Могилевская. Братский-Богоявленский-Могилевский 88), Буйницкий-Свято-Духов 89), Белыничский-Николаевский 94), Воскресенский-Шкловский 141), Кутеенский-Богоявленский 271), Кутеенский-Успенский 272), Мазаловский-Спасо-Преображенский-Успенский 276), Макариевский-Гомельский 278), Неклюдовская-Борисоглебская 303), Николаевский-Мстиславский 310), Покровский-Оршанский 369), Пустынский-Успенский-Богородицкий-Мстиславский 402), Тупичевский-Духов 530), Чонский-Успенский 573). Московская. Александро-Невская-Акатовская 6), Алексеевский-Зачатейский 10), Берлюковская-Николаевская 25), Бобренев-Рождественский-Богородицкий 45), Богоявленский-Голутвин-Старый 72), Богоявленский за Торгом 76), Борисоглебский-Аносин 80), Варваринский-Волоколамский 97), Вифания или Спасо-Вифанский 112), Владычин-Введенский-Серпуховской 115), Владычне-Покровская-Московская 116), Влахернский-Спасский 117), Всехсвятский-Кладбищенский 145), Георгиевский-Московский 154), Гефсиманский 159), Гнилушская-Николаевская 163), Ивановский-Предтечевский на Кулижках 208), Казанский-Головинский 235), Крестовоздвиженский-Иерусалимский-Флоро-Лаврский 267), Крестовоздвиженский или Воздвиженский-Московский 268), Николаевский-Московский 311), Николаевский-Перервинский 327), Параклит-Тарбеева пустынь 348), Пешношский-Николаевский-Мефодиев 404), Симонов-Успенский 430) Спасо-Преображенский Гуслицкий 460), Спасский-Бородинский 470), Спасский-Преображенский-Коломенский 473), Троицкий-Голутвин 510), Троицкий-Одигитриевский-Зосимова пустынь 516), Всех Скорбящих радости 582). Нижегородская. Абабковский-Николаевский 1), Алексеевская-Арзамасская 9), Благовещенский-Керженецкий 40), Богородицкий-Феодоровский-Городецкий 62), Васильевский-Нижегородский 102), Выксунский-Иверский 148), Высокогорская-Вознесенская 150), Дивеевский-Серафимов 170), Крестовоздвиженский-Нижегородский 261), Кутузовская 273), Макариев-Желтоводский-Троицкий 279), Николаевский-Дальне-Давыдовский 319), Оси- новский-Крестовоздвиженский 346), Покровский-Ардатовский 370), Покров- ский-Васильевский 371), Покровский-Медведевский 380), Происхожденский- Крестовоздвиженский-Нижегородский 396), Серафимовский-Понетаевский 427), Скорбященская-Мало-Пицкая 431), Спасская 466), Спасская-Зеленогорская 467), Тихоновская-Лукояновская 489), Ягодинский-Введенский 580).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Женские: Алексиевский , 1 кл., в Москве, на Красносельской улице. Основан был в 1360 г. св. Алексием, митр. Московским, по желанию его сестер Евпраксии и Иулиании, на Остоженке, где ныне Зачатиевский мон. После пожара в 1547 г. он был перенесен ближе к Кремлю, на место, где ныне храм Христа Спасителя. В 1837 г., по соизволению имп. Николая I, желавшего построить на месте обители храм Христа Спасителя, мон. переведен был на нынешнее место (прежде Красное село), к приходской Крестовоздвиженской церкви. В мон. находятся Тихвинская и Грузинская чудотворные иконы Божией Матери. Эта последняя, по сохранившемуся в мон. письменному известию, во время бывшего в Москве при царе Алексее Михайловиче в 1654 г. морового поветрия, обретена была во впадине церковной стены за шкафом (по сонному видению одной инокини монастыря); по перенесении ее в церковь многие получили исцеление; день обретения ее, 15 окт., празднуется в мон. с особенной торжественностью. В мон. также хранится третья чудотворная икона Божией Матери. прославившаяся в XVIII в. и именуется «Целительница»: на этой св. иконе изображена во весь рост Богоматерь (без Богомладенца), стоящей у одра больного юноши; по свидетельству св. Димитрия Ростовского , поводом к этому изображению послужило исцеление от тяжкой болезни одного благочестивого клирика, имевшего обыкновение всегда при входе и выходе из церкви совершать с преклонением колен краткую молитву пред образом Божией Матери; празднование этой св. иконе совершается 18 сент. Находится в мон. также чтимая св. икона Богоматери, празднуемая 3 апр. и именуемая «Неувядаемый Цвет», на которой изображена Божия Матерь в короне, с сидящим на Ее правой руке Богомладенцем и держащею в левой руке лилию 84 (символ Ее девства и непорочности). В 1891 г. в мон. был освящен новый обширный и великолепный храм во имя Всех Святых. При мон. имеется школа, больница и богадельня. При этой обители находится благоустроенное кладбище, служащее одним из источников для ее содержания. Борисоглебский Аносин , 3 кл., общ., в 16 в. от г. Звенигорода, при с. Аносине, на бер. р. Истры. Основан в 1823 г. из существовавшей с 1820 г. женской общины. Здесь находится чудотворная икона Успения Богоматери, прославившаяся в 1864 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Архив Пн В канун Великой Среды Святейший Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении в Борисоглебском Аносине ставропигиальном монастыре 11 апреля 2017 г. 21:24 Вечером 11 апреля 2017 года, в канун среды Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь в Истринском районе Московской области. В Троицком соборе обители Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в вечернем богослужении в канун Великой Среды. На великом повечерии Святейший Патриарх Кирилл читал канон Триоди, а на утрене — Евангелие. Тропарь «Се Жених» и светилен «Чертог Твой» исполнили протодиакон Константин Барган, иеродиакон Афанасий (Гелич) и иеродиакон Андрей (Данилов). В числе молившихся за богослужением были настоятельница монастыря игумения Мария (Солодовникова), руководитель администрации городского округа Истра А.Г. Дунаев, глава городского округа Истра А.Г. Скворцов, глава сельского поселения Обушковское Н.В. Михарева, насельницы обители, воспитанницы монастырского приюта для девочек, паломники. Богослужебные песнопения исполнил хор сестер Борисоглебского Аносина монастыря под управлением инокини Нонны (Пушкиной). По окончании череды богослужений матушка Мария приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла в дар Его Святейшеству икону с изображениями новомучеников, чьи жития связаны с Аносиной обителью  преподобномученицы Дарии (Зайцевой), священномученика Серафима (Звездинского), преподобномученика Евфросина (Антонова), преподобномученицы Татианы (Фомичевой), сосуд для омовения рук, созданный прихожанами монастыря, и книгу клирика обители иерея Георгия Кириндаса «Аносинские беседы». Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом . В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал образ Спасителя, каждой насельнице подарочное издание правила ко Святому Причащению. Завтра, 12 апреля, в Великую Среду, Святейший Патриарх Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4858811.ht...

