Под именем Варуха известно также другое апокрифическое произведение еще более позднего времени — Апокалипсис Варуха (конец I b. по Р.Х.). 3. 1–2 Маккавейские книги. Во II веке до Р.Х. отношение между иудейством и эллинизмом перешло в острый конфликт. Он привел к кровавому гонению на ветхозаветную Церковь, восстанию Иуды Маккавея и созданию его братьями независимого государства в Палестине. Этот кризис поставил под вопрос само существование библейской веры; она была спасена Промыслом, Который воздвиг ревнителей, отстоявших наследие Господне. Гонениям и освободительной войне посвящены первые две Маккавейские книги. Хотя они отнесены к разряду неканонических, книги имеют большое значение, поскольку проливают свет на важный момент св. истории. Написаны книги вскоре после изображенных в них событий: первая — составлена около 100 года до Р.Х. Она является блестящим образцом ветхозаветной истриографии. Автор ее — горячий сторонник восставших и подробно описывает военные кампании Маккавея. Вторая — написана раньше, около 120 года, и есть краткое извлечение из труда Ясона Киренского (2 Макк 2,20–33). Ее цели скорее религиозные, чем политические. Она воспевает мужество ветхозаветных мучеников, которые погибли за веру, убежденные, что Господь воскресит их в День Суда. Хронология событий, описанных в 1–2 Маккавейских книгах Библейские события Внебиблейский мир Смерть Александра Македонского 200-198 Иудея под властью Селевкидов 223-187 Антиох III Великий Попытка ограбить Храм Илиодором, военачальником 187-175 Селевк IV Селевка IV 175-162 Антиох IV Епифан Убийство первосвященника Онии III в Антиохии Первый поход Антиоха IV на Египет Начало гонения Антиоха Второй поход Антиоха IV на Египет Осквернение Храма Начало Маккавейского восстания Кн. пр. Даниила Освобождение Маккавеем Храма Смерть Антиоха IV 163-162 Антиох V Евпатор 162-150 Димитрий I Сотер 160-142 Правление Иоанафана Хасмонея 150-145 Александр Балас 142-135 Правление Симона Хасмонея. Основание Хасмонейской династии 145-125

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ст. 7. ...и слух о мужестве Иуды Маккавея разносился повсюду... Должно припомнить здесь, что незадолго до событий, рассказываемых в сей главе, Иуда одержал знаменитые победы над сирийскими вождями: Аполлонием и Сироном 1177 . Об этих-то победах молва пронеслась по всей Палестине. Ст. 20. Иуда в речи к своим воинам рассказал …и о бывшем в Вавилоне сражении против Галатов, как они пришли на брань в числе только восьми тысяч с четырьмя тысячами Македонян, и когда Македоняне смешались, то эти восемь тысяч погубили сто двадцать тысяч бывшею им с неба помощью... Трудно определить с надлежащей точностью, к какому времени относится рассказываемое здесь событие, и что это было за событие в еврейской истории. Известно только, что в царствование Антиоха Великого Галаты были весьма могущественным народом в Азии, и, что иудеи, со времен Александра Македонского, служили, обыкновенно, в войсках сирийских. Македонянами здесь называются, конечно, греческие или сирийские воины, которым, вместе с отрядом войск иудейских, вверена была охрана границ Вавилонских. Ст. 22. В числе братьев Иуды Маккавейского здесь упоминается и Иосиф . Но его нет в счете братьев Иудиных 1178 ; почему, иные полагают, что именем Иосифа здесь называется брат Иудин – Иоанн, другие же, с большей естественностью, полагают, что Иосиф был только близкий родственник Иуды, напр., двоюродный его брат. Глава 9 1179 . Смерть Антиоха Епифана а) Постыдное возвращение Антиоха из Персии и ярость его на Иудеев при вести о поражении его полководцев (ст. 1–4). б) Приключившаяся Антиоху мучительная и зловонная болезнь утробы (ст. 5–10) в) Смирение его пред Богом Израилевым, обещание украсить храм Иерусалимский и принять Иудейскую веру (ст. 11–17). г) Ласковое письмо к Иудеям с объявлением наследника престолу (ст. 18–27). д) Примечание о бесславной смерти Антиоха и перевезение тела его в Антиохию Филиппом, бывшим совоспитанником Антиоховым (ст. 28–29). Ст. 25. …сверх того, замечая, что окрестные владетели и соседние с нашим государством наблюдают время и выжидают, какой будет исход, я назначил царем сына моего Антиоха... Это был Антиох Евпатор, имевший тогда не более девяти лет. Очевидно, что бывший мучитель евреев и узурпатор сирийского престола, Епифан – перед смертью сильно беспокоился о том, утвердится ли за его потомством царство Сирийское. Он, не без основания, опасался, что законный наследник сирийского престола Димитрий, сын Селевка 1180 , постарается воспользоваться смертью Епифана, чтобы выгнать из Сирии сына его. Потому-то он и усиливается приобрести дружбу народа Иудейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

