213 Убежище (Προσφγιον). По мнению Р. Жанена (Janin, La géographie..., рр. 382—383), Анна имеет в виду церковь или часовню Николая, входившую в ансамбль храма св. Софии.     214 В Византии, так же как и в западноевропейских странах, церковь имела право убежища (см. «Две византийские хроники», стр. 136).     215 Скорее всего это Роман Стравороман — протопроедр, великий этериарх, родственник Вотаниата (см.: Nic. Br., IV, 2; Skyl., р. 735; Zon., XVIII, 19). Известны еще два Страворомана (Мануил и Никифор), жившие примерно в это же время. Мануил — автор поныне неизданной речи к Алексею Комнину, Никифор — эпитафии отцу. Вряд ли прав К. Крумбахер, высказывающий предположение об идентичности одного из них упомянутому Анной (К. Крумбахер не знает об упоминании Страворомана Вриеннием, Продолжателем Скилицы и Зонарой). См. Krumbacher, Geschichte..., S. 464.     216 Греч. εγκλπιον («крестик») — амулет, который носили на груди.     217 Ирина, см. прим. 189.     218 См. Janin, La géographie..., рр. 410—411. По сообщению Зонары (Zon., XVIII, 21), Вотаниат поместил женщин в монастыре Каниклия (у Золотого Рога, см. Janin, La géographie. ... рр. 286—287).     219 Железные ворота (η Σιδηρα). В Константинополе известны трое ворот под таким названием (Janin, Constantinople byzantine, рр. 388—389). Имеются в виду ворота, находившиеся у Золотого Рога, около Петрия.     220 Влахернский храм богородицы — одна из наиболее древних и знаменитых константинопольских церквей. Церковь находилась в районе Влахерн (см. Janin, La géographie..., рр. 169—179).     221 Т. е. жена протовестиария.    Имеется в виду Мария, жена Андроника, сына кесаря Иоанна Дуки. Мария происходила из болгарского царского рода и приходилась внучкой последнему болгарскому царю Ивану-Владиславу (см. Златарски, История..., II, стр. 134 и сл.). Связь Комниных с потомками болгарской династии не случайна: тетка Марии, дочь Ивана-Владислава, Екатерина, была замужем за Исааком I Комниным (там же, стр. 123). С восторгом пишут о красоте Марии Вриенний (Nic. Br., III, 8) и Анна. Одна из дочерей Марии, Анна, была замужем за Георгием Палеологом, другая, Ирина, — за Алексеем Комниным (Nic. Br., III, 6). Η. Скабаланович («Византийское государство и церковь в XI в.», стр. 172, прим. 10) принимает Марию за жену кесаря Иоанна Дуки и, основываясь на тексте «Алексиады», ошибочно утверждает, что в Византии были дамы-протовестиарии на службе у императриц.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Тогда-то против него и был послан Алексей. Следующие события, которые описывает Анна, относятся к 1073—1074 гг. (О Руселе см. Schlumberger, Deux chefs normands..., р. 296).     33 Михаил VII Дука Парапинак (1071—1078), старший сын императора Константина Дуки и Евдокии. После пленения Романа Диогена в 1071 г. по настоянию кесаря Иоанна Дуки Михаил был провозглашен императором — соправителем своей матери Евдокии. Однако вскоре Евдокия была удалена в монастырь, и Михаил получил единодержавную власть (Nic. Br., I, 18—20).    Византийские авторы (особенно Атталиат) постоянно упрекают Михаила в легкомыслии и неумении управлять государственными делами.     34 Под названием «кельты» (так же как и «латиняне») Анна, аналогично другим византийским авторам, подразумевает вообще «людей с Запада».     35 Слово тиран (τραννος), как и производные от него, используются Анной и другими византийскими писателями чаще всего в значении «мятежник», «узурпатор», «домогающийся власти» (по отношению к внутренним или внешним врагам империи). Ср. Buckler, Anna Comnena, рр. 286—287.     36 Был младшим стратигом (υποστρατγει). До IX в, термин ипостратиг (υποστρατηγος) чаще всего применялся по отношению к командующим войсками фем. После этого времени ипостратиг — просто младший стратиг (Guilland, Le commandant en chef..., р. 43). Перечисляя ипостратигов византийского войска, Р. Гийан пропускает Алексея.     37 Имеется в виду второй сын Анны Далассины Исаак Комнин, о котором Анна неоднократно упоминает в дальнейшем. Алексей участвовал в походе Исаака против турок, когда произошел мятеж Руселя и Исаак попал в плен к туркам (Nic. Br., II, 3—5; ср. прим. 32). По сообщению Вриенния, незадолго до этого похода Михаил Дука назначил Исаака доместиком восточных схол (о западных Никифор ничего не говорит).    Р. Гийан (Guilland, Le commandant en chef..., р. 41) ошибочно полагал, что Исаак был назначен доместиком Востока еще при Михаиле VI (1056—1057), а его ссылка на Пселла («Psellos, VI, 191.3») просто неверна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

