Одесск. у. 14 марта 1866 г. 88. См. дело Канцелярии Херсонск. Губернатора по секретному столу ч. I, стр. 1, 59 Отношение С.-Петербургской евангелическо-лютеранской консистории 1873 года мая 10 дня 794 См. Дело К. X. Г. Часть II, л. 154. 60 «Общество штундовых на юге России». См. Дело Канц. Херсонск. Губернатора. (нрзб), стр. 19–22. 61 См. Рапорт инспектору колоний южной России, Биллеру, Хортицкого волостн. Правления 1802 г. 11 сентября 2345. 62 См. Отношение пристава 2-го стана Екатеринославского уезда Хортицкому волостному Правлению от 5 мая 1862 г. 214. 65 Отношение судебн. следователя 3-го участка Екатеринославского уезда на имя Хитрецкого Окружного Приказа от 27 июня 1862 г. 71 Рапорт исправника одесск. у. херсонскому губернатору 1872 г. 22 февраля 7. См. Дело К. X. Г. ч. 1, стр. 469. 72 Отношение новороссийского и бессарабского г.-губернатора херсон­скому губернатору 1872 г. 13 декабря 376. См. Дело К. X. Г. ч. I стр. 602. 73 Рапорт исправника одесск. уезда херсонскому губернатору 1872 г. 27 декабря 4088. См. Дело К. X. Г. ч. I, стр. 632. 80 См. предписание Екатеринослав. уездн. полицейского Управления приставу 2-го стана Екатериносл. у. от 12 октября 1879 г. 2373. 84 Для большего убеждения читателя в том, что наставление Министра В. Дел (С. Ланского), которым руководилась светская администрация в первоначальных отношениях своих к штунде, имеет в виду исключительно раскол старообрядчества, приводим наиболее характерные пункты этого наставления. «§4. Духовное и гражданское начальства в отношении своих действий с раскольниками соблюдают коренное правило, по которому состоящие в расколе от рождения, т. е. когда родители их действительно раскольники, а не совращённые из православия в раскол, не преследуются за мнения о вере, но им строго запрещается распространять свои заблуждения между православными и вообще уклоняться от исполнения общих законов и определённых правил благоустройства. §5. Вместе с исполнением существующего закона о не преследовании давнишних раскольников за мнения их о вере, не допуская отнюдь православных к совращению в раскол, гражданское начальство заботится, чтобы, при исполнении раскольниками треб, по своим обрядам, не было с их стороны публичного оказательства раскола соблазнительного для православных, а потому гражданское начальство отнюдь не дозволяет совершения раскольнических обрядов явно, или с признаками публичного оказательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Бенкендорф мигнул Левашеву. – Не сердитесь, мой друг, он больше не будет. Вы хотели рассказать нам, как провели день Четырнадцатого. – Да, хотел. Только все, как во сне, – сна не расскажешь. Ночь простоял во дворце, на карауле; глаз не смыкал, устал, как собака. Кровь бросилась в голову – это у меня часто бывает от бессонницы. Утром поехал в кофейню Лореда, купил конфет, лимонных, кисленьких. Очень, люблю. Потом домой, спать. А потом вдруг – на площади. Затащили в каре. Двадцать раз уходил; обнимали, целовали – остался, сам не знаю зачем… – Вы держали пистолет в руке? – спросил Бенкендорф. – Пистолет? Может быть. Кто-нибудь сунул… Левашев начал что-то записывать карандашом на бумажке. – Ваше превосходительство, зачем он записывает? Пистолет – вздор. Да и не помню. Может быть, не было. – А как стреляли в графа Милорадовича, видели? – Видел. – Кто стрелял? – Этого не видел. – Жаль. Могли бы спасти невинного. – Эх, господа, вы все не то… Непременно нужно? – Непременно. – Ну, дайте на ушко… Бенкендорф наклонился, и Одоевский шепнул ему на ухо. – А потом, когда расстреляли, – заговорил опять громко, все так же спокойно и весело, – пошел через Неву на Васильевский, а оттуда на Мойку, к сочинителю Жандру. Старуха Жандриха – очень любит меня – увидела, завыла: «Бегите!» Кинула денег. Я пуще потерял голову. Пошел куда глаза глядят. Хотел скрыться под землю, под лед. Люди заглядывали в глаза, как вороны – в глаза умирающего. Ночевал на канаве под мостом. В прорубь попал, тонул, замерзал. Смерть уже чувствовал. Вылез, умалишенный. Утром опять пошел. Два дня ходил Бог знает где. В Катерингофе был, в Красном. Тулуп купил, шапку, мужиком оделся. Вернулся в Петербург. К дяде Васе Ланскому, министру. Обещал спрятать, а сам поехал донести в полицию. Ну, думаю, плохо. Вот к вам и явился… – Вы не сами явились, вас привезли, – поправил Башуцкий. – Привезли? Не помню. Сам хотел. В России не уйдешь. Я на себе испытал. Русский человек храбр, как шпага, тверд, как кремень, пока в душе Бог и