«Почти каждый из нас, анализируя свою собственную жизнь, может сказать, что у него в душе – рай или ад, преумножены или загублены данные от Бога таланты, во имя Божие или на пагубу людей совершается преумножение талантов. На все эти вопросы каждый из нас способен дать ответ», – отметил Святейший Владыка. «Евангельское повествование о Втором, страшном пришествии Господа, о великом суде Божием имеет непосредственное отношение к каждому из нас, и не только в связи с общей кончиной мира, но и в связи с нашей собственной кончиной, – продолжил Святейший Патриарх Кирилл. – Скоротечна жизнь человека: семьдесят лет, аще же в силах, восемьдесят лет (Пс. 89. 10) – это мгновение перед лицом вечности. Будучи вовлеченными в каждодневные заботы, напрягая свои силы для того, чтобы обладать какими-то материальными благами, хорошим положением в обществе, мы забываем о главной цели своего бытия, она как бы уходит от нас, заслоняется многими и многими задачами и проблемами, которые мы в суете своей все время решаем. Но время Великого поста, особенно же в дни святой и спасительной Страстной седмицы, даются нам именно для того, чтобы мы могли остановить свой жизненный бег, посмотреть внимательно на то, что происходит с нами, проанализировать состояние своей души, подвергнуть беспристрастному экзамену свое внутреннее состояние, чтобы, употребляя духовные силы, молитву, пост, покаяние, постараться изменить свою жизнь к лучшему». В заключение Святейший Владыка призвал провести оставшиеся до Светлого Христова Воскресения дни в молитве и в размышлениях о своей собственной жизни, дабы с радостью встретить Святую Пасху. Затем Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовала настоятельница Борисоглебского Аносина женского монастыря. Она особо подчеркнула, что сей день стал особым – обитель впервые посетил Святейший Патриарх Кирилл. Настоятельница монастыря монахиня Мария (Солодовникова) познакомила Его Святейшество с историей обители, рассказала о первой настоятельнице игумении Евгении (Мещерской).

