В одном из библиотечных каталогов, датируемых кон. XII в., говорится: «Ансельм Ланский, схоластик, используя новый род истолкования, объяснил Писание обоих Заветов на основе творений отцов в межстрочных и маргинальных глоссах» (см.: Smith. 2009. P. 20). «Новшество» Ансельма заключалось в том, что вместо традиц. формы комментирования определенных библейских отрывков он предложил форму «глоссы», т. е. сравнительно краткого сплошного комментария к библейскому тексту, в рамках которого состоящие из неск. слов пояснения семантического характера помещались между строками библейского текста и образовывали «межстрочную глоссу» (glossa interlinearis), а более пространные комментарии богословского характера помещались на полях рукописи как «маргинальная глосса» (glossa marginalis); т. о., толкование как бы соединялось с библейским текстом и продолжало его. По большей части комментарии глосс были цитатами или переработанными отрывками из сочинений зап. отцов Церкви, начиная с блж. Иеронима Стридонского и заканчивая Бедой Достопочтенным ; в качестве дополнительного источника часто использовались экзегетические сочинения каролингской эпохи, в т. ч. произведения Алкуина, Рабана Мавра , Иоанна Скота Эриугены, Пасхазия Радберта и др.; наконец, нек-рые комментарии принадлежали авторам глосс, однако их число в сравнении с авторитетными суждениями было невелико. В средние века Ансельма Ланского нередко считали автором всех глосс, вошедших в состав Glossa ordinaria - глоссы ко всей Библии, текст к-рой окончательно сложился во 2-й пол. XII в., с этого времени распространялся по Европе во множестве рукописей и часто использовался в качестве основного пособия при изучении Свящ. Писания в богословских школах и ун-тах. В действительности Ансельм был лишь инициатором работы по составлению глосс к Библии и скончался задолго до ее завершения. Согласно замечанию Петра Кантора, Ансельм Ланский поставил перед собой задачу «создать полную глоссу ко всему Священному Писанию» (perfecte glosare omnem sacram paginam), однако из-за множества адм.

http://pravenc.ru/text/2463101.html

Т. о., существует по меньшей мере один комментарий на Евангелие от Матфея (A), к-рый с большой долей вероятности может быть признан подлинным сочинением Ансельма Ланского, однако комментарий, опубликованный в PL (B), его сочинением не является (ср.: Giraud. 2014. P. 280-282). IV. Комментарий на Евангелие от Иоанна. Хотя Ансельм Ланский традиционно считается составителем глоссы на Евангелие от Иоанна, вошедшей в состав Glossa ordinaria, о существовании принадлежащего ему отдельного комментария на Евангелие от Иоанна средневек. источники не сообщают. В XX в. было выдвинуто предположение, что Ансельм является автором комментария в виде традиц. глоссы, содержащей последовательные объяснения выделяемых отрывков евангельского текста, к-рая известна под инципитом «Verbum substantiale» ( Glunz. 1933. P. 322-328; ср.: Giraud. 2014. P. 282). Гипотезу об авторстве Ансельма поддержал А. Андре, подготовивший критическое издание текста ( Anselmi Lavdvnensis Glosae super Iohannem/Ed. A. Andrée. Turnhout, 2014. (CCCM; 267)). Андре продемонстрировал, что комментарий «Verbum substantiale» является одним из непосредственных источников соответствующего раздела Glossa ordinaria и содержит явные черты идейного влияния богословия Л. ш. (подробное обоснование см.: Ibid. P. XVI-CVI; см. также: Andr é e. 2011). Хотя из 14 рукописей прямая атрибуция комментария Ансельму встречается лишь в 2, причем в обоих случаях сделана позднейшей рукой, внутренние свидетельства текста говорят по меньшей мере в пользу атрибуции комментария кругу Л. ш.; авторство Ансельма является весьма вероятным, однако не может быть строго доказано. V. Комментарий на Послания ап. Павла. Основываясь на признании Ансельма Ланского автором глосс к Посланиям ап. Павла, включенных в состав Glossa ordinaria, Х. Г. Глунц предположил, что Ансельм составил также отдельный комментарий к Посланиям (см.: Glunz. 1933. P. 204-205). Глунц атрибуировал Ансельму комментарий, опубликованный в PL (см.: Commentaria in Epistolas divi Pauli//PL. 181. Col. 591-1692) под именем Гервея из Бур-Дьё ( 1150), основываясь на нек-рых параллелях между этим комментарием и межстрочной глоссой из Glossa ordinaria. На отсутствие к.-л. весомых подтверждений этой гипотезы в рукописной традиции и в средневек. источниках впервые указал Ландграф. В наст. время комментарий признаётся подлинным сочинением Гервея; гипотеза об авторстве Ансельма отвергнута (ср.: Giraud. 2014. P. 282-283).

