Ордерик Виталий, конечно, серьезный писатель, но он жил в половине XII века и хорошо был знаком с историей не южных Норманнов, а Норманнов английских; о византийском дворе, точно так же как о крестоносцах, он иногда рассказывает басни, пишет по слухам и мешает были с небылицами. Приведенный рассказ Ордерика наполнен неточностями и неверностями. Сын Михаила VII вовсе не был лишен зрения Никифором Вотаниатом, никогда не был заключаем в оковы и не только не сделался после воцарения Алексея Комнина монахом, но, напротив того, считался соправителем Алексея. Все это хорошо известно из византийских писателей, особенно из сочинения Анны Комнины, которая была обрученною невестою Константина, сына Михайлова, после того как дочь Роберта была отвергнута... Очевидно, что и Ордерик Виталий смешивает отца с сыном: Михаил VII, по низвержении, действительно сделался монахом и после был возведен в митрополиты. Что касается двух дочерей Роберта, то, во-первых, нужно заметить, что Годефрид Малатерра говорит о заключении в темницу Никифором только одной дочери, а Вильгельм Апулийский – о ласковом обращении Алексея тоже только с одною дочерью Роберта, а, во-вторых, что и Ордерик Виталий, заметив об обручении одной из дочерей с сыном императора, ничего не прибавляет о второй и, стало быть, не дает никакого основания предполагать, что и эта другая дочь была соединена каким-нибудь родством с императорскою фамилиею Дука, родственною с Комнинами; в-третьих и наконец, в Константинополе в самом деле жили некоторое время две дочери Роберта, но только вторая из них была женою одного из норманнских баронов, недовольных Робертом. Это была Мабиль, выданная за Вильгельма Грантемениля (Grantesrmenil) в 1088 году и потом вместе с своим мужем, который рассорился с тестем, ушедшая в Константинополь (см. об этом у Малатерры: Muratori, V, 597 sq.). Мы имеем теперь дарственные записи этой дочери Роберта, жены византийского «протосеваста Грантеманиля», писанные на греческом языке, хоть и в пользу монастырей итальянских (Trinchera, Syllabus graecarum membranarum, p. 108). Она, конечно, играла некоторую роль при дворе Комнина Алексея и потом, действительно, воротилась на родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ ИТАЛИК [Греч. Μιχαλ Ιταλικς] († до 1157), митр. Филиппополя (с 1143; ныне Пловдив, Болгария), визант. ученый, ритор. Почти все сведения о его жизни содержатся лишь в его произведениях. Происхождение прозвища Италик неизвестно; о к.-л. связях М. И. с Италией или о его предках итал. происхождения сведений нет. Большую часть жизни М. И. провел в К-поле; учился риторике и философии; в патриаршей высшей школе преподавал толкование Евангелий. М. И. уделял внимание медицине, преподавал и эту дисциплину, хотя о к.-л. подробностях своих трудов в этой сфере М. И. не сообщал. Существует предположение, что М. И. был среди врачей, лечивших имп. Алексея I Комнина накануне его смерти в 1118 г. В «Алексиаде» Анны Комнины назван некий Михаил с неясным когноменом, к-рый из-за лакуны в рукописи читается как «ливос» или «ликос» ( Ann. Comn. Alex./Ed. B. Leib. T. 3. P. 236; Magdalino. 1993. P. 361-363). Эта гипотеза пока считается недоказанной. Вероятно, в 1126 или 1137 г. М. И. участвовал в визант. посольстве в Рим. В 20-30-х гг. XII в. он, вероятно, пользовался протекцией имп. Ирины Дукены, вдовы Алексея I Комнина; участвовал в обустройстве мон-ря Космидион, находившегося под протекцией императрицы. М. И. упоминал об этом в послании к императрице, но подробно не описывал свою деятельность ( Michel Italikos. 1972. P. 96-97). В том же послании есть упоминание о некой враждебности со стороны императора, которую ему пришлось претерпеть (Ibid. P. 98). Вероятно, М. И. некоторое время не удавалось продвинуться в придворной карьере, но по протекции Ирины он стал преподавать в к-польской высшей школе. На Рождество Христово 1142 г. М. И. был назначен дидаскалом, толкователем Евангелий (διδσκαλος το εαγγελου) в высшей патриаршей школе при соборе Св. Софии (RegPatr, N 1008a). Вскоре после начала правления визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180) М. И. написал энкомий в честь К-польского патриарха Михаила II Куркуаса ( Michel Italikos.

