Все, кто знал владыку Феофана, единодушно вспоминают о его энциклопедических знаниях святоотеческого эпистолярного и агиографического наследия, благодаря которым в своем богословии он «настаивал на исключительном следовании святым отцам» 22 . Наиболее ярким, а оттого и удивительным (в контексте будущей богословской полемики архиепископа Феофана с митрополитом Антонием (Храповицким) является признание митрополита Антония. Передавая свою духовную дочь в дальнейшее руководство владыке Феофану, он свидетельствует, что Высокопреосвященный архиепископ-аскет «лучше всех знает отцов» 23 , «Действительно, он был напитан ими» 24 , – прибавляет митрополит Вениамин, который в свое время, живя бок о бок с архиепископом Феофаном, также пользовался его духовным водительством. Приняв твердое решение в определении своего дальнейшего жизненного пути, Василий Быстров получил на то благословение митрополита Антония (Вадковского) , который, среди прочего, спросил его о том, какое имя хотел бы он получить при постриге. Ответ Василия Дмитриевича соответствовал серьезности его отношения к монашеству. Он сказал, что желает начать этот путь с отречения от своей воли. Но здесь его уловил мудрый митрополит, сказав: «Хорошо! Так вот Вам первое послушание: скажите, какое имя Вы хотели бы получить?» 25 . Во исполнение благословения, Василий сказал, что хотел бы носить имя Феофана, Вышенского Затворника. Тем самым он избрал образ иноческого жития по примеру святителя Феофана, который мудро сочетал молитвенно-аскетический подвиг и богословие. Как увидим ниже, архиепископ Феофан проведет последние дни своей жизни в затворе, повторяя подвиг Вышенского Затворника. Вскоре после пострига, который состоялся 21 ноября 1898 года, монах Феофан был рукоположен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха (6 декабря того же года) 26  . Приближалось время административного служения своей almae matri. Смена столетий для С.-Петербургской Духовной Академии сопровождалась переменами в ее руководстве. Инспектор Академии архимандрит Сергий (Страгородский) был назначен ректором с возведением в сан епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Архиепископ Серафим (Соболев) дал развернутую богословскую критику " имябожнического " учения в своей работе против софиологии Вл.Соловьева , о. Сергия Булгакова и о. Павла Флоренского ( " Новое учение о Софии Премудрости Божией " . София, 1935.). В этой работе три главы 19, 20) посвящены опровержению учения " имяславцев " (поскольку для о.Сергия и о.Павла " софиология " и " имяславие " представляли некий единый комплекс идей). Таким образом, осуждение " имябожия " , проведенное на самом высоком иерархическом уровне было совершенно открыто и документально поддержано целым рядом выдающихся архиереев и других церковных деятелей. Со сторонниками учения дело обстоит несколько иначе. Апологеты " имяславия " обычно утверждают, что его поддерживали некоторые известные епископы - часто называются имена архиепископа Феофана (Быстрова) и епископа Феодора (Поздеевского) - но при этом ссылаются они только на устные свидетельства самих же " имяславцев " или на малодоступные рукописи (как в случае с архиепископом Феофаном). В последнем случае при этом также возникает ряд недоумений. Например, единственно изданные (и притом крайне неудачно, без каких-либо комментариев и пояснений) рукописи Владыки Феофана (Быстрова) " Об именах Божественных " и " Имя Божие " , на которые ссылаются как на якобы явно " имяславские " , в действительности представляют из себя просто неупорядоченный набор выписок и цитат в ту и другую сторону и не дают представления о мнении самого Владыки (который, кстати, всегда подчеркивал, что в догматических вопросах требуется большая осторожность и точность). Предположение о том что архиепископ Феофан был сторонником учения " имябожников " как такового (а не некоторых его положений, в числе которых есть и несомненные) тем более странно, что этот почитаемый архиерей активно и совершенно открыто выступал против " софиологии " о.Павла Флоренского и о.Сергия Булгакова, как выше упомянуто, тесно связанной у этих авторов с " имяславием " . Надо думать, что позиция владыки не совпадала с крайней анти-имяславской точкой зрения, вроде той, что высказывал митрополит Антоний (Храповицкий) , но считать, что он поддерживал " имяславскую " формулу, а тем более учение о. Антония (Булатовича) или о. Павла Флоренского нет никаких оснований.

