Благодарю Господа за благопоспешное служение поздней соборной литургии в кладбищенской церкви (по Ксении Никитиной) и за избавление от всех бесовских козней в начале литургии, отягощавших меня. Сколь мне было радостно после того, как я ощутил в себе силу и милость Божию, разрушившую демонское коварство! Но за то поймал меня лукавый на питии в кухмистерской Петра Алекс, в доме Симанского, напустивши на меня малодушный страх за себя, что не смогу сказать ектении и отпуста, что со мною и случилось. Этим он убил мою душу. Это из-за полутора стакана пива, выпитого у отца Николая после обедни. Сколь вредно хмельное питье! Особенно благодарю Господа за избавление от величайшего искушения и смущения по поводу укоризны отца Александра (товарища из дьяков неученых), будто я перебиваю у него доходы, из-за чего я горячо посчитался с ним. Долго я был сам не свой и причащая больную в доме Цепова, и совершая панихиду над Анной Поповой (Луки Федорова жена), и едучи на пароходе, и ходя по пароходу, и идучи в Ораниенбауме по [Мартынской] на панихиду к Неустроеву. Глубоко и сильно я каялся Господу, наконец молил Его благость простить отцу Таратину его клевету, которой научил его диавол, и я воскрес, истинно воскрес из мертвых. Так убил меня исконный человекоубийца! О, какие искушения и скорби! Но по делом мне за мои страсти и пристрастия житейские и особенно за чревоугодие и корыстолюбие и сластолюбие чрева и чресел. Сон после обеда крайне для меня вреден, делая меня нервозным, раздражительным. А ночью долго не могу спать. Я в отце Александре заметил дурную сторону: клеветать на меня и бранить меня понапрасну из-за подозрения, – но и я грешный нередко, тоже по подозрению или хотя и справедливо, дурно отзываюсь сам о настоятеле отце Павле и браню его. Но брань моя не доходит до него, а если бы и доходила, он мог бы и сам взыскивать с меня за клевету и ругательство. Да и других отцев я нередко подозреваю в лукавстве и браню. Прости мне, Господи! Простите мне, братия! Я должен великодушно переносить обиды и клеветы и не озлобляться на обидящих, а молиться о них, да просветит их Господь и да не поставит им во грех обид моих, ибо обидит чрез них диавол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Для того чтобы поучиться у них столь живому предмету, как химические знания, они вследствие того не только читали, не только рассказывали сущность науки, они не только делали для химии сами то, что делали пришельцы, возбуждавшие интерес, сами знавшие на самом деле науку и ее разработавшие, нет, они умели главное внимание обращать на то, чтобы внушить своим слушателям стремление к необходимости дальнейшего развития науки при помощи своих родных сил, и оттого родили хотя и слабые средствами, но сильные начинанием хорошие первые лаборатории, откуда вышли самостоятельные, в России научившиеся и в России действовавшие первые русские химики». «Академия, как учреждение, закрытое для развития науки, не отвечает современному положению дела»,— констатировал великий ученый. И подчеркивал: «Издания Академии, конечно, должны быть на русском языке, потому что цель Академии есть, конечно, развитие самой науки, но по преимуществу в России и по преимуществу для России, и, следовательно, на коренном языке страны». Все ли, о чем радел Менделеев, решено в сегодняшней нашей действительности?.. Трудным, переломным стал в личной жизни Менделеева 1881 год: был расторгнут его брак с Феозвой Никитичной. Как ни горько это говорить, жена не понимала великого человека, его подвижничества, требовала все большего внимания к себе, не осознав за девятнадцать лет совместной жизни, что призвание его — общественное служение. В 1882 году Дмитрий Иванович обвенчался с донской казачкой из Урюпинска Анной Ивановной Поповой, при­ехавшей поступать в Академию художеств. Во втором браке у Менделеева было четверо детей: дочь Любовь, сын Иван и близнецы Мария и Василий. Видимо, не без влияния Анны Ивановны Менделеев начинает интересоваться миром искусства, собирает коллекции картин и репродукций, готовит небольшие публикации о тех или иных проявлениях художественной жизни. В 1894 году он избирается действительным членом Императорской Академии художеств. Среди его друзей — замечательные русские художники И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, Н.А.Ярошенко.

