Большой интерес представляет эпистолярное наследие Михаила Пселла (около 500 писем). Сохранилось несколько писем, в которых рассматривались вопросы теории музыки. Пселл рассуждал в них о «музыкальной соразмерности» мира. Как и Платон, он видел основную цель музыки в «исправлении нравов и лечении страстей». Поразительная многогранность творчества Пселла, его природный ум, талант и упорство были отмечены Анной Комниной. Мозаика византийская (лат. musioum – посвященное музам) являлась главной формой монументальной храмовой живописи в ранневизантийский период. Она представляла собой узор, выполненный из смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов с добавлением солей и окислов различных металлов), которая укреплялась на слое извести, цемента или мастики. Мозаика выкладывалась по кальке будущего изображения лицевой стороной вниз, а затем лицевая поверхность обрабатывалась, шлифовалась и покрывалась воском. Техника мозаики была заимствована у римских художников, которые отделывали полы в термах, виллах и в общественных зданиях смальтой, составленной из небольших кубиков, или камней. В византийскую эпоху мозаика размещалась на стенах и в куполах церквей, хотя первые мозаики украшали также полы в богатых домах и во дворцах (фрагменты мозаик полов Большого императорского дворца в Константинополе). Византийские мозаичисты усовершенствовали изготовление различных смальт (особенно золотой), умели точно рассчитать угол падения света, делая поверхность мозаики шероховатой, достигли большого искусства в сложении многофигурных композиций, учитывали законы оптики в слиянии цветов, что способствовало созданию великолепных живописных эффектов. Древнейшие византийские мозаики (баптистерий и мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V в.) отличались мелкой кладкой, выделенными контурами, отсутствием перспективы и пространства, использованием коврового орнамента. От античности были восприняты благородство пропорций, красота лиц с правильными чертами, насыщенный колорит. Христианская эпоха внесла в равеннские мозаики одухотворенность, символическую многозначность, взволнованную динамику, схематизм, сменивший чувственную живописность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    927 Энтузиасты, или мессалиане (см. прим. 1557). Мессалиане так назывались потому, что, согласно их учению, верующий может постигнуть высшие тайны лишь в состоянии исступления.     928 Grumel, Les regestes..., 946 (ок. 1087 г.). Никаких иных свидетельств о ереси Влахернита не сохранилось. Дата событий гипотетична (прим. 926). В византийских источниках упоминается несколько лиц, носящих имя Влахернит (см. Литаврин, Болгария и Византия..., стр. 1.37).     929 Стремительный Полемон (οζος Πολμωνος), досл.: «стремительность Полемона»; ср. XIV, 7, стр. 392. Полемон — знаменитый греческий софист II в. н. э. Интересно, что выражение οζος Πολμωνος встречается и у Μ. Пселла (Psellos, Scripta minora..., p. 159). Пселл сопоставляет οζος Полемона, δειντης («мастерство») Демосфена (у Анны χ «сильный глас») и σειρν («обаяние») Исократа (ср. у Анны XIV, 7, стр. 392). По-видимому, в данном случае это «общее место», заимствованное Анной у Пселла. О οζος Полемона говорит в дальнейшем и Никита Хониат (Nic. Ghon., p. 29).     930 В прошлом воин - κ το χαρακος ρμμενος (досл;: «из лагеря происходящий»). По мнению Дж.Баклер (Buckler, Anna Comnena..., р. 373, n. 9), под χαραξ Анна имеет в виду город Харак, откуда был родом этот солдат.     931 Т. е. еще до вступления на престол Алексея (прим. 186). Настоящее свидетельство Анны противоречит ее собственным словам (Ал., IX, 6, стр. 255) о том, что Алексей, став императором, осыпал Льва благодеяниями и добился его дружеского расположения. По сообщению Вриенния (Nic. Br., II, 29), на которого ссылается здесь Анна, под Антиохией погиб не Лев, а другой сын Романа Диогена — Константин, муж Феодоры, сестры Алексея Комнина (Nic. Br., I, 6). Именем Феодора называет жену погибшего сына Романа Диогена и сама Анна. Б. Лейб (Leib, Alexiade, I, 155), считает, что имя Льва в этом месте — результат неверного исправления переписчика. М. Матье (Mathieu, Les faux Diogènes, p. 135) обращает внимание на то, что в некоторых русских летописях под 1116 г. рассказывается о походе на Византию Льва Дивгенича, и полагает, что Анна путает двух Псевдодиогенов: Константина и Льва.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

