Резолюция. По сему сообщению об отпуске на довольство вышепоказанных лейб-гвардии конного полку рейтарских лошадей собираемого в Новгороде с архиерейского дома и монастырей остаточного за их расходами овса и о употреблении на заготовление тем лошадям сена из положенных платежей за новгородские казённые пожни денег Кабинет Её Императорского Величества с представлением Правительствующего Сената согласен. 3558 . – 23 мая. О разъяснении архиепископу Киевскому Рафаилу, что если прихожане представят только одного кандидата на священнослужительское место, то, несмотря на указ от 8 января 1739 года, такового надлежит утверждать По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению преосвященного Рафаила, архиепископа Киевского, которым представляет о случающихся во избрании по содержанию именного Её Императорского Величества за собственноручным Её Императорского Величества подписанием указа генваря 8 дня прошлого 1739 году к произведению, где потребует нужда, священников в кандидаты по два и по три человека трудностях и неудобствах, приказали : послать к его преосвященству указ велеть о выбирании приходским людям на праздные священнические и диаконские места кандидатов чинить, как вышеозначенным Её Императорского Величества генваря 8 дня прошлого 1739 года указом повелено – ежели ж где в приходах на праздные места к произведению во священника и диакона по силе оного Её Императорского Величества указа по два и по три кандидата, как в тех настоящих так и в других приходах приходские люди находить не могут, и то, что толикого числа, кроме одного, кандидатов, зачем сыскать совершенно невозможно, они, приходские люди, в представлениях своих подлинно засвидетельствуют, а те, от которых церквей точию по единому будет представлено, по свидетельству явятся люди достойные, в таковом случае по необходимой, что других кандидатов взять неотколь, нужде, дабы святые церкви не имели быть праздны, во священство производить, не требуя от них, приходских людей, других кандидатов, тех представляемых по одному.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В марте 1715 г. И. И. Неплюева отрывают от семьи, призвав на государеву службу, определив для начала в Новгородскую математическую школу, затем в Нарву учиться навигации и оттуда в С.-Петербургскую морскую академию. Таким было начало его большой и славной карьеры. В Поддубье он мог быть на похоронах матери Марфы Петровны, урожд. княжны Мышецкой, скончавшейся в его отсутствие 4 мая 1715 г. в возрасте 43 лет. В 1716 г. И. И. Неплюев вместе с группой гардемаринов посылается в Венецию, где проходит боевую стажировку в войне с турецким флотом, отличается в бою при Дульцине. Затем он направляется на обучение в Испанию, в Королевскую академию в г. Кадиксе, и в 1719 г. возвращается в С.-Петербург. В столице он с женой поселяется у капитана гвардии Семена Марковича Спицына. В связи со своим назначением русским резидентом в Константинополе Неплюев решает отправить жену в Поддубье, ибо ей «здесь (в Петербурге. – А. Н., О. Н. ) себя содержать не можно». Жена прибыла к нему в Константинополь лишь в 1727 г. Здесь родились у них дочь Анна (в замужестве Лунина) и сын Николай. И. И. Неплюев отзывается на Родину в 1735 г. и назначается киевским генерал-губернатором. 1740 г. – последний год царствования Анны Иоанновны – печально памятен делом А. П. Волынского, которому формально вменялось в вину заключение невыгодного для России Белградского мира с Турцией. «Неплюев, что не делает ему чести, был членом следственной комиссии… и активно участвовал в пытках обвиняемых по этому делу. В начале царствования Елизаветы Петровны он по доносу подвергся опале, но вскоре был прощен и назначен наместником Оренбургского края, которым и управлял в течение шестнадцати лет, основав и сам Оренбург и еще около семидесяти крепостей». В Оренбуржье Неплюев проявил себя как истинный патриот, выдающийся государственный деятель. В 1758 г. И. И. Неплюев по болезни освобожден от управления Оренбургской губ., сохранив звание сенатора и конференц-министра. В этом же году сгорает его дом в Петербурге на Сенной пл. По этому случаю, он купил себе новый дом на Миллионной ул. и дачу в Шлиссельбургском уезде, вблизи Невских порогов, принадлежавшую княгине Долгорукой, урожд. Скляевой. Дача находилась на территории совр. пос. Отрадное Кировского р-на Ленинградской области, к югу от исторического комплекса бывшей почтовой станции Пелла.

