Призываю на Вас благословение Божие. Ваш искренний богомолец, Арх. Феофан. Письмо второе (адресат тот же) Просьбу Вашу относительно Иерусалима я исполнил. Напишу соответствующее письмо Архиепископу Анастасию. Сам же я пока не решаюсь ехать туда. Архиепископ Анастасий не обещает ничего. И, быть может, поездка моя туда для него не совсем желательна. А главное, на содержание нужны средства, на которые я в настоящее время рассчитывать не могу. Да и не совсем теперь спокойно в Иерусалиме: церковное положение наше – таково. Ни Митрополит Евлогий, ни Митрополит Антоний не склонны к примирению. Склонившись на сторону «Кирилловского Движения», Митр. Антоний, несомненно, нарушил свою компетенцию и бывшее по этому делу в своё время соборное решение. Большинство иерархов осудило его поведение в этом деле. Говорят, что у нас будет «собор» в этом году. Но у меня нет желания ехать на «собор»,– даже и был бы: всё равно, соборные постановления не исполняются или исполняются постольку, поскольку они не противоречат «усмотрению» председателя собора. Прошу передать от меня приветствие Пр. Вениамину. Призываю на Вас благословение Божие и пребываю Вашим усердным богомольцем Арх. Феофан. 1929 . 11 сентября. Варна. P.S. Впредь нужно писать мне по адресу: София – Русское Посольство. А.Ф. Письмо третье Я его совсем не читал, но знаю, что оно написано было Архиеп. Феофаном Канадскому Епископу Иоасафу (Скородумову). Из него мне запомнилось одно выражение: «признание безбожной Советской Власти есть хула на Духа Святого». Канонов он не мог привести в пользу такого мнения. Но он никогда не судил меня за такое признание. Много писем осталось в России у почитателей его. Сохранились ли они – неизвестно. Как Бог устроил. М.В. 2 Перевод Владыки Феофана на Астраханскую кафедру состоялся в 1912 году. На его место в Крым был назначен Архиепископ Димитрий (князь Абашидзе), в схиме Антоний, почитаемый многими как истинный подвижник – Прим. ред. 3 В 1911 году в Ливадии состоялась беседа Владыки Феофана, являвшегося в то время духовником Их Величеств, с Государыней Императрицей по поводу слухов вокруг имени Григория Распутина – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Однако душевный мир необходимо отличать от мира духовного, то есть дара Божия. В одном из писем архиепископ Феофан (Быстров) написал: «Вы спрашиваете о мире душевном: приходит ли он совне или зависит от усилий самого человека и является своего рода искусством жить мирно? Нужно различать мир собственно душевный и мир духовный, благодатный. Благодатный мир есть дар Святого Духа, а мир душевный зависит от нас самих. В чем заключается в последнем случае умение или искусство жить мирно? На это ответ дает Спаситель: “Придите ко Мне… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (Мф. 11: 28–29)… Скорби всегда более или менее нарушают мир душевный, но духовно-благодатного мира они не могут нарушить никогда. Поэтому о стяжании этого мира и необходимо нам заботиться в продолжение всей нашей земной жизни». Именно такой благодатный мир стяжал преподобный Антоний Великий. Обратимся к его житию, записанному святителем Афанасием Великим: «Около двадцати лет провел так Антоний, подвизаясь в уединении, никуда не выходя и все это время никем не видимый. После же, поскольку многие домогались и желали подражать его подвижнической жизни, какие-то знакомые его пришли и силою разломали и отворили дверь. Исходит Антоний, как таинник и богоносец из некоего святилища, и приходящим к нему показывается в первый раз из своей ограды. И они, увидев Антония, исполняются удивления, что тело его сохранило прежний вид, не утучнело от недостатка движения, не иссохло от постов и борьбы с демонами. Антоний был таким же, каким знали его до отшельничества. В душе его та же была чистота нрава; не был он скорбию подавлен, не пришел в восхищение от удовольствия, не предался ни смеху, ни грусти, не смутился, увидев толпу людей, не обрадовался, когда все стали его приветствовать, но пребыл равнодушным, потому что управлял им разум, и ничто не могло вывести его из обыкновенного естественного состояния». К сожалению, для простых мирян мир духовный (по сути, это бесстрастие) – состояние, практически недостижимое. Потому с врачом-психиатром Екатериной Николаевной Кулебякиной и руководителем Центра общинной педагогики «Спас» Игорем Константиновичем Лизуновым мы беседовали о том, как современному человеку сохранить мир душевный.

