в Спасо-Бородинском монастыре; Антония имела в то время 37 лет отроду. Факт пострижения Антонии в монашество должен быть признан заключительным пунктом в разрушении близких отношений между игуменьей Сергией и Антонией. С этого момента порвались последние нити, связывавшие их и они чувствовали себя уже совершенно чужими друг другу. По внешности это явно ничем особенно не выражалось и посторонним трудно было это видеть. Но для чистой и любвеобильной души Антонии, имевшей в прежней настоятельнице дорогую для себя мать, которой она была предана всем своим существом, такие отношения к новой настоятельнице были источником тяжелых нравственных страданий. Как естественный выход из такого ненормального положения представлялся переход из Бородинского монастыря в какой либо другой. Но посещая ежедневно место упокоения своей дорогой матери и с горькими слезами вопрошая ее: что мне делать? монахиня Антония содрогалась при одной мысли о том, что ей придется расстаться с теми местами, где она возродилась в новую жизнь, где воспиталась духовным млеком своей матери, где каждое место, каждая вещь напоминают ей о наисчастливейших минутах ее жизни, о драгоценнейшем для нее существе, – придется расстаться с так дорогой для нее могилой. За окончательным решением вопроса о том, как выйти из такого затруднительная положения, она обратилась, по своему обыкновению, к своему неизменному покровителю – митрополиту Филарету. Прибывши в Москву и предварительно помолившись многочисленным святыням Московским, монахиня Антония явилась к митрополиту. Она откровенно, как отцу духовному, рассказала владыке о своих отношениях к игуменьи Сергии и о тех нравственных мучениях, которые ей приходится переживать. Выслушавши ее, митрополит Филарет решительно сказал: «тебе надо уйти из Бородинского монастыря». – «Тяжело это для меня, Владыка святый, – говорила со слезами монахиня Антония, я так горячо люблю Бородинскую обитель, а главное у меня нет сил расстаться с местом, где покоится прах моей дорогой матушки».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Настоятельница Аносина Борисо-Глебского монастыря игуменья Евгения, которой митрополит Филарет сказал, чтобы она успокоила монахиню Антонию и не равняла ее с другими, приняла ее очень ласково и внимательно заботилась о ней. Пелагея Николаевна Прохорова и здесь устроила для своей сестры хорошую келью, в которой монахиня Антония и прожила около двух лет вместе с переехавшей с ней из Бородина Таисией, не принимая близкого участия в общей жизни монастыря. Только за несколько дней до выхода ее из Аносина монастыря она была назначена, – именно 15 октября,, 1861 г. ризничей. Время ее проходило в неуклонном посещении служб церковных, молитвах, духовно-нравственном чтении и в любимом ею труде – вышивании, преимущественно вещей, употреблявшихся при церковном обиходе. В начале второй половины октября 1861 г., когда скончалась настоятельница Московского Страстного монастыря игуменья Паисия, митрополит Филарет вызвал монахиню Антонию из Аносина монастыря в Москву и объявил, что желает назначить ее настоятельницей Страстного монастыря. Пораженная таким неожиданным для нее назначением, монахиня Антония, кроткая и смиренная, залилась слезами и, упавши архипастырю в ноги, начала умолять его: «увольте меня, святый Владыко, от такого великого послушания, я сама собою не умею, как должно, управлять, а Вы хотите поставить меня к управлению обителью; кроме того, телесные мои силы слабы и здоровье плохое». – «А здесь в Москве искусных врачей много, говорил с улыбкой митрополит Филарет, они поправят твои силы и здоровье». – «Мой характер не подходит к такому послушанию, продолжала отговариваться скромная монахиня, я не имею надлежащей твердости для управления другими». – «Судить о том, сказал решительно Владыка, способны ли вы к назначенному для вас послушанию, принадлежит власти; ваше дело повиноваться, а наше усматривать; готовьтесь к посвящению в сан игуменьи». Расстроенная обеспокоенная тяжелыми думами возвратилась с подворья Антония в дом своей сестры Пелагеи Николаевны и больная три дня после того пролежала в постели. Но нужно было исполнять волю Божию, выраженную устами архипастыря. 