РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1 (14) марта Преподобномученица Дария (Зайцева) Преподобномученица Дария родилась в 1870 году в селе Богослово Рязанского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Петра Зайцева. Когда Дарье исполнилось девятнадцать лет, она поступила послушницей в Борисоглебский Аносин монастырь Звенигородского уезда Московской губернии. В 1928 году обитель была закрыта, и она переехала в село Холмы Истринского района Московской области, где в то время жило много монахинь из закрытых советской властью монастырей. В селе Холмы она поселилась в сторожке при Знаменской церкви и помогала в храме; в 1934 году Дарья Петровна была избрана старостой храма. Во время гонения на Русскую Православную Церковь – в 1937 году в Истринский отдел НКВД поступил донос, что в селе Холмы проживает насельница одного из закрытых монастырей, которая продает на железнодорожной станции лампадное масло и Богоявленскую воду; доносивший требовал обратить внимание сотрудников НКВД на такое, как он выразился, безобразие. В феврале 1938 года были допрошены дежурные свидетели, которые показали, что послушница Дарья ведет среди населения разговоры о том, что нужно больше молиться Богу, что Господь покарает большевиков за то, что они разрушают веру. 3 марта 1938 года послушница Дарья была арестована и поначалу находилась в камере предварительного заключения при милиции города Истры, где и состоялся первый допрос. За неимением необходимого числа сотрудников НКВД для широкомасштабной операции по аресту сотен тысяч людей, Дарью Петровну допросил сотрудник уголовного розыска, который потребовал рассказать о проводимой ею среди населения села Холмы контрреволюционной агитации. Дарья Петровна ответила, что советской властью она недовольна, что при царском правительстве жилось несравненно лучше, что после прихода к власти коммунистов стало жить хуже, православных притесняют, сажают в тюрьмы священников, диаконов, монахинь. На этот случай она уже приготовила себе вещи и ожидала, когда ее арестуют. Зимой 1937 года к ней действительно приходили в церковную сторожку женщины, и она вела разговор, но без всякой злобы, что нужно больше молиться Богу и просить, чтобы Господь помог избавиться от этой власти и послал другую. Власть гонит крестьян и православных, и она готова умереть за веру и за батюшку-царя, а кроме того, не отрицает, что был разговор о войне, что придут другие государства и избавят от этой власти. Она подтвердила следователю, что недовольна существующим строем, но единственно потому, что закрываются храмы и устраиваются гонения на православных, – по этой причине она смириться с существующим строем не может, и если это контрреволюционная деятельность, то ее она за собой признает.

http://fond.ru/kalendar/295/dariya/

ВЛАДЫЧИН, женский, 3 класса, в одной версте от уездного города Серпухова, на берегу реки Нары. Он был прежде мужским, и основан св. Алексием, Митрополитом всея Руси, в 1362 году, в честь Владычицы Пресвятой Богородицы (почему и Владычин называется) по чудесному Ее велению; обитель эта также именовалась и Введенскою, по главной церкви, здесь с самого начала построенной. Первым Настоятелем здесь был ученик св. Алексия Митрополита, Варлаам, который тут и погребен, вместе с своим преемником, иноком Гедеоном, которых память, по их благочестивой жизни, уважается и доныне. – В 1706 году обитель эта обращена в женскую. В настоящее время здесь находятся четыре каменные церкви: 1) Соб. Введения Пресвятой Богородицы, древнего построения, сооруженная вся из дикого камня. 2) Великомученика Георгия, с приделом московских Святителей Петра, Алексия и Ионы. 3) Феодора Агкирского, над св. вратами. 4) Димитрия царевича, под колокольнею; в этой церкви есть икона сего царевича, присланная сюда, в 1607 году, царем Василием Иоанновичем Шуйским. Ежегодно, пред Троицыным днем, в четверг, совершается отсюда, из обители, по древнему установлению, крестный ход на общую могилу, называемую Убогим Домом, где погребены граждане Серпуховские, погибшие во время морового поветрия, известного под именем черной смерти, где и отправляется по усопших торжественная панихида. АНОСИН-БОРИСОГЛЕБСКИЙ, женский, общежительный, в 5 верстах от уездного города Звенигорода, в селении Аносине. Основан в 1831 году княгинею Мещерскою. Здесь церковь Бориса и Глеба. