Это составляло постоянный предмет ее честолюбия, смысл всех ее поступков; и эта единая и неотступная мечта наполняла все ее существование, – объясняя его, – вплоть до того дня, когда, окончательно проиграв свое дело, она поняла, что жизнь ее не удалась. В этой борьбе за корону между Анной и ее братом принимала участие вся императорская семья. Андроник, один из сыновей царя, был за сестру; другой, Исаак, – за брата; что касается матери ее, Ирины, она странным образом ненавидела своего сына Иоанна. Она считала его легкомысленным, испорченным нравственно, с неуравновешенным умом; но в этом, однако, она была к нему несправедлива. Напротив, перед высоким умом дочери она преклонялась, советуясь с ней при всяких обстоятельствах и принимая ее советы, как решения оракула. Кроме того, – редкое явление, – она обожала своего зятя. Она находила его красноречивым, образованным, одаренным всеми качествами государственного мужа и монарха. И чтобы отстранить законного наследника, обе женщины решительно составили союз; и так как Ирина имела теперь большое влияние на состарившегося и уже больного императора, они могли надеяться, что план их удастся. Скоро, благодаря их интригам, Вриенний сделался всесильным во дворце, и ходили всюду слухи, что все зависело только от него. Сметливые придворные старались ему понравиться; по случаю обручения его старшего сына Алексея с дочерью князя Абазгии, официальные ораторы в торжественных речах восхваляли качества этого юноши, казалось, предназначенного к власти, а также славу его родителей. Угодливо отмечали разительное сходство царевича с царем, его дедом, чье имя он носил; восхищались воспитанием, полученным им вместе с братом его Иоанном Дукой, под руководством их выдающейся матери, дарованной им самим небом. Словом, все, казалось, шло хорошо, и Анна Комнина ждала, что вот-вот желания ее исполнятся. Между тем император никак не мог окончательно решиться, и дело оставалось все в том же виде, когда в 1118 году Алексей опасно заболел. Тогда-то, во время этой агонии, и разыгралась жестокая драма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все это уже было видно и в ребенке. Как всякая византийка, она была очень сведуща в религиозных вопросах, а также в понимании священных книг. Однако, по складу своего ума, она чувствовала более влечения к вопросам науки, чем к вопросам религии. Она высоко ценила литературу, историю, уверенная, что, благодаря им одним, самые знаменитые имена могут быть спасены от забвения. С другой стороны, ее строгий ум пренебрегал сверхъестественным, пустыми изысканиями астрологов, ложными предсказаниями гадателей. Она хотела отведать от их воображаемого знания, как отведывала ото всего, но главным образом для того, чтобы убедиться хорошенько в его вздорности и тщете. И, несмотря на благочестие, она имела мало склонности к богословским спорам, находя бесполезным вдаваться в излишние тонкости. Больше всего привлекала ее история своей серьезной и суровой стороной и величием обязанностей, возлагаемых ею на историка. Таково было умственное воспитание, полученное Анной Комниной. О нравственном ее воспитании заботились не менее тщательно. Под влиянием строгой Анны Далассины, матери императора, дух при византийском дворе крайне изменился за последние годы. Эта царица, с ее строгим нравом и суровыми привычками, решительно положила конец интригам гинекея, скандальным любовным похождениям, во времена порфирородной Зои и Константина Мономаха царившим в священном дворце и развращавшим его. Твердой рукой завела она везде порядок, и под ее строгим надзором императорская резиденция приняла вид монастыря. Стало слышно пение священных песен, жизнь была правильно и методически распределена. Конечно, царь Алексей, не любивший своей