22 октября 1861 года монахиня Антония на 41 году своей жизни была произведена митрополитом Филаретом на Троицком митрополичьем подворье в сан игуменьи и назначена была настоятельницей Московского Страстного монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Тотчас же по переезде в страстной монастырь игуменья Антония занялась приведением в порядок игуменских келий. Пелагеею Николаевной Прохоровой были присланы мастера для исправления всех ветхостей, приобретена была также и нужная мебель. Затем уже с февраля 1862 года начались хлопоты игуменьи Антонии об исправлении нижней церкви. Митрополит Филарет, назначая Антонию игуменьею, приказал ей немедленно озаботиться приведением в порядок нижней церкви; «это не церковь , а кузня», сказал Владыка – так она поражала своим неприглядным видом. В прошении своем от 8 февраля 1861 г., игуменья Антония так описывала «крайнее неблагоустройство и неблаговидность» нижней церкви: «иконостас совершенно пришел в ветхость: в некоторых местах резьба на нем уже обвалилась, а в некоторых готова отпасть, боковые и кругом столбов киоты обветшали, позолота на всем иконостасе вся слиняла; в двух боковых приделах иконостасы также утратили по местам много позолоты и требуют поправок; живопись внутри главного алтаря совершенно потемнела и местами облупилась, уничтожив изображения святых; окраска стен и в особенности сводов от сырости потемнела; пол устланный плитами из белого камня сделался неровен даже до опасности хождения по нем – более трех третей плит в нем вытерлось от времени, отчего образовались в некоторых глубокие впадины, а некоторые плиты треснули и углубились в грунт» 15 . Сумма, потребная на исправление нижней церкви была исчислена архитектором в 8200 рублей. Хотя монастырской неокладной суммы и имелось в то время на лицо около девяти тысяч, однако игуменья Антония, имея в виду текущие расходы по монастырю и предстоящий еще ремонт, как церквей, так и келий, испросила у епархиального начальства книгу для записи могущих поступать пожертвований, но книгу не обычную сборную, но такую, которая могла быть предлагаема желающим жертвовать только в монастыре, как это и обозначено было в консисторской надписи на сей книге. Таким образом частью на средства, уже имевшиеся в монастыре, а частью на собранные от благотворителей в течение одного 1862 года в нижней церкви были для уничтожения сырости переделаны печи и расширены окна, затем главный иконостас переделан вновь, а боковые исправлены, стены вновь оштукатурены и окрашены, живопись возобновлена и пол перестлан.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В следующие годы настоятельства игуменьи Антонии в Страстном монастыре выстроен был новой жилой корпус и устроены были: богадельня для престарелых и немощных сестер обители и трапеза на тридцать сестер-певчих, как более других занятых выполнением возложенного на них послушания. Богадельня была открыта по благословенно митрополита Филарета в конце сентября 1863 года, причем Владыкою на открытие была прислана икона святого Николая Чудотворца, поставленная в богадельне. Открытие же трапезы для певчих состоялось в ноябре 1864 г. 16 В течение 1868 и 1869 годов, игуменьею Антониею произведен был капитальный ремонт верхней церкви во имя Страстной иконы Божией Матери. Иконостас в ней был переделан вновь, устроены в окнах новые колоды и рамы, стены оштукатурены, окрашены и расписаны, пол перестлан. Ремонт этот произведен был отчасти на сбереженные Антониею монастырские суммы, а отчасти на пожертвования, для записи которых была выдана ей такая же книга, как и при ремонте нижней церкви 17 . Описанные труды и заботы игуменьи Антонии по благоустройству Страстного монастыря не оставлены были без внимания начальством. 12 апреля 1870 г. игуменья Антония «за особо усердное попечение о благоустройстве Страстного монастыря и заведенный в оном примерный порядок вследствие представления епархиального начальства Всемилостивейше была награждена наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым». Но недолго судил Бог игуменьи Антонии потрудиться на пользу Страстного монастыря. 17 декабря 1870 г. скончалась игуменья Московского Алексеевского монастыря Илария. В непродолжительном времени после этой кончины к игуменьи Антонии приезжает игуменья Митрофания, известная устроительница Московской Покровской общины, и заводит речь о том, кто-то будет назначен в Алексеевский монастырь. Игуменья Антония не пожелала рассуждать на эту тему. «Дело назначения есть дело Божие, сказала она, и начальства, исполняющего божественные предначертания». Через несколько времени игуменья Антония видит во сне митрополита Филарета, который спрашивает ее: «Антония, что ты думаешь об Алексеевском монастыре»? – «Это дело начальства, святый Владыко», ответила она. – «Без тебя, Антония, дело не обойдется», сказал ей святитель. Когда на другой день утром Антония рассказывала этот сон послушницы Таисии, является посланный от преосвященного викария Леонида с письмом, в котором тот приглашал Антонию явиться к нему «по делам службы». Когда игуменья Антония явилась к преосвященному, то он объявил ей, что владыка-митрополит Иннокентий желает ее перевести в Алексеевский монастырь. Перевод этот и состоялся 4-го Февраля 1871 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Поставление