22 Страбон, XII, 3. 16. Cm. Farbiger Alb., Handb. d. alt. Geographie, 11, S. 419–420; Meyer Ed., Gesch. d. Königr. Pontos, S. 4–6 31 Письмо 14: Migne, PGr, t. 32, col. 276–277; русск. пер. Московск. Дух. Академии, Сергиев. Посад 1892 г., ч. VI, стр. 47–49 32 Письмо 3 (7): Migne, PGr, t. 37, col. 25–28. Русский перевод Московской Духовной Академии. Москва. 1848 г, ч. VI, стр. 99–100 34 Ed. Meyer, Geschichte des Alterthums, В. I. Stuttgart 1884, S. 293. Ed. Alb. Fertiger, Handb. d. Alt. Geographie, В. II. S. 409–412 35 Ed. Meyer, Gesch. d. Alterthums, В. I, S. 293. Ed. Meyer, Gesch. d. Königr Pontos, s. 10-ii. Iw. Miller, Geographie und politische Geschichte des Klassischen Altertums. Nördlingen. 1889, S. 248 43 Reinach Th., Mithridate Eupator, roi de Pont, p. 16–17. Vit. Cuinet (La Turquie d’Asie. Géographie administrative, statistique, descriptive et raisonnée de chaque province de l’Asie Mineure. Paris 1892, p. 100–101) считает весьма вероятным, что левко-сирийцы были в действительности настоящими сирийцами, пришедшими в эту область с Сезострисом, когда он покорил всю Азию до Евксинского Понта и наложил подать на эту страну. 53 Страбон (XII, 3. и) говорит, что Митридат Евпатор владел страною, границей которой служил Галис до Тиваринов и Армян, а также местностями по сю сторону Галиса до Амастриды и некоторых частей Пафлагонии; он присоединил с западной стороны морской берег до Ираклии, а с противоположной стороны – местности до Колхиды и Малой Армении, соединивши и их с Понтийским царством. 54 Веп. Niese, Grundriss des römischen Geschichte nebst Quellenkunde. 3 Aufl. München 1906, S. 172 ff., 193 ff. Русск. перевод с 4-го немецкого издания, под редакцией М. И. Ростовцева: Б. Низе, Очерк римской истории и источниковедения. Спб. 1910, стр. 255 сл., 284 сл. Подробный обзор расширения владений Митридата и войн его с Римом см. у ReinachTh, Mithridate Eupator, roi de Pont, p. 301–413. 55 S. Marquardt, Römische Staatsverwaltung, r ß. 2 Leipzig 1881 (в I Handbuch der römischen Altertümer von J. Marquardt und I h. Mommsen. B. IV), S. 349–355

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

К сер. I в. до Р. Х. монархия Тиграна II приобрела значительное влияние в М. Азии. Для борьбы с римлянами и парфянами Тигран II и понтийский царь Митридат VI Евпатор, давний и непримиримый враг Рима, заключили военно-политический союз. Однако римлянам вскоре удалось расправиться с Митридатом, а затем вторгнуться в пределы А. (69 до Р. Х.). Рим. полководец Лукулл, осадив Тигранакерт, вскоре овладел им, варварски разграбил и разрушил до основания, а затем пытался захватить и Арташат, но здесь потерпел неудачу. Через 3 года в А. вторглась рим. армия Помпея, направляясь к Арташату (66). Считая, что вооруженная борьба в создавшихся условиях будет гибельной для его страны, Тигран II один, безоружный, явился в рим. лагерь. Этот удачный дипломатический ход дал ему возможность, несмотря на тяжесть условий договора с Римом (политическая зависимость от Рима, потеря Сирии и малоазийских земель), сохранить основную территорию гос-ва и свой титул «царь царей». Однако подчинение А. Риму на данной стадии оказалось номинальным. Сын Тиграна II Артавазд II (55-34 до Р. Х.), к-рый сочетал управление гос-вом с занятиями философией, драматургией и историей, не только уклонился от поставки военных контингентов, обещанных по Арташатскому миру, но и выступил на стороне враждебной Риму Парфии, с к-рой А. связывало этноязыковое, религ. и культурное единство. Вскоре парфянские Аршакиды нанесли сокрушительное поражение Риму в битве при Каррах (6 мая 53 г. до Р. Х.), когда полководец Сурен разгромил «непобедимого» Красса, павшего на поле боя вместе с большей частью своей армии. Это поражение позволило Артавазду II перейти к активной внешней политике. Войска под предводительством парфянского царевича Бакура и арм. полководца Васака вторглись в Сирию (51), через 11 лет Парфия и А. перешли в наступление: войска Бакура и Васака в короткое время овладели почти всем Вост. Средиземноморьем, создав угрозу прорыва в