1. На основании постановления Синода и Высшего церковного совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов в Великоустюжской епархии предполагалось образовать Усть-Сысольское и Никольское вик-ства. В Вологодской епархии, где к тому времени существовало Вельское викариатство , учреждение новых викарных кафедр не планировалось ( Бовкало. 1996. С. 340). Однако 14 сент. 1921 г. было образовано Н. в. Вологодской епархии, к-рое тогда же возглавил еп. Варсонофий (Вихвелин) . В нач. 1922 г. был арестован Архангельский еп. сщмч. Антоний (Быстров) . В сер. сент. 1923 г. в ответ на ходатайство верующих Архангельской епархии патриарх Московский и всея России свт. Тихон назначил Никольского еп. Варсонофия временно управляющим Архангельской епархией. В окт. 1923 г. обновленческий (см. ст. Обновленчество ) синод определил Архангельским и Холмогорским «епископом» Владимира (Путяту) . В том же месяце он прибыл в Архангельск и вскоре объявил о своем вступлении в управление епархией. Еп. Варсонофий принял экстренные меры к противодействию раскольникам. В докладе патриарху свт. Тихону от 30 окт. 1923 г. архиерей ходатайствовал о безотлагательном назначении викарного епископа для Шенкурского у. Архангельской губ. (где в то время насчитывалось более 60 приходов) и для Мезени. Кроме того, ввиду спешности дела еп. Варсонофий телеграфом отправил патриарху просьбу прислать одного или 2 кандидатов на викарную кафедру. 2 нояб. того же года Путята попытался совершить богослужение в кафедральном Преображенском (Соломбальском) соборе Архангельска. Этому воспрепятствовали верующие, к-рые вывели его из алтаря через черный ход. В обращении к патриарху от 5 нояб. еп. Варсонофий отмечал, что, поскольку «обновленцы, по-видимому, мало находят для себя здесь пригодной почвы для своей деятельности», он «счел за лучшее не слишком спешить со столь важным вопросом, как учреждение новых епископских кафедр». Никольский архиерей предлагал отложить этот вопрос до предполагаемого епархиального съезда. О себе еп. Варсонофий тогда же сообщал, что духовенство и миряне Архангельской епархии приняли его хорошо, но не всем клирикам приятен его приезд, «вводящий их в известные рамки порядка и дисциплины», поскольку раньше они «жили вольно», а Архангельский еп. сщмч. Антоний (Быстров) «не имел даже благочиннического совета». За время отсутствия управляющего Архангельской епархией архиерея, по сообщению еп. Варсонофия, «многие причты самовольно перешли на другие приходы» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Л. 180). Вскоре еп. Варсонофий вместе с большей частью городского духовенства Архангельска был арестован по доносу обновленцев, заявивших властям о существовании в Архангельске организации «монархической окраски» - «Объединенного совета верующих».

http://pravenc.ru/text/2566212.html

Жизнеописание В детстве еще мать его видела во сне: стоит он в алтаре на архиерейском возвышении и благословляет народ. Так после и сбылось. Биографию его кратко беру из 9 «Церковных Ведомостей». «Архимандрит Феофан – в миру Василий Дмитриевич Быстров. 37 лет, родился в 1872 году (В ночь под Рождество), сын священника села Подмошье, Санкт– Петербургской епархии и воспитанник местных учебных заведений. В 1892 году, по окончании курса учения в духовной семинарии, поступил в Санкт–Петербургскую академию первым по экзаменационному списку». Далее я немного возвращусь к его прошлому. Во время обучения в семинарии он на переменах поступал по–товарищески: помогал всем усвоить уроки. За это товарищи подарили ему золотой нагрудный крест большой величины, вершка полтора–два длины. Я сам видел его: Быстров, видимо, ценил этот дар. В семинарии он добросовестно изучал все предметы, но этому он не радовался: школьные занятия не увлекали его. Поступил в Санкт–Петербургскую академию. Здесь он начал основательно заниматься изучением философских наук – думал найти в них смысл жизни. Но они разочаровали его: философы каждый по–своему решали этот вопрос и к единству не приходили. Тогда он обратился к святым отцам и вполне удовлетворился ими. Он, – как никто другой из современников, – знал святоотеческую литературу. Об этом мы все знали. Об этом свидетельствовал, передавая ему духовную дочь свою, и митрополит Антоний (Храповицкий) , что он лучше всех знает отцов. Действительно, он был напитан ими. Особенно он любил, кажется, творения епископа Игнатия (Брянчанинова) . Это объясняется, вероятно, тем, что оба они искали основания для веры. Его епископ Игнатий нашел в творениях святых отцов, вследствие их единства; а это единство объяснял он Единым Духом Святым, воодушевлявшим их. Здесь – истина! За ним последовал епископ Феофан. С другой стороны, и по характеру духовной жизни они были сродны, видя путь христианский – в покаянии, по преимуществу. Наконец, нравился епископу Феофану и строгий литературный стиль епикопа Игнатия; этим они оба отличались от епископа Феофана Затворника , который иногда допускал (находя это, очевидно, нужным) упрощенность языка (даже вульгаризмы).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

