5. Кто прав, друзья или Иов? Этот последний и самый важный вопрос равносилен вопросу: а о чем вообще эта книга? Какой нравственный урок мы должны из нее извлечь?    Невероятный парадокс книги Иова заключается в том, что она одинаково очевидно и осуждает, и оправдывает позиции Иова. В результате эта учительная книга — книга, призванная служить духовным назиданием простому народу, содержать ясные указания о том, как надо жить, — повергает внимательного читателя в лучшем случае в состояние моральной прострации, в худшем — сеет зерно сомнения в справедливости и милосердии Бога. Чтобы избежать голословных суждений, обратимся же, наконец, к самой этой книге и попробуем кратко проследить развитие ее сюжета и наметить основные линии спора.     «Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла» (Иов. 1:1). И было послано ему страшное испытание по воле Господней, чтобы отразить клевету сатаны, воздвигнутую на Иова. В один день погибли все дети Иова и его имущество, а затем и сам он был поражен проказой. И говорила Иову жена: «похули Бога», но он остался тверд в своей верности Богу и «не согрешил Иов устами своими» (Иов. 2:9—10). Тогда пришли к Иову трое его прежних друзей, и между ними завязался долгий и мучительный спор о причинах постигших Иова бедствий. Трижды по очереди друзья брали слово, и девять раз говорил Иов. В первой же речи, произнесенной Елифазом, выдвинуты основные положения соперников Иова, его бывших друзей:    а). «Бог не наказывает несправедливо.     Вспомни же, погибал ли кто невинный     и где праведные бывали искореняемы?»    (Иов. 4— Иов. 8:3, 20 ; Иов.11:10—11).    б). «Если Иов и не видит за собой вины, это не значит, что ее нет, ибо никто живущий не чист перед Богом::     ...человек праведнее ли Бога?     и муж чище ли Творца своего?     Вот, Он и слугам Своим не доверяет;     и в ангелах Своих усматривает недостатки,     тем более — в обитающих в храминах из брения,     которых основание прах,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   5. При св. Григории Омиритском (IV в.) было сильное прение у христиан с евреями о достоинстве лица Иисуса Христа и Моисея. От лица евреев говорил мудрец их Ерван, а от лица христиан — св. Григорий. После многих неудачных возражений против Божества во Иисусе Христе и Его закона, Ерван в одну ночь видел чудное видение, которое рассказал своим собратьям евреям. «Видел я Моисея пророка нашего и Иисуса: стояли они на некоем святилище и беседовали. Моисей с согбенными к персям руками со страхом и трепетом предстоял Иисусу и поклонялся Ему как Господу и Богу своему. Я удивился сему явлению и сказал: «Моисее! Хорошо ли ты это делаешь?» Тогда он обратился ко мне и сказал: «Умолкни! Я не согрешаю, поклоняясь Владыке моему, ибо признаю Его Творцом моим и Господом. Зачем ты утруждаешь праведного епископа, противясь истине?» Видение это, впрочем, не вразумило Ервана. На следующий день он опять стал спорить со святителем. Пораженный св. Григорием во всех своих возражениях, Ерван в окончание спора предложил ему показать Христа видимым образом. Святитель Христов, несомненно веруя в силу Христову, обратился к молитве. После молитвы сделалось великое землетрясение, загремел от востока страшный гром, отверзлось небо, и светлое облако с огненным пламенем и солнечными лучами нисходило с неба на землю. В середине облака виден был Муж, краснейший добротою паче всех человек, Господь наш Иисус Христос. Он стал на воздухе против св. Григория. Объятые ужасом евреи пали на землю. Тогда святитель сказал Ервану: «Вот Тот, о Котором ты так много слышал от меня; смотри на Него и уверься, что един свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь». «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, — взывал Ерван со слезами, — прости мои согрешения, которыми я согрешал против Тебя по своему неведению». После сего Божественного явления все бывшие тут евреи, начиная с Ервана, уверовали в Господа Иисуса Христа и крестились (Чет.-Мин., 19 декабря).    При св. Феодоре Едесском был также спор у христиан с евреями о Божестве Господа Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