http://pravenc.ru/text/2563742.html

В 70-х гг. XII в. достигли кульминации контакты между Армянской Церковью в Киликии и К-польским Патриархатом. Имп. Мануил I приглашал католикоса Нерсеса IV в К-поль. Для ведения переговоров в 1169 и 1171 гг. византийцы направляли в К. А. свои делегации, которые возглавили богослов Феориан и Иоанн Атман, армянин-халкидонит, настоятель одного из мон-рей в Филиппополе (ныне Пловдив, Болгария). В этом городе, по сообщениям визант. историков Анны Комнины и Никиты Хониата, в XII в. была большая община армян, иноверных по отношению к византийцам, окормлявшихся ААЦ. В греч. сборнике документов Иоанна Атмана Феориан назван «соплеменником и единоверцем», т. е. членом Церкви, которую возглавлял Нерсес IV. От Сирийской яковитской Церкви в переговорах официально участвовали еп. Кесуна Иоанн и ученик патриарха Михаила Сирийца Феодор бар Вахбон. Основные переговоры велись в Ромкле; после длительных богословских дискуссий Нерсес составил новую редакцию Исповедания веры, выдержанную в примирительном тоне по отношению к грекам. В послании к имп. Мануилу католикос заверял, что он приложит все усилия к примирению Армянской Церкви и К-поля ( Mansi. T. 22. Col. 37-120). Несмотря на то что визант. император в своих посланиях ставил ряд догматических и обрядовых вопросов, о к-рых, по мнению православных, армяне судили как еретики, Нерсес IV обстоятельно отвечал на них и обосновывал правоту арм. национальной церковной традиции, не унижая при этом Исповедание веры Византийской Церкви. Нерсес IV подчеркивал в письмах важность заключения унии между византийцами и армянами и необходимость провести Собор и обсудить визант. требования ( Бозоян. 1983. С. 160-170). Спустя неск. месяцев визант. послы вернулись в Ромклу с дружественным посланием от имп. Мануила и К-польского патриарха Михаила III Анхиала. Католикос Григор IV Тха (1173-1193) продолжал переписку с имп. Мануилом, просил его облегчить те требования, которые предъявлялись к армянам для объединения. Имп. Мануил в письме Григору IV в 1177 г. согласился ограничиться признанием решений Халкидонского Собора и учения о двух природах, но просил созвать новый Собор Армянской Церкви, организацию к-рого предлагал еще Нерсес. На Пасху 1178/79 г. Григор IV созвал Собор в Ромкле, в к-ром участвовали 33 архиерея, почти все главы кафедр Армянской Церкви, кроме Ахтамарского католикосата ( Он же. 1995. С. 189-192). Собор с участием еп. Тарса Нерсеса Ламбронаци (родственника Хетумидов) составил и отправил имп. Мануилу Исповедание веры, в к-ром иерархи Армянской Церкви вновь настаивали на единстве божества и человечества во Христе ( Худобашев. 1847; Нерсес Шнорали. 1871. С. 192-199).