жены, не стеснялся разрешать себе небольшие вольности; но он тщательно соблюдал приличия и устыдился бы поселить во дворце признанную любовницу, и общий дух его двора соответствовал безупречной пристойности. В такой среде и под влиянием бабушки, которую она крайне высоко ценила, Анна Комнина естественно стала в совершенстве воспитанной молодой девушкой, серьезной, целомудренной, соблюдавшей все приличия, с безукоризненной выправкой, с безупречной речью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Внутренняя структура с максимальной последовательностью отражена на фасадах. Главной особенностью интерьера, очевидно, весьма впечатлявшей современников, судя по стремлению подражать постройке, была его удивительная пространственность, не свойственная ранним русским постройкам. Его композиция отвечала новой архитектурной концепции Византии, стремившейся к созданию огромного наоса, перекрытого столь же огромным куполом, идеальным воплощением которой стали простые типы храмов на тромпах. В отличие от многосоставных и сложных композиций Софийских соборов, наполненных «лесом» каменных форм, являвших целый мир со своими законами, Успенский храм поражает не количеством, а цельностью, ясностью и обозримостью грандиозного пространства. Концепция осеняющего завершения, охватывающего и объединяющего весь собор, выявлена здесь с неизвестной дотоле отчетливостью. Значительность венчающих частей, крупные, структурно подчеркнутые формы, глубокое расчленение стенных поверхностей, ясность композиции, её масштабность и вертикальная ориентированность находят себе ближайшие аналогии в византийской архитектуре ранней комниновской эпохи (храм Христа Всевидящего, построенный Анной Далассиной). Возможно, еще больше близок Печерский собор к монастырскому кафоликону Успения Богородицы в Дафни, хотя типологически это разные постройки (Дафни – храм на тромпах). Подобно Дафни, русское сооружение выглядит пластичнее, проще по формам и мощнее, нежели в Константинополе. Но оба храма принадлежат к магистральным явлениям византийского зодчества. Единство зрительной организации подчеркивалось новым световым решением: ровным и мягким освещением всего интерьера, охватываемого единым взором сразу при входе в храм. Несмотря на далеко не буквальное соотношение с византийскими прототипами, можно утверждать, что концепция единого «зального» пространства, хорошо известная византийскому искусству со времени создания крестово-купольных храмов на четырех колонках, именно со времени создания соборного храма в Печерах начинает активно воплощаться в русских постройках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

376 Имеется в виду Новый Рим, т. е. Константинополь. Издатель текста Рено пишет это слово (rome) с маленькой буквы и переводит: «сила». 377 Речь идет о Евдокии Макремволитисе, дочери Иоанна Макремволита, женатого на сестре Михаила Кирулария. 380 Тронный зал византийских царей (хрисотриклиний) был разделен раздвижным или подъемным занавесом, за который приглашали назначенных к приему чиновников. 382 По словам Атталиата (Аттал., 71), Константин Дука «оказал честь», т. е. предоставил должности и возвел в титулы очень многих людей «как из синклита, так и с рынка» и при этом восстанавливал в прежнем положении лиц, подвергшихся преследованиям при Исааке Комнине. 383 Чрезвычайное и даже чрезмерное увлечение Константина делами правосудия отмечает также Атталиат. Из-за этого император пренебрегал другими своими обязанностями. В результате «доносов, клеветы, софистических ухищрений и судебных разбирательств», пишет этот историк, пришло в упадок Ромейское государство (Аттал., 76). 384 Атталиат и вслед за ним Продолжатель Скилицы неоднократно отмечают «скупость» Константина Дуки, особенно его нежелание тратить деньги на войско, чем, по их мнению, объясняются многие неудачи Византии. 