    222 В тексте σιτωνες (дословно «нивы»). Однако в данном контексте слово в этом значении кажется странным. Может быть, Анна употребляет его вместо σιτωνικα или σιτνια («хлебные хранилища»).     223 У переднего вала Влахерн (περι το βραχινιον των Βλαχερνων). Крепость (барбакан) в северной части Влахерн, образованная стеной Ираклия и стеной Льва (Janin, Constantinople byzantine, p. 249).     224 Монастырь рядом с Константинополем (Janin, La géographie..., pp. 296—300).     225 Георгий Палеолог — свояк Алексея (см. прим. 221). Начиная с комниновской эпохи семья Палеологов дала Византии немало даровитых и энергичных людей. С 1261 до 1453 г. династия Палеологов владела императорским престолом. О Георгии и первых Палеологах см. Laurent, La généalogie des premiers Paléologues.     226 Никифор Палеолог; см.: Ал., II, 11—12; Nic. Br., II, 19. В 1081 г. Никифор был византийским наместником в Месопотамии, где вместе с ним находился и его сын Георгий (Nic. Br., III, 15). Никифор был убит под Диррахием (Ал., IV, 6, стр. 152).     227 Он был очень обижен на то, что Комнины проявили к нему недоверие ... — κατονειδζων την προς εκενον τοτων διαπισταν. Б. Лейб переводит эту фразу: «reprochant leur infidélité au souverain» («упрекая их за неверность самодержцу»), считая, что под εκενον подразумевается император. Однако, во-первых, такой смысл не оправдывается контекстом; во-вторых, первое значение слова διαπιστα не «неверность» (как у Б. Лейба), а «недоверие».     228 Φ. Шаландон (Chalandon, Essai..., р. 45) вполне основательно подвергает сомнению верность освещения Анной этих событий. Георгий Палеолог, сторонник участвовавших в мятеже Дук, в момент восстания оказался в Космидии, куда прежде всего явились и Комнины. Более того, как это следует из дальнейшего рассказа Анны, в Космидии были тогда и все деньги Палеолога. Это наводит на мысль, что Палеолог действовал по предварительной договоренности с Комниными.     229 См. прим. 221.     230 По сообщению Зонары (Zon., XVIII, 19) Комнины ушли не в Цурул, а в Адрианополь и стянули туда свое войско.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

В изложении римской и византийской истории появляются уже важные более древние источники, как, напр., Иоанн Лидиец, Зосима, местами Прокопий, по прежде всего Малала, затем Феофан и один неизвестный источник, которым пользовался и Манасс, и, наконец, церковно-исторические сочинения. Вероятно, впрочем, этот богатый материал не был использован автором непосредственно, а в большей своей части был заимствован из какой-то другой компиляции; это доказывается резко бросающимися в глаза совпадениями с 3онарой, которые могут быть объяснены лишь тем, что и Зонара, точно так же, как и анонимный автор, нашел часть своих источников обработанными и соединенными в один свод. Этот свод доходил до 1081 г., и около 1150 г. он был использован Зонарой; следовательно, составление его должно относиться приблизительно к первой трети XII-ro века. В главной части, излагающей время Комнинов, Ангелов и Никейских императоров, синопсис совпадает в главном с Зонарой, Анной Комниной и с началом хроники Никиты Акомината, но здесь нельзя указать никакого определенного источника; вскоре 127 , однако, мы находим прямую выдержку из двух главных источников для последующего времени – Никиты Акомината и Георгия Акрополита. В заимствованной из Никиты части встречается лишь одна самостоятельная прибавка анонимного автора – описание Каппадокии в последней части, в основу которой положено сочинение Акрополита, такие прибавления встречаются чаще. Это именно те самые добавления, которые вставлены в текст Акрополита в Cod. Ambros. А 202 inf. В отношении стилистической обработки Акрополита также существует некоторое сходство между анонимом Сафы и редактором миланской рукописи. Быть может, оба они одно и то же лицо, так что миланский экземпляр Акрополита следует рассматривать, как своего рода подготовительную работу автора Синопсиса (см. выше стр. 53). Синопсис использован позднейшими авторами. Следы его заметны в выдержках Cod. Vatic. 1889 XIV века и в тех дополнениях к Георгию Монаху, которые делают Венецианскую рукопись богаче содержанием по сравнению с Cod.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908, изд.А.