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН Евфимий Зигабен [правильнее - Зигавин, вариант - Зигадин; греч. Ζιϒαβηνς или Ζυϒαδηνς, в рукописях встречаются Ζηϒαβηνς, Ζιϒαβινς, Ζυϒαβηνς, Ζηϒαμβρηνς и др.] (ок. 1050 - ок. 1122), визант. мон., богослов, экзегет и полемист. Е. З. (в миру Иоанн) жил в К-поле в эпоху последнего культурного расцвета Византии при Комнинах. Был родом из малоизвестной по источникам дер. Зигада (Ζϒαδα) или Зигадон (Ζϒαδον). Е. З. был монахом расположенного в К-поле мон-ря Богородицы Перивлепты. Он получил хорошее образование. Учителем Е. З. был Иоанн Итал . По предположению А. Папавасилиу, Е. З. знал древнеевр. язык и, возможно, арабский. При дворе визант. имп. Алексея I Комнина (1081-1118) он в должности протасикрита занимался дипломатической перепиской императора. По свидетельству дочери имп. Алексея I Анны Комнины , Е. З. был знаком с высшим духовенством. Как пишет Анна, император был озабочен необходимостью опровергать богомильство и поручил Е. З. создание труда по обличению всех ересей и сам назвал книгу «Догматическая паноплия» (от πν - все и πλον - оружие). Е. З. принимал деятельное участие в разоблачении еретических взглядов главы богомилов мон. Василия . После царствования имп. Алексея I Комнина к.-л. данные о жизни Е. З. отсутствуют. Сочинения Обширнейшее произведение «οϒματικ πανοπλα» (Догматическая паноплия, или Догматическое всеоружие православной веры) сохранилось в 72 рукописях XII-XVIII вв. и с 1555 г. неоднократно издавалось. Как явствует из пролога, предварительная работа по отысканию соответствующих святоотеческих мест была проведена разными лицами, и лишь объединение собранных отрывков было поручено Е. З., а также проту мон-ря на горе Ганос Иоанну Фурну . Одним из главных методов аргументации, используемых Е. З., можно считать пространное цитирование творений отцов Церкви. В прологе вслед за хвалой имп. Алексею I помещены отрывки из сочинений святителей Григория Богослова и Григория Нисского против эпикурейцев.

http://pravenc.ru/text/187770.html

В последние годы VI в. Феофан, по прозвищу Византиец, написал обширный исторический труд в 10 книгах, охватывающий период времени с 566 по 581 г. и сохранившийся лишь в выписках патриарха Фотия. Из слов Фотия явствует, что, помимо описания правления императоров Юстина II и Тиверия (565—582), Феофан Византиец кратко касался в своем труде и событий царствования Юстиниана. К первоначально написанным 10 книгам своего труда Феофан Византиец позднее добавил еще продолжение, в котором, по всей вероятности, описал первые годы правления императора Маврикия. Уцелевшие фрагменты сочинения Феофана Византийца посвящены главным образом внешне-политической истории второй половины VI в. В центре внимания автора — взаимоотношения Византии, Ирана, тюрок и аваров. Большой интерес для истории Византии имеет сообщение Феофана Византийца о распространении в империи разведения шелковичных червей и изготовления шелка . Сведения Феофана Византийца заслуживают доверия и дополняют наши знания в области внешнеполитической истории Византии VI в., особенно — ее взаимоотношений со странами Востока. Большой потерей для византийской историографии VI в. является утрата исторического сочинения Иоанна Епифанийского (происходил из Епифании Сирийской). Судя по сохранившимся фрагментам, а также по упоминаниям современников , этот труд — «История» — был написан с хорошим знанием фактического материала: он был основан на личном знакомстве автора с описываемыми событиями. В качестве советника антиохийского патриарха Григория Иоанн участвовал в переговорах с персидским шахом Хосровом II, позднее посетил Иран. В центре его исторического повествования находились события ирано-византийских войн 571—572 и 592—593 гг. Одним из источников Иоанна Епифанийского, возможно, был труд Менандра . В свою очередь «История» Иоанна Епифанийского сама послужила источником для Евагрия, Феофилакта Симокатты и Анны Комнины. Утраченный труд Иоанна Епифанийского, как кажется, был первоклассным историческим источником. Даже сохранившиеся его фрагменты проливают новый свет на взаимоотношения Византии и Ирана в 70—90-х годах VI в.

