Ваше Преосвященство, Достойный Владыко! Давно не писал Вам. Причина тому главная – моя болезнь. Ненормальная беженская жизнь подорвала и без того слабое мое здоровье. У меня туберкулезное поражение бронхиальных и гортанных желез. Это – от сырости, от ненормального питания. Лишь в Софии я получил возможность приняться за лечение. Здесь я имею возможность и жить в сухом помещении, иметь необходимое для лечения питание. Но, собственно, пишу Вам не о своей болезни. Это пришлось к слову. А – по делу. Дело же таково. Вы, конечно, знаете, что вышел в свет «Катехизис» митрополита Антония и что «Катехизис» этот одобрен Синодом. Я нахожу, что Синод сделал ошибку. В своем «Катехизисе» митрополит Антоний провел свои любимые личные взгляды по догматическим вопросам. И с особенною настойчивостью проводит свой взгляд на догмат Искупления. Он учит, что Искупление совершено не на Голгофе, а в Гефсимании. И самое Искупление понимает не так, как понимают его святые отцы Церкви. Не буду говорить о других погрешностях. Я нахожу, что митрополит Антоний не имел права излагать свои личные взгляды в «Катехизисе», тем более что они противоречат учению Церкви. Я пишу в этом смысле доклад на предстоящий Собор. Мы с преосвященным Серафимом убеждали его и письменно, и лично – оставить в силе «Катехизис» митрополита Филарета. Говорили, что Синод не имеет права вводить тот «Катехизис», так как «Катехизис» митрополита Филарета утвержден центральной всероссийской властью. Пока увещания наши не имели успеха… До Собора времени осталось, впрочем, не мало, и, быть может, члены Синода одумаются. А если не одумаются, возможна новая смута в Церкви. Законоучители Сербии и Болгарии отказываются принимать «Катехизис» митрополита Антония. Некоторые из них пишут опровержение на «Катехизис» и думают печатать свои опровержения … Мне было важно знать Ваш взгляд на это дело. Не откажитесь сообщить мне его. Желаю Вам всякого благополучия. Прошу Ваших молитв о моем здоровье. Архиепископ Феофан Источник: митр. Вениамин (Федченков) . Дневники 1926–1948. М.: Правило веры, 2008. СС. 91–92 Ответное письмо еп. Вениамина (Федченкова)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Прмч. Галактион и прп. Иосаф Каменский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прмч. Галактион и прп. Иосаф Каменский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Особенности облика Г. сохраняются на неск. иконах Господа Вседержителя с сонмом предстоящих и припадающих Вологодских святых, напр. 2-й пол. XVII в. (под записью XIX в.) из Спасского собора Димитриева Прилуцкого мон-ря; XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. Вологды; 1779 г. письма Д. и И. Сумароковых из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды; 1-й пол. XVIII в. из вологодской Спасо-Болотской ц. (все из собрания ВГИАХМЗ); нач. XIX в. (НКПИКЗ). Образ святого присутствует в произведениях более редкой иконографии, напр. на иконе 1715 г. Л. Г. Туфанова (ВГИАХМЗ; происходит из ц. святых Константина и Елены в Вологде), где 6 Вологодских чудотворцев молятся Св. Троице Ветхозаветной (Г.- справа в верхнем ряду); на иконах «Воскресение Христово - Сошествие во ад» сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) - фигура Г.- на правом поле, «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу с предстоящими святыми» XVIII в. (ВГИАХМЗ) - Г.- справа вверху, во 2-м ряду, рядом с прп. Антонием и прп. Феодосием Киево-Печерскими. Оплечное изображение Г., без куколя, помещено наряду с др. Вологодскими чудотворцами на прориси с иконы «Собор Русских святых» 1814 г. П. Тимофеева ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 455. 227). Др. вариант изображения Г. имеется на иконе нач. ХХ в., подаренной, согласно надписи на обороте, в 1911 г. Антонием (Быстровым) , еп. Вельским, его дяде, прот. ц. Казанской иконы Божией Матери на Торговой пл. Вологды Александру Мальцеву, с супругой. На золотом фоне с тисненным по левкасу орнаментом «на эмалевое дело» - пейзаж с 3-главым храмом классического стиля, на 1-м плане представлены в рост прп. Иоасаф Каменский и Г. в виде седовласого старца с непокрытой головой и окладистой бородой, одетого в монашескую мантию и зеленую епитрахиль, в руке - четки; в верхней части композиции на облаке - образ Божией Матери «Знамение». По-видимому, мастер, исполнивший заказ еп. Антония, работал во владимирских иконописных селах и не был знаком со сложившейся в вологодских землях иконографией святого. На эмалевой иконе сер. XIX в. (ЦМиАР) Г. изображен вместе с прп. Иоасафом Каменским на фоне Спасо-Каменного мон-ря.

