Последние годы жизни протопресвитера И. Л. Янышева † 13 июня 1910 г.) прошли также в энергической, многосторонней деятельности этого замечательного, выдающегося церковнообщественного деятеля, оставившего глубокий след в жизни не одной только высшей духовной школы. В течение 27-летнего заведывания придворным духовенством он являлся таким же высокоавторитетным его начальником, заботливым устроителем всех сторон его жизни, до материальной включительно, каким он был на академической ректуре: между прочим, им устроен прекрасный и обширный «Дом призрения для отставных священнослужителей, вдов и сирот придворного духовенства» – вещественный памятник, достойный славного его имени. В то же время он принимал деятельное, живое участие во всех церковно-общественных движениях того времени, в особенности в деятельности общества религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви и в трудах, по его же инициативе учрежденной (1892), «комиссии для предварительного выяснения условий и требований, какие могли бы быть положены в основу переговоров о соединении старокатоликов с православной русской церковью». В обществе религиозно-нравственного просвещения, часто присутствуя лично, воодушевлял всех своими энергическими речами, а в старокатолической комиссии, работая с увлечением, был, можно сказать, ее душою. Неизменно мы видели его в ее заседаниях, происходивших то в покоях архиепископа Финляндского Антония (Вадковского) , бывшего ее председателя, до назначения на митрополию, то в зале совета нашей академии, когда председательство перешло к ректорам: Преосв. Сергию (Страгородскому) и Преосв. Феофану (Быстрову) 478 . Иногда комиссия собиралась в квартире самого о. И.Л. Янышева, во вновь устроенном его стараниями доме для протопресвитера придворного духовенства и его канцелярии, – доме, примыкавшем к вышеупомянутому «Дому призрения». Назначенный в ноябре 1905 г. к присутствованию в Св. Синоде (вместе с протопресвитером военного и морского духовенства А. А. Желобовским ), о. И.Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

19 декабря 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило монаха Агапита к трем годам заключения в концлагере на Соловках. Но он был оставлен на пересыльном пункте в Кеми, куда был отправлен и его духовный отец. Первое время они жили в лагере вместе, но затем монаха Агапита отправили в одну из лагерных командировок в лес, на побережье Белого моря, а отец Никон был оставлен в Кеми. По окончании срока заключения, 23 мая 1930 года Особое Совещание приговорило монаха Агапита к трем годам ссылки, и он был отправлен в Архангельск, куда прибыл в одном этапе с отцом Никоном. Вскоре отца Никона отправили в Пинегу, а отец Агапит остался жить вблизи Архангельска. Отцу Агапиту в то время никто не присылал посылок, и монахиня Амвросия (Оберучева) спросила его в письме: не нужно ли чего послать. Он написал, что нуждается в сапогах, так как его отправляют на работу в лес, на болото. Монахиня Амвросия заказала пошив сапог монаху-сапожнику, который и раньше шил для отца Агапита и знал его мерку, и затем отправилась в деревню за несколько километров от Архангельска передать их вместе с продуктами отцу Агапиту. Отец Агапит нашел квартиру для монахини Амвросии и посетил ее на следующий день. Он стал ей рассказывать об отце Никоне; с большой любовью и теплотой он вспоминал их совместную жизнь и грустное расставание и попросил, чтобы мать Амвросия обязательно писала отцу Никону, так как ее письма всегда были для того большим утешением. Получив добротные сапоги, отец Агапит отдал в починку валенки, а через день снова был арестован. Живя в Архангельске, монах Агапит познакомился с архиепископом Архангельским Антонием (Быстровым) и некоторыми ссыльными епископами и священниками. 23 января 1931 года архиепископ Антоний был арестован, по тому же делу были арестованы двадцать один человек и среди них монах Агапит. На следствии он заявил: «Виновным в антисоветской агитации себя не признаю, так как никогда и нигде на политическую тему антисоветских разговоров не вел».  Монах Агапит был обвинен в том, что участвовал в помощи ссыльному духовенству, которую организовал архиепископ Антоний, и выдавал себя среди крестьян «за мученика и невинного страдальца за веру Христову». 2 декабря 1931 года он был приговорен к трем годам заключения в концлагерь и отправлен в Мариинские лагеря в Сибирь.

http://foma.ru/slishkom-ucheniy-monah.ht...

