Именно здесь, на Валааме, он написал самую полемичную свою работу «Догмат искупления». В искупительном подвиге Спасителя самым важным владыка Антоний считал не Голгофскую жертву, а страдания, испытанные во время Гефсиманской молитвы: Да мимоидет от Меня чаша сия. Вскоре по написании, в 1917-м же, труд владыки Антония «Догмат искупления» вышел в Сергиевом Посаде отдельным изданием. Он вызвал полемику среди богословов: с критикой, в частности, выступили архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан Быстров. Пребывая в полном уединении, владыка Антоний решил остаток дней своих целиком посвятить литературно-богословским трудам. Но жизнь распорядилась иначе, недолго продолжался затвор. В августе 1917 года он вновь был избран на Харьковско-Ахтырскую кафедру и тогда же как правящий архиерей отправился в Москву, на Поместный Собор Русской Православной Церкви. Собор открылся под звон колоколов 15 августа 19 17 года в праздник Успения Божией Матери в Успенском соборе Московского Кремля. На Соборе владыка Антоний исполнял обязанности товарища (заместителя) председателя — митрополита Московского Тихона (Белавина) — и председателя отдела единоверия и старообрядчества. Основным на Соборе был вопрос о восстановлении патриаршества в Русской Церкви, пресеченного Петром почти двести лет назад, в 1721 году. Владыка Антоний был, пожалуй, главным защитником воссоздания патриаршества. «Без патриаршества России-то и не было, говорил он. Уже со времени святого князя Владимира на Руси был патриарх — Константинопольский. Приблизительно лишь за сто лет до учреждения патриаршества на Руси русские митрополиты получили самостоятельность и управляли Церковью с правами патриаршими. Значит, патриарх был у нас всегда. Без патриарха Русская Церковь осталась со времен Петра Великого. Пусть он велик как государственный деятель, хотя и то под сомнением, но по отношению к Церкви он может быть назван только великим разорителем… С первых веков христианства не было ни одной Церкви, которая бы не имела общего пастыря. Все неотменные правила святых апостолов и Церковных Соборов говорят о том же. Ни одно стадо не может быть без пастыря». Избранный одним из трех кандидатов на патриарший престол, архиепископ Антоний получил больше всего голосов — 159. Патриарха выбирали жребием из трех кандидатур. Святейшим Патриархом стал митрополит Московский Тихон.

http://pravoslavie.ru/6114.html

Священномученик Антоний родился в 1858 году в Нюбском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье священника Михаила Быстрова и в крещении был наречен Николаем. В 1879 году окончил Вологодскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком в один из храмов Вологды. Желал принять иночество, но родители видели его семейным священником и, послушный их воле, он женился на девице Софии, дочери священника. В 1882 году Николай был рукоположен во священника. В этом же году у них с супругой родилась дочь, а через год супруга скончалась, и он вновь задумался о принятии монашества.  В 1888 году отец Николай был пострижен в монашество с именем Антоний и назначен настоятелем Кадниковского Григорьево-Пельшемского Лопотова монастыря и вскоре возведен в сан игумена.  В 1906 году он был возведен в сан архимандрита и через год назначен настоятелем Свято-Духова монастыря в городе Вологде. В 1910 году архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии. В 1922 году Патриарх Тихон назначил его на Архангельскую кафедру, где для него начались нелегкие испытания. Архангельский отдел ОГПУ завербовал в качестве секретных осведомителей двух священников, которые стали давать сведения об отношении епископа Антония и местного духовенства к созданному властями обновленческому движению. Попытка создать в Архангельске обновленческую группу не увенчалась успехом. Она не могла  действовать до тех пор, пока епископ Антоний оставался на кафедре. Усиленное наблюдение не дало результатов, и ОГПУ постановило выслать епископа «в административном порядке из пределов Архангельской губернии» сроком на три года. По окончании ссылки в 1926 году епископ вернулся к исполнению архипастырских обязанностей в Архангельск. В том же году в город был направлен рукоположенный обновленцами во епископа пермский священник Михаил Турбин, человек циничный и беспринципный. Дерзко захватывая при помощи гражданских властей храмы, ведя открыто аморальный образ жизни, он вызывал отвращение даже у своих сторонников.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7195-i...

