13 Мы же – народ Твой и овцы пажити Твоей, будем исповедовать Тебя, Боже, во век, в род и род возвещать хвалу Твою. Псалом 79 1 В конец. Об имеющих измениться. Свидетельство. Асафа. Псалом. 2 Пастырь Израиля, внемли, водящий, как овцу, Иосифа, сидящий на херувимах, явись! 3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею яви силу Твою и приди спасти нас. 4 Боже, обрати нас и просвети лицо Твоё, и спасемся. 5 Господи, Боже сил! Доколе будешь гневаться на молитву рабов Твоих? 6 Будешь питать нас хлебом слезным и поить нас слезами вдоволь? 7 Сделал нас предметом спора для соседей наших и враги наши дразнят нас. 8 Господи, Боже сил! Обрати нас, просвети лицо Твоё, и спасемся. 9 Виноград из Египта Ты перенес, изгнал народы и насадил его. 10 Ты приготовил ему путь, и посадил корни его, и он наполнил землю. 11 Тень его покрыла горы, и ветви его – кедры Божии. 12 Простер он отрасли свои до моря и лозы свои до рек. 13 Для чего же Ты снял ограду его, так что обрывают его все проходящие путем? 14 Повредил его лесной вепрь и одинокий дикий пожрал его. 15 Боже сил! Обратись, и воззри с неба, и посмотри, и посети виноград этот, 16 и соверши то, что насадила десница Твоя, на Сына человеческого, Которого Ты укрепил Себе. 17 Он пожжен огнем и взрыт. От гнева лица Твоего погибнут. 18 Да будет же рука Твоя над мужем десницы Твоей и над Сыном Человеческим, Которого Ты укрепил Себе. 19 И мы не отступим от Тебя: оживи нас, и мы будем призывать имя Твоё! 20 Господи, Боже сил! Обрати нас, и просвети лицо Твоё, и спасемся. Псалом 80 1 В конец. О точилах. Псалом Асафа. 2 Радуйтесь Богу, помощнику нашему, восклицайте Богу Иакова! 3 Возьмите псалом и дайте тимпан, сладкозвучную псалтирь с гуслями. 4 Вострубите в новомесячие трубою: в торжественный день праздника вашего. 5 Ибо таково повеление Израилю и определение у Бога Иакова. 6 Он поставил это в свидетельство Иосифу, когда он выходил из земли Египетской, он слышал язык, которого не знал. 7 Освободил Он от тяжестей хребет его: руки его работали корзиною.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

157 Ср.: РВ: «Но, предположим, кто-то скажет: «У тебя есть вера, а у меня – дела». Покажи мне свою веру без дел – и я покажу тебе свою веру через дела!». 175 Веру Раав приводит в пример апостол Павел в Евр.11:31 . Интересно пишет о Раав и святитель Иоанн Златоуст : «Послушай, что о [Рааав] говорит Писание, свидетельствуя о ее добрых делах. В блудилище она была словно бы жемчужина, в грязь замешанная, золото, в нечистоты брошенное, цвет благочестия, терниями засыпанный, благочестивая душа, в стране бесчестия запертая» (Библейские комментарии отцов Церкви. С.41). 177 «Братия мои!» – кстати, обращение в начале этого отрывка говорит, что апостол Иаков переходит от спора-диатрибы, характерной для 2 главы (см.: 2:14; 16: 18–22, 24), к поучению всем «братиям». 178 Баркли, У. Толкование соборных посланий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soteria.ru/barclay-06/. – Дата доступа: 1.06.2016. 181 Ср.: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:17–24 ). 183 Ср.: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» ( 2Тим.4:3–4 ). 184 Баркли, У. Толкование соборных посланий [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://soteria.ru/barclay-06/. – Дата доступа: 1.06.2016. 187 В с е т е л о (λον τ σμα) коней – в греч. используется то же словосочетание, что и в предыдущем стихе: все тело человека. 188 Букв.: под наименьшим (очень маленьким) рулем. Между прочим, у кораблей во времена апостола Иакова, было обычно два руля (широкие весла по обе стороны кормы), которыми управлял один кормчий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

