Задонский летописец и его труды (Об авторе этой книги) Значение книги, предложенной вниманию современного читателя, как для истории Задонского Богородицкого мужского монастыря, так и самого города Задонска переоценить трудно. Во многом благодаря тому, что автор этого труда – иеромонах Геронтий – прекрасно знал материал, с которым работал: ведь от лет младых он пребывал на попечении здешних черноризцев, заботой которых и получил должное образование и воспитание не оставивших под спудом дарованных ему от Бога талантов. По сообщению о. Геронтия, родился он в бедной семье мещанина города Волхова Орловской губернии Михаила Кургановского. Произошло это в 1836 году, согласно его рукописной автобиографии, хранящейся в Российском государственном архиве древних актов. Во святом крещении нарекли новорожденного Гавриилом. В четырехлетнем возрасте мальчик лишился отца, а семья – кормильца. Так что изначальное образование, по собственным его словам, получал Гавриил Кургановский «на медные деньги»: в семь лет был отдан на обучение «книжной мудрости» Демьянычу – соборному дьячку. В 1846 году в связи с обретением нетленных мощей святителя Тихона, Чудотворца Задонского, многие поспешили в Богородицкий монастырь, надеясь, что совершится и прославление чтимого угодника. И матушка о. Геронтия, собрав котомку с небольшим количеством сухарей, отправилась в Задонск. Приложившись к мощам Задонского Чудотворца, мать с сыном уже думали собираться домой, но тут к ним подошли несколько монахов, заметивших как ладно мальчик подпевал монастырскому хору во время службы. Монахи предложил матери оставить мальчика в Задонске: «У твоего мальчика хороший голос, оставь его здесь, в монастыре: он будет полезен обители, а со временем, Бог даст, станет монахом и иеромонахом, будет молиться за тебя». Бедная женщина задумалась, но решиться сразу не могла, и обратилась за советом к местной подвижнице Матроне Наумовне Поповой, возглавлявшей сестричество, содержавшее странноприимный дом и взявшее на себя заботу о бедных и недужных паломниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Особое место среди свидетельств духовного характера по рассматриваемой проблеме занимают рассказы о явлениях, связанных непосредственно с тождеством Александра I и Феодора Кузьмича. Жительница Красноярска Наталия Яковлевна Попова была известна широкому кругу сибиряков своим благочестием. Она бывала на богомолье в Киеве и часто ездила к старцу Феодору Кузьмичу на Красную речку. По мужу своему, дьякону, она принадлежала к семье красноярских Поповых, давших Сибири нескольких духовных лиц, в том числе иерея Петра (брата дьякона), ставшего в 1866 г. Новоархангельским, а в 1870 г. – Енисейским и Красноярским епископом 538 . Наталия Яковлевна несомненно может быть отнесена к числу духовных чад Феодора Кузьмича, т. к. посещала его регулярно, несмотря на отдаленность Боготольской волости от Красноярска, а потом бывала у него и в Томске. Мы уже отмечали выше, в связи с характеристикой «Сказания» как источника, приводимые в нем случаи прозорливости Феодора Кузьмича, рассказанные Н.Я. Поповой. Дьяконица пришла к убеждению, что духовник ее – Александр I, не только на основании своих и чужих наблюдений, но особенно после откровения, явленного по молитвам старца. С.Ф. Хромов рассказал об этом случае в записке, переданной в августе 1881 г. К.