 2) По определению Совета от 20-го того же сентября студент Севастьянов, не явившийся в Академию после летних каникул более недели после назначенного срока и не представивший никаких сведений о причине своей неявки, – считается выбывшим из Академии. – 3) По определению Святейшего Синода от 16–26 ноября 1877 года 1738, обратное принятие таковых студентов в Академию зависит от усмотрения Совета Академии. Определили: Зачислить просителя обратно в списки студентов III-ro курса Академии. XVIII. Прошение на имя Преосвященного Ректора Академии священника Подольской епархии, Проскуровского уезда, села Ружичанки Антония Карповича: «Имея желание получить высшее богословское образование, —362— имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство принять меня в число вольнослушателей лекций в вверенной Вам Духовной Академии с января м. 1908 года. Необходимые документы о моем образовании и службе будут высланы мною немедленно, по требованию Совета Академии». Определили: Уведомить просителя чрез академическую Канцелярию, что по определению Совета Академии от 14-го декабря 1906 года прием вольнослушателей производится лишь с начала каждого учебного года. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1908 г. Янв. 21. По ст. X. Профессорскому стипендиату Семидалову разрешается четырехмесячный отпуск с правом пользоваться за это время назначенным ему окладом. Прочее принято к сведению». 20 декабря 1907 года 19 Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии – экстраординарный профессор А. П. Шостьин , заслуженные ординарные профессора А. Д. Беляев и Μ. Д. Муретов, ординарные профессора А. П. Голубцов , А. И. Введенский и А. А. Спасский, экстраординарные профессора: Π. П. Соколов, И. В. Попов , Н. Г. Городенский и С. И. Смирнов . – Отсутствовали: ординарные профессора С. С. Глаголев и Μ. Μ. Тареев, экстраординарные профессора И. Д. Андреев и А. И. Покровский и сверхштатный заслуженный ординарный профессор Н. А. Заозерский .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010