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: КРУТИЦКИЙ APXIEPEЙCKUЙ ДОМ, в Москве, между Симоновым и Новоспаским монастырями, на гористом берегу Москвы реки, на урочище, издревле именуемом, по причине крутизны местоположения, Крутицами; при подошве этой возвышенности, во рвах, протекают ручьи: с северной стороны – Сара, а с южной – Подон. Обитель эта, древнейшая в Москве и примечательная по своему отношению к иерархии русской, основана св. Князем Даниилом Александровичем Московским в последней половине XIII века (около 1272 года), и служила с половины XV века местопребыванием владык древней Сарайской епархии, переименованной в Сарайскую и Подонскую, а потом в Крутицкую, и уничтоженной по именному указу императрицы Екатерины I, 15 мая, 1788 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В нем была сформулирована цель создания обители: «трудом сестер Обители милосердия я иными возможными способами помогать в духе Православной Христовой Церкви больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби». Обитель состояла в ведомстве местного епархиального начальства и в будущем предполагалось устроить «свой скит вне Москвы, куда потрудившиеся сестры по желанию и с согласия Совета обители могут удаляться и, постригшись в мантию, провести последние годы своей жизни в молитве и исключительно служении Богу» 863 . Духовником общины стал о. Митрофан Серебрянский. Вместе с тем Елизавета Федоровна поддерживает постоянное общение со старцами Оптиной пустыни, Зосимовой пустыни и других монастырей; организовывает паломничество по святым местам, в Иерусалим, где она строит гостиницу для паломников. В г. Бари в Италии строит православный храм св. Николая. Марфо-Мариинская обитель становится духовным центром, куда обращаются не только за медицинской помощью, но и за советом и утешением. Примером монастыря, в котором строго соблюдался общежительный устав, может служит Аносин Борисоглебский монастырь. Он был учрежден в июне 1823 г. на месте женской общины как общежительный 3-го класса. Основательницей и первой настоятельницей монастыря стала княгиня Евдокия Николаевна Мещерская, урожденная Тютчева (18.02.1774–3.02.1837), после пострижения принявшая имя Евгении. В 1799 г. она приобрела в собственность д. Аносино. В 1810 г. с благословения митрополита Платона на ее средства был заложен храм во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами: Тихвинской иконы Божьей Матери и в честь благоверных князей Бориса (ангела ее покойного супруга) и Глеба. Храм был освящен в 1822 г. одновременно с открытием общежития, также начавшего свое существование на ее средства. Для этого общежития его основательницей были написаны правила «Начертание общежительного заведения» 866 . Затем специально для ее общины с ссылкой на «Начертание» составляет «Правила» митрополит Московский Филарет (Дроздов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотьков монастырь под Москвой — Хотьков Покровский монастырь, вблизи Троице–Сергиевой лавры; впервые упоминается в 1422 г. — 286 Чудов мужской монастырь в Москве — основан в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским; современный адрес: Кремль, Ивановская (Царская) площадь; закрыт в 1918 г. — 244, 247, 266, 268, 280, 283, 289 Юрьевский (Юрьев) монастырь вблизи Новгорода — основан в XI веке новгородскими князьями — 88, 93, 95, 159, 92 ПОДВОРЬЯ Подворье — см. Саввинское подворье Саввинское подворье — подворье Саввино–Сторожевского монастыря на Тверской улице в Москве; основано в 1787 г.; современный адрес: Тверская улица, 6; закрыто в 1922 г. — 242, 245, 253, 281, 283, 286, 287, 294, 295, 313 Троицкое подворье — подворье Троице–Сергиевой лавры в Петербурге; основано в 1770 г.; современный адрес: набережная реки Фонтанки, 44 — 196 Угрешское подворье в Москве — подворье при Николо–Угрешском мужском монастыре; основано в 1380 г. великим князем Дмитрием Донским; современный адрес: рабочий поселок Дзержинский; закрыто в 1920–х гг. — 253 Чижовское подворье (вблизи Богоявленского монастыря) в Москве — 95, 294 ПУСТЫНИ Аносинская пустынь в Москве — Аносин–Борисоглебский монастырь Звенигородского уезда; основан княгиней Е. Н. Мещерской в 1822 г. — 290 Китаевская пустынь — основана в 1150 г. вблизи Киева, при Киево–Печерской лавре; возобновлена в 1716 г. — 314 Сергиева пустынь — Троице–Сергиева пустынь (первоклассный мужской монастырь на берегу Финского залива под Петербургом); основана в 1733 г. архимандритом Варлаамом (Высоцким), настоятелем Троице–Сергиевой лавры — 200, 203 СОБОРЫ И ХРАМЫ Архангельский собор Кремля — Архистратига Михаила собор; построен в 1505–1508 гг. Алевизом Новым на месте существовавшей с 1333 г. деревянной Архангельской церкви; современный адрес: Соборная площадь; закрыт в 1918 г. — 271, 279 Благовещенский собор — основан Василием Великим в 1397 г. в Кремле — 271 Благовещенский собор в Казани — кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы; впервые упоминается в 1552 г. — 298–302