http://pravoslavie.ru/35640.html

Но самое интересное связано с именем Батагова, который определен Екимовским даже не как композитор, но как «автор-любитель электроакустической и восточной музыки». Здесь мне видится если и не прямая аналогия, то косвенная параллель с ситуацией знаменитой выставки «0,10», на которой был представлен основной корпус супрематических работ Малевича во главе с «Черным квадратом», повешенным в красном углу. В процессе подготовки этой выставки между Малевичем и «амазонками русского авангарда» Поповой, Удальцовой и Экстер возник нешуточный конфликт. «Амазонки» — в то время приверженцы рафинированного кубизма — относились к супрематизму как к чему-то несерьезному и самодеятельному, и даже более того — как к облегченному декоративному дилетантизму, пригодному разве что в качестве образцов при вышивании. Чтобы отмежеваться от супрематизма и чтобы их работы не смешали с примитивными «орнаментами для вышивок», над своей экспозицией они вывесили плакат с надписью: «Комната профессионалов живописи». Обвинение Малевича в непрофессионализме со стороны продвинутых «амазонок» является крайне типичным и характерным для ситуаций, в которых просто новое сталкивается с радикально новым. Примерно то же самое происходило и в случае Булеза, подозревающего в непрофессионализме Кейджа в связи с его идеей случайных процессов, и в случае с Денисовым, подозревающим в том же Сильвестрова в связи с его «Тихими песнями». В случае с Батаговым Екимовский продолжает линию Булеза и Денисова. Профессиональные шоры не дают ему возможности осознать, что радикально новое связано, как правило, не столько с прорывом в области профессионализма, сколько с мировоззренческим прорывом. Зато это очень хорошо осознают радикально настроенные художники и литераторы, которые часто и охотно сотрудничают и с Батаговым, и с другими перечисленными здесь мною композиторами. Так, Юсупова постоянно сотрудничала с Д. А. Приговым, Загний сотрудничал с Анной Колейчук, Карманов — с группой АЕС+Ф. Сам Батагов сотрудничает с Л. Рубинштейном и с авангардным американским хореографом Биллом Т.

http://predanie.ru/book/219588-kazus-vit...

457 . Герасим, епископ Ревельский. Блаженный Антоний Алексеевич. СПб., 1881. 458 . Геронтий, иеромонах. Воспоминание об Антонии Алексеевиче, Христа ради юродивом, почивающем в Задонском Богородицком монастыре//“Воронежские епархиальные ведомости”, 7, 1880; отдельное издание, дополненное сведениями о Задонских святынях и подвижниках, Задонск, 1880. 459 . Геронтий, иеромонах. Жизнь Матроны Наумовны Поповой, основательницы первого странноприимного дома в г. Задонске//“Воронежские епархиальные ведомости”, 16–19, 1872; отдельные издания. Воронеж, 1873; изд. 4. Воронеж, 1889. 460 . Геронтий, иеромонах. Некоторые черты из жизни почивающего в Задонском Богородицком монастыре схимонаха Митрофана//“Воронежские епархиальные ведомости”, 9, 1871; отдельное издание. Орел, 1872; изд. 2. Воронеж, 1888. 461 . Терентий, иеромонах. Краткий очерк жизни почивающего в Задонском Богородицком монастыре иеросхимонаха Агапита//“Воронежские епархиальные ведомости”, 12, 1871; отдельное издание. Орел, 1872; изд. 2. Воронеж, 1888. 462 . Данилова Е.В. Записки о Матроне Наумовне Поповой, Тула, 1865. 463 . Добрый Пастырь. Краткое описание жизни отца Иоанна Борисова, священника Преображенской церкви города Ельца (1750–1824). Воронеж, 1893. 464 . Д.Т. Преосвященный Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский (1773–1846)//“Воронежские епархиальные ведомости”, 10, 1890. 465 . Ефремов Л., прот. Житие Матроны Наумовны Поповой, первой устроительницы странноприимного дома Задонской обители. Воронеж, 1874. 