К сожалению, неизвестна судьба детей Степана Антонова. Римма Александровна Туфанова, дружившая в детстве с его дочерью Тамарой, сообщила, что та вышла замуж за военного моряка и уехала из Архангельска. Покинул родной город и ее брат Николай. Екатерина Ивановна и Ольга Павловна Поваровы Мать и дочь Поваровы обе родились в Архангельске и там же проживали до ареста в 1926 г. Обе были учительницами. В 1920-х гг., при правящем тогда архиерее Антонии (Быстрове), они вели дела канцелярии Архангельской и Холмогорской епархии 61 . По существовавшему в то время порядку, высланные в Архангельскую губернию и в Автономную область Коми (Зырян) прибывали сначала в Архангельск, а потом им определялся район, деревня, поселок, где они непосредственно должны были отбывать наказание. Квартира Поваровых была тем местом, где прибывшие в ссылку представители духовенства могли получить продукты питания, одежду, остановиться на первое время. На их адрес писали родственники ссыльных, а затем письма пересылались в места заключения и ссылок. Поваровы всегда встречали, принимали и провожали возвращавшихся из ссылки лиц, а также административно высланных в эти места, так как, по словам Екатерины Поваровой, «люди они все нездешние, и им нужно же было иметь приют» 62 . От Поваровых в лагеря регулярно отправлялись посылки, письма, денежные переводы. Они организовали сбор денег и вещей среди прихожан архангельских церквей. Направлялась помощь в основном в Соловецкие лагеря и на Ижму – священнику Иоанну Серебренникову, от него она пересылалась другим ссыльным, в том числе митрополиту Кириллу (Смирнову), епископу Ефрему (Ефремову), священникам Колчину, Михайлову, Видякину. Посылали самое простое, но такое необходимое на суровом Севере: обувь, одежду, продукты. Епископ Софроний (Старков) в своем письме из Соловецкого лагеря от 16 февраля 1926 г. писал Поваровым: «Вашу теплую рубашку и чулки теперь ношу с благодарной памятью о любвеобильных благодетелях» 63 . Иногда Екатерина и Ольга были единственной нитью, связывавшей узников лагерей и ссыльных с близкими им людьми. Екатерина Ивановна по благословению владыки ездила по лагерям и тюрьмам, а затем от них – к родственникам заключенных, передавая весточки 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 декабря 1927 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило монаха Агапита к трем годам заключения на Соловецких островах, и он был отправлен в пересыльный лагерь, располагавшийся в городе Кеми, где встретился с преподобным Никоном. Первое время они жили вместе, но затем монах Агапит попал на одну из лагерных командировок на побережье Белого моря. По окончании срока заключения монах Агапит был приговорен к трем годам ссылки и отправлен в Архангельск. Во время этапирования он снова смог встретиться со старцем Никоном. Однако вскоре после прибытия в Архангельск старца Никона перевели в Пинегу, а отца Агапита – в село Заостровье рядом с Архангельском. Многое о жизни отца Агапита в ссылке, о его встречах с преподобным Никоном стало известно благодаря воспоминаниям духовной дочери преподобного старца монахини Амвросии (Оберучевой), которая посетила ссыльного монаха в Заостровье, привезла ему посылку с продуктами и сапоги, необходимые для работ в лесу. Архиепископ Тихон (Шарапов)      В архангельской ссылке отец Агапит познакомился с архиепископом Архангельским Антонием (Быстровым) и другими ссыльными епископами и священниками, в частности, проживавшим по соседству епископом Гомельским Тихоном (Шараповым; впоследствии – архиепископ Алма-Атинский, расстрелян 10 ноября 1937 года). 23 января 1931 года архиепископ Антоний был арестован, и вместе с ним двадцать один человек, среди которых оказался и монах Агапит. Впоследствии отцу Агапиту было предъявлено обвинение в том, что он «являлся ближайшим сторонником епископа Тихона, участвовал в помощи ссыльному духовенству, которую организовал архиепископ Антоний, и выдавал себя среди крестьян за мученика и невинного страдальца за веру Христову». 2 декабря 1931 года монах Агапит был приговорен к очередным трем годам заключения в концлагерь и отправлен в Мариинские лагеря в Кемеровской области. Вернувшись из заключения, он поселился в Орле, где в то время жили многие ссыльные и отбывшие заключение в лагерях. Иногда он приезжал в Москву, где встречался с прежними знакомыми по Оптиной.

