Север Европы заявил свой протест югу, папе и императору по тем же причинам, по каким германцы боролись с римским влиянием, – по причинам, которые двигали толпы норманнов на европейский юг, и также потому, что, сравнительно недавно приняв христианский закон север Европы не имел времени свыкнуться с папской властью. Те же причины влияли и в России. Новгородский север долго удерживал свою самостоятельность, долго влиял на значительную часть России и сравнительно недавно был обращен в христианство : корелы крещены в 1227 г., христианство в пермской области распространилось только в ΧΙV столетии. Что население, подчинившееся власти церковной, легче подчинялось гражданской, и наоборот – в этом едва ли кто сомневается. Северный человек в Европе и России поставлен был в такие условия что объединительные стремления власти церковной и гражданской встречали наиболее сопротивления с его стороны. Влияние протестантства на русский раскол было усмотрено, между прочим, преосв. Игнатием воронежским. Известно, что выгорецкая беспоповщинская община отворяла радушно двери своей обители людям «лютерского» закона. Едва ли многие, однако, видели эту связь между западноевропейским протестантством и русским расколом. Феофан Прокопович , известный сторонник лютеранства между духовными лицами своего времени, писал «увещание к невеждам», разумея под «невеждами» раскольников. Нельзя предположить, чтобы Феофан Прокопович оказывал расположение к протестантству лишь как к религии любимой его Германии, «матери всех стран», по его выражению 12 , чтобы он не смотрел благосклонно на идеи и дух протестантства. Противники его утверждали, что учреждение Синода было взято с лютеран. Если, расположенный к немецкому протестантству, Феофан Прокопович видит в раскольниках лишь «невежд» и – будучи по воцарении Анны первым лицом в русском духовенстве – содействует строгому преследованию раскольников, то очевидно он не видел ничего общего между протестантством и расколом. Да видели ли многие это сходство и из последователей раскола? Амвросий Юшкевич в царствование Елизаветы Петровны говорил, что раскольники защищаются тем, что устройство Синода взято с протестантов 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ (БАН. 4.5.7 (Кеппен. 13 2 л.; РНБ. Погод. 9, 18+2 л.), древнерус. пергаменная кириллическая рукопись XI в., фрагменты Псалтири с толкованиями и с библейскими песнями. Е. П. названа по имени ее 1-го известного владельца - архиеп. Евгения (Болховитинова) . Он нашел ее в Юрьевом новгородском муж. мон-ре и затем подарил по фрагменту П. И. Кеппену и М. П. Погодину , собрания которых ныне находятся соответственно в БАН и РНБ. Е. П. сохранилась в 2 пергаменных отрывках: 2 л. и 18 л. размером 24×28 см. Тонкий пергамен стал одной из причин лакун и физических повреждений памятника. Текст написан в 2 столбца по 20 строк красивым, четким уставом, высота букв превышает ширину, что указывает на древность протографа. Заглавные буквы и инициалы выполнены теми же чернилами, что и основной текст, без киновари. Среди инициалов встречаются глаголические. В начертании одного из них (буква  - «в») имеются элементы тератологического орнамента. В целом орнамент глаголических инициалов Е. П. близок к орнаменту инициалов и заставок Зографского Евангелия . В первоначальный текст рукописи внесены исправления, сделанные др. чернилами более поздним почерком. Меньший отрывок (БАН. 4.5.7) содержит Пс 103. 1-12. Больший отрывок (РНБ. Погод. 9) включает: Пс 85. 5-11 (л. 1-1 об.); 88. 4-9 (л. 2); 95. 11-13 (л. 3); 96. 1-12 (л. 4-5); 97. 1-9 (л. 6-7); 98. 1-6 (л. 8); 102. 19-22 (л. 9); 103. 1-15 (л. 10-12; л. 10, 11 - бумажные); песнь прор. Моисея (Исх 15. 1-18; л. 13-14 об.); полностью песни прор. Аввакума (Авв 3) и пророчицы Анны (1 Цар 2. 1-11) (л. 15-19 об.); песнь прор. Исаии (Ис 26. 