Тогда Антиох, убедившись, что не в силах отвратить его от Христа и заставить подчиниться царской воле, сказал: — Ты заставляешь меня, Сергий, забыть все твои благодеяния и предать тебя лютым мукам. Сергий отвечал: — Делай, что хочешь: я имею помощником Христа, Который некогда сказал: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; вот и ты теперь имеешь власть над моим телом, чтобы терзать его, но над душой моей не имеешь власти ни ты, ни отец твой — сатана. После сего Антиох, разгневавшись, произнес: — Я вижу, что мое долготерпение делает тебя только еще более дерзким, — и повелел обуть его в железные сапоги, с острыми и длинными гвоздями на подошве, кои пронзали ноги святого. В такой обуви Антиох велел гнать Сергия пред своею колесницею, сам же он поехал в город Тетрапиргий [ 8 ], откуда должен был отправиться в город Розафу [ 9 ]. Претерпевая такие страдания, святой на пути воспевал: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» (Пс. 39:2–3). Когда они пришли в город Тетрапиргий, который отстоял от Суры в двадцати верстах, мученика повели в темницу. На дороге к ней он воспевал: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им» (Пс. 40:10–11). Ночью в темнице, когда мученик молился, явился ему ангел Господень, и исцелил раны его. На другой день, Антиох приказал вывести из темницы святого Сергия, думая, что от боли он не может и ступить ногами. Увидев же еще издали, что он идет, как совершенно здоровый человек, нисколько даже не хромая, мучитель ужаснулся и сказал: — Воистину сей человек — волхв, ибо как можно после таких мук ходить не хромая? А он как будто даже никогда и не страдал ногами. После сего Антиох велел обуть мученика в те же сапоги и вести пред собою до Розафы, а до него от города Суры было расстояния 70 стадий. Здесь, взойдя на судилище, Антиох стал принуждать святого Сергия к поклонению идолам; но не мог отторгнуть его от исповедания Христа, и осудил мученика на смерть. Когда святого привели за город, на место казни, он испросил себе время для молитвы. Во время молитвы он услышал голос с неба, призывавший его в горние обители, и, с радостью преклонив под меч свою голову, скончался. Тело его на том же месте было погребено христианами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Изгнанный из Иерусалима Иасон возвратился в город, произвел в нем возмущения и принудил Менелая удалиться в крепость, но был изгнан На возвратном пути из похода в Египет, Антиох IV вступил в Иерусалим, в 3 дня избил 40 т. Иудеев и 40 т. их продал в рабство, введенный Менелаем в святилище, он ограбил храм Два года спустя, Антиох IV прислал в Иерусалим Аполлония , который, дождавшись субботы, пустил войско на народ и произвел убийство и грабеж. В том же году, Антиох IV, желая ввести в своем государстве общую религию, прислал в Иерусалим афинянина для установления языческих обрядов богослужения, вследствие чего храм превращен в капище, поверх жертвенника всесожжения воздвигнут жертвенник Юпитеру Олимпийскому, и на нем принесена идольская жертва. Языческие жертвенники строились и по другим городам. В Модине, городе колена Данова, явился Сирийский чиновник, требовавший от бежавшего сюда священника Маттафия, родоначальника славного племени Маккавеев, или Асмонеев, принесения жертвы идолу: но Маттафий публично убил одного Иудея, который подошел было к жертвеннику для возложения фимиама языческому божеству и самого чиновника, и потом бежал в горы. При помощи 5 сыновей и своих приверженцев Маттафий разрушал, где только мог, языческие жертвенники. Но подвиги его продолжались только один год (168–167). Иуда Маккавей, сын Маттафия (167–161=6 л.) Продолжая дело отца Иуда разбил сирийских полководцев Аполлония , а потом Сирона, от чего Антиох IV пришел в ярость. Выступив в поход за Ефрат, в Персию, Антиох IV поручил своему наместнику Лисию – истребить самое имя Иудеев Лисий отправил в Иудею Птоломея, Никанора и Горгия, но они были разбиты Иудою; Лисий пошел сам и сам потерпел поражение и воротился в Антиохию Вследствие этих побед, Иуда вступил в Иерусалим, и хотя крепость была занята Сирийцами, поставил новый жертвенник всесожжения и восстановил богослужение в храме, который окружил стенами. Антиох IV хотел было завладеть в Персидской области