– Из этой пещеры вы входите в другую, но больше, где св. Иоанникий устроил церковь св. архангела Михаила. – Она также совершенно темна и также сыра, как другая пещера…40). По синаксарю Сербляка отшельник Иоанникий, родившийся в Зете, на поморье, в ранней молодости поселился на р. Ибре в Чернорецкой скале. Тут он подвизался как суровый постник, отказавшийся от себя. Некоторые иноки, увидав самоотверженную жизнь его, остались жить при нем, с тем, чтобы безответно слушаться советов его. Отшельник, спустя некоторое время, предложил им устроить храм и монастырь. Благая мысль, при помощи Божией, приведена была в исполнение. – Когда распространился слух о высокой жизни Иоанникия, то многие явились на скалу для духовных подвигов. Иоанникия стали хвалить даже в лице. Это сильно беспокоило того, кто так любил смирение и тишину. Предав братию Господу и благодати Его, он удалился с любимой скалы. В недальней Девицкой   40) Гильфердинг в Зап. геогр. общ. XIII, 160-162. пустыне поселился он в пещере, при потоке холодной воды. И здесь мирно предал дух свой Господу, в конце XIII стол.41). Мощи св. Иоанникия покоятся в монастыре Девицком, который построен был Юрием Бранковичем (1427-1456 г.) в благодарность за исцеление дочери его. Сербская церковь поет преподобному: «божественных послушав заповедей, в молчании пребыл еси чрез все житие свое и быв в поношении в отечествии своем, питался еси желанием истинныя славы». «Желание Христовы красоты стяжав, затворил еси чувства своя от всего тленного и мимо текущего и подвигами души своея восшел есина высоту, блаженне». «Преподобне отче, гласа евангелия Господня послушав, мир оставил еси, ни во что же вменив богатство и славу и живый в уединении, всем взывал еси оттуду: возлюбите Бога и обрящете благодать, ничто же предпочтите любви Его, да егда приидет во славе своей, обрящете упокоение со всеми святыми: их же молитвами, Христе, сохрани и спаси души наша»42). 29 ч. Память св. ВАСИЛИЯ, святителя захолмского. Недавний синаксарь сообщает следующее известие о св. Василие43). По преданию, св. Василий родился в Поповой волости, что в Герцеговине; родители его были люди благочестивые, но страдавшие от турецкой власти. Еще в юном возрасте любил он посещать храм Божий. Когда же пришел в зрелый возраст; то, оставив дом родительский, удалился в Требинскую обитель Успения Богоматери

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Так, храм они называют кузницей, конюшней, поповой мельницей, свиным хлевом. Про иконы говорят так: иконы ни к чему; доска, она доской и останется. Про икону, напр., Георгия храброго хлысты говорят: Георгий сидит не на ноне, а на своей плоти. Православные молитвы хлысты искажают, так в конце молитвы «Богородице, Дева, радуйся!..» они читают: «яко родила еси души грешных». В диптихах у них, вместо обыкновенной записи, пишется: «на ярмарке я был, лошадь не купил» и т. п. Относительно мощей хлысты говорят, что это обман, выдумка попов для сбора денег; еще это не нетленные тела, а восковые фигуры; чрез них деньги собирают. О таинстве причащения они кощунствуют, кажется, более всего. В таинстве причащения они не признают св. Причастие за Кровь Христа: «этого, говорят они, и нельзя сделать; поп причащает вас простом вином, и для спасения оно значения не имеет». Если же они и причащаются, то св. Тайны выплевывают в платок, а из платка кладут их в особый маленький, с наперсток, ковшичек, как будто серебряный, и прячут ею в особый ящик, устроенной в кровати 65 . Отвергая св. иконы и кощунствуя над ними, тамбовские хлысты-постники, однако, весьма чтут фотографические карточки своих хлыстов и богородиц, пророков и пророчиц. Всех их называют по имени Павлыч, Захарыч, бабушка Анисья и обращаются к ним с молитвами. К бабушке Анисье хлысты взывают так: «Кормилица, – мамаша, прости нас грешных, весь царский род спаси и помилуй; пошли веру и охоту на божью работу». Молясь сами пред фотографическими карточками своих единоверцев-хлыстов тамбовские сектанты принуждают к тому же и своих работников – православных, требуя при этом креститься и делать земные поклоны. Про И. Христа так кощунствуют: «Спаситель такой же мужик, как и я – Фирс; его еврейская девка в яслях родила. Христос не был распят, не умирал и не воскресал. Вот я тебя пригвожду ко кресту, ты встанешь? – Конечно, нет. Все это выдумано раньше нас нашими предками, чтобы праздновать воскресение». У хлыстов-постников Тамбовской губернии делается порез на ладони; это – хлыстовская печать. На спине у них также есть особые символические знаки, в форме лошадиного копыта; это у них называется «семиглавым счастием».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