1-6; л. 20 об.). Графико-орфографические особенности Е. П. указывают на западноболг. происхождение ее протографа. Архаической чертой Е. П. является использование большого юса (), к-рый смешивается с   Лигатура в памятнике встречается редко, вместо нее, как правило, употребляется   В Е. П. последовательно используются надстрочные знаки над буквами гласных в тех случаях, когда перед ними не находится буква согласного. Писец различает 3 типа согласных звуков по твердости-мягкости, что проявляется в употреблении йотированной буквы  после букв исконно палатальных согласных, эта же графема пишется в начале слога. Древнеболг. чертой является отсутствие йотации перед       и т. д. Ярким болгаризмом можно считать также передачу через     (эфиопьска). Среди др. древних особенностей заметно преобладание нестяженных форм прилагательных (на -  -  ) и имперфекта (на -  -  ). Редким для древнерус. традиции является случай простого аориста, к-рый также указывает на архаический, скорее западноболг., языковой ареал:     (они перешли). Наконец, общеболг. особенностью является встречающееся в Е. П. употребление вместо    

http://pravenc.ru/text/186919.html

В «Голоса»…— Номер от 30 декабря 1875 г.; юбилейное заседание Общества состоялось 28 декабря. С. 29… князя А. А. Суворова…— Бессменным председателем Общества со дня его основания (4 октября 1865) был кн. Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский (1804–1882), внук полководца, петербургский военный губернатор в 1861–1866 гг. 52 Они видят, как мужик, наложив непомерно воз, сечет свою завязшую в грязи клячу, его кормилицу, кнутом по глазам…— Сцену истязания лошади Достоевский детально описал в «Преступлении и наказании» (ч. I, гл. 5). 53 …обо всем «прекрасном и высоком»…— Эта формула, широко распространенная в конце XVIII b. и в романтической эстетике, а во второй половине XIX b. употреблявшаяся иронически, была воспринята Достоевским из «Писем об эстетическом воспитании человека» (1795) Ф. Шиллера. 54 …я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни. — Увлечение Италией, в частности Венецией, родилось у Достоевского еще в детстве под влиянием романов английской писательницы Анны Радклиф, пьес Шекспира, книг о путешествиях. 55 Тогда, всего два месяца перед тем, скончался Пушкин…— Достоевский допускает неточность: Пушкин умер 29 января (10 февраля) 1837 г. 56 …в каком селе…— В подготовительных материалах к «Преступлению и наказанию» есть запись (VII, 91), в которой, возможно, названо место этого происшествия: Демяненское (Демянск Новгородской губ.?). 57 В конце сороковых годов, в эпоху моих самых беззаветных и страстных мечтаний…— Достоевский говорит о своем увлечении идеями утопического социализма и о своем участии в кружке петрашевцев. 58 …народ уже сам себя бьет, удержав розги на своем суде. — Порка была частым наказанием, к которому приговаривали крестьянские суды, как официальные, так и неофициальные. Этот вопрос обсуждался в печати 1860-1870-х гг., поднимался он и в «Гражданине», когда этот журнал редактировал Достоевский. 59 …зато есть «зелено-вино». — Широкое распространение в народе пьянства было острой проблемой пореформенного времени, которой уделялось большое внимание как в публицистике, так и в художественной литературе. 60

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Был глубокий знаток церковной истории и археологии. Автор мн. публикаций на историко-археологические темы. В авг. 1911 г. принимал участие во Всероссийском археологическом съезде в Новгороде. В мае 1912 г. избран почетным членом Рязанской ученой архивной комиссии. В 1913 г. стал почетным членом Имп. археологического об-ва и Новгородского церковно-исторического об-ва. В 1914 г., после проведенной под рук. Д. большой подготовительной работы, в Рязани был был открыт музей - Епархиальное древлехранилище, где находилась коллекция правосл. реликвий. Главным хранителем Д. утвердил единомышленника и сподвижника в изучении церковных древностей рязанского историка и краеведа С. Д. Яхонтова. В сане епископа Д. неоднократно посещал родную епархию, в частности Мошенский приход Боровичского у., где в 1877-1907 гг. служил его отец. По отношению Д. от 27 янв. 1915 г. имп. Археологическая комиссия разрешила расширить каменный храм с. Мошенского. В янв. 1917 г. приезжал в Новгород для участия в архиерейской хиротонии архим. Варсонофия (Лебедева). Награждался орденами св. Анны 2-й (1898) и 1-й (1912) степени, св. Владимира 4-й (1902), 3-й (1908) и 2-й (1915) степени. По словам знавших Д., он был «монах по жизни, простой, чисто русский человек, пламенный проповедник, но вспыльчивый и непримиримый к нарушителям церковного устава и благолепия. Он был бескорыстен и нечеловекоугодлив, для него все были равны. Прямой и откровенный до жесткости - он правду высказывал без обиняков и в глаза каждому, не взирая на его общественное положение» (ГА Рязанской обл. