Сей сбор новонакладной, учинённый по приказу покойного архиепископа Феофана с 735 г. С уездных церквей с платежа церковной дани по 15 и по ¾ копейки с рубля С российских вотчинных церквей Итого на контору С домовых и приписных монастырей вотчин в платёж по разным приказным делам и по сделочным крепостям пошлин и на дачи от тех дел приказным людям и посланным по делам от архиерейского дому на прогон и на прочие тому подобные расходы по 5 с души Сей сбор новонакладной, учинённый по определению Архиерейского Разряда с 730 г. В 733, 734 и 735 годах за издержанные на строение в прошлых 727 и 731 годах триумфальных ворот домовую сумму с окологородных монастырей с 17 767 по 4 с души Сей сбор новонакладной, учинённый по предложению экономскому, а по резолюции покойного архиепископа Феофана с 738 г. С епархиальных монастырей по 9 с души из монастырских сумм, кроме крестьян Где душ не имеется по книгам 186 7., по 30 с двора С церквей, где оклад церковной дани меньше рубля, с тех сверх оклада по 50 к., а где больше рубля оклад, то третью часть Итого за триумфальные ворота Окладного на платёж в Новгородскую губернскую канцелярию за умерших и безвестно сшедших школьников подушных и рекрутских и прочих государственных сборов с священнослужителей с церковной пашенной земли по ¼ копейки с четверти Сей сбор новонакладной, учинённый по определению Новгородского Архиерейского Разряда с 729 г. Да сверх всех вышеозначенных бывает в природе обиходных, получаемых из губернской канцелярии в год Оные следовательно оставить в губернской канцелярии Всего в настоящие доходы Синод не включает 12 153 Да хлеба: Четверти Четверики Взятого из Деревяницкого монастыря на дачу разрядным служителям С Кирилловского монастыря в двадцатую часть Из вышеписанных доходов, которые напредь сего по случаям бывали и Синод их в число настоящих не включает, однако ж ежели впредь подобные тому доходы случатся, то их записывать в приход особливо и содержать в казне, так же и о тех доходах, которые по рассуждению Кабинета в настоящие не включены, а впредь случатся, по тому ж поступать. А которые доходы с монастырей и церквей и церковной земли вновь наложены, те отставить, чего ради и в штат оные не положены. Что надлежит до собираемых денег на лазарет, то оные по силе указов отсылать, куда надлежит, не употребляя ни на какие расходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окончательно выйдя в отставку в 1830, Перовский всецело посвятил себя воспитанию племянника, ездил с ним по Италии и общался там с Брюлловым и С.А.Соболевским, затем много ездил по России, вновь встречался с Пушкиным. Скончался от туберкулёза по дороге в Ниццу на место своего лечения. Также отмечается день памяти Льва Алексеевича Брусилова (1857-1909), вице-адмирала, одного из инициаторов создания и первого начальника Морского генерального штаба. Происходил из дворян Новгородской губернии. В 1875 году окончил Николаевские морские юнкерские классы Черноморского флота и был на Черноморский флот в чине юнкера флота. 13 октября 1876 года зачислен во 2-й Черноморский флотский экипажа. 16 апреля 1878 года произведен в чин гардемарина. В 1877—1878 годах принимал участие в русско-турецкой войне. 30 августа 1879 года произведен в чин мичмана. 11 мая 1881 года назначен ревизором корвета «Сокол». 1 января 1884 года произведен в чин лейтенанта. 7 февраля 1884 года находясь в Константинополе в составе экипажа шхуны «Псезуапе» получил огнестрельное ранение в левую голень при исполнении секретных поручений. 1 января 1886 года награжден орденом Св. Станислава 3-й степени. 14 октября того же года награжден турецким орденом Меджидие 4-й степени. В следующем году награжден турецким орденом Османие 3-й степени. В 1888 году награжден болгарским орденом Св. Александра 3-й степени. 1 января 1890 года награжден орденом Св. Владимира 4-й степени. С 1 марта 1892 года вахтенный начальник парохода «Эриклик». 1 марта 1893 года награжден орденом Св. Станислава 2-й степени. 27 сентября того же года назначен вахтенным начальником канонерской лодки «Уралец». 30 декабря 1893 года был назначен адъютантом главного командира Черноморского флота и портов Черного моря. В компанию 1894 года находился в качестве флаг-офицера главного командира флота и портов Черного моря на борту парохода «Эриклик». В 1895—1897 годах был старшим офицером канонерской лодки «Черноморец». В 1896 году награжден серебряной медалью «В память царствования Императора Александра III». В 1897 году награжден медалью за труды, понесенные при проведении первой переписи населения. В 1897—1898 годах командовал пароходом «Колхида». В 1898—1899 годах командовал минным крейсером «Капитан Сакен». 6 декабря 1899 года награжден орденом Св. Анны 2-й степени.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/22/de...

