35 Досифей же, один из бывших под начальством Вакинора, всадник, муж сильный, поймал Горгия и, схватив его за плащ, влек его сильно, чтобы взять проклятого в плен живым; но один из всадников Фракийских наскакал на него и отсек ему плечо, и Горгий убежал в Марису. 36 Когда же бывшие с Ездрином, долго сражаясь, изнемогли, Иуда призвал на помощь Господа, да будет Он началовождем в сражении. 37 Начав на отечественном языке песнопение громким голосом, он воскликнул и, неожиданно устремившись на бывших с Горгием, обратил их в бегство. 38 Потом Иуда, взяв с собою войско, отправился в город Одоллам, и так как наступал седьмый день, то они очистились по обычаю и праздновали субботу. 39 На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах. 40 И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали. 41 Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, 42 и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. 43 Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; 44 ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. 45 Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха. 13 1 В сто сорок девятом году дошел слух до бывших с Иудою, что Антиох Евпатор идет на Иудею со множеством войска 2 и с ним Лисий, опекун и государственный правитель, и у каждого Еллинское войско, сто десять тысяч пеших, пять тысяч триста конных, двадцать два слона и триста колесниц с косами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/480/...

В других отношениях они не причинили храму никакого вреда и не нанесли ему никакого оскорбления. Лисий должен был спешить против своего врага Филиппа, который между тем уже овладел столицей Антиохией. Так, многочисленные войны Асмонеев закончились все-таки благоприятным результатом. Прежде всего была обеспечена свобода религии и иудеи уже не были принуждаемы более приносить жертвы Зевсу, нарушать свои законы и насильственно эллинизироваться. Но борьба имела еще и другой важный результат. Сирийский двор отнял свою покровительственную руку от эллинистов, и они должны были оставить замок Акру. Менелай, виновник всех невыразимых бедствий, был принесен Линием в жертву. Он видел в нем главного нарушителя мира и приказал его казнить в Боре (Алеппо), после того, как он в течение десяти лет позорил первосвященство своими преступлениями и злодеяниями. Иасон, который хотя и не доходил до нечестия Менелая, а даже отчасти содействовал восстановлению порядка, уже раньше умер в чужой земле. Преследуемый Антиохом Епифаном и своим другом, навуфейским князем Аретой, изгнанный из своей страны, он бежал в Египет, но и там не нашел себе никакого убежища, и, странствуя из города в город, наконец нашел себе могилу в Спарте ( 2Мак. 5:8 и след.). Так как вследствие заключенного мира между сирийским двором и иудейским народом на некоторое время водворился мир и беспрепятственно мог быть опять восстановлен прежний порядок, то нужно было законным образом опять поставить первосвященника, чтобы по прежнему обычаю он стоял не только во главе храма и священства, но и во главе всего народа. Но кто для этой священной должности и для управления народом достойнее был чем сам Иуда Маккавей? Ему по-видимому Антиох Евпатор, или его опекун Лисий, и предоставил это достоинство, тем более, что он уже и без того, в течение двухлетней борьбы после очищения храма, был как бы своего рода первосвященником и правителем народа. В наступившее теперь спокойное время воины могли теперь положить свое оружие, земледельцы заняться обработкой своих полей, книжники – законом и его истолкованием, и кровавые раны народа начали закрываться и заживать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