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 16. Л. 2-4). Д. активно боролся с распущенностью части духовенства и злоупотреблениями на местах. Пользовался авторитетом простых верующих, но, будучи убежденным монархистом, раздражал либеральные круги рязанской общественности, а также нек-рых представителей местного духовенства, недовольных требовательным и строгим архиереем. На Рязанской кафедре продолжал активно заниматься общественно-политической деятельностью, в 1912 г. возглавил губ. отдел Союза русских людей. Поддерживал правых кандидатов во время избирательной кампании в IV Гос. думу. В нояб. 1915 г. принимал участие в совещании монархистов в Петрограде, выступал в прениях по вопросу о борьбе с Прогрессивным блоком в Гос. думе. Был избран членом совета совещания и совета монархических съездов. В завершение совещания отслужил благодарственный молебен и произнес заключительную речь об обязанности духовенства воздействовать на воззрения паствы.

http://pravenc.ru/text/178173.html

§2. Первые годы служебной деятельности на поприще учебно-воспитательном (1841–1847 гг.) «Разумная тварь ничего разумнее сделать не может, как всесовершенно предаться Промыслу Божию, премудро , благостно и праведно все устрояющему, – предаться безвозвратно, на жизнь и смерть, на время и вечность» Преосв. Феофан, «Мысли на каждый день года». Как один из самых лучших воспитанников Кевской духовной академии и притом как монашествующий, иеромонах Феофан вскоре же по окончании академического курса и даже еще до утверждения в ученой степени получил назначение по службе. Он прямо назначен был исправляющим должность ректора Киево-Софийских духовных (приходского и уездного) училищ, причем ему поручено было и преподавание латинского языка в высшем отделении сих училищ. Это назначение состоялось в августе 1841-го же года. Ибо от 16-го сентября сего года митрополит Киевский Филарет, прибывший в Петербург в конце августа, писал из Петербурга викарию своему вышеупомянутому епископу Иеремии: «Назначение студентов академии на места решено до моего приезда; о ректоре Софийского училища вероятно уже получено предписание. Покорнейше прошу вас особенно обратить внимание на сие новое училище и о всех нуждах его мне сообщать ваши мысли 36 . И преосв. Иеремия, знавший и полюбивший о. Феофана еще с академии, не оставлял его своим отеческим руководством в первом опыте его самостоятельной деятельности и на поприще учебно-воспитательном, административном, хозяйственном и т.д. Но преданного молитве, идеально настроенного инока тяготили многие, особенно же хозяйственные и административные попечения в устройстве нового училища; а тут еще приспело время заботы об устройстве достигшей совершеннолетия родной сестры (Анны) – сироты. И вот Господь, не оставляя верного раба Своего помощью свыше, помог ему устроить благополучно дело семейное и вскоре избавить его от тех попечений. В декабре 1842 года он перемещен был на должность инспектора и профессора логики и психологии (любимого с семинарии предмета) в Новгородскую духовную семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Против винокуренных заводов оба кабинет-министра привели еще то, что около Москвы и других значительных городов на них тратится множество лесов, где уж и так лесов становится мало и цены на дрова возвысились, а по положению нашего государства, по великой стуже дрова нужны не менее хлеба. Винокуренные заводы надобно уничтожить в Московской, Нижегородской, Новгородской и Смоленской губерниях и оставить их в Малороссии и в тех