Игуменья Евгения руководила Аносиным монастырем 14 лет. В 1837 году она умерла и была похоронена с северной стороны собора у придела Бориса и Глеба. Позже монахиней Аносиной обители стала родная внучка княгини Евдокия Озерова. В монашестве она тоже получила имя Евгения, став во всем преемницей бабушки. Евгения Озерова руководила монастырем 20 лет. Ее могила также находится рядом с приделом святых Бориса и Глеба. Второе название монастыря – Борисоглебский. Оно указывает, что обитель строилась в память о князе Борисе Мещерском. Страстотерпцы Борис и Глеб – это первые русские святые, вошедшие в церковные святцы после принятия христианства на Руси. Они были сыновьями киевского князя Владимира. После смерти отца старший брат Святополк, прозванный в народе Окаянным, послал к Борису и Глебу слуг для расправы над соперниками. Братья знали о предательстве Святополка, но не стали сопротивляться, чтобы избежать междоусобицы. Почитание Бориса и Глеба как святых началось на Руси почти сразу после их трагической кончины. Святитель Дмитрий Ростовский – это еще один почитаемый в монастыре святой. Автор жизнеописания игуменьи Евгении Мещерской писал в 1876 году: «Не у французских мыслителей XVIII века, сочинения которых читала с таким увлечением в молодости, заимствовала она силу и мужество…Святитель Дмитрий Ростовский был тот духовный писатель, которого сочинения особенно благотворно подействовали на ее дух». Княгиня называла святого своим целителем и приписывала ему свое обращение «от безумного мудрования» к христианской вере. Будущий святитель родился недалеко от Киева в семье сотника Саввы Туптало в 1651 году. Дмитрий учился в Киево-Братской коллегии, стал монахом и прославился проповедями. В 1701 году он переехал в Москву, а чуть позже Петр I назначил его митрополитом Ростовским. Святитель Дмитрий известен составлением «Четьи-Минеи» – собрания житий православных святых. Это и сегодня популярная книга о жизни древних святых. Основательница монастыря игуменья Евгения Мещерская чтила Тихвинскую икону Божией Матери. Она писала в дневнике: «положу освящение храма во имя Тихвинской Божией Матери в память чудесного избавления меня с дочерью и другом моим Елисаветою Алексеевною Ельчаниновой от потопления в Ладожском канале в проезд наш из Петербурга к Тихвину в 1798 году». На сайте обители говорится, что в 1995 году одна женщина из Москвы вернула в монастырь список Тихвинской иконы, который хранился в обители до закрытия. В 2013 году в монастырь был передан еще один старинный список Тихвинской иконы, созданный в конце XVIII века. |
Возрождение В 1992 году по ее просьбе Святейший Патриарх Алексий II благословил взять обитель на восстановление, сперва – в качестве патриаршего подворья, а в 1999 году она получает статус самостоятельного ставропигиального монастыря. Современное состояние [ править править код ] Святые покровители обители Современность Среди святынь монастыря – мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Димитрия Ростовского , Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников... Настоятельница монастыря игумения Мария (Солодовникова) Духовенство иеромонах Адриан (Чаликов) протоиерей Владислав Сысолятин иерей Георгий Кириндас Храмы [ править править код ] Храм вмч. Анастасии Узорешительницы Вдоль южной ограды Аносина Борисоглебского монастыря протянулся так называемый больничный корпус с церковью св. великомуч. Анастасии Узорешительницы. Эта церковь – воплощение горячей материнской молитвы о счастье своей дочери. Храм был заложен 6 мая 1828 года, 1 сентября 1829 года – освящен в честь ангела дочери иг. Евгении (Мещерской), Анастасии Борисовны Озеровой. В больничном здании находилась больница на шесть