385 У Константина и Евдокии было восемь детей: четыре мальчика и четыре девочки. Согласно другим источникам, старшую дочь звали Анной. Ее имя у Пселла – Арета. 386 Номинально облеченный царской властью, Андроник никогда государственной деятельностью не занимался и ничем себя не проявил. 387 Заговор, о котором рассказывает Пселл, случился в первые годы царствования Константина, В то время как царь на пасхальных праздниках находился в Манганском монастыре, часть заговорщиков (те, что «действовали на суше») подняла мятеж в городе. Восставшие надеялись, что встревоженный царь поспешит морем поскорей прибыть в город. На царском же корабле его должны были ожидать другие заговорщики (те, что «учинили беззаконие на море»). Последние должны были принять Константина на борт судна и утопить. По счастливой случайности царь сел на другой корабль и таким образом избежал смерти. Бунт в городе был подавлен, а царь действительно снисходительно отнесся к мятежникам (Аттал., 75 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

Кроме части багряницы Христовой мощи здесь: св. Архидиякона Стефана часть от руки; глава священномуч.Власия: часть плеча св.царя Константина; св. Трифона рука и другие части св. мощей. В соборном храме есть две чудотворные иконы: Божией Матери Предвозвестительницы и первомуч. Стефана.   Замечательна здесь также в соборе древняя икона Богоматери Одигитрии. Она находилась во Влахернском храме в Константинополе. Принесена же обители сей в дар сербскою княгинею Анною, которой она подарена была царями Мануилом исыном его Иоанном Палеологом. Икона эта стоит при северо-восточной колонне, поддерживающей купол храма.             Параклисов восемь: 1) Божьей Матери; 2) св. Архангелов; 3) св. Константина и Елены; 4) св. Космы и Димьяна; 5) св. Мелетия Антиохийского; 6) пр. Антония Великого; 7) препод. отец Афонских; 8) Всех Святых.   Констамонит не примнимет помощь Евросоюза           Особо почитаемые иконы               Икона Богородицы Антифонитрия (Предвозвестительница) Икона принадлежит к известному типу иконы Антифонитрия, которая находится в Ватопедском монастыре. Икона расположена в мраморном киоте, позади архиерейского трона в Соборном храме монастыря. Название иконы связано со временем оскудения обители, когда Богоматерь возвестила во сне еклисиарху Агафону, что у них будет припасов и елея в изобилии; Она ниспосылает им это из сожаления к их бедности.         Икона Богородицы Одигитрия (Путеводительница) Икона хранится в соборе монастыря в мраморном киоте. Серебряный оклад иконы был подарен монастырю в 1360 году сербской княгиней Анной     Икона Первомученика Стефана Это древнейшая икона в монастыре. Помещена в юго-восточном киоте монастырского собора. По преданию, икона была привезена в конце XI века из Иерусалима императором Алексеем Комниным и монахом Илларионом. Размеры иконы 1,20 на 0,70 метра. Глаз святого на иконе проколот, а края иконы обожжены во времена иконоборчества. В правой руке святой держит кадило, а в левой - подобие храма. Серебряное с золотом покрытие иконы было сделано в 1864 году.

http://isihazm.ru/?id=518&c_pid=2