П. Победоносцеву , следующее: «При жизни Великого Старца Феодора Козмича, проезжая из Киева, красноярская вдова, дьяконица Наталья Яковлевна, она близка была к старцу Феодору Козмичу, часто ездила к нему на Красную речку, и ей очень желательно было знать, из какого звания Великий Старец Феодор Козмич. Много раз она просила его, и все отказывал. Наконец она убедительно стала просить: «Батюшко, открой Бога ради», бывши у него в келье, и, вероятно, уже так Богу угодно, Старец ей сказал: «Если откроет тебе Пречистая Божия Матерь, то вот молись и проси Ее». Она тут же стала молиться, и сделался от иконы Божией Матери Необыкновенный Свет. Она от страху упала, и Старец ее поднял и помог встать и сказал: «Ну ступай теперь с Богом». Она пошла, ночевала на Красной речке у Латышевых 539 и во сне видела, кто он. По приходе опять к нему сказала (об этом); он ей запретил говорить (другим) до его смерти. А нам Наталья Яковлевна вот что говорила: «Пожалуйста, служите великому Старцу, если бы знали (кто он), то мы недостойны у него ноги целовать». Я прилежно стал спрашивать, она вот что только могла сказать: « Его мать – всей России мать ». А после смерти Старца при первом свидании (со мною) сказала, что великий Старец Феодор Козмич был Государь Александр Павлович. (Выделено нами. – М.Г.) Эта Наталия Яковлевна была жена брата Преосвященного Павла Красноярского, а после – Благовещенского, которая уже скончалась» 540 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

поставлен туда же дьячком вместо своего отца (ЦГИА СПб. Ф. 2162. 2. Л. 24 об., 252–252 об. (выписки из архива Вологодской духовной семинарии). Был женат на Надежде Александровне Поповой, племяннице о. Евфимия Глубоковского, у них было 4 сына (Глеб, Василий, Адриан, Никон) и 3 дочери (Кира, Параскева, Евдокия). 67 ЦГИА СПб. Ф. 2162. 2. Л. 37 (выписки, сделанные Н. И. Озерковым из архивов Вологодской консистории и приведенные в письме Глубоковскому от 25 окт. 1909 г.); Л. 237 об. (записи Η. Η. Глубоковского). Копию аттестата Никанора Глубоковского об окончании Вологодской семинарии см.: Там же. Л. 246–247. 68 Там же. Л. 249 (выписка из клировой ведомости Троицкой Селезневской церкви за 1836 г.). П. М. Глубоковская похоронена на кладбище села Кобыльска за алтарной частью Кобыльского Ильинского храма. 69 По данным на 1859 г. Кичменгский городок насчитывал 8 дворов и 35 душ жителей обоего пола. Здесь находилась ярмарка (Вологодская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. СПб., 1866). 70 Степановский И. В. Вологодская старина: Историко-археологический сборник. Вологда, 1890. С. 417; Черняев П. Кичменский городок//Вологодские губернские ведомости. 1848. 36. С. 408. 71 Глубоковский H. H. Из ненапечатанного архива... С. 157. В свидетельстве о рождении и крещении, выданном Вологодской духовной консисторией по запросу Вологодской духовной семинарии 11 июля 1884 года за 3823, фамилия диакона указана Григорий Потапов (ЦГИА СПб. Ф. 2162. 1. Л. 2). 74 Была замужем за священником Покровской церкви в с. Ерга Сольвычегодского уезда Николаем Васильевичем Вахрамьевым. У них было три сына – Александр, Евгений, Василий, – и дочь Анна (Письма М. Н. Глубоковской Н. Н. Глубоковскому: ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 361). 75 Состоял священником Вахомской Спасо-Преображенской церкви Вологодской губ. Письма о. П. Н. Глубоковского : ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 407. Жену его звали Александра Николаевна, у них было пятеро сыновей, все они, кроме умершего во время учебы в СПб. университете Павла (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Святейший Правительствующий Синод, слушав вышеписанного поданного Златоустовского архимандрита Антония доношения, согласно приговорили: протоинквизитору иеродиакону Пафнутию в Святейший Правительствующий Синод прислать ведение с подлинным известием: в запечатанных им в Приказе Церковных Дел обретающихся Калужских делах, которые следуются о противности тамошних жителей ко святой церкви, и о других, содержащихся за печатью инквизиторов Михаила Тимофеева и Ивана Феоктистова, делах