Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун Великой Среды в Борисоглебском Аносине ставропигиальном монастыре 11 апреля 2017 г. 23:47 Вечером 11 апреля 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь в Истринском районе Московской области, где принял участие в вечернем богослужении в канун Великой Среды. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы совершили богослужение, которое называется утреней Великой Среды. По традиции, установившейся в нашей Церкви, торжественные утренние богослужения совершаются накануне вечером, чтобы дать верующим возможность принять в них участие, помолиться. Вот и сегодня, во вторник вечером, совершена утреня Великой Среды. Великая Среда посвящена очень важному событию, которое предшествовало страданиям, смерти и Воскресению Господа. Речь идет о том, как в Вифании, в доме Симона некая грешная женщина, блудница возлила на главу Спасителя драгоценное миро. В этой истории многое требует прояснения. Во-первых, как в дом, где принимали Спасителя, могла прийти падшая женщина? Как ее туда пустили? Евангелисты отмечают, что Симон был прокаженным, а мы знаем, что прокаженные были вне общества, они были изгоями. Конечно, получив исцеление, Симон перестал быть изгоем и жил среди людей. Но скорее всего, Симон, памятуя о своей былой отверженности, открыл двери для этой женщины-изгоя. И вот она пришла и совершила нечто, что выходит за пределы человеческого разумения. Она возлила на главу Спасителя драгоценное миро — жидкость, составленную из разного рода благоуханий, стоимость которых была очень велика. Миром помазывались на царство; трудно даже представить, как эта женщина купила такую драгоценность — наверняка это стоило ей всех денег, которые у нее были. История с помазанием Христа Спасителя блудницей, в которой так много непонятного и необъяснимого, может быть понята и объяснена через смысл служения, которое Господь совершил ради всего мира. Для Господа нет изгоев, для Него нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простолюдинов. Все наши человеческие условности Господь отметает и принимает всех, в том числе грешников, — более того, грешников в первую очередь. Именно Господу принадлежат слова: «Я пришел призвать не праведников, но грешников» (Мф. 9:13). Поэтому первое, что обращает на себя внимание, — это искренняя, истинная любовь Спасителя ко всем, в том числе к грешникам.

http://patriarchia.ru/db/text/4858816.ht...

Поморцев Николай, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Григорий Иванов, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Раменье, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 13 об.). Пономарев Петр, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Павел Григорьев, священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Зеленцыно, Богородице-рождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 17 об.). Попов Александр,упомянут в разрядном списке высшего отделения 1865/66 учебного года(ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1712, л. 21 об.). Попов Александр, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Феодор Александров, диакон; Московская губерния, Дмитровский уезд, Дмитров, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 14 об.). Попов Григорий, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Алексей Николаев, дьячок; Московская губерния, Звенигородский уезд, Борисоглебский Аносин девичий монастырь. (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 19 об.). Попов Николай, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Павел Феодоров, пономарь; Московская губерния, Богородский уезд, село Фряново, Предтеченская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 33 об.). Попов Николай, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1866 гг.). Отец:Феодор Александров, диакон; Московская губерния, Дмитровский уезд, Дмитров, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 5 об.). Поспелов Алексей, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Василий Николаев, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Семерлино, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 17 об.). Поспелов Василий, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Иван Михайлов, дьячок; Московская губерния, Московский уезд, село Кусково, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 9 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Лебедев Петр, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Иван Дмитриев († до 1866 г.), дьячок; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Раменье, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 14 об.). Лебедев Петр, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Иаков Николаев, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Ивановское, Предтечевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 19 об.). Лебедев Сергей, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Петр Васильев, священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Борщево, Вознесенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 