http://drevo-info.ru/articles/690.html

Скачать epub pdf Владыка. Записки об Архиепископе Феофане (Быстрове) О нём стоит записать: иной никто, пожалуй, и не напишет. А человек этот был, как увидим, необыкновенный. Я разумею бывшего Ректора Академии (Санкт-Петербургской – ред.) Епископа Феофана (Быстрова) . Архиепископ Феофан Полтавский. Жизнеописание В детстве ещё мать его видела во сне: стоит он в алтаре на архиерейском возвышении и благословляет народ. Так после и сбылось. Биографию его кратко беру из 9 Церковных Ведомостей. Архимандрит Феофан – в миру Василий Дмитриевич Быстров. 37 лет, родился в 1872 году (в ночь под Рождество.– митр. В.), сын священника села Подмошье Санкт-Петербургской Епархии и воспитанник местных учебных заведений. В 1892 году по окончании курса учения в Духовной Семинарии поступил в Санкт-Петербургскую Академию первым по экзаменационному списку. Далее я немного возвращусь к его прошлому. Во время обучения в семинарии он на переменах поступал по-товарищески, помогал всем усвоять уроки. За это товарищи подарили ему золотой нагрудный крест большой величины вершка в 1,5–2 длины. Я сам видел его: Быстров, видимо, ценил этот дар. В семинарии он добросовестно изучал все предметы, но этому не радовался: школьные занятия не увлекали его. Поступил в Санкт-Петербургскую Академию. Здесь он начал основательно заниматься изучением философских наук – думал найти в них смысл жизни. Но они разочаровали его: философы, каждый по-своему, решали этот вопрос и к единству не приходили. Тогда он обратился к Святым отцам и вполне удовлетворился ими. Он, как никто другой из современников, знал святоотеческую литературу… Об этом мы все знали. Об этом свидетельствовал, передавая ему духовную дочь свою, и Митрополит Антоний (Храповицкий) ,– что он лучше всех знает отцов. Действительно, он был напитан ими. Особенно он любил, кажется, творения Епископа Игнатия (Брянчанинова) . Это объясняется, вероятно, тем, что оба они искали основания для веры. Еп. Игнатий нашёл творения Свв. отцов вследствие их единства; а это единство объяснял он Единым Духом Святым, воодушевлявшим их. Здесь – истина!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

7. В области церковно-канонического наследия митр. Антония отметим: а) до революции: неустанную проповедь митр. Антония о необходимости восстановления патриаршества на Руси; б) после революции: обоснование им возможности и необходимости сохранения Русской Церкви в условиях изгнанничества за границей. Глава третья. Архиепископ Феофан (Быстров) §1. Жизнеописание Архиеп. Феофан Полтавский и Переяславский (в миру Василий Димитриевич Быстров) родился 1/14 января 1872 г. (по другим данным, в 1873 г.) в селе Подмошье Новгородской (по другим данным Санкт-Петербургской) губернии в семье сельского священника. По окончании духовного училища и духовной семинарии, он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Окончил свое академическое образование архиеп. Феофан в 1896 г. первым магистрантом и был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата. В 1897 г. архиеп. Феофан был назначен исправляющим должность доцента академии по кафедре Библейской истории. В 1898 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонахи. В 1901 г. возведен в сан архимандрита и определен исправляющим должность инспектора академии. В 1905 г. удостоен степени магистра богословия. В том же году возведен в звание экстраординарного профессора и утвержден в должности инспектора академии. 1 февраля 1909 г. архиеп. Феофан был назначен ректором академии, а 22-го февраля состоялась его хиротония во епископа Ямбургского, четвертого викария Санкт-Петербургской епархии. В то время некоторые профессора академии впали в вольнодумство. Преосвященный Феофан как ректор не раз входил в столкновения на этой почве с либеральными профессорами. Ему удалось высоко поднять религиозно-нравственную настроенность студентов и привить им уважение к авторитету святых отцов Церкви. В бытность архиеп. Феофана архимандритом на него обратила внимание св. мученица императрица Александра Феодоровна. Вскоре он стал ее негласным духовником и собеседником по религиозно-нравственным и философским вопросам, что продолжалось до его отъезда из столицы. Уже за границей архиеп. Феофан не раз вспоминал, как он совершал Божественную литургию в дворцовом храме в будничные дни, а государыня императрица и ее дочери пели на клиросе и исповедовались всегда со слезами. Хорошо знал и глубоко чтил владыка и св. царя мученика Николая II.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