http://sobory.ru/article/?object=59063

Однакож многие теми новопечатными книгами еще не довольствуются и требуют вторичнаго печатания» 519 . Для удовлетворения этой общей потребности в чтении «Камня веры», по указам св. Синода, были предприняты еще два издания творения Яворского – одно в Москве (1729 г.) и другое в Киеве (1730 г.). Но скоро в судьбе «Камня веры» совершился решительный поворот. С воцарением Императрицы Анны Иоанновны правительственная власть в нашем отечестве сосредоточилась в руках иноземных немцев, враждебно относившихся как к русской народности, так и к православной вере. Описывая мрачные стороны иноземного владычества в русском государстве при Анне Иоанновне, Амвросий, архиепископ новгородский, с церковной кафедры говорил: «На благочестие и веру нашу православную наступили: но таким образом и претекстом, будто они не веру, но непотребное и весьма вредительное христианству суеверие искореняют» 520 . По словам того же проповедника, «враги наши домашние внутренние какую стратегему сочинили, чтобы веру православную поколебать, готовые книги духовные во тме заключили, а другие сочинять под смертною казнию запретили. Не токмо учителей, но и учения и книги их взязали, ковали и в темницы затворяли и уже к тому приходило, что в своем православном государстве о вере своей уста отворять было опасно: тотчас беды и гонения надейся» 521 . В такое тревожное и опасное для русского православия время успех «Камня веры» не мог не обратить на себя внимания правительственной партии: широкое распространение среди читающего русского общества сочинения митрополита Стефана, содержавшего в себе сильное и резкое обличение протестантов, не могло быть приятным стоявшим во главе русского государства немцам. Отсюда возникло гонение на книгу «Каменъ веры». 19 августа 1732 года императрицею Анною Иоанновною послан был в Москву Салтыкову следующий приказ: «Имея мы важны я резоны о книге «Камень веры» (которая бывшим архиереем Рязанским Стефаном Яворским сочинена в прошедших годах и напечатана), повелели оныя все напечатанныя и хранящиеся в казне взять в резиденцию нашу в С.-Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Одним первых из действий Кабинета было учреждение престолонаследия. Замечательно в этом случае доверие, которым пользовался Феофан у Императрицы. Остерман и Левенвольд, стараясь преклонить Государыню к прочному утверждению престолонаследия, обратились сначала к духовнику Императрицы, архимандриту Варлааму. Варлаам успел только в том, что Императрица начала воспитывать при себе в православной вере племянницу свою Анну Леопольдовну, но далее это дело не подвинулось. «Тогда – говорит Бирон – Остерман обратился к архиепископу новгородскому, который был в великом уважении у Императрицы. Этот представил дело также в высшей степени необходимым и его послушали. По прошествии двух или трех дней, когда Кабинет уже начал свои заседания, граф Остерман втихомолку составил присягу касательно будущего наследования и ея императорское величество подписала ее. Тогда типография взята была в архиепископский дом и запертые там типографщики должны были изготовить несколько тысячь экземпляров». – После того надобно было убедить Государыню к избранию жениха для принцессы Анны Леопольдовны. «Так как – продолжает Бирон – новгородский архиепископ успел уже в первом, то им воспользовались также и в настоящем случае. Ея императорскому величеству было убедительно представлено, что это (избрание жениха) в высшей степени необходимо и что после принесения присяги все зависело единственно от Государыни. Феофана и в этот раз послушали». 355 Для усмирения ропота недовольных возобновлен страшный Преображенский приказ под именем Тайной розыскных дел канпелярии. Начальннком его назначен А. И. Ушаков. Возобновившийся процесс Родышевского с Феофаном, независимо от множества других дел, доставил ему пищу на много лет. Мы видели выше, что Родышевский не успев отстранить Феофана от коронации Императрицы, принялся, по поручению Варлаама, за сочинение возражений на изданные им книги. Деятельным посредником между ними был Аврамов. Приезжая к Варлааму на троицкое подворье, Аврамов познакомился там с одним монахом, иеродиаконом Ионою, который был чем-то в роде келейника у Варлаама. Разговаривая с ним Аврамов возбудил в нем участие к делу Родышевского – что вот-де пятый год сидит под караулом за донос на Феофана о противностях церковных, и между прочим открылся, что он старается за него перед Духовником, чтобы как-нибудь его высвободить. Этим разговором Аврамов ввел его в тайну своих отношений к Варлааму, вследствие чего оба – Варлаам и Аврамов – стали считать Иону своим человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Того ради приказали : отныне по синодальной области и по епархиям ставленникам о бытии их у вышепомянутых состоявшихся в 1730 и 1731 годах присяг допросов не производить и справок не чинить, ибо церковникам и священно и церковнослужительским детям допросы о том (как выше показано) произведены при разборе оных в военную службу, а в Новгородской епархии и комиссия нарочно для того следствия учреждена была, и ежели кто из них явился быть в небытии у присяг не простотою, но из коварного какого умыслу, и таковые по силе оного ж августа 21 дня 1738 года указа от губернаторов и воевод должны отсыланы быть в Тайную Канцелярию, и о том к синодальным членам, и во все епархии к архиереям, и в прочие места, куда надлежит, послать указы, а в Московскую синодального правления Канцелярию сообщить ведение. 3622 . – 19 декабря. Об истребовании от Военной Коллегии распоряжения, чтобы воинские чины Донского Казачьего Войска не вмешивались в духовные дела По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению преосвященного Иоакима, епископа Воронежского, о вступлении Войска Донского казаками епархии его преосвященства в духовные дела приказали : со оного доношения списав точную копию для надлежащего рассмотрения и учинения от Военной Коллегии, кому следовательно есть, о невступании воинским Донским в духовные дела и чтоб до чина духовного отнюдь не касались подтверждения, отослать в Военную Коллегию при указе. 3623 . – 19 декабря. О сообщении Правительствующему Сенату, что из собираемых по Воронежской епархии гривенных денег надлежит выдавать на путевые расходы полковым священнослужителям, а остаток отправлять в Коллегию Экономии По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению преосвященного Иоакима, епископа Воронежского, о собираемых в Воронежской епархии с церкви полковым попам гривенных деньгах, что из дому его преосвященства в Коллегию Экономии из оных отсылку чинить точию то число, что за употреблением в дачу священникам от епархии его преосвященства в полки отправляемым оставаться будет, а всю сумму отсылать тогда, ежели когда такого отправления не случится. Приказали : от оного доношения списав точную копию, сообщить Правительствующему Сенату при ведении с таковым Святейшего Синода рассуждением, что о требуемых его преосвященством деньгах необходимо потребно надлежит учинить по представлению его преосвященства, ибо без того отправляемым в полки священникам пробыть всеконечно невозможно, к тому же и деньги оные подлежат собственно на таковые расходы, а не других каковых сумм, и требовать, дабы от Правительствующего Сената соблаговолено было Коллегии Экономии определить о том указом и Святейший Правительствующий Синод уведомить, и о том для ведома ко оному преосвященному Иоакиму, епископу Воронежскому, послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.В. Харлампович Казань, 8 ноября 1901 г. 3 «История российская, через тридцать лет собранная и описанная», была издана после смерти Татищева: три первые книги в 1764–1774 гг., четвертая в 1784 г. и пятая – уже М. II. Погодиным. – В этих книгах сделан свод летописных данных и выписок из иностранных писателей с 860 г. до царя Федора Ивановича. Остались в рукописи записки Татищева о времени от Федора до Алексея Михайловича включительно. Из прочих сочинений Татищева напечатаны: 1) «Духовная» (1773; 1885 – в IV томе «Известий казанского общества истории, археологии и этнографии»; 1896 – в XXII вып. «Русской классной библиотеки»); 2) «Увещание умирающего отца к сыну» – в «Журн. Мин. Нар. Просв.», 1886, апр., и в XXII вып. «Рус. клас. библиотеки»; 3) «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищ» – в «Чтениях в общ. ист. и древн. росс», 1887, I; 4 и 5) «Предложение о сочинении истории и географии российской» и «Рассуждение о ревизии поголовной (1742 г.) » – в книге А. Н. Попова «Татищев и его время» (1861, Москва), прилож. нр. 13 и 16; 6) «Напомнение на присланное росписание высоких и нижних государственных и земских правительств» – в сборнике Погодина «Утро» (1859); 7) Татищеву же принадлежит «Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном» (1780), поданное Верховному Тайному Совету при воцарении Анны Иоанновны (изд.. в «Утре» же). 4 Д. Корсаков: В.Н. Татищев («Рус. Стар», 1887, II); Иос. Сенигов: Историко-критические исследования о новгородских летописях о Российской истории В. Н. Татищева («Чтения в Моск. общ. ист. и др. росс», 1887, IV). 