Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в четверг первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Борисоглебском Аносином женском монастыре 21 марта 2013 г. 14:30 21 марта 2013 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  посетил Борисоглебский Аносин женский монастырь в Истринском районе Московской области, где молился за уставными богослужениями. В заключение Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В течение первой седмицы Великого поста мы, внимая глубоко назидательным богослужебным текстам, размышляем о духовной жизни. Каждый человек, вслушиваясь в эти тексты, невольно обращает мысль свою на самого себя, и в этом заключается одно из самых важных измерений постного поприща, когда, взирая вглубь своей собственной души, мы подвергаем себя суду — суду своей совести, выявляя собственные недостатки, пороки и каясь пред Господом в содеянном. Одним из очень распространенных пороков является осуждение ближнего. Иногда, встречаясь со знакомыми и друзьями, мы, просто для того чтобы заполнить время, осуждаем других. Святой Григорий Богослов замечательно сказал по этому поводу: «Если кто, желая позабавиться, выставляет напоказ осуждение ближнего, то воображай, что предметом смеха становишься ты сам, и тогда слова его более всего огорчат тебя». Это мудрое наставления святого Григория мы должны иметь в памяти тогда, когда кто-то в шутку или всерьез, желая рассмешить нас или занять наше внимание, или просто от безделья, начинает осуждать другого человека. Помни, что в этот момент ты сам становишься предметом для смеха, потому что тот же человек, который с легкостью говорит о другом плохо, желая тебе понравиться или, как сказал святитель, просто позабавиться, в другой обстановке непременно скажет то же самое про тебя. О, как бы ты огорчился, если бы услышал это! Так вот, огорчаться мы должны всякий раз, когда слышим осуждение наших ближних.

http://patriarchia.ru/db/text/2861415.ht...

Сёстры монастыря с трудом привыкали к новому месту жительства, которое по сравнению с городом казалось почти безлюдным. Им пришлось испытать немало трудностей и лишений, так как средства для существования были поначалу очень ограничены. Однако окрестные жители, привлекаемые благолепием монастырского богослужения, всё чаще и чаще посещали обитель. В 1840 году митрополит Московский Филарет, не оставлявший монастырь своим попечением, благословил открыть на его территории кладбище. С этого времени материальное положение монастыря стало постепенно поправляться. Уже в 1841 году игумения Клавдия расширяет Крестовоздвиженский храм, имевший два престола – в честь Воздвижения Креста Господня и Тихвинской иконы Божией Матери – пристройкой к нему придела во имя святого Алексия, человека Божия. В 1853 году стало возможным воздвигнуть в монастыре новую каменную церковь во имя святого покровителя обители – преподобного Алексия, человека Божия, с двумя приделами – в честь Грузинской иконы Божией Матери и святого Павла Латрийского. Труды по его постройке были предприняты следующей настоятельницей Алексеевской обители игуменией Иларией. Храм был построен по проекту архитектора М. Д. Быковского и освящён митрополитом Московским Филаретом 12 ноября 1853 года. Придел же святого Алексия, человека Божия, в Крестовоздвиженском храме было разрешено переименовать во имя святого Симеона Персидского, в соответствии с желанием благочестивого вкладчика, завещавшего устроить придел во имя своего ангела. В 1857 году Крестовоздвиженский храм был перестроен и расширен. Дальнейшее строительство в монастыре продолжила игумения Антония (в миру – Александра Троилина) (1871-1897). Под мудрым руководством этой настоятельницы, её неустанными трудами и молитвами обитель достигла вершины своего расцвета. Родом из богатой купеческой семьи, Александра получила образование в одном из лучших московских пансионов и в 1841 году, девятнадцати лет от рождения, поступила в Спасо-Бородинский общежительный монастырь. Здесь, наставляемая игуменией монастыря Марией (Тучковой), она начала свою иноческую жизнь. В 1858 году приняла пострижение с именем Антонии. В 1859 году, уже после кончины игумении Марии, монахиня Антония была переведена ризничей в Аносин Борисоглебский монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_ж...

Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839) — советник императора Александра I. Руководил кодификацией законов Российской Империи. Будучи сыном сельского священника, в конце жизни получил титул графа. 87 Примечания составлены авторами записи «Бесед» 88 Митрополит Трифон (в миру князь Борис Петрович Туркестанов; 1861–1934) в 1887 г., после университета, поступил послушником в Оптину к преп. Амвросию. В 1890 г. стал иеромонахом, а в 1901 г. — епископом. 89 Община «Отрада и утешение» была основана в 1898 г. в селе Щеглятьеве Серпуховского уезда, Московской губернии М.В. Орловой-Давыдовой, в собственном имении. Сама графиня (в иночестве Магдалина) была настоятельницей. 90 Казанский-Головинский монастырь основан в 1867 г. купцом Н.И. Доровым в селе Головине (неподалеку от Ховрино). 91 Борисоглебский Аносин монастырь основан в 1820 г. кн. Е.Н. Мещерской, ставшей игуменией Евгенией. Ныне обитель вновь открыта. 92 Блаженная Моника — мать Блаженного Августина, епископа Иппонского († 430; пам. 15 июня), автора «Исповеди». 93 Тихонова пустынь (в 30 км от Калуги) была основана в XV в. преп. Тихоном Калужским (и там доныне пребывают его мощи). Обитель славилась строгим уставом. Ее посещала св. прпмц. Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. 94 Имеются в виду старшие отцы Оптиной пустыни. 95 По-видимому, имелся в виду Иверский женский монастырь в г. Выкса Рязанской губернии. Обитель была основана с благословения преп. Варнавы Гефсиманского и им окормлялась. 96 При жизни преп. Варсонофий печатал свои стихотворения под псевдонимом Странник. 97 Преп. Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (Лествица. С. 28, гл. 7). Учение святых отцов о молитве Иисусовой изложено особенно подробно епископом Игнатием (Брянчаниновым), а также епископом Феофаном Затворником (Письма о духовной жизни. М., 1882 г.) и старцем Оптиной пустыни, иеросхимонахом Амвросием. Упомянутые современные нам великие подвижники опытно проходили путь молитвы Иисусовой; поэтому мысли их об этом предмете изумляют читателей своей силой и глубиной. Особенно творения епископа Игнатия возбуждают в читателе спасительную ревность к прохождению молитвенного пути, заповеданного святыми отцами не только инокам, но и мирянам,— пути тесного и прискорбного в начале, но в конце радостотворного.— Прим. автора. 98