Увеличены были пошлины на товары, привозимые к Архангельску, и понижены на товары, привозимые в Петербург. Этим достигнуто было, что Петербург стал первым торговым портом. В 1726 г. в Архангельск было привезено товаров всего на 36 тыс. руб., а в Петербург – на 1.550.000 руб. Также для развития торговли устраивались водные пути сообщения, по которым должно было идти товарное движение между Петербургом и внутренними областями: каналы Вышневолоцкий, связавший Неву с притоками Волги, и Ладожский, для обхода бурного Ладожского озера. Сооружение последнего потребовало много жертв и закончено было только в царствование Анны Иоанновны. Петр старался развить сельское хозяйство. По его приказанию выписывались из-за границы для разведения в России улучшенные породы скота. Так разведены были холмогорская порода рогатого скота на севере России и улучшенные породы овец на юге. Был издан закон, предписывавший снимать хлеб косами, вместо жнитва серпами. Введено было табаководство. Петр заботился о развитии шелководства и виноделия в прикавказских местностях. Но самою большою его заботой было устройство в России фабрик и заводов. Насаждение крупной фабрично – заводской промышленности было одной из перемен, внесенных в русскую жизнь при Петре. До тех пор в нашем отечестве существовало лишь мелкое кустарное производство, издавна в том или другом районе, смотря по тому, какому промыслу благоприятствовали местные условия. Так в Новгородской области существовала кустарная железоделательная промышленность. Здесь добывалась железная руда, из которой местные крестьяне на небольших домашних горнах выделывали серпы, косы и топоры. Суздальский и Шуйский уезды с тогда уже знаменитыми селами Ивановым (Иваново-Вознесенск), Дуниловым, Лежневым были известны производством холстов и полотен, которые приготовлялись на небольших домашних станках в крестьянских избах. В различных уголках России еще в XVII веке заметна кустарная промышленность, та же самая, которая гнездится там и поныне: село Холуй (Владимирской губ.) выделывало железные замки и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Г. был заведующим Музеем православ. иконописания (до 1861), основанным в 1856 г. в С.-Петербурге при АХ. При Г. со складов МВД в музей поступили древности, конфискованные у старообрядцев; собрание предметов церковной старины с хоров собора Св. Софии в Новгороде, в т. ч. бронзовый хорос XII в., «халдейская пещь» XVI в., резные фигуры новгородских святителей XVI-XVII вв.; часть афонской коллекции П. И. Севастьянова . Наибольшей известности Г. достиг в области педагогической деятельности и популяризации истории искусства в различных слоях рус. общества. С 1860 по 1874 г. он преподавал историю изящных искусств в АХ, с янв. 1860 г.- в звании профессора. На основе своих лекций составил первый в России сводный курс истории искусств, за к-рый АН присудила Демидовскую премию (1862). Лекции Г. были литографированы (Древнехрист. искусство. СПб., 1864. Отд. I; Визант. искусство. СПб., 1864. Отд. II; Латинский стиль. СПб., 1864. Отд. III; История искусства средних веков: Романский стиль. СПб., 1864; История искусства ср. веков: Живопись и скульптура готической эпохи. СПб., 1864; История искусства в Зап. Азии. СПб., 1866; История искусства в М. Азии. СПб., 1870; и др.). Г. изучал историю костюма (История костюма в древнехрист. и визант. эпохи. СПб., 1864 (литогр.), и др.), опубликовал географический очерк Греции (СПб., 1873). Для средних классов АХ составил ряд курсов (Кр. изложение первых правил начертательной геометрии. СПб., 1862; Главнейшие правила перспективы. СПб., 1863; Теория теней. СПб., 1863). Г. часто сопровождал своих учеников в Эрмитаж, уделял особое внимание знакомству с образцами рус. нац. стиля. В 1870 г. он стал основателем и заведующим художественно-промышленными классами при С.-Петербургской рисовальной школе для вольноприходящих при Обществе поощрения художников. С 1856 до 1870 г. Г. являлся сотрудником Имп. Публичной б-ки, работал преимущественно под рук. своего родственника (мужа сестры) и друга В. И. Собольщикова в Отделении изящных искусств и технологии. В 1859 г. временно ведал строительной частью б-ки, за что получил благодарность от имп. Александра II. Совместно с Собольщиковым Г. составил и реализовал проекты Готического зала «во вкусе средневек. монастырских рефекториев» («Кабинет Фауста», 1857-1858) и Нового читального зала в «римско-итальянском стиле» (1859-1862) (совр. адрес: пл. Островского, 1). За время службы в б-ке был награжден орденами св. Анны 2-й степени и св. Станислава 3-й степени.