5) В 1861 году монастырю Задонскому по третьему классу пожаловано от казны 100 десятин (109 га): 50 десятин леса и 50 десятин пахотной земли, находящейся в Задонском уезде в с. Боренских заводах. Кроме хозяйственного дохода, монастырь получает за место от ярмарки, ежегодно бывающей здесь, около 100 руб. серебром. 2. Средства, пожертвованные благотворителями, суть: 1) Дом деревянный на каменном фундаменте, расположенный в г. Задонске на Дворянской улице в 1-й части 1-го квартала, под со всем принадлежащим к нему строением и местом и через улицу – огородом. Дан поручицей Неонилой Евграфовной Емельяновой, что видно из хранящихся в монастыре документов; за вычетом расхода на ремонт, приносит ежегодно доход около 150 руб. серебром. 2) Дом каменный двухэтажный, расположенный в г. Задонске на Дворянской улице в 1-й части 1-го квартала, под со всем принадлежащим к нему строением и местом, подаренный с высочайшего разрешения коллежским секретарем Петром Антоновичем Плотниковым в 1858 году. За вычетом расхода на ремонт, приносит ежегодно доход 120 руб. серебром. 3) Дом каменный одноэтажный, расположенный в г. Задонске в 1-й части 3-го квартала под 16 и 17, со всем принадлежащим к нему строением и местом, подаренный в 1850 году Задонской мещанкой Матроной Наумовной Поповой. Не приносит дохода, потому что в нем принимаются бедные странники-богомольцы, для которых (женского пола) устроена от монастыря тут же и больница. 4) Дом деревянный одноэтажный, расположенный в 4-й части 3-го квартала, со всем принадлежащим к нему строением и местом, подаренный в 1853 году помещицей А. П. Рохмановой; в настоящее время в оном доме помещаются 30 мальчиков, воспитывающихся в духовном и приходском училищах. Из этих детей выбираются способные в монастырский хор; а потому тут живет и наблюдает за детьми монастырский регент. 5) В 1848 году приобретен монастырскими средствами флигель у купца Бакулина за 400 руб. серебром, расположенный в 1 части 1 квартала г. Задонска. Впоследствии этот флигель иждивением помещицы А. В. Риндиной перестроен и поставлен на каменный фундамент; за вычетом расхода на ремонт, приносил ежегодно дохода 300 руб. С 1891 года в этом доме монастырь Задонский открыл на 60 мальчиков – бедных обывательских детей – бесплатную церковноприходскую школу, которую и содержит на свои средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

385 . Известие о нескольких чудесах, совершившихся у гроба св. Тихона в день открытия честных его мощей//“Руководство для сельских пастырей”, 48, 1861. 386 . Издание службы и акафиста св. Тихона: Акафисты церковной печати. СПб., 1866; СПб., 1868; изд. 2. СПб., 1873; изд. 3. СПб., 1877; изд. 4. СПб., 1889; изд. 5. М., 1894. Гражданской печати: М., 1894; изд. 2. М., 1899; изд. 3. М., 1903; изд. 4. М., 1910. 387 . Из письма к Высокопреосвященному Иосифу, архиепископу Воронежскому//“Душеполезное чтение”, ч. II, 1862. 388 . Иосиф, архиепископ Воронежский и Задонский. Чудесное исцеление от болезни вдовы штабс-капитана Е. Н. Поповой , совершенное святителем и чудотворцем Тихоном//“Душеполезное чтение”, ч. III, 1862. 389 . Исцеления, совершившиеся в Задонском монастыре при открытии мощей св. Тихона//“Воскресное чтение”, 1861; “Душеполезное чтение”, ч. III, 1861; “Странник”, приложение, 2, 1862; “Церковная летопись духовной беседы”, декабрь, 1861; “Христианское чтение”, декабрь, 1861. 390 . Казанский Н.Н. Торжество памяти святителя Тихона в городе Усмани//“Тамбовские епархиальные ведомости”, 7, 1872. 391 . Кий И. Краткое извещение о чудесных исцелениях, совершившихся при нетленных мощах св. Тихона Воронежского в минувшем году//“Домашняя беседа”, вып. 18, 1863. 392 . Корнилий, иеродиакон. Гимн к 50-летию прославления св. мощей святителя Тихона, Задонского чудотворца 13 августа 1861–1911. Для четырехголосного хора. Воронеж, 1911. 393 . Корнилий, иеродиакон. К 50-летию прославления св. мощей святителя Тихона, Задонского Чудотворца (стихотворение)//“Воронежские епархиальные ведомости”, 11, 1910; отдельное издание. Воронеж, 1911. 394 . К предстоящему учреждению Братства во имя святителя Тихона в г. Задонске//“Воронежские епархиальные ведомости”, 24, 1910. 395 . Кременецкий А., свящ. Паломничество елецких жителей в Задонской Богородицкий монастырь 28–29 августа//“Воронежские епархиальные ведомости”, 18, 1909. 396 . Кременецкий А., свящ. Открытие св. мощей святителя Тихона, Задонского Чудотворца, 13 августа 1861 г.//“Воронежская старина”, вып. 10 , 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