http://pravoslavie.ru/29272.html

31 октября 1905 года (в связи с назначением первого викария Петербургской епархии епископа Ямбургского Сергия на самостоятельную Финляндскую кафедру) епископ ЭДовский Кирилл был переименован из третьего во второго викария Санкт-Петербургской епархии (первым викарием стал епископ Антонин (Дановский). А в феврале 1908 года первый викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Нарвский Антонин был уволен за штат, как тогда сообщалось в официальных изданиях: «согласно прошению, по болезненному состоянию» 76 . В связи с этим, первым викарием епархии стал, согласно Высочайше утвержденному 15 февраля 1908 года указу Святейшего Синода, епископ Гдовский Кирилл 77 , а вторым викарием в сане епископа Нарвского был назначен преосвященный Никандр (Феноменов), бывший прежде епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии. Следует заметить, что промыслительным образом в Санкт-Петербургской епархии в период с 1905-го по 1910 год на викарных кафедрах побывали многие из тех иерархов, которые станут главными участниками славной и, одновременно, трагической истории Русской Православной Церкви XX века. На Ямбургской кафедре: с 1901-го по 1905 год – епископ Сергий (Страгородский) , будущий заместитель местоблюстителя, впоследствии патриарх; с 1905-го по 1908 год – епископ Сергий (Тихомиров) , будущий Предстоятель Японской Православной Церкви (с 1912-го по 1940 год); с 1909-го по 1910 год – епископ Феофан (Быстров) , впоследствии архиепископ Полтавский, духовник Царской Семьи. На Нарвской кафедре: с 1903-го по 1908 год – епископ Антонин (Грановский), будущий обновленческий «митрополит Московский», глава «Союза Церковного возрождения»; с 1908 года – епископ Никандр (Феноменов), будущий митрополит Ташкентский и Туркестанский; на Гдовской викарной кафедре: с 1904-го по 1909 год – епископ Кирилл (Смирнов), впоследствии митрополит Казанский и Свияжский, указанный в завещании Святейшего Патриарха Тихона первым кандидатом в местоблюстители; с 1910-го по 1917 год – епископ Вениамин (Казанский), будущий митрополит Петроградский, священномученик; наконец, Кронштадтскую викарную кафедру с 1907-го по 1911 год занимал столь же одиозный деятель, что и епископ Антонин, епископ Владимир (Путята). Со всеми ними владыка Кирилл был знаком и имел о них самое определенное представление.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Там мы увидели бы имена Влад. Соловьёва, Бердяева, о. Булгакова, о. Флоренского и многих-многих др. Сюда же можно было бы включить и Митр. Антония (Храповицкого) , но о нём я скажу в особой главе. Здесь же скажу ещё о Патриархе Сергии. Епископ Феофан не был беспрекословным почитателем и его книги «Православное учение о спасении». Вопреки широкому прославлению её он считал её не основанной на святых отцах, а, следовательно, не строго православной. Наше учение состоит в том, что спасение соделывается Благодатию Божией при участии и человека. Патриарх же Сергий стоит на нравственном подвиге самого человека в противоположность католическому юридическому пониманию. «Искупление» по Архиепископу Антонию (Храповицкому) Но особенно ревность по Православию Еп. Феофан проявил, когда пришлось рассматривать книгу Митр. Антония «Опыт Православного Христианского Катехизиса» на Синоде заграницей (1925 г.). В этом катехизисе Митр. Антоний хотел ввести некоторые новизны, главною из них было учение об искуплении. Вопреки известному нам катехизису Митрополита Московского Филарета и общедержимому православному катехизическому учению об этом предмете, как об «удовлетворении» Божественному правосудию крестными «заслугами» Христа Спасителя, Митр. Антоний – уже давно! – стал проповедовать и писать о «Гефсиманском подвиге Господа», который он понимал в том смысле, что в нём проявилась любовь к людям, а эта любовь вызывает-де ответную нашу любовь, которая-де и спасает (искупает) нас. Но это страдание (пот с кровью) Отцами понимается как человеческая немощь. А «час» распятия ещё впереди будет. Между тем, и у Свв. отцов, и в посланиях, и в богослужениях говорится о силе Креста, которым избавились люди от «клятвы», Богом Отцом наложенной. Это – всем известно! И когда Митр. Антоний стал распространять эту ересь, Еп. Феофан (тогда он был членом заграничного Синода) выступил с обличением её; и написал обширный доклад, основанный на св. отцах. Запросил он и нас – епископов о православном учении об искуплении. Отписал ему и я – в обычном понимании нашем. Дело рассматривалось опять в Синоде: Митр. Антоний оказался в противоречии со Св. отцами. Получился соблазн.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

