2434 Например, в ближайшем к описываемому времени указе императрицы Анны Иоанновны от 20 мая 1731 г. читаем: «Ежели впредь кто, гнева Божия не боясь и сего Ея И. В. указа не страшась, станут волшебников к себе призывать, или к ним в домы для каких волшебных способов приходить, или на путех о волшебствах разговоры с ними иметь и учению их последовать, или какие волшебники начнут собою на вред или мняще якобы на пользу кому волшебства чинить, и за то оные обманщики казнены будут смертию, созжены; а тем, которые для мнимой себе душевредной пользы станут их требовать, учинено будет жестокое наказание, биты будут кнутом, а иные по важности вин и смертию казнены будут». 2439 Так в ноябре 1750 г, в Белгороде по указу святителя было вызвано 27 священников с тем, чтобы они исполняли послушание на хлебной, пока обучат катехизис и кафедральный экзаменатор письменно засвидетельствует об их знании ibid., col. 23. 2440 При обзоре епархии святитель Иоасаф нашел в Оскольском уезде 10 священников, совершавших литургию на испортившемся вине, вопреки наставлению разосланной книжки, которой они совершенно не знали; за это священники лишены были сана, ibid., coll. 24–25. 2442 В 1750 г., ректор коллегиума Гедеон Антонский, в виду предстоящей перестройки училищного здания, просил святителя Иоасафа дать грамоту с разрешением на эту перестройку, а протопопам Харьковскому, Чугуевскому и Змиевскому – указы о вспомоществовании подводами духовных лиц при возке по зимнему пути нужного для стройки материала. Святитель на этой просьбе ректора коллегиума положил такую резолюцию: «благословительную грамоту дать, а указов протопопам не посылать, токмо написать от нас партикулярное письмо, в котором изобразить прошение архимандрита, а потом от нас рекомендательное требование о вспоможении, сколь возможно тому месту, отечеству нашему благопотребному». В разосланных же помянутым протопопам письмах святитель просил об исполнении указанной просьбы ректора коллегиума, отмечая, что «коллегиум, по силе монарших указов в пользу российского отечества и к расширению прославления имени Божия, яко весьма нужный и потребный православной церкви, учрежден». А. С. Лебедев, цитир. соч., стр. 87–88.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—395— хотя и не ведая того, что говорит, – подвигнутый некиим божественным действием, он дарует Христа стране язычников, в виде догадки представляя то, что немного спустя оказалось истинным 7, 35. Некоторые из иудеев, с более благородным образом мыслей, стремились сделаться чадами Божиими, – и не все без исключения иудеи были погружены в неудержимое безумие, но были некоторые, имевшие ревность о Боге, хотя и не по разуму ( Рим.10:2 ), и потому несколько медлительными оказавшиеся в вере. Неверами и убийцами были главным образом вожди народа. 8, 46. б. К Каин – отец иудеев, кои подобны ему в своём отношении ко Христу, – изначальный человекоубийца, коего по духу отец есть диавол, – отражает в себе нравственный образ сатаны, – неправильно отделил своё жертвоприношение, – служит прообразом подзаконного служения и типом нечестивцев и иудеев 8, 44–45. Каиафа высказывает истину в виде пророчества, подобно Валааму говоря то, чего не знал, но по необходимости, так как имел архиерейский сан, так что пророчество было дано сану, а не ему. Или же не пророческим духом сказал, но было случайное совпадение с действительностью, что Бог допустил ему как архиерею 11, 49–52. Посредством злоухищрения Анны и злодейства нанятых для сего (слуг), схваченный Христос, как жертва святая, ведется к виновнику и руководителю неправедного заклания. Это был Каиафа, хотя и увенчанный благодатью священства. Таким образом как словом он является начинателем убийства, так оказывается потом и начатком самого злодейства. Он принимает связанного Иисуса и, как плод некий своего совета и нечестивых замыслов, совершил, несчастный, это самое нечестивейшее из всех зол дело 18, 12–14. Как – πς: этот вопрос выражает иудейское неверие и по отношению к Богу неуместен и богохулен 6, 52–53. 46–48. Человек не может знать, каким образом действует всемогущество Божие, но должен верою воспринимать это, подобно тому как верою мы воспринимаем какие-либо удивительные явления, производимые механиками, не зная как они совершают их, но доверяя их искусству ibid. ср. 6, 61–62, – Καθς – как сравнительный: употребляется в значении подобия, когда речь идет о