http://pravenc.ru/text/2463101.html

575. Номинализм — как философское течение был обоснован Росцеллином, утверждавшим, что действительным бытием обладают лишь единичные вещи, а не универсалии, которые суть только имена (nomina) вещей. С критикой его взглядов выступил святой Ансельм Кентерберийский. Номинализм Росцеллина привел к тому, что он утверждал неразделимость Троицы. Церковь осудила его взгляды на Суассонском соборе в 1092 г. 576. «Орден уставных каноников» — так стал называться после прихода Гильома из Шампо викторианский монастырь. Разросшись, он стал конгрегацией. Сам Гильом был избран епископом Шалона–на–Марне, а в 1121 г, за год до смерти, рукоположил в аббаты монастыря Бернарда Клервоского. 577. Монастырь святого Виктора приобрел известность благодаря интеллектуальным достижениям. «Придерживавшаяся теоретико–практического метода св. Августина, школа св. Виктора стала широко известной благодаря двум своим величайшим светилам: Хуго Сен–Викторскому и Ришару Сен–Викторскому». (Д. Оменн. Христианская духовность в католической традиции, с. 157). 578. Ансельм Ланский (умер в 1117) — ученик святого Ансельма Кентерберийского, диакон, а затем архидиакон. В своих богословских взглядах был традиционалистом, внимательно изучал библейские тексты и способствовал их систематическому изучению. 579. Который должен, по обычаю, прочесть текст и познакомить с поставновкой вопроса (Rémusat, I. 37). 580. Оттон Фрейзингский (1114 или 1115— 1158)— сын Леопольда III, маркграфа Австрийского, и Агнессы, дочери императора Генриха IV, дядя Фридриха Барбароссы. Учился в Париже у Хуго Сен–Викторского. Вступил в Цистерцианское аббатство в 1132 г., а в 1136 г. стал его аббатом. Спустя два года стал епископом Фрейзингским. Первым в Германии ввел изучение Аристотеля. Благословил второй крестовый поход. Известен также как историк, описавший правление Барбароссы. Пытался толковать учение блаженного Августина о «двух градах» как союз католической Церкви со Священной Римской империей. 581. adolescentula — очень молода (лат.). 582. Целла— восточное главное помещение языческого храма, святилище, где находилось скульптурное изображение божества. В данном контексте Г. П. Федотов употребляет это слово для обозначения отдаленного храма, принадлежащего монастырю.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

860 г., связанных с мон. Отфридом: Guelpherb. Wissemb. 32 (Книга прор. Иеремии), 33 (Книга прор. Исаии), 36 (книги малых пророков), 59 (Деяния св. апостолов и соборные Послания)) ( Ferrari. 2005; Gibson. 1992). Начиная с XI в. в глоссах все более заметным становится элемент компиляторства, наблюдается тенденция к стандартизации текста. До XX в. появление первых общепринятых глосс (glossa ordinaria) обычно связывалось с именем Валафрида Страбона († 849). В наст. время такая атрибуция отвергнута. Формирование свода glossae ordinariae начинается во 2-й пол. XI в. По мнению комментаторов XIII в., начало собиранию глосс положил Ансельм Ланский († 1117), который ок. 1100 г. составил глоссы к Псалтири, Евангелию от Иоанна, Посланиям ап. Павла и, вероятно, на Песни Песней. Его брат Радульф († 1131 или 1133) составил глоссы к Евангелию от Матфея; кто-то из них или оба вместе - к Евангелию от Луки. Глоссы к Евангелию от Марка составлены значительно позже. Дело Ансельма продолжили его ученики. Гильберту Универсалу (ок. 1110-1120 - диакон в Осере, а в 1128-1134 - епископ Лондона) принадлежат глоссы на Пятикнижие, книги пророков и Плач Иеремии, а также на книги от Иисуса Навина до 2-й Царств. Ему же приписываются глоссы на малых пророков. В школе Лана появились глоссы к Соборным Посланиям и на Апокалипсис. Др. центр создания библейских глосс возник в XII в. в Сен-Викторском аббатстве в Париже, где преподавал один из учеников Ансельма Ланского и Радульфа Гильберт Порретанский († 1154). Петр Ломбардский († 1160) значительно расширил глоссы Ансельма Ланского к Псалтири и Посланиям ап. Павла. Его труд был назван «Magna glosatura» (Великие глоссы), комментарий Гильберта Порретанского на псалмы - «Media glosatura» (Средние глоссы), Ансельма Ланского на ту же книгу - «Parva glosatura» (Малые глоссы). Согласно общепринятому мнению, 2-я и 3-я коллекции являются развитием 1-й, расширяют и заменяют ее в качестве стандартного текста: примерно до 1140 г. каноническим текстом считалась Parva glosatura, затем она была расширена и заменена на Media glosatura Гильберта Порретанского, пока, наконец, ок.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