16Тогда Авимелех сказал Исааку: «Ты должен уйти отсюда, ибо ты со своими людьми и богатством своим стал сильнее нас». 17Исаак ушел оттуда и поселился в долине Герарской. 18Он откопал те колодцы, что вырыты были в дни отца его Авраама (после смерти Авраама филистимляне завалили их), и назвал их теми же именами, которыми называл их отец его. 19Но когда рабы Исааковы в поисках воды копали в долине и нашли родниковую воду, 20герарские пастухи вступили в спор с пастухами Исаака, заявляя, что это их вода. Из–за этого спора Исаак дал колодцу имя Эсек . 21Выкопали другой колодец, но и из–за него тоже произошел спор – тому он дал имя Ситна . 22 Тогда ушел он из тех мест и выкопал еще один колодец, о котором уже никто не спорил. Его назвал он Реховот , сказав: «Вот теперь Господь даровал нам простор, и более многочисленным станет народ наш на земле этой». 23Оттуда Исаак перешел в Беэр–Шеву. 24 И там, в первую же ночь, явился ему Господь и сказал: «Я Бог Авраама, отца твоего. Не бойся, ибо Я с тобою. Я благословлю тебя и многочисленным сделаю потомство твое ради слуги Моего Авраама». 25Исаак поставил на этом месте жертвенник, призвал имя Господа, совершив богослужение, и раскинул там шатры свои, а рабы его принялись копать колодец. Союз с Авимелехом 26Между тем пришел к нему из Герара Авимелех с другом своим Ахуззатом и военачальником Пихолом. 27«Зачем вы пришли ко мне, спросил их Исаак, вы же возненавидели меня и прогнали из своей страны?» 28«Нам стало ясно, что с тобою Господь, ответили они. И поэтому мы подумали: нам нужен клятвенный договор с Исааком. Мы хотим заключить с тобой договор о том, 29что ты не будешь делать нам зла, как и мы не причиняли тебе ни малейшего вреда, а были неизменно добры к тебе, пока и не отпустили тебя с миром. И вот теперь ты благословлен Господом!» 30Исаак устроил для них пир, и они ели и пили вместе, 31а ранним утром клятвами заверили друг друга в своем желании жить в мире. Исаак простился с ними, и они ушли от него успокоенные. 32 Случилось, что в тот же самый день рабы Исаака принесли ему добрую весть о колодце, который они рыли. «Мы нашли воду!» кричали они. 33 Исаак дал этому колодцу имя Шива (поэтому и город там поныне называется Беэр–Шева). Обманом полученное благословение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

17–19]. Сын мой, бойся Господа и царя и не соединяйся с ослушниками, потому что внезапно наступит погибель их, и кто знает беду от них? Также и у мудрых [сказано]: «Не хорошо лицеприятствовать на суде». Кто говорит нечестивому: «Ты прав», тот проклят у народов, и племена будут ненавидеть того. Те, которые обличают, будуть похваляемы, и на них придет благословение. Устами целует тот, кто говорит правдивые слова [ст. 21–26]. Не будь напрасным свидетелем против ближнего своего и не ласкательствуй устами своими. Не говори: «Как он сделал мне, так и я сделаю ему. Я воздам каждому по делам его». Я прошел чрез поле ленивого человека, и чрез виноградник мужа глупого, и, вот, все наполнено терновником и поверхность покрылась колючею травою, и развалилась каменная ограда. Когда я, увидел это, то принял в сердце свое и научился от этого примера. [Глава XX:] Не начинай быстро спора о том, что увидели очи твои, чтобы не быть после в силах исправить это, когда ты обесчестишь друга своего. О деле своем говори с другом своим, но тайны не открывай постороннему, чтобы он не напал на тебя, когда услышит, и не перестал укорять тебя. Кто говорит слово в свое время, тот – как яблоки золотые на серебряных блюдах. Кто обличил мудрого и ухо послушное, тот – как золотая серьга и блестящий камень [ст. 8–12]. Кто поет стихи сердцу огорченному (pessimo), тот – как уксус на селитре. Если враг твой голоден, то напитай его, а если жаждет, то дай воды утолить жажду: ты собираешь угли на голову его, а тебе воздаст Господь [ст. 20–22]. Человек, не могущий управлять духом своим во время речи, подобен городу не запертому и не имеющему вокруг [себя] стен. [Глава XXVI:] Как птица, перелетающая моря, и воробей, летящий, куда ему хочется, так и напрасно произнесенное проклятие на кого-либо пройдет над ним. Для коня – бич, для осла – узда, а розга – на спину неразумных. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы не сделаться подобным ему. Отвечай глупому соответственно его глупости, чтобы он не показался себе самому мудрым [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1:21) — эти знаменитые слова Иова остались в веках оградительной молитвой от власти маммоны.    