2) Ввиду того что заграничное русское церковное управление увлекается в область политических выступлений, а с другой стороны, заграничные русские приходы уже поручены попечению проживающего в Германии высокопреосвященнейшего митрополита Евлогия, Высшее церковное управление за границей упразднить. 3) Священному Синоду иметь суждение о церковной ответственности некоторых духовных лиц за границей за их политические от имени Церкви выступления». Этот акт издан был перед самым арестом святителя Тихона, его издание было продиктовано прежде всего заботой о том, чтобы уберечь Русскую Церковь от новых ударов со стороны властей, предлогом для которых могли послужить акты зарубежного Собора. Получив этот указ, митрополит Антоний решил подчиниться ему, но большая часть членов ВЦУ склонялась к тому, чтобы не исполнять воли патриарха. 1 сентября 1922 г. в Карловцах состоялось заседание ВЦУ, на котором доклад об указе патриарха сделал секретарь ВЦУ Е. И. Махараблидзе. Он высказал ряд доводов против подчинения указу. Митрополит Евлогий заявил о недопустимости тона, которым ведется обсуждение указа Святейшего Патриарха. На следующий день в Карловцы из Константинополя прибыл архиепископ Анастасий, и 2 сентября 1922 г. там состоялся Архиерейский Собор, в котором участвовали митрополиты Антоний и Евлогий, архиепископы Анастасий и Феофан (Быстров) , епископы Черноморский Сергий (Королев) , Курский Феофан, Челябинский Гавриил (Чепур), бывший Екатеринославский Гермоген (Максимов) – управляющий приходами в Греции, Александровский Михаил, Царицынский Дамиан (Говоров), Севастопольский Вениамин и Лубенский Серафим (Соболев) – управляющий русскими приходами в Болгарии. Собор постановил выразить сыновнее послушание патриарху, упразднить ВЦУ, созвать Русский всезаграничный церковный Собор Русской Православной Церкви. На Соборе был образован Синод, которому впоследствии и передали все полномочия Высшего церковного управления. В Синод были избраны митрополиты Антоний и Евлогий, архиепископ Феофан, епископы Гавриил и Гермоген.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Киевский Антоний (Храповицкий) , его избрали почетным председателем ВВЦУ. По мере необходимости члены Управления собирались на сессии, длившиеся от 2 до 5 дней, всего состоялось 25 сессий. Первые заседания проходили в Екатеринодаре (5 июня - 6 июля 1919), затем в Новочеркасске (18-20 июля и 23-24 авг.), в Таганроге (7-10 авг.). В кон. декабря (по нек-рым данным, в янв. 1920) Управление переместилось в Новороссийск, а оттуда в Севастополь. Однако в своих епархиях остались председатель управления архиеп. Митрофан (Симашкевич), еп. Арсений (Смоленец). Эвакуировавшийся в Крым прот. А. Рождественский из-за болезни участия в работе ВВЦУ ЮВР не принимал. Митр. Антоний и прот. Г. Ломако уехали на Афон. В нач. апреля 1920 г. главнокомандующий Русской армией ген. П. Н. Врангель предложил архиеп. Таврическому и Симферопольскому Димитрию (Абашидзе) ввиду отъезда неск. членов ВВЦУ ЮВР «озаботиться в ближайшие дни изысканием способов устройства высшей церковной власти». 6 апр. состоялось совещание в составе архиеп. Димитрия, протопр. Г. Шавельского и бывш. Таврического губернатора, члена Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. гр. Апраксина, к-рые решили пригласить в ВВЦУ ЮВР бывш. духовника царской семьи архиеп. Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) , еп. Севастопольского, вик. Таврической и Симферопольской епархии Вениамина (Федченкова) , прот. С. Н. Булгакова и А. А. Салова. Т. о., в Крыму ВВЦУ ЮВР существовало в следующем составе: архиеп. Таврический Димитрий (председатель), архиеп. Полтавский Феофан (Быстров), протопр. Г. Шавельский, прот. С. Булгаков, Салов. После ухода Шавельского должность управляющего военным и морским духовенством (с титулом «епископ армии и флота») принял 31 марта 1920 г. еп. Севастопольский Вениамин (Федченков). Решением ВВЦУ ЮВР еп. Вениамину поручалось также представительство Церкви в правительстве ген. Врангеля. Помощником епископа был назначен прот. Г. Спасский. Митр. Антоний (Храповицкий) по приезде в Крым в кон. сентября стал председателем ВВЦУ ЮВР.