По получении этого известия сейчас же начаты были осажденными евреями переговоры о мире. На этот раз Лизий, действительно, уничтожил зло в корне. Евреям опять была предоставлена свобода религии и нравов; ненавистный народу, незаконный первосвященник Менелай был сейчас же взят в Сирию и там казнен, а первосвященником был назначен, правда, преданный сирийцам, но Ааронид, по-еврейски называвшийся Яким, по-гречески Алкимом. Антиох Евпатор зашел сам в святилище и, увидев там укрепления вокруг стен, велел их снести. Хотя за этот последний поступок его упрекнули в нарушении клятвы, но, в общем, этот мир имел для сирийцев очень благоприятные последствия. Дарование свободы соблюдения Закона привлекло на их сторону религиозных людей в Палестине, которые стремились не столько к государственной свободе и могуществу Израиля, сколько к правильности его богослужения и тщательному исполнению отдельных заповедей Бога, как к единственному истинному благу народа. Итак, Антиох V и Лизий поспешно возвратились в Антиохию. Там они застали Филиппа уже владеющим столицей, но взяли ее приступом. Филипп попался им в руки и был убит. Тогда, в 162 г. до P. X., вернулся из Рима, не добившись разрешения римского сената, Деметрий, сын Селевка IV, некогда прибывший в Рим в качестве заложника вместо Антиоха Епифана, и чрезвычайно скоро овладел сирийским престолом. Антиох V Евпатор и Лизий были казнены. К этому царю Деметрию I, который впоследствии получил прозвище Сотер, вскоре после его восшествия на престол, прибыл новый еврейский первосвященник Алким вместе со многими эллинизированными евреями для того, чтобы принести жалобу на Иуду Маккавея и его братьев. Очевидно, семья Маттафии не хотела довольствоваться достигнутым половинным успехом; она домогалась самостоятельности и политической свободы евреев. Деметрий I счел нужным послать в Палестину своего полководца Вакхида с войском для наказания Иуды и демонстративно утвердить Алкима в первосвященническим сане. Роковым здесь было то обстоятельство, что книжники и в особенности школа асидеев, та ревниво оберегавшая Закон корпорация, которая сейчас же после того как вспыхнуло возмущение, примкнула к Маттафии, – не хотела видеть необходимости дальнейшей борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пишет в 148 году (эры Селевкидов) Антиох Евпатор, по смерти отца – Антиоха Епифана (11, 23), а между тем Антиох Епифан умер в 149 году ( 1Мак.6:16 ). Повествование рассматриваемой книги ( 2Мак.14:24–25 ) о супружестве Иуды Маккавея «невероятно». Несогласно с ветхозаветными воззрениями хвалебное и сочувственное описание автором самоубийства Разиса ( 2Мак.14:37–46 ). В заключение своих отдельных критических замечаний, митр. Филарет произносит общий нелестный суд об этой книге: «в заключение своего повествования писатель или лучше сократитель сей истории (т. е. сочинения Иасона Киренского) сам признается, что он в своей книге мешает вино с водою» (15, 39). Вероятно, Преосвященный здесь разумеет произвольное обращение с книгами Иасона и частое добавление фантастическими или народно-легендарными измышлениями исторических Иасоновых сказаний. К этим замечаниям можно добавить, что новые ученые признают совершенно «невозможною» гармонию в хронологии 2 Маккавейской книги с первою. Одно из приведенных возражений имеет ответ у Вигуру: противоречивые повествования о смерти Антиоха ( 1Мак.6:11–16 ; 2Мак.1:3–17; 9:1–29 ) Вигуру примиряет тем соображением, что здесь разумеются два Антиоха: Антиох III Великий, умерший при разграблении храма Нанеи ( 2Мак.1:13–17 ), и Антиох IV Епифан, умерший после покушения ограбить храм, от внутренней желудочной болезни ( 1Мак.6:11–16 ; 2Мак.9 гл.). Но при этом кажущемся разрешении, повторявшемся в католической литературе довольно давно (Шольц, Вельте и др. Grimm. 1. с. 413 s.), все-таки остается недоумение: по 1 Мак. книге Антиох Епифан пытался ограбить храм в Еламаисе (6:1), а по 2 Мак. книге он хотел ограбить храм в Персеполе (9:2). Хотя и пытались некоторые смелые католические ученые (Серарий, Санктий, Корнелий а Ляпиде) отождествить Елимаис с Персеполем, но попытка, по общему мнению, довольно неудачна и ныне не повторяется и Вигуру умолчана. И другие обстоятельства в том же повествовании противоречивы: по 1 Мак. книге Антиох огорчился, услышав о поражении Лисия, и помер ( 1Мак.6:5–16 ), а по 2 Мак.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