царь, а без них – тряпка, подлец. Вот как я сейчас. Ведь я подлец, ваше превосходительство, а? – вдруг обернулся к Бенкендорфу и посмотрел ему прямо в лицо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Это – его праздник, это этап в его жизни, на котором мы и остановимся. Друзья покойного и те круги общества, в которых он вращался и трудился, собрались к нему, чтобы, подведя итоги его трудам за четверть века, выразить ему свою признательность и благодарность. Вот что повествуют нам об этом моменте жизни В. П-ча современные ему газеты: «Московские Церковные Ведомости», «Гражданин», «Московский Листок», «Русский Курьер» и др. Почтить юбиляра в этот день к нему собрались: епископ Дмитровский Мисаил, – присутствие которого, отмечает газета, является такой наградой, которой из сельских иереев о. Гурьев удостоился первый; представители благочиния, в котором В.П. служил, представители от Московского уездного училищного совета – граф М.С. Ланской, председатель Московской уездной земской управы М.Д. Пфейфер, И.И. Кристи, г. Бабановский, попечитель школы В.Н.Гирш, инспектора народных училищ А.П.Смирнов и И.Ю.Некрасов; представители общества хоругвеносцев, прихожане, дачники, почитатели и ученики. Большинство из этих представителей почтили юбиляра поднесением икон. На торжестве было произнесено много речей, содержание которых вращалось около очерченной нами деятельности В. П-ча. Особенного внимания заслуживает речь инспектора народных училищ г. Некрасова – «о русском священнике», тронувшая всех, по замечанию газеты, до слез, в которой он охарактеризовал личность В. П-ча, как исключительно талантливого педагога. Обрисовывая деятельность юбиляра, «Гражданин», между прочим, останавливается на том влиянии, которое имел В.П. на людей посторонних его приходу: «дачники все лето также пользуются поучениями о. Гурьева, и до того ценят его высоко-нравственный строй и истинно-христианскую проповедь, что выбирают его себе духовником и  законоучителем для своих детей, живя зимой в Москве». «Вы для нас второе солнце нравственное, к которому мы летом приезжаем согреваться», – высказал в своей поздравительной речи один из дачников. В ответ на все эти приветствия В.П. произнес прекрасную речь, в которой сказались все те черты, которые особенно характерно отражались в его благородной личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/

Рухнул кузнец и не встал… как тогда… Император… Но вернувшись во дворец, граф Алехан пал на колени перед ликом Нерукотворного Спаса. – Спаси и помилуй! Не спали души моей Твоим небесным огнем! Кровь на мне и на детях моих! Кончились веселые дни Нескучного. Последние годы затворником жил граф Орлов-Чесменский . Говорили потом, страшны были его смертные муки. Недаром его единственная дочь, богатейшая невеста России, сыпала ведрами яхонты и жемчуга к ногам юродивого Фотия на украшение его Новгородских храмов, сапоги смазные с него стягивала и ноги ему мыла. – Смирись! Убей гордыню свою! – покрикивал юродивый. – Молись! На тебе пролитая отцом безвинная кровь… Шли годы. Сменялись люди. Совесть жила. Грех не таи – покайся! Много пота, слез да и крови пролил русский крестьянин-хлебороб, трудясь над украшением Белокаменной. Не потому ли именно отсюда прозвучали первые голоса, требовавшие его освобождения? Они были различны, но звали к одному и тому же. Здесь, в Москве, написал и отпечатал будущий историк Государства Российского Карамзин свою «Бедную Лизу». Если теперь ее прочесть, может быть, и смешно покажется, а тогда святыми слезами плакали, читая ее… Пруд, в котором утопил невинную душу замысел гуманиста-сочинителя, показывали даже еще во времена НЭП’а, и лишь строительство первой пятилетки покрыло бетонной корой эту лужицу мутной воды, озаренную пламенем чистого сердца. В музее революции, бывшем Английском клубе, экскурсовод покажет круглую угловую комнату, стройно обрамленную белыми мраморными колоннами, и скажет: – Здесь обычно сидел П. Я. Чаадаев. Но он не скажет того, что и здесь, хотя по-иному, говорила та же русская совесть. Напитанными желчью, ядовитыми стрелами колол московский «остроумец» тогдашнюю «страну рабов». Эти стрелы глубоко вонзались в сердца окружавших его гурьбою московских бар, а не из их ли среды вышли Ланской, Ростовцев, Милютин и другие сотрудники Царя-Освободителя? Никитская улица носит теперь имя Герцена. Переулки на ней – Станкевича, Грановского. Улиц, носящих имена Киреевских, Аксаковых или Хомяковых, в Москве нет. Это несправедливо и противоречит словам того же Герцена. В «Былом и думах» он говорит, что и западники и славянофилы шли разными путями, но к одному и тому же – к борьбе с крепостничеством.