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А иное нечто из имения тех остальных давано и неимущей братии, и дабы по оной жалованной грамоте с оставшими по смерти духовных персон имениями остаться, как давное было в Киевской епархии повождение, и впредь поступать свободно. А какова помянутая жалованная грамота обретается, с той при оном его архиерейском доношении приобщена точная копия. Того ради приказали : для надлежащего по тому его архиерейскому доношению рассмотрения предложить Кабинету Её Императорского Величества, приобща при том со оной грамоты точную копию, с таковым представлением, хотя по вышеозначенной жалованной грамоте между прочего и повелено быти той Киевской епархии в таком же соблюдении, в каком она была до того времени под благословением Святейшего Вселенского Константинопольского Патриарха, как в митрополичьей чести, так и во исправлении духовного чина, и церковного начала, и в сохранении прав и вольностей обыклых, обретающихся по исконному обычаю, и все обыкновения прежние без пременения содержати, и по таковой жалованной грамоте, також хотя по смерти Киевской и прочих малороссийских епархий духовных персон оставших пожитков никогда в Святейший Синод во взятье не бывало, однако за непродолжением от оного Киевского архиерея особливой на то привилегии Синод мнения учинить не может, но оставляет сие на особливое Кабинета Её Императорского Величества благорассмотрение. По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению Новгородского архиерейского дому от Казённого Приказа сего апреля от 3-го дня о собираемом той епархии с монастырей и церквей по силе Духовного Регламента на содержание обучающихся в том доме в надежду священства священноцерковнослужительских детей хлебе, в котором между прочим представлено: из помянутых-де школьных учеников, которые до взятья в школу за малолетством не научены были русской грамоте и учатся ныне часослова и псалтири, не соблаговолено ль будет за недовольством оного (ежели всех русской грамоте в тех архиерейских школах обучать) хлеба для обучения той русской грамоте отдать отцам их с расписками на сроки, – каковых-де малолетных детей многие отцы для того учения брать не отрекутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3638 . – 28 января. О наборе в учреждаемые по епархиям школы детей духовенства до 15 лет возраста их По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по полученной на синодальном доношении за подписанием господ кабинет-министров августа 9 дня резолюции, по которой между прочим определено – Святейшему Синоду иметь довольное рассуждение, от каковых лет священно и церковнослужительских детей к школьному обучению взыскивать, а по справке в Святейшем Синоде в Духовном Регламенте о семинарии под числом 14 напечатано-де принимать до семинариума только малых детей от десяти до пятинадесятого года возраста, а выше того разве за прошением частных лиц, свидетельствующих, что отрок и в доме родительском жил в страсе и добром надсмотрении, – в именных и вечнодостойной памяти Государыни Императрицы Анны Иоанновны, Самодержицы Всероссийской, 738 г. сентября 21-го и 740 года мая 24 числа указах – в семинарии для обучения латинского и эллино-греческого и, аще возможно, и еврейского языков, начав от грамматики даже до риторики, философии и теологии набирать из обученных как священно и церковнослужительских, так и архиерейского дому и монастырских служилых детей, которые уже обучены читать и писать в русском языке, в Новгородскую, что при архиерейском доме, от десяти до двенадцати лет, при Троицком Сергиеве монастыре от десяти до пятнадцати лет. 3639 . – 4 февраля. По вопросу о содержании училищ в Киево-Братском монастыре По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, имея рассуждение, что по доношению преосвященного Рафаила, архиепископа Киевского, о даче на прошлые годы и впредь о произведении на содержание обретающихся в Киево-Братском училищном монастыре учителей и школ из скарба воинского сборов малороссийских по двести рублёв на год, против прежних выдач повсегодно, по синодальному августа 8-го дня прошлого 740 года определению к надлежащему рассмотрению сообщено в Кабинет Его Императорского Величества, на что Святейший Синод решения и поныне не имеет; а притом Святейшего Правительствующего Синода обер-секретарь Леванидов предлагал словесно, что о том в Кабинете решение учинено ещё октября 5 дня того ж 740 года и за подписанием господ кабинет-министров учинённая на оном же синодальном сообщении резолюция для рассмотрения отослана в Правительствующий Сенат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