http://pravoslavie.ru/30073.html

Архив Пн В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Борисоглебском Аносином женском монастыре в Подмосковье 21 марта 2013 г. 13:37 21 марта 2013 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисоглебский Аносин женский монастырь в Истринском районе Московской области. Предстоятель Русской Православной Церкви молился за уставными богослужениями — утреней, часами, изобразительными и вечерней, которые были совершены в приделе святых страстотерпцев Бориса и Глеба Троицкого собора обители. Среди молившихся были настоятельница монастыря игумения Мария (Солодовникова), насельницы и многочисленнные прихожане. По окончании череды богослужений матушка Мария приветствовала Святейшего Патриарха Кирилла и преподнесла в дар Его Святейшеству Курскую-Коренную икону Пресвятой Богородицы. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью . В соответствии с решением Архиерейского Собора 2011 года и определением Священного Синода от 22 марта 2011 года ( журнал 29 ) Святейший Владыка вручил настоятельнице монастыря игуменский посох. В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону святой праведной Матроны Московской. Сегодня вечером Предстоятель Русской Православной Церкви совершит великое повечерие с чтением заключительной части Великого канона прп. Андрея Критского в Новоспасском ставропигиальном монастыре  г. Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2861376.ht...

На 23-м году жизни Евдокия Николаевна Тютчева вышла замуж за князя Бориса Ивановича Мещерского. Спустя два месяца после свадьбы супруг скончался, простудившись во время охоты. Вдова князя решила не выходить больше замуж и посвятила себя воспитанию дочери, которая родилась у нее уже после смерти мужа. Княгиня дала обет увековечить память супруга. «Со времени кончины князя Бориса Ивановича я имела на душе обет устроить в память ему и в поминовение о его душе что-либо полезное для ближнего» – писала вдова Мещерская в дневнике. В 1799 году княгиня купила имение Аносино в Звенигородском уезде, а спустя несколько лет стала строить здесь Троицкую церковь в память о супруге. Сначала это был приходской храм. Ближайшая к Аносино церковь стояла в шести верстах в Павловской Слободе. Храм в Аносино возвели незадолго до войны 1812 года. В Троицкой церкви княгиня устроила два придела: в честь святых князей Бориса и Глеба и Тихвинской иконы Божией Матери. Во время нашествия армии Наполеона княгиня бежала с дочерью в Моршанск. «Французские мародеры поломали резьбу на иконостасах, все утащили, что было железного или медного в церкви, книги, лампады… чего не могли унести, побили, поломали» – писал биограф Евдокии Мещерской. В 1813 году княгиня вернулась в Аносино и занялась восстановлением усадьбы и церкви. Церковь в память о супруге в Аносино была построена, но заветным желанием вдовы князя Бориса Мещерского было основание монастыря. Выдав дочь Анастасию замуж, Евдокия Мещерская в 1820 году основала при церкви общежитие. Это был еще не монастырь, а богадельня, в которой жили 12 женщин. Спустя три года женское общежитие получило статус монастыря, а сама княгиня Мещерская постриглась в монашество с новым именем Евгения. По решению иерархов, основательница монастыря у реки Истры стала первой игуменьей. После учреждения монастыря в Аносино княгиня-игуменья построила еще две небольшие церкви. Это был храм святителя Дмитрия Ростовского и церковь при монастырской больнице великомученицы Анастасии Узорешительницы. Монастырские постройки относятся к стилю ампир. Он распространился в русской архитектуре после победного завершения войны с Наполеоном. Троицкая церковь имеет некоторые черты стиля барокко. Например, купол главного Троицкого храма украшают люкарны. Это окошки, выступающие вперед из купола. Подобный вид купола с люкарнами можно увидеть также у Никольского храма в Заяицком в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=00804