Елимаиде сокровищами одного храма, но потерпел поражение. Посему и узнав о победах Иуды, он решился возвратиться в Вавилон, где и заболел с горя. Здесь, лежа уже на смертном одре, он вручил Филиппу, своему совоспитаннику, диадиму, царскую одежду и перстень, для передачи своему 9 летнему сыну Антиоху, и сделал его опекуном этого ребенка и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Сирийские цари овладели страной не сразу. Вскоре после битвы при Рафии египтяне осознали свою силу и Nmoлeмeй IV оказался на грани катастрофы. Только соглашение с жрецами спасло его. Этим воспользовался Антиох Великий и еще раз попытал счастья в Палестине. На этот раз дело обернулось в его пользу. В борьбе с египетским генералом Скопасом он получил поддержку иудеев, которые были оскорблены неуважительным отношением Птолемея к Храму. «Антиох, — пишет Полибий, — занял Батанею, Самарию, Авилу и Гадару, и вскоре за тем к нему явились иудеи, живущие около храма, носящего название Иерусалим» [ 9 ]. Антиох подтвердил все права евреев, которые те имели раньше, и даже послал щедрые дары Храму. Две тысячи иерусалимских семей было взято царем для гарнизонной службы в Вавилонии. В 198 году был наконец заключен мир; согласно договору Иерусалим переходил под контроль Селевкидов. Никто не догадывался, что новая власть окажется неизмеримо хуже старой. Селевкиды были, как мы уже знаем, фанатичными эллинизаторами и в этом отношении представляли для евреев куда большую опасность, чем либеральные Птолемей. Но сам Антиох Великий правил пока сравнительно гуманно. Он был благодарен иудеям за их помощь. Кроме того, на его горизонте показался новый могущественный противник. Это был Рим, недавно с успехом завершивший вторую войну с Карфагеном. В 190 гиду римляне разбили армию Антиоха Великого, и под их нажимом он отказался от дальнейшей экспансии. В 187 году Антиох погиб при попытке ограбить храм Бэла в Эламе. А через несколько лет покончил с собой Ганнибал. Два главных врага Рима пали. Однако царство Селевкидов еще не утратило своей силы, и власть его над всей Сирией сохранялась. По рассказу 3 Маккавейской книги, в годы борьбы между Ahmuoxoм III и Птолемеями в Иерусалиме правил первосвященник Симон II. Автор вкладывает в его уста вдохновенную молитву, в которой первосвященник молит Бога защитить святыню и народ. Иосиф Флавий говорит, что еще раньше был в Иудее верховный пастырь по имени Симон, которого прозвали Праведным. Но, по-видимому, так называли Симона, жившего при Ahmuoxe III [ 10 ]. Иудейский мудрец Бен-Сира писал о нем около 180 года и изображал Симона настоящим отцом города: он заботился о жителях Иерусалима, отремонтировал Храм, восстановил крепостные стены, разрушенные в годы войн, провел в цитадель новый водопровод. Вероятно, сам Бен-Сира присутствовал в Доме Божием, когда Симон Праведный совершал богослужение. Во всяком случае, описывая ритуал Судного Дня, он говорит как очевидец, видевший Симона в Храме. Сколь величав был он, когда появлялся из скинии и когда выходил из за завесы, — Как яркая звезда из облаков и как полная луна во дни праздника Когда он облачался в одеяния славы и одевался в полное убранство. И певцы начинали петь, и звуки музыки сливались со сладостной хвалой. Когда же он оканчивал службу Господню и приносил положенное Ему, Тогда он сходил и поднимал руки свои над всей Общиной Израиля [ 11 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Вообще рекомендуется избегать празднословия. Церковная литература учит относиться к слову осторожно, вдумчиво, удаляться «от бесед, растлевающих душу» (митрополит Даниил, 10:531), и возлюбить «уста, говорящие добро» (инок Фома, 9:333). Св. Антиох утверждает, что «празднословие раждается от бесстрашия Божия и от нечаяния будущих [благ]. Аще бы муки боялися быхом, празднословцы никому же быхом были, зане Господня заповедь есть: слово воздати нам противу в день судный о праздне глаголе, яко пользы души не приносят праздны глаголы» (2:125). «Сын мой, – читаем в «Повести об Акире Премудром», – если хочешь кому-либо сказать слово, то не спеши, а поразмысли в сердце своем и скажи то, что нужно, лучше ведь ногой споткнуться, чем языком» (6:255). Св. Евагрий, будучи спрошен, почему человеку дано два уха, а один язык, ответил: «Ибо следует дважды услышать и лишь раз сказать» (7:511). «Велми добро есть, – говорит св. Антиох, – удержать страсть гневную (разрядка моя. – К.