Д. Ступина, стр.517-518. Спасо-Влахернский монастырь, 2 класса, общежительный, в 13 верстах от города Дмитрова, при селе Новоспасском. Учрежден в 1861 году из основанной в 1852 году вдовой Анной Гавриловной Головиной женской общины. В церкви монастыря находится Влахернская икона Божией Матери Одигитрии, сделанная из воскомастики, — список с хранящейся в Московском Успенском соборе Влахернской иконы ( и празднуемой здесь в субботу 5-й недели Великого поста), которая, по преданию, находилась прежде в построенном святой царицей Пульхерией (см. 10 сентября) в Царьграде Влахернском храме, сопровождала царя Ираклия в его победоносном походе против персов, хранилась, по взятии Царьграда турками, на Афоне, а впоследствии (в 1654 году) была принесена в дар царю Алексею Михайловичу. Кроме того, в монастыре находятся: Нерукотворенный образ Спасителя (по преданию, письма инока Андрея Рублева), которым в 1391 году великий князь Василий Дмитриевич благословил Мангупского князя Комнина, родоначальника Головиных, и Иерусалимская икона Божией Матери (строгановского письма). При монастыре больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». При приближении к посёлку Деденево уже издалека виден вознёсшийся над деревьями и крышами жилых домов величественный, голубой в золотую звёздочку, купол с изящным барабанчиком-беседкой на нём. Это собор Спаса Нерукотворного Образа, главный храм Спасо-Влахернского женского монастыря. Монастырь - относительно молодой, середины XIX века, само село (ныне - посёлок) значительно древнее. По некоторым свдениям, в 1295 году здесь был убит разорявший русскую землю ордынский царевич Тудан, он же, в русской транскрипции, Дюдень. Вспомним " Дюденеву рать " . Вот это как раз о нём. И название населённого пункта тоже, как иногда утвержается, оттуда. Правда, в духовных грамотах Деденево упоминается только в 1504 году, но не запретишь ведь посёлку иметь красивую легенду о своём происхождении?

http://sobory.ru/article/?object=00515

В 1886 г. по проекту Н.В. Никитина перед церковью была сооружена монументальная колокольня романского типа с трехэтажным основанием и квадратной центральной башней. Формирование памятника завершилось в 1890 г. постройкой между храмом и колокольней двусветной трапезной с прекрасно организованным внутренним пространством. Высокое центральное помещение с парусным сводом ограничивают эффектные аркады боковых двухэтажных галерей, объединявшихся между собой западным балконом на чугунных стойках. Верхняя галерея имела парапет из бронзы. Памятник сильно пострадал от обстрела в годы Великой Отечественной войны: утрачены его завершения, нарядное убранство украшенного колоннами интерьера и живопись 1910 г., выполненная по эскизам В. Васнецова. Преимущественно деревянные жилые и хозяйственные монастырские здания в один и два этажа, в том числе просфорный дом, трапезная, иконописная мастерская, представляют образцы рядовой массовой застройки своего времени и в этом отношении очень характерны. В наружной обработке одних живы традиционные ампирные мотивы, другие тяготеют к псевдорусским формам. Статья из " Памятники архитектуры Московской области " . -  Москва, Стройиздат, 1999. Е.Н. Подъяпольская. В августе 2002 года монастырь представлял из себя одну большую стройплощадку. Ремонтировалось все одновременно, что видно на фотографиях. Спасо-Влахернский монастырь, 2 класса, общежительный, в 13 верстах от города Дмитрова, при селе Новоспасском. Учрежден в 1861 году из основанной в 1852 году вдовой Анной Гавриловной Головиной женской общины. В церкви монастыря находится Влахернская икона Божией Матери Одигитрии, сделанная из воскомастики, — список с хранящейся в Московском Успенском соборе Влахернской иконы ( и празднуемой здесь в субботу 5-й недели Великого поста), которая, по преданию, находилась прежде в построенном святой царицей Пульхерией (см. 10 сентября) в Царьграде Влахернском храме, сопровождала царя Ираклия в его победоносном походе против персов, хранилась, по взятии Царьграда турками, на Афоне, а впоследствии (в 1654 году) была принесена в дар царю Алексею Михайловичу. Кроме того, в монастыре находятся: Нерукотворенный образ Спасителя (по преданию, письма инока Андрея Рублева), которым в 1391 году великий князь Василий Дмитриевич благословил Мангупского князя Комнина, родоначальника Головиных, и Иерусалимская икона Божией Матери (строгановского письма). При монастыре больница.

