Editio princeps: Boissonade J. F. Anecdota Graeca IV. P., 1832, p. 1 96, 860–1246. Воспроизведен также в кн.: S. John Damascene, Barlaam and Joasaph, edd. G. R. Woodward, H.Mattingly (Loeb Classical Library). L., 1907, 2 1914, переизд. в 6 1967 г. с предисл. D. M. Lang, репринт текст ВиИ XXVII см. в специальных изданиях апологии (ниже). Переводы англ .: в Loeb’obckoй серии; итал .: Ronchey S., Cesaretti P. Vita bizantina di Barlaam e Joasaph. Milano, 1980; русск .: 1) о жизни преп. и богон. отцев наших Варлаама и Иоасафа, составленное св. Иоанном Дамаскиным . Перев. с греч. по древним пергаментным рукописям, хранящимся на святой Афонской горе. Изд. 2-ое Афонского русского Пантелеймонова монастыря. Серг. Посад, 1910. Несмотря на подзаголовок, перевод часто вольный и неточный, с пропусками; в апологии многие места прямо изменены по сир. и арм. текстам (по переводу Крестникова) без всяких оговорок. Это издание является переработкой книги: Сказание о жизни святых отцов наших Варлаама и Иоасафа, приписываемое св. Иоанну Дамаскину . Перевел и издал иеромонах Антоний. Одесса, 1888 (апология на с. 154–68), – переизданной Пантелеймоновым монастырем в 1894 г. Книги, выпущенные в Киеве в 1842 г. и в Москве в 1864 г. (указаны в справочнике Кегп’а, 38), нам не удалось увидеть (в РГБ имеется популярное изложение жития: М., 1863, шифр А 126 / 290 ). У Лебедевой, 48 со ссылкой на разные источники упоминается об общедоступных и сокращенных, по-видимому, изданиях Повести в Москве в XIX веке в переводе с древнерусского, а также о какой-то переработке около 1890 г. Некое издание 1911 г. характеризуется М. Н. Сперанским как «старообрядческое» (Лебедева, 48 и 102); 2) Т. В. Поповой с греч. в кн.: византийской литературы IV–IX веков. М., 1968, 305–8 (Попова даже не подозревала, что переводит «Апологию» Аристида [до гл. 12], как это следует из умолчания в предисловии и из датировки ВиИ, а также из примечаний на с. 350 – критика у Лебедевой, 28); 3) И. Н. Лебедевой с древнерусского перевода в кн.: литературы Древней Руси. XII век. М., 1980, 215–25 (параллельно с древнерусским текстом).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

В материале приведены новейшие исследования о дуэли Пушкина с Дантесом, о её особенностях и подлых подоплеках. Материал приурочен 225-й годовщине со дня рождения Великого русского поэта, так же, как и предваряющая публикацию подборка стихов Андрея Реброва (Санкт-Петербург), посвященных А.С. Пушкину. Своим творчеством и жизненной позицией воюет за правдивую русскую историю известный художник Филипп Александрович Москвитин (Москва). В журнале публикуется его статья « “Нам завещанное море”. К 10-летию возвращения Крыма и Севастополя в родную гавань» об истории Крыма в пояснение авторской художественной, постоянно пополняющейся экспозиции «Русский Крым». Анатолий Николаевич Грешневиков (Москва; пос. Борисоглебский Ярославская обл.), прозаик, зам. председателя комитета ГД РФ по природопользованию ведет свою войну – за сохранение русской природы. На эту тему его материал «Книги, рожденные заонежской тайгой», посвященный жизни и творчеству популярного прозаика, исследователя и защитника природы Анатолия Онегова. Известный ученый, филолог, византинист Галина Викторовна Скотникова (Санкт-Петербург) свою статью «Крещение русскостью» посвятила исследованию творчества талантливого петербургского поэта, воина мирных времен, капитана 1 ранга Бориса Орлова. Историк, прозаик, журналист Игорь Николаевич Шумейко (Москва), воюет за правдивую историю, исследуя исторические и современные аналогии, выявляет спланированные врагами России повторяющиеся в веках подлости – в статье « История. Истерия. Террор», посвященной сопоставлению террористических актов Веры Засулич и Дарьи Треповой. Смело за правду воюют правдой русские поэты. В новом номере «Родной Ладоги» воинским духом и любовью к Отечеству исполнены все поэтические подборки. Мы публикуем стихи Данила Гайфуллина – героя СВО, Андрея Родосского (Санкт-Петербург), чей сын – почти два года на передовой, Олега Селедцова (Краснодар), Владимира Скифа (Иркутск), Натальи Егоровой (Смоленск), Нины Поповой (Москва), Дениса Ерёмина (Москва), Сергея Корытина (Санкт-Петербург), Андрея Реброва (Санкт-Петербург), Елены Осминкиной (Крым, Симферополь), Бориса Бурмистрова (Кемерово).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/01/po...