именем исповедания должно разуметь такое поведение человека в отношении веры, по которому он, вызываемый врагами истины, не только не прикрывает себя обманчивою наружностью, для каких-либо земных видов, но и словами и делами открыто свидетельствует свою веру в Бога и свое упование, хотя бы за это надлежало пожертвовать своими выгодами, благосостоянием и самою жизнью. Таким именно исповеданием прославились старец Елеазар (VI гл.) и мученики братья Маккавейские с их матерью (VII гл.). Под именем клятвы разумеется такое действие богопочитания, по которому мы утверждаем или отрицаем, или обещаем что-либо перед другими с призыванием Бога, Судии и Мздовоздателя, в свидетеля наших слов и обещаний. Цель клятвы та, чтобы известным нашим словам и обещаниям сообщить высочайшую степень истины, чтобы вернее сохранить правосудие в обществах и сильнее побудить людей к исполнению их обязанностей и обещаний. 2-я Мак. книга смотрит на нарушение клятвы, как на тяжкую вину (IV, 34; XV, 11). Царь Антиох Евпатор, желая заключить мир с иудеями, уговаривал их, смирился и клялся исполнить все справедливые их требования (XIII, 23). Что касается обетов, то они суть добровольные, с полным сознанием произносимые перед Богом обещания и обязательства воздерживаться от чего-либо позволительного или исполнить какое-либо богоугодное дело, не предписанное прямо законом. Так, напримир, после победы над Никанором, все общим приговором определили: никогда не оставлять без торжества день сей, чтить же празднеством тринадцатый день двенадцатого месяца, называемого на сирийском языке Адаром, за день до дня Мардохеева (XV, 36). Такой же обет дали иудеи относительно ежегодного празднования дня очищения храма в 25 день Хаслева (X, 7–8 ). Перейдем теперь к рассмотрению учения 2-ой Мак. книги об обязанностях человека по отношению к самому себе. Эти обязанности, обыкновенно, разделяются на общие и частные. В ряду общих обязанностей человека к самому себе, первее всего, выступает самопознание, которое состоит в правильном познании человеком своей собственной природы в полном ее составе, т. е. в познании расположений, сил и свойств как души человека, так и тела его. 2-я Маккавейская книга самопознанию приписывает огромную роль в деле укрепления человека на пути его нравственного совершенства. Мать мучеников в своей речи к последнему сыну внушает ему обратить внимание на свойства Бога, всемогущего Творца, и на свойства человека, как творения Божия, и, в этой связи Творца Бога с человеком, почерпнуть для себя подкрепление для мученического подвига в надежде, что Бог воскресит человека в новую жизнь (VII, 20–29).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Итак, известия 2 Макк. книги ясно говорят за то, что автор ее не только был хорошо осведомлен с историческими фактами, но знал даже и самую психологию этих фактов. Перейдем теперь к разбору мнимых преувеличений и прикрас 2-ой Маккавейской книги, которые также, будто бы, подрывают историческую ее достоверность. Де-Ветте, как выше мы сказали, историческую неправдоподобность книги видит также в преувеличениях и прикрасах, допускаемых автором 2 Макк. книги. Кастен 217 говорит: «Достоверные наблюдения показывают нам, что автор 2-ой Макк. книги не знает меры в преувеличении числовых данных; хотя у очень многих писателей древнего и нового времени замечается подобная же характерная особенность, но в нашей книге преувеличения настолько велики, что должны с первого взгляда привлечь внимание даже поверхностного читателя. Трудно сказать, почему автор не исправил своих числовых