http://pravoslavie.ru/122489.html

С июня 1926 года находился в ссылке в городе Чимбае Каракалпакской области. Арест в Казахстане и заключение в Соловецкий лагерь 20 июня 1927 года был арестован в ссылке по обвинению в том, что, " находясь в ссылке в Казахстане, распространял среди верующих как Гомельской епархии, так и Казахстана, воззвания к/р характера, в которых указывает на устраиваемые, якобы, соввластью гонения на церковников и веру православную " . В деле приводится послание епископа Тихона из Чимбая от 13/26 октября 1926 года, " по вопросам канонического значения, архипастырского окормления, церковно-богослужебным, духовническим и миссионерским " . Послание было ярко антиобновленческого характера. В деле приводится также справка из Гомельского ОГПУ о привлечении к ответственности активных распространителей послания. 8 августа 1927 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР владыка был осужден по статье 58-17 УК РСФСР с приговором к трём годам заключения в концлагере. Был направлен в Соловецкий лагерь через Бутырскую тюрьму в Москве. С декабря 1927 года содержался в Соловецком лагере особого назначения . В лагере исполнял обязанности ночного сторожа при местном краеведческом музее, а затем (при эпидемиях сыпного тифа) был лекпомом. Арест и ссылка в Северный край В 1930 году арестован и осужден по статье 58-10 УК РСФСР с приговором к трём годам ссылки в Северный край . С июля 1930 года – в ссылке в Архангельске . Арест и заключение в лагерь В 1931 году арестован по делу архиепископа Архангельского Антония (Быстрова) . В обвинительном заключении говорилось: " Достаточно начитанный, не лишенный дара слова, носящий сан епископа, Шарапов, связавшись с большинством местного и административного ссыльного духовенства, быстро завоевывает авторитет и в дальнейшем вместе с архиепископом Быстровым является идейным руководителем и главой сгруппировавшихся вокруг них родственных по своим убеждениям (далее фамилии) " . 17 октября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Алма-Атинской области был приговорен к расстрелу по групповому " делу антисоветской монархической повстанческой организации церковников в Алма-Ате " .  Признан виновным в " шпионской деятельности в пользу иностранной разведки, а/с агитацию, направленную на дискредитацию руководителей ВКП(б) и советского правительства, подготовке террористических актов против руководителей ВКП(б), монархизм " .

http://drevo-info.ru/articles/13681461.h...

Исполняя должность инспектора Академии, архимандрит Феофан также исполнял должность доцента по той же кафедре Библейской истории. Разделяя курс на два полугодия, он «в течение первой половины читал лекции по Ветхозаветной Библейской истории, а в течение второй – излагал Откровенное учение о Царстве Божием» 34 , к достижению которого его увлекал опыт святых отцов. Утверждение в должности инспектора Академии требовало от архимандрита Феофана формального свидетельства об углублении его научных знаний. Этим и объясняется тот факт, что четыре года отец архимандрит был лишь «исправляющим» эту должность. Только в 1905 году он был удостоен степени магистра богословия за переработанную диссертацию «Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное имя Иегова», возведен в звание экстраординарного профессора и утвержден инспектором Академии 35  . Изучив этот период истории С.-Петербургской Духовной Академии, архиепископ Выборгский Кирилл (ныне митрополит Смоленский и Калининградский) замечает: «… к чести выдвинувшихся в то время в руководство СПбДА представителей так называемого ученого монашества следует сказать, что, благодаря своим личным качествам и высокому научному авторитету, многие из них стали выдающимися организаторами и руководителями отечественного богословского образования» 36 . При этом он ставит имя архимандрита Феофана вслед за епископом Антонием (Вадковским) , епископом Сергием (Страгородским) и епископом Сергием (Тихомировым) . Неординарность личности архимандрита Феофана, естественно, притягивала к нему студентов. Многие называли его настоящей «ходячей энциклопедией всех богословских знаний и всего того, что касалось внутренней духовной жизни христианина» 37 . Поэтому студенты обращались к нему как с вопросами богословского характера, так и за духовным руководством. В качестве наиболее яркого примера можно указать на имя митрополита Вениамина (Федченкова) , который, будучи студентом С.-Петербугской Академии, исповедовался у этого ученого духовника. Примечательно, что отец Феофан, с каким бы вопросом к нему ни обращались, всегда «избегал говорить что-либо от «себя», но тотчас ходил к своему книжному шкафу, в котором хранились неоценимые и столь любимые им с юности сокровища – святоотеческие творения, мгновенно находил точный и нужный ответ в та иной книге на поставленный ему вопрос, и посетитель уходил от него глубоко удовлетворенный тем, что получил вы авторитетное решение мучившего его вопроса» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