Крест же Господень необходим был прежде всего, чтобы «верующие оценили силу Его душевных страданий» 62 . Впрочем, возможно, он имеет и иное, более таинственное значение 63 . Надо заметить, что серьезная полемика вокруг «Догмата искупления» возникла уже в эмиграции, когда основные положения статьи Владыка Антоний перенес в свой катехизис, написанный им с целью исправления катехизиса святителя Филарета (Дроздова) . С резкой критикой катехизиса тогда (в 1925 году) выступили архиепископ Феофан (Быстров , † 1940), епископ Серафим (Соболев , † 1950) и митрополит Елевферий (Богоявленский, † 1940). И сторонники и противники катехизиса митрополита Антония сходятся на том, что наиболее полный и взвешенный его критический разбор содержится в докладе архиепископа Феофана (Быстрова) , тем более ценного для нас, что на полях его Владыка Антоний сделал несколько комментирующих заметок. Вот основные тезисы святителя Феофана. Сущность Гефсиманского подвига Спасителя святые отцы поставляли не в сострадательной любви Спасителя и молитве о грехах человеческого рода, а в проявлении немощи человеческой Его природы, выразившейся в страхе перед грядущими Голгофскими страданиями. Домостроительное значение этого подвига Спасителя заключается в том, что Им свидетельствовалось, что Он воспринял на Себя не мнимую, а действительную человеческую природу, со всеми ее безгрешными немощами, и одну из главнейших этих немощей препобедил в Своей личности. Крестная смерть Христа Спасителя на Голгофе, по учению святых отцов Церкви, несомненно есть искупительная и умилостивительная жертва за грехи рода человеческого. Владыка Антоний против этого положения написал: «Признаю и не отрицаю». Жертва эта принесена была не потому, что Отец «требовал или имел нужду в ней» для удовлетворения Своего гнева или правосудия, но по Домостроительству, то есть для спасения рода человеческого. Владыка Антоний против этого положения сделал надпись: «Верно, но это против Филарета». Сущность этой жертвы заключалась в том, что Спаситель взял на Себя грехи всего человечества и потерпел за них наказание, которому подлежало человечество за эти грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Амвросий, епископ Медиоланский (340–397) — святитель, один из Отцов Церкви. Анатолий (Кузнецов) (род. в 1930 г.), архиепископ Керченский, викарий Сурожской епархии. Анатолий Александрович — шофер в Издательском отделе. Андрей о. — священник церкви в с. Михайловское под Москвой. Андрей Рублев (ок. 1360 или 1370–1430) — преподобный, русский иконописец. Анна — монахиня, сотрудница митрополита Вениамина (Федченкова). Анна — монахиня, несшая послушание в покоях Патриарха Алексия Симанского. Анна Владимировна — см. Нечаева А.В. Анна Ивановна — см. Быстрова А.И. Анна Иоанновна (1693–1740) — императрица Всероссийская с 1730 г. Анна Ярославна  (XI в.) — королева Французская, дочь князя Ярослава Мудрого, жена короля Генриха I Капета. Антоненко Григорий Карпович — протодиакон Богоявленского Елоховского собора. Антоний (в миру — Андрей Борисович Блум) (1914–2003) — митрополит Сурожский , духовный писатель, проповедник. Родился в Швейцарии в семье дипломата. С 1923 г. жил во Франции. Окончил биологический и медицинский факультеты Парижского университета. Несмотря на то, что жил в эмиграции, всегда был клириком Московской Патриархии. В войну участвовал в движении Сопротивления. Монашеский постриг принял в 1943 г. В 1848 г. был назначен на служение в