прот. Константин Борщ Часть IV. Взгляд на имяславие сегодня 1997–2001 Глава 1. Святитель Феофан Полтавский, новый затворник. Творения 881 СПб., 1997 г. Житие Святителя и учение об Имени Божием Предисловие Архиепископ Феофан Полтавский хорошо известен в России как духовник Царской Семьи Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в 1874 году под Петербургом в с. Подмошья, Новгородской губернии в семье сельского священника. Он был наречён именем Василия Великого – одного из трёх великих вселенских учителей и святителей Церкви. Из-за бедности большой семьи его рано отдали родители в Духовное училище при Александро-Невской лавре. Именно в лавре, где жили тогда духоносные старцы, прошло его духовное возрастание. Здесь, в Петербурге, его жизнь была связана с именами профессоров Духовной Академии В.В. Болотовым , А.П. Лопухиным . Он лично знал батюшку отца Иоанна Кронштадтского и совершал с ним богослужения. После блестящего окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии В.Д. Быстров был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. В скором времени он принял монашество, а в 1905 году архимандрит Феофан был назначен в Академии инспектором. Почти 20 лет, с 1891 по 1910 годы, он провёл в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1909 г. архимандрит Феофан был рукоположен в епископа. В своём слове к Святейшему Синоду при наречении, отличающемся подлинным монашеским смирением, он признал склонность своей души к аскетическому подвигу, так отчётливо проявившуюся в его святительской жизни: «Лично сам я никогда не увлекался общественным служением и не искал его, и даже, по мере возможности, уклонялся от него. И если, несмотря на такое моё настроение, я призываюсь к этому служению, то верю, что на это есть действительно воля Божия». В том же году он был назначен ректором Петербургской Духовной Академии. Преосвященный Феофан в период своего ректорства в Санкт-Петербургской Духовной Академии, несмотря на все протесты части профессуры, подпавшей под влияние Запада, заявляемые во имя антихристовой «свободы», исповеднически исполнял свой священный долг. Он всегда был мужественным и бескомпромиссным защитником Святоотеческого Православия. Творения святых Отцов были изучены им с удивительной тщательностью и проникновенной основательностью. Он имел энциклопедические знания во всех богословских сферах. Когда на Московском Всероссийском Соборе 1917–1918 гг. модернисты почтительно задали ему вопрос: «Если вы, Владыко, не уступите стремительным волнам времени... с кем Вы останетесь? Одни останетесь». На что владыка кротко заметил: «Я останусь со святым князем Владимиром, Просветителем Руси, с преподобными Антонием и Феодосием, Печерскими чудотворцами, со святителями и чудотворцами Московскими, с преподобными Сергием и Серафимом...»