какое подозрение имеет; и ежели в том Приказе Церковных Дел есть дела подозрительные, и оные ему, протоинквизитору, описать, и закрепить, и надлежащее к следованию чинить по указу и по инструкции, а прочие же дела, которые от подозрения имеют быть свободны, и оные с описью отдать ко отправлению тому архимандриту, чтоб по тем делам в следовании и в сборах денежной казны остановки не было. И о том в Москву к вышепомянутому протоинквизитору Пафнутию послать указ немедленно, а к архимандриту Антонию послать указ же, чтоб он тому протоинквизитору, ежели которые дела подозрительные, в следовании остановки не чинил; а о подьячем Стефане Никифорове, от которого он, архимандрит, показал трату Великого Государя денежной казны, учиня подлинное ведение с ясным и правдивым в том на него причин показанием, за своею рукою прислать в Святейший Правительствующий Синод немедленно. 292 (266). – 8 Ноября. О запрещении литургисать священнику за его блудное падение с племянницею, но с дозволением ему служить вечерни, утрени и часы, и о содержании иеромонаха Лаврентия Полторацкого под караулом. Святейший Правительствующий Синод, челобитья Смоленского вдового попа Михаила Маркова и допросных дому Смоленского архиерея судьи иеромонаха Лаврентия Полторацкого и подьячих Полканова и Курочкина речей слушав, приказали: его, Полторацкого, до окончания касающихся до него в Синоде дел содержать под караулом или отдать на расписку, а обретающееся в Духовном Смоленского архиерея Приказе о блудном его попове с племянницею его, женкою Анною, падении дело для подлинного рассмотрения и справедливого решения взять в Святейший Правительствующий Синод; и при отсылке того дела оную его попову племянницу о чём по тому делу надлежит допросить вновь обстоятельно в сущую правду дому Смоленского архиерея дьяку и допросные её речи с тем делом сообщить. А до учинения по тому делу решения ему, попу, при Киевском полку, при котором он обретался, и нигде не литургисать, но токмо до указу отправлять вечерни, утрени и часы и тем подобное, кроме литургии, о чём и указ ему под жестоким страхом сказать. И для ведома о том литургисания запрещении во оный полк к полковнику, а о надлежащей оного дела в Синод присылке и допросе помянутой его поповой племянницы в Смоленск оного архиерейского дому ко управителю архимандриту Иннокентию Лапицкому и к дьяку послать из Синода указы немедленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крестьянам о. Петр говорил, что они должны относиться к Феодору Кузьмичу с особым уважением, так как он «великий угодник Божий» 239 . В разных записках С.Ф. Хромова речь идет о вдове дьякона – брата о. Петра – Наталии Яковлевне Поповой, известной своим благочестием, часто ездившей к старцу на Красную речку, а потом и в Томск за советом, наставлением и благословением. Н.Я. Попова была убеждена, что Феодор Кузьмич – император Александр I. К этому убеждению она пришла не только на основании собственных наблюдений и наблюдений других людей, но особенно после откровения, явленного ей по молитвам старца 240 . В «Сказании» приводятся два случая прозорливости Феодора Кузьмича, о которых рассказала Н.Я. Попова. Наиболее значительный из них касается священника Петра Попова, служившего в это время, как указывается в «Сказании», в Благовещенском храме Красноярска 241 . (Именно в данный храм, один из престолов которого был посвящен св. благоверному князю Александру Невскому, император Александр I подарил образ этого святого 242 .) Следующее поколение этой семьи также отзывалось о Феодоре Кузьмиче с глубочайшим почтением. В «Сказании» изложен рассказ зятя Наталии Яковлевны – священника И. Тыжнова – о его поездке к старцу. Рассказ содержит и редко передаваемые в источниках наставления духовника 243 . Наряду с такими насыщенными существенной информацией и подтверждаемыми другими источниками подробностями, «Сказанию» присущи некоторая беглость и сумбурность изложения, приводящие иногда к ошибкам. Так, два паломничества Александры Никифоровны Федоровой в Европейскую Россию слились в этом жизнеописании в одно. В целом «Сказание» может служить одним из источников жизнеописания старца Феодора – в сопоставлении с другими материалами 244 . 