Лондон. Архиерейская хиротония состоялась в 1957 г. С 1962 г. носил титул архиепископа Сурожского, в 1966 г. возведен в сан митрополита. Антоний (Мельников) (1924–1986) — митрополит Ленинградский и Новгородский (с 1978 г.), студент Богословского института первого набора. Антоний Печерский (ск. в 1073 г.) — преподобный, основатель Киево–Печерской Лавры. Антоний (Храповицкий) (1863–1936) –митрополит Киевский и Галицкий, один из трех кандидатов в Патриархи на Соборе 1918 г. («самый умный» из иерархов Русской Православной Церкви), в 1920 г. эмигрировал, председатель Карловацкого Синода. В юности был знаком с Достоевским, друзья предполагали, что Алешу Карамазова писатель списал с него. Арий (256–336) — ересиарх IVb. Арсений (Стадницкий) (1862–1937) — до революции митрополит Новгородский и Старорусский. Молдаванин по национальности. С 1910 г. возглавлял Новгородскую кафедру, на Соборе 1918 г. был одним из трех кандидатов в Патриархи. Его называли «самым строгим» иерархом Русской Православной Церкви. С 1922 г. в ссылке, в 1933 г. назначен на Ташкентскую кафедру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Взаимоотношения отдельных представителей «Российской катакомбной церкви» с «матфеевским» синодом церкви ИПХ Греции начались благодаря инициативе известного деятеля «катакомбного» движения монаха Антония (Александра Андреевича Чернова). А.А. Чернов до октябрьской революции 1917 года являлся студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии. Известно, что некоторое время он был келейником архиепископа Полтавского Феофана (Быстрова) . Во время Гражданской войны А. А. Чернов выступил на стороне Белого движения, в 1920 году эмигрировал в Константинополь, а затем поселился в Болгарии. Некоторое время проживал в Софии, где работал учителем. Имея ярко выраженную антисоветскую настроенность, он в 1940-х годах участвовал в разработке плана убийства советского посла в Болгарии, который был раскрыт болгарскими спецслужбами. После освобождения советскими войсками Болгарии от немецко-фашистской оккупации, заключённый Антоний Чернов был переведён в лагерь, находившийся на российской территории, где впервые встретил представителей «катакомбного движения». Освободившись из заключения, он в 1955 году принял монашество в Киево-Печерской Лавре, однако это обстоятельство не явилось в его жизни стабилизирующим фактором. Придерживаясь крайне радикальных взглядов и обладая при этом практически сектантским типом религиозности, он вступил на путь отрицания благодатности Московской Патриархии и начал скитальческий образ жизни фанатика. Нескрываемая антисоветская настроенность и в дальнейшем служила поводом к неоднократным арестам и новым тюремным заключениям. После своего последнего освобождения в 1978 году, монах Антоний Чернов добился разрешения на выезд из СССР. Оказавшись в Западной Европе, он вошёл в юрисдикцию РПЦЗ 755 . Весьма загадочное проникновение монаха Антония Чернова через «железный занавес» позволило некоторым представителям «катакомбного движения» подозревать его в сотрудничестве с КГБ или даже открыто обвинять в исполнении роли провокатора. В Великобритании монах Антоний познакомился с настоятелем «матфеевского» прихода иеромонахом Симоном (Иенсеном), который предоставил бездомному русскому иноку возможность проживания при своём храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископ Серафим считал необходимым противодействовать искажениям православной веры, которые