http://pravenc.ru/text/155428.html

На чужбине . События гражданской войны вынудили многих архиереев, в том числе и архиепископа Феофана, покинуть свои кафедры. Из-за невозможности регулярной связи с Патриархией в различных областях, занятых белыми армиями, создавались местные органы Временного Высшего Церковного Управления, В мае 1919 года такое ВВЦУ было образовано на юго-востоке России. После эвакуации из Новочеркасска в Крым в его состав вошел архиепископ Полтавский Феофан. Здесь, в Крыму, он пробыл вместе с другими архиереями до 1920 года. Очень скоро после эмиграции ему пришлось вновь приехать на Родину для воодушевления обреченного белого движения. Все большая очевидность грядущего поражения белой армией естественно сопровождалось подъемом религиозности среди тех, кто еще оставался на крохотном клочке уходящей Православной России. По просьбе бывшего министра иностранных дел Струве «из Сербии при содействии епископа Феофана» сюда была привезена икона Божией Матери Курская-Коренная 116 . Но эта доставка чудотворной иконы оказалась необходимой лишь для благословения дальнего пути еще одной волны эмигрантов. На этот раз владыка Феофан оставлял Россию навсегда. Многочисленность русских эмигрантов православного вероисповедания требовала организации их церковной жизни в новых условиях. Ввиду этой необходимости русские архиереи (-беженцы) составили свой первый Собор, который переименовалт Южное Церковное Управление России в Высшее Русское Церковное Управление заграницей 117 . Это совещание состоялось 19 ноября 1920 года на пароходе «Великий князь Александр Михайлович » в Константинопольском порту 118  в составе митрополита Антония (Храповицкого) , митрополита Платона (Рождественского), архиепископа Анастасия (Грибановского) , архиепископа Феофана (Быстрова) и епископа Вениамина (Федченкова) 119 . Оставляя на суд историков и канонистов вопрос дальнейшего формирования Русской Православной Церкви Заграницей, нам важно отметить, что до вступления в богословскую полемику с главой Синода РПЦЗ личность владыки Феофана воспринималась зарубежными архиереями совершенно иначе, нежели после его критики «Догмата Искупления» митрополита Антония. «Мы имеем все основания, – писал архиепископ Аверкий, – считать владыку… Феофана одним из главнейших и наиболее последовательных и строго-принципиальных идеологов нашей Русской Православной Церкви Заграницей». Этой идеологией, как он считал, является «строгое бескомпромиссное хранение святой Православной веры, с безусловным отвержением не только явных ересей, но и всякого современного модернизма, вольнодумства и либерализма, подкапывающих нашу святую веру и стремящихся сделать ее «солью обуявшей» 120 . Пройдет несколько лет, и эта «идеология» претерпит значительные изменения. А пока архиепископ Феофан во время отсутствия митрополита Антония как старейший и авторитетнейший архиерей «исполняет должность председателя Синода» 121  .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

– Всё для меня – Господь, Бог , Троица! Он – моя жизнь; Он – моя сила; Он – моя радость! Отец, Сын и Святый Дух, Троица Святая и преестественная, Божественная и обожествляющая всякое разумное бытие! Так может говорить только тот, который живёт Ею! Здесь сущность жизни о. Феофана! Обращает внимание богословская православная формула: «Святый Дух от Отца чрез Сына исходящий!». Это учение сказано человеком, который знал православное учение Свв. отцов; и слушал его сонм православных епископов, принявший эти слова. Поэтому можно говорить: такова православная формула учения о Святом Духе! А не католическая: «От Отца и Сына (ab utroque) исходящий». А момент был действительно «знаменательный»: в этот день нарекаемый излагает своё исповедание религиозное. Завтра, в день хиротонии, он будет читать обязательное для всех епископов исповедание; а ныне он исповедует личное своё мировоззрение, личные свои чувства, личную свою внутреннюю жизнь! Что же ему ответит первостоятель Митрополит Антоний? В воскресенье 22 февраля в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершена была хиротония Архимандрита Феофана… Чин хиротонии совершал Высокопреосвященнейший Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний в сослужении членов Святейшего Синода и прочего духовенства. При вручении новохиротонисанному Епископу Феофану архиерейского жезла Высокопреосвященнейший Антоний произнёс речь: Преосвященный Епископ Феофан, Возлюбленный о Господе брат! Восемь лет тому назад, вручая тебе, тогда новопоставленному архимандриту, посох, я говорил тебе: «неси новое возложенное на тебя послушание с кротостью и терпением, ища не своего личного блага, а блага вверенных тебе питомцев общей нам матери – академии». Ныне, в торжественный для тебя день твоей архиерейской хиротонии, волею Божией я призываюсь вручить тебе новый посох, жезл архиерейский, как знак новых твоих святительских полномочий, твоего нового святительского служения Церкви Христовой. Вместе со всеми архипастырями, рукополагавшими тебя в сан епископа, приветствую тебя, новорукоположенного архиерея, и мысленно молюсь, да сотворит тебя Господь делателя на ниве Своей непостыдна, право правяща слово Христовой истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