великороссийских областях, откуда отпуска хлеба водою не бывает. Помещикам можно позволить в деревнях курить вино, но только для своих нужд. В 1736 году прибегли к старому средству – выплачивать гражданским чиновникам жалованье сибирскими и китайскими товарами, кроме служащих при Кабинете, в Академии Наук и иностранцев, служащих по капитуляциям; в 1739 году восстановлен был закон Петра Великого, чтоб чиновники, служащие в Москве и других городах, получали жалованье вполовину меньше против служащих в Петербурге; тогда же запрещено было из Штатс-конторы из наличных денег производить жалованье статским чинам, начиная с сенаторов, прежде чем будут удовольствованы денежною казною Военная и Адмиралтейская коллегии и артиллерия; статские чины должны были получать жалованье из доимочных денег, опять исключая членов Академии Наук и иностранцев, служащих по капитуляциям. В июле 1740 года Сенат представил, чтоб дано было из Соляной конторы заимообразно денег по крайней мере до 200000 рублей, показывая, что с начала 1740 года по 19 июля на чрезвычайные расходы издержано 456319 рублей и потому в рентереях денег нет и платить не из чего. На это представление последовал выговор в именном указе: императрице весьма удивительно, отчего ныне в деньгах недостаток явился! Все нужнейшие и государству нашему полезные дела упущены, и до того дошло, что о пополнении государственных доходов нималой надежды нет, в сборах многие непорядки явились, и оттого сборы умаляются; доимки в нескольких миллионах состоят, казенные деньги частными людьми похищены и другими коварными вымыслами захвачены. Сенат, оставя такие дела, по которым государственная казна растеряна и раскрадена, без надлежащего следствия и взыскания и не рассуждая того, откуда деньги без утруждения нас и без отягощения наших верных подданных сыскать можно и нет ли таких расходов, которые могли бы быть и оставлены, и, не рассматривая, с каким порядком собираются доходы, нам самим представлять стали о даче в займы из соляной суммы! Об этом мы Сенату внушить принуждены, что соляной сбор употребляется на экстраординарные расходы по особливым нашим соизволениям, поэтому его никуда и употреблять не надлежит. Что же и до дел челобитчиковых принадлежит, то многие с многолетнею волокитою и до сего времени решения получить не могут, а для того некоторые челобитчики принуждены нас везде беспокоить и своими прошениями утруждать; также и колодников так умножилось, что и караулами обнять не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Таковы были распоряжения относительно войска, оставленного старою, допетровскою Россиею, служилых людей, обязанных за свои поместья являться на службу по первому призыву правительства. При новом порядке вещей они были призваны к постоянной службе, и тут явились новые условия: во-первых, необходимость приготовления к службе, образование; во-вторых, необходимость деления на две службы – военную и гражданскую – с различными приготовлениями к обеим; в-третьих, являлся вопрос об экономии, об управлении недвижимой собственностью, огромное количество которой было сосредоточено в руках этих служилых людей. Надобно, следовательно, делить их на три части: одна идет в военную, другая – в гражданскую службу, третья должна оставаться для управления имениями; для последней же цели сокращается и срок службы. Для земледельцев сокращается срок службы, чтоб они еще с свежими силами могли приняться за управление своими имениями, но что делать с теми, которые по выходе из службы не имеют, чем управлять, не имеют, куда головы приклонить? Петр Великий назначил таким убежища в монастырях, но в русском войске находилось много иностранных офицеров, которые за старостию и ранами отставлялись от службы и не имели средств пропитания. В 1732 году Военная коллегия спросила у Сената. что делать с такими офицерами, потому что им при монастырях для пропитания по их законам быть нельзя. Сенат отвечал: «В том никакого предосуждения нет, потому что получать будут пропитание по указам, а до веры их в том не касается». В описываемое время придумано было еще средство