Алексиада/Пер. Я.Н. Любарского. СПб., 1996; [ Никифор Вриенний.] Исторические записки Никифора Вриенния (976–1087). М., 1997. Книга писалась после смерти императора Алексея, когда, потерпев неудачу в попытке возвести на престол своего мужа Никифора Вриенния, Анна была вынуждена удалиться в монастырь, где и провела оставшуюся часть жизни. «Алексиада» (которая, как полагают, является продолжением исторических трудов Никифора Вриенния, забытых вскоре после своего обнародования в 12 в. и остававшихся в неизвестности до н. 17 в., когда они были случайно обнаружены иезуитом Пьетро Поссевино) охватывает 1069–1118 гг., основное внимание уделяется в ней внешне– и внутриполитической жизни Византии. Значительную часть информации Анна черпала «из первых рук», находясь в центре придворной политики. Историческую ценность ее сведениям придает живая непосредственность очевидца событий, сохранившего свидетельства, почерпнутые из устных рассказов, в т.ч. высших чиновников, а также из документов, посланий и т.д. Это, в частности, касается событий Первого крестового похода, описание которого у Анны принципиально отличается от мемуаров западных хронистов – участников похода. «Алексиада» содержит уникальные свидетельства по церковной истории – о еретических движениях, церковной политике, проблемах сохранения чистоты Православия в Византии в 11 в. Подробно описывается полемика Алексея I Комнина с павликианами в Мосинополе (1083), его акции по подавлению еретических движений в Филиппополе, восстание манихея Травла, излагаются основные моменты диспута с павликианами в Филиппополе (1115), рассказывается о казни императором богомильского лидера Василия и т.д. Записки Анны Комнины существенно дополняют известные материалы о выступлении Халкидонского митрополита Льва против Алексея I Комнина; биография философа Иоанна Итала, обвиненного в ереси, и информация о еретиках Ниле и Влахернйте известны только из «Алексиады». 1131 Сильвестр Сиропул. Воспоминания о Ферраро–Флорентийском соборе (1438–1439).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другие находят счастье в приобретении состояния, всю свою жизнь занимаясь только тем, что постоянно обогащаются. Третьи охвачены жаждой славы, и главный предмет их забот – жить, будучи почитаемыми и восхваляемыми большинством людей. Четвертые, презрев все остальное, сделали целью своей жизни добродетель и красоту, считая, что одна только добродетель делает действительно счастливыми и блаженными упражняющихся в ней. Да и законы самой добродетели не для всех одни и те же. Ибо не для всех одинаковыми представляются прекрасное и постыдное, как и общепринятое. Вот, например, есть люди, которые отрицают, что требуется кое-что и от разума, и от наук для достижения добродетели. Некоторые даже изо всех сил избегают занятий этими вещами, считая под влиянием некоторых шарлатанов..., что это является для них каким- то бесчестием и развращением. Из послания Отца Церкви, пистеля и богослова, архиепископа Константинопольского Григория Назианзина (329 – ок. 390 гг.) к прихожанам ...Овцы, не пасите пастырей и не выступайте из своих пределов, для вас довольно, если вы на доброй пажити. Не судите судей, не предписывайте законов законодателям... Поэтому да не замышляет стать головой, кто с трудом служит рукой или ногой, или другим еще менее важным членом тела, напротив, братья, каждый оставайся в том звании, в котором призван (Кор. 7:20), хотя бы и достоин был высшего. Довольствоваться настоящим – гораздо похвальнее, нежели домогаться звания, какого не получил. Кому можно без опасности следовать за другим, тот не желай начальствовать с опасностью для себя. Да не нарушается закон подчинения, которым держится и земное и небесное, чтобы через многоначалие не дойти до безначалия... Задания к источникам: 1 . Чем с богословской точки зрения Иоанн Хрисостом обосновывал превосходство женатых христиан перед холостыми? Что здесь свидетельствует об укреплении семьи? 2 . Каковы были условия заключения и расторжения обручения, согласно «Эклоге»? 3 . Что, по словам Михаила Сирийца, заставляло ромеев, включая императора, соблюдать законы брака? 4 . О каких основаниях для расторжения брака говорить судебное постановление митрополита Иоанна Апокавка? Как наказывались виновные и почему муж должен был получить обратно все свое имущество? 5 . Как вы думаете, что имел в виду Кекавмен, говоря о том, что надо стыдиться себя? 6 . Что означает предостережения Кекавмена попусту не усердствовать в исследовании Библии? Как вы это понимаете? 7 . Какие советы и наставления Кекавмена актуальны и сегодня? 8 . Что отмечает Анна Комнина среди лучших качеств своей бабушки, Анны Даласины? 