23 января 1931 года архиепископ Антоний (Быстров) был арестован. По тому же делу " контрреволюционной группировки духовенства епископа Антония (Быстрова), Архангельск, 1931 г. " были арестованы 21 человек, и среди них был монах Агапит. Арест произошел в Воскресенской церкви во время богослужения. Из обвинения о.Агапита: " Участвовал в помощи ссыльному духовенству, которую организовал архиепископ Антоний (Быстров), и выдавал себя среди крестьян " за мученика и невинного страдальца за веру Христову " . " На допросе 25 марта 1931г. показал, что не видел епископа Тихона (Шарапова) совершающим службу в своей квартире " . На следствии он заявил: " Виновным в антисоветской агитации себя не признаю, так как никогда и нигде на политические темы антисоветских разговоров не вел " . 2 декабря 1931 года он был приговорен к трем годам заключения в концлагерь и отправлен в Мариинские лагеря в Сибирь. 7 марта 1932 года постановлением ОСО был выслан в Казахстан на оставшийся срок. После возвращения из заключения о.Агапит поселился в городе Орле , где в то время жило много ссыльных и отбывших заключение в лагерях. Иногда он приезжал в Москву, где встречался со знакомыми по Оптиной пустыни. В начале 1936 года о.Агапит заболел: у него образовалась опухоль на языке, и друзья предлагали лечь в больницу. Он выехал в Москву, операция была сделана, но врачи предупредили, что могут быть последствия, и через некоторое время он обнаружил новую опухоль, операцию уже делать было поздно. Перед последним отъездом в Орел он навсегда попрощался со всеми знакомыми - попрощался просто, спокойно, будто только на время уходя от всех, чтобы, если Бог благословит, встретиться, но уже в иной жизни. Страдания о. Агапита в течение болезни все более возрастали, ни есть, ни говорить он уже не мог, но при этом не терял бодрости духа и, пока были силы, ходил в храм. Когда о. Агапиту было что-либо нужно, он писал записку старушке-хозяйке, жившей на другой половине дома, через стену от него. Он предупредил ее, что, когда ему станет совсем плохо, он ей постучит. 18 июля 1936 года он постучал в стену, и, когда хозяйка вошла, то увидела, что о.Агапит лежит, не сводя глаз с иконы Божией Матери. " Лицо его было сосредоточено и кротко. Ни боль, ни страх не искажали его. Он не стонал, только дыхание становилось все реже... " . Впоследствии она говорила: " Переносил он свои страдания так светло, что она молится о нем, как о святом " .

http://drevo-info.ru/articles/13677572.h...

АНТОНИЙ (Корж; 1888-1937), иеродиакон, прмч. (1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 609-610 610-611 АНТОНИЙ († 1862 г.), архим., наместник виленского (вильнюсского) в честь Сошествия Св. Духа муж мон-ря АНТОНИЙ иконом Великой церкви в К-поле, греч. кодикограф и мелург (раб. в период с 1680 по 1725 гг.) 612-613 613-614 614-615 615-616 616-617 617-618 618-620 АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых) 620-621 621-623 623-624 624-625 625-626 626-627 628-629 629-631 631-632 АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) 632-634 634-635 635-636 636-637 АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии 637-638 АНТОНИЙ (Радиловский; † 1585/86 ), еп. Перемышльский, Самборский и Санокский, архиерей Западнорус. митрополии 638-639 639-640 640-641 АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) 641-644 644-645 645-646 646-652 652-653 АНТОНИЙ (Шутов; 1812-1881), первый архиеп. Московский и всея Руси старообрядцев Белокриницкой иерархии 653-654 654-655 АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) 656-658 658-659 АНТОНИЙ (АВРААМИЙ) КОЖЕЕЗЕРСКИЙ († 1634), прп. (пам. местн. 27 июня, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых) 659-664 АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) 664-665 655-666 666-668 668-669 АНТОНИЙ КРАСНОХОЛМСКИЙ († 1481 ), основатель Краснохолмского мон-ря, прп. (пам. 17 янв. и в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/vol/ii.html