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ (1201-1264, Холм, совр. Хелм, Польша), верховный правитель Галицко-Волынского княжества (1205-1264, с перерывами) (см. Галицкая Русь ), старший сын от 2-го брака галицко-волынского кн. Романа Мстиславича с Марией (или Анной), связанной родством с визант. династии Комнинов . Будучи правнуком польск. кн. Болеслава Кривоустого (его дочь Агнешка была бабушкой Д. Р. по отцу), Д. Р. состоял в родстве с первой польск. княжеской династией Пястов. Д. Р. имел неизвестную по имени старшую сестру (супруга черниговского кн. св. Михаила Всеволодовича ), младшего брата Василька (правил в центральной и вост. частях Волыни, а также в Берестейской земле, признавая власть Д. Р. во всем гос-ве), а также сестру Феодору - дочь Романа Мстиславича от 1-го брака. Основным источником сведений о Д. Р. является 1-я часть Галицко-Волынской летописи (Летописец Д. Р., создан во 2-й пол. 50-х гг. XIII в.), возникновение к-рой связано с ближайшим окружением князя. Кроме того, Д. Р. активно (чаще, чем др. рус. князья) упоминается в иностранных источниках. В продолжительной политической жизни Д. Р. можно выделить 3 периода: 1205-1217 гг., когда различные политические силы пытались использовать юного князя в борьбе за власть в Галицкой Руси; 1217-1245 гг.- период объединения Волыни под властью Д. Р. и борьбы за галицкое княжение; 1245-1264 гг.- время управления объединенным Галицко-Волынским княжеством. 1205-1217 гг. После смерти в 1205 г. Романа Мстиславича, несмотря на вооруженную поддержку его вдовы венграми, галицкие бояре изгнали княжескую семью из Галича, где был посажен путивльский кн. Владимир Игоревич, связанный родством с предыдущей галицкой княжеской династией. Княгиня вместе с детьми перебралась во Владимир-Волынский, а оттуда в кон. 1206 или в нач. следующего года - в М. Польшу. Правивший здесь кн. Лешек II отправил Д. Р. в Венгрию, а его мать вместе с Васильком оставил у себя. В результате вооруженной интервенции венг. кор. Андраша II (в 1205 провозгласившего себя «королем Галиции и Владимира») в сент. 1211 г. Д. Р. был посажен на княжеский стол в Галиче. Юный князь был лишь политическим символом, реальная власть осталась в руках галицких бояр и венгров. Такое состояние дел подтверждает изгнание боярами из Галича матери князя, к-рая, по-видимому, в 1211 г. попыталась стать регентшей при сыне, а также ее возвращение в Галич в результате очередного венг. похода зимой 1212/13 г.

http://pravenc.ru/text/171312.html

    1298 По мнению А. Леруа-Молинген (Leroy-Molinghen, Les deux Jean Taronites...), речь здесь идет не об уже упоминавшемся Анной племяннике Алексея (см. прим. 940), а об Иоанне Тароните — куропалате (Schlumberger, Sigillographie..., р. 706). Этот же Иоанн Таронит (наряду с племянником Алексея) упоминается в актах процесса 1086 г. над Львом Халкидонским (Montfaucon, Bibliotheca Coisliniana, p. 103).     1299 κα τ Βασιλως προσταγματα μεγαληγορ ν, πηνκα προσταττοιτο βασιλικ ς μεγαλοφροσνης παξια. Б. Лейб предлагает иной перевод этого места: «Он хорошим стилем излагал декреты императора, когда ему это приказывали, и придавал им вид, достойный величия императора». В нашем же переводе учитывается исконное значение глагола μεγαληγορω — «славить», «хвалить» (у Б. Лейба: «il rédigeait en beau style»), который хорошо понятен в контексте. Ведь в дальнейшем Анна говорит, что речь Иоанна была свободна. По-видимому, Иоанн порицал декреты императора в том случае, если они «не были достойны величия императора». Вся фраза несомненно навеяна словами Феофилакта Симокатты (Theoph. Sim., Ι, 1, 3), характеризующего квестора императора Тиверия, Иоанна. Может быть, одинаковые имена героев вызвали у писательницы ассоциации с текстом Феофилакта.     1300 Т. е. Аристотель.     1301 Dölger, Regesten..., 1237 (1107 г.).     1302 По мнению Б. Лейба (Leib, Alexiade, III, р. 88), Псиллом Анна называет Кипселлы. Однако Кипселлы были расположены на левом берегу Марицы, и императорской чете, следовательно, не надо было переправляться через реку, чтобы достичь этого города.     1303 Ааронии — византийская фамилия, происходившая от Аарона, третьего сына последнего болгарского царя Ивана-Владислава. Шурин императора Исаака Комнина, Аарон занимал высокие посты в Византии. У Анны речь идет об Аароне — сыне или внуке сына Ивана-Владислава (Laurent, La prosopographie..., pp. 391—393).     