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

При ските пять храмов: Успенская деревяная церковь , перенесенная в скит из села Подсосенья. В этом храме замечательна икона Иорданской Божией Матери, принадлежавшая Св. Иоанну Дамаскину . Здесь же хранится распятие Спасителя, принадлежавшее Св. Феодору Студиту . И икона, и распятие привезены с Афона. В Иорданской же церкви находится икона прп. Сергия с мощами угодников Божиих и каплей крови Христовой в золотом сосуде; часть Древа Животворящего Креста Господня; камень от гроба Пресвятой Богородицы из Гефсиманской пещеры; корень масличного дерева с места, где Спаситель молился о чаше; антиминс из иерусалимского храма. Вторая церковь в скиту каменная, трапезная, посвященная прп. Никону и Сергию и Св. Филарету Милостивому. В этом храме находятся ковчег с частью ризы Господней и с мощами Свв. угодников Божиих; схима прп. Сергия, в которой он был погребен; схимы святителя Митрофания Воронежского и патриарха Никона . Третий храм в скиту кладбищенский, каменный, во славу Воскресения Христова. Два другие храма находятся при пещерах; во имя Архангела Михаила и в честь иконы Черниговской Божией Матери. В церкви Архистратига Михаила явила себя силой исцелений икона Черниговской Ильинской Богоматери. При ските существуют братская больница, богадельня имени митрополита Филарета и две гостиницы. Управляет скитом игумен. Женские обители Борисоглебский Аносин монастырь в Звенигородском уезде. Общежительная Аносина обитель находится в 15 верстах от уездного своего города. Монастырь живописно расположен на берегу реки Истры. Основан он в 1820 году княгини Евдокией Николаевной Мещерской, которая создала обитель в память ее почившего мужа. Сначала монастырь этот существовал в виде богадельни, которая вскоре же стала общиной, а в 1823 году последняя возведена была в монастырь. Княгиня Евдокия скончала и дни свои в своей обители. Постриженная в иночество с именем Евгения, она была первой игуменьей монастыря. В Авосином монастыре три храма: соборный, в честь Живоначальные Троицы, во имя Св. Димитрия, митрополита Ростовского, и в честь Св. Анастасии Узорешительницы. В соборной церкви погребена первая игуменья и основательница монастыря Евгения, преставившаяся в день 3 февраля 1837 года. Управляет Авосиной обителью игуменья.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Архив Пн В Борисоглебском Аносине ставропигиальном монастыре отметил 250-летие со дня рождения основательницы обители игумении Евгении (Мещерской) 4 марта 2024 г. 17:42 2 марта 2024 года Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь торжественно отметил 250-летие со дня рождения основательницы монастыря княгини Евдокии Мещерской (в монашестве Евгении), родной тети поэта Ф.И. Тютчева. Божественную литургию возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност . По окончании богослужения архиерей совершил литию на могиле первоосновательницы обители игумении Евгении. Сестры и прихожане монастыря подготовили ко дню рождения основательницы литературно-музыкальную композицию «Нам не дано предугадать», в сюжете которой переплелись рассказ о жизненном пути игумении Евгении, стихотворные строки Ф.И. Тютчева, музыкальные произведения композиторов-современников игумении Евгении и песни об Аносином монастыре, авторства нынешних его прихожан. «Не забывайте свои корни. Если корни забудем — дерево засохнет», — сказала настоятельница Аносина монастыря игумения Мария (Солодовникова). Старший священник обители иеромонах Адриан (Чаликов) напомнил, что монастырь — место борьбы: здесь побывали французы, немцы подходили, эпоху гонений обитель пережила, но все вернулось — и как и прежде, здесь борются за добродетели. А место, где творилась любовь, пустынным не будет. После торжественных мероприятий для гостей обители была проведена экскурсия по монастырскому музею. Память игумении Евгении почтили в этот день не только в созданной ею обители, но и в других местах, связанных с ее жизнью. На родине игумении Евгении, в селе Гореново под Рославлем, была совершена Божественная литургия и панихида. Поминальные богослужения прошли в Тютчевском музее-заповеднике «Овстуг» на Брянщине. В Рековичской поселенческой библиотеке прошла информационная минутка для читателей, в ходе которой был продемонстрирован видеоролик о бывшей владелице этого родового имения князей Мещерских.

http://patriarchia.ru/db/text/6108239.ht...