не оставлял попыток добиться от императрицы официальной отмены должности обер–прокурора, но безуспешно. К слову сказать, в правление Анны Леопольдовны именно архиепископ Амвросий был полным хозяином в Святейшем Синоде и лично делал доклады регентше  . В царствование Екатерины II обер–прокурор был только представителем государыни. В безотлагательных случаях Екатерина имела обыкновение советоваться по делам церковного управления с митрополитом Новгородским и Петербургским Гавриилом Петровым. При желании митрополит мог бы приобрести большое влияние на управление Церковью, но это было чуждо его натуре. Есть сведения, что Екатерина II вскоре после вступления на престол намеревалась назначить членом Святейшего Синода своего будущего фаворита — князя Г. А. Потемкина. Он получил задание «место свое иметь за обер–прокурорским столом» и был предназначен в будущем «к действительному по сему месту упражнению». Потемкин получил даже особую «инструкцию» и шесть лет «место свое имел за обер–прокурорским столом» (с 19 августа 1763 по 25 сентября 1769 г.). В молодости Потемкин был дружен с Гавриилом Петровым и много вращался в высших церковных кругах. Кажется, он даже мечтал стать архиереем. Если бы этот энергичный и, без сомнения, одаренный человек занял должность обер–прокурора, то превращение обер–прокурора в одного из самых могущественных министров свершилось бы уже в XVIII в.  Под впечатлением оппозиции некоторых епископов указу о секуляризации от 1764 г. Екатерина II настойчиво продолжала целеустремленную политику подчинения Святейшего Синода государственной власти, проводником которой были обер–прокуроры. И несмотря на то что в ее правление обер–прокуроры так и не поднялись до уровня министров, все они, особенно И. И. Мелиссино (1763–1768) и П. П. Чебышев (1768–1774), пользовались благорасположением и полной поддержкой императрицы. Выработалась определенная система, обрекавшая синодальных архиереев на молчание и беспрекословное подчинение всем приказаниям и желаниям государыни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Поставление Луки, по наиболее достоверным данным, должно быть отнесено к 1036 году. 12 С этого времени в течение девятнадцати лет Лука мирно правит новгородской паствой. Летописи ничего не сообщают о его деятельности, но, судя по ненамеренным заметкам о событиях и явлениях того времени, можно видеть, что он был пастырем деятельным и учительным. До епископства Луки новгородцы довольствовались двумя небольшими храмами – храмом св. Софии, деревянным, о тринадцати верхах, построенным еще первым новгородским епископом Иоакимом в 989 г. и храмом св. Иоакима и Анны, каменным, построенным в том же году тем же епископом. Но теперь сознается надобность в больших храмах. И вот, Лука, вместе с князем Владимиром Ярославичем, строят (1045–1052) великолепный храм св. Софии, сохранившийся с небольшими изменениями и до настоящего времени. Судя по многочисленности храмов и монастырей в Новгороде в конце 11-го века, можно думать, что некоторые из них построены были раньше, в половине 11-го века, еще епископом Лукой 13 . Строились храмы, – несомненно слышалась и проповедь . Потребность в храмах говорит об увеличении числа молящихся, но это увеличение немыслимо без проповеди. Обстоятельства же того времени вынуждали к проповеди самой энергичной. Язычество, только что (не более 40 лет) сверженное, было еще живо в памяти и привычках народа. Спустя долгое время после смерти Луки в 1074–1078 г. христианское понимание (даже горожан –) новгородцев было настолько незначительно, что его могло поколебать и даже окончательно заслонить одно появление волхва-кудесника, одно заявление его о преимуществах старых верований. Языческие суеверия находили себе приют в массе простого народа отдаленного от городов, сильны были и в городах. Так безызвестны оставались для всех слоев русского народа Христианские истины, усвоенные без особенной подготовки, они представлялись чем-то неясным, нетвердым и, разумеется, мало проходили в действительную жизнь. Религиозность смешивалась с обрядностью. В самой обрядовой стороне не было твердо принятых правил, как это бывает всегда, когда нет ни нажитых традиций, ни должной осмыслености внутреннего значения обряда.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