Египет и на Балканы. В 39 г. до Р. Х. Марк Антоний послал против парфян и армян своего лучшего полководца Вентидия Баса, и тот в решающей битве при Антиохии разгромил аршакидскую армию. Вскоре на Восток прибыл сам Антоний, начавший в 36-34 гг. до Р. Х. войну сперва с Парфией, а затем и с А. Несмотря на ряд поражений, Антоний смог захватить Артавазда II, заманив его в свой лагерь для переговоров, и отправил в Александрию, где преподнес закованного в золотые цепи арм. царя в подарок егип. царице Клеопатре. Во время триумфального шествия римлян Артавазд отказался повернуться в знак покорности лицом к Клеопатре, за что был обезглавлен.

http://pravenc.ru/text/76104.html

э. Город этот возник как греческая колония, на западном берегу пролива, за которым было установлено имя Босфора Киммерийского (Керченский пролив). Распространяя свое господство по побережью на запад и восток, он стал центром царства под династией царей Спартокидов. Митридат VI Евпатор, царь Понта, включил его в свою державу, охватывавшую оба берега Черного моря, и в нем окончил свою бурную жизнь в 63 г. до P. X. При Августе Босфорское царство вошло в кругозор римской политики, и в течение первых веков здесь правили цари с династическим именем Тиберий Юлий. В половине III века сюда надвинулись готы и воспользовались боспорским флотом для своих морских грабительских предприятий на малоазиатский берег и побережье Кавказа. В начале IV века прекратилась местная династия царей Тибериев Юлиев. Археологические находки позволяют предполагать, что при Констанции Боспор был в руках готов; но это временное господство чужого народа не отразилось на составе местного населения, пользовавшегося греческим языком. 76 Этот центр культурной жизни, уцелевший на далекой окраине, восстановил свои отношения к империи при Юстине. Одна эпиграфическая находка 1888 года дала неожиданное свидетельство, что этому предшествовало восстановление старой династии Тибериев Юлиев. 77 Это событие относится, быть может, еще к концу V века и во всяком случае не позже начала VI. Гунны, занявшие степные пространства Таврического полуострова, понимали значение старых торговых городов на побережье, где они могли получать предметы производства культурной жизни в обмен на сырые продукты своего простого хозяйства, кожи, сало, шкуры зверей, получая в обмен соль, вино, ткани и предметы роскоши. Восстановление старых отношений Константинополя с Боспором случилось незадолго до принятия Лазики под верховную власть императора. Желая оказать помощь лазам в неизбежной борьбе с персами, Юстин послал на Боспор племянника имп. Анастасия, Проба, чтобы за деньги навербовать гуннов на службу империи. Но на этот раз деньги не прельстили гуннов, и Проб уехал назад, не добившись успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Крепость Иерусалимская все еще находилась в руках Сириян. По очищении храма Иуда не имел времени занять ее, потому что на него с разных сторон поднялись тогда Идумеи, Аммонитяне, Моавитяне и Финикияне. Теперь он решился очистить крепость и осадить ее. Но некоторые из осажденных успели уйти; к ним присоединились вероотступники Израильтяне; пришли к Антиоху Евпатору, и стали просить его помощи против их соотечественников, «которые», говорили они, «не только чуждаются, но даже грабят и умерщвляют нас именно за то, что мы, исполняя повеление твоего отца, оставили свою веру и приняли ту, какую он нам дал». Евпатор разгневался; собрал 120,000 войска, приготовил 32 слона, приученных к войне, и двинулся на Иудею. Иуда встретил его, принял сражение, до шести сот воинов из ополчения царского положил на месте, но видя, что его обходят со всех сторон, должен был уклониться от натиска царских войск и скрылся за укреплениями храма. Царь осадил святилище и окружил укрепления его стрелометами, стеноломами, огнеметами и камнеметами. Осажденные Иуден и сами устроили машины против неприятельских осадных машин и отражали в продолжение многих дней нападения Сириян. Но скоро оказался в крепости недостаток съестных припасов, и многие, будучи одолеваемы