   Когда св. Мар Авген сошел к собранию и вошел в него, то он нашел их сидящими по партиям. Они же, увидев его, пришли в смятение пред ним и приняли его с великою честью. Вид же его был славен и лицо его было славно, как лицо Ангела Божия. Святой дал знак рукою, чтобы они подождали, пока он помолится в храме; и потом, после того как он помолился и вышел, то все собрались к нему с великою радостью. Он же опирался на посох и стоял среди них, и теснили его со всех сторон и целовали руки его и прикасались к одеждам его. Когда же кончили все, он повелел им сесть и выслушать его. И после того он немного поговорил с ними, и стало ясно ему затруднение ихи недовольство друг другом. И когда они желали говорить пред святым: «мы желаем, чтобы у нас был пастырь такой-то»; тогда другие говорили: " такого мы не желаем, а желаем такого-то»; и хотели и святого ввязать в этот спор. Тогда силою благодати, которая сопутствовала святому, он предузнал раньше времени (об этом) и жалел их в этом затруднении; и прежде чем они ему сказали, он предузнал причину их прихода к нему и сказал им так: «Знаю, чада, что с того времени, как ваш отец взят в житницу духовной жизни, и вы удержаны от общения (друг с другом); знаю, что печально вам, пока не выбран вам пастырь и руководитель. Поэтому, чада, выслушайте, что я советую вам, чтобы успокоились вы от взаимного раздора. Ибо никто из тех, кого вы выбрали, не был вашим пастырем и руководителем. Дух Святый избрал мужа, который будет готов в руководители вам. Я советую вам отправиться в город Амиду. Я слышал, что преподобные собрались там ради некоего дела. Поэтому теперь вставайте и пойдите к ним, и там вам будет показан муж, который будет приготовлен для вас в пастыря и руководителя». Они же приняли слово святого. Но удивились они старцу, как он, когда никто ничего не сказал ему, предуказал им причину их прихода и на личности тех, которых они избрали, он указал, что между ними нет руководителя. И тотчас встали все начальники Нисибина, и поклонились ему и приняли слово блаженного, и успокоились от спора между собою, и сошли в город.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Михей сказал: «От Сиона выйдет закон» (Мих. 4:2). Так же и Исаия говорит «От Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Ис. 2:3). Бог, желая явно и истинно показать благодать Нового закона, предсказал его через многих пророков. Михей и Исаия одинаково, слово в слово, сказали о Новом законе из-за жестокосердия иудеев, которые «слухом услышат — и не уразумеют» (Ср.: Ис. 6:9), — поэтому оба пророка сказали одними и теми же словами «От Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима»(Ис. 2:3).    Пусть не подумает кто-либо, что эти слова сказаны о законе Моисея: закон Моисея был дан до Исаии и Михея в пустыне горы Синайской, а не на Сионе и не в Иерусалиме. От Сиона и от Иерусалима выйдет Новый закон Евангелия Христа; из Иерусалима начнется апостольская проповедь и распространится по всему миру.    Об этом и Малахия говорит: «Прииму ли вас милостиво?» — говорит Господь Вседержитель... Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву. Вы же оскверняете Имя Господне» (Ср.: Мал. 1:9, 11—12). Когда сбылись эти слова? Когда на всяком месте приносится фимиам Богу? Только после пришествия Христа, ибо Моисей повелел ни в каком другом месте не приносить жертв, кроме того, которое изберет Господь Бог, — в одном городе повелел Моисей совершать жертвоприношения. Малахия же сказал: «на всяком месте будут приносить фимиам... чистую жертву».    На это скажут: Малахия противоречит и спорит с Моисеем. Но нет в словах Малахии ни противоречия, ни спора: ибо Моисей сказал о первой жертве, Малахия же сказал о Христовой жертве. Не думай, что это было сказано Малахией до пленения и сбылось в плену: пророк Малахия, сказавший это, жил после пленения, после возвращения из Вавилона, после возобновления города и обновления храма.    Так же и Софония сказал: «Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места...» (Соф. 2:11) Моисей повелел совершать богослужения в одном месте, Софония же сказал «Ему будут поклоняться, каждый со своего места». Ни в какое другое время, но только в настоящее, то есть после пришествия Христа, это исполнилось.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   С другой стороны, последняя речь Иова содержит фрагменты, указывающие на отход Иова от прежних позиций. Высказывания главы 27 настолько противоречат прежним утверждениям Иова, что большинство библейских критиков считает их позднейшей вставкой. Решительно опровергавший на протяжении всей поэмы тезис о прижизненной каре злодею, Иов в последней своей речи вдруг говорит буквально следующее:     «Вот, все вы и сами видели;     и для чего вы столько пустословите?     Вот, доля человеку беззаконному от Бога,     и наследие, какое получают от Вседержителя притеснители.     Если умножаются сыновья его, то под меч;     и потомки его не насытятся хлебом...     Если он наберет кучи серебра, как праха,     и наготовит одежд, как брение::     то он наготовит, а одеваться будет праведник,     и серебро получит себе на долю беспорочный...     Как воды, постигнут его ужасы;     в ночи похитит его буря.     Поднимет его восточный ветер, и понесет,     и он быстро побежит от него.     Устремится на него, и не пощадит,     как бы он ни силился убежать от руки его.     Всплеснут о нем руками,     и посвищут над ним с места его!»    (Иов. 27:12—23).    Но если считать эти слова органической частью текста, то они явно говорят о том, что друзья все-таки разубедили Иова. Заключительное раскаяние Иова подтверждает версию его поражения в споре.    3. Кто такой Елиуй? Фигура эта удивительна уже одним тем, что она не заявлена в качестве действующего лица в начале книги. Возникая неизвестно откуда в конце спора, Елиуй также внезапно исчезает, как бы передавая свою речь непосредственно Богу. Загадочен не только образ его появления и исчезновения, но и сама речь. Заявив предварительно, что он «молод летами» и неопытен в споре (Иов. 32:4—7), Елиуй изъявляет желание встать на место Бога: «Вот я, по желанию твоему, вместо Бога» (Иов.33:6), — а потом, все более распаляясь от собственной речи, доходит до того, что объявляет себя совершенством: «Потому что слова мои точно не ложь; пред тобою совершенный в познаниях» (Иов. 36:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