И вдруг в России выходит книга, направленная против протестантизма, и, что всего хуже, автор ее мирволил католицизму, умолчал о различии между русскою и римскою церковью и брал против протестантов оружие у католических полемистов. Значит, отношения извратились; русские духовные вступают в союз с западною церковью против протестантизма. Вслед за лейпцигскою рецензиею появилась против «Камня веры» целая книга, приписанная известному ученому Буддею; в 1731 году богослов Мосгейм издал диссертацию против одной главы из «Камня веры» – О наказании еретиков. Протестантское движение вызвало католическое: если протестанты вооружились против книги Яворского как полезной католицизму, то католики должны были вооружиться для поддержания союзницы, и доминиканец Рибейра, находившийся в России при испанском посланнике герцоге Лириа, написал сочинение против книги Буддея, в защиту книги Яворского. Но если книга Яворского возбудила такой интерес между протестантами и католиками, то понятно, что полемика, завязавшаяся по ее поводу, должна была возбудить сильное внимание в России, где к общему интересу присоединялся еще интерес личный. Стефан Яворский был обруган в книге Буддея, а имя Стефана было теперь священным именем для известного кружка людей, противоположного той «ученой дружине», которая считала своим главою Феофана. Рецензент лейпцигских актов противопоставил Лопатинскому, решившемуся издать такую нелепую книгу архиерея новгородского, мужа ученого, благоразумного и умеренного, который не одобрил книги. Лопатинский рассердился, решился отвечать на книгу Буддея и высказывал подозрение, что эта книга вовсе не принадлежит Буддею, а написана Прокоповичем. Но время препираться с протестантами и ссориться с преосвященным новгородским было выбрано самое дурное. Анна воцарилась и самодержавствовала; люди, не любившие Феофана и уже по этому самому сочувствовавшие направлению Яворского, были в опале, не имели никакой силы; русские люди, получившие теперь значение как главные виновники уничтожения голицынского замысла, князь Черкасский с товарищи, должны поддерживать своего ревностного союзника Феофана, который имеет еще других, более сильных защитников; Бирон, Остерман.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

I. Исследования О происхождении Варяг-Руси, чос. А. Дювернуа Об устройстве Государственного организма в России, соч. С.П.Ш. II. Материалы отечественные Переписка между Россией и Польшей по 1700 год, составленная по дипломатическим бу-магам Управлявшим Московским Архивом Коллегии Иностранных Дел, Н.Н. Бантышем-Каменским. Часть III. 1613–1645 III. Материалы славянские Проекты об уничтожении Греко-Российского вероисповедания в отторженных Польшей от России областях; с предисловием О. Бодянского IV. Материалы иностранные Путешествия Венецианца Марка Поло в XIII столетии, с объяснениями А. Бюрка и пр. Перевод с Немецкого Соревнователя А.Н. Шемякина. Книги 3-й главы 1–46 Дополнения и поправки к Путешествиям Марко Поло К.Ф. Нейманна V. Смесь Челобитная крестьян Осеченской волости Царице Прасковье Федоровне Сказка о Петре Великом; сообщ. Д. Чл. С.М. Соловьев Современные стихи в честь Петра I-ro и сына его, Алексея Петровича; сообщ. П.Ш. Инструкция Полковнику Стародубовскому, Кокошкину (1723 г.) Письма А.П. Волынского к Царице Екатерине Алексеевне; сообщ. Д. Чл. С.М. Соловьев Сведения о Раскольниках, извлеченные из Указов в Новгородскую Губернию Канцеля-рию и Олонецкую Воеводскую Сведение о находящихся Олонецкой Губернии в Повенецком Уезде Раскольничьих ски-тах, пустынях и моленных, собранные, во исполнение словесного приказания Господина Олонецкого Гражданского Губернатора, И. Бакуревичем Записка от Попечителей над Выголексинскими богадельнями, находящимися в Повенец-ком Уезде Молительная просьба Раскольников Даниловского селения к Начальнику Олонецкой Гу-бернии об иконах Описание Новгородской святыни в 1634 году; сообщ. Д. Чл. Ив. Е. Забелин Мои мечты о благе Отечества; сообщ. Н.В. Сушков Материалы для биографии Кабинет-Министра Анны Ивановны, Артемия Волынского; сообщ. Д. Чл. П. И. Иванов Из переписки Графа Семена Андреевича Салтыкова, 1733 года; сообщ. Д. Чл. И.Е. Забе-лин Письмо Фельдмаршала Графа Миниха к Императрице Анне Ивановне Прошение Петра Дивиера об определении на службу в Гвардию

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал Кабинета Её Императорского Величества сообщения, в котором объявлен Её Императорского Величества указ о взыскании Святейшему Синоду к определению в Корели на порозжие места одного российского священника и одного диакона таких людей, которые б тамошнему языку искусны и в прочем же достойны и достаточны были, и, сыскав, о представлении об них прежде Кабинету, а при том же сообщении в приложенной копии с промемории, поданной от обретающегося здесь королевско-шведского посланника между прочим значится, что Корельской-де или Либелицкой епархии греческую веру исповедающие своего священника не имеют и дьячково место в Пломанцком приходе испражнено, а ко определению-де на такие места тамо никаких годных людей сыскать не могли, и потому приход одного из подданных Её Императорского Величества из Сустама в Салминском дистрикте близ Сордовалла Фёдора