давать пропитание отставным служилым людям. В указе 1736 года говорится, что при царях Михаиле и Алексее учреждены были в Новгородском. Белогородском, Севском, Казанском, Симбирском и других разрядах служилые люди прежних служб и дана им поместная земля по их окладам, с которой они конную и пешую службу служили и пограничные места охраняли без жалованья, а теперь служащие в армии и гарнизонах унтер-офицеры и рядовые, не имея надежды, что они по отставке от службы собственное про питание иметь будут, и, смотря на других, свою братью отставных, без определения шатающихся, не так ревностно службу отправляют, а многие и бегают, на разбоях и в воровствах являются.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

(Дело 1738 г. 495). 3197 . – 7 марта. О поручении освидетельствования монастырей Новгородской епархии подполковнику Якову Дурново По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал письменного Кабинета Её Императорского Величества сообщения, коим объявлено: понеже-де отправляется ныне по именному Её Императорского Величества указу в Новгородскую епархию Ингерманландского пехотного полка подполковник Иаков Дурново для некоторого освидетельства всех той епархии монастырей, и того б ради из Святейшего Синода немедленно в Новгород, в Новгородский Архиерейский Казённый Приказ, також и во все монастыри той епархии послать послушные указы, дабы от оных, что от него, полковника, востребовано будет, исполняли неотменно. Приказали : для достодолжного о вышеписанном исполнения из Святейшего Правительствующего Синода Новгородского Архиерейского Дома к управителям послать указ с таким изъяснением, дабы по получении оного указа того ж числа неотложно в силу объявленного Кабинета Её Императорского Величества сообщения ради надлежащего исполнения из того Новгородского Архиерейского Дома во все монастыри той Новгородской епархии посланы были послушные указы, и по рассылке того ж времени Святейшему Синоду рапортовать. И о том во уведомление в Кабинет Её Императорского Величества от Святейшего Синода сообщить письменно. (См. выше 3194). 3198. – 9 марта. Резолюция кабинет-министров на сообщение Св. Синода о неопределении в военную службу архиерейских и монастырских служителей, взятых из крестьянских детей и положенных с отцами в подушный оклад, и о платеже за них подушных денег на том же основании, как за взятых в рекруты 7 Архиерейских и монастырских служителей, которые взяты из крестьянских детей, и отцы их и они сами в подушный оклад положены, и действительно деньги платят, и рекрут по расположению с прочими крестьяны за себя ставят, в военную службу брать не надлежит; и которые из них по сие время взяты, а в армию ещё не отправлены, из службы выключить и отпустить по-прежнему в домы, а отправленных уже не возвращать и зачесть в будущие рекрутские наборы; ибо от такой вдвое против других рекрут поставки вышеупомянутые крестьяне весьма отягощены быть могут, а зато тем, кои имеют быть в домы отпущены, а по должности своей у присяги не были, при отпуске чинить наказание по указам. Что же Святейший Правительствующий Синод показывает, кому за тех взятых в службу подушные деньги платить; но понеже во всём Государстве как за взятых в рекруты, так и за беглых и умерших платят оставшие наличные крестьяне, то и по силе оных оставшим таким же образом поступать надлежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Того ради приказали : в Кабинет Её Императорского Величества представить, что праздных архиерейских епархий, кроме Новгородской, не имеется, а хотя б и были, но за незнанием оными особами за новость выезда их в Россию великороссийской церкви обычая, и прав государственных, и языка, доколе в том могут приобыкнуть, паче ж той Новгородской немалой епархии в ведомство им поручить Синод рассуждает неудобно, а к препитанию и содержанию их запотребно рассуждается, ежели соизволено будет определить им из вышеозначенной положенной на грузинских духовных персон, а особливо архиереев и архимандритов, на коликих та сумма положена, в России не имеется, по штату в год: архиереям денег по