митрополитом Филаретом монахини Антонии во игуменьи Страстного монастыря исключительно по личному его желанию, без влияния или представления преосвященных викариев, консистории или монастырского благочинного, подтверждается кроме рассказов лиц, помнящих обстоятельства этого события, также и делом консистории: «О производстве монахини Аносина монастыря Антонии во Игуменьи Страстного монастыря» (Дело 366, 1861 г.). Дело это начинается справкой, присланной в консисторию из канцелярии митрополита от 23 октября 1861 г. следующего содержания: «Сего 1861 г. октября 22 д. Борисоглебского Аносина общежительного девичьего монастыря монахиня Антония произведена в Московский Страстной третьеклассный девичий монастырь во Игуменью Его Высокопреосвященством Святейшего Правительствующего Синода членом Высокопреосвященным Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским, Свято-Троицкой Сергиевы Лавры священно-Архимандритом и разных орденов кавалером в домовой церкви Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, что на Троицком Сухаревском подворье». На этой справке положена митрополитом Филаретом резолюция: 3803, окт. 22. Консистория учинит по сему надлежащее исполнительное распоряжение по прежним примерам. Первые впечатления, произведенный на игуменью Антонию Страстным монастырем, были нерадостные. Монастырь этот не имел в то время вида благоустроенной обители. Большинство зданий монастырских были ветхи и грязны; храмы тоже поражали своею запущенностью. Митрополит Филарет, назначая Антонию настоятельницей Страстного монастыря, поставил ей на вид, что от нее ожидается приведете монастыря в надлежащий порядок. Настоятельские кельи помещались в довольно ветхом здании и поражали своею не уютностью и нечистотой; мебели было в них чрезвычайно мало. На последнее обстоятельство обратил внимание даже митрополит Филарет. На донесении благочинного Московских монастырей архимандрита Богоявленского монастыря Иннокентия о водворении игуменьи Антонии в Страстной монастырь митрополит Филарет в своей резолюции, между прочим, прописал: «Странно, что вовсе нет мебели, а ее и в кельи оказывается очень мало. Консистория обратит на сие внимание по донесении о принятии монастыря». По дознанию, произведенному архимандритом Иннокентием, оказалось, что часть мебели из настоятельских келий была взята себе монахиней Афанасией, родственницей покойной игуменьи Паисии и жившей с ней вместе. По объяснению монахини Афанасии мебель эта была личною собственностью игуменьи Паисии и издавна была предназначена покойной в собственность ей, монахини Афанасии. Игуменья Антония со своей стороны заявила, что считает для себя достаточным той мебели, которая ей оставлена. На донесении об этом митрополиту Филарету он положил такую резолюцию: «принадлежность мебели монахине Афанасии, по ее личному показанию, оставить на ее ответственности» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Евфросин (Антонов). Фотография. Таганская тюрьма. 1937 г. (Антонов; 15.06. 1885, дер. Меньшиково Опочецкого у. Псковской губ.- 13.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иером. Из крестьянской семьи. Окончил земскую школу г. Опочка. В 1910 г. поступил послушником в Елеазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастырь Псковской губ. Время пострига неизвестно. Во время первой мировой войны мон-рь был эвакуирован в Седмиезерную Богородицкую мужскую пустынь Казанской епархии. В 1922 г. рукоположен во иерея. В 1928 г. пустынь была закрыта, Е. переведен в Воскресенскую ц. с. Мансурова Лаишевского р-на Татарской АССР. С 1929 г. служил в Петропавловской ц. с. Лужки, с 1930 г.- в Борисоглебской ц. близлежащего с. Аносина Истринского р-на Московской обл., где ранее располагался Аносин Борисоглебский монастырь . 10 марта 1931 г. арестован по обвинению в антисоветской и антиколхозной агитации, виновным себя не признал. Приговорен Особой тройкой ОГПУ по Московской обл. к 5 годам заключения. Вернувшись, служил в храмах Московской обл.: сначала в ц. Воскресения Христова в с. Раменье Шаховского района, в марте 1937 г. переведен в Знаменскую ц. с. Корневского Лотошинского р-на. 7 окт. 1937 г. арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, заключен в Таганскую тюрьму Москвы. Виновным себя не признал. 11 нояб. 1937 г. постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Погребен в общей безвестной могиле. Имя Е. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 20 апр. 2005 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 75838; Архив МП. Послужной список. Лит.: Алонин М. А. Расстрельные списки: Священнослужители. Казнены в Бутово//Вечерняя Москва: Газ. 1993. 23 авг.; Мартиролог Бутово 08.08.1937 - 19.10.1938. М., 1997. С. 21; Бутовский полигон. Вып. 2. С. 66.