    643 Т. е. Рожеру.     644 Вильгельм Апулийский (Guil. Ар., V, 365—390) описывает панику, которая охватила норманнов после смерти Роберта. Они побросали все имущество, надеясь переправиться в Италию. Однако мест на кораблях всем не хватило, и большая часть (pars maior) норманнов перешла к византийцам.     645 Об этой буре пишет и Вильгельм Апулийский (Guil. Ар., V, 391—397).     646 Веноса — город в Апулии. То, что именно в этом городе был погребен Роберт, подтверждается также и другими источниками (см. Mathieu, Guillaume de Pouille..., pp. 336—337).     647 Т. е. в Константинополе.     648 Сиф — врач, ученый и переводчик второй половины XI в. (Krumbacher, Geschichte..., S. 615).     649 В данном случае Анна имеет в виду прорицания, основанные на наблюдениях над звездами (см. Buckler, Anna/Comnena..., р. 84). Астрология существовала еще в Древнем Египте. Под «древностью» писательница понимает классическую Грецию, которая действительно почти не оставила астрологических трактатов.     650 Евдокс — знаменитый греческий математик, астроном и врач IV в. до н. э.     651 Манефон — египетский жрец и ученый III в. до н. э. Среди его сочинений известен трактат по астрологии, сохранившийся в рукописи XI в.     652 В тексте лакуна, переводим по дополнению А. Райффершайда.     653 Анна пользуется астрологической терминологией своего времени. Получить гороскоп — это установить расположение созвездий в какой-то определенный момент и истолковать их влияние на судьбу человека или исход какого-либо предприятия. Центры — это четыре точки на небе, имевшие особо важное значение для гороскопа (Boll, Gundel, Sternglaube..., S. 62).    О византийской астрономической и астрологической терминологии см. Neugebauer, Studies...     654 Столь решительное осуждение Анной астрологии, вполне вероятно, имеет не только теоретическое значение. «Алексиада» частично писалась в период царствования Мануила Комнина, который, как известно, чрезвычайно увлекался астрологией. Сохранилась его переписка с Михаилом Гликой, который осуждал увлечение императора (CCAG, I ) и, возможно, в конце концов был из-за этого ослеплен (Boll, Gundel, Sternglaube..., S. 33). Таким образом, выпад против увлечения астрологией имеет вполне конкретную направленность (см. Любарский, Мировоззрение..., стр. 157—158).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

    778 Принятую у латинян клятву - τν συνθη τος Λατνοις ορκον. Такое же выражение употребляет Анна, говоря о клятве Алексею Гуго Вермандуа и Боэмунда (X, 7, стр. 280;X, 11, стр. 291). Речь идет о вассальной присяге (см. прим. 1004). Ср. Ganshof, Robert le Frison..., р. 64 sq.     779 См. Dölger, Regesten..., 1144. Дэльгер весьма осторожно датирует этот мир временем «после августа 1087 г.». Этот terminus post quem не что иное, как дата солнечного затмения, о котором Анна упоминала выше (см. прим. 752).     780 Dölger, Regesten..., 1145. В речи Феофилакта Болгарского к Алексею Комнину (Gautier, Le discours..., р. 111, сар. 6) содержится рассказ о мирном договоре Алексея со «скифами». В. Васильевский («Византия и печенеги», стр. 146), сопоставляя сообщения Феофилакта и Анны, датирует речь болгарского архиепископа 6 января 1090 г. Датировку В. Васильевского принимают и другие исследователи (см.: Златарски, История..., II, стр. 197, бел. I; Chalandon, Essai..., рр. XXV-XXVI; Katii, Βιογραφικα ..., σελ. 371 εξ).    Нам, однако, мнение Васильевского не представляется безусловным по следующим соображениям.    1) По словам Феофилакта, скифские послы первые явились к Алексею. У Анны император сам отправляет послов к печенегам. Феофилакт, произносивший речь сразу же после этих событий, конечно, знал обстоятельства дела. Он не преминул бы указать на инициативу Алексея, ведь он хвалит его за этот мир. Таким образом, остается неясным, имеют ли ввиду Анна и Феофилакт один и тот же договор с печенегами или разные.    2) Нет твердых оснований утверждать, как это делает В. Васильевский и его последователи, что Анна относит заключение этого договора к зиме 108990 г. (см. прим. 752).    Иное предположение в самое недавнее время высказал П. Готье (Gautier, Le discours..., рр. 96—99). По его мнению, мир с печенегами, о котором говорится у Феофилакта, — это не второй, а первый из мирных договоров, упомянутых Анной в данной главе. Однако аргументы ученого малоубедительны (см. аннотацию на статью П. Готье в ВВ, XXV, 1964, стр. 269—270).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