С.) и сокрушить ярость душевную» (2:97). А еще лучше вовсе «гнева не имети» (3:46). В Киево-Печерском Патерике следуют один за другим ряд призывов: «... не предавайся скоро гневу», очисти от него душу (22:150), «не дай места бесу гнева»... «Да сохранит тебя Господь от всякаго гнева» (22:169). Неоднократность призывов не допустить гнев объясняется огромностью вреда, какой может гнев причинить духовной жизни человека и даже сломить ее. Все, что человек собрал многолетними трудами, «постом и молитвою, бдением или службами, то во един час» гнев может погубить – «и уже обрящется человек без вина пиян» (св. Антиох, 2:97–98). «Иде же бо гнев и ярость обладают, ту. – считает преподобный Максим Грек , – и всякое души нестроение и безобразие и бесчиние... уму ослепленну и омрачившуся бурею гневною» (27:104). Человек, наполненный гневом, это уже не человек, а «вепрь дикий» (св. Антиох, 2:98). «Аще бо ся удержу от хлеба, а от гнева ся не удержу, – размышляет святитель Иоанн Златоуст , – то несмь человек, но зверь, – зверь бо хлеба не ясть, но плоть ясть, якоже и мы во гневе ямы плоть другы своих» (3:274). Гнев не способен творить правду Божию (2:98). Мало того, он приносит вред и телесному здоровью: «ярость и гнев умаляют дни» («Пчела», 7:503). Опасность гнева еще и в том, что не удержавшийся от него один раз будет впадать вновь и вновь – «кто раз послушается его, тот и поработится ему» (Киево-Печерский Патерик, 22:169). Отсюда вывод: «Хотяй к совершению прийти и желая подвиги душевными подвизатися, от всего прихода гневнаго чюжд да будет» (св. Антиох, 2:98).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Антиох Епифан превратил Иерусалимский храм в храм Юпитера Олимпийского, наполнив его мерзостью идолослужения и блуда. Храм на горе Гаризим тоже становится храмом Юпитера Странноприимца (2 Мак. 6: 1–6). Этим Антиох не ограничивается; он повелевает истреблять по всей стране священные книги, и каждый, у кого их находили, должен был быть казнен. Приказывает казнить тех, кто будет учить людей Закону Божию. Запрещает совершать обрезание; если все-таки оказывается, что младенца обрезали, то убивают младенца, мать и того, кто совершал обрезание, то есть всех, кто в этом участвовал (1 Мак. 1: 56–61). Как видим, первый удар наносится по священникам и учителям Закона. И наконец, он устанавливает обязательное для всех жертвоприношение. Для этого по всем городам и селениям разъезжали специальные комиссии, которые устраивали жертвенники, чтобы все в обязательном порядке публично приносили языческие жертвы и вкушали идоложертвенное, дабы продемонстрировать свою лояльность властям. « Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться иудеем» (2 Мак. 6: 6–7). Даже беглый анализ деяний Антиоха Епифана показывает, что он был предтечей всех остальных гонителей. Он не был оригинален в своих начинаниях. Многое он почерпнул, находясь в Риме. Римляне отличались любовью к порядку и единообразию в государственных делах и также имели большой опыт в искоренении различных заговоров и тайных обществ, доходя до того, что препятствовали возникновению часто даже самых безобидных общественных организаций. Весь этот арсенал Антиох применил для искоренения среди иудеев приверженности к вере отцов и Закону. Если мы рассмотрим все гонения на Церковь, имевшие место в новозаветные времена, то не найдем, пожалуй, ни одной оригинальной меры, к которой не прибегнул в свое время Антиох Епифан. Видения и откровения, которые записаны в Книге пророка Даниила (Дан. 11: 29–45), во многом находят свое исполнение именно во время Антиоха. Но не все и не во всех деталях. Если посмотреть на святоотеческое толкование этой книги, видно, что пророчества частью относятся к Епифану, а частью – к антихристу. Так постоянно бывает в книгах пророческих: одно и то же пророческое речение относится и к ближайшей исторической перспективе, и ко временам новозаветным или даже к последним временам. Через такое толкование можно соединить гонителей в единую цепь: от первого гонения Антиоха до гонений последних времен. Видна удивительная преемственность, показывающая, что как Антиох, так и его последователи являются предтечами и прообразами антихриста. 19.5. Ветхозаветные мученики за веру