9 . В чем расходятся сведения об Анне Даласине хрисовула Алексея I Комнина и воспоминаний Анны Комнины? 10 . Исходя из риторических строк Иоанна Педиасима, попытайтесь определить, какие качества жены наиболее ценили византийцы и что они особенно порицали в женщине. Подумайте, чем были обусловлены эти критерии и в чем они совпадают с теми, которые приводили Алексей I Комнин и Анна Комнина?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Наброски» начинаются с рассказа, основанного на семейных преданиях и на воспоминаниях очевидцев, о дяде Алексея I Исааке I Комнине (10511059) и Константине X Дуке (10591067). В центре повествования – военные походы, битвы, осады в различных частях империи: на востоке Византии, на западе и вновь на востоке, в Анатолии. Герои «Набросков» (Комнины, Вриеннии, Дуки) отличные воины, не снимавшие доспехов, поскольку «оружие и простой суровый образ жизни» красят мужчину. Автор восхваляет их аристократическое происхождение, храбрость, ум, «душевное благородство и стойкость в перенесении трудностей». Никифор Вриенний создает идеализированный образ молодого полководца Алексея Комнина, «защитника, кормчего, избавителя, спасшего ромейское войско». Своеобразным продолжением «Набросков» стала «Алексиада» Анны Комниной. Своеобразным продолжением «Набросков» стала «Алексиада» Анны Комниной. Никифор Ифик (конец XIIInepbaя половина XIV в.) – мелург, автор церковных песнопений («Буди имя Господа», «Хвалие Господа», «Тебя воспеваем», «Вечери твоея тайныя», «Да молчит» и др.). Современники называли его «ангелогласным». Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.) церковный писатель, историк, педагог. Он получил образование в константинопольской патриаршей школе, после окончания которой стал в ней преподавать. Комментарии Ксанфопула к Ветхому завету, иудейской истории и к текстам отцов церкви использовались в учебной практике. Сохранилось 18 книг его «Церковной истории», в последних пяти книгах которой описывались исторические события в Византии до 911 г. В своих богословских сочинениях («Церковная история», синопсис [общее обозрение] Священного писания, духовные стихи, парафразы [пересказ чужих текстов, мыслей] на чудеса Николая Мирликийского и др.) Никифор Каллист Ксанфопул стремился сформировать «всеобще-историческую» концепцию христианской церкви после ее раскола в 1054 г. Он также известен как составитель стихотворного перечня классиков литургической поэзии. Список, состоявший из 11 имен, начинался с Иоанна Дамаскина и его приемного брата Косьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

очерки. М., 2011. С. 23-32. Собор 1117 г. Состоялся весной и, возможно, летом 1117 г. в связи с разбирательством воззрений Никейского митр. Евстратия . Осенью 1114 г. митр. Евстратий сопровождал имп. Алексея I Комнина в походе против половцев, вторгшихся в пределы Византии. В Филиппополе имп. Алексей спорил с манихеями и, судя по сообщениям Анны Комнины и Иоанна Зонары, преуспел в их обращении. По словам Анны, в этих беседах императору помогали митр. Евстратий, местный архиерей и зять имп. Алексея Никифор Вриенний. Там же состоялся спор Евстратия с неким армянином о природах Христа. По сообщению Никиты Сеида, утверждение Никейского митрополита, согласно к-рому человеческая природа Христа поклоняется его божественной природе, вызвало тогда не только раздражение оппонента, но и недовольство присутствовавших на диспуте - архиереев, сенаторов, лиц, хоть немного разбирающихся в богословии, а также армян. Согласно Никите Сеиду, Евстратий не сумел перенести обиду от того, что окружающие отрицательно восприняли его слова на споре в Филиппополе, и потому решил написать два «Слова» в обоснование своей точки зрения. По словам самого Евстратия, побудительным мотивом для него стали 2 сочинения свт. Кирилла Александрийского - обращенное к сестре имп. Феодосия II Пульхерии и его жене Евдокии «Второе увещевательное слово благочестивейшим императрицам о правой вере» и «Толкование, или памятка на Евангелие от Иоанна». Согласно Евстратию, там же содержалось «изъяснение» (κθεσις) отцов I Вселенского Собора, согласно к-рому «Иисусу Христу воздается поклонение целиком, но не как человеку, и Он сам тоже поклоняется целиком, но не как Бог». Чтение этой книги подвигло Никейского митрополита к ряду выводов. Их он изложил в 2 своих «Словах», к-рые не стал публиковать, не будучи уверенным в нек-рых содержащихся там положениях. Однако, по словам Евстратия, эти 2 сочинения были у него украдены, переписаны и выпущены в свет с чуждыми автору добавлениями. Выдвинутые против Евстратия обвинения сохранились в 24 «Дурно выдвинутых главах о неизреченном домостроительстве во плоти Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа».