28 декабря 2022 9 ноября 2022 Статья  доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Андрея Юрьевича Митрофанова посвящена специфике феномена военной узурпации в эпоху императора Диоклетиана в связи с сакрализацией Диоклетианом собственной узурпации. Описываемая проблема позволяет лучше понять влияние политической идеологии Диоклетиана как на дальнейшее развитие позднеримской и византийской политической системы, так и на появление византийского самозванчества. В статье доктора философских наук, профессора, заведующего сектором философии религии Института философии РАН Владимира Кирилловича Шохина рассматривается широкий спектр отношения философии к религии в Германии в эпоху Просвещения, выявляемый в новейшей монографии Людмилы Крыштоп «Мораль и религия в философии немецкого Просвещения: от Хр. Томазия до И. Канта» в контексте достижений историографии, из которой выделяются обобщающие исследования Конрада Файерайса и Альбрехта Бойтеля. Автор высоко оценивает труд Крыштоп, в котором дезавуируется стандартное представление о секулярности просветительского мышления (при котором за образец берется французское Просвещение) и подробным образом анализируются малоизвестные для российского читателя фигуры, выделяя исследования в книге философии Христиана Августа Крузия и Моисея Мендельсона. Религиозность немецкого Просвещения осмысляется как альтернатива фундаментализму в виде крайности полного доверия индивидуальному разуму как симметрично противостоящему крайности официальной соборности. 11 октября 2022 Статья доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Андрея Юрьевича Митрофанова посвящена параллелям между историческим трудом «Алексиада», написанным византийской принцессой Анной Комниной, и скандинавской поэзией скальдов. На взгляд автора, существующий научный материал позволяет интерпретировать соответствующие фрагменты «Алексиады» как свидетельства знакомства Анны с сюжетами норманнских поэм. 23 сентября 2022 22 сентября 2022

http://bogoslov.ru/topic/20287

Во дворце Вуколеон царила атмосфера набожности и даже аскетизма, введенная еще бабушкой царевичей Анной Далассиной. Дети прекрасно знали Священное Писание и Святоотеческую литературу. Например, Андроник I особенно любил послания апостола Павла и многие из них знал наизусть. Помимо этого, мальчики активно обучались военному искусству и государственному управлению. Мануил и Андроник, сверстники и товарищи, вскоре стали неразлучными друзьями, коротая время не только в литературных упражнениях, но и на охоте, кулачных состязаниях, турнирах и пеших переходах. Однако со временем их дружба переросла в молчаливое соперничество. Оба красивые, мужественные, отважные, они были прирожденные лидеры, привыкшие повелевать, но глубоко различные по характеру и складу ума. Мануил I с детства являл пример рассудительности и здравого мышления, что не мешало ему, конечно, демонстрировать временами какую-то отчаянную храбрость. По физическим качествам Андроник I не уступал царевичу: он был невероятно высок – около 2 метров, обладал железным здоровьем и никогда не болел. Подобно героям поэм Гомера, сотоварищ Мануила I питался одним жареным мясом, которое запивал вином 747 . Однако, в отличие от выдержанного брата, умевшего не только повелевать, но и послушаться, Андроник I, пропитанный гордыней, быстро впадал в гнев, был хитер и скрытен. Эти недостатки он компенсировал величественной осанкой, геркулесовой силой, остроумием, внешним дружелюбием и превосходной памятью. Кроме того, его отличали великолепные данные актера, врожденное умение привлекать к себе людей, коммуникабельность, мужество и хитрость 748 . Вследствие личной храбрости он стал настоящим кумиром солдат 749 . Однако при всех многосторонних увлечениях только две страсти по-настоящему занимали Андроника I – женщины, на которых он был просто ненасытен, и царская власть. Титул Римского царя не давал ему покоя уже с юношеских лет, и он был готов продать душу для достижения своей цели. Что, собственно, и произошло, как мы уже видели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