http://sedmitza.ru/text/444006.html

Во внутренней политике главной своей задачей Алексей Комнин видел консолидацию сил и централизацию управления государством. Он решительно расправлялся с мятежами и любыми посягательствами на императорскую власть. Из наиболее заметных внутренних мероприятий Алексея Комнина следует отметить оздоровление монетного обращения, а также реформирование титулатуры. В современной науке преобладает мнение, что успехи императора в значительной мере связаны с созданием " кланового " режима правления, при котором Комнины и связанные с ними фамилии сосредоточили в своих руках всю полноту власти. Критически настроенный к Алексею Комнину историк Иоанн Зонара отмечал, что этот император " видел себя не правителем, а господином, империю же считал и называл собственным домом " . Иисус Христос благословляет имп. Алексея I Комнина. Миниатюра, XIII-XIV в. Библиотека Ватикана В подавляющем числе византийских источников, особенно в " Алексиаде " , Алексей Комнин, равно как и его жена Ирина, представлены строгими ревнителями благочестия, уделяющими много времени богословским проблемам. Знаменательно, что сама Анна, прекрасно по тому времени знакомая с античной культурой, вынуждена была заниматься " грамматикой и поэзией " тайно от родителей. " Антиэллинская " позиция императора проявилась сразу же после его прихода к власти. Уже в 1082 году состоялся суд над Иоанном Италом , учеником Михаила Пселла и его преемником в звании ипата философов, который обвинялся прежде всего в том, что придерживался " эллинских " учений. В 1095 году последовало инициированное Алексеем Комниным осуждение некоего Нила, ложно трактовавшего проблему ипостасного соединения божественной и человеческой природы Христа; затем за сходные заблуждения был анафематствован Феодор Влахернит . Как можно судить из сообщения Анны, Алексея Комнина особенно тревожило, что оба еретика оказались вхожи в дома многих знатных константинопольцев. В правление Алексея Комнина состоялся суд над богомилом Василием (последние годы XII века) Император активно участвовал в разбирательстве. Дело закончилось осуждением еретика на публичное сожжение; описание этой редкой для Византии казни Анна представляет в " Алексиаде " в подробностях.

http://drevo-info.ru/articles/13679408.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНТАКУЗИНЫ [греч. муж. р. Καντακουζηνς; жен. р. Καντακουζην], визант. аристократический род. Этимологически фамилия К. восходит к названию местности Кузинас (Κουζηνς) близ Смирны. Предположительно К. происходили из М. Азии, однако в источниках рубежа XII и XIII вв. упоминаются их владения на Пелопоннесе, в Македонии и во Фракии. Первым представителем рода, достигшим высокого положения на военной службе, был не названный по имени К., упоминаемый в «Алексиаде» Анны Комнины как участник походов Алексея I Комнина в 1095-1108 гг. ( Ann. Comn. Alex. X 2; XI 9, 11; XII 2; XIII 5-7). Первый известный по имени член семейства, Иоанн К., участвовал в кампаниях Мануила I Комнина в нач. 50-х гг. XII в. и погиб в битве при Мириокефале в сент. 1176 г. Осуществлявшиеся в XVI-XVIII вв. попытки проследить генеалогию К. в более отдаленные эпохи и связать их с одним из 12 пэров Карла Великого или c известными историческими деятелями времен Юлия Цезаря и имп. Траяна не имеют под собой научных оснований ( Nicol. 1968. P. VI-VIII). С кон. XII в. К., занимавшие высокие посты на военной службе, старались породниться со знатными семействами Дук , Ангелов и Палеологов : в нач. 80-х гг. XII в. кесарь Иоанн К. женился на сестре буд. имп. Исаака II Ангела Ирине Ангелине. При первых Палеологах положение К. упрочилось: Михаил К., участвовавший в военных кампаниях имп. Михаила VIII Палеолога против Эпирского царства, ок. 1263 г. получил титул великого конюшего; Иоанн Комнин Ангел К. женился на сестре Михаила VIII Ирине Евлогии Палеологине. Их дочь Анна Палеологина К. († после 1313; PLP, N 10933) по политическим мотивам была выдана замуж за эпирского деспота Никифора I Дуку Ангела и после его смерти, будучи регентшей при своем сыне Фоме, стала фактической правительницей Эпира. Ее сестра Феодора Палеологина Раулена К. († 1300; PLP, N 10943), автор Жития исповедников Феодора и Феофана Начертанных (BHG, N 1793) и глава лит. агиографического кружка, состояла в переписке с виднейшими интеллектуалами эпохи: патриархом К-польским Григорием II Кипрским , Никифором Хумном и Мануилом Оловолом . Из-за активного сопротивления униат. политике Михаила VIII она была отправлена в ссылку, а братья ее мужа Исаак и Мануил заключены в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/1470279.html