http://pravenc.ru/text/161479.html

После революции короткое время был профессором церковного права при Одесском Университете. В Югославии был профессором того же предмета при Субботицком Университете и докладчиком по вопросам церковного права при Архиерейском Синоде Сербской Церкви. По занятии Югославии коммунистами в противоречие своим прежним сочинениям со страху написал книгу «О неправде Карловацкого Раскола». Она была опровергнута в книге протопресвитера Георгия Граббе «Правда о Русской Церкви на Родине и за Рубежом», Джорданвилл, 1961 г. 100 Митрополит Платон (Рождественский), Сев.-Американский и Канадский, одновременно с митр. Евлогием учинил раскол в Америке. 109 Архим. Иоасаф (Скородумов), впоследствии архиепископ, род. в Новгород. губ. 26 янв. 1888 г. в семье сельского священника. В 1908 г. окончил Новгородскую Дух. Семинарию и как лучший ученик за казенный счет был послан в С.-Петербургскую Дух. Академию. Здесь он духовно сблизился с ректором Академии Епископом Феофаном (Быстровым) , здесь же у него созрело желание принять монашество. 13 нояб. 1912 г. он был пострижен владыкой Феофаном, 18 ноября рукоположен в иеродиакона, а 21 ноября в иеромонаха. Первое время он исполнял должность помощника смотрителя духовных училищ при владыке Феофане (Быстрове) в Полтаве. Во время Гражданской войны, в 1920 г. о. Иоасаф был возведен в сан архимандрита, в том же году вместе с армией ген. Врангеля покинул Россию. Через Константинополь о. Иоасаф приезжает в Сербию, где назначается Заграничным Синодом директором гимназии и законоучителем. Затем проходил должность законоучителя в кадетском корпусе. В 1929 г. по ходатайству друзей о. Иоасафа он был послан в Канаду настоятелем прихода в Монтреаль. 29 сентября 1930 г. митр. Антоний с др. заруб. архиереями хиротонисали его в Белграде во епископа Монтреальского. 20 лет провел владыка Иоасаф в Канаде, в непрестанных духовных и физических трудах, возстанавливая, заглохшее в тех краях, Православие. Им было открыто много новых храмов, два скита – Покровский и Серафимовский, построено в Монтреале подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Георгий Иванов Но прежде, чем их проклинать, следует хотя бы отчасти понять, какая черная бездна отчаяния затянула многих из них. Об этом можно судить по страшным стихам Георгия Иванова, пронизанным мрачной иронией и роковой безысходностью: Хорошо, что нет Царя. Хорошо, что нет России. Хорошо, что Бога нет. Только желтая заря, Только звезды ледяные, Только миллионы лет. Хорошо – что никого, Хорошо – что ничего, Так черно и так мертво, Что мертвее быть не может И чернее не бывать, Что никто нам не поможет И не надо помогать. И всё же, несмотря на то, что большевики вместе с Родиной украли у этих людей всё, одного – самого главного – они отнять не смогли – веры в Бога, потому что «Царствие Божие внутри нас есть». Как говорил в одной из своих проповедей настоятель Свято-Никольского кафедрального собора в Вашингтоне протоиерей Димитрий Григорьев, «вера Божия не исчезает с Земли, и Церковь стоит непоколебимо». Архиепископ Шанхайский Иоанн (Максимович) А другой величайший миссионер Русского Зарубежья архиепископ Шанхайский Иоанн (Максимович) отмечал: «Очутившиеся за границей русские люди пережили большие душевные потрясения. В душах большинства произошел значительный перелом, ознаменовавшийся массовым возвращением интеллигенции к Церкви. Многие храмы за рубежом наполнены по преимуществу ею. Интеллигенция заинтересовалась вопросами духовной жизни и стала принимать активное участие в церковных делах». Там, где селились русские изгнанники, в первую очередь обустраивалась домовая церковь, потом возводился храм, так что, наряду с научной и культурной миссией, они несли по миру проповедь Православия. Кроме архиепископа Иоанна Шанхайского среди выдающихся миссионеров Русского Зарубежья просияли имена архиепископов Иоанна (Шаховского) и Феофана (Быстрова), епископа Василия (Родзянко), митрополитов Антония Сурожского, Вениамина (Федченкова), Евлогия (Георгиевского), Анастасия (Грибановского), Антония (Храповицкого), архимандрита Киприана (Керна), протоиерея Александра Шмемана, иерея Александра Ельчанинова, богословов Владимира Лосского, Ивана Андреева и многих других видных деятелей Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/25/in...