1953. 30 ноября. Святые отцы. Новое «Добротолюбие» Еп. Феофан отлично знал, как, пожалуй, никто в мире, православных святых отцов. Так не одни мы думали. Известный Митр. Антоний (Храповицкий) так же о нём говорил. Это – несомненно! И вот почему. Еп. Игнатий Брянчанинов (1807–1867) в своё время искал – где истина. И нашёл её в удивительном единстве Свв. отцов, об этом у него есть прекрасные сравнения: видишь ли ты облака, в порядке плывущие по небу,– таковы и Свв. отцы; смотришь ли на треугольник летящих гусей – таковы и Свв. отцы. И Еп. Игнатий, открыв это единство, успокоился. И Еп. Феофан изучал Свв. отцов, делая из них выписки. Как он чтил их! Поэтому он, вероятно, и «дневник» свой прекратил, начав выписывать эти мысли из Свв. отцов. Почитая их, он написал замечательный труд – новое «Добротолюбие». Оно отличалось от известного прежнего «Добротолюбия» тем, что было написано не по именам, как то, а по предметам. И его Еп. Феофан вывез с собой заграницу, во Францию, где и умер он. Это – сборник изречений огромной религиозной ценности! Где-то он теперь хранится?.. В Духовной Академии Еп. Феофан не один раз читал нам о них и приводил слова Еп. Игнатия о них. Кажется, он сам ценил эти чистенькие тетрадочки, возил их в особом чемодане. О «профессорах» Усвоив глубоко по святым отцам Православие (как никто, разве за исключением Еп. Феофана Затворника Вышенского) , он очень чутко относился к богословствованию других писателей: Вл. Соловьёва, о. Флоренского, академических профессоров и др. И будучи в Академии, он скорбел, что в их мировоззрение вошло много не православного. И Еп. Феофан начал для себя писать против них. Эти тетради так и назывались им в разговорах «Против профессоров». Он, вообще, считал их вольнодумцами, неправославными, не христианами. И всё мечтал о будущем Вселенском Соборе, когда он сможет выступить перед авторитетным церковным собранием и там изложить всё их нечестие. И он был уверен, что это время наступит. Увы! Он не дождался этого: умер. Но огромные обличительные труды его, вероятно, сохранились где-нибудь: и конечно, было бы глубоко интересны и авторитетны, особенно обоснование Святыми отцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