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Скачать epub pdf Владыка. Записки об Архиепископе Феофане (Быстрове) О нём стоит записать: иной никто, пожалуй, и не напишет. А человек этот был, как увидим, необыкновенный. Я разумею бывшего Ректора Академии (Санкт-Петербургской – ред.) Епископа Феофана (Быстрова) . Архиепископ Феофан Полтавский. Жизнеописание В детстве ещё мать его видела во сне: стоит он в алтаре на архиерейском возвышении и благословляет народ. Так после и сбылось. Биографию его кратко беру из 9 Церковных Ведомостей. Архимандрит Феофан – в миру Василий Дмитриевич Быстров. 37 лет, родился в 1872 году (в ночь под Рождество.– митр. В.), сын священника села Подмошье Санкт-Петербургской Епархии и воспитанник местных учебных заведений. В 1892 году по окончании курса учения в Духовной Семинарии поступил в Санкт-Петербургскую Академию первым по экзаменационному списку. Далее я немного возвращусь к его прошлому. Во время обучения в семинарии он на переменах поступал по-товарищески, помогал всем усвоять уроки. За это товарищи подарили ему золотой нагрудный крест большой величины вершка в 1,5–2 длины. Я сам видел его: Быстров, видимо, ценил этот дар. В семинарии он добросовестно изучал все предметы, но этому не радовался: школьные занятия не увлекали его. Поступил в Санкт-Петербургскую Академию. Здесь он начал основательно заниматься изучением философских наук – думал найти в них смысл жизни. Но они разочаровали его: философы, каждый по-своему, решали этот вопрос и к единству не приходили. Тогда он обратился к Святым отцам и вполне удовлетворился ими. Он, как никто другой из современников, знал святоотеческую литературу… Об этом мы все знали. Об этом свидетельствовал, передавая ему духовную дочь свою, и Митрополит Антоний (Храповицкий) ,– что он лучше всех знает отцов. Действительно, он был напитан ими. Особенно он любил, кажется, творения Епископа Игнатия (Брянчанинова) . Это объясняется, вероятно, тем, что оба они искали основания для веры. Еп. Игнатий нашёл творения Свв. отцов вследствие их единства; а это единство объяснял он Единым Духом Святым, воодушевлявшим их. Здесь – истина!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ (ВЦУЗ), высший орган исполнительной и судебной власти Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), действовавший с кон. 1920 по 2 сент. 1922 г. В нояб. 1920 г., после наступления Красной Армии, из Крыма в К-поль эмигрировала часть правосл. духовенства, в т. ч. неск. иерархов, входивших в состав Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). Вначале председатель ВВЦУ ЮВР Киевский митр. Антоний (Храповицкий) полагал, что за границей деятельность высшей рус. церковной власти следует прекратить, а попечение о духовных нуждах эмиграции должны взять на себя Поместные Православные Церкви, но, получив сведения о намерении ген. П. Н. Врангеля сохранить военную организацию для борьбы с большевиками и следуя совету Севастопольского еп. Вениамина (Федченкова) , он пришел к иному решению. 19 нояб. 1920 г. в к-польском порту на борту парохода «Великий кн. Александр Михайлович» состоялось 1-е заграничное заседание ВВЦУ ЮВР с участием митр. Антония, Херсонского и Одесского митр. Платона (Рождественского) , Полтавского и Переяславского архиеп. Феофана (Быстрова) и еп. Вениамина (Федченкова), к-рое приняло постановление о продлении полномочий ВВЦУ ЮВР «с обслуживанием всех сторон церковной жизни беженцев и армии во всех государствах». 22 нояб. в число членов ВВЦУ ЮВР в эмиграции был включен проживавший в К-поле Кишинёвский и Хотинский архиеп. Анастасий (Грибановский) . 29 нояб. ВВЦУ ЮВР в эмиграции поручило митр. Антонию и еп. Вениамину провести переговоры с Местоблюстителем К-польского Патриаршего престола митр. Прусийским Дорофеем о церковно-правовом статусе рус. архиереев и беженцев на канонической территории К-польского Патриархата. Митр. Антоний (Храповицкий). Фотография. 20-е гг. ХХ в. Митр. Антоний (Храповицкий). Фотография. 20-е гг. ХХ в. 2 дек. Синод К-польского Патриархата направил митр. Антонию грамоту, разрешавшую образовать из иерархов-членов ВВЦУ ЮВР временную комиссию (эпитропию) под высшим упр.