голодом, разбегались. В это самое время Лисия услыхал, что Филипп возвратился из Персии и Мидии с войсками Епифана и ищет захватить верховную власть. Он присоветовал царю снять осаду и спешить в Антиохию. Предложен был Иудеям мир на том условии, чтоб они оставались жить по своим законам, как жилн в прежние времена. Предложение было принято с радостию. Царь поклялся хранить ненарушимо условие мира, и был впущен внутрь укрепления; но увидевши, что это место было чрезвычайно укреплено, пренебрег клятвою и велел разрушить стену. Впрочем, ни мало не медля, поспешил в Антиохию, чтобы предупредить там замыслы Филиппа, который уже и овладел было столицею, но был побежден и казнен 214 , без сомнения, по наущению Лисия. По его же совету, как виновник всех смут между Иудеями и этой иесчастной войны, казнен был и похититель первосвященства Менелай, который был главою клеветников на Иуду и его братьев и в последний поход находился при царском войске.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

государство Ассирию на территории Северного Междуречья рек Тигр и Евфрат (современный северный Ирак). Воинственные ассирийцы вели непрерывные войны с соседними народами, жестоко угнетая их. В 605 году до н. э. Ассирия была уничтожена объединившимися против нее армиями Мидии и Вавилонии. Ютландия — полуостров на севере Европы, между Северным и Балтийским морями, территория современных Дании и Германии. Киммерийцы — племена, жившие В VIII–VII веках до н. э. в Северном Причерноморье на территории от Кавказа до Фракии. Теснимые скифами, они захватили значительную часть Малой Азии и смешались с местным населением. Скифы — племена, жившие в степях Северного Причерноморья (между Дунаем и Доном) в VII веке до н. э. — III веке н. э. Понт, или Понт-Эвксинский (греч. гостеприимное море) — древне-греческое название Черного моря. Митридат-Евпатор (132–63 годы до н. э.) — царь Понта. Вел борьбу со скифами, подчинил себе все побережье Черного моря. В войнах с Римом был побежден и покончил с собой. Сарматы — объединение кочевых скотоводческих племен: аланов, роксоланов, савроматов, языгов и других. В VI–IV веках до н. э. они расселились на огромной территории от Тобола до Волги и в III веке до н. э. вытеснили скифов из Северного Причерноморья. Сарматы вели войны с государствами Закавказья и Римом. В IV веке н. э. их разгромили гунны. Боспорское царство — рабовладельческое государство в Северном Причерноморье, существовавшее с V века до н. э. до IV века н. э. Столицей Боспорского царства был город Пантикапей. Гунны — кочевые племена, заселившие в IV веке территорию от нижней Волги до Карпат. Они совершали набеги в Восточно-Римскую империю, Закавказье, Малую Азию, на Ближний Восток. Наибольшего могущества гунны достигли во времена правления Аттилы в середине V beka. Аудиенция (лат. слушание) — официальный прием у высокопоставленного лица. Аттила (?-453) — предводитель гуннов, возглавивший опустошительные походы в Восточную Римскую империю, Галлию и Северную Италию. Черкесы — один из северо-кавказских горских народов.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Но все эти народы были дикие, необразованные, а где же те народы, рассказ о которых может быть любопытен? Они уже перед вами, мои милые читатели. Вы, наверное, давно знаете, что Греки были одним из просвещеннейших народов в древности. В их стране процветали науки и искусства, их оружие славилось победами, их корабли плавали по отдаленным морям. В V веке до н. э. они в первый раз доехали до Киммерийского пролива, были восхищены красотами природы в этой, тогда еще дикой стране, предвидели множество выгод от этих мест в качестве колоний и основали по соседству от Тамани город Фанагорию. Их рассказы на родине о прекрасном климате и богатствах Тавриды возбудили и в соотечественниках желание поселиться там, и Греческие колонии начали одна за другой появляться на всем южном берегу Тавриды. Основными из этих поселений были Пантикапея, или нынешняя Керчь, Феодосия и Мегариче, позже названный Херсонесом. Новые колонии стали быстро процветать; суда