179 В этом отношении прием его в конце сочинения совершенно другой, чем в начале, где он с такой тщательностью и буквальной верностью списал Диона Кассия (ср.: Reimar. Ad Dionem praef., 1, XXI; Niebuhr. Rom. Gesch.. IV, 105; Zander. Quibus e fontibus Joh. Zonaras hauserit Annales Romanos, 1849, 4). 184 " Yλη ιστορας. Ed. per P. Possinum. Paris, 1661. Venet., 1729. Recognovit A. Meineke cum notis Possini st du Fresne. Bonnae, 1836. В переводе на русский язык изданы при Санкт-Петербурской Духовной академии в 1858 г., под редакцией проф. Карпова. 187 Bryenn., 23 ­­ Psell., IV, 265, 271; 43 ­­ 279, 280; 44 ­­ 280–281; 45 ­­ 281; 46 ­­ 283; 47 ­­ 283–284; 48 ­­ 284; 51 ­­ 284–285; 52 ­­ 285–286; 53 ­­ 286; 54 ­­ 286–287; 55 ­­ 287–288. 188 Bryenn., 26 ­­ Cedr., II, 566–567; 27 ­­ 568; 28 ­­ 568–569; 29 ­­ 569–570; 30 ­­ 570, 31 ­­ 570–572. 190 Σνταγμα σν Θεω των κατ τν νακτα κρον Αλξιον τν Κομνηνν πονηθν παρ τς θυγατρς ατο κυρας " Αννης τς πορφυρογννητου τς βασιλσσης, δ κα κλθη Αλεξας παρ ατς (Сочинение о деяниях владыки господина Алексея Комнина, с Божией помощью написанное его порфирородной дочерью, госпожой Анной, и нареченное ею Алексиадой). Ed. opera D. Hoeschelii, Aug. Vindel., 1610, 1618. Possini. Par., 1651; Venet., 1729. Schopeni. Bonnae, 1839. Переведено (1-й т.) на русский язык при Санкт-Петербургской Духовной академии, под редакцией проф. Карпова, 1859, на франц. par L. Cousin. Paris, 1655, немецкий в Schiller’s Allgem. Sammlung Historischer Memoiren vom 12 Jahrh. bis auf die neuesten Zeiten. lena, 1780. Abtheil. I. Bd. 1–2. 193 Оценку сочинения в полном составе можно читать, кроме предисловий к изданиям, у Gibbon, chap. 48; Hegewisch. Histor. u. litter. Aufsatze. Kiel, 1801, 121 sq.; Wilken. Rerum ab Alexio I, Iohanne, Manuele et Alexio II Comnenis gestarum libri IV. Heidelb., 1811; Hase in C. Muller " " s Fragmenta hist, graec., IV. 272; Sybel. Gesch. d. ersten Kreuzzuges, 1841, 291–293; Kugler. Boemund und Tankred. Tubing·., 1862; Nicolai in Ersch u. Gruber Encykl., LXXXVII, 316–317; Oster. Anna Komnena. Rastatt, 1870.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

2161 От 1060 г.: λογαριακης εσπρξεως Βαργγων Ρς, Σαρακηνν, Φργγων (подать с варягов Руси, или сарацин, или франков). См.: Преосв. Порфирий. История Афона//Труды Киев. Духовн. академии, 1873, 1, 36. Выражения других грамот см. выше, с. 31, прим. 5. 2174 Ибн-ал-Атир, у Васильевского//Ж. М. Н. Пр., 1875, март, 118. О заимствовании Ибн-ал-Атиром у Имадеддина см.: бар. Розен, 392. 2175 Psell., IV, 10; Cedr., II, 444; Zon., IV, 114; Асохик. Всеоб. история, 200201; Arisd., 9. Ср.: Васильевский//Ж. М. Н. Пр., CLXXVI, 121–127. 2176 Scyl., 644: Βαργγους ατος κοιν ονομζει διλεκτος (на общенародном наречии они именуются варягами). 2182 Это отличительное вооружение варягов часто указывается Пселлом (IV, 105, 142, 220), Вриеннием (74, 123) и Анной Комниной (I, 120, 211). 2183 О щитах у Асохика (200), Пселла (IV, 281) и Вриенния (74); о копьях у Асохика (200) и Пселла (IV, 216); о мечах – κινκη – у Скилицы-Кедрина (II, 509); о луках у Атталиота (295). 2185 Из этих памятников извлекаются следующие данные: Гаральд прибыл в 1031 г. в Гардарик (Киев), к русскому князю Ярославу, оттуда около 1033 г. в Миклагард (Византию). Здесь он вместе с варягами принимал участие в борьбе с сарацинами в Малой Азии в 1033–1034 гг., потом вместе с Маниаком прибыл в 1038 г. в Италию и сражался с сарацинами в Сицилии, а в 1040 г. участвовал в борьбе с болгарами и защищал Солунь, осажденную болгарами. С солунянами находилась тагма великосердых ( τν μεγαθμων, Cedr., II, 532), в которой с большой вероятностью можно видеть скандинавский отряд, составившийся, вероятно, из 500 дружинников, приведенных Гаральдом (Советы и рассказы визант. боярина//Ж. М. Н. Пр., 1881, август, 328); этот отряд или входил в состав варяжской дружины, или существовал независимо от нее. В 1042 г. Гаральд находился в Константинополе и принимал участие в бунте против Калафата, ворвался вместе с толпой во дворец, умертвил варягов, державших караул, и разграбил золото; в самом ослеплении Калафата он играл какую-то роль. В 1043 г. Гаральд оставил императорскую службу и в 1044 г. возвратился в Скандинавию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