584 . Троицкий С. В. Письмо в редакцию//Новое время. 3.05.1914 (13699). 585 . Троицкий С. В. Письмо в редакцию. Афонское дело//Колокол. 18.05.1914 (2412). 586 . Троицкий С. В. Письмо в редакцию//Колокол. 22.05.1914 (2415). 587 . Троицкий С. В. Письмо в редакцию//Колокол. 24.05.1914 (2417). 588 . Троицкий С. В. Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и «относительное» поклонение. (Ответ С. Н. Булгакову)//Итоги жизни. 1914. 17. 1–8. изд.: СПБ. 1914. 16. [Ср. Булгаков С. Н. 10 .691]. 589 . Троицкий С. В. О. Иоанн Сергиев (Кронштадтский) и имябожники//Прибавления к Церковным ведомостям. 1914. 1. 17–27; 1914. 2. 67–78. 590 . Троицкий С. В. Защитники имябожников//Прибавления к Церковным ведомостям. 1914. 5. 268–281; 1914.6. 337–344; 1914. 7. 393–398. 591 . Троицкий С. В. Начало духовного суда над имябожниками//Прибавления к Церковным ведомостям. 1914. 11. 598–599. 592 . Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках (Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники. Был ли имябожником о. Иоанн Кронштадтский . Борьба с афонской смутой. Защитники имябожников. Ответ С. Н. Булгакову). СПб. 1914. VIII, 200, XXVII. 593 . Троицкий С. В. Новое исповедание имябожников. Пг. 1915. 12. 594 . Троицкий С. В. К истории борьбы с Афонской смутой (ответ В. М. Скворцову). Пг. 1916. 38. 595 . Троицкий С. В. Новая позиция о. Антония (Булатовича). Пг. 1916. 10. 596 . Троицкий С. В. Русские и греки на Афоне//Прибавления к Церковным ведомостям. 1916. 17. 459–461. 597 . Троицкий С. В. Учение афонских имябожников и его разбор//Миссионерское обозрение. 1914. 2. 226–245; Русский инок. 1914. 9. 542–552; 10. 612–623. СПб. 1914. 22. 598 . Туманов Г. С Афона//Дым отечества. 1913. (33). 599 . Удаление с Афона монахов//Русские ведомости. 9.07.1913 (157). 600 . Уроки афонского движения//Церковный вестник. 1913. 39. 1214–1215. 601 . Феофан (Быстров) , архиеп. Имя Божие//Святитель Феофан Полтавский Новый затворник. Творения. СПб. 1997. 742–759. 602 . Феофан (Быстров) , архим. Тетраграмма или ветхозаветное Божественное имя. СПб. 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Скородумов Иван Васильевич; 14.01.1888, с. Ребовичи Тихвинского у. Новгородской губ.- 26.11. 1955, Буэнос-Айрес), архиеп. Буэнос-Айресский и Аргентинский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из семьи священника. После учебы в Тихвинском ДУ поступил в 1902 г. в Новгородскую ДС, к-рую окончил в 1908 г. по 1-му разряду. В том же году был зачислен на казенный счет в СПбДА. Во время учебы в академии управлял студенческим хором, активно участвовал в Златоустовском и философском кружках. Сблизился с ректором академии Ямбургским еп. Феофаном (Быстровым ; впосл. архиепископ). В 1912 г. окончил СПбДА с присвоением степени кандидата богословия за соч. «Монашество по св. Иоанну Златоусту». 1 нояб. того же года назначен помощником смотрителя Яранского ДУ в Вятской губ. 13 нояб. пострижен Астраханским еп. Феофаном (Быстровым) в монашество с именем Иоасаф в честь свт. Иоасафа Белгородского. 18 нояб. рукоположен еп. Феофаном во диакона, 21 нояб.- во иерея. 17 дек. 1913 г. переведен помощником смотрителя Полтавского ДУ. Полтавской епархией в это время управлял еп. Феофан, к-рый, когда болел, поручал И. произносить проповеди. 22 дек. 1919 г. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России назначило И. смотрителем Лубенского ДУ, но, видимо, к исполнению должности он не приступил, т. к. в связи с отступлением войск ген. А. И. Деникина был эвакуирован в Крым. 2 мая 1920 г. возведен в сан архимандрита. 2 июня прикомандирован к штабу ген. П. Н. Врангеля в качестве проповедника. Объезжал позиции белых войск. После эвакуации армии ген. Врангеля из Крыма И. с дек. 1920 по февр. 1921 г. окормлял рус. военные госпитали в К-поле. Затем переехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев (впосл. Югославия). До 1922 г. пребывал в качестве духовника в одном из серб. мон-рей. Позднее Архиерейским Синодом РПЦЗ назначен настоятелем правосл. общины в г. Херцег-Нови и законоучителем находившейся там рус. гимназии. С 1924 г. директор гимназии, также преподавал Закон Божий, историю и географию. С июня 1925 г. законоучитель кадетского Донского им. императора Александра III корпуса в г. Горажде. 13 сент. 1929 г. Североамериканским и Канадским архиеп. Аполлинарием (Кошевым) назначен настоятелем храма во имя свт. Николая в Монреале (Канада). 11 июня 1930 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ определен епископом Монреальским, викарием Североамериканской и Канадской епархии. 12 окт. того же года в Белграде состоялась хиротония И., к-рую возглавил Предстоятель РПЦЗ митр. Антоний (Храповицкий) . После хиротонии И. совершил путешествие по Карпатской Руси, посетил правосл. миссию во Владимирове (Ладомирове), в с. Чертижне и Медзилаборце.

