Заметно усилилось Л. в. к. в правление вел. кн. Витеня (ок. 1295 - после 1315) и его брата Гедимина (1316-1341). В продолжавшейся длительной борьбе с орденом правители Литвы прочно удерживали свои позиции и сумели в известной мере разъединить противников, вступив в соглашения с недовольными орденом Рижским архиепископством и г. Ригой. Одновременно территория Л. в. к. заметно расширилась на восток и на юг. Уже в правление Витеня в ее состав вошел Полоцк. Сын Гедимина Ольгерд женился на дочери последнего князя Витебска. Смоленский князь признал себя «младшим братом» Гедимина. В Полесье на княжении в Пинске находился сын Гедимина Наримант. После 1323 г. в состав Л. в. к. вошло Подляшье (с городами Дорогичин и Берестье), принадлежавшее ранее Волынскому княжеству. Вместе с тем в ряде городов Полесья продолжали править, подчинившись литов. власти, местные правосл. князья. Присоединение не сопровождалось ломкой традиц. общественных структур. Для управления отдельными землями из столицы Л. в. к. (при Гедимине в качестве такой столицы упом. Вильно) посылались наместники (в ряде случаев члены правящего рода) вместе со своими дружинами. В правление Гедимина обозначилось стремление вовлечь в орбиту литов. влияния Новгородскую землю. В 1333 г. по заключенному договору получил кормление в новгородских пригородах Наримант. В лат. документах, выходивших из канцелярии Гедимина, он именовался «Dei gratia Lethowinorum Ruthenorumque rex», что отражало двойственный состав его гос-ва. Укрепление позиций Гедимина вызывало противодействие Орды. Уже в 1325 г. хан Узбек послал своих вассалов - русских князей в поход на Литву. В кон. 30-х гг. XIV в. монг. и русские князья предприняли поход на связанный с Литвой Смоленск. Гедимин искал союзников в борьбе с орденом среди христ. правителей - противников ордена. Наиболее важным шагом был брак в 1325 г. его дочери Анны (в крещении) с наследником польск. трона Казимиром (см. Казимир III Великий ). Позднее литов. войска приняли участие в польск. походе на Бранденбург. Однако сотрудничество с «язычниками» вызвало отрицательную реакцию в христ. Европе, и Польша не смогла использовать в своих интересах литов. союз.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

Я бы осмелился просить Вас сказать о сем при удобном случае нашему Владыке и Константину Петровичу лично, как ваше мнение. Последний орден Владимира 3-й степени я получил в 1879 году. Если укажут на полученную мной митру в прошедшем году, то можно указать, что это была заслуженная награда по случаю коронации, а теперь такой же экстренной наградой, по случаю сорокалетия службы мог бы быть орден Анны 1-й степени. Простите меня за желание подобного рода. Оно, смею Вас уверить, явилось не вследствие честолюбия, а как я выше изобразил, вследствие некоторого постыжения пред подчиненными. Если благоволите принять мое приглашение к исполнению, не оставьте уведомить меня о последующем». 11 ч. воскресение. День юбилейного торжества в память пятидесятилетнего служения в епископском сане высокопреосвященного Исидора, митрополита Новгородского, С-Петербургского и Финляндского. Я не буду подробно описывать это знаменательное торжество. Подобные сведения о нем изложены: 1) в Сборнике материалов, относящихся к истории сего торжества, изданном в пользу благотворительных заведений, основанных юбиляром, Спб. 1885 г.; 2) в Сборнике статей 396 , изданном С-Петербургской Духовной Академией в память пятидесятилетия святительского служения высокопреосвящ. Исидора, Спб. 1884 г.; 3) в 3128–29 газеты «Новое Время», 1884 г. и проч… На основании этих источников изложу здесь лишь краткие сведения как о высоком юбиляре, так и о его юбилейном торжестве. Высокопреосвященный Исидор (в миру Иаков Никольский) сын диакона села Никольского, Каширского уезда, Тульской епархии; род. 1 октября 1799 г. По окончании курса в С-Петербургской дух академии и по пострижении в монашество, 28 августа 1825 г. определен бакалавром в ту же академию; 30 октября 1826 г. удостоен степени магистра; 1829 г., по возведении в сан архимандрита, определен в Орловскую семинарию ректором и профессором богословских наук; в 1833 г. перемещен на те же должности в Московскую семинарию; 1834 г. 11 ноября хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии; 1837 года 5 июля перемещен в Полоцкую епархию; 1840 г. 5-го июля переведен на Могилевскую кафедру и 1841г возведен в сан архиепископа; 1844 г. 12 ноября перемещен на епархию Карталинскую, со званием члена Св. Синода и Экзарха Грузии; 1856 г. 26 августа возведен лично в сан митрополита; 1858 г 1 марта назначен митрополитом Киевским; 1860 г 1 июля назначен митрополитом Новгородским, С-Петербургским и Финляндским.