В 1858 г. О. женился на Елизавете Евгеньевне Поповой, дочери настоятеля рус. посольской церкви в Лондоне прот. Е. И. Попова, в кон. 30-х - нач. 40-х гг. XIX в. служившего настоятелем церкви в Копенгагене. В 1859 г., менее чем через год, жена О. скончалась от тяжелой болезни. С кон. 50-х гг. XIX в. статьи О. о современном состоянии западного христ. мира и о его событиях регулярно появлялись на страницах академического ж. «Христианское чтение», где в 1858 г. было напечатано его магистерское сочинение. О. видел тесную связь политических и церковных вопросов на Западе, он также писал о крайностях папства и протестантизма, об активизации протестант. библейских об-в, заботившихся о распространении Свящ. Писания на национальных языках с целью образования протестант. приходов из бывш. католиков. С нач. 60-х гг. XIX в. статьи О. (нек-рые из них без подписи), гл. обр. по вопросам, связанным со стремлениями англикан и старокатоликов к сближению с Православием, также публиковались в «Духовной беседе» и «Церковной летописи», в «Православном обозрении», «Страннике», «Духе христианина», в газ. «Голос» и др. О. отмечал огромный интерес к церковно-богословским вопросам в современном ему англ. обществе. Он писал о т. н. движении revivals (возрождение), к-рое появилось в 1857 г. в США и вскоре широко распространилось в Великобритании, представляя собой яркое проявление крайностей «протестантской свободы» и «протестантского начала личного верования» (Религиозная жизнь в Англии. 1862. С. 74). О. знакомил читателей с англ. духовными журналами, характеризовал партии англикан. Церкви и их внутренние противоречия. Он считал, что англикан. Церковь близка к православной, поскольку сохранила иерархическое устройство и 3 степени иерархии, и предполагал, что она более других проявит стремление к сближению с Правосл. Церковью. Однако при этом О. понимал, что трудно ожидать реального соединения Церквей в скором времени. Благодаря вниманию и покровительству митр. Григория и др. лиц О. рано приобрел известность за пределами узкого академического круга, был знаком со мн. высокопоставленными лицами, его приглашали для религиозно-нравственных собеседований в лучшие аристократические дома. В 1863 г. по рекомендации гр. А. Д. Блудовой и гр. Т. Б. Потёмкиной при содействии А. Ф. Тютчевой он стал преподавателем всеобщей истории у вел. кнж. Марии Александровны, затем у вел. князей Сергея Александровича и Павла Александровича, с которыми в дальнейшем поддерживал отношения. За каждого из августейших учеников О. была назначена пожизненная пенсия - 428 р. в год.

http://pravenc.ru/text/2581607.html

В 1764 г. Л. м. был упразднен. Опись обители 1768-1769 гг. называет 2 каменные церкви: свт. Николая Чудотворца и Св. Троицы, каменные настоятельские кельи, ветхую деревянную келью, амбар, баню, рубленную в тарасы ограду (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2456. Л. 310-310 об.). Каменные храмы и ограда сохранились и в 1781 г., когда поручик Андрей Балкашин выполнил план упраздненной обители. На плане не обозначен каменный корпус келий. Возможно, он был разобран. Ограда показана 4-угольной, с выступающими по углам башенками ( Анкудинов. 2005. С. 291-293). После приписки в 1798 г. Никольской ц., обращенной в приходскую, к Сковородскому монастырю Троицкий храм с трапезной был разобран к 1799 г., а кирпич перевезен на Сковородку. Попытка некоего мон. Германа восстановить мон-рь «на острове Липки близ Новгорода» в 1856 г. не увенчалась успехом. Митр. Новгородский Никанор (Клементьевский) сообщил в Синод, куда Герман обращался с прошением, что монах болен, а на возобновление мон-ря нет средств (РГИА. Ф. 797. Оп. 26. Д. 20. 1856. Л. 4). К 2016 г. от бывш. монастырского комплекса сохранился лишь храм свт. Николая Чудотворца. Ист.: НовгорЛет.; ПСРЛ. Т. 3. С. 65; Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. (Памятники отеч. истории; Вып. 3. Ч. 1). Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 13-16; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1; Новгородская епархия в 1-й пол. XVIII в.//Новгородские ЕВ. 1896. 5. С. 823-824; Гневушев А. М. Очерки экон. и соц. жизни сельского населения Новгородской обл. после присоединения Новгорода к Москве. К., 1915. Т. 1. Ч. 1; Максимов П. Н. Церковь Николы на Липне близ Новгорода//Архит. наследство. М., 1952. Т. 2. С. 86-105; Анкудинов И. Ю. Пригородные новгородские мон-ри на планах Елизаветинского и Генерального межеваний//НовгАВ. 2005. Вып. 5. С. 291-293; Царевская Т. Ю. Княжеская тематика в росписи церкви Николы на Липне близ Новгорода//Образ Византии: Сб. ст. в честь О. С. Поповой. М., 2008. С. 603-620; она же. Два «Деисуса» в росписи церкви Николы на Липне близ Новгорода//Ежег. НГОМЗ, 2008. Новгород, 2009. С. 56-65; Секретарь Л. А. Мон-ри Вел. Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 213-222.