1304 τ φαμουσα. Это слово (φαμσον) встречается из античных авторов у Диона Кассия, из византийских — у Цеца (см. Sophocles, Lexicon, II, s. v. φαμσον).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Но возвратимся к тому, о чем мы уже начали говорить. 201 Фома, знатный галл, был граф Кефалонии и Закинфа, сын Иоанна, правителя острова Закинфа, которому в приданое его супруги Марии Комниной, дочери правителя Этолии Никифора Ангела, был отдан тестем остров Кефалония; по смерти тестя из-за Кефалонии завязался спор между Иоанном и его шурином, деспотом Фомою Ангелом, – и Фома был убит Иоанном в 1318 г. Так рассказывает дело папа Иоанн XXII в посланиях, а о сыне Иоанна, Фоме, совсем не говорит того, что говорит Григора здесь и в 6 гл. Vid. Hist. Franco-Byzant. l 6. n. 27. Ducang. 204 Константин происходил от брака Андроника с Анной, а Симонида – от брака Андроника с Ириной. Ducang. 206 Здесь помещено только предисловие к завещанию патриарха. In Cod. Reg. 3229 есть два произведения одного содержания и изложения; из них одно надписывается: το πατριρ κυρο Ιωνν το Γλκεος παριτησις το πατριαρχι , другое: το υτο πατριρχου πομνηςτικν ις τν βασιλα τν γιον. Boivin. 210 Феано метапонтская или тарентинская, жена пифагорейца Бронтина. По свидетельству Свиды, она написала в стихах: περ Πυθαγρ , и ποφθγματα Πυθαγορεων. Hofm. lexic. 211 Ипатия была одна из знаменитейших последовательниц неоплатонизма. Как дочь первого математика своего времени Феона, она получила обширное образование и своими лекциями собирала к себе большое число слушателей. В 415 г. По Р. Х. александрийский народ, приписывая ее влиянию неприязненные отношения своего префекта Ореста к св. Кириллу, растерзал ее. См. Филос. лекс. Гогоцкого т. 2, стр. 380. 212 πηρετικος παιδαροις. Иначе они назывались архонтопулами. О них см. Анны Комн. т. 1, стр. 342–342. 214 Великий папий был смотритель дворца и жил во дворце. Его должность была в числе первых. Meurs. Glossar. 215 Это сначала был молитвенный дом, который был построен Юстинианом. Впоследствии Крисп, зять имп. Фоки, образовал из него обширный и красивый мужской монастырь во имя Христа Спасителя. Он находился в селении ( χωρον) за стенами Константинополя, к северу; отсюда получил и свое название. Anselm. Bandurii Comment. in Antinqu. CP. I. 3, р. 530; cfr. Antiquit. CP. I. 3, р. 48.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рождественский , 2 кл., в Москве, на Рождественке. Основан в 1386 т. матерью кн. Владимира Андреевича Храброго, кн. Марией, в иночестве Марфой, погребенной в 1395 г. в этой обители. При мон. приют для малолетних девочек. Св.-Троицкий Александро-Невский , общ., в Клинском y., при с. Акатове, в 25 в. от ж.-д. ст. Подсолнечной. Учрежден в 1899 г. из женской общины, открытой в 1889 г. При нем странноприимный дом. Спасо-Бородинский , 2 кл., общ., в Можайском y., на Бородинском поле, в 4 в. от с. Бородина. Основан в 1838 г. генерал-майоршей M. М. Тучковой (впоследствии игумения Мария), в поминовение мужа ее, павшего на сем месте в битве Бородинской. Здесь находится местночтимая икона Нерукотворенного Спаса, которая принадлежала Ревельскому полку, бывшему под командой убитого Тучкова. Ежегодно 27 авг. в мон. совершается крестный ход из с. Бородина. При мон. школа, больница и богадельня. Спасо-Влахернский , 2 кл., общ., в 13 в. от г. Дмитрова, при с. Новоспасском, Деденеве то ж. Учрежден в 1861 г. из основанной в 1852 г. вдовой Анной Гавриловной Головиной жен. общины. В церкви мон. находится Влахернская икона Божией Матери Одигитрии, сделанная из воскомастики, – снимок с хранящейся в Московском Успенском соборе Влахернской иконы (и