http://pravenc.ru/text/161107.html

Протест против еретического толкования догмата Искупления митрополитом Антонием (Храповицким) и против решения Синода РПЦЗ, искажающего догмат О своем несогласии по вопросам догматики с митрополитом Антонием (Храповицким) архиепископ Феофан ничего никому не говорил. Но однако видно было, что в Синоде Русской Зарубежной Церкви что-то произошло, и по этой причине Владыка перестал ездить на заседания Синода в Сремские Карловцы. И только через много лет после кончины архиепископа Феофана открылась возможность познакомиться с частью его архива, и стала понятна сущность догматического несогласия его с митрополитом Антонием. Владыка Антоний, по его же выражению, сделал попытку «освободить богословскую науку, а равно и катехизис школьный от инославных наслоений» (Догмат Искупления. Ср. Карловцы, 1926, с. 1). Как будто бы благая цель. Но это «освобождение» касалось основного догмата веры Православной Церкви – догмата Искупления. Весь трагизм был в том, что митрополит Антоний дал свое собственное понимание этого догмата, невзирая на то, что это понимание совершенно чуждо учению Святых Отцов Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, хотя он и думал, что его учение «вполне согласуется со Священным Писанием и Церковным Преданием, а его кажущаяся новость заключается только в том, что оно излагает учение Церкви языком точных понятий в согласовании смысла разбираемого догмата с прочими важнейшими истинами веры» (Догмат Искупления, с. 58–59). До издания «Догмата Искупления» митрополит Антоний опубликовал в Югославии в 1924 году свой катехизис под названием «Опыт христианского православного катехизиса». В следующем году, 27 марта (9 апреля) 1925 года, Заграничный Синод выносит решение о замене «Пространного катехизиса» митрополита Филарета Московского «Опытом катехизиса» митрополита Антония (Храповицкого) в качестве учебника в русских школах за границей. Архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Серафим (Соболев) опротестовали это решение Заграничного Синода, подав заявление в Заграничный Архиерейский Собор:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Вестник ПСТГУ Новые сведения о взглядах архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на проблемы Русской Православной Церкви Источник Публикуемый документ – письмо известного подвижника благочестия епископа (впоследствии архиепископа) Серафима (Соболева) архиепископу Вениамину (Федченкову) . Причина появления письма – звучавшие со стороны архиепископа Вениамина обвинения в ереси в адрес митрополита Антония (Храповицкого) . Епископ Серафим, будучи противником учения митрополита Антония об искуплении, тем не менее высказался против подобных обвинений. Епископ Серафим приводит в своем письме ряд интересных фактов, характеризующих отношение праведного Иоанна Кронштадтского к архиепископу Феофану (Быстрову) и Г. Распутину. Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) является одним из наиболее почитаемых в Болгарии и в России подвижников благочестия и одним из наиболее авторитетных апологетов православия. Иерарх родился в 1881 г., окончил Рязанскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1908 г. за сочинение «Учение о смирении по Добротолюбию» удостоен ученой степени кандидата богословия. В 1908 г. был рукоположен во иеромонаха, затем преподавал в Пастырском училище в Житомире, в Калужской и Костромской духовных семинариях. С 1912 г. о. Серафим был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Воронежской духовной семинарии. Вместе с отступавшими войсками генерала А. И. Деникина архимандрит Серафим уехал на юг России. В соответствии с решением Высшего Церковного Управления на юге России, в день Покрова Пресвятой Богородицы 1920 г. архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В ноябре того же года архипастырь покинул Россию, а в 1921 г. возглавил русские приходы в Болгарии. В том же году иерарх был переименован Патриархом Тихоном во епископа Богучарского. В 1938 г. за сочинение «Новое учение о Софии Премудрости Божией» удостоен ученой степени магистра богословия и был включен в состав Ученого комитета при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). В 1944 г. архиепископ Серафим перешел из ведения Архиерейского Синода в подчинение Московского Патриархата. Скончался архипастырь в день Торжества православия 26 февраля 1950 г. В 2010 г. имя архипастыря было включено в святцы Русской православной Церкви заграницей (РПЦЗ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

поиск:   разделы   рассылка Алексей Поповкин Славянское служение Архиепископа Виталия (Максименко) Источник:  Русская линия 24 апреля 2008 года – сороковой день со дня кончины Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра. По определению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей в этот день поминовение почившего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви будет совершаться на Великом входе за Божественной литургией Великого Четверга, а торжественные панихиды – на Радоницу. Светлой Памяти Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра (Шкурла) Восстановление евхаристического общения Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве, первую годовщину которого мы будем отмечать вскоре, открыло нам пути ко всеобъемлющему совместному осмыслению духовного опыта Русского Зарубежья. Важнейшей вершиной этого опыта стало преображение церковной жизни славянских народов центра и юго-востока Европы, произошедшее под непосредственным влиянием таких деятелей Русской Православной Церкви Заграницей, как святитель Иоанн (Максимович), митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Виталий (Максименко), архиепископ Серафим (Соболев), епископ Феофан (Быстров), епископ Антоний (Бартошевич), архимандриты Амвросий (Курганов) и Сергий (Кашманов), игумен Тимолай (Пастухов). Особое место в этом ряду занимает имя архиепископа Виталия (Максименко), жизненный подвиг которого был отмечен и святителем Иоанном Шанхайским. Владыке Виталию посчастливилось участвовать в двух славянских миссионерских проектах: восстановлении Православия в Чехии и на Закарпатской Руси. При этом следует учесть, что эти миссионерские проекты были начаты в Императорской России, а продолжены усилиями Церкви и Правительства Сербии, и Архиепископ Виталий принимал участие в них как на дореволюционном, так и на " сербском " этапе их развития. Митрополит Лавр Оба эти миссионерских проекта принесли свои плоды, а второй из них – восстановление Православия на Закарпатье – в некотором смысле определил современную судьбу Русской Зарубежной Церкви, поскольку крестник владыки Виталия Митрополит Лавр (Шкурла), карпаторосс, и привёл Зарубежную Церковь к евхаристическому единству с Московской Патриархией.