http://pravenc.ru/text/166235.html

Сольвычегодск, мастерская Анны Ивановны Строгановой, 1650–1660-е гг. Камка (XVII в., Италия), холст, шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 56,5х58 Приобретен у M. М. Успенского в 1986 г. 789 Инв. ТК-3264 Кат. На среднике по малиновой камке в широком ореоле вышито поясное изображение Богоматери Знамение. Младенец с согнутыми на груди руками, в левой держит свиток. На очелье и плечах Богоматери – звезды. В углах средника – два профильных херувима и два серафима. Личное шито плотно тонким крученым шелком песочного цвета «атласным» швом и местами «в раскол» «по форме». Черты ликов, контуры рисунка и детали прошиты темно-коричневым шелком; светло-коричневая линия соединяет брови, идет под глазами, от носа к глазам и вискам, по абрису ликов, отмечает суставы рук Марии. Тем же шелком даны тени под носом и на подбородке. Губы розовые. Голубой и зеленый крученый шелк – в подкрыльях херувимов и серафимов. Сканым золотом с голубым шелком шит чепец Богоматери. Все остальное (одежды, нимбы, ореолы, крылья) шито пряденой золотной нитью с вишневой, бледно-зеленой, голубой и желтой прикрепами (швы – «черенок», «городок», «ягодка двойная» и «в четыре клетки», «перышки», «рядки», «клопчик»). Выделяется голубая прикрепа на вороте, зарукавьях и кайме мафория, видной ниже ореола с Младенцем. Нимбы Богоматери, Христа и херувимов обнизаны мелким жемчугом. Еще более мелким жемчугом вышиты надписи он (на перекрестье у Христа), хс (на ореоле и на фоне), мр у, (дважды), (дважды). Средник и каймы обрамлены широкими шитыми золотной нитью полосками с цепочкой овалов. На каймах по фиолетовой (таусинной) камке четкой красивой вязью с наличием узорных букв шит евхаристический канон: пиите т не вси се есть кровъ//мо новаго завта же за вы//и за моги изливаема//во ставление грховъ. Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на двух первых каймах направлены внутрь сударя, на двух других – наружу. Подкладка из светло-зеленой камки с рисунком крупных цветов. К ней наверху пришиты матерчатые петли.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В 1732 г. последовало Высочайшее утверждение семинарского штата и вместе с этим на содержание школы определено выдавать из вотчинных монастырских доходов денег по 1607 рублей и по 42 четверти хлеба в год. Но и это не привело экономию школы в порядок; потому что с одной стороны не было правильной выдачи денег, а с другой не было строгой раздельности между хозяйством школы и монастыря. С продолжением царствования Императрицы Анны Иоанновны, когда духовное и монастырское начальства были устранены от заведывания принадлежавшими им недвижимыми имениями, содержание духовных училищ предположено было обеспечить назначением для них определенных окладов. В 1738 г. июня 9-го Высочайше повелено было св. Синоду войти в рассуждение: «1) какое число где школьников содержать, по числу имеющихся в епархиях церквей; 2) чему их обучать; 3) сколько и каких наук учителей содержать и откуда определять; 4) какие для учения их книги и инструменты иметь и откуда их получать; 5) какое жалованье учителям и ученикам на пропитание в год положить, и какой пищей им довольствоваться и откуда оную получать, и сколько где лекарей для пользования больных, с их медикаментами, и на каком жаловании содержать: и о всем том основательный штат учинить. И чтобы столь нужнейшее дело наискорее начато и в действо произведено быть могло, для того надлежит, оставя другие не очень важные дела, об этом трудиться и окончать, и для Всемилостивейшей Ее Императорского Величества апробации в кабинет подать 74 ». Во исполнение Высочайшего указа, по собранию из епархий нужных справок, сочинены были обстоятельные штаты для всех духовных училищ. Но поскольку на содержание этих штатов требовалось значительное количество ежегодной суммы: то они оставлены без утверждения и только на первый случай снабжены были ежегодными денежными окладами Новгородская и Александроневская семинарии; прочие ж остались на прежнем основании по Духовному регламенту. На содержание Александроневской семинарии повелено отпускать в год по 1971 руб. Таким образом содержание ее отделено от содержания монастыря и производилось из Коллегии экономии, учрежденной Императрицей Анной Иоанновной для заведывания церковными имуществами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