5. Отдельные свидетельства очевидцев Целенаправленный сбор материалов в конце XIX – начале XX в. и некоторые особенности их использования Наряду с рассмотренными выше текстами, содержащими многообразные сообщения лиц, близко и длительное время знавших старца (записки С.Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Были гонения. И раскол обновленческий был. А потом одумались «живяки» и пошли на правый путь, многие из них покаялись. Отец Анатолий на колени становился перед прихожанами и «Простите меня» говорил. Верующие люди скрывались. Помню, бабушка полетела через яр, упала, ногу зашибла — убегала от советской власти. Господи (глубоко вздыхает…)! Папу вызывали в Совет: «Подписывай — ты враг народа. Если не подпишешь, сошлем, куда Макар телят не гонял». Вот так ему угрожали. Но не сажали. Карманлинцы не предали, ни разу он в тюрьме не сидел. Люди к нему хорошо относились. «Черный ворон» была машина такая. Забирала всех — и кулаков, и священников, и диаконов, и псаломщиков, — всех. Прямо ночью. Подъедут: «Садись, садись, садись». Понаберут, отвезут, и опять приезжают. А нас Господь хранил. Пришел к нам милиционер молодой и говорит: «Батюшка, Вы скройтесь, за Вами сегодня приедут». Мы его и не знали этого милиционера. Господь послал. «Я был на собрании и слышал. Пришел вас предупредить». За ним зашел Онуфрий Михайлович и говорит: «Кто это к вам из милиции пожаловал?» Взяли мы тогда на печку положили папу моего, закрыли занавесью, а сами замкнули дверь на замок. Я пошла с девочками: хожу-хожу. Спать нельзя, боюсь: «Вот как приедут за папой». Ходила-ходила, ходила-ходила — нету. Час, второй, третий, в четвертом часу приезжают — будка черная-черная. Поглядели, что замок, и не стали ломать. Так папа остался жив. Уехали и больше не возвращались. — А того милиционера Вы больше не встречали? — Нет. Какой добрый он, а? И спас папу. А псаломщика тогда взяли, просфорню взяли, диакона взяли. Всех их забрали, а папа остался. 60 лет на клиросе Отец Евгений разбирает старые фото и бумаги. Находит указ: «Поповой Нине Митрофановне резолюция Его Преосвященства Епископа Ставропольского и Бакинского Антония от 21 мая 1976 года за номером 51 — быть штатным псаломщиком Свято-Троицкого молитвенного дома станицы Ново-Троицкой». А вот и более старый указ: «Мы бывшие члены церковного совета и „двадцатки“ (перечисляются) Ставропольского края подтверждаем, что гражданка Никулина Нина Митрофановна действительно работала псаломщиком при Николаевской церкви станицы Кармалиновской с 1946 по 1960 год».

http://pravmir.ru/psalomshhica-iz-novotr...

Эти слова по внутреннему смыслу наиболее близки словам о святящихся ризах преобразившегося Спасителя в проповеди святителя Феофана на 4-ю неделю Великого Поста, – хотя нет прямой параллели ни в сюжете (повествование о милосердном самарянине), ни в дословной лексике. Святитель Феофан излагает учение о духовном восхождении и об одеянии в одежды добродетелей в строгом соответствии с живой святоотеческой традицией. Духовное восхождение человека, одетого в ризы доброделания – это не периферийное сравнение, а один из глубоких духовно-назидательных образов, позволяющих передать динамику и суть духовную жизни христианина, стремящегося к совершенству и спасению. Сочинения святителя Феофана оказываются не просто ценным душеполезным памятником русской духовной литературы, но одним из ключевых источников для восстановления ценностных ориентиров русской духовной традиции. Следует отметить и то, что Лествица пользовалась на Руси особым авторитетом и признанием. Обращение к ней святителя Феофана является весьма значимым – в том числе и для создания в будущем исчерпывающего исследования о ступенях духовного восхождения на основании русской аскетической традиции... 