http://sobory.ru/article/?object=00515

В соборном храме есть еще две чудотворный иконы: Божией Матери Предвосвестительницы и первомуч. Стефана. Замечательна здесь, также в соборе, древняя икона Богоматери Одигитрии. Она находилась во Влахернском, в Константинополе храме. Принесена же обители сей в дар Сербской княгиней Анной, которой она подарена была царями Мануилом и сыном его Иоанном Палеологом. Икона эта стоить при северо-восточной колонне, поддерживающей купол храма. Параклисов четыре: 1) св. Константина; 2) св. великомученика Георгия Победоносца; 3) св. великомученика Димитрия; 4) Всех Святых. Основание Костамонита приписывают Константину Великому , или сыну его Константину; но вернее то предание, что ктитор обители этой был вельможа царственного двора Комнинов. Название Костамона производят от каштановых рощей, среди которых уединено возникала обитель. Есть еще предание, что на месте, где устроен Костамонит, спасался в древности какой-то отшельник Коста, и будто бы от него монастырь занял свое имя (Барск. путеш. Часть 2, стр. 676). 5. Зограф (киновия) От Зографа до Хилендаря – два с половиной часа ходу, столько же и до Кареи. Зограф основанием своим древнее Лавры и многих других обителей 4 . Зограф по-русски значит живописец, или живописный. Он посвящен св. Великомученику Георгию Победоносцу, которого икона, сама собой изобразилась на доске, от чего и монастырь назван Зографом. Следствия отступления от православия Михаила Палеолога обозначились и здесь, в Зографе, также кровавыми чертами. Двадцать два инока и четыре мирянина, затворившиеся в башне и не принявшие ни лестных обещаний, не устрашившиеся смерти и пыток, латиномудрствующими сожжены. Башня, в коей они находились, была обложена хворостом, и пламя обняло исповедников православия; они мирно отошли огненною смертью к Богу. Это было 10 октября 1276 года. Имена их следующие: игумен Фома, иноки: Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий Дометиан, Парфений; имена четырех мирян неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Им удалось обеспечить стабильность внутриполитического положения страны и ее развитие в самых разных областях жизни. Власть этой династии первоначально выглядела как совместное правление целой группы военно-аристократических фамилий. Супругой Алексея была Ирина Дукена; соправителем и наследником Алексея считался Константин Дука, порфирородный сын имп. Михаила VII, за к-рого предполагалось выдать старшую дочь Алексея Анну. Титул кесаря получил Никифор Мелиссин; ряд ключевых постов достался Палеологам. Все это обеспечило устойчивость власти в первые годы правления Алексея Комнина и способствовало прекращению гражданских войн. Предпосылкой стабильности власти новой династии стала политика формирования фамильных связей и династические браки с др. влиятельными родами. Правящий клан постепенно расширялся, в него входили новые члены и семьи, у императоров появлялось все больше возможностей контролировать важные посты в гос-ве, назначая на них своих родственников. При имп. Алексее были введены новые титулы для высших чинов гос-ва - ближайших членов его семьи. Во дворце постепенно падало значение Дук. В сер. XII в. в офиц. энкомиях фамилии Комнинов и Дук еще называются вместе, они считаются одной семьей, но реальное значение Дуки теряют. Подобным образом правящим кланом были постепенно поглощены и др. видные фамилии (Кондостефаны, Мелиссины). Благодаря родству с Комнинами возвышались новые фамилии (Палеологи, Ватацы, Враны, Кантакузины, Ангелы), сыгравшие впосл. важную роль в истории Византии. Когда на престол взошел Иоанн II Комнин , старший сын Алексея I, против него возник заговор во главе с его сестрой Анной Комниной , но ее попытка выдвинуть на престол своего мужа, кесаря Никифора Вриенния, закончилась неудачей. Богоматерь коронует имп. Иоанна II Комнина. Монета Богоматерь коронует имп. Иоанна II Комнина. Монета В течение столетия после прихода к власти Алексея Комнина правящий клан почти полностью монополизировал управление империей. Прежние группировки столичного чиновничества практически исчезли; возможность занимать высшие посты в центральном и местном управлении полностью зависела от родственных связей.