кроватей, келлии игумении, некоторых монахинь и послушниц. Исключительное удобство для больных и немощных сестер представляло то, что корпус был соединен с храмом крытым переходом, так что они получили возможность присутствовать за богослужением, не выходя из помещения. Церковь свт. Димитрия Ростовского При входе в Аносинскую обитель по левую руку от Святых врат встречает богомольцев нарядная церковь святителя Димитрия Ростовского, выстроенная в стиле «ампир». Эта небольшая церковка не только радует глаз соразмерными пропорциями и нарядным убранством, но и согревает боголюбивую душу благочестивыми воспоминаниями. Храм вмц. Анастасии Узорешительницы Собор Святой Живоначальной Троицы Соборный храм Святой Живоначальной Троицы (по имени северного придела – Борисоглебский собор) – древнейшее по времени сооружения здание в архитектурном ансамбле Аносина Борисоглебского монастыря. Он был построен тщанием княгини Авдотьи Николаевны Мещерской (впоследствии – игумения Евгения) изначально как приходской храм. В октябре 1809 года Авдотья Николаевна обратилась с прошением к митрополиту Платону (Левшину) о разрешении построить за свой счет церковь в Аносине с условием, что она обеспечит содержание священника и причта. Разрешение последовало незамедлительно, и уже в мае 1810 года был заложен каменный храм во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге князе Борисе). Святыни [ править править код ] |
вратах Ахтырской Богородицы. В 1764 г. оставлен заштатом, но разливы Волги подмыли берег и совершенно его разрушили; почему иноки и все имущество в 1823 г. переведены в Покрово-Болдинский мон. “Ист. Рос. Иер.”, III, 412, 614; Ратшин, 18; “Памят. кн. Астрах. губ. на 1876 г.”, Отд. II, 23; “Чтения в И. Общ. ист. и древн. Росс.”, 1848 г., 7, смесь, 75, 78, 80, 81, 83 (Иерархия Астрахан. епархии); “Астр. г. вед.”, 1852 г., 17 (Аполлос, “Опис. Покр. Болд. м-ря”); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 315 (архим. Рувим, 1706 г.). 80. Борисоглебский – Аносин , женский, общежительный, Московской губ., Звенигородского у., в 16 вер. к сев.– вост. от Звенигорода, при селе Аносине, расположенном на берегу р. Истры. При сельской церкви во имя св. Троицы, построенной в 1810 – 12 г., трудами владелицы села княг. Евдокии Никол. Мещерской была основана в 1820 г. в память скончавшегося ее супруга женская богадельня, которая, по внесении 10.000 руб., обращена в женскую общину, а в 1823 г. возведена на степень общежительного м-ря с назначением княгини, принявшей иночество под именем Евгении, первою настоятельницею. Эта добродетельная женщина скончалась в 1836 г. 3 февр. “Игумения Евдокия, основательница м-ря”, напечатано в “Чтен. И. Общ. ист.”, 1873 г., III, смесь, 180, и 1876 г., II, смесь, 1 – 60; Ратшин, 264; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 232, 40; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1842 г., 96 (наделен лесом); 1856 г., 92 (пожертвован дом с землею); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1877 г., I, Отд. 2, 288 (воспоминания архим. Пимена), 130 (Письма митроп. Филарета к игум. Евгении Озеровой); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г.”, 27; “Древности, Труды Москов. Археолог. Общ.”, 1878 г., т. VII, вып. 2, исследов., 146 (Звенигород. уезд в церковно-археолог. отношении). 81. Борисоглебский – Бельчицкий , женский, приписной к Спасо-Евфросиниеву монастырю, в Задвинской части гор. Полоцка, Витебской губ., расположен на довольно возвышенной площади, опускающейся скатом к глубокому оврагу, который между крутыми берегами образует живописную лощину с протекающею в ней речкою Бельчицею. |