Софронова к тому представил, и дабы повелено было или его, Софронова, по учинённом освидетельствовании туда отпустить, или иного годного и искусного человека ко оному приходу в Либелиц и одного диакона в Пломанц определить, которые б притом финский язык знали, дабы оный свой приход, из которого малое число или все по-российски говорить не разумеют, к христианской жизни и поведению приводить и научать могли. Приказали : учиня в Новгородской о переписи и разборе церковнослужителей комиссии достоверную справку, вышеупомяненный требуемый к произведению в попа Фёдор Софронов в церковном чине написан ли, и при которой церкви, и действительным ли церковником, и с которого году определён, и у состоявшихся в 730-м и в 731-м годах присяг был ли, и в настоящие ль времена, как указами о том определено, и, ежели он в церковном чине находится и по оному разбору действительным церковником же оставлен и, буде оставлен, и бытие его у обеих присяг значится, и никакого порока и подозрения к произвожению в попа его не имеется, то для надлежащего к тому произведению в Кабинет о нём представлении из оной комиссии выслать его в Санкт-Петербург немедленно ко определению же во дьячка, усмотря достойного человека, какового вышеозначенным из Кабинета сообщением требуется из обретающихся в ведомстве Санкт-Петербургского Духовного Правления, и освидетельствовать о нём надлежащими, как и о вышепомяненном Фёдоре Софронове, справками, представить Святейшему Правительствующему Синоду от того Духовного Правления неукоснительно, и о том из Святейшего Правительствующего Синода в вышереченную Новгородскую о разборе церковников комиссию послать указ. В Духовное Правление с сего протокола дать копию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понеже всегда особливое тщание и старание иметь надлежит в том наипаче всего, чтоб святые церкви снабдены были учительными священниками для лучшего подтверждения христианского закона и благочестия поучениями проповедию слова Божия из Священного Писания, ибо простой подлый народ, не имея в сердцах страха Божия и надлежащего наставления к добрым делам, от невежества и грубиянства преклоняются во всякое зло, а именно: впадают в леность, пьянство, в татьбы, разбой, в смертные убивства и прочая богомерзостная дела тем подобная, и чинят прочим людям разорения, и оттого многие страждут и телом и душами пропадают, – еже всё имея в рассуждении и сожалея о таковой крайней человеческой погибели, и отвращая сие зло, надлежит Синоду обще с обретающимися в епархиях архиереями иметь крайнее попечение о поправлении учением духовного чина чрез учреждение семинарий, понеже учение есть дело весьма в государстве полезное и нужное, во-первых, к просвещению разума человеческого, а наипаче к совершенному познанию и истинному почитанию Всемогущего Творца и Создателя всех Бога, и ко утверждению православного исповедания христианского закона, к наставлению исполнения Божественных заповедей и правильного христианского жития и спасения, и, единым словом сказать, – учение есть семя премудрости и благости Божией, всеваемое Духом Святым в сердца человеческие, от него же все добродетели рождаются и процветают; сего ради необходимо потребно, чтоб в государстве священнический чин Божественным учением просвещён был ради проповеди слова Божия ко искоренению богоненавистных страстей нечестия и всякого злодеяния, обращения и крещения неверных, обретающихся внутри государства, то есть мордвы, чуваш, черемис и прочих тем подобных народов, которых легко можно привесть учением святым в веру Христову, если б учительные священники были и архиереи в епархиях своих к тому тщание и прилежность по своему званию имели, – того ради для всех вышеупомянутых так важных потребностей определяется ныне при Новгородском архиерейском доме семинария для обучения латинского, эллино-греческого и аще возможно и еврейского языков, начав от грамматики даже до риторики, философии и теологии, и для того собрать искуснейших учителей из монахов и светских, сколько потребно, и, наградя оных довольным жалованьем, определить и набрать учеников в ту семинарию до 200 человек, выбирая способнейших к наукам их священнических, и церковнических, и архиерейского дому, и монастырских слуг детей, которые уже обучены читать и писать в русском языке, а именно от 10 до 12 лет, и как о добром их обучении, так и о порядочном содержании крайнее попечение иметь, дабы оная семинария праздна и бесплодна не была, но от времени до времени учением процветала, и в совершенный порядок приведена была, и довольною библиотекою удовольствована.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010