проникли в сочинения митрополита Антония (Храповицкого) и протоиерея Сергия Булгакова. Находясь в подчинении Зарубежного Синода, архиепископ Серафим вместе с архиепископом Феофаном (Быстровым) неоднократно выступал против попыток некоторых представителей Русской Зарубежной Церкви восхитить полномочия, которыми обладала только Всероссийская Церковь. Так, владыка Серафим выступал против признания Русской Зарубежной Церковью автокефалии Польской Церкви, считая, что решение по этому вопросу должна вынести только московская церковная власть. Вместе с архиепископом Феофаном архиепископ Серафим воспрепятствовал замене Филаретовского катехизиса на катехизис митрополита Антония (Храповицкого). Причину тому владыка Серафим видел не только в двусмысленных высказываниях митрополита Антония, но и в глубоком убеждении, что такую замену правомочна осуществить только Всероссийская Церковь. Архипастырь переслал в Москву три экземпляра своей книги «Новое учение о Софии Премудрости Божией», причем направил их именно митрополиту Сергию. Политика митрополита Сергия в отношении безбожной власти, выразившаяся в «Декларации» и в требовании к зарубежному духовенству предоставить подписку о прекращении выступлений против СССР, привела сначала к административному, а затем и молитвенному разрыву между Зарубежным Синодом и Московской Патриархией. Епископ Серафим оценил действия митрополита Сергия резко отрицательно, однако через некоторое время смягчил свою позицию. В 1930-е годы архиепископ Серафим вел переписку с митрополитом Елевферием (Богоявленским) и архиепископом Вениамином (Федченковым), находившимся в ведении Московской Патриархии. В середине 1930-х годов архипастырь переслал в Москву три экземпляра своей книги «Новое учение о Софии Премудрости Божией», причем направил их именно митрополиту Сергию . Незадолго до войны архиепископ Серафим высказал и свою позицию в отношении будущего государственного устройства России.

http://pravoslavie.ru/71288.html

С 1931 г. иерарх проживал в Кламаре (Франция), в 1939 г. переехал в Лимерэ-сюр-Луар недалеко от Тура. Отношения архиепископа Феофана с Архиерейским Синодом совершенно разладились. Проживая во Франции, архиепископ Феофан продолжал считать митрополита Антония еретиком, а затем стал выдвигать различные обвинения и в адрес Архиерейского Синода. Позицию архиепископа Феофана в отношении митрополита Антония разделял и архиепископ Вениамин (Федченков) . Узнав об этом, епископ Серафим 12 февраля 1934 г. направил письмо архиепископу Вениамину, где защищал митрополита Антония от обвинений в ереси. Кроме того, епископ Серафим привел в своем письме интересные факты из жизни праведного Иоанна Кронштадтского и архиепископа Феофана (Быстрова) , высказал свое мнение относительно Распутина и возможности признания власти большевиков. Обращает на себя внимание тот факт, что епископ Серафим, выступая против признания архиепископом Вениамином коммунистической власти, тем не менее, продолжал считать его своим другом и молитвенником. Копия письма сохранилась у епископа Серафима. 