Евлампия , 1846 и 47. Магдалина , 1848 и 49, перев. в Хотьков. Олимпиада , 1849–67. 39 Хотьков Покровский, от Троицкой Лавры в 10 верстах, упом. в 1422 г.; грамотой 2 авг. 1544 отдан в ведение Троицкой Лавры; в 1764 от неё отписан и возведён в третий класс. [VI, 600.] Игуменьи Иулия , в авг. 1689. Феодосия Куличкина определена 9 сент. 1692. Анфиса , в 1717–20. Иринарха Латышева определена 17 апр. 1723; упом. 1727 и 28. Макодония , в 1764–80. Евпраксия Коротаева , 1809–48, † в окт. Магдалина 1849 перев. из Брусенского; до 1855. Вера Головина , в 1856–58 перев. в Московский Никитский. Антония , 1859–66; † … Филарета , 1867–69; жива на покое. 40 Аносин Борисоглебский, В Звенигородском уезде, основан княгиней Евд. Ник. Мещерской, в 1822 г.; третьего класса. Игуменьи Евгения Мещерская определена в сент. 1823; † 2 февр. 1836. Анастасия определена 1836; в 1854 перев. во Владычен. Евгения Озерова , в 1855–67. 41 Ивановский (Усекновения Иоанна Предтечи), девичий, в Москве, основан в исх. XVI века; по штатам второклассный; в 1812 г. сгорел и потому упразднён. [IV, 307.] Игуменьи Анисия , в янв. 1626. Анна Годунова , 26 дек. 1640. Евфимия Вельяминова , 1654–56. Фекла , в авг. 1690. Марфа Григорова , 1701–11. Мария Цимерманова , 1712–33; † … Елена Протопопова определена 22 нояб. 1733; † 8 дек. 1761. Назарета Иванова , 1762–72. Измарагда , 1773–79. Елисавета , 1779–81 (в 1794 перев. в Новодевич?). Мария Арсеньова † 29 нояб. 1805. Елпидифора (последняя, до 1812 г.). 42 Георгиевский, девичий, в Москве, на Дмитровке, упом. в исх. XV столетия 55 ; по штатам третьеклассный; в 1812 г. сгорел и потому упразднён. [III, 690.] Игуменьи Иулиания , 1613–23. Анна , 1651. Парамона , 1655. Пелагия , 1690, 1705, 10. Александра , 1710–13. Олимпиада , 1714–17. София , 1718–22. Пелагрия Теплицкая определена 7 янв. 1723; упом. до 1729. Александра Лазарева , 1732–58, окт. Венедикта Соколова , 1761–72. Евлампия Дурново , 1772–76. Маврикия , 1777–82. Филарета † в окт. 1803. Елисавета , 1792. Митрополия (последняя) до 1812, 7 мар. 1818 определена в Зачатейский. 43 |
После закрытия Зосимовой пустыни в 1923 году отец Досифей вынужден был переместиться с берега реки Молохчи на истринские берега, в Борисоглебский Аносин женский монастырь, что невдалеке от станции Снегири. Там он служит исповедником. Выбор был не случаен: игумения женской обители, матушка Иоанна, была духовной дочерью схиигумена Германа и часто посещала Зосимову пустынь. У нее отец Досифей жил при богадельне в отдельной келии, служил каждый день. В особенности все ночные службы: повечерия, вечерни. Насельницы пустыни, живщие по строгому византийскому уставу преподобного Феодора Студита , зосимовского старца полюбили. Добрейшая мать Алипия, милые юные послушницы: Татьяна, дочь профессора-медика Фомина, в дальнейшем монахиня Магдалина, Любочка, Любовь Леонидовна Нечуй-Левицкая, в последствии схимонахиня Леонтия и все насельницы монастыря – умилялись от общения с батюшкой, напоминавшего блаженного и по временам юродствовавшего. По рассказам монахинь известно, что Алексей Лосев и его жена продолжали окормляться у старца Досифея и часто приезжали в Аносину пустынь. «Бог простит», – говорил старец в ответ на сокрушения Валентины Михайловны. В последствии, сосланные в разные места супруги, в переписке вспоминали Зосимовского подвижника, его философию, науку и мудрость: «стиль жизни, не понятный, может быть, никому из нашей современности, и русской и западной», – писал философ (в письме от 30.04.1932) про старца Досифея, в частности, и русское старчество вообще в ответ на утешения супруги. Он принимает путь страдания и мученичества, по которому они идут вместе с женой. Несмотря на доброе отношение в монастыре, старец тоскует по родной обители и братиям. Отец Симон (Кожухов) после закрытия Пустыни «буквально подобранный на улице боголюбивыми девицами Барановыми», и оставшийся у них жить вблизи зосимовских стен, писал в одном из писем своим родственникам Четверухиным (от 12.07.1923): «...Хотя, повторяю, мне здесь и хорошо, но я все же нахожусь выбитым из колеи. К тому же мне не достает храма, недостает старца и духовника. Хотя и приезжает к нам иногда отец Досифей, но бывает слишком редко, а чаще бывать не может, слишком дорого обходится проезд.» |