Душевную приношу благодарность, что во время пребывания вашего в Москве не лишили счастья видеть Вас и в моей келье. Ваше посещение всегда воскрешает в душе моей самые отрадные воспоминания, коими живу в нынешнем времени, скудном духовными утешениями“. Вот какие сведения о чудной иконе Успения Божией Матери сообщила мне почтенная игуменья Евгения: „1863 года 21-го июля прибыла в БорисоглебскийАносин общежительный монастырь на Монастырскую гостиницу монахиня Саратовского девичьего монастыря, Мария Любарская, и, желая лично видеться со мной, прислала просить дозволения прийти и принести в дар обители Святую икону. Это предложение навело на меня заботливое смущение; икон множество, подумала я, и находящихся у нас не знаю куда девать: устроить в киоты – не на что, а лежать им на полке в ризнице – право грешно. Вот как человек слеп! Владычица грядёт с милостью, честной Своей иконой, а бренный, грешный, маловерный человек не хочет принять её и смущается о помещении. Монахиня пришла; после первых слов знакомства приказывает келейной своей принести икону. Когда открыли ящик, и я увидела изображение, не умею передать, что совершилось в душе моей: и благоговейная радость и страх овладели мной. Видела глазами телесными икону, а сердце чувствовало присутствие благодатного посещения. Монахиня Мария так о себе рассказывала: „я из дворян, пожелала быть в числе сестёр милосердия при раненых во время Крымской войны, пробыла там во всё продолжение оной окружённая непрестанно смертью, восчувствовала всю ничтожность суеты мира, отправилась в Иерусалим —723— 1882 г. на поклонение Св. Гробу Господню; там ещё более развилась мысль об уединении, и я просила митрополита Мелетия, старца истинно богодухновенного, наставить меня и постричь в монашество, что и совершилось, с разрешения Государыни Императрицы и Св. Синода, епископом Кириллом 2029 . Тогда я писала к замужней дочери моей в Саратов и высказала моё желание поместиться в девичьем Кресто-Воздвиженском Саратовском монастыре, где игуменья мне давно была знакома.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Марта 1 (14) Преподобномученица Дария (Зайцева) Составитель священник Максим Максимов Преподобномученица Дария родилась в 1870 году в селе Богослово Рязанской губернии в семье крестьянина Петра Зайцева. В 19 лет она ушла в Аносин Борисоглебский женский монастырь, располагавшийся в 15 верстах от города Звенигорода, на берегу реки Истры. Здесь послушница Дария подвизалась до 1928 года, когда обитель была ликвидирована советской властью. После закрытия монастыря послушница Дария поселилась в Истринском районе в селе Холмы и стала прислуживать в Знаменской церкви. Жила она в церковном доме. В 1934 году ее избрали церковной старостой. 2 марта 1938 года послушница Дария была арестована Истринским отделением милиции и заключена в камеру предварительного заключения. 3 марта состоялся допрос. -Дайте показания о вашей контрреволюционной агитации, проводимой вами среди населения села Холмы? – После прихода к власти коммунистов нам, православным, жить стало хуже, стали нас притеснять, закрывать церкви. Пересажали в тюрьму всех священников, диаконов, монашествующих. Вот я приготовила себе вещи и ожидала, когда меня посадят… В 1937 году зимою приходили ко мне в сторожку женщины деревни Холмы, где я вела разговор без всякой на то злобы, что нужно больше молиться Богу и просить, чтобы Бог помог изба-виться нам от власти и послал нам другую. При этой власти стало жить очень тяжело крестьянам, и к нам крестьяне в церковь не ходят, забыли Бога, вот нам и послана такая власть… Власть сейчас делает гонения на крестьян и православных, и я умру за веру и батюшку царя. -Почему вы недовольны существующим строем и проводите контрреволюционную деятельность? – Недовольна существующим строем лишь потому, что закрывают церкви и делают гонения на религию и православных, и поэтому смириться с существующим строем не могу. 8 марта 1938 года тройка НКВД приговорила послушницу Дарию к расстрелу. Послушница Дария (Зайцева) была расстреляна 14 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 23869. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Беляев Петр, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Михаил Косьмин, диакон; Московская губерния, Верейский уезд, город Верея, Христорождественский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 45). Березкин Александр, родился около 1854 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Егор (Георгий) Петров Березкин, заштатный (после 1873 г.) священник; Московская губерния, Волоколамск. Воскресенский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 11; д. 2067, л. 17). Беседкин Павел, родился около 1860 г.; образование домашнее, Вифанская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец : Феодор Романов Беседкин, отставной лекарский помощник, коллежский регистратор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 3). Бобцев Иван, родился около 1854 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Иосиф Иванов Бобцев († до 1874 г.) диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, Аносин Борисоглебский девичий монастырь, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 23; д. 2067, л. 17 об.). Боголепов Василий, родился около 1858 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Василий Боголепов, заштатный диакон; Московская губерния, Клинский уезд, село Иоакиманское, церковь во имя святых Иоакима и Анны (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 6 об.). Боголепов Иван, родился около 1853 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Егор Симеонов Боголепов, священник; Московская губерния, Клинский уезд, Зосимовская пустынь, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 21; д. 2067, л. 17). Боголюбов Димитрий, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Иван Васильев († до 1872 г.), пономарь; Московская губерния, Волоколамск, Петропавловская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 14). Богословский Александр, родился около 1856 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Трофим Богословский, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Озерецкое, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 10 об., ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2007, л. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Территория монастыря также подверглась разорению. В храме вмц. Анастасии Узорешительницы сперва устроили клуб, потом он был перестроен в здание барачного типа. Колокольня и приделы Троицкого собора были взорваны во время Великой Отечественной войны. В церкви свт. Димитрия Ростовского расположился сельский магазин. На основе слаженного хозяйства была создана сельскохозяйственная коммуна, преобразованная в один из первых подмосковных колхозов. Еще в начале 1990-х годов на территорию монастыря через огромные проломы в стенах въезжали тракторы и грузовики – здесь были размещены автохозяйство и ремонтные мастерские. Но огонек духовной жизни не угасал, и вне монастырских стен инокини не порывали связи друг с другом – духовная дружба связала их на всю жизнь. Они навещали сестер на именинах, помогали во время болезней, были друг другу надежной опорой во всех скорбных обстоятельствах жизни. Особенно трогательной была привязанность к своим наставницам их духовных дочерей – многие из них добровольно поехали в ссылку за своими старицами. Другие инокини до глубокой старости жили при церковных сторожках, обслуживая храмы. Их отличали кротость, смирение, молчаливость, – все то, что было так характерно для прежних аносинских монахинь. Две аносинские сестры прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских – преподобномученица Дария (Зайцева), расстрелянная на полигоне Бутово под Москвой – память 1/14 марта, и преподобномученица Татиана (Фомичева), принявшая смерть в заключении – память 20 ноября/3 декабря. Блаженная Пелагея, любившая посещать Аносину пустынь, незадолго до ее закрытия предсказывала: «Обитель будет до тех пор, пока последняя сестра не переселится в вечность». Последняя сестра –схимонахиня Анна (Теплякова), бывшая послушница Борисо-Глебского Аносина монастыря – дождалась возрождения родной обители. В 1992 году по ее просьбе Святейший Патриарх Алексий IIблarocлobuл взять обитель на восстановление, сперва – в качестве патриаршего подворья, а в 1999 году она получает статус самостоятельного ставропигиального монастыря. Для возобновления иноческой жизни в Аносине прибыли насельницы Рижского Троицкого монастыря во главе с монахиней Варахиилой (Бучельниковой). Знаменательно, что основательница Рижского монастыря схиигумения Сергия (Мансурова) была духовной дочерью третьей аносинской игумении Евгении (Озеровой), внучки первоначальницы Евгении, и переняла заветы Аносиной пустыни. Строителем и духовником монастыря был назначен насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Спиридон. В 2005 году настоятельницей монастыря поставлена монахиня Мария (Солодовникова).