9 об.). Лебедев Феодорродился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Алексей Иоаннов, протоиерей; Московская губерния, Дмитровский уезд, Покровский Хотьков девичий монастырь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 19 об.). Левитский Василий, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Иван Николаев († до 1866 г.), пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Брехово, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 8 об.). Левитский Михаил, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Иван Николаев († до 1860 г.), пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Покровское, Брехово тож, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 19 об.). Левитский Сергей, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Дмитрий Сергеев, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, Борисоглебский Аносин девичий монастырь. (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 27 об.). Леонардов Сергей, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Иван Семенов, пономарь; Московская губерния, Дмитровский уезд, Покровский Хотьков девичий монастырь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 16 об.). Лихарев Алексей, родился около 1839 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Димитрий Яковлев, пономарь; Московская губерния, Богородский уезд, село Купавна, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 15 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Князь был горденек и, должно быть, не очень смышлен. Он совершенно растерялся, видя пред собою равного себе, а не униженного слугу и пресмыкателя; стал извиняться и совершенно переменил тон. Батюшка посидел у него несколько минут, холодно и сухо с ним простился и после того никогда у него уже не бывал и о нем всегда говаривал: «Надутый пузырь и гордый глупец; моя нога никогда у него не будет». Впоследствии мой второй брат женился на дочери этого Долгорукова; это было уже после кончины батюшки, а при его жизни, конечно, бы он брака не дозволил. Отправляя моих двух братьев на службу, батюшка им сказал: «Помните слова вашего отца: будьте усердны к Богу, верны государыне, будьте честными людьми, ни на что не напрашивайтесь и ни от чего не отказывайтесь, и паче всего будьте осторожны в слове; я сам много пострадал чрез неумеренность моего языка, он мне много повредил». Братья давно были записаны в полк, а жили дома, как это тогда водилось, и, поступив капралами в Преображенский полк, скоро были произведены в офицеры. Старшему моему брату было шестнадцать лет, меньшому четырнадцать, когда они поехали в Петербург. Из числа матушкиных родных по Мещерским я помню, что к нам езжали Ергольские: один был по отчеству Тимофеевич, другой Гурыч; оба они были бабушки княгини Анны Ивановны двоюродные братья. Кроме того, были и Мещерские родные: князь Борис и князь Павел Ивановичи 64 Они доводились матушке внучатыми братьями. Князь Борис Иванович был женат на Евдокии Николаевне Тютчевой (впоследствии игуменья Евгения, после смерти мужа основавшая Аносин-Борисоглебский монастырь). Ее дочь была за Семеном Николаевичем Озеровым; вот почему нам Озеровы и родня. У Павла Ивановича было два сына: князь Алексей Павлович, умер холостым, и князь Андрей Павлович, был женат и оставил сколько-то детей, а сестра их, Софья Павловна, была за Александром Дмитриевичем Чертковым. Еще помню, что ездил к матушке троюродный дядя, князь Тюфякин 65 , а видала ли я его и как звали, не помню: с тех пор прошло ежели не восемьдесят пять лет, так уже, наверное, восемьдесят.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Борисоглебский Аносин женский московской епархии в с. Аносине – имении кн. Мещерской, которая пожертвовала на него свои средства и сама пожелала в нем постричься; с 1824 г. Успенский мужской близь Одессы на земле кишеневского архиерейского дома, устроенный на деньги из казны и на казенном штатном содержании. Но и это число вновь открытых монастырей показывало уже заметный поворот обстоятельств в пользу монашества сравнительно с прежним временем от 1764 до 1801 г., в продолжении которого открылось всего 3 новых обители. Всех монастырей в России по статистике Арсеньева в 1818 г. круглым числом насчитывалось 500 с 7000 монашествующих лиц, по статистике Зябловского в 1815 г. – 387 мужских с 4900 монахов и 91 женских с 1696 монахинями. Увеличение числа желающих пострижения повело за собой увеличение монастырских штатов, о котором правительство постоянно получало просьбы как от штатных, так и от заштатных монастырей; удовлетворение таких просьб производилось, впрочем, не общими указами относительно всех монастырей, а только частными для тех монастырей, где в том открывалась надобность. Так, в 1816 г. увеличены штаты монастырей Саввиновишерского, Коневского, Островского Введенского (по 6 человек), Наровчатскаго-Троицкого (10 человек); в 1817 – брянской Велобережской пустыни (23) и Свирского монастыря (10 человек); в 1818 – Голутвина; в 1819 – Оптиной пустыни и т. д. Во время своего генерал-губернаторства в Сибири Сперанский обратил внимание на недостаток числа монашествующих в сибирских монастырях, которые постоянно пустовали. Вопрос об увеличении числа монахов здесь связывался с вопросом о христианской миссии среди инородцев, которой Сперанский в то время весьма интересовался; на содействие ей монашествующего духовенства надеялись, и он и епископ иркутский Михаил. По их представлению св. Синод объявил по общежительным монастырям России вызов монахов, желающих ехать в Сибирь, и назначил им по 200 р. пособия и прогонные деньги на дорогу. По этому вызову в 1824–1825 г. в Сибирь отправлено было 8 человек монахов из разных монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Улегшись спать на первую ночь своего пребывания в Страстном монастыре, новая настоятельница долго не могла уснуть, раздумывая о тех больших обязанностях, которые она приняла на себя, и о тех трудах, которые предстоять ей. Не спала и ее келейная Таисия, в душе, которой всякое душевное настроение ее любимой матушки находило родственной отклик, и также была погружена в тяжелые думы о предстоящей жизни. Около двух часов ночи игуменья Антония, слыша, что Таисия тоже не спит, спрашивает ее: «ты, Таисия, не спишь?». – «Нет», отвечает та. – «Как мы будем жить здесь с тобой, говорит игуменья Антония, жизни то мы с тобой совсем не знаем». Действительно, Таисия с детства жила в монастыре, а игуменья Антония почти прямо с пансионской скамьи поступила в монастырь, – знали разве они жизнь? Но Таисия и сама задававшаяся подобными вопросами, не захотела смущать еще более свою матушку и отвечала: «Будем, Бог даст, жить так, что еще люди будут завидовать». В первый же год настоятельства игуменьи Антонии в Страстном монастыре ею была вызвана из Бородина послушница Паисия, бывшая впоследствии после Таисии, в монашестве Валентины, назначенной игуменьей Зачатиевского монастыря, в продолжение 15 лет казначеей при матушке Антонии в Алексеевском монастыре, а в настоящее время состоящая игуменьей настоятельницей Московского Никитского монастыря. Послушница Паисия вскоре по поступлении своем в Бородинский монастырь – в марте 1855 г., обратила на себя внимание Антонии, пожелавшей по мере своих сил руководить новопоступившей. Антония приглашала к себе Паисию для беседы, и снабжала ее книгами, как вообще духовно-назидательными, так в особенности аскетического характера. Такие отношения сближали Антонию с Паисией все более и более, так что в последнее время жизни Антонии в Бородинском монастыре Паисия была почти ежедневной посетительницей ее кельи и кроме того, постоянной помощницей в ее частных делах. Живя в Аносине, Антония состояла с Паисией в переписке. Вызвавши Паисию в Страстной монастырь, игуменья Антония поселила ее в своих кельях, возложивши на нее исполнение многоразличных своих поручений преимущественно по хозяйственной части. Таким образом и устроилась игуменья Антония в Страстном монастыре с двумя верными помощницами, – послушницами Таисией и Паисией.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Архив Пн В канун Великого Четверга Святейший Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении в Борисоглебском Аносином ставропигиальном монастыре 8 апреля 2015 г. 21:03 Вечером 8 апреля 2015 года, в канун четверга Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь в Истринском районе Московской области. Предстоятель Русской Церкви принял участие в вечернем богослужении в Троицком соборе обители. На утрене Великого четверга Святейший Владыка прочитал Евангелие. Среди молившихся были настоятельница монастыря игумения Мария (Солодовникова), руководитель администрации Истринского муниципального района Московской области А.Г. Дунаев, глава сельского поселения Обушковское Н.В. Михарева, насельницы обители, воспитанницы монастырского приюта для девочек. Богослужебные песнопения исполнил хор сестер Борисоглебского Аносина монастыря под управлением инокини Нонны (Пушкиной). По окончании череды богослужений матушка Мария приветствовала Святейшего Патриарха Кирилла и преподнесла в дар Его Святейшеству икону Небесных покровителей Аносина монастыря — святых благоверных князей Бориса и Глеба. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Досточтимая матушка! Дорогие отцы, братья и сестры! С большой радостью я посетил в этот святой вечер Борисоглебскую Аносину пустынь — замечательный наш монастырь, который за последние годы до неузнаваемости изменился трудами матушки, сестер, благочестивых мирян, помогавших его возрождению. Вспоминаю, как еще в прошлый раз мы молились в приделе, а сегодня уже и главный престол полностью отреставрирован, и храм сей являет свою первозданную красоту. В этом году мы празднуем 1000-летие со дня страстотерпческой кончины первых русских святых — святых благоверных князей Бориса и Глеба, в честь которых и названа эта пустынь; и я рад, что в юбилейный год имею возможность посетить сию святую обитель и помолиться вместе с вами.