http://religare.ru/2_53428.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 3 (16) июля Священномученик Антоний (Быстров), архиепископ Архангельский Священномученик Антоний родился 11 октября 1858 года в Нюбском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье священника Николаевской церкви Михаила Ивановича Быстрова и его супруги Марии и в крещении был наречен Никола­ем. Его благочестивые родители имели обычай принимать стран­ников, путешествующих по монастырям. Один из таких странников, рассказывая родителям о жизни монахов, в конце беседы внимательно посмотрел на мальчика и сказал: «Он будет у вас архи­ереем». Те не придали значения его словам, но мальчику они глубо­ко запали в душу. И с этого времени Николай стал думать о мона­шестве, а когда поступил в семинарию, то еще более утвердился в этих мыслях; изучая историю Церкви, он выбрал себе и будущее монашеское имя – в честь преподобного Антония Великого. В 1879 году Николай окончил Вологодскую духовную семина­рию и 11 сентября того же года был назначен псаломщиком в Сретенскую и Предтеченскую церкви города Вологды. Он не оставил мысли о принятии иночества, но родители хотели видеть его женатым священником, и, послушный родительской воле, он женился на девице Софии, дочери священника Иоанна Гиммельбродского, служившего в Степуринской Христорождественской церкви в Грязовецком уезде . Отец Иоанн прослужил в священ­ном сане более пятидесяти лет и 16 января 1882 года был уволен по старости за штат, а на его место был определен Николай Бы­стров. 12 февраля Николай был рукоположен во диакона, а 21 февраля – во священника и назначен законоучителем Степуринской земской школы. В этом же году у них с супругой родилась дочь Мария, а через год супруга скончалась, и мысли священника снова вернулись к тому, о чем свидетельствовал через странника Промысл Божий. Впоследствии заботу о воспитании девочки взяла на себя ее тетя. В 1900 году Мария окончила Вологодскую гим­назию, в 1904 году вышла замуж, а когда в 1920 году муж скончался, переехала жить к отцу.

http://fond.ru/foto/537/Antoniy/

Архим. Киприан (Керн). Фотография. 50-е гг. ХХ в. Отец К. происходил из дворянского рода, вскоре после рождения сына был назначен профессором и директором имп. Лесного ин-та в С.-Петербурге, мать - из старообрядцев, «святой жизни женщина» ( Зайцев. 1968. С. 313; в рассказе Б. К. Зайцева «Река времен» под именем архим. Андроника описан К.; перу Зайцева принадлежат также воспоминания о К. в сб. «Далекое» ( Он же. 1965) и некролог в Вестнике РСХД ( Он же. 1960)). Юность К. прошла в С.-Петербурге, где он учился в гимназических классах имп. Александровского лицея. В 1917 г., после закрытия лицея Временным правительством, он поступил на юридический фак-т Московского ун-та. Будучи в Москве, неоднократно присутствовал на заседаниях Поместного Собора 1917-1918 гг., где познакомился с митр. Антонием (Храповицким) , к-рый стал его духовным отцом и впосл. оказал на него большое влияние. Ученые занятия К. в ун-те были прерваны гражданской войной. Покинув Россию, К. обосновался в Сербии. Здесь он завершил юридическое образование, окончив в 1922 г. юридический фак-т Белградского ун-та. В 1925 г. окончил богословский фак-т того же ун-та (выпускное сочинение об историческом развитии греч. текста Литургии свт. Иоанна Златоуста, научный руководитель - прот. Лазарь Миркович ). Входил в кружок русских студентов богословского факультета (с 1925 братство прп. Серафима Саровского), инициаторами создания к-рого были Н. Н. Афанасьев (впосл. протоиерей), С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан ), Ю. П. Граббе (впосл. еп. Григорий ). На собраниях бывали митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Феофан (Быстров) , архиеп. Гавриил (Чепур) , свт. Николай (Велимирович) . К. участвовал в работе первых съездов Русского студенческого христианского движения (1-й - в Пршерове (Пшерове), близ Праги, окт. 1923; 3-й - в русском жен. мон-ре (бывш. Леснинский) в Хопове, Сербия, сент. 1925). По окончании ун-та получил приглашение занять преподавательскую должность в только что открывшемся в Париже Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , однако от этого приглашения К. отказался и поступил преподавателем литургики, апологетики и греч. языка в ДС св. ап. Иоанна Богослова Сербской Православной Церкви в г. Битоль (Битола, совр. Республика Македония). Преподавание совмещал с исполнением должности помощника инспектора семинарии.

http://pravenc.ru/text/1684754.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010