Нельзя, конечно, утверждать, что у Иоанна Киннама «посредственный ум». Но если он даже и не такой блестящий писатель, как Анна Комнина, и не выделяется из общей массы оригинальностью своих мнений, то тем более типичным для художественного мышления XII в. явлением можно считать его исторический труд, в котором такую важную роль играет героический образ блестящего рыцаря. Оба направления историографии («хроники» и «истории») имели большое значение при выборе чтения для грамотных ромеев, которые считали их занимательными и поучительными и не относили к чисто научным сочинениям. Учитывая изменения, происшедшие к XII в. в жанрах византийской литературы, отсутствие героических поэм (феодального эпоса) и житий, созданных в этот период, можно предположить, что история в какой–то степени заняла их место. История довольно далеко отходит от хроник с их сухим перечнем событий, стремится придать драматичность повествованию, поставить в центре сочинения идеализированного героя, снабдив его симпатичными для читателей чертами, не пренебрегая для этой цели даже сказочными мотивами (Мануил под Иконием один обратил в бегство больше 500 персов). Вымышленным приключениям прежних жанров (агиография их унаследована от эллинистического романа) историография противопоставила действительные события, но изложенные достаточно ярко и образно, с красочными деталями (например, картины сражений у Киннама), чтобы этим компенсировать отсутствие занимательного сюжета. Все это мы находим у Иоанна Киннама и у его непосредственной предшественницы Анны Комнины, сочинения которых можно было бы считать, эпическими, не будь они написаны прозой и не излагай они фактов достоверно и в хронологической последовательности. Таким образом, роль «Сокращенного» изложения» в истории византийской письменности оказалась значительно больше роли исторически точной летописи. Ведь это еще и памятник особого жанра художественной литературы. ОБЗОР ДЕЛ БЛАЖЕННОЙ ПАМЯТИ ИМПЕРАТОРА И ПОРФИРОРОДНОГО ГОСУДАРЯ ИОАННА КОМНИНА, А ТАКЖЕ РАССКАЗ О ДЕЯНИЯХ СЛАВНОГО СЫНА ЕГО ИМПЕРАТОРА И ПОРФИРОРОДНОГО ГОСУДАРЯ МАНУИЛА КОМНИНА, СОСТАВЛЕННЫЙ ИМПЕРАТОРСКИМ СЕКРЕТАРЕМ ИОАННОМ КИННАМОМ 289