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович (30.07.1804, Москва - 27.02. 1869, там же), князь, писатель, мыслитель, педагог, муз. критик, гос. деятель; тайный советник (1858), гофмейстер (1858). Из черниговских Рюриковичей, предком О. являлся мч. кн. Михаил Всеволодович Черниговский. Рано потеряв отца, О. воспитывался сначала в доме отчима, П. Д. Сеченова, затем в доме опекуна, двоюродного дяди по отцовской линии ген. Д. А. Закревского, и в Благородном пансионе при Московском ун-те (1816-1822), к-рый закончил с золотой медалью. В 1823 г. О. поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, войдя в круг «архивных юношей», как называли впосл. историки и биографы О. и его друзей. В 1823-1825 гг. О. состоял председателем «Общества любомудрия», в которое входили И. В. Киреевский , Д. В. Веневитинов, А. И. Кошелёв , С. П. Шевырёв и др. Заседания об-ва проходили на квартире О. в Газетном пер. В это же время О. совместно с В. К. Кюхельбекером издавал литературно-философский альманах «Мнемозина». В 1826 г. он переехал в С.-Петербург, где женился на дочери гофмаршала С. С. Ланского и поступил на службу в Цензурный комитет Мин-ва внутренних дел, работал в Мин-ве гос. имуществ. В 1846 г. О. назначен помощником директора Имп. публичной б-ки в С.-Петербурге и директором Румянцевского музея в Москве. В 1846 г. О. написал устав новоучрежденного «Общества посещения бедных просителей в Петербурге», просуществовавшего 9 лет; все это время оставался его председателем. В 1861 г. О. был уволен с должности директора Румянцевского музея и получил место сенатора в Москве. В февр. 1865 г. назначен на должность первоприсутствующего 8-го департамента правительствующего Сената, в к-рой и оставался до конца жизни. В молодости О. увлекся учением Ф. В. Й. Шеллинга , мистической натурфилософией. Уже в пору председательства в «Обществе любомудрия» О. стремился к раскрытию представления о мире как органическом целом и надеялся сконструировать некую всеобъемлющую философскую систему.

http://pravenc.ru/text/2578213.html

Университет. Начало деятельности Итак, в 1898 году Валентин Войно-Ясенецкий стал студентом Киевского университета имени святого князя Владимира. Скоро его избрали старостой курса, что было выражением особого доверия со стороны однокашников. Однажды в группе произошел инцидент – в пылу ссоры один студент ударил другого по щеке. Войно-Ясенецкий вступился за оскорбленного сокурсника. Всегда чуткий к чужому страданию и боли, он вставал на сторону слабого, протестуя против насилия и несправедливости. Учился юноша в университете хорошо и неожиданно для самого себя увлекся анатомией. То, что многих от медицины отпугивало, привлекло его более всего. «Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии... Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии» 14]. Оканчивая университет осенью 1903 года, он заявил о том, что хочет быть всю жизнь участковым земским врачом. «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям», – писал он потом в своих мемуарах. Но грянула русско-японская война. В составе медицинского отряда Красного Креста Войно-Ясенецкий выехал 30 марта 1904 года на Дальний Восток. Отряд расположился в Чите. Здесь-то и началась практика хирурга-врача. Главный врач поручил молодому выпускнику заведовать хирургическим отделением и не ошибся: операции, проводимые Валентином Феликсовичем, были сложными и проходили безупречно, неудач не было. Он сразу же стал оперировать на костях, суставах и черепе. Сказывался его пристальный интерес к топографической анатомии. Здесь же, в Чите, произошло еще одно важное событие в жизни Войно-Ясенецкого: его женитьба на Анне Васильевне Ланской, дочери управляющего поместьем на Украине. Анна приехала в Читу с тем же отрядом Красного Креста, будучи сестрой милосердия. В госпитале ее называли «святой сестрой». Два врача просили ее руки, но она отказала, потому что дала обет безбрачия. Решив выйти замуж за Войно-Ясенецкого, она нарушила этот обет. «В ночь перед венчанием в церкви, построенной декабристами, она молилась перед иконой Спасителя. Вдруг ей показалось, что Христос отвернул Свой лик и образ Его исчез из киота. Это было, по-видимому, напоминанием о ее обете, и за нарушение его Господь тяжело наказал ее невыносимой, патологической ревностью» 16–17].