По писцовым книгам 1633 г.: «у Благовещенской церкви показаны дворы: попов, дьячков, просвирницын, в приходе 17 дворов». В 1662 г. в селе Поливанове – вотчине П. М. Салтыкова «церковь деревянная во имя Благовещенской Пресвятой Богородицы, да придел Николая чудотворца, а в церкви образы и книги, и всякое церковное строенье вотчинниково, да другая церковь каменная не освящена». По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа за 1680 г.: «9 августа при досмотре церковных земель князем И. А. Шелешпальским Благовещенской церкви, что в селе Поливанове, поп Иван Васильев сказал: церковной де земли нет, а дано ему с причетники из боярской земли по 4 десятины в поле, сена 70 копен, а крепостей у него, попа, никаких нет, а в писцовых книгах 1627 – 28 гг. той церкви не написано; а по досмотру церковь каменная и по сказке поповой строение церковное боярское Петра Михайловича Салтыкова». В записной книге исходящих бумаг Синодального казенного приказа за 1714 г. значится: «8 октября запечатан указ, по челобитью лейб-гвардии Преображенского полка капитана Василия Федоровича Салтыкова, велено в Московском уезде, в вотчине его, в селе Поливанове новопостроенный придел во имя Владимирской Пресвятой Богородицы освятить Богоявленского монастыря архимандриту Иоакинфу и антиминс выдан, за полотно деньги взяты». Село Поливаново, по писцовым книгам 1627 – 28 гг., находилось Московского уезда, в Лукомском стану, «за вдовою Марьею Владимировою женою Поливанова, мужа ее старинная вотчина, да за Кочевою, Юрием и Василием – детьми Поливановыми, и за вдовою Маврою Казариновою женою Исакова, что преж сего была вотчина Бориса Владимировича Поливанова; а писана та вотчина за вдовою Маврою Исаковою по государевой грамоте, в которой написано, что ту вотчину жеребий села Поливанова после Бориса Поливанова отказала ей, вдове Мавре, ее дочь Анна жена Бориса Владимировича Поливанова; в селе 3 двора вотчинниковых и 3 двора деловых людей». К селу принадлежала дер. Шетнина, Оленино усадище, Дмитрова тож, на реке Пахре, с 6 дворами крестьян.

http://sobory.ru/article/?object=05116

Первая икона была написана архим. Зиноном (Теодором) после включения И. в Собор Тверских святых. Образ И. присутствует на совр. иконах «Собор Московских чудотворцев» (напр., на иконе из ризницы ТСЛ). В серии созданных в академической манере портретов русских патриархов В. В. Шилова (после 1996, Патриаршая резиденция в Чистом пер. в Москве) И. показан оплечно, в патриаршем куколе. Образ И. включен в серию медалей с изображениями 15 русских патриархов, созданную к 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Алексия II (ЦАМ СПбДА и др.), а также в совр. серию серебряных плакеток «Патриархи Московские и всея Руси». В собрании ГММК находятся вещи, принадлежавшие святителю: саккос, омофор и архиерейская митра с изображением Богоматери «Воплощение» и Деисуса и с надписью на серебряной пластине: «                      » (1595; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004. С. 220-223. Кат. 64, 65), а также панагия (1589), полученная И. в дар от царя Феодора Иоанновича в день интронизации (включает визант. камею с изображением Распятия (IX в.) на лицевой стороне и равноапостольных имп. Константина и Елены (XI) на обороте; см.: Лифшиц Л. И. К вопросу о дате создания визант. камеи панагии патриарха Иова//Образ Византии: Сб. статей в честь О. С. Поповой. М., 2008. С. 257-272). Принадлежавшие И. реликвии из старицкого Успенского монастыря: саккос, палица и кресты - запечатлены на фотографиях нач. XX в. С. М. Прокудина-Горского (негативы хранятся в Б-ке Конгресса США). Лит.: Иткина Е. И. Русский рисованный лубок кон. XVIII - нач. XX в.: Из собр. ГИМ. М., 1992; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341; Т. 2. С. 130; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Липатова С. Н. Фрески собора Сретенского мон-ря. М., 2009. С. 66. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп.