6 Кстати заметим, что мы видим недостаток 2-го издания «Истории» Голубинского в игнорировании многих возражений, какие были сделаны ему по поводу первого издания, и на докторском диспуте, в рецензиях на книгу. В числе их были вполне серьезные, заслуживающие внимания... Затем, при просмотре 2-го издания кажется иногда, что автор не следил аккуратно за тем, что писалось после 1880 г. по вопросам, составляющим содержание его книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Величаем тя,/священномучениче Харалампие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Лонгину, игумену Коряжемскому, чудотворцу, глас 1 От мятежа мирскаго удалився,/к немерцающему Свету притекл еси,/преподобне отче Лонгине,/и ныне чисте зриши Святую Троицу,/юже моли за ны недостойныя,/да спасет души наша. Кондак, глас 8 По словеси Учителя Христа/крест на рамо твое приял еси,/вся житейская отринув,/и образ Животворящаго Древа в пустыню принеся еси,/идеже доныне исцеления неоскудно источаются/с верою приходящим к тебе. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Лонгине,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Прохору Печерскому, Лебеднику, в Ближних пещерах почивающему, глас 4 Преподобне чудотворче, отче Прохоре,/препитавый во гладе алчущия хлебом от былия и солею от пепела./Напитай и нас пищею духовною,/моля Христа Бога о душах наших. Кондак, глас 2 Велием воздержанием удручая плоть свою, святе,/лишився пищи человеческия,/зелием и травою вместо хлеба, пепелом же, аки солею, питался еси,/чудодейственне Прохоре./Еже видя, Господь приложи зелие во хлеб и пепел в соль,/имиже ты множество гладных препитал еси,/тем тя чтим и ублажаем. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Прохоре,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь благоверной княгине Анне Новгородской, глас 4 От запада возсиявши, яко звезда небосветлая,/прияти Православную веру сподобилася еси,/в нейже плод благославный Российстей земли принесши,/святая благоверная княгине Анно,/Христа всем сердцем возлюбила еси,/Того оправдания и законы хранящи./Темже днесь всесвятую память твою празднующе,/грехов оставление молитвами твоими приемлем. Кондак, глас тойже Днесь в светлой памяти твоей/Великий Новград веселится,/созывая всех верных светло праздновати память твою,/и мы ныне, духовно ликовствующе,/радостно славим тя и молим:/святая благоверная княгине Анно,/предстоя Святей Троице/моли избавити Великий Новград и всю землю Русскую/от всяких бед и обстояний и всем нам спастися. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

§ 7. Духовное просвещение    XVIII век называют веком «просвещенного абсолютизма». Преемники Петра I продолжали его политику развития просвещения. Не обойдена была вниманиемправительства и духовная школа, которая до самого конца столетия оставалась становым хребтом народного образования в России.    Архиепископ Феофан (Прокопович), влияние которого в Си­ноде в правление Анны было почти неограниченным, не жалел усилий, чтобы как можно скорее осуществитьпрограмму перестройки духовного образования, намеченную в «Регламенте». В 1730-е годы в Духовных школах был введен более полный ла­тинский курс по образцуКиевской Академии. Школы, сумевшие внедрить такой курс, получали название Семинарий, а оставшиеся с одним только славяно-русским обучением сталисчитать­ся низшими училищами.    К концу 30-х годов в России насчитывалось 17 семинарий, в царствование Елизаветы число их выросло до 26. И обучалось вних уже около 6000 учащихся. Но полный курс, кроме двух академий, введен лишь в 8 семинариях: первой высший богословский класс открыла ХарьковскаяСеминария, которую называли еще и коллегией, вслед за ней – Невская в Петербурге, Троицкая в Сергиевой Лавре, Казанская, Новгородская, Псковская, Тверскаяи Смоленская. В Тобольской, Рязанской и Нижегородской семинариях выпускники завершали обучение философским классом, в остальных – риторическим. Из неполныхсеминарий лучших учеников направляли доучиваться в академии и полные семинарии.    Главным недостатком семинарского образования оставался его схоластический, формальный характер, оторванность от приходской жизни, от храма. Преподаваниевелось на латинском языке. Много сил ученики тратили на заучивание латинских во­кабул и штудирование латинской грамматики, от которой было мало прокувыпускнику, когда он выходил на поприще пастырского служения. И все же эти бесконечные зубрежки не пропада­ли даром, они развивали и память, и устные, иумственные способности учеников, изучение латинской словесности расширяло их кругозор, основательное знание латинского языка открывало доступ кевропейской богословской и светской науке.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