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В 1706 г. беглый дьячек Феодосий Васильев отделился от выгорецкого поморского скита и составил в новгородской области толк феодосеевцев, который отличался особенною ненавистью к православию. Они доказывали: 1) титла, написанного Пилатом, И.Н.Ц.И., как титла евангельского, не следует отвергать; 2) пищу, покупаемую на торгах, должно очищать молитвами и поклонами; 3) поклонение иконам не своего толка – осквернение; 4) молитва за государя – нечистота; 5) брачное сожитие – тоже. Этот толк выделил феодосеевцев польских и рижских, с их особенностями. Из отрицания некоторыми брака появилась секта детоубийц, – людей, которые приняли за правило закапывать в землю живые плоды своей нечистой жизни. Беглый стрелец Филипп, надевший на себя монашеское платье, по смерти настоятеля Даниловского скита, надеялся быть полным правителем скита. Когда же избран был Семен Дентов, Филипп поднял смуту. Еще более возмутился он, когда даниловцы, в царствование имп. Анны, подчинились требованию молиться за царя. Филипп, объявив их еретиками, подобрав 50 сторонников, ушел за 15 верст от скита и завел Филиппово согласие. В нем проповедывалось самоубийство. В 1743 г., когда к ним прибыла комиссия Самарина, Филипп, с некоторыми своими последователями, предали себя самосожжению. Против самоубийства восстал пастух Денисов. Он составил свое – пастухово согласие. Он запрещал брать деньги и паспорта, – на них знак антихриста. Не следует ходить по каменной мостовой, как по произведению антихриста. Мужик Онисим завел согласие разиней. Они, собираясь на молитву в великий четверток, стояли разиня рот, ожидая, что причащать их будут ангелы. По наставлению другого мужика, образовались подрешетники, которые принимают за св. причастие изюм, который выносила девка из подполья в решете и раздавала им. Другой мужик завел потемщину, толкуя, что надо крестить в потьмах, по ночам, как крестился Христос, или при смерти. Жена стрельца, Акулина, основала акулимовщину – общество братьев и сестер; вступающие в это согласие меняются крестами, целуют иконы; попы и чернецы расстригаются; живут грязно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Присутствующие в Новгородской разбора церковников и прочих чинов комиссии духовные персоны и Новгородский вице-губернатора Бредихин и с ним товарищ его Квашнин-Самарин: что-де с начала вторичного смотра и разбора как и их, отмеченных к произвождению в церковные чины, так и из оставших в ведомство синодское, и бывшие в настоящее время 1730 и 1731 годов у присяг, а особливо не бывшие у тех присяг взяты в военную службу и отосланы в разные команды, коих в отдаче по Новгородской губернии с начала первого разбора по сей 739 год 1293 человека, а из малолетних от 7 лет до 15 отослано для обучения указных наук дома архиерейского в школу 621 человек, где ныне оные и имеются, и за таковым вышеупомянутых церковнических детей как в военную службу, так и в школу определением при церквах и при действительных отцах и родственниках в остатке самое малое число, и то, которое за разными болезнями в военной службе быть не годные, а другие сущие в малолетстве; и ежели-де ныне по силе Её Императорского Величества полученных последних указов, в которых изображено, что за небытие в настоящее время у присяг действительных дьячков и пономарей взять в военную службу, в том числе и имеющихся в Новгородской епархии действительных дьячков и пономарей, которые обретаются при церквах посвящёнными, взять принадлежит, и ежели посвящённых, о каковых во оных указах не упомянуто, взять в военную службу, всесовершенно по разборам определяться, то в церковном служении учинится всеконечная остановка; а по присланным-де от заказчиков и поповских старост в тое Комиссию ведомостям: в Новгороде и в пяти пятинах, а именно в Бежецкой, Деревенской, Обонежской, Шелонской, Воцкой и в городе Олонце и в Олонецком уезде (кроме городов Каргополя, Устюга-Железнопольского, Бежецкого Верха, Торжка, Лук Великих с уездами, из которых-де ещё ведомостей в присылке не имеется) поныне праздных мест явилось протопопских 3, ключарское 1, поповских 143, диаконских 84, певческих 6, поддьяконских 9, дьячковских 185, пономарских 205, псаломщическое одно, всего 638; и если-де о том, куда надлежит, в главные команды не донести, имеют присутствующие в Комиссии немалую опасность, дабы под каков штраф не подпасть