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

По смерти игуменьи Марии сестрами Бородинского общежительного монастыря была избрана настоятельницей и утверждена, по представлению митрополита Московского Святейшим Синодом монахиня Сергия, в миру княгиня Волконская, муж которой погребен был в этой обители. При новой настоятельнице послушница Антония продолжала исполнять ранее возложенные на неё послушания, т. е. вела письмоводство и участвовала в ведении некоторых хозяйственных дел. Начатая игуменьей Мариею при близком участии Антонии постройка нового собора требовала деятельных забот Антонии и для продолжения ее. По непосредственным хлопотам Антонии уже по смерти игуменьи Марии графом Д. Н. Шереметевым дарованы были средства для продолжения этой постройки. Но между послушницей Антонией и новой Игуменьей не установилось хороших отношений. Это выразилось между прочим в деле пострижения Антонии в монашество. Получивши у епархиального начальства разрешение на пострижение послушницы Антонии в монашество, игуменья Сергия так долго медлила пострижением, что обратила на это внимание владыки-митрополита Филарета, который до самой своей смерти внимательно заботился о воспитаннице игуменьи Марии, руководя ею в ее духовном возрастании. Сердечно желая скорейшего пострижения Антонии в монашество, он 12-го января 1858 года подарил ей книгу: «Преподобного отца нашего Саввы Дорофея поучения и послания», каковая книга на всю жизнь была для Антонии настольного в полном смысле этого слова. Когда однажды летом 1858 г. Антония посетила митрополита, владыка обратился к ней с вопросом: почему так долго Игуменья не постригает тебя? Антония с полной сердечною доверчивостью объяснила архипастырю, что игуменья Сергия непременно желает быть ее восприемною материю, но у нее нет на это желания. «Благословите мне, Владыка святый, избрать себе другую восприемную мать, или прикажете согласиться с желанием настоятельницы?» – спросила она. Митрополит Филарет дозволил Антонии избрать восприемную мать согласно ее собственному желанию. После выраженной таким образом воли Архипастыря игуменья Сергия поспешила пострижением Антонии, которое и совершено было 13 сентября 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Тяжелую утрату понесла послушница Антония на 31-м году своей жизни, лишившись указанной ей Богом матери-наставницы. Находясь вследствие этой утраты в удрученном душевном состоянии, прикованная притом в первое время к своему печальному ложу, она находила для себя поддержку только в горячей слезной молитве к Творцу вселенной, милосердному Отцу всех сиротствующих и обездоленных. Но вот пришел ей своевременно на помощь и земной ее покровитель, мудрый Архипастырь и отец – митрополит Филарет. По его совету, собравшись немного с силами, послушница Антония в мае месяце поселилась при Звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре, где и прожила около шести недель с семейством своей сестры Пелагеи Николаевны Прохоровой, имевший там свой дом. Горячие молитвы к преподобному Савве ослабили остроту печали ее, подняли упавший дух и восстановили ее телесные силы. Это пребывание Антонии при Саввинском монастыре и утешение, полученное ею от преподобного Саввы остались для нее памятными на всю жизнь; к этому угоднику Божию она во всю свою последующую жизнь особенно любила прибегать в своих молитвах. За год с небольшим до смерти она – тогда Игуменья Московского Алексеевского монастыря – вообще не любившая день своего ангела – 10 июля проводить дома, стесняясь посещениями многочисленных поздравителей, явилась к покойному митрополиту Московскому Сергию с просьбой разрешить ей провести этот день в Троице-Сергиевой Лавре. Митрополит Сергий, особенно любивший бывать летом в Николо-Угрешском монастыре, предложил Антонии отправиться на день своего ангела в эту обитель. Игуменья Антония ответила на это Владыке-митрополиту, что из монастырей ей особенно приятен по воспоминаниям Саввин Звенигородский, в котором она в тяжелые дни своей жизни получила великое утешение от преподобного Саввы; и если бы ей пришлось делать выбор, в какой, именно, монастырь лучше съездить, то она остановилась бы на Саввинском монастыре; но в настоящем случае она желает съездить поклониться преподобному Сергию, так как давно собиралась сделать это.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