Вполне солидарен со взглядами своих собратьев и епископ Макарий (Парвицкий-Невский): «Обеспечение должно быть достаточное, чтобы духовенству не было необходимости брать платы за совершение треб и таинств или для усиления средств содержания заниматься какими-либо несвойственными ему предприятиями» 276 . Жалованье из казначейства должно быть главным способом обеспечения духовенства, считали архиепископ Тверской Алексий (Опоцкий) и епископ Владимирский Евсевий (Никольский) 277 . Епископ Тамбовский Иннокентий (Молчанов) предлагал ввести утвержденный властью налог наряду с земскими. По его мнению, «заботы о насущном хлебе отвлекают пастыря от его прямых обязанностей, различные поборы духовных лиц вредят самому делу служения их. В понятии народа умаляется значение таинств и треб церковных, которые должны быть оплачиваемы известною ценою» 278 . Те же мысли можно встретить и в ответах архиепископа Казанского Димитрия (Самбикина) и епископа Енисейского Евфимия (Счастного) 279 . Преосвященный Михаил (Темнорусов), епископ Минский, писал: «Главной причиной нестроения приходской жизни и даже некоторой враждебности в отношениях клира с прихожанами, особенно в селах, в настоящее время является обоюдная бедность сторон. Один благочестивый наблюдатель приходской жизни в нашем крае с грустью однажды сказал нам, что все зло в том, что в нашей деревне живут два одинаково голодных волка – поп и мужик, которые, будучи обречены жить на те скудные средства, которые дает деревня, и не имея никакого источника дохода извне, должны пожирать друг друга. Замечание это глубоко справедливо. С одной стороны, церковный причт, не будучи в состоянии жить на нищенское жалованье от казны, занят, прежде всего, заботой о приискании насущного куска хлеба для себя и своей семьи и возможном обеспечении себя и семьи в будущем и вследствие этого отдается не деланию на ниве Христовой, а возделыванию своих нив и садов и выколачиванию доходов от прихожан, а с другой стороны – убогие прихожане не только не проявляют ни малейшего старания улучшить жалкое положение причта, но еще ищут удобного момента захватить себе что-нибудь с поповой нивы, с попова луга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И целыми днями подходили сёстры, едва сдерживая рыдания. С любовью смотрел на своих сирот старец, изнемогающей рукой благословлял каждую, давая иконочку. Иногда губы его шептали: «Бог благословит» или «Бог простит». Желая хоть чем-нибудь утешить их на прощанье, он, несмотря на свою крайнюю слабость, позволил шамординским фотографкам снять с себя портрет, и пытался устроится получше, чтобы было виднее его лицо. Когда все Шамординские сёстры перебывали, тогда старец велел написать в Белевский женский монастырь, что он очень плох. Игуменья отпускала всех желавших, и по белевской дороге потянулась такая же вереница сестёр. Белевская Крестовоздвиженская обитель издавна была привержена к оптинским старцам, начиная со старца Леонида. Последующие старцы преемственно принимали в своё отеческое попечение и Белевскую обитель, которая отличалась неизменною преданностью, любовью и послушанием к старцу. Поэтому много слёз было пролито и этими присными ученицами отходящего старца, который и им посылал ласковым взором свой прощальный привет. К этому времени стали съезжаться в Оптину и из других обителей, а также многие из мирских духовных детей о. Иосифа. Так старец сам распорядился телеграфировать шамординской благотворительнице А. Я. Поповой, чтобы она приехала. Через несколько дней старец стал её