празднуемой здесь в субботу 5-й нед. Вел. поста), которая, по преданию, находилась прежде в построенной св. царицей Пульхерией (см. 10 сент.) в Царьграде Влахернском храме, сопровождала царя Ираклия в его победоносном походе против персов, хранилась, по взятии Царьграда турками, на Афоне, а впоследствии (в 1654 г.) была принесена в дар царю Алексею Михайловичу. Кроме того, в мон. находятся: Нерукотворенный образ Спасителя (по преданию, письма инока Андрея Рублева), который в 1391 г. вел. кн. Василий Димитриевич благословил Мангупского кн. Комнина, родоначальника Головиных, и Иерусалимская икона Божией Матери (строгановского письма). При мон. больница. Страстный , 3 кл., в Москве, у Тверских ворот. Основан, по повелению царя Алексея Михайловича, в честь чудотворной Страстной иконы Божией Матери (см. 13 авг.). В 1778 г. мон. сгорел; в 1779 г. был возобновлен на суммы, пожалованные имп. Екатериной II. В мон. находится честная глава вел.-муч. Анастасии Узорешительницы, принесенная в дар кн. Ел. Дим. Цициановой в 1841 г., и весьма чтимый крест с изваянием Распятого Христа в натуральную величину. Из древностей монастырской ризницы заслуживают внимания: драгоценный вызолоченный крест, пожертвованный в 1679 г., Евангелие, напечатанное в Москве в 1688 г., драгоценная парчовая риза – дар царя Алексея Михайловича и дорогие воздухи, пожертвованные в 1651 г. боярыней Екатериной Милославской. Главный соборный храм, построенный в 1641 г., был обновлен и освящен в 1891 г. При мон. „Ксениинская“ цер.-прих. школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вместе со своими спутниками и местными жителями святая Елена поднялась на гору, носившую тогда название Олимп. Она повелела сбросить в пропасть статую стоявшего здесь Зевса Олимпийского, разрушить языческое святилище, а вместо него заложить каменный храм. В новом христианском храме святая Елена оставила крест, составленный из древа крестов двух разбойников, а в центр вложила частицу Животворящего Креста Господня и один из Гвоздей. Так она положила начало обители в честь Святого Креста - Ставровуни. Возблагодарив Господа в своих молитвах, святая Елена спустилась с горы, прошла по острову и заложила еще несколько храмов, где оставила частицы Истинного Креста. Вскоре бедствия, до того посещавшие жителей острова в течение многих десятилетий - мор, нестерпимая засуха, нашествие ядовитых змей, - чудесным образом прекратились. Многие киприоты, покинувшие ранее эту благословенную землю, вернулись обратно, чтобы под сенью Честного Креста обрабатывать землю, строить новые дома и храмы. С тех пор гора и возникший на ней монастырь получили название Ставровуни (по-гречески " ставрос " - крест и " вуно " - гора). С 1988 года в Ставровуни восстановлен статус закрытого мужского монастыря и посещение обители женщинами запрещено. Обитель неоднократно разрушалась и перестраивалась, но в своей основе сохранила древний храм X века. В письменных источниках о храме Креста Господня впервые упоминается в " Алексиаде " , написанной в 1092 году Анной, дочерью византийского императора Алексия I Комнина (1081-1118 гг.). В начале XII в. паломничество в монастырь Креста совершил игумен Даниил, постриженник Киево-Печерской Лавры, путешествовавший по Святой Земле в 1104-1107 гг. В " Житии и хождении Даниила, игумена Русской земли " Кипр упоминается как остров " обилен всем добром " . В Ставровуни игумен Даниил посетил главный храм, " где царица Елена поставила большой кипарисовый Крест на изгнание бесов и на исцеление всяких недугов... Бывают у этого Креста знамения и чудеса. И ту недостойный аз, поклонился святыне той чудесной, и видех очима своима грешными благодать Божию, сущу на месте том...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010