799 видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого 801 с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. 802 Селевк, Антиох-Сотер, Антиох-Феос, Селевк-Каллиник, Селевк-Керавн, Антиох Великий, Селевк Филопатор, Антиох Епифан, Антиох-Евпатор, Димитрий Сотер. После него на Сирском престоле не было уже сильных властителей и завоевателей. 803 Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему. 804 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. 805 Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величался. 806 он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его. 807 и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал. 809 И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!» И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» 810 Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

и гл., 1-м стихе». Однако не будем спешить вместе с Слуисом обходить трудные места скорым вычеркиваньем последних из книги. Обратимся к содержанию письма и всей 2-й Мак. книги и в них поищем разгадки необозначенной ясно в письме личности Антиоха. Очевидно, что Антиох, упоминаемый в 14-м ст. I-oй главы, это одно и то же лицо с „ηγεμων” в стихах 18-м и 16-м, очевидно также, что этот Антиох должен быть врагом иудеев и лицом, хорошо известным всем и, даже, египетским евреям, так как никаких указаний о его личности более не дается. Между военачальниками того времени мы не находим никакого Антиоха, к которому бы относились вышеобозначенные подробности, поэтому, очевидно, имя это надобно отнести к одному из многочисленных царей Антиохов из фамилии Селевкидов. Это предположение подходит к стиху 11-му, так как упомянутый здесь „βασιλευς“ кажется тождествен с „ηγεμων“ стиха 13-го и Антиохом. Описанная в этом втором письме смерть какого-то царя Антиоха, очевидно, случилась незадолго до появления этого письма, так как известие о ней сообщают адресатам как новость. Для палестинских иудеев это была, как видно, радостная новость, так как судьба избавила их от тирана. Вигуру, Нибур и др. 80 думали здесь видеть Антиоха III Великого. Поддержку своему предположению Вигуру указывает в том, что, по словам Диодора Сицилийского («Историч. Библютека» XXIX ) и Страбона (16. 744, сравн. Иустина XXXII, II, 1–2), Антиох Великий заплатил жизнью за попытку ограбить храм Бэла в Элимаиде. Но это мнение опровергается следующим. В письме (I. 18) говорится о празднестве дня освящения храма, установленном при Иуде Маккавее в 148 г. эры Селевкидов; Антиох же III-й умерщвлен был гораздо раньше (в 126-м году эры Селевкидов). Это – во-первых; во-вторых, Иосиф Флавий 81 описывает отношения Антиоха III-ro к иудеямь настолько дружественными, что им, кажется, не было причин так радоваться и благодарить Бога за его смерть, как будто за погибель жесточайшего врага. AhmuoxV Евпатор и Антиох VI-oй (об Антиохе Епифане мы будем говорить ниже) не могут быть подразумеваемы в настоящем письме: первый был умерщвлен в Сирии Димитрием I Сотером (1-я Макк.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Одной из ярких страниц правления Антиоха IV стало начало гонений на иудейскую религию. Предыстория вопроса такова: в 174 г. Ясон, брат первосвященника Онии, обратился к Антиоху с предложением значительной суммы денег и обязательством систематической эллинизации Иудеи, если его произведут в первосвященники. Став им, Ясон стал проводить эллинизацию, однако натолкнулся на достаточно мощную оппозицию. В 171 г. Менелай, посланный в Антиохию для внесения подати, убедил царя, что Ясон не может справиться с недовольством населения. В случае же своего назначения Менелай обещал повысить взносы в царскую казну. В результате Менелай был назначен первосвященником, и Ясон был низложен. В это время в Иерусалиме Лисимах, брат Менелая, по приказу последнего, попытался конфисковать храмовую казну для расплаты с казной Антиоха. Но вспыхнул мятеж, и Лисимах был убит. В том же году, при возвращении из египетского похода, Антиох взял Иерусалим и устроил там жестокий погром. Но волнения не прекращались, и в 168 г., при возвращении из второго египетского похода, Антиох вновь захватил Иерусалим и разгромил его. По мнению Антиоха, причиной волнений была иудейская религия, поэтому в 167 г. он издал указ о запрещении иудейского культа, а храм Яхве приказал превратить в храм Зевса. В том же году вспыхнуло восстание Маккавеев. О дальнейшей истории Антиоха IV известно мало. Он погиб в 163 г. во время похода на Восток. 