http://pravenc.ru/text/2057126.html

   У Анны это — первое упоминание о сербах, которых писательница, как и большинство византийских авторов, называет далматами. В дальнейшем Анна несколько раз возвращается к рассказу о сербах. Хотя ее сведения чрезвычайно фрагментарны, а географические представления неточны, рассказ Анны является нашим главным источником по истории Сербии конца XI-haчaлa XII в. (см. Предисл., стр. 23).     183 Вриенний (Nic. Br., I, 1) начинает родословную Комниных с Мануила, который был современником Василия II Болгаробойцы и посредником в заключении мирного договора с мятежным феодалом Вардой Склиром (см. прим. 1069). Сыновьями Мануила были Исаак Комнин, будущий император, и его брат Иоанн, отец Алексея I. По мнению Г. Мурну (Murnu, Origine de/Comnène), Комнины происходили из села Комна в Македонии, однако его попытка считать этот род валашским не обоснована источниками. Исаак Комнин, подняв в 1057 г. восстание против Михаила VI, действовал как признанный вождь византийской феодальной аристократии (Psellos, Chronogr., II, р. 20), опиравшейся преимущественно на малоазийские фемы. Напротив, Алексей Комнин, действовавший в ту пору, когда восточные области были уже заняты сельджуками, видит свою опору прежде всего в македонской феодальной знати.     184 Иоанн Комнин — отец Алексея, младший брат императора Исаака, куропалат и великий доместик (Skyl., р. 642). У Иоанна и его жены Далассины было пять сыновей — Мануил, Исаак, Алексей, Адриан, Никифор и три дочери — Мария, Евдокия, Феодора.     185 См. прим. 29.     186 Исаак был дукой Антиохии с 1074 до 1078 г. В Антиохию он был послан в связи со смертью прежнего дуки Иосифа Траханиота и начавшимся волнением среди антиохийцев, возглавляемых патриархом Эмилианом. Исаак хитростью изгнал Эмилиана из города и отправил его в Константинополь. Находясь в Антиохии, Исаак вел борьбу с турками, попал в плен и был выкуплен антиохийцами (Nic. Br., II, 28—29; Skyl., p. 718).     187 См. Ал. I, 1, стр. 57 и сл.     188 Об интригах Борила и Германа см. также Zon., XVIII, 20; Nic. Br., Praef; Anon. Syn. Chron., p. 172.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 1117 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Осенью 1114 года митр. Евстратий Никейский сопровождал имп. Алексея I Комнина в походе против половцев, вторгшихся в пределы Византии. В Филиппополе имп. Алексей спорил с манихеями и, судя по сообщениям Анны Комнины и Иоанна Зонары , преуспел в их обращении. По словам Анны, в этих беседах императору помогали митр. Евстратий, местный архиерей и зять имп. Алексея Никифор Вриенний . Там же состоялся спор Евстратия с неким армянином о природах Христа. По сообщению Никиты Сеида , утверждение Никейского митрополита, согласно которому человеческая природа Христа поклоняется его божественной природе, вызвало тогда не только раздражение оппонента, но и недовольство присутствовавших на диспуте - архиереев, сенаторов, лиц, хоть немного разбирающихся в богословии, а также армян. Согласно Никите Сеиду, Евстратий не сумел перенести обиду от того, что окружающие отрицательно восприняли его слова на споре в Филиппополе, и потому решил написать два " Слова " в обоснование своей точки зрения. По словам самого Евстратия, побудительным мотивом для него стали два сочинения свт. Кирилла Александрийского - обращенное к сестре имп. Феодосия II Пульхерии и его жене Евдокии " Второе увещевательное слово благочестивейшим императрицам о правой вере " и " Толкование, или памятка на Евангелие от Иоанна " . Согласно Евстратию, там же содержалось " изъяснение " (κθεσις) отцов I Вселенского Собора , согласно которому " Иисусу Христу воздается поклонение целиком, но не как человеку, и Он сам тоже поклоняется целиком, но не как Бог " . Чтение этой книги подвигло Никейского митрополита к ряду выводов. Их он изложил в двух своих " Словах " , которые не стал публиковать, не будучи уверенным в некоторых содержащихся там положениях. Однако, по словам Евстратия, эти два сочинения были у него украдены, переписаны и выпущены в свет с чуждыми автору добавлениями.