http://pravenc.ru/text/187854.html

16 октября 1853 года стараниями отца Пимена и при поддержке митрополита Московского Филарета Николо-Угрешский монастырь был преобразован из штатного в общежительный, а иеромонах Пимен был возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители в виду того, что игумен Иларий подал прошение об увольнении на покой. 24 августа 1858 года за выдающиеся заслуги по устроению монастыря митрополит Московский Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита . За это время трудами отца Пимена было выстроено в монастыре пять церквей; Николаевский собор в 1843 году, церковь преподобной Марии Египетской в 1851 году, Успенская в 1852 году и 1860 году - Скорбященская и Петропавловская скитская. Все они были освящены митрополитом Московским Филаретом. К 1866 году относится событие, весьма важное для Угрешского монастыря, принесшее великую честь отцу Пимену и заслужившее ему всегдашнюю, нескончаемую благодарность тысяч людей - это учреждение и открытие монастырского народного училища. В 1869 году архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии. К нему под начало поступили следующие мужские монастыри: Троицкий Коломенский Ново-Голутвин, Николо-Угрешский, Николо-Пешношский, Старо-Голутвин Коломенский, Бобренев, Белопесоцкий, Николо-Берлюковский, Спасо-Гуслицкий, Давыдовская пустынь, Екатерининская пустынь и женские: Бородинский, Аносин-Борисоглебский, Спасо-Влахернский, Крестовоздвиженский-Лукинский и Одигитриевская-Зосимова пустынь. Скончался 17 августа 1880 года. Почитание архимандрита Пимена началось сразу же после его блаженной кончины, множество паломников приходило к месту его погребения. Часовня над могилой отца Пимена никогда не бывала безлюдной, многие приносили ему свои молитвы, воздыхания, скорби и радости. Возобновление почитания архимандрита Пимена произошло вместе с открытием обители в 1990 году. После прославления его как местночтимого святого Московской епархии определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 6 октября 2004 года был причислен к лику общецерковных святых с памятью 17 августа .

http://drevo-info.ru/articles/13606.html

Которую, кстати, называли женской Оптиной. Удивительна история создания монастыря, связанная с именем его основательницы, княгини Мещерской, и святителя Филарета, митрополита Московского. Матушка, скажите: современные сестры чувствуют живую связь со своими предшественницами? То, что мы подвизаемся в таком монастыре, воспринимается нами как милость Божия. Мы очень чтим своих предшественниц, молимся за них, а они нам помогают в монашеском делании спасения души. Каждый день после второй трапезы сестры ходят с иконой Тихвинской Матери Божией вдоль стен обители, затем идут на могилки наших матушек в ограде монастыря, рядом с собором Живоначальной Троицы. Там похоронены первоначальница игумения Евгения (Евдокия Николаевна Мещерская, родная тетя выдающегося поэта Федора Ивановича Тютчева); ее внучка – игумения Евгения-младшая (Евдокия Семеновна Озерова), под чьим руководством монастырь стал образцовой общежительной пустынью как по укладу жизни, так и по духовным достижениям. Третья могилка – исповедницы схиигумении Евгении (Таишевой), которая после закрытия монастыря была арестована, сослана в Сибирь, а свой земной путь завершила под Кубинкой. (Ее честные останки были перенесены сюда в 2001 году). И недавно был поставлен камень на месте захоронения игумении Иоанны (Макаровой), строгой подвижницы, возглавлявшей обитель около 40 лет и стяжавшей дар непрестанной молитвы Иисусовой. Мы чтим память священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, потому что он часто сюда приезжал. Владыка Серафим служил Литургию в храме святой великомученицы Анастасии Узорешительницы – ночью в алтаре, и одна сестра ему помогала. В XXI веке в возрождающейся обители совершали богослужения Патриарх Алексий II и Патриарх Кирилл. Их отеческая забота продолжила традицию монахолюбивого архипастыря, святителя Филарета (Дроздова), по благословению которого Аносин Борисоглебский монастырь стал первой в Московской епархии обителью, образованной на общежительных началах. В рубрике официального сайта Борисоглебской обители «Святые покровители монастыря» названы и новомученики, показавшие нам пример стойкости в вере Христовой.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/08/duhovn...