из Греции и других отдаленнейших стран приходили к ним с богатыми товарами. В это время уже славился Херсонес, ставший вскоре влиятельной республикой, несмотря на то, что его владения простирались только на двенадцать верст в длину и ширину. Соперником Херсонеса, процветавшего на южном берегу Тавриды, было другое селение греков, основанное в то же время в восточной части полуострова и называвшееся Босфором. Этот город прежде назывался Пантикапеей, а теперь называется Керчью. Но Босфор не был республикой, как Херсонес. Здесь управляли народом цари, и многие из них были знамениты. В то время, как эти основные поселения Греков вместе со многими другими селениями по берегам Черного моря распространяли образование на востоке и юге Тавриды, все ее пространство к западу и северу было во власти Тавро-Скифов, часто нападавших на чужеземцев, поселившихся в их стране. Греки, будучи не в силах защитить себя от варваров, просили иногда помощи у соседних государей и тем погубили себя. Один из этих государей — царь Понтийский Митридат-Евпатор — под видом оказания помощи завладел почти всей Таврией и готов был идти на Рим. Но у Римлян был в это время славный полководец Помпей: он остановил наступление Митридата, лишил его всех завоеваний и подчинил Риму все Греческие селения в Тавриде. Это случилось за 65 лет до н. э. Херсонесцы ничего не потеряли при этом: их имеющая большое значение торговля и услуги, которые им случалось иногда оказывать своим победителям, сражаясь с их неприятелями, гарантировали им покровительство Рима. Им даже были оставлены свои прежние права. С Босфором же было иначе: его жителям Рим направлял своих царей. Судьба Босфорцев оказалась впоследствии еще хуже: в начале IV века до н. э. они были покорены новыми, пришедшими в Таврию завоевателями — Сарматами , от которых им помогали освободиться на некоторое время жители Херсонеса; но в конце того же столетия Боспорское царство навсегда было разрушено Гуннами .

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Там он, кстати говорит о любимой всеми «украинскими» идеологами и о трипольской культуре, и об эллинизме якобы свойственном «украинцам» (видимо так же близком и владыке Александру), не забываются и «апостольские традиции Киева». Развивая свою концепцию он издает следующую книгу в уже оккупированной немцами Варшаве «Черноморская доктрина» (1940), а затем и атлас «Черноморское пространство», под эгидой созданного им «Украинского Черноморского института». В этой книге он предполагает некое единство всех причерноморских государств. Исходя из которого, Украйна должна создать Союз или конфедерацию черноморских государств, выполнив тем самым некий «завет Митридата» (имеется ввиду Митридат VI Евпатор, царь Боспорский) бросившего вызов Риму, создав могучую империю. Первую роль в этом союзе Ю.Липа отводит, конечно, Украйне. Против какого Нового Рима собирается этот Союз черноморских государств вопрос риторический. Конечно против России. В книге много провинциальной экзотики и болезненных мечтаний. Есть в ней и такая экзотическая задача как перенесение из Стамбула константинопольского православного патриарха на Украйну, чтобы быть первыми и в православном мире. Завершающей книгой этой своеобразной трилогии «украинского традиционализма» стала вышедшая во Львове книга, название которое можно вполне угадать, даже не зная, просто по развитию сюжета... Конечно же книга называется «Раздел России» (1941), собственно зачем же было писать первые две книги если не ради вот этой последней?! Какое может быть предназначение Украйны и черноморской доктрины, без чаемого раздела России?! Тут конечно собрано все и демократизация России, и как следствие отделение от нее всех территорий, кроме тех на которых зародилось Московское княжество и прочие «благие» пожелания. Одновременно с этим в книге муссируются идеи о союзе Украины и Кавказа против России, контроля за «Каспийскими воротами» (Дагестаном) и создания мусульманского казанского государства «Идель-Урал со столицей в Уфе» (это уже в русле национал-социалистской доктрины).