Простота обращения митрополита, не стеснявшая отца Пимена, дававшая ему возможность вполне высказываться без принуждения, без натяжки и без постоянного и тяжелого напряжения, которое ощущается, когда приходится взвешивать каждое слово из опасения сказать что-нибудь излишнее или невпопад, – все это давало отцу Пимену возможность предстать владыке тем, кем он действительно был, и поэтому взаимное общение весьма скоро до того их сблизило, что между ними установились самые искренние отношения и настолько дружественные, насколько это возможно между высшим начальствующим лицом и его подчиненным. В октябре 1868 года в первый раз происходил в Угрешском народном училище экзамен в присутствии преосвященного Леонида и тогдашнего ректора Московской Духокной семинарии архимандрита Никодима, впоследствии викария Московского. Это первое испытание, происходившее в училище в присутствии преосвященного, ректора, отца архимандрита и некоторых из старших братии доказало всю пользу, которую принесло училище со времени своего учреждения, то есть с небольшим в три года. Отец Пимен был вполне удовлетворен. Он увидел, что доброе семя падает на добрую почву и начинает приносить хорошие плоды. Впоследствии он стал еще усерднее заботиться об училище и не жалел никаких затрат на содержание учащихся и на приобретение всевозможных учебных книг и пособий. В 1869 году архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии. К нему под начало поступили следующие мужские монастыри: Троицкий Коломенский Ново-Голутвин, Николо-Угрешский, Николо-Пешношский, Старо-Голутвин Коломенский, Бобренев, Белопесоцкий, Николо-Берлюковский, Спасо-Гуслицкий, Давыдовская пустынь, Екатерининская пустынь и женские: Бородинский, Аносин-Борисоглебский, Спасо-Влахернский, Крестовоздвиженский-Лукинский и Одигитриевская-Зосимова пустынь. Сделавшись благочинным монастырей архимандрит Пимен весьма ясно понял значение и обязанности своей новой должности и тотчас же сумел стать в уровень своего нового положения. |
Патриарх Кирилл: Когда мы осуждаем друг друга, любовь разрушается А почему люди осуждают один другого? Происходит это оттого, что человек чаще всего пребывает в состоянии гордыни. Гордость — это порок, который особым образом обнажает саму сущность греха. 21 марта, 2013 А почему люди осуждают один другого? Происходит это оттого, что человек чаще всего пребывает в состоянии гордыни. Гордость — это порок, который особым образом обнажает саму сущность греха. 21 марта 2013 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисоглебский Аносин женский монастырь в Истринском районе Московской области, где молился за уставными богослужениями, сообщает Патриархия.ru . В заключение Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В течение первой седмицы Великого поста мы, внимая глубоко назидательным богослужебным текстам, размышляем о духовной жизни. Каждый человек, вслушиваясь в эти тексты, невольно обращает мысль свою на самого себя, и в этом заключается одно из самых важных измерений постного поприща, когда, взирая вглубь своей собственной души, мы подвергаем себя суду — суду своей совести, выявляя собственные недостатки, пороки и каясь пред Господом в содеянном. Одним из очень распространенных пороков