169 Временное Высшее Церковное Управление епархий Юго-Востока России было создано в 1919 г. для управления приходами на территории, занятой Белой армией. 170 Митрополит Вениамин в 1917 г. в журнале Московской Духовной Академии «Богословский вестник» (октябрь–декабрь) опубликовал статью «Догмат Искупления». В статье владыка критикует теорию митрополита Антония (Храповицкого) о спасении рода человеческого сострадательной любовью Иисуса Христа через посредство единого естества человеческого. Позднее, живя в эмиграции, митрополит Вениамин также занимался этим вопросом. Архиепископ Феофан (Быстров) , в свою очередь, подверг критике позицию митрополита Антония в работе «О догмате Искупления: Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления». 171 Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (в миру – Сергей Владимирович Симанский; 1877–1970). Будущий Патриарх родился в Москве в семье камергера Высочайшего двора. Окончил юридический факультет Московского Императорского университета, затем Московскую Духовную Академию. В 1902 г. пострижен в монашество, в следующем году рукоположен во иеромонахи. Служил в различных духовных семинариях. В 1913 г. хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. С 1921 г. – епископ Ямбургский, с 1926 г. – архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской епархией. В 1932 г. – митрополит Старорусский, затем Новгородский, Ленинградский; с 1943 г. – постоянный член Священного Синода. В 1944 г. стал Патриаршим Местоблюстителем, а в 1945 Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси. 173 Речь идет о магистерской диссертации доцента Ленинградской Духовной Академии протоиерея Петра Гнедича (1904–1962). См.: Петр Гнедич, прот. Догмат Искупления в русской богословской науке (1893–1944). М, 2007. 174 Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937) родился в семье священника, служившего в Вологодской губернии. Окончил Московскую Духовную Академию. С 1891 г. преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии, кафедра Священного Писания Нового Завета. В 1918 г., после закрытия Академии, был избран профессором Петроградского университета, затем работал в Петроградском Богословском институте. В эмиграции с 1921 г. Последние годы жизни провел в Болгарии. Был профессором Богословского факультета Софийского университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В скором времени из разных уголков мира стали поступать ответы с поддержкой данного указа. «Благостнейшие Архипастыри Церкви Христовой, Русской Православной! — говорилось в одном из посланий. — Отзовитесь! Заявите о своем существовании тем вашим духовным чадам, которые как овцы без пастыря рассеяны ныне по различным местам Желаем, чтобы в великом рассеянии православная Русская Церковь была единым внутренно спаянным и руководимым своими архипастырями целым» 14 . Об организации русского Зарубежного ВЦУ в Константинополе митрополит Антоний (Храповицкий) сообщил Патриарху Тихону. Святейший, по его собственному признанию, дал Зарубежному церковному управлению свое благословение 15 , однако этот документ за границу не дошел и на него в эмиграции никогда не ссылались. Сам митрополит Антоний душой пребывал на Афоне. В течение нескольких месяцев он пытался добиться разрешения Константинополя удалиться на Святую Гору для монашеских подвигов. Положительного ответа архипастырь не дождался. Вместо этого митрополита пригласил к себе глава Сербской Церкви — Святейший Патриарх Димитрий. 16 февраля митрополит Антоний был командирован церковным управлением в Королевство сербов, хорватов и словенцев и остался там навсегда 16 . После отъезда митрополита председательство в ВЦУ перешло к архиепископу Анастасию (Грибановскому), которого иногда заменяли архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков) 17 . ВЦУ продолжало заниматься церковно-административными делами, прежде всего обеспечением нормальной церковной жизни русским беженцам. 8 апреля 1921 года был повторен указ о назначении архиепископа Евлогия (Георгиевского) в Западную Европу. В первый раз указ был издан ВЦУ еще в Крыму в октябре 1920 года, но до архиепископа Евлогия так и не дошел. Для решения проблем в Америке ВЦУ командировало туда митрополита Платона (Рождественского) 18 . Собирание души русской Была организована и пастырская деятельность. Епископ Царицынский Дамиан (Говоров), например, добился от городских властей передачи здания из 36 комнат, где был устроен «Русский дом». Здесь иерарх организовал интернат для осиротевших детей.

http://patriarchia.ru/db/text/5800995.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010