Во втором искушении испытывалась самонадеянность. Здесь испытуемый должен был обнаружить, насколько высока в его глазах собственная самодостаточность, ценность и могущество своего «Я». Христу сатана предлагал броситься вниз с крыла храма, чтобы засвидетельствовать Свое превосходство над смертными, Иову устами жены он предлагал бросить гордый вызов Богу, чтобы засвидетельствовать свою духовную независимость и несгибаемость. Много общего в этих двух фразах, разделенных веками: «бросься вниз» и «похули Бога и умри», — и затаенная зависть, и тонкая игра на человеческих слабостях. В них одно и то же демоническое вдохновение, один и тот же зубовный скрежет уязвленного самолюбия. Сколько сочувственных движений расшевеливает сатанинский соблазн в падшем человеческом естестве: и извечную жажду игры со смертью, и падкость на внешний эффект, и сладостное предвкушение опасного, но чарующего полета, и дремучую тягу к самоубийству. Если в первом искушении действовал низкий дух, дух, ползающий на чреве, то во втором к человеку обратился гордый дух, дух, возомнивший себя божеством.    Пройти это искушение Иову не составило труда. Мы помним, что он сказал жене: «ты говоришь как одна из безумных» (Иов. 2:10). Смиренному его духу ничем, кроме как безумием, и не могла показаться столь высокая самооценка, которая давала бы право самому распоряжаться своей судьбой. Иов знал свое место — и до испытания, и после него. Ни разу во время спора его не покинуло смиренное ощущение собственной недостойности и малости перед лицом Божиим:     «Что такое человек, что Ты столько ценишь его     и обращаешь на него внимание Твое...     вот, я лягу в прахе;     завтра поищешь меня, и меня нет».    (Иов. 7:17, 21);     «Тем более могу ли я отвечать Ему     и приискивать себе слова пред Ним?     Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать,     а буду умолять Судию моего»    (Иов. 9:14—15);     «Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь,     и не сухую ли соломинку преследуешь?»    (Иов. 13:25)    Даже в своем желании судиться с Богом Иов ни на миг не забывает этого «своего места», ни на миг не отступает от своего смирения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1.4. Ответ Бога Иову Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета На речь Елиуя ответа нет. Но происходит нечто существенно более важное: из бури раздается голос Божий, который обращается к Иову. В четырех последних главах, с 38 по 42, содержится пространная речь Господа, которая прерывается краткими репликами Иова. Первая часть ее исполнена риторическими вопросами, на которые Бог не требует ответа, отвечая Сам: «где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь?» (Иов. 38:4-5), – знает ли Иов меру всему на этой земле, знает ли он, как здесь все устроено. Он показывает, что величие творения и величие Божие превосходят всякую меру знания и понимания Иова. Но в первой речи обозрение творений Божиих ограничивается двумя уровнями: неживой природой и природой живой на уровне растений и животных. Иов в ответ на эти слова признает неверность своих суждений о действиях Бога. В полемике с друзьями Иов доказывал, что они теоретизируют хорошо, но вот он лично много раз видел как праведники бедствуют, а грешники благоденствуют. Он говорил: спросите у путешественников, и они вам скажут, что они видели множество беззаконных людей, которые пребывают у власти и угнетают праведников, и даже заявил, что Бог не наказывает грешников, и позволяет им и детям их благоденствовать. Кажется, в пылу спора он погорячился. И Иов отрекается от своих слов и говорит: «вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, – теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду» (Иов. 39:34-35). Затем следует еще одна речь Бога, в которой Он говорит Иову о двух тварях, которые называются бегемотом и левиафаном. Описав их, Господь предлагает Иову сразиться с ними, спрашивая, есть ли у него достаточно силы и искусства для того, чтобы победить. На что Иов говорит вдруг так: «знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:2-6). После чего Господь говорит Иову о том, что он оправдан, и о том, чтобы он принес жертву во искупление греха друзей своих, которые не так верно говорили о Нем. И Иов снова получает благоденствие, он получает вдвое больше скота и всяких богатств по сравнению с тем, сколько он имел прежде всей этой истории, но такое же количество детей, как он имел и раньше. Заметим этот немаловажный момент. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431309/