415 (Янышев – Янышев Иоанн Леонтьевич (1826–1910), протопресвитер, доктор богословия (1899), духовник Царской семьи (1883), богослов, писатель, церковно-общественный деятель; подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 546.) 416 (...о царских девочках... – Речь идет о дочерях Императора Николая II Великих княжнах Ольге (1895–1918), Татьяне (1897–1918), Марии (1899–1918) и Анастасии (1901–1918) – царственных страстотерпицах. Канонизированы Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г.) 417 (Ольга Николаевна – Ольга Николаевна (03.11.1895–17.07.1918) – страстотерпица, Великая княжна, старшая дочь Императора Николая II. Арестована вместе со всей Царской семьей 22.03.1917 г.; находилась в заключении в Царском Селе, Тобольске и Екатеринбурге. Расстреляна со всей Царской семьей в Екатеринбурге. Память 4 июля/17 июля.) 418 (Матушка Евгения (настоятельница) – имеется в виду Евгения (Виноградова), игуменья Вознесенского монастыря в Москве, см. Примеч. к 1 об.) 419 («богоглаголивый Аввакум на божественной страже» – ирмос 4-й песни Пасхального канона, творения прп. Иоанна Дамаскина . Аввакум (VII в. до P. X.) – древнееврейский пророк, один из двенадцати малых пророков. Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя. Память 2/15 декабря.) 420 (Игуменья Зачатьевского монастыря – Валентина (в крещении Варвара,1821–30.12.1908) – игуменья, настоятельница Зачатьевского женского монастыряв Москве. Из мещанского сословия. Оставшись сиротой, с детства проживала в Спасо-Бородинском монастыре, под духовным руководством игуменьи Марии (Тучковой) и монахини Антонии (Троилиной). 09.12.1859 г. Варвара (в иночестве – Таисия) в качестве келейницы монахини Антонии перешла вместе с ней в Борисоглебский Аносин монастырь. С 23.10.1861 г. келейница игуменьи Антонии (Троилиной) в московском Страстном монастыре; 20.11.1863 г. приняла монашеский постриг с именем Валентины; с1870 г. казначея монастыря. С 02.02.1871 г. келейница игуменьи Антонии, ставшей настоятельницей Новоалексеевского монастыря в Москве; с 1880 г. казначея монастыря. С 30.09.1881 г. настоятельница Зачатьевского монастыряв Москве с возведением в сан игуменьи. За годы ее настоятельства был надстроен и расширен северный корпус сестринских келий, началось строительство нового трапезного корпуса и храма Казанской иконы Божией Матери. Похоронена в некрополе Донского монастыря в Москве. Подробнее о ней см.: Иулиания (Самсонова), мон. К 100-летию со дня блаженной кончины настоятельницы Зачатьевского монастыря игуменьи Валентины//Москва. 2009. С. 228–235.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Адрес: Россия, Московская область, г. Видное, Петровский проезд, владение 21 Сайт: Свято-Екатерининский мужской монастырь Гостиничный комплекс Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря, г. Истра На территории монастыря расположены Гостиницы «Восточная» и «Западная». Здания гостиниц представляют собой памятники архитектуры XVIII века и включают в себя 44 уютных номера. Адрес: Россия, Московская область, г. Истра, ул. Советская, д. 2 Телефоны: +7 (985) 834-03-16 , +7 (498) 315-31-65 Электронная почта: n.jerusalemhotel@gmail.com Сайт: Гостиничный Комплекс Новоиерусалимский Паломническая гостиница при Борисоглебском Аносине ставропигиальном женском монастыре, с. Аносино Может принять до 5 человек. Срок пребывания - по благословению настоятельницы. Также монастырь принимает трудников. Адрес: Россия, Московская область, Истринский район, с. Аносино, ул. Троицкая, 37 Телефоны: +7 (495) 994-65-97 Сайт: Борисоглебский Аносин женский монастырь Паломническая гостиница при Иосифо-Волоцком ставропигиальном мужском монастыре, с. Теряево В паломническом корпусе Иосифо-Волоцкого монастыря имеются номера различной категории. Возможно одно/двухместное проживание. Для семей с детьми предусмотрены трех/четырехместные номера. Для паломнических групп - многоместное размещение. Для взыскательного паломника - комфортные двухкомнатные номера. В паломническом корпусе есть возможность проживания с грудничком. Номер оборудован детской кроваткой и пеленальным столиком. Стульчик для кормления находится в кухонной зоне. К Вашим услугам бесплатный Wi-Fi. В кухонной зоне: СВЧ, кулер, чайник, холодильник, детский стульчик для кормления. Предусмотрен пандус для колясок. Адрес: Россия, Московская область, Волоколамский район, село Теряево Телефоны: +7 (925) 112 90 11 Электронная почта: 1129011@inbox.ru Сайт: Корпус для паломников при Иосифо-Волоцком монастыре Гостиница при Троицком храме с. Ознобишино Принимает для проживания на краткое время, только по благословению настоятеля. Может принять до 12 человек. При себе иметь документы, удостоверяющие личность.