2379 Сопоставляя эти свидетельства, находим, что под скифами у Анны Комнины разумеются печенеги, под савроматами – половцы, а под дакийским ополчением по мнению одних – валахи, 2380 по мнению других – угры. 2381 Необъятные полчища смешанных кочевников в 1088 году разбили императора Алексея Комнина под Дристрой и опустошили Болгарию. 2382 Нелишне прибавить, что самый способ выражения в приведенном месте жития близко напоминает собою обычные сетования Феофилакта по поводу внешних и внутренних междоусобий, раздиравших в его время Болгарию. «Извне сражения, писал он, напр., епископу Видина, 2383 внутри ужасы и нигде помощника и союзника. Враги завывают и поднимают голову и полагают трупы рабов в добычу пернатым (ср. «руки безбожников мертвые тела новых чад твоих выбросили на съедение птицам небесным» в житии), разливают кровь вокруг нашей столицы и нет погребающего». Очевидно, одно из таких сетований мы находим и в житии Климента. ском отношении должны быть признаны весьма надежными. Но обработка, которой подверглись они под пером Феофилакта, оказывается в высшей степени искусственной, тенденциозной и самовольной. Искусственность обработки выразилась в том, что в житие внесены все особенности византийской житийной литературы. Витиеватое введение и заключение, масса изречений св. Писания, уподобления, целые полемические трактаты, пространные речи исторических лиц, молитвы, риторические прикрасы событий – все эти мало оригинальные подробности, составляющие в общей сложности более половины содержания жития, лишены действительного исторического значения. Тенденциозность сказалась в том, что автор, увлекшись полемикой с латинским догматом об исхождении св. Духа и от Сына, к этому вопросу свел всю борьбу учеников Мефодия с немецким духовенством, а вопрос о богослужебном употреблении ц.-славянского языка, игравший в этой борьбе огромную роль, оставил без внимания. Самовольность автора выразилась в слишком беглом, сокращающем пересказе паннонских житий; поэтому история Кирилла и Мефодия в изложении жития лишена серьезного исторического значения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Да во оном же генваря 9-го дня определении объявлено, что приходили из Адмиралтейств-Коллегии с доношением арифметической школы учитель Семён Попов да Академии ученик Семён Скрябин, чтоб по объявленному в Верховном Тайном Совете против доношения оной Коллегии о арифметических и геометрических учителях состоявшемуся указу о приёме их, Попова и Скрябина, под ведение Святейшего Синода решение учинить, и Святейший Синод, рассуждая о том, против вышеписанного ж приказали: оное доношение возвратить и их, Попова и Скрябина, в Синод не принимать, коего-де приёму и учинить невозможно, понеже училищного дому при Синоде не имеется, и на трактамент оных цифирных школ учителей, также и учеников ниоткуда и никаковой суммы не определено; и на вышеявленное Синодальное доношение ожидать вновь совершённой от Её Императорского Величества резолюции. Да генваря-де от 20-го дня оного ж 1727-го года писали в Святейший Синод цифирных школ учители из нижеявленных провинций: из Новгородской Василий Залуцкий, из Калужской Гаврило Губин, из Тверской Фёдор Романов, из Свияжской Алексей Пахарев, из Тамбовской Игнатий Ярославцев, из Ярославской Иван Смирной, из Вологодской Михайло Литвинов, из Юрьева-Польского Андрей Петлин, из Костромской Семён Прокшин, из Сибирской навигатор Пётр Дмитриев, требуя о соединении цифирных школ с архиерейскими школы, и о сборе учеников, и о определении, куда им рапортовать, решения, на которые их требования в Святейшем Синоде ноября 20-го дня того ж 1727-го года определено к ним, учителям, из Святейшего Синода для ведома послать указы, и посланы с таким объявлением, чтоб они о оных светских школах резолюции требовали себе из светской команды по-прежнему, потому что определения в Верховном Тайном Совете по вышеявленному синодскому доношению и поныне не получено, и для того без собственного вновь Её Императорского Величества о том указа Святейшему Синоду в те дела и вступать невозможно. И тако за вышепоказанным Её Императорскому Величеству подаванным от Синода представлением оные цифирные школы и остались без соединения их к церковным школам, и как прежде, так и после того представления в ведомство Святейшего Синода приниманы не были.