http://sobory.ru/article/?object=00804

В 1799 году она приобрела сельцо Аносино на живописном берегу реки Истры, где, несмотря на тяготы и нестроения, причиненные наполеоновской армией, тщанием княгини Мещерской была возведена церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге). В 1821 году при церкви была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем – в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым), который и впоследствии не оставлял Аносину пустынь своим милостивым вниманием, любил навещать ее и дорожил духовной дружбой с ее настоятельницами. Княгиня Евдокия Мещерская, давно желая принять монашество, ходатайствовала о своем вступлении в общежитие. Ее душа стремилась к смиренному пути простой инокини, но по настоянию святителя Филарета она приняла крест игуменства. Так в 1823 году княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменией Евгенией. Дел предстояло много, но игумения не страшилась трудов. Имея целью воскресить дух древнего иноческого жития, которым так ярко сияли монастыри древней Руси, она испрашивает у святителя Филарета для Борисоглебской обители строгий устав, и владыка дает сестрам чин общежития Феодора Студита. Обитель в Аносино, удаленная от человеческого жилья и мирской суеты, была пустынью не только по названию. По территории монастыря никто из посторонних вообще не ходил (это правило строго соблюдалось вплоть до его закрытия в советское время). По уставу в обители не допускалось наемного труда. Все работы, вплоть до изготовления обуви, сестры выполняли самостоятельно. При этом запрещалось ходить в мир «за сбором» (то есть за милостыней на нужды монастыря). Труда в монастыре было много, но столько, чтобы он не препятствовал молитве. Уставные, долгие службы начинались глубокой ночью. Келейно же сестры упражнялись в молитве Иисусовой. Дабы ничто не отвлекало сестер от внутреннего делания, в кельях не было даже освещения (кроме лампадки перед иконами). Общежительный устав избавлял насельниц от излишних попечений и вместе с тем приучал к смирению и нестяжательности. По кельям не позволялось иметь ничего лишнего, только самое необходимое, никто ничего не мог получить от мира. При мудрой и деятельной начальнице монастырь быстро благоустраивался как внешне, так и внутренне.

http://sobory.ru/article/?object=00804

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010