http://ruskline.ru/analitika/2009/11/10/...

Упоминание имен персонажей в «Александре» Лукиана (кроме самого Лукиана, его адресата Цельса, Александра, исторических и мифологических героев, а также лиц, вымышленных александром) Рутилиан Другие Современники, упомянутые, но не участвующие в действии Рутилиан Коккона Коккона Коккона Севериан Рутилиан Рутилиан (2) Рутилиан Рутилиан Рутилиан Рутилия Сакердот (3), Лепид (2) Демострат Рутилиан Император Марк Рутилиан (2) Рутилиан Ксенофонт Рутилиан Царь Евпатор, Тимократ Рутилиан (2) Таблица 13. Упоминание имен персонажей в «Жизни Плотина» Порфирия (кроме самого Плотина, исторических и мифологических героев, а также императоров, названных исключительно в целях датировки) Амелий Порфирий Другие Современники, упомянутые, но не участвующие в действии Амелий (3) Картерий Амелий (2) Я, Порфирий Картерий, Евстохий (4, 3ет(2), Кастриций (2) Амелий (2, Кастриций, Евстохий, Аммоний (Сакк) (6), император Гордиан (III) (2), Эренний (3) Ориген (2), Лисимах, Гостилиан Исихий Амелий Я, Порфирий (3), Порфирий (1) Антоний Амелий Порфирий (1), я, Порфирий (1) Амелий (3) Я, Порфирий (2) Павлин, Евстохий, Зотик, Зет, Феодосии, Аммоний (Сакк), Кастриций Фирм Я, Порфирий Гемина (старшая), Гемина (младшая), Амфиклея, Аристон, сын Ямвлиха §10 §11 Амелий Я, Порфирий Потамон, Олимпий (3), Аммоний Хиона, Полемон §12 §13 Я, Порфирий (1), Порфирий (2) император Галлиен (111), Салонина Тавмасий Аммоний (Сакк), Лонгин (2), Ориген (2) Порфирий (1), я, Порфирий (2) Диофан (2), Евбул Амелий Я, Порфирий Адельфий, Аквилин Амелий (4) Я, Порфирий (2) Трифон, Лонгин, Клеодам Амелий (5) Я, Порфирий (2), Порфирий (1) Амелий (2) Лонгин Амелий (5), Гентилиан Амелий (4) Евклид (2), Демокрит (2), Проклин (2), Фемистокл, Фебион (2), Анний (2), Медий (2), Гелиодор (2), Феодот, Термин, Лисимах, Афиней, Музоний, Аммоний (Перипатетик) (2), Птолемей Амелий (3) Я, Порфирий (2) Амелий Я, Порфирий Звездочкой отмечены случаи, когда автор прямо указывает на поименованного персонажа как на источник информации. 309 К этому привлекает внимание R.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

книге он услышал о поражении Никанора и Тимофея ( 2Мак.9:3 ), а Лисий был назначен уже по смерти его Антиохом Евпатором (10:11). Так, и вообще, если подробно сличать текст 1Мак.6 гл. и 2Мак.9 гл., то найдем и тут массу противоречий. А потому современные протестантские ученые не уверяются доводами Вигуру и других католических ученых и находят во всех трех повествованиях речь об одном и том же Антиохе Епифане, только спутанную и противоречивую. Из других возражений Вигуру касается лишь похвального описания самоубийства Разиса, как «похвалы непоколебимой приверженности Разиса к религии своих отцов». Но кажется очевидно, что этот довод мало убедителен и подобное прославление самоубийства нигде в канонических книгах не может найти себе параллели. Другие возражения митр. Филарета опущены у Вигуру. Соглашаясь со всеми изложенными митрополитом Филаретом возражениями, можем пополнить, что в современной западной литературе приводится гораздо большее количество их. Например, правление Лисия по 2Мак.10 гл. приурочивается к эпохе Антиоха Евпатора, а по 1Мак.5 гл. к эпохе Антиоха IV Епифана. Последнее более достоверно. Филипп, по 1 