сту по пятидесяти рублей, хлеба по двадцать по пяти четвертей, архимандриту денег по семидесяти по пяти рублей, хлеба по пятнадцати четвертей, и быть им для жительства в Москве, где и священнослужение позволить, как и прежде их бывшим в Москве ж грузинским архиереям было позволено; более же всё то оставить в рассуждение Кабинета Её Императорского Величества; что же Бузовский епископ Михаил просит позволения о священнослужении архиерейски, и в том ему позволение, ежели он подлинно тот епископский сан на себе имеет, учинить, точию б то служение отправлял он с благословения епархиального Киевского архиерея, и о том к его преосвященству послать указ. 3553 . – 14 мая. Об истребовании от Правительствующего Сената распоряжения об освобождении от постоя монастырских подворий в г. Новгороде По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению Новгородского архиерейского дому управителей о утеснении постоем оной епархии монастырских в Нове-городе подворий, отчего-де к жительству на них имеющимся в заседании в Новгородском архиерейском доме у дел архимандритам имеется препятие. Приказали : требовать от Правительствующего Сената, дабы те монастырские в Нове-городе подворья от постою были уволены, а если увольнения учинить не можно, то б на оных определено было ставить постой по числу покоев, в служных покоях, а властелинских не занимать, и оставить оные для жительства монастырским властям, ибо оным, кои у дел тамо присутствуют и во дни высокоторжественные и викториальные и в прочие в священнослужении в соборе Новгородском бывают, необходимо потребно жить поблизости на тех подворьях, и что учинено будет, Святейший Синод уведомить, и о том Правительствующему Сенату сообщить ведение, а к помянутым управителям о том для ведома послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3576 . – 9 августа. Резолюция кабинет-министров на доклад Синода о увольнении священно и церковнослужительских детей, освобождённых из военной службы, от учения высших наук и об определении их в священнослужители и причетники 86 Доклад. Священно и церковнослужительские дети, которые взяты были в военную службу и потом по силе состоявшегося Вашего Императорского Величества февраля 4 прошлого 1737 года именного указа вместо себя поставили купленных людей и на них указанные на платье, ружьё и амуницию деньги отдали или денег же по 200 рублей заплатили, а сами от той службы уволены по желаниям их в духовный чин, с таковым по содержанию оного ж Вашего Императорского Величества указа обстоятельством, чтоб они обучались грамматике и риторике и, кто охоту возьмёт, и философии, и чтоб те науки окончать могли конечно в 3 года, по прошествии коих лет и повелено их в епархиях архиереям обще с губернаторами и воеводами и их товарищами, чему кто обучились, освидетельствовать, и кто из них отчасти науки приняли, таких определять по достоинствам в духовные чины, а кто всё то время праздно препроводили без науки, таких тогда писать в солдаты без всякого зачёта; из коих священно и церковнослужительских детей Новгородской и Псковской епархии поданными Синоду прошениями объявляя, что они за превосшествием отроческих лет оных наук понять никак не могут, зачем-де их в духовные чины на праздные места не производить. А понеже риторическое и прочее вышних школ учение преподаётся, начиная от нижних школ, и производится в вышние от школы в школу не кратким временем, и для того таковым священно и церковнослужительским детям, кои уже в превозрастных летах находятся, а между тем многим уже и супружеством обязавшимся, оного достигнуть вскорости совершенно неудобно. А во всей России (как Синоду довольно известно) в церковном клире обстоит крайний недостаток, и хотя долженствует, чтоб священнослужители везде по немало были учительные, но того, доколе могут произойти таковые из начавшихся училищ, долго ждать, а между тем крайняя прихожанам настоит во всяких христианских требах нужда; а именными ж Вашего Императорского Величества на Всероссийский наследный Императорский престол прошлого 1730 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010