http://pravenc.ru/text/2110524.html

Королевич, отступя от Москвы, пошел к Троицкому монастырю, но на требования сдачи архимандрит и келарь с братиею велели бить из наряда по польским войскам. Королевич отступил и стал за 12 верст от монастыря в селе Рогачеве. Гетман Сагайдачный прямо от Москвы отправился под Калугу и на дороге взял острог в Серпухове, но крепости взять не мог. В Калуге точно так же он успел выжечь острог, но в крепости от него отсиделись. Королевич распустил своих людей в галицкие, костромские, ярославские, пошехонские и белозерские места, но в Белозерском уезде поляки были настигнуты воеводою князем Григорием Тюфякиным и побиты. Между тем уполномоченные – Новодворский, Лев Сапега и Гонсевский занимали Сватково, в 10 верстах от Троицкого монастыря. Приехавши в монастырь, Шереметев послал в Сватково Солового-Протасьева спросить уполномоченных литовских о здоровье и пригласить на съезд; Сапега и Гонсевский отвечали Протасьеву с сердцем, что посланников их, Христофора Сапегу с товарищами, великие послы в Москве задержали долго и вымогли на них неволею, что искони вечный лучший северский город Брянск оставили в своей стороне к Московскому государству и написали в своем перемирном образцовом списке за Брянск Попову Гору, а они такого города, Поповой Горы, не знают и не слыхивали; также у Велижской волости рубежей не описали. Протасьев отвечал, что за Брянск уступлено три города: Серпейск, псковский пригород Красный да в Северской стране город Попова Гора, да еще Велижская волость. Лев Сапега сказал на это: «С вами нам теперь об этом говорить нечего, станем говорить с вашими великими послами, как будем на съезде». Протасьев отвечал: «Только вам, великим послам, то конченное дело начинать теперь сызнова, то царского величества великие послы, сверх того договора, о чем с вашими посланниками договорились и уложили, ни о чем с вами говорить не станут». Гонсевский продолжал с сердцем: «Я сам в Пскове бывал и псковские пригороды все знаю, в Красном не только что города, давно и закладни никакой нет, все пусто». Потом литовские послы начали говорить, чтоб на другой день с обеих сторон съехаться дворянам и разыскать съезжего места да чтоб людей было при съезде по 100 человек конных да 50 пеших с каждой стороны. Лев Сапега прибавил: «Как вы приедете к вашим великим послам, то поговорите о нас, чтоб они нам прислали рыбки». Протасьев отвечал: «К великим послам рыбы никакой из городов за вашими литовскими людьми к Москве не прихаживало ниоткуда».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

О том, что это была за икона. можно строить предположения. Она могла быть из Софийского собора (как вывозимые «Спас» и «Апостолы»), но могла быть и из Юрьев;) монастыря (как «Благовещение»), Во-первых, это могла быть знаменитая, счастливо сохранившаяся двусторонняя икона с «Богоматерью Одигитрией» и «Св. Георгием», ныне в Успенском соборе Московского Кремля, с ее разноречивой датировкой и атрибуцией 386 : Е. Я. Осташенко относит ее к концу XI – началу XII в. 387 , но, как представляется автору данной статьи, предпочтительнее датировка О. С. Поповой – ближе к середине XI в 388 . Во-вторых, это могла быть та «корсунская» икона из Софийского собора, от которой осталась средняя, фоновая часть замечательного серебряного оклада в Новгородском музее (И. А. Стерлигова датирует его временем епископа Нифонта. 