29 октября 1918 г. он был приговорен к расстрелу. Решение Сольвычегодской ЧК о расстреле игумена было одобрено Губернской ЧК. Расстрелян 13 ноября в Сольвычегодске. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 г. В 2018 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии . Арх.: Послужной список Игумена Филиппо-Ирапской пустыни иеромонаха Леонида за 1913 год. ГАНО Ф-480 Оп. 1 Дело 3936 Листы 314 (на об.); 315. Лит.: За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951): Биографич. справочник/сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 289. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНТОНИЙ (Арапов; 1880-1919), игум., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых) АНТОНИНА Брянских (10 июня 1891, Иркутск – 9 января 1938, Архангельск), мученица (пам. 27 декабря, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедиков Церкви Русской) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Игнатьевич Выжва (1883 - 1937), игум., прмч. (пам. 7 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВТИХИЙ (Качур Евфимий Викторович; 1891-1937), игум., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) МЕФОДИЙ (Иванов Николай Михайлович; 1899-1937), игум., прмч. (пам. 27 авг.; в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Петрович Горбунов (1878 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2608569.html

поиск:   разделы   рассылка Алексей Поповкин Славянское служение Архиепископа Виталия (Максименко) Источник:  Русская линия 24 апреля 2008 года – сороковой день со дня кончины Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра. По определению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей в этот день поминовение почившего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви будет совершаться на Великом входе за Божественной литургией Великого Четверга, а торжественные панихиды – на Радоницу. Светлой Памяти Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра (Шкурла) Восстановление евхаристического общения Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве, первую годовщину которого мы будем отмечать вскоре, открыло нам пути ко всеобъемлющему совместному осмыслению духовного опыта Русского Зарубежья. Важнейшей вершиной этого опыта стало преображение церковной жизни славянских народов центра и юго-востока Европы, произошедшее под непосредственным влиянием таких деятелей Русской Православной Церкви Заграницей, как святитель Иоанн (Максимович), митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Виталий (Максименко), архиепископ Серафим (Соболев), епископ Феофан (Быстров), епископ Антоний (Бартошевич), архимандриты Амвросий (Курганов) и Сергий (Кашманов), игумен Тимолай (Пастухов). Особое место в этом ряду занимает имя архиепископа Виталия (Максименко), жизненный подвиг которого был отмечен и святителем Иоанном Шанхайским. Владыке Виталию посчастливилось участвовать в двух славянских миссионерских проектах: восстановлении Православия в Чехии и на Закарпатской Руси. При этом следует учесть, что эти миссионерские проекты были начаты в Императорской России, а продолжены усилиями Церкви и Правительства Сербии, и Архиепископ Виталий принимал участие в них как на дореволюционном, так и на " сербском " этапе их развития. Митрополит Лавр Оба эти миссионерских проекта принесли свои плоды, а второй из них – восстановление Православия на Закарпатье – в некотором смысле определил современную судьбу Русской Зарубежной Церкви, поскольку крестник владыки Виталия Митрополит Лавр (Шкурла), карпаторосс, и привёл Зарубежную Церковь к евхаристическому единству с Московской Патриархией.