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А по присланной в Святейший Синод из Архангелогородского архиерейского дома ведомости показано сверх выше объявленного недостатка церковников в той епархии ещё праздных церквей 8, которых священников и дьяконов потребно 28 человек, итого со оными в недостатке у церквей 35 человек. Преосвященный Митрофан, епископ Тверский: в его-де Тверской епархии праздных, не имущих священников 58 церквей (кроме таковых, при которых неимущество ж скудость в церковнослужителях находится) и к произведению-де к тем праздным церквам в священники не токмо по два или по три человека, как в состоявшемся генваре 8 дня сего года Её Императорского Величества Всемилостивейшем указе изображено, в кандидаты, но и по одному, как видно, в настоящие священники выбрать некого, понеже-де при разборе в Твери церковников Тверской епархии городов Твери, Старицы, Зубцова (кроме Кашина и Клина) священно и церковнослужительские дети по силе именного Её Императорского Величества 1737 г. Да по Вологодской епархии праздных церквей по присланной в Святейший Синод ведомости показано 44, к которым потребно попов 46, дьячков 25, пономарей 37. И по вышеписанным представлениям только Тверской, Псковской, Архангелогородской, Вологодской, итого в четырёх епархиях праздных церквей 182, которых (кроме Тверской епархии) праздных 58 церквей, о коих, сколько ко оным надобно священников и причетников, ведомости ещё не прислано; також к московским соборам с приделы и в Новгородской епархии в вышеявленных местах к церквам потребно протопопов, попов, ключарей и дьяконов 553, певчих, подьяков, дьячков, псаломщиков, пономарей, сторожей и звонарей 675, да в помянутой Тверской епархии к 58 церквам на пример по одному священнику положить, то надобно 58, а с вышепоказанными всего 1286; а из прочих епархий, також и из дикастерий, сколько есть в тех епархиях и в синодальной области праздных церквей, по посланным из Святейшего Синода указам ведомостей ещё не прислано; а чаятельно, что и в тех епархиях и в синодальной области таковых праздных же церквей число немалое есть, и потому везде в церковном причте находится крайний недостаток, а определять на те праздные места некого; буде же и оставших за взятьем многого числа в службу ныне имеющихся при церквах действительных церковников, не бывших в 1730 и 1731 годах у присяг, по прежним указам за ту их у присяг небытность (как в письменном Кабинета Её Императорского Величества Святейшему Синоду сообщении ноября 26 дня 1738 года объявлено, что весьма б де предосудительно было, чтоб таких людей к церквам определить, которые в верности своей Её Императорскому Величеству присяги не учинили и подлежат жесточайшего истязания, от которого Её Императорское Величество из Высочайшей Своей милости освободить и вместо того в военную службу, где б они могли такую вину заслужить, определять повелела) отдать всех в военную службу, то и кольми паче многие церкви останутся праздны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. М. Штендер 255 обнаруживший фрагменты монументальной росписи в храмах островов Висбю и Готланд (XII в.), выдвинул предположение, что такая техника, как в древнейшей фреске Св. Софии, имевшая своим истоком византийское письмо, нашла широкое применение в деревянных постройках, поскольку не требовала сложной лепки объемов светотенью, а ограничивалась линией. В такой технике и были исполнены (скорее всего, новгородскими мастерами) росписи на шведских островах, входивших, как и Новгород, в Ганзейский союз. Традиционно считается, и вполне вероятно, что большинство новгородско-византийских контактов осуществлялось через Киев. Между тем, по предположению А. Поппэ, 256 Новгород имел прямые контакты с Константинополем благодаря дочери греческой принцессы Анны (жены Владимира Святого) Феофано, вышедшей замуж за новгородского посадника Остромира. При гречанке Феофано в Новгороде 30–50-х годов XI столетия существовала обширная греческая колония. Сын Феофано, Евстафий, получил придворный византийский титул протопроэдра, 257 в Новгород привозились блестящие столичные изделия, вышедшие из императорской мастерской, 258 здесь работали греческие художники. Справедливо полагать, что к этому кругу могли принадлежать и фрескисты, расписавшие около 1050 г. (Феофано умерла в 1057 г.) Св. Софию. Около 1108 г., при архиепископе Никите, 259 София, как сообщает летопись, была расписана целиком. К сожалению, фрески уцелели лишь фрагментарно: это фигуры пророков в центральном барабане и святителей в арках, ведущих из центрального алтаря в боковые алтари. Фрески в отличие от фрагмента с Константином и Еленой сделаны на плотном, толстом белом грунте. Купольная роспись не уцелела, но она была повторена в живописи XVI в., обновившей древнюю: здесь был представлен Пантократор в окружении сил небесных. Купольная живопись разрушена в 1941–1945 гг., однако о ней имеются летописные свидетельства, 260 частично – довоенные фотографии. Особенностью полуфигуры Вседержителя был именословный жест благословения, с согнутыми, словно сжатыми в кулак пальцами правой руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010