1 . Я удручен скорбью, поскольку в пребывающей у вас Церкви Господней до сих пор нет епископа. Из всех Церквей Лигурии, Эмилии, Венеции и прочих областей Италии только она оказалась лишенной той должности, блюстителей которой прежде сама поставляла другим. Всего же тяжелее то, что ответственность за разрешение спора, вызвавшего затруднение в этом деле, возлагают на меня. Если между вами возникли раздоры, то возможно ли нам принять решение, вам сделать выбор, а всем обрести покой, так чтобы разномысленные сохраняли порядок, который с трудом поддерживается даже у пребывающих в согласии? 2 . Таковы-то ученики исповедника 577 , таково потомство праведных отцов, которые прежде никому не известного святого Евсевия предпочли своим согражданам и, едва увидев, утвердили 578 ? Достаточно было увидеть, чтобы утвердить! Неудивительно, что великим мужем стал избранник всей Церкви, неудивительна уверенность, что по воле божьей поставлен тот, на кого пал всеобщий выбор. Давайте и мы последуем примеру предков! Более того, вы, воспитанники святого исповедника, должны быть настолько лучше отцов, насколько лучше был сам учитель, назидавший и наставлявший вас, вы должны зримо выказать благоразумное согласие, придя к единодушию в избрании епископа. 3 . По слову Господа, достаточно двоим на земле просить о всяком деле, и, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего; ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18:19–20 ). Если же ваше собрание во имя Господа многолюдно и у всех одно моление, то нельзя сомневаться, что Иисус Христос явит вам Свою волю, будет Посредником решения, Ходатаем поставления и Подателем благодати. 4 . Так сделайте себя достойными пребывания Господа среди вас. Христос там, где мир, потому что Он – мир 579 : Христос там, где праведность, потому что Он – праведность 580 . Пусть же Христос встанет посреди вас, чтобы вы видели Его и чтобы не для вас звучали слова: Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете ( Ин. 1:26 ). Не видели Его иудеи, которые не верили в Него, мы же видим Его благочестием, познаём верой.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1Мак.8:3 также о том, что сделали они в стране Испанской, чтобы овладеть находящимися там серебряными и золотыми рудниками, «В стране Испанской…» – Испания, как известно, во вторую Пуническую войну между Римом и Карфагеном была главным предметом спора и ареной для борьбы, и после битвы при Заме в 201 г. до Р. Х. формально отошла от Карфагена к Риму, но окончательное закрепление этой страны за Римом стоило последнему большой борьбы и многих усилий, благодаря свободолюбивому характеру жителей. Только в 19 г. до Р. Х. с покорением г. Кантабров завершилось завоевание всего полуострова, так что римляне ко времени нашего историка собственно не были еще полновластными господами всей страны. 1Мак.8:4 и своим благоразумием и твердостью овладели всем краем, хотя тот край весьма далеко отстоял от них, равно о царях, которые приходили против них от конца земли, и они сокрушили их и поразили великим поражением, а прочие платят им ежегодно дань; Под царями, которые «приходили против них (т. е. римлян) от конца земли…» – вероятнее всего, надо разуметь испанских и особенно карфагенских царей или просто начальников отдельных испанских народностей и полководцев, которые в древности часто назывались царями. 1Мак.8:5 они также сокрушили на войне и покорили себе Филиппа и Персея, царя Китийского, и других, восставших против них, Филипп, упоминаемый здесь, есть Филипп III, сын Димитрия II, с 221 г. царь Македонии; после многолетней войны с римлянами был совершенно разбит Квинкцием Фламинием в 197 г. у Киноскефалийских холмов (в Фессалии) и вынужден заключить унизительный для себя мир (Лив. XXXI, 5; XXXIII, 1–13, 30; Флор. II, 7). – Персей, сын и преемник Филиппа, в 168 г. до Р. Х. разбит Эмилием Павлом в битве при Пидне, и умер спустя 5 лет в плену (Полив. XXIX, 6 и 7; Лив. XLIV, 40 и д.; XLV, 4 и д.; Флор. II, 12). – «Царя Китийского…», т. е. Македонского, см. к I, 1. – «И других восстававших против них…», т. е., вероятно, народностей и князей, помогавших Персею, каковы были: эпироты, фессалийцы, фракийцы и гентийцы из Иллирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