архиепископ Феофан Полтавский (Быстров) (31.12.1872–19.02.1940) Догматическое богословие Нравственно-аскетические труды Письма Проповеди и слова Феофан (Быстров), архиепископ Полтавский и Переяславский Ректор СПбДА (1909-10), духовник царской семьи. Богослов, аскет, проповедник, обличитель модернизма в православии. Биография Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в самый последний день 1873 года под Петербургом, в с. Подмошье, Новгородской губернии, в многодетной семье сельского священника, все богатство которой составляло благочестие родителей. Еще в детстве Василий вкусил, «яко благ Господь» ( Пс.33:9 ), вкусил от дара молитвы, и молитва стала наставником его на всю жизнь. По бедности родителей Василий, который был младшим сыном в семье, рано покинул родной дом. Он был определен в начальное Духовное училище при Александро-Невской Лавре на казенный счет, по окончании которого учился в Санкт-Петербургских Духовных семинарии и Академии. Здесь, в Петербурге, его жизнь была тесно связана с именами блистательных профессоров Духовной Академии В. В. Болотова, А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. Он также лично знал святого праведника Иоанна Кронштадтского , который формально не был профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, но фактически являлся ее доктором и профессором. Будущий архиепископ Феофан был удостоен великой чести совершить с отцом Иоанном совместное служение Божественной литургии. Все четыре года учебы в Академии студент Василий Быстров был первым. В возрасте 21-го года он блистательно завершил свое образование и был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. Его назначили доцентом на кафедре библейской истории. В 1898 году, на третьем году своей преподавательской деятельности, В. Д. Быстров принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника , епископа Сигрианского, и в память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского. В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха. А в 1901-ом иеромонаха Феофана Высокопреосвященный митрополит Антоний (Вадковский) рукоположил в сан архимандрита и вручил ему посох.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Подвижники благочестия русского Зарубежья. Архиепископ Феофан (Быстров). Вед. доктор ист. наук, кандидат богословия А.А. Кострюков 23.01.2018 22:18 Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в самый последний день 1873 года (ст. ст.) под Петербургом, в с. Подмошье Новгородской губернии, в многодетной семье сельского священника, все богатство которой составляло благочестие родителей. Еще в детстве Василий вкусил, «яко благ Господь» (Пс.33:9), вкусил от дара молитвы, и молитва стала наставником его на всю жизнь. Он был определен в начальное Духовное училище при Александро-Невской Лавре на казенный счет, по окончании которого учился в Санкт-Петербургских Духовных семинарии и Академии. Все четыре года учебы в Академии студент Василий Быстров был первым. В возрасте 21-го года он блистательно завершил свое образование и был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. Его назначили доцентом на кафедре библейской истории. В 1898 году, на третьем году своей преподавательской деятельности, В. Д. Быстров принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника, епископа Сигрианского, и в память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского. В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха. А в 1901-ом иеромонаха Феофана Высокопреосвященный митрополит Антоний (Вадковский) рукоположил в сан архимандрита и вручил ему посох. В 1905 году вышла его магистерская диссертация, после чего архимандрит Феофан был возведен в звание экстраординарного профессора, а также утвержден в должности инспектора Академии. В том же году он был впервые принят Государем Императором Николаем и вскоре получил предложение стать духовником Царской Семьи. Архимандрит Феофан не был политическим или административным советником Императора –– он был “совестью Царя” и оказывал доброе влияние на всю Августейшую Семью.

http://radonezh.ru/radio/2018/01/23/22-1...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОФАН (БЫСТРОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феофан (Быстров), архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан (Быстров) ( 1873 - 1940 ), архиепископ , б. Полтавский и Переяславский . В миру Быстров Василий Дмитриевич. Родился 31 декабря 1873 года в семье священника села Подмошье , Лужского уезда Новгородской губернии. Закончил начальное духовное училище при Александро-Невской Лавре , Санкт-Петербургскую духовную семинарию и в 1894 году, в возрасте 17 лет, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию . В 1896 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен при академии профессорским стипендиатом. С 1897 года - исполняющий должность доцента академии по кафедре Библейской истории. В 1898 году принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника , епископа Сигрианского и в благоговейную память преосвященного Феофана , затворника Вышенского. В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха . В 1901 году митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским) в домовой церкви Санкт-Петербургской духовной академии он был возведен в сан архимандрита с определением исполняющего обязанности инспектора Академии. В 1905 году, после выхода в свет его магистерской диссертации Тетрограмма или ветхозаветное Божественное имя (Иегова), он был возведён в звание экстраординарного профессора и утвержден в должности инспектора академии. В том же году происходит его знакомство с императором Николаем II , и архимандрит Феофан на долгие годы становится духовником царской семьи. 1 февраля 1909 года он назначается ректором Санкт-Петербургской духовной академии. 22 февраля 1909 года, во второе воскресенье Великого поста , в соборе Александро-Невской Лавры состоялась его хиротония во епископа Ямбургского , викария Санкт-Петербургской епархии . Хиротонию совершал Первенствующий член Святейшего Синода митрополит Антоний (Вадковский) с прочими членами Синода и другими, прибывшими в столицу иерархами.

http://drevo-info.ru/articles/5341.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010