1130–1156 гг.) 389 . надетый на новую доску. Рассматривая иконы Софийского собора, Н. Е. Мнева и В. В. Филатов отмечали, что в этом храме должна была быть и икона Богородицы, и считали древнейшей богородичной иконой собора как раз «юрсунскую» в древнем окладе 390 . Наконец, это могла быть и та июна «Богоматерь Иерусалимская», или «Гефсиманская», которая неизвестно с какого времени находилась в Успенском соборе Московского Кремля и исчезла оттуда в 1812 г. и от которой осталась только реплика-копия, огромных размеров, стоящая у южной стены и задвинутая за Царское место 391 ). Этот загадочный памятник ждет своего исследования. Обращает на себя внимание очень большой размер всех трех «Одигитрий». Не являются ли они репликами каких-то выдающихся, крупного размера константинопольских святынь? Еще одна крупная русская «Одигитрия» конца XIII – начала XIV в. (Псковский музей) имеет размер 147 х 126 392 т. е. намного меньше предыдущих по высоте. Исчезнувшая настолпная икона Богоматери из Новгородской Софии должна была быть похожей по композиции на сохранившуюся икону Спаса, как показывают многочисленные византийские аналогии X-XI вв. (см. Приложение:ил.6–9) Ср., например,настолпные фресковые иконы в кафоликоне монастыря Протат на Афоне 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Н.В. Новикова Скачать epub pdf Отец Понтий Рупышев принадлежал к семье, ряд представителей которой относился к духовному сословию. Рупышевы фамилия редкая. Корни этой семьи следует искать на Вологодчине. В ходе архивной работы нужная семья Рупышевых нашлась в документах Введенской Халезской церкви бывшего Никольского уезда Вологодской губернии, где служил диаконом Виссарион Иосифович Рупышев, родной дед основателя общины в Михново. Диакон Виссарион был женат на Александре Ивановне Поповой, дочери бывшего священника этой церкви. 23 мая 1876 года его привезли домой мертвого, сказав, что он, возвращаясь из соседней деревни с праздничной службы, упал с повозки. Церковные власти заподозрили неладное, и его попутчики, священник и пономарь были лишены духовного сана по подозрению в убийстве 1 . После смерти мужа Александре Ивановне было назначено единовременное пособие 50 руб. 2 С ней периодически жил кто-то из дочерей или сын Яков, который был, по-видимому, болен, служить нигде не мог 3 , а впоследствии ушел в монастырь. Предки Виссариона служили в Христорождественской Шабурской церкви в том же уезде. Отец его Иосиф Андреевич 4 и дед Андрей Наумович были дьячками 5 . Отец будущего михновского подвижника, Петр Виссарионович Рупышев, учился в Никольском Духовном училище 6 и Великоустюжской семинарии, но не закончил ее. Сведения об этом помещены в его послужном списке, который хранился в семье потомков одного из сыновей. В «Вологодских Епархиальных ведомостях» публиковались списки семинаристов, направленных работать учителями в западные земли. Видимо, и Петру Виссарионовичу выпал такой жребий: в 1869 году он стал учителем Ошмянского приходского училища. В настоящее время известно, что из всех сыновей Петра Виссарионовича только Понтий Петрович выбрал стезю духовного служения. Его братья получили светские профессии: старший, Павел (р. 8.01.1876), стал врачом 7 , младший, Петр (р. 5.09.1878), – телеграфным чиновником 8 . Петр Виссарионович умер в 1896 году, оставив после себя вторую жену, Надежду Степановну (урожденная Тихомирова) и шестерых малолетних детей от этого брака, из которых трое, видимо, умерли. Надежда Степановна через несколько лет была помещена в лечебницу для душевнобольных. Опекуном над тремя оставшимися детьми стал пасынок Павел, но и Понтий принимал в них участие. В архиве сохранилось его прошение о помещении сестры Елены в Сиротский институт Императора Николая I 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