http://religare.ru/2_53428.html

28 .01(10.02).1928–11(24).08.1933: Серафим Мещеряков 11(24).08.1933–1934: Лев Черепанов 1935–1936: Антоний Романовский, в. у. 1936–1943: 14(27).09.1943–05.1945: Антоний Романовский 5 .1945–25.10(07.11).1962: Антоний Романовский, паки Ставропольская (на Средн. Волге) (обн.) 12(25).11.1923–1924: Александр Анисимов 1923–1927: Николай Соболев 1928–1932: Алексий Щербаков 1933–1937: Василий Виноградов Ставропольская (на Кавказе) (обн.) 20 .12(02.01).1923–05(18).04.1924: Алексий Марков 25 .01(07.02).1924–07(20).12.1924: Христофор Сокольский 1924–03(16).01.1925: Назарий Андреев 18 .02(03.03).1925–27.09(10.10).1925: Георгий Крашенинников 23 .10(05.11).1925–06(19).04.1926: Серапион Сперанцев 1926–26.03(08.04).1927: Иоанн Кушнев 1927–13(26).01.1928: Алексий Михайлов 08(21).02.1928–1929: Александр Филиппов 05(18).05.1930–1932: Николай Автономов 12 .1932–03.1935: Филипп Власов 1935–1935: Сергий Баженов 22 .11(05.12).1935–1945: Василий Кожин Сталинградская см. Волгоградская Сталинградская (григ.) 1925–1931: Тихон Русинов, в. у. 1927–: Смарагд Яблоков Серафим Поляков Сталинградская (обн.) 1922–1923: Модест Никитин 12(25).06.1924–27.11(10.12).1924: Димитрий Рождественский 03(16).06.1924–29.04(12.05).1925: Сергий Озерецковский, в. у. 19 .05(01.06).1925–29.09(12.10).1927; Иоанн Звездкин 1926(?)–21.01(03.02).1927: Сергий Добромыслов, в. у.(?) 09 .1926–10.1928: Константин Спасский 1928–1928: Илия Фокин 11(24).11.1928–11(24).05.1929: Алексий Марков 1929–1929: Алексий Покровский, в. у. 1930–1931: Алексий Златорунский 1931–1932: Василий Виноградов 22 .02(07.03).1932–01(14).08.1932: Михаил Орлинский 1932–1935: Илия Фокин, паки 03 .1935–16(29).10.1936: Александр Шубин 16(29).10.1936–24.12(01.06).1937: Георгий Константиновский, в. у. Сталинская (обн.) 1926–1928: Макарий Быстров 1929–01(14).12.1937: Иоаким Пухальский Станиславская см. Ивано-Франковская Старицкая 17(30).04.1912–07(20).09.1917: Арсений Смоленец 07(20).09.1917–09(22).04.1918: Иоанн Поммер 09(22).04.1918–1919: Серафим Александров 1920–12.1925; Петр Зверев

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Избегай сомнений, робости, вялости и нерешительности. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Обличать ложь, высказанную малознакомым человеком, несложно. А если неправда, затрагивающая учение Церкви, исходит из уст твоего учителя? Или от человека, которому ты многим обязан? Согласитесь, ситуация неприятная. В этой ситуации оказался и владыка Серафим, когда два близких ему человека, два его наставника высказали идеи, с которыми не позволяла смириться его совесть. Одним из них был митрополит Антоний (Храповицкий) , другим – архиепископ Феофан (Быстров) . Высказаться или смолчать? Эта дилемма вставала перед архиепископом Серафимом неоднократно... Серьезным ударом по русскому богословию стали репрессии против Церкви со стороны атеистического государства. Разгром духовных учебных заведений привел к упадку богословской науки в России. На протяжении нескольких десятилетий русское богословие развивалось в эмиграции. И ошибки, возникающие в ходе богословских изысканий, также приходилось разбирать эмигрантам. Заблуждения проникли и в учение митрополита Антония (Храповицкого) об искупительной жертве Христа. Свой взгляд на искупление митрополит излагал еще в России, однако основные его труды на эту тему увидели свет в изгнании. Это были книги «Догмат искупления» (1917) и «Опыт Христианского катихизиса» (1924). Напомним, что вплоть до конца XIX в. русские богословы рассматривали искупление человечества Христом с юридических позиций. Эта теория состояла в следующем. Адам нанес Богу оскорбление. Как все понимают, одно и то же оскорбление, нанесенное царю или бездомному бродяге, будет иметь для человека самые разные последствия. Адам оскорбил Бесконечного Бога, а значит, и наказание делалось для человека бесконечным. Для выкупа или искупления человечества нужна была бесконечная жертва. Ее и принес Сын Божий. Теория эта нравилась не всем. Говорили, например, что она навеяна западным богословием. Среди критиков этой теории был и глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний. Этот иерарх не любил понятий «искупление», «оправдание», считал их римо-католическими, а потому предлагал свое понимание подвига Спасителя. В основу своего учения митрополит положил элемент пастырского богословия, а именно «сострадательную любовь» пастыря к пастве. Митрополит склонился к мысли, что соединение Христа с верующими тоже происходит через «сострадательную любовь». По мнению главы Русской Зарубежной Церкви, наивысшее состояние такой любви Христос испытал во время своей молитвы в Гефсиманском саду. Душевные муки Христа в Гефсимании и стали нашим искуплением. Страдания на Кресте для митрополита Антония оказались как бы заслоненными гефсиманским молением. Кроме того, о крестных, физических муках Спасителя митрополит Антоний рассуждал как о страданиях второстепенных, нужных, прежде всего, для того, «чтобы верующие оценили силу Его душевных страданий».