провожать обратно. Ей хотелось остаться ещё около старца, но он настойчиво отправил её в субботу, вопреки своему правилу никого не отпускать под праздники. Возвратясь в Москву, госпожа Попова вдруг почувствовала боль в глазу. У неё внезапно подступила желтая вода, и необходима была немедленная операция. Если бы она осталась ещё день в Оптиной, то глаз её был бы бесповоротно потерян. Племянник старца, искренно его любивший и почитавший, пробыв несколько дней, собрался уезжать, так как требовали его дела. «Можно ли ещё мне приехать к вам, батюшка?» – спросил он. «Можно, только в мае», – ответил старец. Те, которые не могли приехать сами, письменно прощались с ним и испрашивали прощения и разрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

По Ваганьковскому переулку: 14) дом Флорищевой пустыни 311 15) дом В.Ф. Семенова 312 16) дом Викентия Ивановича Горшанова 313 17) дом Николая Ивановича Пастухова 314 (в доме помещается редакция газеты «Московский Листок»), 18) дом В.И. Куманина 315 . На противоположной стороне переулка 19) церковный дом 316 и 20) дом г-жи Аплаксиной 317 . На Знаменке 21) дома Л.В. Шамшиной 318 22) дома Фетисова 319 и 23) Е.С. Поповой 320 . Кроме этих домов, со времени устройства Александровского сада, к приходу причислялось здание, находящееся около Троицкого моста, в саду, а также бывшая здесь, теперь уничтоженная, полицейская будка. Численный состав прихода определяется цифрами, взятыми из клировых и исповедных ведомостей и из метрических книг Крестовоздвиженской церкви, помещенными в нижеследующей таблице: Численный состав прихода. Годы. Число домов. Число жителей. Родившихся. Браков. Умерших. «Тое осени заговев Филипово зоговенье прииде Великий князь (Василий Васильевич) на Москву месяца ноября в 17 день и ста на дворе матере своея за городом, на Ваганькове». Пол Соб. Рус. Лет. VII, 114. 277 Москва, подроб. истор. и археолог, опис. города, изд. Мартынова. М. 1875 г., стр. 102; Рус. Стар. в пам. цер. и гражд. зодч., изд. Март. ; тетр. 11. Наз­вание Ваганьково объясняют различно. Снегирев происхождение этого слова приурочивает к тому времени, когда вся Вага, или Важская десятина, заклю­чавшая в себе южную часть Архангельской губернии, северную – Вологодской и восточную – Олонецкой, поступила в собственность Московского великого кпязя («Рус. Стар.», тетр. 11); он же передает народное предание, по которому Ва­ганьково получило свое название от села Ваги, Костромской губернии, откуда были взяты дворцовые плотники, поселенные на Ваганькове и называвшиеся Ва­ганами (там же; срав. журнал «Рус. Стар.» 1889 г. октябрь). В книге «Мос­ква, подр. истор. н археолог. опис. гор.», изд. Мартыновым, слово Ваганьково производится от одного корня с глаголом ваганить, который на вологодском и др. областных наречиях значит играть, потешаться, шутить; а Ваганьков­ский княжий двор имел значение потешного; здесь же, на Ваганькове, были и народные увеселения (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

В 1880 г. странноприимный дом переименовав в „Тихоновскую общину со странноприимным при ней домом”. Наконец, в 1887 г. община возведена на степень общежительного м-ря с наименованием Троицким-Тихоновским. “Житие Матр. Наумов. Поповой, первой устроительницы странно-приимн. дома при Задон. обители (мужской)”, Воронеж, 1874 г.; “Собр. узак. и распор. правит.”, 1880 г., 66, ст. 459; 1888 г., 84, ст. 785; “Прибавл. к Церковн. вед.”, 1888 г., 3, 63; “Памят. кн. Воронеж. губ. на 1863 – 64 год.”, 15; на 1887 г., 312. 