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть ряд примеров, где переводчик, не находя соответствующего слова, ставил греческое и оставлял пустое место, чтобы вставить перевод впоследствии. Напр. на нкоемъ мст, еже именовашес, ξυρλοφος, се есть и далее пропуск; стаго же дамаскина, сотвори его (пропуск, а сверху написано: μηρν) дамаск; дво всепта и пропуск, внизу χρωτε; так в одном месте позднее несколько более мелким почерком написано жертвенниковъ, первоначально здесь был пробел, внизу стоит βωμς. Эти последние примеры говорят за самостоятельность перевода. К сообщению об академическом переводе Сокровища Дамаскина Студита прибавим указание еще на третий русский перевод того же произведения, сделанный на Афоне в скине св. Анны в 1691 иеромонахом Самуилом Бакачичем Русином (смотри Описание рук. Соф. Народ. Библ. Вуловича, Споменик XXXVII, 33 Београд 1900, стр. 16). Список писан сербским переписчиком, но запись указывает русского переводчика. Этот же Самуил перевел также другую известную в новогреческой литературе книгу, известную под именем μαρτωλν σωτηρα. Другой перевод ее был заказан митрополитом Новгородским Иовом чудовскому иеродьякону Дамаскину (смотри Библиографические заметки проф. А. Соболевского, Киев 1900). Можем к этому добавить, что в библиотеке Академии Наук есть список этой книги со следующей записью: Сия книга прислана из Новаграда от казначея Феодосия в з Февраля года 4 ). Имени переводчика не указано. Писана рукопись двумя почерками, переплет очень похож на переплет Сокровища Дамаскина. Те-же приемы употреблены, чтобы сохранить пометы на полях: каждый раз в соответствующем месте бумага подогнута кусочками. Перевод подвергался таким же исправлениям в стиле: местами есть выписки греческого текста. Заглавие рукописи следующее: Книга преизрдна именема амартолнъ Σирчь гршныхъ юже сочин на простый зыкъ многимъ Критнинъ во стой гор анстй и исправи тойже и издад в Все эти переводы, три Сокровища Дамаскина и два Грешных Спасения, интересны, как немногие опыты переводной деятельности с новогреческого, и два из них, как можно видеть, связаны с именем новгородского митрополита Иова. 1 Внизу идет запись: прислана из Новаграда от казначея Феодосия года февраля з. Читать далее Источник: Сокровище Дамаскина Студита в новом русском переводе/П.А. Лавров. - Одесса: " Экономическая " тип., 1901. - 26 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Между тем правительница призвала Остермана и спросила его, каким образом случилось, что в утверждении о наследстве не упомянуто о принцессах, которые всегда в России за неимением принцев наследницами бывают? Тоном вопроса правительница давала знать Остерману, что она считает его виновником этого упущения. «Надобно подумать, – продолжала Анна, – как бы это поправить; приходил ко мне Темирязев и объявлял, что об этом и в народе толкуют». На другой день Остерман отправил к правительнице маленькое письмо. «Понеже, – писал он, – то известное дело важно, то не прикажете ли о том с другими посоветовать, а именно с князем Алекс. Мих. Черкасским и архиереем Новгородским?» Правительница отвечала собственноручно, что кроме этих лиц надобно призвать к совещанию и графа Мих. Гаврил. Головкина, потому что это дело от него происходит. Остерман послал к Головкину звать его к себе. Головкин приехал и, поговоря о деле, объявил, что денька два подумает и пришлет сказать, когда им всем съехаться. Наконец съехались у Остермана Головкин, Черкасский, Амвросий Юшкевич, но события не дали им покончить своих толков. Мы видели, как народное чувство, оскорбленное господством иностранцев, высказалось тотчас же по смерти императрицы Анны, когда герцог Курляндский объявил себя регентом. Падение Бирона приняли с восторгом; но скоро увидали, что прежний порядок вещей оставался, только ослабел вследствие розни, усобицы его представителей. Как господство немцев было приготовлено усобицею между способными русскими людьми, оставленными Петром Великим, так теперь падение немецкого господства приготовляется раздором, усобицею между немцами, которые губят друг друга. Бирон свергнут Минихом; под Миниха подкопался Остерман; но Остерман не может господствовать: он встречает нерасположение в правительнице. Русские не любят Остермана как немца, не любят принца Антона за то же, следовательно, тем более должны быть расположены к Анне Леопольдовне и к графу Головкину, ее главному советнику, который уже выставился как противник Остермана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