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

Так как дорога была новой и часто огороженной дорожными щитами. Экскурсовод нам рас­ска­зы­вала и показывала, передавая по рядам картинки-иллюстрации: что мы могли бы увидеть, поехав по старой дороге. Но выяснилось, как и в предыдущей поездке, что боль­шая часть имений, усадеб не сохранилась. Были такие. Красивейшие, связаны с из­вест­нейшими деятелями культуры, ис­то­рии, но... были. Во время рассказа и увиденного и неувиденного по дороге, возникают вспоминания, сравнения... Помню как ещё в молодые годы я проходила мимо одной усадьбы и, несмотря на явную искажённость всех зданий, по­чув­ствовала, бывшую красоту настоящей классики - руку зодчего. Сквозь всю изу­ро­до­ванность перестроек позднего времени, чувствовалось и бла­го­род­ство пропорций быв­ше­го объёма основного здания, хотя надстроенного, лишённого бельведера, и про­ри­со­ван­ность сохранившихся деталей. Радовала взгляд чёткая линия расположения флигелей - само пространство ансамбля оставалось живым... Что это я видела? - спрашивала я. Ока­за­лось, что это бывшая усадьба Тутолмина из альбома Казакова, горделиво воз­вы­шав­шегося когда-то над Москвой-рекой. И таких усадеб более или менее совершенных было много и в Москве и за её границей. Хотя издали, но иногда можно видеть воочию и из наших окон. Вос­станавливается потихоньку кое-что из церковного. Например Борисоглебский Аносин мо­настырь - тоже в стороне расположен. Возрождается. Когда он был совсем разо­рён в со­ветское время, то настоятельница сказала разогнанным монахиням, послуш­ницам: «Доколе последняя послушница монастыря будет жива, монастырь будет духовно жить». И он дождался. Последняя живая послушница на склоне лет в 80-е годы, подала прошение Патриарху о восстановлении монастыря. Просьба была услышана: прислали игуменью и пять монахинь, которые, ютясь в бараке, начали восстанавливать обитель. Но и без памятников, как приятно было видеть за окном по-осеннему грустные бе­рё­­зы, тёмно-зелёные ели, сосны, готовящиеся встретить суровую белоснежную зиму. По­ля и перелески, речушки, скрывшиеся под нависшей жухлой травой и прозрачными кус­тар­никами... Так и хочется повторить: Боже, как прекрасна наша земля!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Преставился ко Господу насельник Троице-Сергиевой лавры схиархимандрит Рафаил (Иванов) 13 мая 2020 г. 12:05 12 мая 2020 года, на 65-м году жизни, после продолжительной болезни отошел ко Господу насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры схиархимандрит Рафаил (Иванов). Схиархимандрит Рафаил (в миру Сергей Николаевич Иванов) родился в Челябинской области 17 июля 1955 года, в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского. Воспитывался в благочестивой многодетной семье. В девятнадцать лет был призван в ряды Советской Армии, служил в инженерных войсках. Военную службу окончил в звании ефрейтора. По благословению архимандрита Наума (Байбородина) вся семья Ивановых переехала в поселок Вышу и поселилась недалеко от Вышенского Успенского монастыря, в котором некогда пребывал в затворе святитель Феофан. Сергей работал электриком в психоневрологическом интернате, находившемся на месте Успенской обители. В 1982 году поступил в Московскую духовную семинарию . На последнем году обучения подал прошение о зачислении в число братии Троице-Сергиевой лавры. 27 марта 1984 года наместником лавры архимандритом Евсевием (Саввиным)  пострижен в монашество с именем Спиридон в честь святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. 19 июля 1984 года в Успенском соборе лавры рукоположен во иеродиакона, 19 декабря в Успенском соборе города Владимира — во иеромонаха. Хиротонии совершил архиепископ Владимирский и Суздальский Серапион (Фадеев). В 1987 году Святейшим Патриархом Пименом возведен в сан архимандрита. В 1988-89 годах нес послушание в Хозяйственном управлении Московской Патриархии, руководил реставрационно-строительным отделом. За ответственное выполнение послушания удостоен права ношения второго креста с украшениями. В 1989 году назначен экономом Троице-Сергиевой лавры. По благословению Священноначалия проводил восстановительные работы в Донском монастыре г. Москвы после возвращения Церкви этой обители, исполнял послушание эконома монастыря. Затем был направлен восстанавливать Борисоглебский Аносин монастырь . Святейшим Патриархом Алексием II назначен строителем и духовником Борисоглебской обители.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010