466 . Ефремов Л., прот. Отец Иоанн Борисов, священник Преображенской церкви в г. Ельце//“Душеполезное чтение”, кн. 1, 2, 1866. 467 . Ефремов Л., прот. Воспоминание об отце Иоанне Борисове, священнике Преображенской церкви в городе Ельце. Воронеж. 1866; изд. 2. Воронеж, 1873. 468 . Ефремов Л., прот. Блаженной памяти отец. Иоанн Борисов, священник Преображенской церкви в г. Ельце. М., 1870. 469 . Зверев С. Козьма Игнатьевич, последний друг св. Тихона//“Труды Рязанской Архивной Комиссии”, 1888. 470 . Ковалевский А. Из воспоминаний о преосвященном Антонии, архиепископе Воронежском, поклонника Воронежской святыни 1835 года//”Душеполезное чтение”, 1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Весть о киевском разделении достигла и до московских раскольников, почему приезжал в Киев сам глава русских раскольников московский лжеархиепископ Савватий. Он прибыл в Киев истекшим летом с своим архидиаконом и двумя певцами. Савватий здесь устроил собор, на котором разделение старообрядцев было умиротворено и вот каким образом. В угоду щедрой благотворительницы вдовы – Поповой положено было иметь в молельне двух попов, которые бы служили по-недельно. Однако и этою мерою не был упрочен мир юридической владелицы поденной купчихи Поповой, причта и общины. Присланный лжепоп выжил не только прежнего настоятеля Кирилла, но и дьяка Макара. Чтобы не оказаться в положении беспоповства из-за строптивого Макара г-жа Попова отъяла от него свою руку защиты и «архидиак» ныне не у дел. Вместе с тем на соборе затронуты были некоторыми раскольниками и вопросы общецерковного свойства: предлагалось установить взгляд на единоверие и господствующую российскую Церковь , но Савватий эти вопросы отклонил, ибо он по опыту хорошо знает, что в такую минуту эти вопросы могут повести к сильным спорам и к большему разделению. Это тем удобнее было сделать, что вопросы были подняты лицами, не пользующимися в здешнем раскольническом обществе большим влиянием. В заключение своего пребывания в Киеве лжеархиепископ Савватий совершил в молельне Поповой другую литургию 177 в сослужении 4 лжепопов (2-х местных и двух приезжих из Чернобыля и Черкас) и 3-х лжедиаконов. Богослужение совершалось со всеми особенностями старопечатного служебника, так, наприм.: после «Агиоса» (динамис) было возглашение многолетия Савватию, причем последний осенял, стоя на горнем месте. После последнего прошения сугубой ектеньи, вместо троекратного «Господи помилуй» было возглашено «на многа лет Владыко»; на великом выходе поминовения особ царской фамилии не было 178 , а произносилось только «да помянет вас Господь Бог во царствии своем», затем следовало многолетствование Савватия; такое же многолетствование было и пред Символом веры .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что скрывать? – тяжело порой, Впрочем, что там! – невмочь порою. Женской жизни извечный бой – Оставаться самой собою. А чтобы оставаться самой собою, надо себя понимать. Поэтически ставя и решая задачи самопознания, осознавая себя неотделимой от мира в его законах и трансформациях, поэтесса выход на ментальные уровни, для того чтобы понять современность. Она исследует ее путем сопоставлений, можно сказать, проводя компаративный анализ, привычный поэтической душе, мыслящей сравнениями и метафорами, таким образом расширяя видимое пространство и длительность реального времени, в котором свет любви всегда струится. Салфетка на резном столе И тканый коврик на пороге, Икона в старом серебре… Здесь навсегда сошлись дороги. Лишь здесь – исток моей реки И памяти святой страницы. Мои родные родники, Где свет любви всегда струится. Это спасительный свет любви озаряет путь лирической героини Нины Поповой, в реальности