356 Феофан Затворник , свт. Письмо 256: Моменты духовной радости у ищущего спасения. Совмещение молитвы с принятием светских людей. Значение молитвенника. Разные нервные явления при молитве. Необходимость смирения для отражения вражеских козней. О внешнем способе привлечения сердечной молитвы. Слезы. Книги руководствующие к жизни по Богу. О слабых детях 17 января 1877 г.//Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника : собр. писем. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь; Паломник, 1994. Вып. II. С. 87–95. 360 См. статьи и докторское исследование Т.Г. Поповой «Лествица Иоанна Синайского в литературе и культуре Руси»//Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2010. Т. 1. 4. С. 7–16; Русские рукописи «Лествицы» Иоанна Синайского//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Сер. 3: Филология. 2016. 1 (46). С. 93–101; Лествица Иоанна Синайского в славянской книжности. Саарбрюкен, 2011. 457 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Новая Ильинская церковь, сохраняя традиционное трехчастное членение архитектурных объемов, имеет фасады, оформленные в стиле позднего классицизма. Западный фасад, в центре которого располагался парадный вход, имеет четырехколонный тосканский портик с треугольным фронтоном. Стены трапезной и прямоугольного алтаря рустованы и прорезаны высокими окнами с полуциркульными перемычками. Кубической формы четверик основного объёма двухсветный, с одинаковыми северным и южным фасадами. В композиции каждого из боковых фасадов доминирует большое полукруглое окно «второго света» в филенчатом обрамлении. Верхние углы четверика имеют круглые ниши, в которых размещались росписи. Под полукруглым окном расположена ниша с тремя окнами нижнего света, разделенными тосканскими пилястрами, при этом над центральным окном расположен сандрик на кронштейнах, а над боковыми окнами — продолговатые ниши. Любопытно завершение купола на низком глухом барабане, выполненное в виде стилизованной главы, посаженной на декоративный световой фонарик кубической формы. Прежде бывший в летней церкви зимний Димитриевский придел был перенесен в новый зимний храм, где уже размещался не в трапезной, а в алтарной апсиде, рядом с главным алтарем. Помещения церкви отапливались тремя изразцовыми печами, имели выбеленные стены и своды, а в 1861-1862 годах Ильинский храм был расписан стенной живописью на церковные средства и пожертвования петербургской купчихи Екатерины Поповой. Работы были исполнены иконописцем Пошехонской Адриановой слободы Александром Семеновичем Брусняковым. Им же был перекрыт другим колером и фон иконостаса и поновлена его резьба. В 1884 году иконостас главного алтаря весь заново вызолочен червонным золотом вместе с резьбой, а иконостас придела великомученика Димитрия Солунского также капитально отремонтирован и выкрашен с очисткой и позолотой резьбы. При этом поновлены иконы обеих иконостасов с позолотою фона. В 1884 году усердием и средствами церковного старосты крестьянина Алексея Синицина были поновлены обе церкви и устроена новая церковная ограда с угловыми башнями, отмеченными печатью романтизма. Прежде вокруг кладбища и церквей находилась ограда с деревянным палисадником на кирпичных столбах.