К вам пошлется икона Божией Матери, которую завещал в ските некий Никандр. Думаю ее можно поставить в надпещерной церкви. Декабря 19-го 1865. Добрый люди которые поили менямолоком в прошедший мясоед, спрашивают: надобно ли в будущий? – Что скажет на сие ваш врачебный разум? – Думаю, что молоко было мне полезно, хотя немного продвинуло меня к выздоровлению, – может быть уже невозможному. Но слава Богу о всем. 1611 Мир и радость Господня вам, отец наместник, и братии обителей. В отдание праздника приветствую вас: но молю Родившагося на земли во спасение наше Господа нашего, на радость Его и мир в душах ваших не прекращается, но пребывает сохраненною в вере и Боголюбии. Поздно пишу, потому что со втораго дня праздника преодолен болезнею, мало могу делать, и от людей устраняюсь. – Получено сведение о старых оружиях, и посылается в Собор. Но что с ним будем делать, если пришло такое множество безполезных ветхостей? Довольно было бы по нескольку экземпляров каждой вещи для памяти прошедшаго. Но если представить о сем: вероятно не будет угодно. Разве представить в причину уменьшения то, что Оружейная палата уже не существует? – Это сомнительно. – О старице Поповой я говорил, с кем следует обстоятельно, и буду еще говорить, как скоро буду в силах выйти из дому. Декабря 31-го 1865. Господь да благословит ваше вступление в новое лето. Помолитесь, да будет оно летом Господним приятным, и летом человеческим не тяжким. 1612 Отцу наместнику и братии мир Господень. Прочитайте прилагаемое донесение, и возвратите мне. Конечно это лукавство и ложь раскольническая: но раскольникам по их понятиям выгодно распространять ее. Что вы думаете о заключении донесения? – Если предпринять предлагаемое, может это оказаться безуспешным; а между тем это покажется подтверждением, что ищут похищеннаго действительно. – Вы возвратили мне нотную книгу древняго пения литургии: но не сказали, делали ли опыт пения, и какое о нем ваше мнение. – О древнем оружии, если еще не послали, пошлите полученные сведения, без всяких замечаний и предположений. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но за ветхостью его, в 1829 году он был заново перестроен. Через 40 лет дом сей так обветшал, что он был распилен на дрова церковные, а священно-церковно-служители стали жить в двухэтажном доме, пожертвованном майорскою вдовою Пелагиею Алексеевною Леонтиевою, урожденной Поповой, находящемся в Шенкурской улице. В период времени 1805—1832 г., когда причт состоял из двух священников, диакона и двух причетников, низшие члены причта жили на частных квартирах, нередко платя за постой „своими деньгами“. Кроме 150 рублей, выдаваемых В. Поповым на содержание причта с 1805 г. по 1819 г., в дополнение к содержанию причта Благовещенской церкви (как и причтам других градск. церквей) с того-же времени выдавалось из думы по 40 рублей ежегодно, вместо крестнаго по домам хождения, но в 1842 году выдача их была прекращена. В настоящее время причт жалованья ни откуда не получает и содержится „доходами за требоисправление " , которых в год получается до 800 рублей, процентами с церковно-причтоваго капитала в 2745 р. и 8855 рублей. Население прихода сей церкви состоит большею частию из мещан, отставных солдат и крестьян; по духовным росписям сего года в числе 125 дворов значится только шесть купеческих. При церкви существует церковно-приходская школа, до 1889 года именовавшаяся школою грамоты, открытой 16 Августа 1886 года; помещается в причтовом доме; в ней в 1898 г. обучалось 9 мальчиков и 18 девочек. Учительницею со времени открытия школы состоит кончившая курс в епарх. женском учил. девица Е. Макарова, получающая 84 р. в год из средств Епарх. Училища. Совета и от 50 к. до 1 р. в месяц от родителей учащихся. Церковноприходское попечительство открыто в 1884 году, которое хотя и не располагает постоянными денежными средствами, но, по мере надобности, наприм., на ремонт и за страховку дома, собирает посильную жертву с каждаго своего члена. pastar.ru Севернее того места, где располагалась Благовещенская церковь, недалеко от Архангельского монастыря, в XVII в. находилась часовня распятия Господня.