ходящей путями мирными, но не обходящей и полыхающие огнем дороги войны, мысленно следующей за своими предками. Поэтесса уверенно чувствует себя в нескольких мирах, поэтому не сомневаешься в ее искренности и реальности образов, как и в том, что малое войско может быть сильнее многочисленного противника. Полыхала вся земля Сечью русской славы: Бились прадед мой и я – Праведно и право. Нынче вновь клубится ложь, Скалится чужбина, В спину метит острый нож Прямо из-за тына. И пошёл на брата брат С вражеской котомкой… За Отчизну во сто крат Отвечать потомкам! – Спи спокойно! Держим шаг Под отцовским стягом, Водрузим российский флаг Над любым рейхстагом! Нина Попова уверена в великой русской победоносной силе, потому что русские воюют всегда за правду. Это войска сражающихся за лживые цели и идеалы обессиливает страх. Праведным же воинам дается отвага. Не знаю, известны ли Нине Поповой библейские слова «Один из вас прогоняет тысячу, ибо Господь Бог ваш Сам сражается за вас» (Навин. 23: 10), но устойчивость ее мировоззрения свидетельствует, что ее убеждения, думаю, бессознательно базируется на библейских архетипах. Так поэтесса, сама не осознавая истоков, говорит об этой особенности своего духовного наследства:

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/24/...

Арх.: РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 74. Л. 2-2 об.; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 251. Л. 81-85, 91-93; Арх. ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация». Детский дом «Комсомолец». Липецк, 1938; ГА Воронежской обл. Ф. 4. Оп. 1. Д. 473. Л. 141 об.- 142; Ф. 18. Оп. 1. Д. 399. Л. 59 об.; Ф. 84. Оп. 1. Д. 1953. Л. 24-25 об.; ГАЛО. Ф. Р-37. Оп. 1. Д. 166. Л. 187 об.; Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 11. Л. 5-6; Д. 17. Л. 9, 24, 31; Д. 26. Л. 30-31; Д. 54. Л. 18, 21-22 об., 33, 53; Д. 124. Л. 21, 24; Ф. Р-93. Оп. 1. Д. 58. Л. 50-51, 169, 181; Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 24975. Л. 147, 163, 176-183, 263. Лит.: Данилова Е. В. Зап. о Матроне Наумовне Поповой. Тула, 1865. С. 12-37; Толстой М. Л. Задонские подвижники//ДЧ. 1872. Сент. С. 44-45; Ефремов Л. В., прот. Житие Матрены Наумовны Поповой, первой устроительницы странноприимного дома Задонской обители. Воронеж, 1874. С. 44-57; Геронтий (Кургановский), иером. Жизнь Матроны Наумовны Поповой, основательницы первого странноприимного дома в г. Задонске. Воронеж, 18894. С. 8, 28, 57-62; Д. Т. Преосвящ. Антоний, архиеп. Воронежский и Задонский (1773-1846)//Воронежские ЕВ. 1890. 10. Ч. неофиц. С. 454-472; Памятная книжка Воронежской губ. на 1891 г. Воронеж, 1891. С. 132-133; Правдин А. М. Жен. мон-ри Воронежской епархии, основанные в XIX в.: (Кр. очерк о возникновении и открытии их)//Памятная книжка Воронежской губ. на 1901 г. Воронеж, 1901. С. 8-25; Игум. Ангелина [Артемова]: [Некр.]//Воронежские ЕВ. 1904. 15. Ч. неофиц. С. 664-667; Схиигум. Порфирия [Алисова]: [Некр.]//Там же. 1906. 13. Ч. неофиц. С. 623-636; Сочаевский Д. В обителях св. Тихона Задонского. Задонский Свято-Троицкий жен. мон-рь//Рус. паломник. 1907. 43. С. 24-28; Введенский С. Н. Один из почитателей св. Тихона Задонского (отставной прапорщик Я. Мамонов)//Воронежская старина. Воронеж, 1911. Вып. 10. С. 3-15; Никольский П. В. Задонские мон-ри как памятники свт. Тихону//Там же. С. 185-194; Коммуна: Газ. Воронеж, 1928. 66; Таисия (Карцева), мон. Рус. правосл. жен. монашество XVIII-XX вв./ТСЛ. [Серг. П.], 1992p. С. 143-147; Клоков А. Ю., Морев Л. А., Найдёнов А. А. Храмы и мон-ри Липецкой и Елецкой епархии: Задонский р-н. Липецк, 2007. Ч. 1; Морев Л. А. Св.-Тихоновский («Скорбященский») жен. мон-рь в Задонске. Липецк, 2008. С. 4-83.