http://patriarchia.ru/db/text/4025249.ht...

Сестры трудились в иконописной и золотошвейной мастерских, занимались шитьем одежды и белья, вязанием, вышиванием по канве шелком. На Всемирной Парижской выставке в 1900 г. за золотошвейную работу с жемчугом мон-рь получил Гран-при. По приглашению Сидорова с 23 янв. 1883 г. богослужения в Казанской ц. совершал заштатный клирик Коломенского у. Московской губ. свящ. Василий Иоаннович Раевский, с 14 апр. 1883 г. (по др. сведениям, 1884) в общине служил также диак. П. Ф. Троицкий на вакансии псаломщика. Нек-рое время духовником сестер был старец московского во имя святителя Иоанна Златоуста монастыря иеросхим. Иоанн (иером. Исихий; 17 окт. 1888). Оптинские старцы прп. Варсонофий (Плиханков) и прп. Анатолий (Потапов) в беседах советовали женщинам, собиравшимся посвятить себя монашеской жизни, поступать в К. м. или в Аносин Борисоглебский монастырь . К. м. посещали митр. Московский Иоанникий, Дмитровские викарные епископы Леонид (Краснопевков) и Амвросий (Ключарёв) , Трифон (Туркестанов), иеросхим. Аристоклий Афонский (Амвросиев), старец Захария (Минаев; 1850-1936), отстраненный от управления Сербской митрополией и проживавший в России митр. Михаил (Йованович (9 февр. 1887)), обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев с супругой (30 мая, по др. сведениям, 30 марта 1883) и др. Постройки К 1880 г. первоначальная домовая Спасская ц. (1872) не вмещала всех насельниц, поэтому в К. м. на средства купца Сидорова была построена отдельная деревянная на каменном фундаменте ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с деревянной колокольней над папертью. В храме был установлен 3-ярусный резной иконостас. На колокольне висело 8 колоколов, самый крупный весил 32 пуда. 19 окт. 1882 г. митр. Московский Иоанникий в сослужении настоятеля Данилова московского мон-ря архим. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) , ризничего Чудова мон-ря иером. Сергия, благочинного прот. Никанора Румянцева и свящ. Василия Успенского совершил освящение церкви. Это был первый храм, освященный митр. Иоанникием в Московской епархии, в к-рую он прибыл 27 авг. того же года. Одновременно с 1882 г. в Спасской ц. служили только ранние литургии и молебны для немощных сестер.