данных, почерпнутых, быть может, из посторонних источников или устных народных преданий. Для примера подобного преувеличения возьмем хотя один пункт: по словам гл. 2-го ст. Антиох Евпатор и Лисий выступили против Иудеи с армией из 110.000 пеших воинов, 5.300 всадников, с 22 слонами и 300 боевыми колесницами. Также в чудовиицных размерах показано число врагов, истребленных в битвах с окрестными племенами (X. 15–38 и гл. XII), общий итог их доходит до 146.000 человек. Для некоторых битв нет точных числовых данных, а говорится только, что вообще пало «множество врагов»; при завоевании Каспина (XII, 13–16) пролито было столько крови, что близлежащее озеро окрасилось ею на две стадии в ширину. Фрич 218 высчитал, что по датам 2-ой Макк. книги потери убитых врагов равняются 189.700 чел., тогда как даты 1-ой Макк. определяют те же самые потери только в 30.900 чел. 1-ой книге в неприятельских войсках всего насчитывалось 220.000 пеших солдат и 44.000 всадников, а по 2-ой Макк. кн. было всего 330.000 человек; всадников показано почти вдвое более, в общем 68.000 чел. Еще подробнее делает подсчет преувеличениям автора Андре 219 , объясняя их при этом не обычною чертою всех историков, в чем Кастен видел хотя некоторое извинение автору и удивлялся только, почему автор не поправши эти цифровые данные, несомненно почерпнутые автором из устных народных преданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Стр. 149–151. 193 Более подробное объяснение этого места мы дадим далее, при опровержении возражений Лякера. Стр. 149–151. 195 Во втором письме XI-oй гл. царь Антиох Евпатор упоминает о смерти отца своего Епифана (23 ст.). Хотя это письмо не имеет самостоятельного числа, но критик Низе (стр. 74) совершенно верно замечает, что оно, очевидно, было написано в один день со следующим письмом, т. е. 15-го Ксанфика 148-го г. эры Селевк. (=апрелю 164-го года до Рожд. Хр.); натурально, царь в один и тот же день издает указы свои: один к регенту, а другой, соответствующий, к народу иудейскому. 198 В 31-м ст. читаем: «Иудеи могут употреблять свою пищу и хранить свои законы: „χρησθαι Ιουδαιος τοτς εαυτων δαπανημασι και νομοις”... Слово „δαπανημα” не значит «пища», но чьи-либо издержки, деньги, истраченные для известной цели. Льготная грамота обеспечивает возвращающимся домой свободное распоряжение их собственностью. 1-я Макк.кн. (VI, 24) также говорит, что у изгнанников производилась конфискация собственности. 202 D.– A. Schlatter. Iason von Cyrene, ein Beitrag zu seiner Wiederherstellung. München. 1891. s. 23. 207 Полибий говорит, что Димитрия сопровождали 8 друзей, 5 слуг и 3 мальчика. Кн. XXXIII, 22, 11. 208 Так именно и перевел это место Преосв. Порфирий, еп. Чигир. «Книги Макк.», перевод с греч. подлин. Изд. Москва 1821. 226 Keil. Lehrbuch der historisch.– kritisch. Einl. in die Schriften d. Alten Test... 1873. s. 690. 227 О чем см. Догматическое учение 2-ой Макк. книги в 4-й г. нашего исследования «Богословское значение 2 Макк. книги». 228 Riehm. Altestamentliche Theologie. Holle. 1889. s. 378–379. Anmerkung 1. Свое учение он обосновывает также на Маккавейской книге гл. 6о-м ст.; гл. 55 ст.; Юдифь: V гл. 7 и ю ст.; V I гл. 12 и 14 ст; IX гл. 14 ст.; Товит: VII гл. 20 ст.; XII, 7 ст.; Даниила: II гл. ст.; Ездры: I гл. 2 ст.; V гл. и ст.; VI гл. 9 ст.; VII гл. 12 ст.; Н еем,: I гл. 4 ст.; II гл. 4 ст. 229 Gfrörer. K ritische Geschichte des Urchristenthum s. Stuttgart. 1831. В.