А св. Синоду согласиться невозможно затем, что преосвященный новгородский и сам лютеранский защитник и с ними ж только знается». С поднятия тревоги по поводу «Камня веры» робкий Феофилакт был в постоянном страхе. «Спать не могу, – говорил он, – во сне пугаюсь и наяву всегда боюсь, боюсь, чтоб кто заочно не обнес императрице, знаю, что императрица милостива, только женское сердце пуще мужского». Страх не был напрасен: в 1735 году его вытребовали в Петербург и начали томить допросами. Через год с чем-нибудь после приезда Феофилакта в Петербург умер Феофан 8 сентября 1736 года, только 55 лет от роду. Феофан не признавался своим, что «во сне пугался и наяву всегда боялся», но сильные тревоги в борьбе, которая могла кончиться низвержением и заточением, сильное умственное напряжение в отыскании средств к защите и к предупреждению врагов должны были истощить его, тем более что эти треволнения начались и продолжались безостановочно, когда Феофану было уже 45 лет – возраст, в который для продления жизни нужно увеличение спокойствия, а не тревог; притом надобно заметить, что Феофан не отличался умеренностью, любил хорошо пожить и потому так вооружался против «ига неудобоносимого», которому подлежал по своим обетам. Говорят, что, почувствовав приближение смерти, Феофан приставил ко лбу указательный палец и сказал: «О, глава, глава! Разума упившись, куда ся приклонишь?» Слова знаменательные в устах вождя ученой дружины, которая с таким страстным увлечением бросилась упиваться разумом, но вот вождь дружины, «дивный первосвященник», в страшную предсмертную минуту задает себе вопрос: куда приклонится голова, упившаяся разума, достаточно ли этого упивания для человека? По смерти Феофана объявлен был высочайший указ, «чтобы которые были служителями новгородского архиерейского дома, то оные б не разошлись никуда, а были бы все при том доме, а особливо те ребята, которые в доме его учились, чтоб оные учились по-прежнему и были б содержимы в таковом же довольстве, как и при живом архиерее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

3299 . – 4 октября. О повсеместном распубликовании Высочайшего повеления о подмётных письмах По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказали : сообщённые при ведении Правительствующего Сената Её Императорского Величества печатные указы о присланном из Москвы под ковертами Её Императорского Величества секретаря Эйхлера от неизвестного доносителя без подписи имени его о некоторых важных делах, касающихся до интересов Её Императорского Величества, письме для исполнения их Святейшего Правительствующего Синода к синодальным членам, в Московскую синодального правления Канцелярию, в Духовную Дикастерию, в Санкт-Петербургское Духовное Правление, в синодальные, дворцовый и казённый Приказы, в Московскую типографию и во обретающуюся в Санкт-Петербурге Новгородского архиерейского дома контору и ко имеющимся в Санкт-Петербурге преосвященным Варлааму, архиепископу Псковскому, Киприану, епископу Вятскому, и чередным архимандритам разослать по пропорции при указах немедленно, а Синодальной Канцелярии всем канцелярским служителям оный указ публично прочтя, велеть подписаться своеручно, чтобы о том каждый знать мог и после неведением не отговаривался. Божиею Милостию Мы, Анна, Императрица и Самодержица Всероссийская и прочая, и прочая, и прочая, объявляем сим: Пред недавними временами явилось здесь некоторое присланное из Москвы под ковертом Нашего секретаря Эйхлера от неизвестного доносителя без подписи имени его письмо о некоторых важных делах, касающихся до интересов Наших. Но понеже той руки, которою оное доносителево письмо писано, уже напредь сего другие такие же письма были, и тогда указами Нашими в Москве публиковано, дабы оные доносители не только без всякого опасения явились, но и достойными и совершенно милостивыми Нашими награждениями обнадёжены, однако ж оные по тем публикациям не явилися, хотя по их доношениях того же времени действительно следствие произведено, яко ж и по нынешнему под ковертом секретаря Эйхлера присланному письму по Нашему указу надлежащее следствие производиться имеет, и како оный доноситель сам видеть может, уже тому следству действительно начало учинено, но при том для подлинных доказательств сам доноситель необходимо потребен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А о вышеупомяненном Шелонской пятины Бельского погоста выставки Которска попе Афанасье Степанове и о жене его по прежде посланному декабря 21 дня 726 года из Святейшего Синода в Новгородскую Провинциальную Канцелярию указу по имеющимся делам что учинено, в Святейший Синод послать