18 сентября 1934 г. архипастырь, заверив эту копию, переслал ее в Архиерейский Синод РПЦЗ. Письмо архипастыря попало в Россию вместе с документами Архиерейского Синода, которые после Второй мировой войны были переданы Центральному государственном архиву Октябрьской революции (ныне ГА РФ). Письмо хранится в фонде 6343 «Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей» в деле 283 «Письма архиепископа Серафима». В деле находятся переписка архиепископа (впоследствии митрополита) Серафима (Лукьянова), переписка с архиепископом (впоследствии митрополитом) Серафимом (Ляде). Здесь же находится и одно письмо архиепископа Серафима (Соболева) , публикуемое ниже. Публикация, вступительная статья и комментарии А. А. Кострюкова Письмо епископа Серафима (Соболева) архиепископу Вениамину (Федченкову) 18 сентября 1934 г. Архиепископу Вениамину 1934 12. II. Секретно К делу 6 Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко! В 1932 г. в августе месяце прибывшие из Парижа на собор русских зарубежных архиереев Архиепископ Серафим [Лукьянов] 7 , Епископ Николай [Карпов] 8 Лондонский и Епископ Тихон [Троицкий] 9 Сан-Францисский, ныне Северо-Американский, передали остальным членам Собора, что архиепископ Феофан [Быстров] 10 Полтавский всех нас, своих братьев-архиереев, считает еретиками и масонами, а на одного из нас возвел безумную клевету, будто бы он участвовал в отравлении одного архиерея, конечно умершего своею естественною смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

– Кто это просит?! – спрашивает он. – Иеромонах Вениамин! – отвечают ему. – Какой такой иеромонах Вениамин?! – Профессорский стипендиат духовной академии! – А–а! Ну, что он скажет? – уже снисходительно заговорил о. Янышев. Дело в том, что профессора воображали себя тогда всезнающими в православии. Этого же взгляда держался и бывший ректором духовной академии о. Янышев. И ярлык «профессорский стипендиат» был для него гораздо убедительнее иеромонашества. Я стал говорить из святых отцов – против нового учения. Возник спор. Дело перенесли на неделю. Появились новые противники; и затем начинание провалилось: так до Синода и не дошло. Два члена Синода, Архиепископ Антоний (Храповицкий) и Архиепископ Сергий (впоследствии – Патриарх) вызвали меня к себе и просили рассказать: что там затевалось? Я рассказал. Архиепископ Антоний резко ответил (приблизительно): – Мы бы ему (т.е. Янышеву) показали византинизм! Впоследствии из этих «32–х» ( поправлено Святейшим Патриархом) вышли революционные «обновленцы». А имя сохранили то же. Но немногие знали, что всё дело возражений вышло из Златоустовского кружка, – под руководством о. Феофана. Так святые отцы дали свой плод! Воротимся к биографии. Хиротония во епископа В субботу 21 февраля 1909 года происходил «чин наречения архимандрита Феофана во Епископа Ямбургского, четвертого викария Санкт–Петербургской Епархии. Совершали его высокопреосвященные Митрополиты: Санкт–Петербургский и Ладожский Антоний, Московский и Коломенский Владимир, Киевский и Галицкий Флавиан; Архиепископы: Варшавский Николай, Финляндский Сергий, Волынский Антоний; Епископы: Нижегородский Назарий, Тамбовский Иннокентий, Холмский Евлогий; и протопресвитеры: И.Л. Янышев и А.А. Желобовский. При наречении Архимандрит Феофан произнёс речь, в которой выразил свой взгляд на предстоящий ему высокий духовный подвиг»… Замечательное и, пожалуй, – единственное, слово при наречении. Много я читал их. И сам говорил в своё время! Но до такой высоты никто не поднимался. Обычно говорят о своём недостоинстве, о немощах: говорит и он очень решительно; но и вера дерзновенная слышится у о. Феофана. А главное, что отличает эту речь, это – вера в Трисвятую Троицу: от Неё – всё в мире! Вся мысль нарекаемого кружится около Троицы! Он Ею живёт, радуется и ждёт благ. В этом и сосредоточивается слово!