http://sobory.ru/article/?object=34247

Заметим, что сообщение Н.Я. Поповой о том, что было явлено ей о прошлом Феодора Кузьмича, не вызвало у самого старца возражений. Он лишь просил не распространять это до его смерти. После же смерти старца она говорила об этом открыто. И вот что очень существенно: утверждение Наталии Яковлевны о тождестве старца и императора Александра Благословенного не вызывало возражений у брата ее мужа – епископа Павла (Попова), а ведь он, будучи еще иереем, был духовником Феодора Кузьмича в сельский период жития старца! Исключительно авторитетный, и не только в своей семье, человек, епископ мог запретить Наталии Яковлевне утверждать тождество, если бы считал это неправдой. Сам говорить о тождестве Феодора Кузьмича и Александра I преосвященный Павел не мог: не только в силу официального своего положения, но и ранее, простым священником, – в силу тайны исповеди. Другая сибирячка, Елизавета Лукшина, по мужу Никитина, тоже часто бывавшая у старца при жизни его, в 1870 г., т. е. через шесть лет после смерти Феодора Кузьмича, живя в его избе-келье, увидела старца во сне, пребывающего как бы по-прежнему в своей келье. Старец сказал ей: ««Что ты знаешь меня, кто я был?» Она сказала: «Нет, Батюшка, не знаю». Он ей сказал: «Я – Александр». Она увидела у него на лбу золотыми словами написано: Александр Первый» 541 . В Москве был свой обширный круг почитателей праведного старца. В этом кругу после смерти Феодора Кузьмича отмечено немало исцелений по молитвам старца 542 . Некоторые лица из этого круга были связаны с томичами либо сами происходили из Сибири. В их числе – протодиакон Успенского собора Иван Васильевич Ефимов. Иван Васильевич знал Феодора Кузьмича лично, т. к. до Москвы жил в Томске, пел в хоре Архиерейского дома и вместе с другими певчими ходил к старцу славить Христа на Рождество 543 . В Москве протодиакон еще при жизни Феодора Кузьмича имел его портрет. (По-видимому, это была фотография с портрета, написанного сибирским художником.) В 1861 г. этот портрет увидел у И.В. Ефимова московский живописец Аполлинарий Якимов (Якимович) 544 . Художник сказал Ивану Васильевичу, что это государь Александр Благословенный, и поведал, как старец являлся ему и «велел списать в старческом виде портрет». Примечательно, что Аполлинарий Якимович, не видевший никогда Феодора Кузьмича, указал на недостаток сибирского портрета (в смысле отклонения от натуры), а знавшие старца И.В. Ефимов, а потом и приехавший С.Ф. Хромов с ним согласились! 545

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Достоевский и Франциск Ассизский 09.10.2007 733 Время на чтение 10 минут Тема человеческой святости и святого служения в миру очень остро интересовала Ф.М, Достоевского. И рассуждая о ее месте в творчестве писателя нельзя не вспомнить о Франциске Ассизском и той религиозно-социальной традиции, которая восходит к нему и созданному им Ордену. Во-первых, в " Братьях Карамазовых " старец Зосима сопоставлен со средневековым католическим святым из Ассизи. На это указание в самом тексте романа " Братья Карамазовы " , об этом писал в свое время Н. этой же теме посвящена статья В. Ветловской, уже 14-летней давности, " Pater Seraphicus " Во-вторых, в последнее время появилась тенденция связать с францисканской традицией и образ князя Мышкина. Так, в недавнем выпуске " Вопросов литературы " , в статьях И. Поповой и Г. Ребель делается попытка доказать, что в образе князя Мышкина воплощены идеалы и программа францисканского смиренного служения в миру: князь, впитавший эти идеалы " доброй человечности " , " духовной веселости " , " ими излечившийся в Швейцарии " , вернулся их проповедовать в Россию - и потерпел крах вследствие " действия на него России " - доминирующих здесь жестокосердия и грубых нравов, символическим указанием на что может служить, по мнению одной из упомянутых авторов, фраза князя: " Я даже не думал, что у нас так холодно. Отвык " Надо сказать, что первые книги о Франциске на русском языке и, тем более, первые переводы его сочинений, в том числе, знаменитых " Fioretti " ( " Цветочков " ) стали появляться в России уже после смерти Достоевского. Но Достоевский мог познакомиться со всем комплексом этих идей через семью историка Сергея Михайловича Соловьева и его сыновей Владимира и Михаила, живо интересовавшихся судьбой Франциска, почитавших его и даже предполагавших писать его биографию, а также через книги французских авторов, в частности А.Ф. Озанама. Писал о Франциске и Кроме того, первые францисканцы появляются в России еще в XIII веке, а в Москве - в начале XVI века. Они приходили в Россию вместе с войском Лжедимитрия и Марины Мнишек, а позже - во главе различных католических миссий. В царствование Петра Первого они уже открыли свой монастырь. В годы молодости Достоевского в России было около 200 францисканских так что, в общем, информации о францисканских идеях было немало.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Такое все родное на века, Как будто до рождения знакомо… О, как же ты близка и высока, Мелодия родной земли и дома! За эту извечно родную землю, не осознавая, но предчувствуя, что родство восходит к Иисусу Христу, она смело и с надеждой идет воевать своим словом за Родину вместе солдатами. Да и не только словом, Нина Попова постоянно посещает наших бойцов в зоне СВО, издает поэтические сборники для воюющих солдат и всех, сочувствующих СВО. И сама создает стихи, воодушевляющие, укрепляющие победную веру у бойцов на кровопролитном фронте. Ее любовь-молитва воодушевляет, оберегает, врачует. Велика спасительная сила слова. СЫНОВЬЯМ ПОКОЛЕНИЯ «Z» …Ты воюешь, сынок, за нас, За Россию стоишь, за Бога, Жду тебя каждый день и час, Гложет сердце тоска-тревога. И пока грохочут бои, Вороньё летит над землёю, Да пребудут молитвы мои Обережные над тобою. Возвращайся с Победой домой, Пусть хранит тебя Боже правый, Мать обнимет тебя тишиной, Мать-Россия одарит славой. За тебя, за всех сыновей Я молюсь среди грозной битвы – Ничего нет на свете сильней Материнской святой молитвы! Не о себе, но от своего имени здесь говорит поэтесса, мать троих сыновей, понимая имя – мать – в нескольких ипостасях: как смысл, как олицетворение и как символ. Русской женщине это не сложно, она сердцем своим многое знает, ведь сердце – главный орган познания в организме человека, говорил опытный врач – святитель Лука (Войно-Ясенецкий), а сердца всех матерей духовно объединены и сообщаются. И горе одной становится горем всех. Поэтому Нина Попова ощущает горечь утраты любого сына любой неизвестной ей женщины как свою. Ощущает даже через годы и века. ГОРСТЬ ЗЕМЛИ. Горсть земли и мальвы лепесток Положил в узорчатый платок. И, платок тот спрятав на груди, В ноги поклонился: «Мама, жди!» Первенца ждёт мать который год, Не идёт с войны он, не идёт. Пред иконою лампадка всё горит, Сердце матери тоскует и болит. Засыхает мальва под окном… Свёрток серый принесли вдруг в дом – Похоронка, звёздочка, платок, Горсть земли и мальвы лепесток.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/24/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010