20; Пс.68:26). Это (говорится) о селе и о доме. " И достоинство его да приимет другой " , т.е., начальство, священство. Следовательно, не по моей мысли это совершается, а по воле Того, Кто это предрек. Чтобы не показалось, будто он берется за дело слишком великое, за такое, какое совершал Христос, он в свидетели привел пророка. " Итак надобно " , говорит, " чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время " (ст. 21). Зачем он советуется с ними? Чтобы это дело не сделалось предметом спора, чтобы между ними не вышло распри. Ведь если это случилось с самими (апостолами), то тем скорее (могло случиться) с теми людьми. Этого он всегда избегает; потому и говорил в самом начале: " мужи братия " , нужно избрать из нас. Он предоставляет это дело на суд большинства, а чрез то и избираемых выставляет достопочтенными, и от себя отклоняет вражду со стороны других, так как подобные дела всегда порождают большое зло. И вот, что надобно так поступить, (избрать), этому в свидетели он приводит пророка; а из каких лиц надобно (сделать выбор), это он объясняет сам, говоря: " один из тех, которые находились с нами во всё время " . Если бы он сказал: надобно, чтобы это были люди способные, он оскорбил бы остальных; а теперь он дело предоставил времени, сказав не просто: " находились " , но: " во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его " (ст. 21, 22). Для чего это? Чтобы лик (апостольский) не оставался не полным. Что же? Разве самому Петру нельзя было избрать? Очень можно. Но он этого не делает, чтобы не показаться пристрастным; а с другой стороны, он не получил еще и Святого Духа. " И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия " (ст. 23). Не сам Петр поставил их, но все; а мнение подал он, показав, впрочем, что и оно принадлежит не ему, а издревле уже (возвещено) в пророчестве, так что он был лишь толкователь, а не наставник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1659...

27. Отсюда он отправился в Тулузу, отослав к Магнульфу 1192 , епископу города, послов с просьбой принять его. Но тот, помня прежнюю обиду, которую он некогда претерпел от Сигульфа 1193 , желавшего взойти на царство, сказал своим горожанам: «Мы знаем, что королями являются Гунтрамн и его племянник, а откуда этот, мы не знаем. Итак, будьте готовы, и если герцог Дезидерий захочет причинить нам это зло 1194 , он погибнет так же, как и Сигульф, и пусть это будет для всех примером, чтобы никто из чужестранцев не смел посягать на королевство франков». Пока они таким образом готовились к сопротивлению и к войне, пришел Гундовальд с большим войском. Видя, что они не могут выдержать его натиска, они приняли Гундовальда. После этого, сидя вместе с Гундовальдом за трапезой в епископском доме 1195 , епископ сказал ему: «Ты выдаешь себя за сына короля Хлотаря, но правда ли это или нет, мы не знаем. И если даже ты сможешь добиться завершения начатого дела, все же нам кажется это невозможным» А тот сказал: «Я сын короля Хлотаря и намереваюсь теперь овладеть частью королевства. И я быстро дойду до Парижа и сделаю его престольным градом своего королевства». Епископ ему говорит: «Итак, неужели правда, что никого не осталось из рода франкских королей, если ты намерен выполнить то, что говоришь?» Когда во время этого спора Муммол услышал эти слова, он поднял руку и нанес епископу пощечину, говоря: «Как тебе не стыдно, низкий и глупый ты человек, так отвечать великому королю?» Когда же и Дезидерий узнал о том, что было сказано епископом, он, разгневавшись, поднял на него руку. И они оба избили его копьями, кулаками, ногами и связали веревкой, приговорив к изгнанию. Они унесли у него все вещи, как его собственные, так и церковные. Ваддон же, который был майордомом 1196 королевской дочери Ригунты, тоже присоединился к ним. Но остальные, которые пришли с ним, разбежались 1197 . 28. Войско же Гунтрамна, выступив из Пуатье, отправилось дальше за Гундовальдом. И за войском последовали корысти ради многие жители Тура. Но в пути они подверглись нападению жителей Пуатье, и некоторые из них были убиты, многие же были ограблены и вернулись обратно, а за ними вернулись также и те, которые присоединились к войску еще раньше. И вот войско подошло к реке Дордонь и стало ожидать известий о Гундовальде. А с Гундовальдом были, как я уже сказал, герцог Дезидерий и Бладаст 1198 с Ваддоном, майордомом королевской дочери Ригунты. Первыми же при нем были епископ Сагиттарий 1199 и Муммол. Ведь Гундовальд уже обещал этому Сагиттарию епископство в Тулузе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010