492. Толгский или Тольский – Пречистой Богородицы , мужской, 1-го класса, Ярославской губ. и уезда, в 9 вер. к сев.-зап. от Ярославля и в 1 вер. от Норского посада, на высоком левом берегу р. Волги, при впадении в нее рч. Толгоболки, в красивой местности, осененной кедровою рощею. Основан в 1314 г. Ростовским еписк. Прохором (в схиме Трифон) по случаю чудесного явления ему на этом месте, в полночь на 8 августа, иконы Божией Матери, называемой, по имени протекающей тут речки, „толгскою”, и пользующейся большим почитанием во всей Ярославской губ. При издании штатов в 1764 г. он положен в 3-м классе, но в 1820 г. возведен на степень 1-го класса. Собор во имя Входа во храм Пресв. Богородицы существует с XVII ст.; в нем находится явленная икона Богоматери. Под алтарем церкви Воздвижения погребен архиеп. Ярослав. Авраамий, скончавшийся здесь на покое в 1844 г. и много потрудившийся на пользу монастыря. А. Гаврилов, “Древности Толгского м-ря”, СП6., брошюра в 14 стр., неизвест. года; “Ист. Росс. Иер.”, VI, 402; Ратшин, 549; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 137; “Опис. монаст.”, 1817 г., 109; Проценко, “М-ри в России”, 50; Ключевский, “Жит. свят.”, 74, 418; Макарвй, “Ист. Р. Ц.”, IV, 177, 254; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и мон.”, 134; “Памятн. Веры”, 128; Шевырев, “Поезд. в Кирил. Белозер. мон.”, I, 91; Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.”, 275; Нейдгарт, “Путев. по Волге”, I, 38; “Волга от Твери до Астр.”, изд. Общ. Самолет, 79; Беккер, “От СПб. до Ниж. Новгр.”, 27; Крылов, “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

116) Окруженный развалившеюся деревянною оградой, деревянный крест с надписью: „Под сим крестом погребено тело Рязанской губернии, Зарайского уезда, села Ловец, крестьянина Михаила Степановича Назаровского, скончавшегося в 1873 году 3 января; жития его было 53 года”. 117) Опоковый пирамидальный памятник с металлическим крестом и надписью на западной стороне: „Здесь покоится прах младенца Веры Круговой; жития её было 1 год и 13 дней; скончалась 17 августа 1869 года”. 120) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится тело младенца Александры, рождена была 1876 года, апреля 8 числа; жития её было 1 год 11 месяцев и 18 дней, скончалась 1878 года марта 26 числа; дочь московского мещанина Павла Григорьевича Теренина». 121) Окруженный деревянною оградой дубовый крест без надписи. 122) Мраморная тумба без креста с надписью на западной стороне: „Здесь покоится прах Александра Петровича Соловцова, скончавшегося 22 октября 1847 года». На восточной: „Надежда Михайловна Соловцова, скончалась 13 января 1860 года». 123) Окруженные деревянною оградой два креста с надписью на одном из них: „Под сим крестом погребено тело Казанского мещанина Николая Павловича Лихачева, скончавшегося 4 марта 1866 года». 124) Крест с надписью: „Под сим крестом погребено тело коллежского секретаря Андрея Калиновича Яковлева; жития его было 73 года; скончался 24 мая 1875 г. Почто ты, милый друг, расстался с нами, оставив супругу и 3-х маленьких детей. Они горько плачут и о душе твоей Господа просят”. 126) Окруженные деревянною оградой три деревянных креста с надписями: на 1-м: „Здесь покоится тело Надежды Кивенко, скончавшейся 7 ноября 1884 года на 36 году от рождения»; на 2-м: „Здесь покоится тело чиновника Дмитрия Жуланова, скончавшегося 10 августа 1884 года на 33 году от рождения»; на 3-м: „Здесь погребено тело Пераскевы Поповой, скончавшейся 13 сентября 1863 года, на 37 году своей жизни». 