http://pravenc.ru/text/182469.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Не так давно СМИ сообщили новость о том, что в Госдуме поддержали инициативу главы Роспотребнадзора Анны Поповой обязать молодоженов перед регистрацией брака сдавать анализы на ВИЧ, гепатиты и генетические заболевания. В обществе тут же поднялся по этому поводу шум – многие сочли подобную инициативу неоправданной попыткой вмешательства в личную жизнь граждан. «Масла в огонь» подлил и президент Чечни Рамзан Кадыров, заявивший, что у них в республике такая норма действует уже несколько лет. На самом деле, подобные нормы действуют также в Таджикистане и Азербайджане, а глава Роспотребнадзора всего лишь положительно оценила идею, предложенную ей представителями регионов, а в пресс-службе ведомства позже прокомментировали: «тестирование должно носить добровольный характер». Не факт, что инициатива будет законодательно реализована. И, в общем-то, если при этом будет сохранена конфиденциальность и врачебная тайна, а результаты анализов никак не повлияют на возможность вступления в брак, то никакого протеста такой закон вызывать вроде бы не должен. Наоборот, само это предложение Анны Поповой ставит важные вопросы об обязанностях молодожёнов друг перед другом. Надо сказать, что медицинские вопросы – далеко не единственные важные темы, которые по идее мужчина и женщина должны обговаривать друг с другом ещё до брака. У нас ведь любят говорить об ответственном подходе к созданию семьи, и правильно ведь говорят-то. А где ответственность, там и здоровый прагматизм, предполагающий в том числе и обязательную откровенность при обсуждении некоторых тем. Нечто подобное уже присутствует в нашем светском законодательстве: зарегистрированный брак будет считаться недействительным, если позже выяснится, что кто-то из супругов уже вступал в другой брак и до сих пор официально не разведён. Конечно, это совсем не медицинский вопрос, но факт есть факт – брак аннулируется, если один из партнёров скрыл от другого некоторую информацию. Если говорить о церковном отношении к этой теме, то в Православной Церкви (в отличие, например, от Римско-Католической) нет такого понятия, как недействительный брак. И, конечно, Церковь не поощряет разводы, но снисходя к человеческому несовершенству, допускает их в некоторых случаях. Медицинскими поводами (уж коль мы начали именно с инициативы главы Роспотребнадзора) Церковь признает неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, неизлечимую тяжкую душевную болезнь, зависимости и заболевание СПИДом. И понятно, что если любой из этих поводов был утаён кем-то из молодожёнов от другого при вступлении в брак, то развод также становится допустимым с церковной точки зрения.

http://azbyka.ru/semya/brak-i-semja-otkr...