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Протест против еретического толкования догмата Искупления митрополитом Антонием (Храповицким) и против решения Синода РПЦЗ, искажающего догмат О своем несогласии по вопросам догматики с митрополитом Антонием (Храповицким) архиепископ Феофан ничего никому не говорил. Но однако видно было, что в Синоде Русской Зарубежной Церкви что-то произошло, и по этой причине Владыка перестал ездить на заседания Синода в Сремские Карловцы. И только через много лет после кончины архиепископа Феофана открылась возможность познакомиться с частью его архива, и стала понятна сущность догматического несогласия его с митрополитом Антонием. Владыка Антоний, по его же выражению, сделал попытку «освободить богословскую науку, а равно и катехизис школьный от инославных наслоений» (Догмат Искупления. Ср. Карловцы, 1926, с. 1). Как будто бы благая цель. Но это «освобождение» касалось основного догмата веры Православной Церкви – догмата Искупления. Весь трагизм был в том, что митрополит Антоний дал свое собственное понимание этого догмата, невзирая на то, что это понимание совершенно чуждо учению Святых Отцов Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, хотя он и думал, что его учение «вполне согласуется со Священным Писанием и Церковным Преданием, а его кажущаяся новость заключается только в том, что оно излагает учение Церкви языком точных понятий в согласовании смысла разбираемого догмата с прочими важнейшими истинами веры» (Догмат Искупления, с. 58–59). До издания «Догмата Искупления» митрополит Антоний опубликовал в Югославии в 1924 году свой катехизис под названием «Опыт христианского православного катехизиса». В следующем году, 27 марта (9 апреля) 1925 года, Заграничный Синод выносит решение о замене «Пространного катехизиса» митрополита Филарета Московского «Опытом катехизиса» митрополита Антония (Храповицкого) в качестве учебника в русских школах за границей. Архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Серафим (Соболев) опротестовали это решение Заграничного Синода, подав заявление в Заграничный Архиерейский Собор:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Амвросий Подобедов 1799–1818. Архп. до 1801. Михаил Десницкий 1818–1821. Серафим Глаголевский 1821–1843. Антоний Рафальский 1843–1848. Никанор Клементьевский 1848–1856. Григорий Постников 1856–1860. Исидор Никольский 1860–1892. С.-Петербургские и Ладожские: Палладий Раев 1892–1898. Антоний Вадковский 1898. Нарвское викариатство, учр. в 1887 г. Епископы (в С.-Петербурге): Владимир Шимкович 1887–1890. Никандр Молчанов 1891–1895. Иоанн Кратиров 1895–1899. Никон Софийский 1899–1901. Иннокентий Беляев 1901–1903. Антонин Грановский 1903–1908. Никакдр Феноменов 1908. Ямбургское викариатство, учр. в. 1897 г. Епископы: Вениамин Муратовский 1897–1898. Борис Плотников 1899–1901. Сергий Страгородский 1901–1905. Сергий Тихомиров 1905–1908. Феофан Быстров 1909–1910. Георгий Ярошевский 1910. Гдовское викариатство, учр. в 1892 г. 47 Епископы (в С.-Петербурге) Николай Налимов 1892–1893. Назарий Кириллов 1893–1897. Вениамин Мураховский 1898–1901. Константин Булычев 1901–1904. Кирилл Смирнов 1904–1909. Вениамин Казанский 1910. Кронштадтское викариат., учр. в 1907 г. Епископы: Владимир Путята 1907 – 1911. Саратовская, учр. в 1828 г. Кафедра в Саратове Епископы Саратовские и Царицынские: Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 1828–1832. Иаков Вечерков 1832–1847. Афанасий Дроздов 1847–1856. Иоанникий Горский 1856–1860. Евфимий Беликов 1860–1863. Иоанникий Руднев 1864–1873. Тихон Покровский 1873–1882. Павел Вильчанский 1882–1889. Авраамий Летницкий 1889–1893. Николай Налимов 1893–1899. Иоанн Кратиров 1899–1903. Гермоген Долгапев 1903. Вольское викариатство 48 . Епископы: Антоний Шокотов 1850. Никон Софийский 1898–1899. Гермоген Долганев 1900–1903. Палладий Добронравов 1903–1908. Досифей Протопопов 1909. Симбирская, учр. в 1832 г. Кафедра в Симбирске Епископы и Архиепископы Симбирские и Сызранские: Анатолий Максимович 1832–1842. Архп. Феодотий Озеров 1842–1858. Архп. с 1856. Евгений Сахаров-Платонов 1858–1874. Феоктист Попов 1874–1882. Варсонофий Охотин 1882–1895. Никандр Молчанов 1895–1904. Гурий Буртасовский 1904–1907.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010