127) Окруженный деревянною ветхою оградой опоковый пирамидальный памятник с крестом и надписью на западной стороне: „Наталия Крылова, 19 лет от роду, скончалась 1874 года июля 25 дня». На восточной: „зачем ты в цвете лет скончалась? Оставила нас слезы лить. Зачем, когда смерть приближалась, ты не могла нас позабыть? О, друг! о, дочь родная! мы молим Бога за тебя, чтоб воля Его пресвятая грехов избавила тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Распятие. Роспись ц. Пресв. Богородицы в Мутулас. XIII в. Для кипрской живописи XIII в. становится привычным использование красного цвета как фона для композиций (напр., на красном фоне изображено «Распятие» в соборе монастыря Иоанна Лампадиста). К. Вайцман считал красный фон кипрских фресок зап. чертой ( Weitzmann. 1966. P. 70). А. и Дж. Стилиану объясняли этот феномен тем, что в результате крестовых походов синяя краска вост. происхождения стала дефицитной и красный цвет в качестве фона применяли в XIII в. повсеместно, в т. ч. и на Западе ( Stylianou. 1997. Р. 507). С. Бойд и Вейл Карр связывали появление краснофонных фресок на К. с влиянием сир. рукописей XIII в. ( Boyd. 1974. Р. 321-322; Weyl Carr. 2005. P. 295). Красная цветовая гамма всех оттенков наиболее концентрировано представлена в росписях ц. Пресв. Богородицы в Мутуласе, которые исследователи сравнивали с «иконами крестоносцев» ( Weitzmann. 1966. P. 70-71; Παπαγεωργου Α. 1972. Σ. 206, 211; Mouriki. 1984. P. 206-213) и с фресками ц. св. Феодора в Бехдайдате в Ливане и храмов в Каре в Сирии ( Weyl Carr. 2005. P. 300). Вейл Карр ввела термины «мутуласская школа» и «марафасский стиль» (Ibid. P. 300-301); к памятникам «мутуласской школы» она относит также ряд икон и фрески XIII в. в ц. Преображения Господня в дер. Сотира (Ibid. P. 301). Более традиционнными Вейл Карр считает фрески ц. прп. Евфимиана в Лиси, она датирует их 2-й третью XIII в. ( Weyl Carr, Morrocco. 1991. P. 109). Обнаруженные в 1991 г. росписи купола и барабана ц. Пресв. Богородицы Хриселеусы в никосийском районе Строволос (ок. 1275-1300) в целом следуют образцам комниновского искусства. Папагеоргиу считает, что «моделировка, световые эффекты и робкая попытка передачи объема являются инновациями, ставшими результатом отдаленного влияние палеологовского возрождения» ( Papageorghiou A. 1999. P. 154). По мнению А. и Дж. Стилиану и Поповой, фрески 4-го слоя росписей собора монастыря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» кон. XIII - нач. XIV в. напоминают современную им живопись македонской школы ( Stylianou. 1997. Р. 65).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

II. Церковь во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, о 3 главах. В переписных книгах 1635 года о ней пишется так: «Да в монастыре трапеза деревянная, а в ней два престола: престол введения пречистыя Богородицы, да Николы Чудотворца. А у введения двери царския на празелени с сению и столпы на золоте, да у Николы Чудотворца двери северския на празелени, а на них написан благоразумный разбойник». В 1653 году церковь эта сгорела – и в следующем 1654 году при келаре старце Гурие она вновь построена с одним престолом во имя Введения Божией Матери. В 1683 году игуменья Клеопатра била челом патриарху Иоакиму, что у них в монастыре деревянная церковь входа во храм Пресвятыя Богородицы тесна и во время богослужения, за утеснением, в тое церковь того монастыря сёстры невбираются и они-де обещались построить каменную на прежнем месте во имя тот же престол – и дать им благословенную грамоту. Патриарх велел им деревянную церковь разобрать, а на новую церковь камень, кирпич и известь и лес готовить. 