1011 Еще в 171 г. Антиох IV сделал своего малолетнего сына соправителем (отсюда, по всей видимости, и упоминание его как противника иудеев). Перед смертью Антиох Эпифан назначил своего соратника Филиппа опекуном своего сына, Антиоха V Евпатора. Однако после смерти Антиоха Эпифана в 163 г. разгорелась борьба за власть между Филиппом и наместником в Сирии и Иудее Лисием. В это время свои права на престол предъявил Деметрий, сын Селевка IV, проживавший в качестве заложника в Риме (Селевк IV (187–175 гг.) был старшим сыном и преемником Антиоха III; он был убит в результате заговора. Его сын Деметрий в это время находился в Риме в качестве заложника, сменив там брата Селевка, Антиоха. Царь Пергама Эвмен оказал поддержку Антиоху IV и посадил его на трон в обход законного наследника Деметрия, оставшегося в Риме. В результате междоусобной борьбы Лисий победил Филиппа. Но Деметрий сумел бежать из Рима в Антиохию, где его провозгласили царем в 162 г. Лисий и Антиох V Евпатор были убиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Узнав о смерти царя, Лисий, не дождавшись возвращения Филиппа, провозгласил царем сына умершего Антиоха IV – Антиоха V. Антиох V Евпатор, т.е. сын доблестного отца Антиоха IV, царствует два года В 163 г. Иуда Маккавей осадил крепость Иерусалимскую, в которой был сирийский гарнизон. По этому поводу вступили в Иудею сам Антиох V и Лисий с 120 т. войска и осадили Иуду в стенах храма, где открылся голод. Положение Иуды было тяжелое. Но Антиох V и Лисий, получив известие о возвращении из Вавилона в Антиохию Филиппа, заключили мир с Иудою, разрушили стены храма, казнили находившегося при войске Менелая, как главного виновника всех войн, и удалялись в Антиохию. На место Менелая Антиох V поставил первосвященником в Иерусалиме Алкима или Иоакима (163–160=3 г.) По прибытии в Антиохию, Антиох V, по совету Лисия, казнил Филиппа, который успел было овладеть столицею В следствие спора Птоломея VI Филометора с его младшим братом Птоломеем VII Фисконом, Римляне вмешались в дела Египта, и старшему брату отдали Египет и Кипр, а младшему Фискону – Кирене и Ливию. Дмитрий, сын Селевка IV, бежал из Рима, где он был заложником вместо дяди своего Антиоха IV, прибыл в Антиохию, велел казнить Антиоха V и Лисия и воссел на Сирийский престол, которым 14 лет незаконно владели его дядя и двоюродный брат. Дмитрий I Сотер, т.е. спасшийся бегством, сын Селевка IV, царствует 11 лет. По случаю жалоб Алкима, которого народ не хотел принимать, на Иуду и его братьев, как на возмутителей общественного покоя, Дмитрий I дал Алкиму, для утверждения его в звании первосвященника, полководца Вакхида с войском, которое убивало приверженцев Иуды, между тем как Иуда поражал партию Алкима. Вследствие новых жалоб Алкима, был послан Иудею Никанор, лучший Сирийский военачальник, но он был убит и войско его рассеяно. Теперь Димитрий I послал с Алкимом Вакхида, который уже был в Иудее, и Иуда пал в битве с ним. Ионафан, сын Маттафия, занимает место Иуды (161–143=18 л.) Он успешно продолжал борьбу с Вакхидом, и так как Алким умер внезапно от удара, то Вакхид, подкреплявший первосвященника, удалился в Сирию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1. Иуда, изгнав врага, возвратился в Иерусалим и положил много сил на возрождение духа и очищение храма, ибо от разрушения Антиохом и нечестия язычников оказался мерзким он по виду своему. 2. Но сирийцев, которые удерживали крепость, что была продолжением храма и по природе данного места возвышалась надо всем и была неприступной , они не смогли заставить сдаться, однако удерживали от частых вылазок. 3. Против них Иуда выставил сильное войско. Затем, озаботившись делом святого храма и обнеся его стеной, установили там постоянную вооруженную охрану. 