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

преосвященного Алексия, епископа Вологодского, от 9 ноября 1905 года Журналы совещания по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви Журнал 1 сентября 1905 года. О разделении России на церковные округа под управлением митрополитов Справка. Объём власти митрополитов так определяется в древних церковных канонах: 1) митрополит созывал провинциальных епископов на соборы для суждения общих церковных дел в своей области и сам председательствовал на этих соборах (Антиох. 16-е и 20-е; Халк. 19-е); 2) утверждал избираемых на вакантные епископские кафедры (I Всел. Соб. 4-е, 6-е; Антиох. 19-е); 3) принимал жалобы на подчинённых епископов и назначал соборный суд над ними (Халк. 9-е; Антиох. 14-е; Карф. 28-е); 4) обозревал епархии подчинённых епископов (Карф. 63-е); 5) вообще, контролировал и утверждал своим согласием все важнейшие распоряжения епископов своей области (Апост. 34-е; Антиох. 9-е). Но в тех же самых правилах указаны и границы митрополичьей власти, именно; 1) в делах, касающихся целой области, митрополит не мог решать ничего единолично, без согласия собора областных епископов (Апост. 34-е, 74-е; Антиох. 9-е, 14-е); 2) он сам был избираем, поставляем и судим собором своих епископов (III Всел. Соб. 1-е; Сард. 6-е); 3) мог действовать в епархии подчинённого ему епископа только как высший административный орган, но не как архиерей, именно – не мог здесь ни рукополагать, ни учить, ни совершать каких-либо архиерейских действий, разве только с согласия епископа (Кормч. гл. 58, Отв. Иоанна, еп. Кипр. 3-е). – Институт митрополии и власть митрополита, определяемая сейчас рассмотренными нами правилами, сохранились до настоящего времени в первоначальном виде своём только в шести автокефальных Церквах православного Востока. Власть патриархов над подчинёнными им митрополитами была, в сущности, та же самая, какую эти последние имели над епископами своего округа. Власть патриарха в своём диоцезе, как и власть митрополита в своей области, – не единоличная: по основному правилу церковного устройства, установленному на вселенских соборах, в важнейших церковных делах те и другие обязаны были действовать не единолично, а от лица всей местной иерархии, представляемой на собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апокалиптические книги приписыгваются различным мудрецам древности. Не только Еноху, но также Мелхиседеку, некоторым реально существовавшим пророкам: Моисею, Исайе. Есть апокалиптическая книга, посвященная Ною, в которой Ной говорит от себя. Короче, это целый поток, из которого ветхозаветная Церковь приняла только Книгу Даниила. Она была написана в самых критических обстоятельствах. Дело в том, что когда мы касались с вами Исторических книг, я говорил вам о попытке уничтожить библейскую религию, которая имела место во II веке до нашей эры. Напомню вам еще раз об этих обстоятельствах, кратко. После раздела империи Александра Македонского Палестина и Сирия находились под властью Селевкидской династии, и один из правителей, Антиох Епифан, около 170 года до нашей эры пытался распространить свою власть и на Египет. Но тут вмешались римляне. В это время Рим, который боролся с Карфагеном и одолел его, боялся распространения влияния соперников; и когда Антиох высадился, его встретили римские отряды во главе с сенатором, который сказал: «Уводи войска». Антиох, крайне раздосадованный, но понимая, что не может тягаться с римлянами, ответил, что просит время на размышление. Тогда сенатор, как рассказывает нам летопись, начертал вокруг него на земле круг и сказал: «Думай здесь». Это было вежливое указание, что «думай немедленно, сейчас». Пришлось «собраться с вещами» и уходить. Антиох отступил, но будучи в крайней досаде, начал сплачивать всех, кто был в его владениях. Ему хотелось создать некое единство в своем государстве, столицей которого была Антиохия — город в Сирии. Сейчас этот город исчез — на его месте небольшая арабская деревня. Так вот, царь Антиох IV (его называли Епифан или Эпифан , что значит «явленный бог», так как он был убежден, что через него явился Зевс