20-x гг. XII в. (см.: Ibid. P. 130-131; подробнее о Гильберте см.: Smalley. 1935-1936; Andr é e. 2005. P. 37-45). Об итал. учениках Ансельма сохранилось мало сведений. Одним из них был Ландульф, автор автобиографического соч. «Миланская история» (Historia Mediolanensis), в котором он упоминает, что учился в Лане вместе с 2 друзьями, впосл. занимавшими Миланскую архиепископскую кафедру,- Ольриком да Корте (1120-1126) и Ансельмом делла Пустерлой (1126-1135). О др. итал. ученике Ансельма, уроженце Новары Лотульфе, известно из повествования Петра Абеляра, к-рый относит его к числу своих завистников и противников, отмечая, что он был одним из наиболее преданных и близких последователей Ансельма (см.: Giraud. 2010. P. 132-136). Почти ничего не известно и об учениках Ансельма из герм. земель. Исследователями было обнаружено прямое упоминание лишь о Гуго Метелле (ок. 1080 - ок. 1150), уроженце Туля; краткий рассказ об Ансельме встречается в одном из сочинений Идунга, монаха аббатства Прюфенинг близ Регенсбурга, однако невозможно установить, посещал ли он Лан (подробнее см.: Ibid. P. 144-146). Важным свидетельством того, что учение Ансельма Ланского и его последователей воспринималось как учение единой Л. ш., является полемика, инициатором к-рой стал влиятельный монах и теолог Руперт Дойцский ( 1129), заявивший в созданном ок. 1116 г. соч. «О воле Божией» (De voluntate Dei; текст см.: PL. 170. Col. 437-454), что некоторые мнения, распространяемые последователями Ансельма Ланского и Вильгельма из Шампо как устное учение магистров, являются ошибочными и граничат с ересью (подробнее об обстоятельствах полемики см.: Silvestre. 1961; Idem. 1968; Giraud. 2010. P. 162-175). Руперт приводил 2 таких мнения, связанных с темой предопределения Божия: 1) Бог хочет, чтобы возникло зло (malum fieri vult); 2) воля Божия заключалась в том, чтобы Адам пал (см.: Rupert. Tuit. De volunt. Dei. 2). Не вступая в прямую полемику с Рупертом, Ансельм Ланский отправил краткое письмо Герибранду ( 1128), аббату монастыря Сен-Лоран в Льеже, насельником которого был Руперт; это письмо является единственным сохранившимся документом из переписки Ансельма (текст опубл.: Lottin.