http://pravenc.ru/text/372674.html

По-видимому, именно в это время и появляется тема перехода власти от прежней к новой столице – то, что византийцы описывали метонимией των σκπτρων μετθεσις [перенесение скипетра]. Это выражение фигурировало в «Эпитоме», составленной, по-видимому, в VII в. Стефаном Эфесским 1535 . Теория исключительной законности империи константинопольских государей являлась постоянным моментом политической философии византийцев перед лицом притязаний Запада после renovatio imperil [обновления империи] в IX в. Император Михаил III говорит об этом в своей переписке с папой Николаем I 1536 . Ходячее истолкование халкидонского постановления относительно привилегий Константинопольской кафедры, бытовавшее в образованных кругах Восточной империи в Средневековье, приводится в «Алексиаде» Анной Комниной. Там мы читаем: «Когда же седалище империи было перемещено оттуда в нашу страну и в наш имперский город, равно как и синклит и все правительствующие учреждения, таким же образом переместилось и первенство в архиерейской иерархии. И василевсы с самого начала жаловали почести Константинопольской кафедре, но в особенности Халкидонский Собор вознес епископа Константинопольского на самую высокую ступень (иерархии) и подчинил ему все области вселенной» 1537 . Великие византийские канонисты воздерживаются от подобных крайностей. Весьма трезвый комментарий дает Аристин: он указывает, что епископ Константинопольский равен по достоинству ( ιστιμος) епископу Римскому и обладает теми же преимуществами, в силу присутствия в Константинополе императора и синклита. Он указывает далее, что ему подчинены лишь митрополиты Понта, Фракии и Асии, «так же как епископы варваров в этих диоцезах». Понимая наречие «только» из текста правила как относящееся, по-видимому, к географии, он уточняет, что Иллирик тогда относился к Риму 1538 . Резолюция относительно привилегий Константинопольской кафедры была окончательно принята на последнем заседании собора 1 ноября. Нам неизвестно, сколько именно отцов присутствовало на этом заседании, которое именуется семнадцатым в Acta Graeca и шестнадцатым в Versio a Rustico edita.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Анне Комнине только-только исполнилось тридцать шесть лет, но жизнь ее была кончена. Она на двадцать девять лет пережила крушение своих великих честолюбивых замыслов, посвятив себя всю, как она где-то об этом говорить, «книгам и Богу». И этот долгий конец существования был для нее смертельно печален. Беда за бедой сыпались на нее и удручали ее. Вслед за Алексеем, отцом ее, смерть которого, – она это хорошо понимала, – являлась для нее концом всего, одень за другим умерли ее мать Ирина, «слава Востока и Запада», любимый ее брат Андроник и в 1136 году, наконец, муж ее Никифор Вриенний; и с каждой этой смертью относительно понижалось и место, какое она занимала в жизни. После неудачи ее последнего заговора она жила в уединении, вдали от двора, как бы в некоторой немилости, часто отправляясь в основанный ее матерью монастырь Богородицы Милостивой. Старые приближенные отца, раньше всячески старавшиеся льстить ей, теперь сторонились от нее из страха навлечь на себя недовольство нового владыки; печально подсчитывала она, сколько неблагодарных людей встречается на ее пути. В то же время она видела, как укрепляется на троне ненавистный ей брат. И все это ожесточало ее душу. Однако покуда был жив ее муж, к которому император продолжал сохранять доверие, поручив ему ответственную должность в государстве, с Анной Комниной еще до известной степени считались; но после смерти Вриенния, и в особенности в царствование ее племянника Мануила, песня ее была окончательно спета, и это заставляло ее страшно страдать. Она становилась все печальнее и угрюмее, все больше уверяла себя, что была жертвой несправедливой судьбы. На каждой странице своей книги она говорит о несчастиях, преследовавших ее всю жизнь, чуть не с первого дня, когда она родилась в порфире. Напрасно брала она на себя, и старалась казаться бодрой и царственно стойкой при каждом новом ударе судьбы, повторяя вместе с поэтом: «Снеси, сердце, и это, ты уже выдержало худшие испытания» В сущности, она не могла примириться. Когда старая царевна вспоминала блестящее начало своей жизни, свои мечты об императорской короне, сияющие годы своей юности; когда она вызывала в памяти все эти призраки, былых спутников ее счастливой жизни: юного Константина Дуку, своего жениха, прелестную императрицу Марию и несравненного Алексея, отца своего, и мать свою Ирину, и своего мужа и еще столько других; когда она всей этой минувшей славе противопоставляла свое теперешнее одиночество, неблагодарных, оставлявших ее в забвении старых друзей, теперь пренебрегавших ею, близких родных, обращавшихся с нею дурно и старавшихся сделать ее для всех ненавистной, тогда она не могла удержать слез.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010