http://drevo-info.ru/articles/13679406.h...

Упомянув в выражениях, вышеприведенных мной, обо всем, чем он был обязан ей, царь поручает заботам «своей святой, глубокопочитаемой матери» все управление империей: суд, финансы, управление провинциями, назначение на всякие должности, на всякие посты, все подчинено ее контролю и подлежит ее решению. «Все, что ни прикажет она, говорит император, письменно или на словах, должно быть приведено в исполнение». Она получила свою печать, дошедшую до нас, с такой надписью; «Боже, защити Анну Далассину, мать императора». И таково было ее могущество, что, по словам Анны Комнины, «император, казалось, передал ей бразды правления и в некотором роде следовал за императорской колесницей, везшей ее, довольствуясь одним титулом царя». И царевна почтительно удивляется, что можно было предоставить столько места в государстве и столько влияния гинекею: «Она приказывала, пишет Анна, и сын ее повиновался, как раб. У него была видимость могущества, но обладала властью она». Это была для Анны Далассины прекрасная отплата за перенесенное в 1059 году жестокое испытание. Тогда она льстила себя надеждой стать императрицей: мечта ее осуществилась. Около двадцати лет по воле своего сына она оставалась его соправительницей, и надо отдать ей справедливость, что правила она империей хорошо. Она вновь завела в правительстве порядок, распоряжаясь и со вниманием следя за подробностями мельчайших дел. Она подняла нравственность в священном дворце, где раньше царила полная распущенность, и завела в нем приличный и суровый тон монастыря. Отныне в помещении императора были распределены по строгой программе часы для еды, богослужения, и все должны были подчиняться предписанным ею правилам. Она сама показывала пример. Анна Комнина рассказала нам, как были распределены все часы дня у ее бабушки. Часть ночи проходила в чтении молитв; затем утро было посвящено аудиенциям и прописыванию бумаг; после полудня она шла в часовню святой Феклы, присутствовала при богослужении, а затем до вечера опять занималась общественными делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

195 Anna, I, 13 ­­ Bryenn., 34–35; 16 ­­ 86; 17 ­­ 87; 18 ­­ 88; 19 ­­ 89; 20 ­­ 90; 21 ­­ 90–91; 22 ­­ 92; 23 ­­ 93, 126; 24 ­­ 101; 25 ­­ 133; 26 ­­ 135; 27 ­­ 136; 28 ­­ 137; 29 ­­ 137–138; 30 ­­ 138–139; 31 ­­ 139; 32 ­­ 140; 33 ­­ 140–141; 34 ­­ 141–142; 35 ­­ 142–144; 36 ­­ 144; 38 ­­ 147–148; 40 ­­ 148; 41 ­­ 149–150; 42 ­­ 151; 43 ­­ 152; 44 ­­ 152; 45 ­­ 153; 46 ­­ 154; 47 ­­ 155; 48 ­­ 155–156. 200 Этим сочинением пользовались: Вильгельм Апулийский, Готфрид Мала-терра, Ромуальд Салернский и автор Амальфийской хроники. Ученый Вильман догадывается, что это сочинение было написано барийским архидиаконом Иоанном, которому принадлежат также описания обретения мощей св. Сабина и перенесения мощей св. Николая. Аргументацию по этому предмету и основания, на которых опирается мысль о зависимости Анны от латинского историка, можно читать в Archiv der Gesellschaft fiiraltere deutsche Geschichtkunde… herausgeg. v. Pertz. 10 Bd., 1851, 98–110, а также в сборнике Pertz. ММ., XI (SS., IX), 240. 202 Anna. I, 37: τατα γ εκενου διηγουμνου πολλκις κουον (я много раз слышала об этом с его слов). 203 Таковы сообщения Анны Комнины о соглашении папы с саксонскими герцогами Рудольфом и Гвельфом, а также рассказ о Мономахе и Палеологе, по сравнению с сообщениями и рассказом о том же предмете Вильгельма Апулийского. 204 Это доказывается тем, что, с одной стороны, автору хроники известно о смерти Иоанна Комнина (Glyc., 459, ed. Bonn.), с другой – живший при Мануи-ле Комнине Манасси знал хронику и пользовался ей; сверх того, петербургский манускрипт хроники помечен уже 1176 г. (Muralt. Essai de chronographie Ьуг., XXVII). 