Вот такая внутренняя установка была у матушки Олимпиады, а впоследствии и у меня после нового назначения. Вы поделились теплыми воспоминаниями. А что-то грустное в ту пору было? Точнее, я бы сказала, горькое и печальное. После того, как нам передали монастырские здания, на территории обители еще жили люди. Люди были разные. Многие нас не воспринимали. Порой идешь в храм, а кто-то выставит на подоконник проигрыватель, включит музыку, и на всю округу льется песня, которую совершенно не подобает слушать в монастыре. И ругань мы слышали, но понимали, что ради любви ко Христу надо всё вытерпеть. Потом всех жильцов расселили, дали им квартиры, и в моральном плане стало намного легче. Теперь – о позитивном, вдохновляющем. Приезжали в Хотьково штукатуры из Данилова монастыря, и мы утром после Литургии всё закрывали в храме пленкой, бумагой, затем подключались к работе: подавали кирпичи, помогали специалистам месить раствор. Работа кипела. Всё в том монастыре стало родным – и сестры, и стены. Так что когда я получила назначение настоятельницей в обитель Аносино, о которой прежде лишь слышала, мне в тот момент было сложно. Хотя сердцем я давно приняла наиважнейшую сторону монашеской жизни: монах не ищет никакого почета, главное для него – послушание. Он может сказать только три слова: «Простите. Благословите. Помолитесь». Монах как воин Христов: назначили – исполняй! Любовь и строгость должны идти рука об руку Интересно, матушка, как Вас встретили сестры обители под Истрой? Не было ли какой-то настороженности: вот присылают нам человека «со стороны», и неизвестно, какой у новой настоятельницы характер, какие душевные качества? Борисоглебский Аносин монастырь был как бы живой организм, потому что уже 13 лет восстанавливался, развивался. Благодаря трудам строителя и духовника сестер архимандрита Спиридона (Иванова), в схиме Рафаила, монастырские здания и храмы были восстановлены почти с нуля. Возродилась монашеская жизнь во главе с первой настоятельницей монахиней Варахиилой (Бучельниковой). Было налажено крепкое монастырское хозяйство. По милости Божией и благодаря заступлению Божией Матери сестры приняли меня с любовью, помогли мне преодолеть сложности, встретившиеся на начальном пути моего нового послушания. И вот уже 15 лет, как я здесь настоятельница, а семь лет назад была возведена в сан игумении. Сложившиеся за это время отношения с сестрами могу со всей искренностью назвать добрыми, семейными. При этом я и строгость проявляю, считая, что она должна быть везде – не только в монастыре. Но строгость с любовью – ведь все мы такие разные! Допустим, я по милости Божией видела высокодуховных людей, общалась с ними, напиталась от них, а некоторые наши сестры жили в миру в другом окружении и принесли в монастырь мирские привычки. Если с них только взыскивать, какой будет результат? Любовь и строгость должны идти рука об руку.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/08/duhovn...

Предстоятель Русской Церкви освятил храм-часовню в Аносином Борисо-Глебском монастыре 16 июня 2006 г. 15:42 16 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение храма-часовни во имя св. Тамары в Аносином Борисо-Глебском женском монастыре. В богослужении приняли участие президент Международного фонда единства православных народов профессор В.А. Алексеев, президент ХК «Интеррос» В.О. Потанин, заведующая отделом Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе М.Н. Белогубова, помощник Полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе К.В. Голощапов, заместитель Председателя Государственного комитета по культуре и кинематографии В.С. Малышев, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представитель губернатора Московской области в Совете Федерации Н.П. Чуркин, первый заместитель Председателя Правительства Московской области С.Н. Кошман, глава Истринского района Московской области А.Н. Щерба. Справка: Аносин-Борисоглебский монастырь создан в 1820 г. на основе женской общины по инициативе княжны Евдокии Николаевны Мещерской, родной тетки Федора Тютчева, в память о своем муже. Сначала монастырь существовал в виде богадельни, которая вскоре стала общиной, а в 1823 году была возведена в монастырь. Первой игуменией монастыря была княгиня Евдокия, постриженная в иночество с именем Евгении. Всего в монастыре в дореволюционные годы было три храма: соборный храм в честь Живоначальной Троицы, храм во имя св. Дмитрия, Ростовского митрополита, и в честь св. Анастасии Узорешительницы, ныне объединенной с больницей. Территорию окружала кирпичная ограда с четырьмя угловыми башнями. Обитель была столь знаменита своим укладом и духовными подвигами, что её называли «Женской Оптиной пустынью». В 1927 году монастырь был закрыт и вновь открыт в августе 1992 года как Патриаршее подворье, а в 1999 постановлением Св. Синода Патриаршее подворье преобразовано в женский монастырь со статусом ставропигиального.

http://patriarchia.ru/db/text/120074.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010