По сведениям самих раскольников, число их в Киеве простирается свыше 4.000, особенно большой наплыв в Киеве бывает летом раскольников мастеров и огородников. Раскольники, проживающие в Киеве, все принадлежат к толку – окружников, приемлющих австрийское священство. Киевские лжесвященники и лжедиаконы австрийского поставления вместе с своей паствой подлежать ведению балтского лжеепископа Сильвестра. Одна из старообрядческих церквей-молелен находится вблизи Братского монастыря в соседстве с духовной академией. Она устроена на пожертвования раскольников, а главным образом на средства покойного купца-капиталиста Николая Попова , на имя которого был сделаны и крепостные бумаги. В недавнее время между раскольниками, принадлежащими к этой молельне едва не произошло раскола. Дело было так. По смерти Н. Попова его имущество, а также и молельня перешли по наследству к его жене Елисав. Гаврил. Поповой. Последняя давно была недовольна на своего попа. Унаследовав имущество мужа, вдова Попова потребовала, чтобы поп был удален, или по крайней, мере чтобы удалился из ее дома, находящегося при молельне и отданного Н. Поповым под квартиру причту. Ее желание в среде раскольников вотировал дьячок Макар, которому благоволила и который лет 10 уже находится в сильной вражде со своим настоятелем. Макар начал возмущать против попа Киевскую раскольническую общину и настаивал на устранении его от этой должности. Притязаниям Макара покровительствовала и Попова, но так как далеко не все раскольническое общество сочувствовало им, то последняя прибегнула даже к крутым мерам. Пользуясь своим наследственным правом, она в один праздник заперла молельню и не дозволила совершать в ней богослужения. Это произвело, конечно, взрыв негодования, которое повело к разделению. Молельня Е. Поповой стала при богослужениях пустеть. Не так давно для умиротворения своей паствы приезжал в Киев лжеепископ Сильвестр, но не успел ни в чем. Отслужив Киевским раскольникам, всенощную и литургию, он уехал, не достигнув своей цели.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

17-го числа он совершил служение в Одесском кафедральном соборе, зашел в Крестовую церковь , приложился к иконе Касперовской Богоматери, сотворил три земных поклона, благословил домашних и в 6 часов вечера в невеселом расположении духа отправился в Крым, сопровождаемый протоиереем Логиновским. Со слов этого протоиерея, который впоследствии писал «о последней поездке в Крым и последних днях жизни преосвященного Иннокентия» то, что сам видел, сам слышал и чему сам был свидетелем, мы и знаем, как кончилась блестящая, кипучая жизнь знаменитого Херсонского Владыки. «Быстро проехав города Николаев, Херсон, Алешки и Перекоп и делая местами распоряжения по проезжаемым благочиниям, преосвященный, – сообщает Логиновский – 20-го числа прибыл в местечко Акмечеть, Перекопскаго уезда. «Надобно освятить это место, говорил Владыка, оно много вытерпело в минувшую войну». Дорога покрыта развалинами татарских аулов, и на сто верст кругом совершенная пустота. «Как больно, замечал преосвященный не раз, что такие места, как в нашем Крыму, – где следовало-бы жить своим и людям трудолюбивым, – населены были племенем тунеядным и неблагодарным к России!... Сколько хлопот было нам усмирить их»... В Акмечетской церкви, – опозоренной бунтовщиками татарами и поврежденной от выстрелов с неприятельских кораблей, – архипастырь совершил молебствие с водоосвящением и собравшимся поселянам ласково преподал мир и благословение. На дороге из Акмечети к Евпатории сказал местному благочинному: «отсюда не далеко имение генеральши Поповой. Ее крестьянам далеко обращаться в Акмечетскую церковь ; приготовьте от меня отношение к г-же Поповой об устройстве там молитвенного дома. Жаль весьма, что на таких пространствах едешь, едешь, и не на что перекреститься»... 21-го числа – служение в разоренной Евпатории. Из собора прямо отправились на место, где, во время двукратных покушений вырвать Евпаторию из рук неприятелей, легло несколько тысяч наших. Дорогой, на слова сопровождавшего его евпаторийского городничего Гусакова, офицера об одной ноге: – «преосвященнейший владыка, поберегитесь, погода очень ветреная,» – отвечал: «нас-то беречь? – Вас беречь, таких героев, вот кого беречь».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010