Источник: В.Я. Либсон «По берегам Истры и ее притоков», М., 1974 уездъ. 3 класса общежительный монастырь въ 15 вер. отъ у. г. Звенигорода, при селе Аносине, на берегу р. Истры. Основанъ въ 1820 г. княгиней Николаевной Мещерской (въ иночестве въ память ея умершаго мужа, въ виде богадельни, которая въ 1822 г. стала общиной, а въ 1823 г. возведена на степень 3 класснаго монастыря. Храмовъ три: 1) соборный во имя св. Троицы (заложенъ въ 1810 г., освященъ въ 1822 г.), съ 2 приделами - правымъ въ честь Тихвинской иконы БМ. и левымъ во имя св. Бориса и Глеба (освященъ въ 1814г.); 2) во имя св. Ростовскаго (освященъ въ1824 г.); 3) во имя св. узорешительницы (освященъ въ 1829 г.). У собора, противъ Борисоглебскаго придела, погребена первая (+ 3 февраля 1837года). Монастырь владеетъ 307 дес. земли. Монахинь и послушницъ 118. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, стр. 518 Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском. С 1927 года и весь дальнейший советский период был закрыт. Возвращён Русской православной церкви в 1992 году. В качестве монастыря вновь начал действовать с 29 декабря 1999 года. В монастыре проживают 25 монахинь и работают около 60 трудников. Основательницей и первой настоятельницей Аносина Борисо-Глебского монастыря была игумения Евгения (1774-1837), в миру Евдокия, урожденная Тютчева (тетка известного русского поэта Ф.И.Тютчева). В 22 года Евдокия вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Однако Господь судил ей иной путь. Едва коснувшись устами чаши радостей земных в благословенном браке, княгиня Евдокия Николаевна Мещерская испила горесть полной чашей. Менее чем через три месяца после венчания горячо любимый супруг скоропостижно скончался, оставив молодую вдову в ожидании младенца. Княгиня не пожелала вторично связывать себя узами брака, посвятив жизнь воспитанию дочери и делам благотворительности.

http://sobory.ru/article/?object=00804

Стараясь ввести древний чин общежительной иноческой жизни, матушка Евгения не забывала и о созидании собственной души. В храме молилась благоговейно, в келлии неукоснительно исполняла монашеское правило, кроме самонужнейших вещей не имела почти ничего, наблюдая воздержание, довольствовалась простой пищей в монастырской трапезе, носила на теле власяницу и спала на жестком ложе, самым кратким сном. Большую часть ночи проводила она в молитве, чтении Слова Божия и святоотеческих книг. Чтобы пробудить в себе память смертную, она за много лет до кончины велела устроить гроб и вырыть могилу, которую нередко посещала со слезами и плачем. Игумения Евгения была наделена живым умом и даром красноречия, беседа ее увлекала слушателей. Но особой отличительной чертой матушки было глубочайшее нелицемерное смирение, которое пронизывало ее отношение как к монашествующим, так и к мирянам. В 1837 году, в возрасте 63 лет, основательница монастыря и его первая игумения, матушка Евгения, скончалась и была погребена в монастырском Троицком храме возле придела святых благоверных князей Бориса и Глеба. Настоятельницей обители стала ее крестница и воспитанница, сестра Анастасия, прежде бывшая крепостной княгини Мещерской, служанкой ее дочери Анастасии. Сопребывание с игуменией Евгенией, при которой она была довольно долго казначеей, образовало ее, и так как она благоговела перед памятью покойной настоятельницы, то старалась о том, чтобы поддержать заведенный ею порядок, и ее игуменство было продолжением предыдущего. Она управляла Аносиным монастырем в течение двадцати лет (до перевода в Серпуховской Владычный монастырь). Во время ее игуменства поступила в монастырь и постриглась в монахини внучка основательницы обители Евдокия (в монашестве Евгения) Озерова, ставшая третьей настоятельницей монастыря (1854–1875). Как и ее бабушка, в сан игумении новая настоятельница была возведена митрополитом Московским Филаретом. Прежде принятия должности настоятельницы, Евдокия Семеновна, нисколько не кичась своим происхождением и родством с матушкой-основательницей, в течение 5 лет со смирением и любовью проходила все послушания: носила воду и дрова на поварню, стирала белье, готовила пищу для трапезы сестер, мыла полы, сама закладывала лошадь.