В Византии обыкновенно бывало, что правительство, покровительствуя школе, преследовало при этом не чисто научные, но также церковные и государственные цели: из византийской Академии во все время ее существования выходили кандидаты на архиерейские места и государственные должности, это был не только храм науки, но вместе рассадник ученого чиновничества. Так было в прежнее время, так было и в XI в. Не только учителя, но и питомцы Академии стали занимать епископские места, важные должности в центральном и областном управлении; между епископами, государственными сановниками, правителями фем оказалось немало учеников Пселла, как, например, Феофилакт, знаменитый впоследствии архиепископ Болгарский, 2772 Лев, митрополит Патр, и заведовавший прошениями ( π τν δεσεων), 2773 племянник патриарха Керуллария Константин, 2774 Поф, судья Фракии и Македонии, и др. 2775 Мы вправе думать, что управление епархиями ученых архиереев, а фемами – образованных стратигов имело благодетельные последствия для школ при архиерейских кафедрах, монастырях, как и для всех вообще школ, рассеянных по областям. Не нужно еще упускать из виду и того узкого типа школы, когда она переставала быть общественным учреждением и делалась принадлежностью семьи. Было в обычае, что в аристократических семействах, славившихся богатством и родовитостью, дети обучались дома, – для этого нанимались дидаскалы и учреждалась как бы домашняя школа, в которой кроме властельских детей, для которых собственно и взяты были учителя, иногда обучались беднейшие товарищи их игр, даже рабы. Так, когда Дорофей достиг возраста, с которого принято было начинать учение, он, по обычаю властелей, был вручен педагогам и дидаскалам. 2776 К Адриану и Никифору Комниным приставлены были их матерью Анной учителя, которые должны были пройти со своими учениками образовательный цикл наук. 2777 В особенности этот домашний способ обучения был неизбежен в применении к женщинам. Женских общественных школ не существовало, да и само занятие науками считалось делом не женским, несогласным с женской природой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

В виде догадки высказываем мы предположение о личности и наименовании русской княжны, которая могла быть невестою Константина Дуки старшего; но что это была одна из дочерей Всеволода, мы считаем не догадкой, а единственно возможным объяснением, какое допускают два наши документа. Указание на брачный договор одного из сыновей Романа Диогена с дочерью того самого князя, дружбы и союза, с которым ищет Михаил VII в объясняемых нами письмах, – для нас служит наиболее твердым основанием. Так или иначе, мы не знаем о каких-либо родственных связях дома Диогенова с каким-либо другим иностранным владетельным домом, кроме русского, кроме дома Всеволодова; предположение о норманнском браке всего менее вероятно. Русская летопись знает двух Диогеновичей. Об одном она говорит под 6603 (1095) годом: «Идоша Половци на Грькы с Девгеневичем, воеваша по Гречьстей земли; и цесарь я Девгенича, и повеле и слепити» 34 . Это есть Диогенович, очень хорошо известный в византийской истории, хотя, в сущности, он не был вовсе сыном императора Романа Диогена, а был только самозванец, выдававший себя за такого сына. О его ссылке в Корсунь, о его союзе с Половецкими ханами Боняком и Тугорканом, об их вторжении в пределы империи, наконец, о плене и самом ослеплении мнимого сына Диогенова – именно в год вышеозначенный – подробно раз сказывает дочь императора Алексея Анна Комнина 35 . Русская история знает и другого сына Диогенова, о котором идет речь в летописи под 6624 (1116) годом: «в то же лето Леон Диогеневичь, зять Володимерь иде на цесаря Алексия и вдашася ему город Дунайскых неколико; и в Дерестре, городе Дунайстемь, лестью, убиста и два Сорочинина, послана цесарем, месяца августа в 15 день» 36 . О походе и смерти этого Диогеновича нет таких ясных и отчетливых известий в византийской истории, но некоторые данные, сообщаемые тою же Анной Комниной, легко могут быть комбинированы с приведенным рассказом русской летописи. Пока мы оставляем это в стороне; более существенный вопрос для нашего настоящего исследования представляет самая личность Леона Диогеновича, несколько загадочная, и вопрос, на ком он был женат.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010