на земле), вероятно, был очень одаренным человеком, но странным и, может быть, немного безумным; но политически он был человеком достаточно дальновидным. Он начинал процесс, как бы мы теперь выразились, «идеологической обработки» всего населения своей державы, процесс создания моноидеологической структуры. И все религиозные доктрины, верования, традиции, культы, которые там существовали, должны были быть окрашены в эллинистический цвет с добавлением культа самого Антиоха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Вот такие четыре царства – четыре рога, которые восстали на месте единого царства Александра Македонского. Четыре царя, которые были сподвижниками, стали его преемниками. Толкование видения Рог, который вырос – это Антиох Епифан, один из царей селевкидов, правивших в Сирии. Он незаконно пришел к власти, и при этом, начав великие завоевательные походы, в которых отвоевал Египет, задумал в принудительном порядке всех иудеев обратить в язычество. Он действительно сделал то, что предсказано было в книге пророка Даниила: захватил Иерусалим, в алтаре Иерусалимского Храма, вместо Святого Святых был поставлен идол Юпитера – Зевса Олимпийского. По его приказу всех, кто делал обрезание и отмечал иудейские праздники, убивали. Жертвы в Храме были запрещены, всем иудеям в принудительном порядке предписывалось приносить жертвы языческим богам. В это время пострадали мученики братья Маккавейские, день памяти которых мы празднуем первого августа. Из истории мы знаем, что эта эпоха Маккавейских войн. Антиох Епифан из-за гордости возносил себя неким воплощением божества. Он растоптал народ святых, т.е. евреев, вознесся до Господа и воинства Небесного и отнял у Бога ежедневную жертву. Впервые после восстановления Израиля в течение трех с половиной лет была прекращена жертва в Храме. И сказано, что Антиох Епифан будет править «на две тысячи триста вечеров и утр». Так и произошло, он правил с 148 года по 142 год до Рождества Христова в течение 2300 дней, выдавая себя за Бога. Антиох Епифан, «повергая истину на землю, действовал и успевал», т.е., как и было открыто Даниилу, все его дела удавались. Такое часто происходит, когда Господь отступает от своего народа и попускает врагам творить беззаконие. Было предсказано, что после этого святилище будет очищено. Иуда Маккавей поднял восстание против Антиоха Епифана, и в конце ноября – начале декабря 142 г. до Р. Х. святилище было освобождено и восстановлено богослужение. Антиох Епифан был в страшной ярости, когда узнал о том, что его войска разгромлены в Палестине. Он издал указ об уничтожении всех евреев и всех священных книг. Но вскоре Бог поразил его, он сначала выпал на полном ходу из колесницы, а затем у него началась болезнь, которая потом покарала и Ирода-детоубийцу, его тело начали заживо пожирать черви.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

главы? Однако, Грип умер от преступной руки некоего вассала Героклеона 93 , Антиох IX-ый Кизикен был взят в плен и умерщвлен во время войны со своим племянником, Селевком, сыном Антиоха VIII-ro 94 . По словам Евсевия 95 , он сам убил себя, потому что во время сражения конь занес его в ряды врагов. Антиох Х-ый Евсевий, сын предшествующего Антиоха, погиб в битве с парфянами 96 ; по словам Евсевия 97 , он бежал к парфянам и умер после от болезни. Антиох Филадельф, сын Антиоха кончил жизнь в сражении c Антиохом Х-м 98 ; Евсевий говорит, что во время бегства он нашел смерть в волнах реки Оронта 99 . Антиох XII-ый Дионис, младший сын Антиоха VIII, кончил жизнь свою в отчаянной борьбе с арабами 100 . Антиох X III Азиатский тоже не может быть Антиохом 14-го стиха гл. 2-ой Макк. кн., так как в 65-м году до Рожд. Хр. он был навсегда свергнут с сирийского престола. Остается теперь единственный Антиох IV Епифан, о котором мы еще не говорили. Антиох IV Епифан умер от чрезвычайно мучительной болезни Макк. VI гл. и 2-ая Макк. IX гл.) на возвратном пути из областей по ту сторону Евфрата. Выше мы уже заметили, что Антиох второго письма непременно должен быть царем, а не военачальником или простым вождем. Выражение „ηγεμων” в ст. 13 и 16-м нисколько не мешает верности этого взгляда: напр., у Ев. Луки (III, 1) царствование императора Тиверия названо просто „ηγεμονια”; XLIII, 7 у LXX „οι ηγουμενοι αυτων” а также и во 2-ой Макк. IX , 19 „ βαδιλυς και στρατηγος Αντιοχος”. Кроме того, благодаря здесь же помещенному упоминани. о войске во 2-ой Макк. I, 13 весьма естественно было употребить выражение „ηγεμων”. Затем сказали мы, что под этим царем Антиохом должно подразумеваться лицо, хорошо известное всем. Но из всех царей этого имени никто, кажется, не оставил таких глубоких следов в жизни избранного народа, как прославленный заклятый враг иудеев, Антиох IV Епифан; он носил имя Антиоха и очень возможно, что описание письма относится, именно, к нему. Вот почему и Гримм 101 и Кейль 102 считали повествование письма за рассказ о смерти, именно, Антиоха Епифана. Правда, допуская такое отождествление личности Антиоха Епифана с Антиохом второго письма, мы, по-видимому, становимся в противоречие с Макк. VI гл. и 2-ой Макк. главой; так что выходит, что один и тот же Антиох Епифан будто умирает тремя способами; на это противоречие указывали и вышеупомянутые богословы Гримм 103 и Кейль 104 . Из дальнейшего нашего исследовавия 105 видно будет. что гл. 2-ой Макк. кн. говорит о том же Антиохе Епифане, что и Макк. VI гл., и что эти два места не только не противоречат друг другу, но, напротив, дополняют одно другое. Обстоятельства дела по данным Макк. VI-oй гл. и 2-ой Макк. IX-oй главы представляются в таком виде, что Антиох Епифан хотел ограбить храм в городе Персеполе в Елимаидской области. Историки Полибий и Иосиф Флавий 106 сообщают. что незадолго до своей кончины Антиох Епифан пытался ограбить храм Артемиды в Елимаиде; храм же Артемиды отождествляется с храмом Нанеи 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Автор упоминает даже титулы «мизарх» – начальник мизийцев (V, 24) и «киприарх» – военачальник корпуса армии, каковые титулы введены были только при Антиохе III-м. а также и при Епифане 213 . Кроме того, все обстоятельства болезни и смерти Антиоха Епифана во главе показывают, что автор 2 Макк. книги хорошо был знаком с историей Епифана и его времени. Падение с колесницы, которым начинается болезнь царя (IX, 8), кажется, находит себе подтверждение в заметке Грания Лициниана 214 , по которой царь был выброшен с колесницы в реку по дороге в Антиохию. Далее, во время болезни, Антиох, раскаявшись, обещает притесненным иудеям почести и удовлетворение: он хочет их считать наравне с афинянами. Это последнее известие для нас особенно важно: оно показывает, что автор книги хорошо знал Антиоха, его взгляды и настроение. Теперь хорошо известно, что Антиох Епифан был ярым эллинофилом и наибольшие его милости были обращены к афинянам. Он некоторое время жил среди афинян, был там стратегом. Полибий, с прочими историками, рассказывает о крупных благодеяниях, которые он оказал афинскому народу 215 . Антиох ввел в Антиохии афинское наречие для деловых документов. Очень возможно, что он переселил в Антиохию афинских колонистов и, кажется, даже желал перестроить город по афинскому образцу. Очевидно, Антиох был восторженным почитателем афинян. Эту-то историческую черту Антиоха и выразил автор 2 Макк. книги в письме его к иудеям. В нем Антиох обещает иудеям самое большее, что только возможно по его мнению, – хочет поравнять их с афинянами. Заслуживает нашего особенного внимания и самый адрес письма. Он гласит: „τοις χοησοις Ιουδαιοις τοις πολιτοις πολλα χαιρειν και υγιανειν και ευ πραττειν βασιλευς και στρατηγος Αντιοχος“. Иудеи, таким образом, делаются „πολιται“, их называет Антиох согражданами; очевидно, Иерусалим получил название Антиохии, a иудеи были названы антиохийцами, как и ранее автор уже сообщал (IV, 9). Данные нумизматики подтверждают известие, что некоторые города получили прозвание Антиохии в честь царя. Антиох в письме называет себя стратегом иудеев и это также вполне отвечает историческим известиям. Из Полибия 216 мы знаем, какь живо интересовался Антиох общественною жизнью городов; он был стратегом в Афинах, он и дома добивался городских должностей и искал популярности. Эту особенность его характера и выразил автор в разбираемом письме. Чтобы польстить иудеям, Антиох называет себя их стратегом; может быть и в самом деле он когда-либо был выбран стратегом Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010