http://sobory.ru/article/?object=20489

Почтовый адрес: 141282, Московская область, Ивантеевка, ул.Центральный проезд, д.1, кв.176. Герасимовой Ирине 2011/12/01, 09:22:48 Добрый день! Я узнала, что к Вам можно обратиться с просьбой о получении освященного пояска Пресвятой Богородицы. По стечению обстоятельствя не смогла посетить храм Христа Спасителя в дни, когда там находился пояс Пресвятой Богородицы. Мне 41 год. С 2008 года у меня начались проблемы со здоровьем: сердечная недостаточноть, аритмия, женские проблемы. Прохожу курсы лечения, но травяными сборами, так как лекарства мой организм не воспринимает. Прошу Вас помолиться о моем здоровье , здоровье моих мальчиков Алексее, Андрее и моей мамы Галины ( она сердечница, инвалид).Я верю , что поясок будет оберегать мою семью и даст нам сил . Храни Вас Бог! Мой адрес: 142613, Московская область, город Орехово-Зуево, улица Парковская, дом 13, кв.12. Холодова Виктория Олеговна Виктория 2011/12/01, 08:07:43 Здравствуйте! 6 лет назад у меня умерла единственная дочь. Мне 44 года. Я очень хочу родить, но уже 6 лет не получается. А годы проходят. Я потеряла надежду. С возрастом стали появляться болезни матки, которые мешают зачатию - гиперплазия эндометрия, миома. Последняя надежда на поясок Пресвятой Богородицы. У мужа после автомобильной аварии сильные головные боли. Принимает очень много таблеток, которые плохо влияют на печень и почки. Очень Вас прошу, пришлите, пожалуйста поясок. Я верю, что Богородица помогает многим. Будем молиться, чтобы помогла и нам. Мой адрес: 115563, г. Москва, Ореховый бульвар, дом 21, корпус 1, квартира 240. Яшиной Ирине Валентиновне. 2011/12/01, 07:14:02 Прошу Вас выслать мне освященный поясок Пресвятой Богородицы. Мне 67 лет. Ездить не могу так как болею. После черепно-мозговой травмы мучают сильные головные боли,нарушено кровообращение. Еле хожу. Очень кружусь. Молюсь постоянно. Муж водит меня за руку. Прошу Пресвятую Богородицу в своих молитвах помочь мне. Если есть возможность пришлите освященный поясок по адресу: 393970,Тамбовская область, Пичаево-райцентр,ул.Школьная,16 Поповой Раисе Александровне. Спаси Вас Господи!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=859&...

С 1997 года до 2011 года, с перерывами в храме и вокруг церкви производились реставрационные и строительные работы. Церковь Никольская сооружена в 1731-1738 годах архитектором Г. Шеделем по заказу дворцового ведомства, владевшего селом. Храм белокаменного типа " восьмерик на четверике " . Переход от квадратного основания к восьмерику осуществлён системой ярусных тромпов. Традиционноое строение, восходящее к эпохе московского барокко, сочетается в храме с художественными приёмами и декоративными формами барокко западноевропейского. Трапезная перестроена заново в 1837-1841 годах; пятиярусная колокольня выстроена по проекту известного зодчего Евграфа Дмитриевича Тюрина (1792-1875) в 1845 году. Источник: Подъяпольская Е.Н. " Памятники архитектуры Московской области " . 1975 Церковь Николая чудотворца в селе Домодедове 1628 г. по окладу церковной дани 8 алтын с деньгою, кормовая гривна. За последующие годы церковной дани с сей церкви платилось в 1635 – 1711 гг. «2 рубля 14 алтын, заезда гривна», в 1712 – 39 гг. 2 руб. 82 ½ коп. Под 1646 г. в селе Домодедове значится: «церковь Рождества Христова, да Николы чудотворца, древянна, клетцки». В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа за 1680 г. написано: «13 августа государева села Домодедова церкви Николая чудотворца поп Григорий Данилов сказал: церковной де земли у них по 20 четей в поле, сена 20 копен, а в писцовых книгах 1627 г., каковы даны из казенного приказу, той церкви и никаких земель не написано; по сказке ж поповой, та де церковь Пехрянской десятины, Ратуева стана, церковное строение древянное, мирское». По писцовым книгам 1680 – 81 гг.: в селе Домодедове под дворами и усадьбою священноцерковнослужителей земли десятина, пашни церковной земли 20 четвертей в поле, сена 25 копен; дворы попа с причетниками от церкви в 25 саженях. В 1710 – 22 гг. церковь св. Николая чудотворца деревянная. Село Домодедово, у реки Пахры, по обе стороны устья речки Рожай, в начале XVII ст. находилось Московского уезда, Ратуева стана, в дворцовом ведомстве; в 1646 г. в селе числилось 4 двора церковных бобылей и 56 дворов крестьянских и бобыльских. В 1710 г. это село принадлежало князю Александру Даниловичу Меншикову, у которого оно потом было возвращено и по прежнему причислено к дворцовому ведомству.

http://sobory.ru/article/?object=02592

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010