4. Лисий же, снова вступивший с большими силами в Иудею, опять был побежден; великое поражение было нанесено войску его и союзникам, которые пришли с ним из других городов, дабы принять участие в войне. 5. Между тем, Антиох, который, как мы уже раньше говорили, направился в Персию, в город Елим, самый богатый в той стране, и в храме которого было много золота , бежал, столкнувшись с великим множеством спешивших на защиту города; кроме того, он получил известие о неудачах Лисия. 6. И вот от душевной печали заболел он телом. И когда был удручен внутренней болью, вспомнил то зло, которое причинил народу Божьему и признал, что получил по заслугам своим. Несколько дней спустя он умер, процарствовав 11 лет. Трон же оставил сыну своему Антиоху, имя которому было Евпатор . XXIII . 1. Тем временем Иуда осаждал сирийцев, находившихся в крепости. Они, одолеваемые жаждой и недостатком продуктов, послали вестников к царю, умоляя о помощи. И вот Евпатор со 100 тыс. воинов и 20 тыс. всадников двинулся на выручку, имея впереди войска слонов, нагонявших на всех великий страх. 2. Тогда Иуда, ослабив осаду, двинулся навстречу царю и в первом же сражении разбил сирийцев. Царь пожелал заключить мир, ибо, обладая врожденной злобой и коварством, решил отложить месть на будущее, 3. поскольку Деметрий, сын Селевка, который, как мы уже говорили, был дан Римлянам в заложники, когда услышал, что Антиох погиб, потребовал, дабы ему вернули царство. И когда было ему в том отказано, он тайно покинул Рим, прибыл в Сирию и захватил престол, убив сына Антиоха , который процарствовал 1 год и 6 месяцев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Также, с помощью небесного всадника, Иуда Маккавей и его соподвижники совершенно разбили при Иерусалиме новое большое войско, вторгнувшееся в Иудею с юго-востока через Вефсуру под предводительством Лисия; после чего Лисий заключил с иудеями выгодный для них мир, предоставив им полную свободу в исполнении ими своих религиозных обязанностей (гл. XI). После кратковременного спокойствия снова начались притеснения иудеев со стороны соседних сирийских наместников и вождей. В ответ на жестокое отношение к иудеям жителей Иоппии и Иамнии Иуда покорил эти города; затем Иуда разбил сильное арабское войско, взял одну сильную крепость, истребив гарнизон, оставленный в ней Тимофеем, a следом победил и самого Тимофея; овладев далее крепостями Карнионом и Ефроном, Иуда через город Скифов возвратился в Иерусалим (гл. XII, 1–31). После праздника Пятидесятницы он пошел против Горгия, военачальника Идумеи, которому, после упорного сражения, нанес полное поражение. У некоторых павших в этом сражении иудеев найдены были, при погребении их, вещи, посвященные Иамнийским идолам, и сделалось всем понятно, по какой причине они пали. Помышляя о воскресении, Иуда послал в Иерусалим до двух тысяч драхм серебра, как умилостивительную жертву за умерших, «да разрешатся от греха» (гл. XII, 32–45). Но против Иудеи скоро выступил с громаднейшим войском сам Антиох Евпатор и Лисий. К ним присоединился и Менелай с намерением новыми происками опять добиться сана первосвященника. Но царь, по совету Лисия, приговорил его к смертной казни в Берии через удушение горячим пеплом, как виновника всех недоразумений между иудеями и сирийцами. В Иудее Антиох Евпатор встретил упорное сопротивление со стороны Иуды и его соподвижников; войско его было разбито. Тщетно осаждал он и крепость Вефсуру; когда же, одновременно с неудачною осадой, он получил известие, что Филипп, оставленный цравителем в Антиохии, пытается захватить власть, то поспешил с иудеями заключить выгодный для них мир (гл. XIII). Спустя три года сирийским престолом овладел Димитрий, сын Селевка. Он, но наущению некоего Алкима, язычника по убеждениям, но добившегося первосвященнического сана, послал в Иудею Никанора, своего военачальника, с приказанием умертвить Иуду, рассеять его приверженцев и утвердить Алкима в сане первосвященника. При местечке Дессау произошла стычка, не совсем благоприятная для иудеев. Однако Никанор, из уважения и страха к мужеству и твердости Иуды и его приверженцев, не довел дела до кровопролития, заключил с ними мир и даже душевно расположился к Иуде. Раздраженный таким оборотом дела, Алким начал клеветать на Никанора перед царем и выхлопотал у царя строжайший указ Никанору: доставить Иуду в оковах в Антиохию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010