     В Неделю мытаря и фарисея церковный Устав предлагает для размышления отрывок из Послания апостола Павла к Тимофею. Помимо прочего, Павел говорит своему ученику: «Пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:14, 15). Согласно мысли апостола, христианин должен быть научен христианским догматам. Слова о том, что христианину в Церкви нужно учиться, в наше время удивляют многих людей. Увы, в нашем церковном сознании вера давно уже привыкла мирно уживаться с «благочестивым невежеством». Кого у нас называют церковным человеком? Того, кто ходит на службы, исповедуется и причащается. Как правило, совершенно упускается из виду, что такой человек может иметь неевангельское мировоззрение. Но Библия говорит о необходимости изучения христианских догматов. Апостолы уделяли катехизации новообращенных много времени и внимания. Например, первую христианскую общину в Антиохии Павел и Варнава учили целый год (см. Деян. 11:26). В беседе с пресвитерами Эфеса Павел свидетельствовал: «Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:31). Да и в нынешнем отрывке мы видим, как первоверховный апостол напоминает Тимофею, что тот научен истинам веры Христовой лично от него. Из истории мы знаем, что в древней Церкви катехизация оглашенных продолжалась до трех лет! К Таинству Крещения допускались только те, кто прочно усвоил содержание церковных догматов. В случае крещения детей крестные родители перед Богом обязались обучить ребенка правильной вере. Благодаря такой практике уровень просвещения христиан первого тысячелетия был очень высок (по крайней мере в городах). Для примера вспомним историю установления праздника Собор трех святителей. В XI веке в Константинополе разгорелся яростный спор, из-за которого столица разделилась на три партии. Первая партия зачитывалась книгами Златоуста, вторая превозносила Григория Богослова, а третья восхищалась трудами Василия Великого. Люди успокоились лишь тогда, когда святители явились во сне одному из архиереев и засвидетельствовали, что они равны перед Богом. Удивление здесь вызывает не столько чудесная развязка спора, сколько влюбленность простых горожан в богословие такого уровня сложности, который сегодня является подъемным разве что для выпускника духовной академии.