http://pravenc.ru/text/578106.html

   После поражения Деникина Россию покинули митрополит Киевский Антоний, архиепископы Волынский Евлогий, Кишиневский Анастасий (Грибановский), Минский Георгий (Ярошевич), Курский Феофан (Гаврилов), епископ Лубенский Серафим (Соболев) и другие архиереи, застигнутые гражданской войной на юге страны. Архиепископы Таврический Димитрий и Полтавский Феофан (Быстров), епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) находились тогда в Крыму, до 1920 г. остававшемся под властью белых; на родине остались епископ Арсений (Смоленец) и престарелый Ставропольский архиепископ Агафодор (Преображенский; † 1919). Председатель Высшего временного церковного управления митрополит Новочеркасский и Донской Митрофан затворился в монастыре в Старочеркасске. 15 ноября Севастополь был взят красными. После поражения генерала Врангеля архиепископ Таврический Димитрий остался в России, а архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков), эмигрировали.    Главнокомандующие белых армий в своих приказах провозглашали, что возглавляемые ими войска сражаются за поруганную веру и за отмщение оскорблений церковных святынь. Но и среди белых офицеров большинство составляли люди, равнодушные к Церкви. Горькие строки о религиозно-нравственном состоянии Белой армии написаны митрополитом Вениамином (Федченковым), который на исходе гражданской войны возглавлял военное духовенство армии Врангеля: «Один полковник, командир танка, совершенно спокойно рассказывал, что он был ранен уже 14 раз, а завтра выйдет на сражение первым... Он был почти уверен, что погибнет. Действительно, после я узнал, что в его танк попал снаряд и он с другом сгорел в нем. И такие герои были почти везде! Но он в этот же вечер накануне смерти, совершенно открыто, почти цинично насмешливо заявил мне, что ничуть не верит в Бога. Бывшие тут с ним другие офицеры нимало не смутились его заявлением, будто и они так же думали. Я по новости пришел в ужас. Тогда чем же они отличаются от безбожников-большевиков? Выхожу на улицу. Встречается в военной форме солдат-мальчик лет 13—14. Были и такие. С кем-то отчаянно грубо разговаривает. И я слышу, как он самой площадной матерной бранью ругает и Бога, и Божию Матерь и всех святых! Я ушам своим не верю. Добровольцы, белые — и такое богохульство! Боже, неужели прав Рябушинский? Мы — белые большевики, мы погибаем!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Жизнеописание В детстве еще мать его видела во сне: стоит он в алтаре на архиерейском возвышении и благословляет народ. Так после и сбылось. Биографию его кратко беру из 9 «Церковных Ведомостей». «Архимандрит Феофан – в миру Василий Дмитриевич Быстров. 37 лет, родился в 1872 году (В ночь под Рождество), сын священника села Подмошье, Санкт– Петербургской епархии и воспитанник местных учебных заведений. В 1892 году, по окончании курса учения в духовной семинарии, поступил в Санкт–Петербургскую академию первым по экзаменационному списку». Далее я немного возвращусь к его прошлому. Во время обучения в семинарии он на переменах поступал по–товарищески: помогал всем усвоить уроки. За это товарищи подарили ему золотой нагрудный крест большой величины, вершка полтора–два длины. Я сам видел его: Быстров, видимо, ценил этот дар. В семинарии он добросовестно изучал все предметы, но этому он не радовался: школьные занятия не увлекали его. Поступил в Санкт–Петербургскую академию. Здесь он начал основательно заниматься изучением философских наук – думал найти в них смысл жизни. Но они разочаровали его: философы каждый по–своему решали этот вопрос и к единству не приходили. Тогда он обратился к святым отцам и вполне удовлетворился ими. Он, – как никто другой из современников, – знал святоотеческую литературу. Об этом мы все знали. Об этом свидетельствовал, передавая ему духовную дочь свою, и митрополит Антоний (Храповицкий) , что он лучше всех знает отцов. Действительно, он был напитан ими. Особенно он любил, кажется, творения епископа Игнатия (Брянчанинова) . Это объясняется, вероятно, тем, что оба они искали основания для веры. Его епископ Игнатий нашел в творениях святых отцов, вследствие их единства; а это единство объяснял он Единым Духом Святым, воодушевлявшим их. Здесь – истина! За ним последовал епископ Феофан. С другой стороны, и по характеру духовной жизни они были сродны, видя путь христианский – в покаянии, по преимуществу. Наконец, нравился епископу Феофану и строгий литературный стиль епикопа Игнатия; этим они оба отличались от епископа Феофана Затворника , который иногда допускал (находя это, очевидно, нужным) упрощенность языка (даже вульгаризмы).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010