http://pravenc.ru/text/578144.html

Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 15. Л. 7 об.). «На второй или третий день после вскрытия «мощей» Тихона по желанию и просьбе граждан, собравшихся у здания монастыря,- отмечается в воспоминаниях задонца коммуниста С. Г. Заворыкина,- было произведено вскрытие пяти цинковых гробниц в склепе под трапезной церковью... При вскрытии первых четырех гробниц в них были обнаружены почерневшие человеческие кости, покрытые истлевшей одеждой. При вскрытии пятой гробницы обнаружен прах женщины Евфимии с сохранившейся высохшей тканью и кожей темно-коричневого цвета, похожей на пергамент. Открывшееся повергло вскрывавших в шок. Это был идеологический скандал, который тут же попытались замять» (Воспоминания С. Г. Заворыкина. Ркп.//Арх. авт.). После обретения мощей задонской подвижницы Е. Г. Поповой верующие восприняли историю с разоблачительным вскрытием как провокацию большевиков. Мощи вновь были положены в серебряную раку и находились в ней до 1922 г. 12 февр. 1919 г. та же комиссия вскрыла гробницы задонских праведников, погребенных в «Митрофановой пещере» под Вознесенским трапезным храмом (Сов. газ. 1919. 19. С. 4). После конфискации серебряной раки, совпавшей по времени с передачей Владимирского собора З. м. обновленцам, мощи были переложены в деревянный гроб и до 1929 г. находились у обновленцев. Верующие посещали З. м., чтобы приложиться к святыне и присутствовать при выносе раки. Последний крестный ход с мощами на территории З. м. состоялся 26 авг. 1929 г., в нем участвовало более 10 тыс. чел. Рака с мощами свт. Тихона Задонского. Фотография. 2008 г Рака с мощами свт. Тихона Задонского. Фотография. 2008 г Мощи свт. Тихона после недолгого пребывания в местном музее в 1932 г. были переданы антирелиг. музею, организованному в бывш. Великокняжеской (Александро-Михайловской) ц. г. Ельца, позже - в Орловский краеведческий музей. Вслед за изъятием мощей свт. Тихона останки праведников З. м., в т. ч. погребенных под сводами «Митрофановой пещеры», вывезли на городское кладбище Задонска и захоронили в общей могиле, названной народом «Святая».

http://pravenc.ru/text/182467.html

Обе миниатюры на золотом фоне, в орнаментальных рамках имеют красные шелковые прокладки; хорошо сохранилась 2-я (свт. Иоанн Златоуст). В колорите фигуры свт. Василия Великого преобладают темные тона; хитон коричневый, гиматий черный, омофор светло-розовый; на лике и фигуре сильные утраты краски. Миниатюра с изображением свт. Иоанна Златоуста более светлая; хитон голубой, с золотыми полосами, гиматий светло-сиреневый, омофор белый с темно-коричневыми крестами; вверху миниатюры обрамлены трехлопастной аркой, напоминающей о церковном интерьере. В целом, по словам О. С. Поповой, «миниатюры Хутынского Служебника принадлежат к одному из главных направлений византийского искусства XIII в., которое можно назвать «классическим» и в рамках которого выполнены фрески Студеницы» ( Попова. С. 114). На листах 1, 11, 20 имеются крупные заставки старовизант. стиля (заставки на листах 11 и 20 представляют собой композиции из 2 очень больших цветов); инициалы золотые и киноварные (того же типа, что и в Юрьевском Евангелии - ГИМ. Син. 1003, нач. XII в.) старовизант. типа. Полностью В. Х. С. не издан. Листы 1-7 были опубликованы А. И. Соболевским (Унив. изв. 1884. 12. С. 52-57); ряд молитв В. Х. С. был (не вполне точно) опубликован Ю. И. Рубаном. Лит.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 5-11; СКСРК, XI-XIII вв. С. 187-188; Рубан Ю. И. Служебник Варлаама Хутынского//Учен. зап. РПУ. М., 1996. Вып. 2. С. 99-129; Попова О. С. Миниатюры Хутынского Служебника раннего XIII в.// она же. Визант. и древнерус. миниатюры. М., 2003. С. 107-122. Рубрики: Ключевые слова: АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации

http://pravenc.ru/text/Варлаама ...