http://pravoslavie.ru/110248.html

     Некогда Господь «предстоял иудеям, облеченный плотью; нам предстоит Он, облеченный во Евангелие», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) (1) . Эту мысль можно продолжить. Так же, как на Голгофе воины делили между собой одежды Христовы – те одежды, от прикосновения к которым выздоравливали неисцелимые больные, так и сегодня неверующий ум, встречаясь с Евангелием, разделяет и препарирует евангельское слово. Вместо смысла в Писании ищут противоречий, вместо истины – темы для спора. Не желая укрепиться на камне веры, находят камень соблазна и преткновения – и соблазняются, и претыкаются. Вот и в сегодняшнем Апостоле мы читали слова, с помощью которых совопросники века сего пытаются доказать наличие противоречий в Библии. «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, – говорит Павел, – и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). Слова понятны. В письмах апостола Павла есть множество подобных мест. И действительно, в Писании мы можем найти такие слова, которые, на первый взгляд, будут противоречить учению Павла о соотношении веры и дел. Но перед тем как эти места привести, важно сказать, кто является их автором. Дело в том, что у великого тарсянина и вправду был серьезный оппонент из числа новозаветных писателей. Это первый епископ Иерусалима – Иаков, брат Господень. В отличие от Павла, проповедующего разрыв с ветхозаветным обрядовым законом, Иаков был иудеохристианином – и во Христа веровал, и закон соблюдал. Это чувствуется в тех местах Писания, где упоминается об Иакове. Например, когда Павел пришел к Иакову в Иерусалим, то от него и от окружавших его ревнителей закона получил совет совершить очищение по обряду (см. Деян. 21). Во время апостольского собора именно Иаков напомнил, что «закон Моисеев... по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян. 15:21). Как раз в той главе, из которой мы сегодня читали, Павел рассказывает, как Петр перестал есть с язычниками, когда в Антиохию из Иерусалима пришли люди от Иакова. Из этих штрихов складывается портрет авторитетного учителя веры, строгого ревнителя закона, с мнением которого считались даже прославленные апостолы.

http://pravoslavie.ru/116125.html

    «Тело подобно могильной плите, скрывающей погребенную под ней в этой жизни душу. В то же время эта плита представляет собою также и знак, ибо с ее помощью душа обозначает то, что ей нужно выразить, и потому тело правильно носит также название " сома " . И все же мне кажется, что скорее всего это имя установил кто-то из орфиков вот в каком смысле: душа терпит наказание – за что бы там она его ни терпела, – а плоть служит ей оплотом, чтобы она смогла уцелеть, находясь в теле, как в застенке. Так вот, тело есть так называемая плоть для души, пока та не расплатится сполна, и тут уж ни прибавить, ни убавить ни буквы» (Платон. Сочинения в четырех томах. T. 1. Кратил. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006. С. 448).   «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:13, 19-20).   Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Книга 2. Глава 12. О человеке. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 140-141.   Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Книга 3. Глава 18. Еще о [двух] волях, и свободах, и умах, и знаниях, и мудростях. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 304.   «В древнехристианской литературе не было такого схематического деления, т. е. в христианской мысли древности не было двух друг другу противоположных школ или одно другое исключающих течений. Спора дихо- и трихотомистов история патристической литературы не знает. Если же одни писатели предпочитали говорить о двухчастности человека, то это не мешало им допускать в других случаях и трихотомию» (Киприан Керн, архим. Антропология свт. Григория Паламы. Часть вторая систематическая. Глава шестая. Природа человека и строение его. М.: Паломник, 1996. С. 323).   Греч.: «δια­ τοτο λγω μν μ μεριμντε τ ψυχ μν τ φγητε τ πητε μηδ τ σματι μν τ νδσησθε οχ ψυχ πλεν στιν τς τροφς κα τ σμα το νδματος».