http://pravenc.ru/text/1319830.html

К отцу Пимену в благочиние поступили следующие монастыри общежительные, мужские: 1) Троицкий-Коломенский-Ново-Голутвин (бывший до 1872 штатным, но после преобразованный в общежительный), 2) Николо-Угрешский, 3) Николо-Пешношский, 4) Старо-Голутвин-Коломенский, 5) Бобренев, 6) Белопесоцкий (близ Каширы), 7) Николо-Берлюковский, 8) Давыдовская пустынь, 9) Екатерининская пустынь и 10) Спасо-Гуслицкий монастырь; женские: 1) Бородинский, 2) Аносин-Борисоглебский, 3) Одигитриевская-Зосимова пустынь, 4) Спасо-Влахернский и 5) Крестовоздвиженский-Лукинский. У городского благочинного числом было более монастырей, но так как большая часть их в Москве, то представлялось менее затруднений для осмотра и посещений оных, тогда как общежительные загородные монастыри почти во всех уездах губернии, и посещать их так часто невозможно. Сделавшись благочинным монастырей, отец архимандрит весьма ясно понял значение и обязанности своей новой должности и тотчас же умел стать в уровень своего нового положения. Он не был притязателен и мелочен и не слишком строго следил за рублями и копейками, переплаченными за что-нибудь, как это делывали до него некоторые из благочинных при поверке книг. Он смотрел на главные расходы монастыря, на верность итогов и подписывал представленные ему книги, не истязуя настоятелей, как будто подозревая их в злоупотреблениях и недобросовестности. Он говаривал: «Я нахожу неуместным и неприличным, когда благочинный ввязывается в дрязги и придирается к мелочам; смотри за главным, обращай внимание на внутренний быт монастыря, на нравственное настроение братии, на благолепие храмов и на чистоту в оных, на служение, на трапезу, на порядок в монастыре, на хозяйство, где оно есть, а куплена ли мука гривной дешевле или дороже, это дело настоятеля; может быть, он оттого дороже заплатил за свою муку, что она лучше, чем у меня; как за этим уследить? Вступаться в эти мелочи – значит ронять достоинство своего звания. Был один благочинный, который по страницам проверял книги, держал их подолгу, и целую историю сделал одному настоятелю за то, что у него оказалась где-то неверность в пятнадцати копейках: это непростительно...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Новотихвинский – Александровский – Екатеринбургский Борисоглебский-Аносин Аркадиевский-Вяземский Благовещенский-Уфимский Спасский-Бородинский Богородицкий-Тихвинский-Кирсановский Тихвинский – Новодевичий-Богородицкий -Керенский Ивановский-Казанский-Сезеновский Троицкий – Одигитриевский – Зосимова пустынь Покровский-Медведовский Сретенский-Сызранский Абабковский-Николаевский Иоанно-Предтечевский-Мариинский Рождество-Богородицкий-Темниковский Тихвинский-Богородицкий-Бузулукский Иверский-Самарский Пророко-Ильинский-Мензелинский Успенский-Краснослободский Влахернский-Спасский Дивеевский-Серафимов Одигитриевский-Богородицкий-Челябинский Покровский-Ардатовский Казанский-Троицкий Богородицкий – Тихоновский – Тюнинский-Задонский Димитриевский – Милостиво – Богородицкий – Кадомский Иоанно-Предтечевский-Кунгурский Троицкий-Верх-Теченский Серафимовский-Понетаевский Вознесенский-Николаевский Никоновский-Сушкинский Димитриевский-Троекуровский Успенский-Оренбургский Покровский-Бугурусланский Боголюбский-Козловский Богородично-Всехсвятский-Болговский Троицкий-Ковыляевский Иоанно – Предтечев – Иннокентиевский – Томский Тихвинский-Екатеринославский Троицкий-Бирский Благовещенский-Бежецкий Богородицкий-Казанский-Ключегорский Софийский-Тулиновский Успенский-Нижнеломовский Благовещенский-Сарапульский Боголюбский-Тишениновский Богородицкий-Казанский-Мокшанский Казанский-Вышневолоцкий Короцкий св. Тихона Задонского Николаевский-Улалинский Рождество-Богородицкий-Федоровский Успенский-Богородицкий-Пермский Благовещенский-Херсонский Варваринский-Сомовский Макариев-Желтоводский-Троицкий Ягодинский-Введенский Александровский-Никитский-Каширский Параскево-Вознесенский-Пайгармский Покровский-Балашовский Чагринский-Покровский Иоанно-Предтечев-Леушинский Иосифовский-Марьевский Казанский-Головинский Казанский-Колычевский Троицкий-Чуфаровский Выксунский-Иверский Николаевский-Дальне-Давыдовский Скорбященский-Старобельский Троицкий-Раковский Крестовоздвиженский-Иерусалимский-Флоро- Лаврский-Лукинский Тихоновский-Троицкий-Задонский Троицкий-Творожковский Троицкий-Черемисский-Козмодемьянский Знаменско-Мариинский-Яранский Богородицкий-Лесневский Воскресенский-Феодоровский Вохоновский-Мариинский Казанско-Богородицкий-Бугульминский Севастьянов – Спасо – Преображенский- Сохотский Покровская-Уральская община 18 мая переименована в общежит. монастырь. („Церковн. вед.”, 1890 г., 23, 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010