Заметим, что несмотря на то, что агиография широко используется в качестве источников по истории иконоборческого периода, однако она почти не рассматривалась как материал для исследования религиозности эпохи. Степень разработанности темы С одной стороны, стоит обратить внимание на то, что интерес к византийскому искусству, первоначально возникший как внимание коллекционеров к конкретным памятникам, в середине XIX в. подтолкнул исследователей к созданию первых работ, раскрывавших его особенности. Постепенно они осознавали ту роль, которую изображения играли в контексте восточно-христианской религиозности. Так А. Н. Дидрон отмечает, что греческий художник, в отличие от любого другого, лишь являет высказанные богословами идеи 13 , а Ф. И. Буслаев описывает русскую иконопись как искусство, в отличие от западного, остававшееся церковным 14 . В России с ее не прерывавшейся традицией иконопочитания в это время произошло настоящее «открытие иконы», которое способствовало тому, что священные изображения стали предметом работ русских религиозных философов: Е. Н. Трубецкого 15 , С. Н. Булгакова 16 , П. А. Флоренского 17 , а в трудах искусствоведов продолжились размышления о включенности изображений в религиозную жизнь. В качестве примера можно назвать работы ученых, создававшиеся на протяжении всего XX и начала XXI вв.: Н. П. Кондакова 18 , В. Н. Лазарева 19 , О. С. Поповой 20 . В настоящее время имеется в наличии ряд работ, которые полностью посвящены иконе как религиозному феномену. Они принадлежат перу Л. А. Успенского , который рассматривает икону как предмет «органически входящий в богослужебную жизнь» 21 , Х. Бельтинга, обратившего внимание на центральное положение иконы в культе 22 , А. Безансона, желавшего создать «историю изображения божественного» 23 , В. В. Бычкова, у которого икона становится воплощением самой сущности православия 24 , Н. Ю. Раевской, чье исследование рассматривает восприятие изображения в различных христианских конфессиях в зависимости от понимания ими природы символа 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

в первый день по Вознесении – Святые Престолы, во второй день по Вознесении – Святые Начала, в третий день по Вознесении – Святые Силы, в четвертый день по Вознесении – Святые Господства, в пятый день по Вознесении – Святые Власти, в шестой день по Вознесении – Святые Серафимы, в седьмой день по Вознесении – Святые Херувимы, в восьмой день по Вознесении – Святые Архангелы, в девятый день по Вознесении – Святые Ангелы. Итак, девять дней – девять чинов Ангельских, а на десятый день – Сошествие Святаго Духа. Существует, существует духовный мир Чудесное спасение ребенка В январе 1939 года болгарские газеты сообщили о таком необычном происшествии: Госпоже Еве Поповой, жене торговца Попова из Софии, недавно приснился вот какой сон. Она во сне увидела свою единственную дочь, которая со страхом жаловалась, что какие-то женщины схватили ее за горло и хотят задушить. Испуганная мать проснулась и рассказала мужу свой сон. Муж начал ругаться, упрекая, что она за ужином много ела и оттого, мол, ей снится лишь бы что. Но мать не успокоилась. Она вскочила и пошла в комнату, где ее дочурка спала. А там увидела страшную картину: у дочери глаза были выпучены, а лицо совсем посинело. Ребенок как ребенок, она тянула в рот все, что попадалось под руку – и начала сосать уголок подушки. Но затолкала в рот подушку так, что уже не могла ее вытащить. И начала задыхаться; потеряла сознание. Только с помощью искусственного дыхания родители вернули девочку к жизни. А если бы матери это не было явлено во сне, ребенок бы умер. Явился Иоанн Креститель Госпожа Чирко ... жена народного посланника, рассказала нам такую историю: «Мы жили в Битоле, а семья моих родителей в Охриде. И вот однажды ночью я, лежа уже в постели, посмотрела на икону нашего святого покровителя – Иоанна Крестителя. Смотрю и вижу, что святой сошел с иконы: от иконы осталась чистая доска, а по комнате двигался человек. Я, испугавшись, быстренько натянула на голову одеяло. Но этот человек поднял одеяло и необычайно мягко сказал мне: «Собирайся и без отлагательств отправляйся в Охрид. Там случилось несчастье». Я села на постели и огляделась, а человек этот отошел – и опять оказался на иконе, как прежде. На рассвете пришла телеграмма из Охрида, что мой брат Леон погиб. Это было в 1920 году.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010