является осуждение ближнего. Иногда, встречаясь со знакомыми и друзьями, мы, просто для того чтобы заполнить время, осуждаем других. Святой Григорий Богослов замечательно сказал по этому поводу: «Если кто, желая позабавиться, выставляет напоказ осуждение ближнего, то воображай, что предметом смеха становишься ты сам, и тогда слова его более всего огорчат тебя». Это мудрое наставления святого Григория мы должны иметь в памяти тогда, когда кто-то в шутку или всерьез, желая рассмешить нас или занять наше внимание, или просто от безделья, начинает осуждать другого человека. Помни, что в этот момент ты сам становишься предметом для смеха, потому что тот же человек, который с легкостью говорит о другом плохо, желая тебе понравиться или, как сказал святитель, просто позабавиться, в другой обстановке непременно скажет то же самое про тебя. О, как бы ты огорчился, если бы услышал это! Так вот, огорчаться мы должны всякий раз, когда слышим осуждение наших ближних. |
Филарету, что «при монастыре вновь устрояются св. врата и возле них удобно было бы соорудить малую церковь во имя св. Димитрия Ростовского для отправления в ней разных треб для мирских прихожан». 12 сент. 1824 г. храм был освящен свт. Филаретом, реконструирован в 1881 г. В 1828-1829 гг. в юж. части мон-ря был сооружен небольшой больничный корпус с приютом и деревянной (с 1854 каменной) ц. во имя вмц. Анастасии Узорешительницы, покровительницы дочери кнг. Мещерской Анастасии Озеровой. В 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. выстроены кельи, трапезная, мастерская, хлебные амбары, прачечная и др. жилые и хозяйственные постройки, вырыты 2 пруда для разведения рыбы. Почти все первые насельницы А. Б. м. (12 чел.) происходили из крестьянских семей и из дворовых людей. С окт. 1832 по 1863 г. обитель вопреки желанию аносинских игумений была местом для покаяния и исправления женщин, осужденных за пьянство и прелюбодеяние, присылались в мон-рь и женщины-старообрядки «для увещания к возвращению из раскола к Православию». При игум. Анастасии (Комаровой; 1837-1854) указом Московской консистории на 20 лет возобновилась аренда монастырских земель, в 1842 г. мон-рь был наделен лесными угодьями. Заботами игум. Евгении (Озеровой; 1854-1875), внучки основательницы мон-ря, в 1855 г. были построены каменный келейный корпус, настоятельские кельи, деревянные гостиничный корпус и дома для священнослужителей. Благодаря пожертвованиям купца П. Г. Цурикова сооружен странноприимный дом, а также реконструирован Троицкий храм, Тихвинский придел к-рого 23 июля 1867 г. был переосвящен в честь Успения Божией Матери. Согласно описи 1876 г., при игум. Рафаиле (Ровинской; 1875-1879) в А. Б. м. проживало 180 насельниц. Доходы обители во 2-й пол. XIX в. составляли 5-6 тыс. р. серебром в год и складывались из пожертвований, денежных вкладов, рукоделия сестер и доходов от хозяйственных угодий. К 1900 г., при игум. Иоанне (Макаровой; 1879-1918 (1919?)), обитель владела 307 дес. земли, в т. ч. пахотной - 33 дес., луговой - 6, лесной - 260, неудобной земли - 8 дес. |
С одной стороны, налицо была необходимость оказания на общественном уровне широкой финансовой поддержки миссионерскому деланию Русской Православной Церкви, особенно в условиях, когда миссионеры различных толков, в значительном количестве прибывающие из-за рубежа, вооружены далеко не одним словом и имеют весьма широкую материальную базу. Не тайна, что именно эта база, дающая возможность и для проповеди, и для заметных благотворительных акций, стала одной из причин относительного успеха деятельности инославных миссионеров в ряде регионов России и стран Содружества. С другой стороны, мы вынуждены были принять во внимание и тот