205 Источники для предшествующего времени указаны самим Гликой (221,223, 266, 294, 457, 530, 531, 546, 551): Георгий, Феофан, Скилица и Зонара. Гирш (Byzant. Stud., 397–403) заметил пользование еще несколькими источниками. Для времени последующего, с воцарения Алексея I, единственный источник Глики – Зонара, и Глика не простирается дальше того пункта, на котором остановился его источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Надо сказать, императрица Ирина представляла собой удивительный образец настоящей царицы и благочестивой византийской женщины. Очень скромная по природе, она редко появлялась на людях, предпочитая чтение Священного Писания и творений Святых Отцов, молитвы и антифонные песнопения. Как и ее супруг, императрица много занималась благотворительностью. Ирина не только щедро раздавала личные сбережения нищим и малоимущим, но и старалась дать какой-нибудь добрый совет. Праздных попрошаек она принуждала заняться полезным делом, другим помогала найти пристанище и работу. О ней говорили, что императрица «ежедневно смешивает пищу и питье с состраданием». Не очень красивая как женщина, она обладала, тем не менее, внутренним обаянием, но в силу стыдливости характера редко бывала на людях и стыдилась, когда кто-либо прославлял ее красоту, тотчас краснея 186 . Она искренне и глубоко любила Алексея I Комнина, хотя, как известно, ее любовь нередко оказывалась неразделенной. К своему несчастью, Ирина знала о том, что, презрев ее достоинства, император серьезно увлечен императрицей Марией Аланской. Забегая вперед, скажем, что впоследствии смирение и любовь Ирины сделали свое дело. С годами муж все больше и больше проникался к ней нежным чувством, а после смерти матери Анны Далассины и начала острой болезни Комнин в буквальном смысле слова шагу не мог ступить без Ирины. Она сопровождала его во всех последних походах и путешествиях, никогда не оставляя царя даже в воинском лагере. Но все это еще далеко впереди. А в 1081 г. Ирина и Анна Далассина пришли в отчаяние, хотя и каждая по своему поводу, когда выяснилось, что намечавшийся союз «Комнины – Дуки» вот-вот может рухнуть из-за увлечения Алексея I. Для понимания сложившейся ситуации следует учитывать довольно запутанную с точки зрения византийского правосознания и политической практики оценку прав Алексея Комнина на царский сан. С одной стороны, как племянник императора Исаака I Комнина, он имел все права на власть и в этом отношении не начинал новую династическую линию, но восстанавливал старую, прерванную далеко не естественным путем. С другой, нельзя было сбрасывать со счетов и права семейства Дуков на царскую власть, узурпированные Никифором III Вотаниатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Умеренно настроенное духовенство каждой из сторон убеждало своих более радикальных собратьев не искажать и не перетолковывать веру противоположной стороны. Каноническое и богослужебное единообразие не считалось обязательной задачей, во всяком случае – не первостепенной. Одним словом, в 1095 году разрыв в христианстве еще не совершился. Однако по мере того как XII столетие клонилось к закату, непрерывное соперничество и даже столкновения сменились растущей враждебностью и непониманием. Ответственность за ухудшение отношений между Востоком и Западом следует возлагать на крестовые походы, даже если в числе других факторов напряженности были военная агрессия норманнов и экономический империализм венецианцев. Повторяя суждение одного из исследователей, к концу столетия священная война стала всего лишь «затяжным проявлением нетерпимости во имя Господне, что есть хула на Духа Святого» 209 . Прежнее представление Анны Комнины о крестоносцах как мародерствующих разбойниках и безграмотных варварах стало всеобщим мнением. Однако для восточных христиан это было не единственным признаком надвигающейся катастрофы. Экспансионистская экклезиология Запада и линия из примерно тридцати кафедр, возглавляемых латинскими епископами, которая в форме дуги простиралась с юга Малой Азии до Иерусалима, оттолкнула и Восточную церковь , и империю. Хрупкий баланс христианского единства стал все больше склоняться в сторону раскола. Этому способствовал также папский централизм. Именно в это время (как мы увидим в следующей главе) Византия во всей полноте осознала универсальный юридический примат Рима, созданный григорианами и их последователями. Таким образом, к концу XII века представление о том, что Запад и Восток составляют единую братскую христианскую общину, стремительно разрушалось 210 . Братское церковное соперничество между Римом и Константинополем стало больше напоминать борьбу между двумя несовместимыми церквами. Экклезиологическая дихотомия пришла на место законного первенства в кафолической церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010