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Споры о взглядах Иоанна Итала привели к церковному разбирательству, в результате синод в Константинополе анафематствовал ряд положений его учения без указания имени философа. После того как синод по сути отказался решать вопрос о виновности философа, он обратился к патриарху Константинопольскому Косме I Иерусалимиту с просьбой расследовать его дело. Однако патриарх не стал проводить новое разбирательство. Скорее всего именно тогда (а не около 1050 года, как полагал П. Стефану) Михаил Пселл написал Похвалу Италу, восхваляя его за то, что он философски сносил все обвинения, кроме обвинения в ереси. Спустя несколько лет был вновь поставлен вопрос о православии Иоанна Итала. Согласно рассказу Анны Комнины, имп. Алексей I Комнин , считая Иоанна Итала " смутьяном и обманщиком " , поручил рассмотреть его учение своему брату севастократору Исааку, который нашел мнение императора справедливым и передал философа на суд Церкви. Однако, как следует из сохранившегося документа этого разбирательства, Иоанн обратился к патриарху Константинопольскому Евстратию Гариде с просьбой рассмотреть его взгляды. Как пишет Анна, патриарх склонялся на сторону философа, но на заседание синода явилась толпа людей, которые свидетельствовали против философов. Патриарх обратился к императору с просьбой взять разбирательство на себя. В 1082 году на Соборе в Константинополе (см.) были рассмотрены и анафематствованы идеи Иоанна Итала. В результате разбирательства философ был сослан в монастырь. Согласно Анне Комнине , только после произнесения на него анафемы Иоанн Итал раскаялся в своих взглядах, отказался от учения о переселении душ и от неуважения к иконам, постарался сблизить с православием свои представления об идеях. Оценки П. Стефану обратил внимание, что обвинения Иоанна Итала по поводу учения о самостоятельном бытии и о вечности материи, о вечности идей, о воскресении с новыми телами искаженно представляют мысли, выраженные в сохранившихся сочинениях Иоанна Итала. Философ отвергал и мнение о переселении душ, поставленное ему в вину в третьей анафеме. В его сочинениях нет отрицания вечности ада или Царства Небесного. По мнению Стефану, сочинения Иоанна Итала " лишь повторяют идеи, распространенные обычно у известных среди византийцев комментаторов Аристотеля " .

http://drevo-info.ru/articles/13679388.h...

В названных здесь именах мы должны, конечно, усматривать не представителей армянской национальности, но выразителей того противоцерковного учения, которое принято называть армянским и которое имеет связь с распространенными на востоке тайными учениями и сектами. Созванный царем Алексеем собор имел целью поставить пределы распространению как армянской ереси, так и учению Нила, ибо во взгляде на догмат таинства воплощения Нил сошелся с Армянами 104 . Мы не предполагаем вдаваться здесь в богословские тонкости по поводу этого важного вопроса христианской догматики, отсылая читателя к более авторитетному богословскому сочинению 105 . На соборе осуждены были не только Нил и Армяне, но и еще некто Влахернит, придерживающийся ереси Ентусиастов 106 . Так как последняя имеет связь с Богомилами, то можно заключать, что церковь в одно и то же время наносила удар в лице Нила и всем упоминаемым еретическим учениям. Ограничимся пока сделанными указаниями, отметив себе следующие наблюдения: 1) Нил следует за Италом в ближайшей хронологической связи, на соборе против него председательствовал патриарх Николай III, преемник Евстратия Гариды; 2) первая глава определения против И. Итала несомненно касается самой существенной стороны учения Нила; 3) в изложении Анны Комнины ересь Нила поставлена в связь с учениями армянской и богомильской ереси. Эти наблюдения должны приготовить читателя к тому, чтобы не смотреть на учение Итала как на явление совершенно особо стоящее в религиозной и философской жизни византийского государства. Но независимо от того они представляют интерес в связи с нижеследующими фактами. В 23 книге сочинения Н. Акомината Orthodoxiae Thesaurus есть, между прочим, рассказ об архиепископе Никейском Евстратии. Это был один из виднейших архиереев в царствование Алексея Комнина, он пользовался личным расположением царя, был известен философским и богословским образованием и особенно отличался ораторским талантом 107 . Царь Алексей имел его в своей свите в 1114 г., находясь в Филиппополе с целью обращения к православию Армян и Павликиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010