неоспоримый факт, что общецерковный бюджет при современных экономических трудностях в России и при тех стесненных финансовых обстоятельствах, в которых оказалась Церковь, явно не мог бы принять на себя дополнительные расходы на развитие миссионерской деятельности в полном объеме. Именно поэтому летом 1995 года было принято решение о создании Православного миссионерского фонда Русской Православной Церкви. Как мы и надеялись, нашлись люди, памятующие, что, трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: " блаженнее давать, нежели принимать " (Деян. 20, 35). Помимо Московской Патриархии учредителями Фонда стали РАО " Газпром " , финская фирма " Крудэкс " , ЗАО " Сэлдом-Петербург " , другие общественные и финансовые структуры. Жизнь показала, что это решение было вполне оправданным: финансовая поддержка Фонда дала возможность осуществить вышеупомянутые программы Отдела. Фонд также финансирует программу " Храмоздание " , цель которой заключается в разработке типовых проектов и организации сооружения модульных быстровозводимых храмов - деревянных и металлических. Первый такой храм практически закончен в одном из самых густонаселенных районов Москвы - Чертанове. А несколько дней тому назад, посещая Борисоглебский Аносин женский монастырь, я ознакомился с палаточным храмом, установка которого требует лишь нескольких часов. Важное значение имеет издательская программа Фонда. Средства, мобилизованные Фондом в первый год его существования, - а это более 1,3 миллиарда рублей - израсходованы с пользой для развития православной миссии. Надеюсь, что в дальнейшем деятельность Фонда будет расширяться. |
Киясово находилось относительно недалеко от личного имения Андрея Тимофеевича Болотова – села Дворянинова Тульской губернии. Предки Болотова были выходцами из Каширы, которая в те времена относилась к Тульской губернии. В Кашире помнят о происхождении А. Т. Болотова и о нескольких визитах в подмосковный город. Недалеко от краеведческого музея и Успенского собора установлена мемориальная доска, посвященная А.Т. Болотову. Ее повесили на стене детского экологического центра. Казанская церковь в Киясове была возведена в начале XVIII века, поэтому ко времени приезда в село А. Т. Болотова храм уже стоял. «Пошли мы осматривать каменную церковь на площади пред домом, и между им и самим селом стоящую. Сию нашли мы в состоянии довольно хорошем и не требующем никакой поправки», – кратко записал Болотов. В Киясове Андрей Тимофеевич готовил к изданию «Детскую философию». Однажды он решил прочитать главы из сочинения у себя в кабинете в кругу друзей и соседей. Эта лекция настолько понравилась киясовскому священнику, что отец Никита стал посещать и другие чтения и беседы в доме Болотова. «Итак, были у нас по вечерам действительно маленькие лекции, и по важности разговоров наших с отцом Никитою можно было назвать их прямо философическими», – вспоминал Андрей Тимофеевич. Почти все правнуки Андрея Тимофеевича Болотова избрали иноческий путь, многие связали жизнь с Оптиной пустынью и Шамординской обителью. Правнучка Мария Михайловна Болотова в 1877 году поступила в Аносин Борисоглебский монастырь в Подмосковье, приняла монашеский постриг с именем Макария. В 1892 году она перешла в Шамордино. Ее брат Евгений Михайлович Болотов стал иноком Свято-Троицкого Лютикова монастыря. Сестра Елена Михайловна Болотова вышла замуж за тульского дворянина, но две ее дочери Марфа и Мария стали монахинями в Шамордино. Они пострадали за веру в 1930-е годы. Еще один член этой семьи Дмитрий Михайлович Болотов был талантливым художником, обучался в Петербургской академии художеств, писал портреты. Познакомившись со старцем Амвросием Гренковым, избрал иночество. |
| |