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Прибыв в Париж во 2-й пол. 30-х гг. XII в., П. Л. стал изучать теологию в школе Сен-Викторского аббатства. К.-л. сведения о его учителях и занятиях в 30-40-х гг. XII в. отсутствуют. Неизвестно, посещал ли он наряду с Сен-Викторской др. парижские школы. Сочинения П. Л. свидетельствуют, что он знал содержание ряда трудов Петра Абеляра († 1142/43) и Гильберта Порретанского († 1154), к-рые в этот период преподавали в Париже, однако маловероятно, что он лично слушал их лекции. Ориентируясь на т. зр. Бернарда Клервоского и Гуго Сен-Викторского, П. Л. отрицательно относился к предложенным Петром Абеляром и Гильбертом Порретанским новым идеям и методам в теологии; он оставался верным богословским и экзегетическим принципам Ланской школы, а также августиновской богословской традиции в том систематизированном виде, к-рый она приобрела в трудах Гуго Сен-Викторского. В нач. 40-х гг. XII в. Гуго и Петр Абеляр скончались, а Гильберт покинул Париж. Будучи одним из наиболее талантливых представителей нового поколения теологов, П. Л. вскоре вышел на передний план. Ок. 1144 г. он упоминается в анонимной поэме как «известный теолог Ломбардец» (celebrum theologum vidimus Lumbardum) в ряду др. парижских учителей (см.: Brady. 1971. P. И. Бради, основываясь на подписях в архивных документах, заключил, что в 40-х гг. XII в. П. Л. стал каноником собора Нотр-Дам-де-Пари. Так, в 1145 и 1146 гг. упоминается «Петр отрок» (puer, т. е. посвященный в один из малых чинов), в 1147 г.- «Петр субдиакон», в 1150 г.- «магистр Петр субдиакон, Парижский каноник», в 1156-1157 гг.- «Петр архидиакон» (см.: Ibid. P. Хотя не все упоминания о «Петре» в документах могут быть с уверенностью отнесены к П. Л. (см.: Mews, Monagle. 2010. P. 88; Monagle. 2013. P. 51), гипотеза о его принадлежности к соборному капитулу признаётся большинством исследователей весьма вероятной (напр., см.: Rosemann. 2004. P. 37). Успешная церковная карьера П. Л. в наиболее престижном соборном капитуле Франции, по-видимому, была связана с его авторитетом как преподавателя и теолога. Предполагается, что с нач. 40-х гг. XII в. и до принятия епископского сана в 1159 г. П. Л. преподавал в школе собора Нотр-Дам-де-Пари; о том, что он читал лекции в к.-л. др. школах Парижа, сведений нет (см.: Brady. 1971. P. ср.: Doyle. 2016. P. 41-46).

http://pravenc.ru/text/Петр ...

Александр Сергеевич прекрасно понимал характер своей избранницы, но разве в этом дело? Случилась Любовь! И он не просто очень любил, он благотворил свою юную прекрасную Мадонну! Именно с ней поэт обрёл, наконец, пусть и ненадолго, свою тихую семейную гавань. Читая его письма к жене, я не устаю удивляться, сколько же в них и мужниной нежной любви, и отеческих укоризн, и дружеских наставлений!.. Да, наверное, Наталья Николаевна не блистала умом, но у неё было доброе сердце! Не случайно, уже будучи Ланской, она стала прекрасной матерью не только своим детям - в её семье постоянно жило и радовалось ещё несколько малышей, родственников второго мужа и их общих друзей. Сводить же смерть поэта только к семейной драме - значит не понимать сути происшедшего и, если хотите, принижать значение Пушкина и его роль в жизни тогдашней России. А в России тогда действовала, по словам исследователя Д.Д. Благого, «антинародная антинациональная придворная верхушка ... которая издавна затаила злобу на противостоящего ей русского национального гения». Ещё современник поэта Пётр Вяземский писал о «космополитическом олигархическом ареопаге», ведущими представителями которого была чета Нессельроде, ненавидевшая Пушкина. (Графа Нессельроде, тогдашнего министра иностранных дел за его прозападную политику современники иронично называли «австрийский министр русских иностранных дел»). Ещё в 1928г. один из видных пушкиноведов Владислав Ходасевич опубликовал в эмигрантской газете небольшую статью под названием «Графиня Нессельроде и Пушкин», где убедительно доказывал, что именно она была заказчицей подлого анонимного диплома, в конечном итоге приведшего к гибели поэта. Уже современный нам пушкиновед Н.Н. Скатов писал о неизбежности противоборства выше упомянутого «лагеря» с Пушкиным, как «главной опорой русской национальной жизни». ...Более 170-ти лет назад в Санкт-Петербурге вышел первый номер литературного журнала «Современник», который, по выражению, писателя Игоря Золотусского стал «последним поприщем» поэта. Хотелось бы добавить - последним великим поприщем, ибо Пушкин отважился начать новое небывалое дело - заставить читателей мыслить, анализировать, а также не только умом, но и сердцем постигать глубины всего сущего! И это при том, что тогдашние русские авторы в основном подражали французской словесности, а средний, или как сейчас говорят, массовый читатель был копией нынешних любителей ТВ-шоу. Он также любил скандалы всякого рода, убийства, «клубничку» и «развесистую клюкву»...