http://bogoslov.ru/article/6165161

  Синяя пряжа уподобляется цвету неба. Посему напоминала им Законоположника, Который все наполняет, обитает же, повидимому, на небе. Ибо сказано: «небо небесе Господеви» ( Псал. 113, 24 ); и: «Живый на небесех посмеется им» ( Псал. 2, 4 ). Сему учит и закон; ибо говорит: " узрите рясны, и воспомянете еся заповеди Господни, творити я, и не возвратитеся в след мыслей своих и... очес..., ими же вы соблудисте в след их» ( Числ. 15, 39 ). Вопрос 32. Корей еще имел некое основание возстать против Законодателя, потому что был из колена Левиина; но какой предлог к мятежу имели Дафан, Авирон и Елиав, которые вели род от Рувима? Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. ( Числ. 16, 1–2 ).   Рувим был первородный, и они думали, что священство прилично первородным, не обратили же внимания на то, что предок их лишен прав первородства за беззаконие. Вопрос 33. Что значит сказанное: «не внемли на жертву их»? Моисей весьма огорчился и сказал Господу: не обращай взора Твоего на приношение их; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них. ( Числ. 16, 15 ).   Произошел спор о священстве; те и другие из споривших, готовясь принести фимиам, в решении спора избрали Судиею Владыку Бога. Пророк, огорченный начальниками мятежа, умоляет Судию не принимать приносимого беззаконно мятежниками, и призывает Его во свидетельство о собственной своей правдивости. Ибо говорит: «не внемли на жертву их: ни единого похотения от них приях, ниже озлобих кого от них» ( Числ.16, 15 ). Судия же самым делом подтверждает свидетельство о них. Ибо говорит: «отступите... от среды сонма сего, и потреблю я абие» ( Числ. 16, 21 ). А достохвальный Моисей снова изъявляет свою кротость. Ибо, повергшись пред Судиею, вопиет: «Боже духов и всякия плоти, аще человек един согреши, на весь ли сонм гнев Господень» ( Числ. 16, 22 )? И человеколюбивый Господь, прияв моление раба Своего, повелевает прочим отделиться от мятежников, повелев же разверзнуться земле, делает, что кущи их поглощены вместе с живущими в них, и прошедшие посреди моря, пожраны землею; потому что Творцу не трудно и в море проложить сухой путь, а также в наказание из суши соделать море; и Египтян погубил Он водою, а Дафана, Авирона и прочих покрыл земными волнами, и их живых низвел во ад, а сонм Кореев истребил огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  Судитесь с вашей матерью, судитесь, ибо она не жена Моя и Я не муж ее… И детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их (Ос 2:2,4-5).   Далее следует длинная обвинительная речь, в которой жена-Израиль обвиняется в порочной связи со многими “любовниками” – так метафорически названы хананейские божества. То есть обвинение – скорее в идолопоклонстве, нежели в проституции. Речь не идет о том, что жена действительно “влюблена” в иные божества, говорится лишь об экономической выгоде, в этом смысле она и названа “проституткой”. В этом тексте трижды встречается союз lakhen (“посему”), который обычно вводит мотивировку приговора:   За то (lakhen) вот Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих. И погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: “Пойду я и возвращусь к первому мужу моему, ибо тогда лучше было мне, нежели теперь” (Ос 2:6-7) .   Это еще не приговор, а педагогическое внушение, цель которого – отвержение идолов и возвращение в свой дом. Бог со всей ревностью обманутого мужа делает все, чтобы Израиль не погиб в идолопоклонстве. И еще:   За то (lakhen) Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее (Ос 2:9).   Муж выдвигает новую угрозу – отнять пропитание. Это не вульгарный шантаж, это все то же стремление возвратить неверную жену, помочь ей найти обратный путь. Но пророк не останавливается на этом и идет вперед:   Посему (lakhen) вот и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды. И она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской (Ос 2:14-15).   Это третье lakhen с нашей точки зрения нелогично, поскольку вводит не угрозу, а пророчество о спасении, открывающее собой целую цепь спасительных пророчеств, одно тверже другого. Развиваясь, речь помаленьку отходит от жанра судебного процесса и преобразуется в пророчество. Союз lakhen больше не обозначает переход от обвинения к приговору, а становится грамматическим знаком спасения. Завершение этого спора отправляет нас не к карающему суду, к верховному, примиряющему правосудию: сам Бог принимает на Себя оскорбление и прощает его. И больше того – делает из него повод к еще более великому спасению. Посему в последней инстанции может восстановить правосудие только через прощение.

http://bogoslov.ru/article/4252498

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010