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Сын и преемник Антиоха Епифана, Антиох Евпатор, услышав, что Иуда Маккавей очистил храм и осадил Сионскую крепость, в которой был сирийский гарнизон, напал на Иуду с огромным войском и слонами. Иуда со своим малочисленным войском вступил в сражение с ним. В этом сражении брат Иуды, Елеазар, умер геройской смертью. Увидев одного слона, который был более других и который был украшен и вооружен по-царски 534 , Елеазар подумал, что на нем царь, бросился к нему в средину войска, поражая всех на пути, подбежал под слона, и вонзил меч в чрево его. Слон упал и раздавил его. После сего иудеи, утомленные битвою, отступили. Но тревожные известия, пришедшие из Сирии, заставили Антиоха Евпатора заключить мир с иудеями и возвратиться в Сирию. По возвращении в Сирию, он был убит Димитрием Сотером, сыном Селевка IV, бежавшим из Рима, где он был заложником. Став царем Сирии, Димитрий Сотер послал против иудеев Никанора с многочисленным войском. Никанор пытался сначала схватить Иуду хитростью, но, не успев в этом, хотел взять его силою у иудеев. Он вошел в Иерусалим, приказал священникам выдать Иуду, но, услышав отказ, указывая рукою на храм, сказал: «Если вы не выдадите Иуду, я разрушу этот храм». Иуда вступил с ним в сражение. Никанор был убит в начале битвы, и сирияне разбиты. Иуда приказал отрубить голову и правую руку Никанора и повесить напротив храма, чтобы показать всем, как Господь наказал богохульника. После сего, воспользовавшись кратковременным спокойствием, Иуда заключил союз с римлянами. Иуда Маккавей скончался славною смертью. Новые войска сирийские (20000 пехоты и 2000 конницы) вступили в Иудею. Многие воины Иуды, устрашенные их многочисленностью, разбежались. С Иудой осталось не более 800 человек. Иуда сказал своим сподвижникам: «Если пришел час наш, то умрем мужественно за наших братьев и не оставим нарекания на славу нашу» – и вступил в битву с врагами. Произошло упорное сражение от утра до вечера. Иуда был убит; оставшиеся воины разбежались. Все израильтяне долго оплакивали своего храброго вождя и говорили: «Как пал этот сильный муж, который спас Израиля?» ( 1Мак. 3–9, 21 ; 2Мак. 8–15 ). Ионафан

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Тогда главный полководец Александра Пердикка вступил с ним в войну. Местом войны была Палестина, причем Пердикка оплотом своих военных действий сделал самарийскую область, укрепив в особенности город Самарию 526 . Война для Пердикки была неудачна: весною 321 г. он был убит, и Птоломей присоединил к своим владениям всю Палестину и, в частности, Самарийскую область. И. Флавий к этому добавляет, что, уходя в Египет, Птоломей Лаг увел с собою многочисленную колонию самарян с Гаризима и из Самарии 527 . Во власти Птоломея, впрочем, Самария находилась не долго: вскоре вся Палестина была отнята у Птоломея прежним его другом и сотоварищем Антигоном и, вероятно, вместе с Иудеей отдана была последним сыну его Димитрию Полиоркету. Не желая лишиться важной для него области, Птоломей начал войну с Димитрием и, после битвы при Газе (312 г.), отнял у него свои прежние владения. Но Димитрий, отступив к северу, соединился со своим отцом. Тогда Птоломей, не надеясь на успех, возвратился, по совету друзей, в Египет: а чтобы ослабить силу врага, он срыл до основания нисколько крепостей, – в том числе и Самарию, дабы она не сделалась опорным пунктом неприятеля 528 . Спор за обладание Палестиной между Птоломеем и Антигоном тянулся около 10 лет. Но в 301 г. Антигон был убит, и Самарийская область вместе со всей Палестиной перешла надолго во власть Птоломеев. Впрочем, спокойное время для нее теперь еще не настало. Вскоре после битвы при Ипсе, сын Антигона Димитрий (около 297 г.) снова разрушил Самарию 529 . Птолемей Евпатор, в начале своего царствования лишился Самарии: она была отнята у него Антиохом Великим 530 (242–187 г.). Но вскоре после утверждения своего господства над Палестиной 531 Антиох заключил дружественный союз с Птоломеем и отдал за него в супружество свою дочь Клеопатру. Самарийская область, вследствие этого, в качестве приданного Клеопатры, перешла опять во власть Египта вместе с Келесирией, Иудеей и Киликией 532 . Самаряне с этого времени платили подати Египту, причем эти подати были отданы на откуп известному Иосифу бен-Товии, собиравшему их в течете 20 лет 533 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

КОПЬЕМ ПОГУБИЛ: копимь погоуби И200 23 в соот. с δοριλωτον вин. Б288 1 «копьем взятый», «завоеванный». В Лет грецизм: ЛМ117. И ЗАТЕМ, И УБИТО БЫЛО – два раза союз и из Эрм. Его нет ни в греч. тексте, ни в Тр, ни в сп2. И201 НЕКИЙ ЕЛЕАЗАР. В греч. «некий» (τις); в пер. леазаръ именемь И201 8 . С НЕНАВИСТЫО: с ненавистью И201 11 на месте κατ μσους Б288 14 «с позором». В пер. исчезло противопоставление «слава» – «позор». В Лет с мрьзостию ЛМ117об. 2 . To же на И207 15 , зависти 358 8 , 360 27 , 390 2 . С... ПОЛУЧЕННЫМИ ИСТЯЗАНИЯМИ И РАНАМИ: съ перв (S нет перв ) ранами и мозольми (S звами ) И201 12 , так и в греч.: μετ πολλν πρτερον ακισμν κα μαστγων род. Б288 16 . Β Лет по мнозхь и ранахь ЛМ117об. 2 . С НИМ: с на месте μεθ’ν вин. «после него». ЧИН СВЯТОСТИ: ερωσνης Б288 23 зд. «святости», а не «священничества». В пер. рнскыи И201 16 . НАД ГРЕХОМ: грха (S грхо м ) И201 19 , в греч. παθν род. мн. Б289 3 «страстями». См. комм. к И74. И202 БЕСПОМОЩНЫЙ: бес И202 3 на месте πρακτος Б289 10 «ничего не достигший». ПОСЛАЛ... КНЯЗЯ – так в 1Макк. 1:29–32: описываемые здесь страшные бедствия совершил в Иерусалиме начальник податей Антиоха IV Епифана; по Иосифу Флавию, это был сам Антиох (Древ 12.5.4). И203 ПОНЯЛ: γνων аор. И290 13 . В Тр разоумю И203 1 – порча сравнительно с сп2, где раз м х . В Лет разоумх аор. ЛМ118. НЕПРЕКРАЩАЮЩАЯСЯ: беспрестани на месте νκεστος Б290 17 «неодолимая». Понятие неодолимости, неисцелимости болезни (при воздействии на нее) во Врем передано признаком внутренним, характеризующим ее течение. В Лет более точно: неоутьшнаа ЛМ118об. АНТИОХ ЕВПАТОР – сын Антиоха IV Епифана Антиох V Евпатор. КОЛЕСНИЦ 300 – в [Иосф Древ 12.9.3]: 100 тысяч пехотинцев, 20 тысяч всадников и 32 слона; в «Иудейской войне» того же Иосифа другие числа (Войн 1.1.5), но нигде нет колесниц. В 1Макк. 6:30: 100 тысяч пеших, 20 тысяч всадников, 32 слона=[Иосф Древ . У Амартола четыре предмета: 20 тысяч конников, пеших 100 тысяч, колесниц=ρματα τ′ Б291 12 «300», слонов 55. Так и в переводе: колесниць ·т· И203 17 . Греч. ρμα понято славянским переводчиком в его обычном значении «колесница» (небольшая колесная тележка на двух колесах).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I Мак. 3. 576 В I Мак. 3:38 указан Птоломей, сын Доримена. 577 I Мак. 4:23 поясняет, что речь идет о " гиацинтовых и багряных одеждах " . 578 Речь идет о крепости Акра, построенной Антиохом IV. Она находилась рядом с храмом. 579 В I Мак. 6:1: Елимаис. Такой город неизвестен. Многие исследователи полагают, что речь идет об Экбатанах. 580 Антиох V Евпатор (163-162). 581 Имеется в виду сын Антиоха IV, Антиох V. 582 Имеется в виду царствование Деметрия I Сотера (162-150). В книгах Маккавеев он фигурирует как Димитрий. 583 I Мак. 8. Это событие имело место в 161 г. до н.э. 584 I Мак. 9. 585 Речь идет о царе Египта Птолемее VI Филометоре (180-145). 586 Он стал царем под именем Александра Валаса (150-145). 587 Он стал царем под именем Александра Валаса (150-145). 