8 сентября 1736 г. скончался Феофан Прокопович . Между тем было обнаружено так много очагов тайной оппозиции немецкому засилью, что дело продолжилось, но уже как чисто политическое. В ходе расследования всплыло даже имя престолонаследницы Елизаветы, высоко почитавшейся среди духовенства. После трехлетнего предварительного заключения Феофилакт Лопатинский, последний противник Феофана в богословских спорах, был 13 декабря 1738 г. по повелению императрицы лишен епископского сана и заточен в Выборгскую крепость. Оговорившего его Решилова расстригли и сослали в один из монастырей. 31 декабря 1740 г. регентша Анна Леопольдовна освободила Феофилакта из крепости и восстановила его в прежнем сане. Вскоре после этого, 6 мая 1741 г., он скончался 511 . В царствование Анны Иоанновны высшее духовенство подвергалось преследованию по самым мелочным поводам и число смещенных епископов постоянно росло 512 . Редели и ряды приходского духовенства, монастыри пустели (вследствие так называемых разборов). 1 сентября 1737 г. вышел указ, призывавший на военную службу всех пригодных к ней церковных причетников от 15 до 40 лет, освобождались только священники и дьяконы. Монахи убегали из монастырей 513 . Поскольку состав Святейшего Синода не пополнялся, высшее церковное управление замерло; так, в 1738 г. в Синоде заседал один единственный епископ, а зачастую решения вообще принимались только двумя синодальными архимандритами и одним протоиереем. В 1740 г. член Святейшего Синода Вологодский епископ Амвросий Юшкевич был назначен архиепископом Новгородским и одновременно – председательствующим в Святейшем Синоде 514 . Во время своего краткого, продлившегося всего год, регентства Анна Леопольдовна в интересах своего сына старалась найти поддержку среди духовенства. К началу 1741 г. в Святейшем Синоде кроме председательствующего – Новгородского архиепископа Амвросия Юшкевича насчитывалось еще пятеро членов – два епископа и три архимандрита. Так как обер-прокурор по-прежнему назначен не был, доклады правительнице делал сам архиепископ Амвросий, который пользовался ее полным доверием.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

С воцарением Анны Иоанновны вопрос о содержании Св. Синода вступил в новую фазу. Указом 21 июля 1730 г. образован новый состав присутствия Св. Синода из 4 архиереев, 3 архимандритов и 2 протопопов, без указания следуемого им штатного содержания 874 . Вследствие этого, Синод никому не выдавал жалованья до конца 1730 г. за исключением Феофана Новгородского, который получал и прежде из доходов своей неопределенной епархии 875 . 18 января 1731 г. Св. Синод вошел с особым докладом к Императрице о назначении членам жалованья, а 13 ноября, для ускорения дела, Феофан Прокопович подал Государыне свое частное прошение о выдаче жалованья, где в любопытных подробностях изложил всю историю недоразумений, возникших на почве указов 18 января 1721 г. и 5 января 1724 г. из-за епархиальных доходов, и заявлял, что задерживать выдачу жалованья нет оснований, т.к. оно идет с доходов Синодальных Приказов и поэтому никакого убытка государственному интересу от этого быть не может 876 . Вскоре, 26 ноября 1731 г. Императрица указала выдавать архиепископу Новгородскому по 2500 руб., т.е. прежнее вицепрезидентское, прочим же трем епископам по 1500 руб., трем архимандритам по 1000 руб. и двум протопопам по 600 руб. О местных доходах ни слова не было сказано 877 . Штаты подведомственных Синоду учреждений, проектировавшиеся в 1722 г., не получили утверждения 878 , и чиновники их получали по установившемуся обычаю и частным определениям применительно к окладам государственных учреждений 879 . 30 октября 1738 г. Синодальные Приказы лишены были прежней самостоятельности и соединены с Коллегией Экономии 880 . А так как их доходы были с 1726 г. определены на содержание Св. Синода и его учреждений 881 , то естественно было тогда же, 30 октября, возбудить вопрос о составлении штата Св. Синода тем более, что и состав его не соответствовал первоначальному: в нем был только 1 епископ, 2 архимандрита и 1 протопоп 882 . В январе 1739 г. Св. Синодом штат его и его учреждений был составлен для доклада на предстоявшей конференции с Сенатом 883 . 3 октября 1740 г. Сенат возвратил Синоду его проект в значительно сокращенном виде, предлагая на последнее согласиться. Св. Синод действительно согласился без возражений, сделав в нем только одну прибавку, что определенная на канцелярские расходы сумма в 1000 руб. может быть употребляема в случае остатков и на содержание квартирмейстера с гребцами, и на починку судов, и прочие мелкие расходы, особый кредит на которые был Сенатом вычеркнут. Вместе с тем, он просил Сенат немедленно переслать штат в Коллегию Экономии «для надлежащаго по штату денег отпуска» и в Кабинет для аппробации 884 . Первая просьба вызывалась, очевидно, желанием устранить постоянные придирки Коллегии Экономии и неаккуратность получения содержания, которая отражалась на личном составе гораздо хуже, чем само сокращение кредитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010