обстоятельное при доношении известие, а для чего на вышеозначенный прежде посланный из Святейшего Синода во оную Новгородскую Провинциальную Канцелярию указ не рапортовано, о том оной Губернской Канцелярии ответствовать по указу, о чём в ту Новгородскую Губернскую Канцелярию того ж января 11 дня указ послан, а марта 7 дня того ж 733 года из Новгородской Губернской Канцелярии означенный дворянин Мордвинов в Святейший Синод при доношении прислан, а о вышеозначенном его, Мордвинова, с попом Афанасьем деле какое следствие чинено, приобщён экстракт, в котором показано, что в прошлом 726 году июня 4 дня в Новгородскую Провинциальную Канцелярию показанного дворянина Мордвинова дворовый человек Влас Патрекеев привёл помянутого попа Афанасия к допросу в поличных краденых им у него, Мордвинова, пожитках: в цевке шёлку, в ковшике да в девяти ложках серебряных, и в трубке точива, и в винтовке, и тот поп во оную Канцелярию принят и допрашиван, а допросом показал: оные пожитки у него не краденые, но достались ему ложки и ковш серебряные и шёлк на цевке да два куска сахару и трубка холста тонкого от отца его, соборного диакона Стефана Савина, а винтовка заложена от двоюродного его брата Тихвинца Ивана Тимофеева в четырёх гривнах, токмо тех ложек и ковша, винтовки в доме у него, попа, посторонние никто не видали; да он же де, поп, в 726 году в Великий пост продал жемчугу крупного два золотника незнаемому новгородцу, посадскому человеку, по три рубля золотник при Новгородском Дмитриевском вославковы улицы попе Иване Иванове, а взято в дом его, попов, ключ амбарный кован вновь у его ж, Мордвинова, крестьянина кузнеца Денисья Игнатьева, а в исковой оного Мордвинова челобитной написано: пропажного иску его на двести на тридцать рублей; а как-де поличное в доме у него, попа, люди и крестьяне его, Мордвинова, вынули, тогда он, поп, в краже винился при свидетелях той выставки Которска дьячке Тимофее с женою и с двумя дочерьми его и при детском учителе Филимоне Иванове; да он же, поп, в Новегороде в той краже и в ломанье у него, Мордвинова, шкатулки, и коробьи, и шапошника, и сундуков железных гвоздём винился при подьячем Иване Макарове села Осмян, при дьячкове сыне Игнатье Фёдорове и стольника Сергия Милославского при крестьянине Гавриле Ильине

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По вопросу о доставлении Оренбургскому протопопу из подведомых ему церквей исповедных ведомостей; здесь же о доставлении в Святейший Синод сведений о церквах и духовенстве в новостроящихся городах около Оренбурга По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал Оренбургского протопопа и ректора Антипия Мартинианова доношение, что-де исповедавшимся и неисповедавшимся в прошлом 1737 году по Оренбургу ведомости сочинить без именных списков не можно, о чём-де он в Канцелярию Оренбургского ведомства оного 737 года и сего о присылке тех именных списков писал неоднократно, но и поныне не токмо о всех Оренбургского ведомства, но и о канцелярских служителях обстоятельных именных списков не прислано; да имеющихся-де Оренбургского ведомства городков атаманы и с старшинами и со всеми своими войсками доношениями ему предлагают, что-де были без исповеди и причащения, роженицы без молитв, младенцы без крещения умирают, и представляют желающих во оные городки священников синодального ведомства, кои от прежних своих мест за скудостию и за прочими случаями отлучаются, а ставленые свои грамоты при обстоятельных своих сказках они, священники, представляют, также-де есть желающие священники от епарх во Оренбургское ведомство таким же образом, да присланные-де с прочими ссылочными в Оренбург трое священников, не лишённых священства, Новгородской епархии Каргопольского уезда разных сёл от Оренбургской Канцелярии для определения в новоселящиеся Оренбургского ведомства городки присланы к нему, да лишённые ж де священного чина присланы ж к нему для определения за церковников при нём и к церквам и для письма духовных при нём дел и рассылок до присылки священнослужителей из Святейшего Синода, кои-де при нём и при священниках по одному за церковников и служат до указа, и чтоб-де в несочинении долговременно по форме именных росписей за неприсылкою от Канцелярии Комиссии именных списков и за отлучением ему в поход в вину причтено не было, а о священниках синодального ведомства дабы соблаговолено было в переходе им в Оренбургские городки и об отлучке от епарх желающим в Оренбургское ведомство священнослужителям и о приёме их указ учинить

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010