http://pravenc.ru/text/2463101.html

Secret, Vérone, 18 oct. 2005. Gen., 2013. P. 37-79; Oosterhoff R. J. «Idiotae», Mathematics, and Artisans: The Untutored Mind and the Discovery of Nature in the Fabrist Circle//Intellectual History Review. 2014. Vol. 24. N 3. P. 301-319; idem. Jacques Lefèvre d " Étaples//The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2015. [Электр. ресурс: plato.stanford.edu/entries/lefevre-etaples/]. Д. В. Смирнов Рубрики: История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) История зарубежной философии. Персоналии Деятели Римско-католической Церкви История толкования Священного Писания (по периодам). Реформация и протестантская Ортодоксия Ключевые слова: Переводчики Богословы католические Деятели Римско-католической Церкви Философы французские Экзегеты католические Лефевр Д " Этапль [Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан († 1536), католический философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель французского позднеренессансного гумманизма См.также: АБЕЛЯР Петр (1079 - 1142), схоластический богослов, философ, логик АДЕЛАРД БАТСКИЙ (ок.1070 – после 1146), средневековый философ и богослов английского происхождения АЙЛЕРАН МУДРЫЙ († 665), раннесредневековой ирландский богослов, экзегет, св. (пам. зап. 29 дек.) АЛЬЦОГ Иоганн Баптист (1808-1878), нем. католич. теолог и историк Церкви АНСЕЛЬ Альфред (1898-1984), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса АНСЕЛЬМ ЛАНСКИЙ (ок.1050-1117), католич. богослов и экзегет, возглавл. Ланскую школу схоластики АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782) БАЛЬТАЗАР Ханс Урс фон (1905 - 1988), католич. богослов, философ, культуролог БОНАВЕНТУРА (Иоанн Фиданца; 1221–1274), западный богослов и философ БУЙЕ Луи Жан (род. 1913-2004), иером., франц. католич. богослов, библеист и литургист БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ВАЙЛЕР Рудольф (род.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНСЕЛЬМ ЛАНСКИЙ [лат. Anselmus Laudunensis] (ок. 1050 - 15.07.1117), католич. богослов и экзегет, возглавлявший (вместе с Рудольфом Ланским) Ланскую школу схоластики. Среди работ этой школы трудно выделить сочинения, к-рые непосредственно принадлежат перу А. Л. От А. Л. сохранился сборник глосс к Свящ. Писанию - «Glossa ordinaria» (к Псалтири и посланиям ап. Павла), а также нек-рые фрагменты, указывающие на то, что А. Л. составил комментарии и на Песнь Песней и Откровения Иоанна Богослова. Лит.: Lefuvre G. De Anselmo Laudunensi scholastico. Évreux, 1895; Ghellinck J. de. The Sentences of Anselm of Laon and their place in the Codification of theology during the XIIth century//The Irish Theol. Quarterly. 1911. Vol. 7. P. 427-441; Bliemetzrieder F. P. Anselms von Laon systematische Sentenzen. Münster i. W., 1919; Smalley B. The Study of the Bible in the Middle Ages. Oxf., 19522. P. 49-51; Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode. B., 1957. S. 136-168. Рубрики: Ключевые слова: АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ КАЭТАН Фома (1469-1534), доминиканец, кардинал, католический церковный и политический деятель; философ, богослов, экзегет

http://pravenc.ru/text/115692.html

Где тогда родственники, которые искали бы пропавших? Кемерово. Первые похороны. Руководитель пресс-службы Кузбасской митрополии диакон Вячеслав Ланский рассказывает, чем живет сейчас город. – Что сейчас волнует людей? С чем приходят и есть ли понимание, кто именно распространяет фейки об огромном числе погибших? Диакон Вячеслав Ланский – Информация о том, что жертв больше, чем заявляют официально, гуляет в городе с первого дня. При этом все ссылаются на какие-то источники в полиции, в моргах, в скорой помощи. Но на деле ничего не подтверждается. Даже сегодня инициативная группа, которая организовала утренний митинг, подсчитала количество останков. Они пришли к выводу, что их цифры сопоставимы с тем, что нам сейчас известно из официальных источников. Нет серьезных отличий с учетом того, что работа по разбору завалов продолжается и часть тел еще не найдена. Руководитель нашего социального отдела церкви общался с руководителем центра медицины катастроф и получил информацию из первых рук о погибших. На данный момент с точностью можно говорить о 43 погибших. Они найдены. Доказан на сто процентов факт их гибели. Есть часть людей, которые числятся пропавшими. Найти останки всех погибших будет крайне тяжело. В этом признаются и сотрудники МЧС. Вопрос по поиску останков открыт. Нужно это понимать и принять. Говоря о числе погибших, стоит учитывать и то, какое количество близких ожидают информации о пропавших и погибших родственниках в штабе. Я не могу сказать, что этих людей очень-очень много. Количество близких примерно соответствует заявленным цифрам о погибших. Это не 500-600 человек, поверьте. Нет оснований верить этой распространяющейся в сетях информации. В штабе находятся примерно одни и те же лица. Понятно, что часть людей была на митинге. Но вчера днем, вечером, сегодня утром, находясь в штабе, я не видел людей, которые ищут 600 пропавших без вести человек. Фейковая информация по поводу жертв – это, на мой взгляд, определенного рода провокация со стороны тех, кто хочет вызвать дополнительное волнение и беспокойство среди нас. В Кемерово приехал президент. Он встречался с администрацией, с теми, кто участвует в разборе сгоревшего здания, с ответственными за поиск тел погибших. Он посетил больных в стационарах. У него было рабочее совещание.

http://pravmir.ru/svyashhennosluzhitel-i...