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/04/...

Таково было положение дел, когда 19 февраля 1855 г. вступил на престол новый император. Он был известен за представителя дворянских привилегий, и первые акты его царствования поддерживали в дворянском обществе это убеждение. Актами этими было выражено и подчеркнуто намерение нового правительства нерушимо охранять дворянские права. Вот почему желавшие развязки тяжелого вопроса мало ждали от нового царствования. Пока правительство было отвлечено внешней борьбой, доставшейся по наследству от прежнего царствования. Наконец, 18 марта 1856 г. был заключен Парижский мир. В этот промежуток некоторые сравнительные перемены еще более убедили дворянство, что его права останутся неприкосновенными. При воцарении нового императора министром внутренних дел был Бибиков, некогда на должности генерал-губернатора Западной Руси, т. е. в Киевской и прилежащих губерниях, показавший себя приверженцем крестьянских интересов; тогда он выработал в Западной и Юго-Западной Руси известные свои инвентари, т. е. акты, которыми определялось по каждому имению, сколько крестьяне должны платить или работать на помещика; инвентари, таким образом, стесняли произвол землевладельцев по отношению к крестьянам. Инвентари произвели сильный ропот в западнорусском дворянстве. Вскоре по вступлении нового императора на престол, в августе 1855 г., Бибиков, всегда неприятный Александру, был удален и на место его был назначен министром внутренних дел человек, равнодушный к вопросу и считавшийся другом дворян, – Ланской. Бибиков, стесняя произвол дворян, на министерском посту настоял, чтобы исправники, которые прежде выбирались дворянством, назначались от короны. В начале нового царствования этот закон был отменен, и уездная полиция опять была возвращена дворянству в лице выборного исправника. Итак, дворянское общество остановилось на мысли, что новое царствование будет царствованием дворянским, и довольно спокойно встретило манифест о мире, который призывал общество «к устранению вкравшихся в нем недостатков». Это принято было за фразы, которые писались из приличия, а не за программу нового царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Так 5 января социальная сеть Инстаграм удалила страницу певицы, исполнительницы песни « Любимую не отдают», Алены Ланской. Раньше такая участь постигла аккаунт Мисс-Беларусь 2018 Василевич. Был также заблокирован в Инстограме аккаунт Александра Солодухи. Удалили аккаунт и сестёр Груздевых. Все они сторонники белорусского президента Александра Лукашенко. Дошло дело и до государственного телевизионного канала ОНТ. Его официальный аккаунт в Инстаграме был заблокирован по требованию деструктивной оппозиции. Об этом заявило руководство ОНТ. А вот предатель Латушко, арестант Бабарико, «президент Света» и их компания понравились руководству Национального исторического музея. Организовали историки радушный приём протестунам и предоставили им площадку для антиправительственных пикетов. Поэтому вынуждены мы сделать неутешительный вывод: по количеству вброшенной информации в умы белорусов эти музейные пикеты в сотни раз превысили результаты всех оппозиционных митингов, проведённых на улицах и площадях белорусских городов. И это самая настоящая гибридная война. Вопрос о том, на чьей стороне воюют белорусские историки, здесь будет абсолютно излишним. Продолжение следует. Анатолий Тимофеевич Шлыков , белорусский публицист, автор книги «Витебская Голгофа» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Всё ещё хуже Все ещё хуже: антибелорусской, пропольской агитацией занимаются многие музеи страны! Например, краеведческий музей Могилёва подаёт наглядные материалы о " восстании в 1654г горожан, возмущённых беспределом стрельцов царя Алексея Михайловича " . Музей Костюшки в Коссово, Ружанский музей, замок в Лиде и т.д... Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/13/be...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010