7193 года устроена была каменная церковь и патриарх благословил освятить её Никитского монастыря игумену Роману по новоисправному чиновнику и дать в тое церковь антиминс (грамота 7193 года сентября 23 дня – 1684 г.). При церкви устроена была трапеза, и как церковь, так и трапеза были крыты тёсом. В 1710 году при преосвященном Стефане иждивением благоверной царевны Натальи Алексеевны при сей церкви пристроены были два придела, существующие в настоящее время: 1) во имя Адриана и Наталии и 2) во имя Знамения Божией Матери. Престол в сей церкви и приделах из простого дерева о 4-х столпах; иконостас в настоящей столярный о 4-х ярусах, внизу с колоннами гладкий, по местам с золочёною на полимент резьбою, выкрашен краскою. Царские двери прорезные, как в настоящей, так и в приделах, вызолочены на полимент. Иконостас, царские двери и образа в 1788 году были поновлены. Усердием переславской купчихи и почётной гражданки Марин В. Поповой в 1869 году в сей церкви устроен мозаический пол и механическая духовая печь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В субботу перед праздником приветствовал я вас, отец наместник, и братию, и только в субботу приветствую вас при совершении праздника. Радость Господа воскресшаго в вас да прострется далее пределов праздника; и, по благодати Его, в вашей вере и любви, да совершается Апостольское слово: радуйтесь о Господе, всегда радуйтеся. –        Получив от вас прискорбное известие о театре в посаде, хотел я собраться с силами, лично снестись о сем с гражданским губернатором: но не мог: так как и во всю неделю только не многих иногда мог принимать, и ни у кого не был. Ныне писал я к гражданскому губернатору, и требовал уведомления о последующем. Если не получу удовлетворительнаго ответа: думаю писать в Петербург. Апреля 2-го 1866. Посылаю, что писал к гражданскому губернатору. Если будете иметь случай, скажите старице Александре Поповой от меня желание благословения Божия и мира после скорбей. Я просил сенатора обратить внимание на ея дело, дав свидание и о ней. Мне сказывали опотом, чо дело решено в ея пользу. Благодарю за благословенный артос. Благословение преподобнаго Сергия принесло мне долю здоровья. Ныне я сподобился совершить литургию. Апреля 3-го. 1622 Отцу наместнику мир. Помышляем по случаю избавления Государя Императора от опасности послать от духовенства всеподданейшее письмо. Можете ли принять на себя быть депутатом для представления онаго, вы один или в сопровождении другаго депутата, протоиерея? – Отвечайте мне, тотчас по получении сего по телеграфу – одним из двух слов: могу, или не могу. Апреля 6-го 1866. И если можете: то приезжайте, или ныне же вечером, или завтра поутру. 1623 Отцу наместнику и братии мир и спасение о Господе. Иеродьякона Варлаама и монаха Антония представьте к рукоположению. Посещение Божие на скит болезнию да подвигнет братию к усилению молитвеннаго подвига, и всех да помилует Врач душ и телес. Радуюсь о братолюбиво служащих больным. Господь да благословляет их и сохраняет. – Вместе с сим получите указ о крестном ходе 4 Апреля. Прочитайте прилагаемое при сем письмо; а при возвращении скажите мне вашу мысль, надобно ли пожалеть, что оно писано, и строже предписать себе правило не писать, о чем не спрашивают. Ибо многие требуют, чтобы я писал, о чем не спрашивают, и винят меня за то, что не пишу более требуемаго по должности. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010