Мак. (6:14–15), друг Антиоха Епифана и воспитатель его сына Антиоха Евпатора, по 2 Мак. (9:29) тотчас по смерти Епифана убегает от своего воспитанника в Египет, боясь его (неведомо за что) преследования. Впрочем, по дальнейшему повествованию ( 2Мак.13:23 ), он все-таки был правителем Антиохии. И по всему повествованию 2 Мак. книги (10–14) Евпатор остается по смерти отца вполне возрастным, полноправным царем, а не «малолетним сыном», подчиненным опекуну и воспитателю, как по 1 Мак. книге (6:15). Но по обычаю этой книги не раз встречается наименование « επ τροπος – опекун» ( 2Мак.13:2; 14:2 ) Евпатора в приложении, впрочем, к Лисию (а не к Филиппу, как говорится в 1Мак.6:14–15 ). Это наименование ясно указывает на малолетство Евпатора, хотя и несогласное с 2Мак.10:11; 11:14, 18, 22 и др. – Очень трудно католическим ученым разъяснить обычное у автора противоречивое повествование о военачальнике Тимофее, убитом иудеями в Газаре (10:37), а потом снова «не много времени после» воюющем с ними, попадающем в плен, отпускаемом из него, и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

122 …взывая к Великому духу тоталитаризма… — Здесь Бернанос имеет в виду гитлеровскую идеологию, иронически сравнивая «белокурых бестий» с неграми и подчеркивая родство тоталитаризма с примитивнейшими религиями. 123 …не случайно светильники гаснут именно у неразумных дев. — Речь идет о евангельской притче (Евангелие от Матфея, XXV, 1-13; Евангелие от Луки, XII, 35–38). 124 Мы не испытываем ненависти к сорнякам и не мечтаем их истребить. Бернанос ссылается здесь на притчу о добром семени и о плевелах (Евангелие от Матфея, XIII, 24–30), осовременивая ее смысл. Если в теологии она толкуется как предписание бороться со злом, не надеясь победить его окончательно простыми человеческими средствами, то Бернанос ее использует, чтобы осудить стремление тоталитарных государств уничтожать всех неблагонадежных и противников режима. 125 Новые Учителя — Бернанос здесь имеет в виду в первую очередь Муссолини и Гитлера. 126 Пастушка из-под Грё — Жанна д " Арк. Грё — деревушка рядом с родной деревней Жанны д " Арк, причем два прихода составляли единое целое и назывались вместе «край Грё». 127 Алтарь Всеобщего Разума — в борьбе с христианской религией некоторые руководители Французской буржуазной революции предложили создать культ Разума. На площади Бастилии была сооружена огромная статуя богини Разума и был организован 10 августа 1793 г. праздник в ее честь, а 10 ноября праздник состоялся также в Соборе Парижской Богоматери. 128 Потомки Ромула — римляне. По преданию, Рим был основан Ромулом и его братом-близнецом Ремом в VIII b. до н. э., причем Ромул стал его царем. 129 Гетул — имя этого легендарного слона упоминается в «Римской истории» историка Тита Ливия, а французам оно хорошо известно еще и благодаря тому, что фигурирует в одном хрестоматийном стихотворении поэта-парнасца Жозе Мария де Эредия. 130 Митридат VI Евпатор (132-63 до н. э.) — царь Понта. Вел войны со скифами и подчинил все побережье Черного моря. Римлянам, боровшимся за гегемонию в Малой Азии, удалось его победить лишь благодаря многолетней войне, после чего он покончил с собой. Известен тем, что все попытки его отравить кончались неудачей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010