http://sobory.ru/article/?object=00804

В Московском Новодевичьем монастыре лежала уже три года в расслаблении одна старица, Иулиания, из рода Белозерских дворян Медведевых, но заболела она задолго еще до этого. В 1593 году ей было видение. Богоматерь явилась во сне и обещала исцеление, если она пойдет в Семиградскую волость и возобновит там запустевший храм. Иулиания дала обет исполнить повеление Владычицы Небесной и, получив исцеление от своей тяжкой болезни, отправилась в Семиградскую обитель. На указанном месте она нашла одну только полуразрушенную церковь и в ней Дионисиеву икону Божией Матери. Возобновив этот храм, она построила недалеко от него себе келью, а около 1602 года основала и обитель. В ней она оставалась с несколькими сестрами до самой своей кончины. В конце того же XVII века обитель эта была обращена из женской в мужскую. Икона Успения в Аносином монастыре Этот образ принадлежит к числу чудотворных икон и в настоящее время находится в Борисоглебском Аносином монастыре Звенигородского уезда Московской губернии. Сюда он принесен одной монахиней из города Курска. В 1864 году от него получил исцеление бывший крестьянин, а впоследствии московский купец Симеон Пыхов. Он сам о себе рассказывал, что в этом году у него заболела поясница, а потом боль усилилась и перешла в живот. Он ездил к различным докторам, но те не оказали ему помощи, даже напротив, боль его с каждым днем все усиливалась и усиливалась. В полости живота она достигала крайних пределов, так что больной не мог лежать и спал на локтях. Положение его было ужасное. Но оно еще более ухудшилось, когда у него свело спину до такой степени, что она приняла горизонтальное положение, и больной едва мог передвигаться с места на место. Один из друзей Пыхова рассказал о слышанных им чудесных исцелениях, совершавшихся в Аносином монастыре от чудотворной иконы Успения Богоматери, и посоветовал больному съездить в эту обитель. Болящий немедленно же отправился в Аносин монастырь в сопровождении своей жены и брата. Отстояв там обедню, Симеон Пыхов попросил местного иерея отслужить молебен перед чудотворной иконой; потом, когда он после усердной молитвы с верой и благоговением облобызал образ Богоматери, тотчас получил исцеление: выпрямился и возвратился домой совершенно здоровым.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Беляев Петр, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Константин Сергеев, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, погост Черногрязский, Введенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 36 об.). Березкин Леонид, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Лука Иванов, священник; Московская губерния, Рузский уезд, село Борзецово, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 13 об.). Бобцев (Бубцев) Николай, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1864 гг.). Отец:Иосиф Иоаннов, диакон; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Феодоровское, Скорбященская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 26 об.). Бобцев Михаил, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1868 гг.). Отец:Иосиф Иоаннов, диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, Борисоглебский Аносин девичий монастырь. (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 10 об.). Богданов Егор, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Петр Григорьев († до 1860 г.), диакон; Московская губерния, Можайский уезд, Можайск, Николаевский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 29 об.). Богданов Иван, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Петр Григорьев († до 1860 г.), диакон; Московская губерния, Можайский уезд, Можайск, Николаевский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 20 об.). Боголепов Александр, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Николай Васильев, диакон; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Ярополч, Предтеченская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 30 об.). Боголепов Дмитрий, родился около 1839 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Иван Васильев, пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Бисерово, Богоявленская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 20 об.). Боголепов Дмитрий, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Павел Иоаннов († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Феодоровское, Скорбященская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 1 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010