588 В этом месте в рукописях есть разночтения: так, в палатинском кодексе читаем: " В этом сражении Птолемей был побежден. Александр был убит, будучи побежден чуть позже " , в базельском же издании написано: " в этом сражении Птолемей был побежден, Александр убит. Птолемей был побежден, и чуть позже ... " . Здесь мы следуем исправлению Г. Рихтера по его изданию произведений Сульпиция Севера 1713 г. Ср.: I Мак. 11:15-18. Более обстоятельное изложение этого эпизода мы находим у Иосифа Флавия (Иуд. древн. XIII,4,8). 589 В этом месте некоторые исследователи вполне обоснованно предполагают наличие лакуны, однако вряд ли нужно, следуя Иерониму де Прато, восполнять этот пробел словом " возжелал " , ибо очевидно, что здесь отсутствует гораздо больше слов и дальнейшее " намериваясь упредить его войной " относится не к следующему предложению, а к предыдущему. Из I Мак. 12:39 и слл. лакуна, похоже, должна быть заполнена следующим образом: " царства [Азийского возжелав и опасаясь как бы Ионафан не начал против него войны, подошел к Вефсану], намереваясь упредить его войной " . 590 I Мак. 12. 591 Согласно I Мак. 13:28 - и матери. 592 Это произошло в 142 г. до н.э. 593 Это произошло в 142 г. до н.э. 594 Имеется в виду Птолемей, сын Авува, зять Симона. См.: I Мак. 16:11-17. 595

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Возможно, письма из гл. 11 восходят не к тексту Ясона; их включение в эпитому привело к перестройке последовательности изложения, к противоречиям с изложением событий в 1 Макк, к нарушению хронологии ( Schwartz. 2008. P. 26-37; об особом происхождении 11-й гл. ср.: Bar-Kochva. 1989. P. 276). Исходным порядком расположения материала у Ясона предполагается последовательность текста, отвечающая главам 13, 12, 9. Последовательность событий у Ясона соответствовала в главном рассказу 1 Макк: 2 Макк 13 примерно отвечает 1 Макк 4; 2 Макк 12 - 1 Макк 5; 2 Макк 9 - 1 Макк 6. Включив в 2 Макк 10. 10 - 11. 38 иной источник с подлинными документами, эпитоматор или редактор приписал Антиоху Евпатору все царские письма, а не только письмо в 2 Макк 11. 23 и все письма, в т. ч. письмо о смерти Антиоха Епифана, отнес к 148 г. Селевкидской эры. Смерть Антиоха в 148 г. (а не в 149 г., как в 1 Макк 6. 16) заставила перестроить порядок глав и поставить гл. 13, описывающую события 149 г., после смерти Антиоха Епифана. Редактор перенес описание смерти царя (гл. 9) вперед, поместил далее текст гл. 10 (который неуклюже вклинивается в рассказ о смерти Антиоха и заслужил репутацию «перемещенного») и письма из гл. 11, а события, предшествующие смерти Антиоха, поставил после нее. 1 Макк сообщает о 2 сражениях при Беф-Цуре (Вефцур): 1-м - до смерти Антиоха (1 Макк 4. 28-35), 2-м - спустя какое-то время после (1 Макк 6. 18-63). Автор 2 Макк тоже сообщает о 2 сражениях при Беф-Цуре в главах 11 и 13, однако обе битвы он помещает после смерти Антиоха Епифана и подает 2 битвы как 2 разных описания 2-го сражения (с участием слонов). О том, что иной источник стоит за 2 Макк 10. 9 - 11. 38, говорят и другие расхождения с 1 Макк. Так, в 2 Макк 10. 11 Лисия назначает Антиох Евпатор, а в 1 Макк 3. 32-33 его назначает Антиох Епифан; в этом же фрагменте используются другие меры расстояния (схены вместо стадиев), особая лексика, в т. ч. военная, только здесь ангелы предводительствуют войсками Иуды, а сам он 12 раз назван Маккавеем и ни разу - Иудой, тогда как в остальном тексте преобладает имя Иуда, а Маккавей упоминается всего 9 раз и еще четырежды - «Иуда Маккавей» ( Schwartz.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010