http://pravoslavie.ru/30289.html

Антисемитские взгляды не были чужды и проживавшему в Париже митрополиту Западно-Европейскому Серафиму (Лукьянову) 271 . Так в 1938 г. церковный староста Лондонского русского прихода Е.В. Саблин писал В.А. Маклакову: «Находится здесь митрополит Серафим. Старший сын великой княгини Ксении Александровны рассказывал мне, что Владыка сей навестил его мать и в разговоре коснулся вопроса о разрушении православных церквей в Польше, высказал предположение, что все это происходит потому, что предки папы римского были евреи. Иерарх сей высказал далее мнение, что архиепископ Кентерберийский в плену у масонов. Не пощадил он и митрополита Евлогия...» 272 При этом данные идеологические представления архиереев РПЦЗ, как правило, не переносились на конкретных евреев. В частности, в первой половине 1920-х гг. в сербском монастыре Петковице в составе русской части братии жил крещеный еврей Савелий Константинович Эфрон – один из составителей известной энциклопедии Брокгауза и Ефрона, перешедший в Православие из иудаизма уже в эмиграции. Его хорошо знали и уважали митрополит Антоний (Храповицкий) , архиепископ Феофан (Быстров) и будущий Сербский Патриарх Варнава, которым он сообщал о своих работах. Владыка Антоний помогал С.К. Эфрону материально, в частности, 20 мая 1924 г. он писал возглавлявшему русскую братию монастыря иеромонаху Амвросию (Курганову): «15 фр[анков] старцу Ефрону – купить молоко при сем прилагаю. Это последние оставшиеся у меня копейки». С.К. Эфрон скончался и был погребен в Петковице в середине 1920-х гг. 273 Необходимо указать, что отношение руководства Русской Православной Церкви за границей к нацистской Германии было неоднозначным и со временем претерпело некоторую эволюцию. Положение православных приходов в Германии после прихода там в 1933 г. к власти нацистской партии оказалось довольно сложным. При этом в стране шла борьба между евлогианами и представителями РПЦЗ, в юрисдикцию которой в 1934 г. перешла община висбаденской церкви. Когда митрополит Евлогий пригласил служить в Висбаден архиепископа Пантелеймона (Рожновского), Владыка Антоний в письме от 28 декабря отсоветовал архиепископу принять данное предложение: «Евлогия выпирают из Висбадена, ибо весь приход перешел в ведение Епископа Берлинского и Германского Тихона, а Евлогий, чтобы спасти свое положение, хочет Вас втянуть в эту кашу... Что касается организации Вами немецких служб, то это идея хорошая, но, к сожалению, остается только идеей. Пробовали мы все, но еще время не пришло. На немецкие службы усерднейше являлись опять тоже русские, а немцев не так-то просто залучить в Православную Церковь , а особенно теперь, когда Гитлеровщина обожествляется...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ (ВЦУЗ), высший орган исполнительной и судебной власти Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), действовавший с кон. 1920 по 2 сент. 1922 г. В нояб. 1920 г., после наступления Красной Армии, из Крыма в К-поль эмигрировала часть правосл. духовенства, в т. ч. неск. иерархов, входивших в состав Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). Вначале председатель ВВЦУ ЮВР Киевский митр. Антоний (Храповицкий) полагал, что за границей деятельность высшей рус. церковной власти следует прекратить, а попечение о духовных нуждах эмиграции должны взять на себя Поместные Православные Церкви, но, получив сведения о намерении ген. П. Н. Врангеля сохранить военную организацию для борьбы с большевиками и следуя совету Севастопольского еп. Вениамина (Федченкова) , он пришел к иному решению. 19 нояб. 1920 г. в к-польском порту на борту парохода «Великий кн. Александр Михайлович» состоялось 1-е заграничное заседание ВВЦУ ЮВР с участием митр. Антония, Херсонского и Одесского митр. Платона (Рождественского) , Полтавского и Переяславского архиеп. Феофана (Быстрова) и еп. Вениамина (Федченкова), к-рое приняло постановление о продлении полномочий ВВЦУ ЮВР «с обслуживанием всех сторон церковной жизни беженцев и армии во всех государствах». 22 нояб. в число членов ВВЦУ ЮВР в эмиграции был включен проживавший в К-поле Кишинёвский и Хотинский архиеп. Анастасий (Грибановский) . 29 нояб. ВВЦУ ЮВР в эмиграции поручило митр. Антонию и еп. Вениамину провести переговоры с Местоблюстителем К-польского Патриаршего престола митр. Прусийским Дорофеем о церковно-правовом статусе рус. архиереев и беженцев на канонической территории К-польского Патриархата. Митр. Антоний (Храповицкий). Фотография. 20-е гг. ХХ в. Митр. Антоний (Храповицкий). Фотография. 20-е гг. ХХ в. 2 дек. Синод К-польского Патриархата направил митр. Антонию грамоту, разрешавшую образовать из иерархов-членов ВВЦУ ЮВР временную комиссию (эпитропию) под высшим упр.

http://pravenc.ru/text/161107.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010