Вторая половина совещаний была посвящена выступлениям руководителей профильных подразделений епархий, которые поделились с коллегами опытом успешно реализуемых в епархиях медиа-проектов. В рамках совещания с Дальневосточным федеральным округом про свои проекты рассказали руководитель отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Хабаровской епархии Ю.С. Шутова и пресс-секретарь Якутской епархии монахиня Елизавета (Сеньчукова). Ю.С. Шутова сообщила о реализуемых в Хабаровской епархии образовательных проектах для ответственных за информационную работу приходских сотрудников, а также для семинаристов и священнослужителей. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) в свою очередь поделилась опытом епархии по получению гранта «Православная инициатива» и реализации при помощи грантовой поддержки масштабного проекта «Арктический десант» , направленного на оказание духовной и гуманитарной помощи жителям отдельных районов Республики Саха (Якутия). От епархий Сибирского федерального округа выступили пресс-секретарь Новосибирской епархии , исполнительный директор епархиального медиа-центра Л.А. Ткаченко и руководитель информационного отдела Кемеровской епархии диакон Вячеслав Ланский. Л.А. Ткаченко рассказала участникам совещания об успешной работе епархиального интернет-радио «Логос», отличительная особенность которого заключается в том, что проект во многом осуществляется силами волонтеров-энтузиастов, и каждый человек, получает уникальную возможность создать свою радиопередачу и выйти в эфир. Диакон Вячеслав Ланский в своем выступлении обозначил важность выстраивания личных деловых отношений с сотрудниками светских СМИ и ответственными за информационную работу представителями органов власти для обеспечения успешной информационной деятельности епархии. В конце совещаний состоялся обмен мнениями. Все желающие смогли задать интересующие их вопросы. Всего в совещании с сотрудниками епархий Дальневосточного федерального округа приняли участие 15 человек, в совещании с представителями епархий Сибирского федерального округа — 32 человека.

http://patriarchia.ru/db/text/5940853.ht...

Диакон Вячеслав Ланский, руководитель пресс-службы Кузбасской митрополии: Диакон Вячеслав Ланский — Кемерово — небольшой город, и трагедия в «Зимней вишне» затронула каждого человека, который живет в городе. У многих из нас погибли либо родственники, либо знакомые, либо знакомые знакомых, — те, с кем каждый день ты мог пересекаться. Когда начался пожар, многие люди продолжали совершать покупки в магазине, даже не подозревая, что вот-вот могут стать участниками трагедии. Не все смогли узнать, что здание уже начинает гореть (В ТЦ не сработала пожарная сигнализация — прим. ред.). Ночью, пока тушили пожар, священники по собственной инициативе приехали в штаб, чтобы людям хоть немного помочь. Протоиерей Геннадий Князев и протоиерей Сергий Адодин дежурили ночью, пытаясь облегчить горе тех людей, которые приходили в штаб. Людей было очень много, священники были очень нужны. Людям очень нужна помощь, поддержка. Служились молебны, панихиды… Потом, когда мы уже узнали о количестве жертв, в штаб приехало еще больше священников. Ночью в штабе находилось два священника, а утром приехало еще пятеро. Люди обращались за поддержкой и помощью и к психологам, и к священникам. И людей стало приходить очень много,  приходили просто помолиться вместе об усопших, кто-то помогал с поиском информации о близких, которые находятся в списке без вести пропавших. Мы знаем немногое. Есть информация, пока не подтвержденная, что в торговом центре мог сгореть целый класс. Это школьники, которые приехали на каникулы из соседнего города. Информация пока не подтверждена, но об этом говорят, и это не может оставить равнодушным. Сначала в списке пропавших было шестьдесят человек, сорок из них —  дети. У нас остается надежда, что по какой-то причине пропавшие без вести они не вышли на связь. Мы надеемся, что кто-то ночевал у знакомых, может быть у кого-то просто сел телефон и человек не отвечает. Мы все надеемся, что многие из тех, кого сейчас разыскивают,  все-таки избежали гибели. Люди приходят с цветами и игрушками и к «Зимней вишне»,  и к храмам, которые расположены поблизости от торгового центра. Несут игрушки, потому что в трагедии погибло очень много детей.

http://pravmir.ru/v-epitsentre-skorbi-ra...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010