Не только к Платону, но и к Аристотелю (к «Категориям») составлял комментарии Михаил Пселл , под чьим именем также дошла «Сводка логики Аристотеля», имевшая влияние на зап. традицию: в этом сочинении изложены «Об истолковании», «Первая аналитика» и «Топика». Иоанн Итал , чей платонизм был осужден Церковью, писал комментарии к А., интерес к к-рому был поддержан Анной Комниной . Михаил Эфесский и Евстратий Никейский продолжили традицию толкования А., введенную в нач. VII в. Стефаном, в результате чего были написаны комментарии к главным сочинениям аристотелевского корпуса. Феодор Продром составил комментарий к «Введению» Порфирия, названный «Ксенедем», и комментарий ко 2-й кн. «Второй аналитики». О постоянном интересе к логике А. в Византии свидетельствуют маргиналии к сочинениям Никифора Влеммида с правилами запоминания фигур силлогизма; среди этих сочинений - учебник логики и физики, написанный в аристотелевском духе и имевший широкое распространение, а также трактат «О душе». Сочинения А. в этот период переиздаются, появляется «Сводка аристотелевской философии» Георгия Пахимера. Его современник мон. Софония пишет парафразы «Категорий», «Первой аналитики», «Софистических опровержений», трактата «О душе». Михаил Оловол, преподававший с 1267 г. логику в основанной Михаилом VIII Палеологом К-польской школе, написал комментарии к 1-й кн. «Первой аналитики» и перевел сочинения Боэция о диалектике и гипотетическом силлогизме. Никита Хумн ок. 1315 г. издает трактат «О природе мира, первых и простых телах, материи и форме». Ему же принадлежит соч. «Опровержение «О душе» Плотина» - очерк аристотелевской психологии, согласованной с учением о творении. Феодор Метохит в 1317 г. публикует «Начала астрономии» (парафраз Птолемеева «Альмагеста») и сводку физики А. (включая учение о душе, биологию и метеорологику). В 1439 г. Плифон пишет соч. «Сравнение между Платоном и Аристотелем» (не в пользу А.), вызвавшее отклик Георгия Схолария «Опровержение возражений Плифона против Аристотеля». В соч. «Сравнение философов Аристотеля и Платона» спор между учителем и учеником решал в пользу последнего Георгий Трапезундский , на что в свою очередь ответил кард. Виссарион, призвавший ценить обоих философов в соч. «Против хулителя Платона» (ок. 1458), хотя и сам кардинал, и возрожденческая Италия, куда он перебрался, пока решительно предпочитали Платона и платоников. Ситуация меняется в Падуанском ун-те: П. Помпонацци (1462-1525), ориентированный на греч. комментарии А. (Александра Афродисийского), одерживает верх над падуанскими аверроистами и обеспечивает возвращение к А., ставшему предметом самостоятельного интереса у Чезальпино. В соч. «О бессмертии души» (1516) Помпонацци отвергал возможность рационального доказательства бессмертия души и в связи с этим психологию Ибн Рушда и Фомы Аквинского .

http://pravenc.ru/text/76004.html

Иконописная мастерская скита Малая св. Анна. Фотография. Кон. ХХ в. Старец Герасим Микраяннанит (греч. ρδβλθυοτεΕρημος). Местность на юго-зап. стороне Афонского п-ова, занимающая пространство между Большим скитом св. Анны, вершиной Афона и горой Кармил. Здесь расположены следующие монашеские поселения: Малая св. Анна, Катунакии, Карулии, Керасья, Св. Василий. Малая св. Анна (греч. Μικρ Αγα ρδβλθυοτεΑννα) находится в долине между скал - в 2,5 км к юго-западу от Большой св. Анны. Первыми подвижниками, построившими здесь келлию, были прп. Дионисий Ритор († 6 окт. 1609) и его ученик прп. Митрофан. По преданию, прп. Дионисий происходил из имп. рода Комнинов, был пострижен в Студийском мон-ре и прозван Ритором за свои энциклопедические познания. Во 2-й пол. XVII в. в келлии Архангелов жил церковный писатель Агапий Ланд, в наст. время в ней живет схоларх Афониады иером. Никифор. В находящейся выше Воскресенской келлии подвизался иером. Савва Духовник († 1908). Его мощи пребывают нетленными и благоухают. В келлии св. Иоанна Предтечи жил гимнограф Герасим Микраяннанит († 1991), автор ряда чинопоследований, в частности прп. Симеону Новому Богослову, свт. Григорию Паламе и др. исихастам. В келлии Успения Божией Матери подвизался старец Авимелех Микраяннанит (1858-1965), ученый монах, первый биограф свт. Нектария Эгинского. В келлии ап. Фомы живет братство Фомадов, известных святогорских певчих. В наст. время общее число келлий - 10, заселены 4, в них живут 17 чел. Вулевтирии (греч. τ Βουλευτρια) находятся близ побережья Большого скита св. Анны. Самая древняя келлия во имя сщмч. Елевферия упоминается в письменных источниках X-XI вв. В XIV в. игуменом этого мон-ря был прп. Геронтий (по др. сведениям - в XI в.). В наст. время в 6 келлиях-исихастириях живут 8 монахов. Катунакии. Фотография. Кон. ХХ в. Катунакии. Фотография. Кон. ХХ в. Катунакии (Катунакия; греч. τ Κατουνκια), монашеское поселение скитского типа, расположенное в возвышенной долине между Малой св. Анной и Карулиями. Название происходит от визант. слова «κατονα» - военный лагерь, узкое, защищенное место. Поселение возникло в нач. XVIII в., возможно на месте более древнего (XVI в.). В 1903 г. состояло из 19 греч. келлий, в наст. время - из 12 келлий-исихастириев, древнейшие из них, Благовещенская и Успенская, были основаны в 1852 г.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Лев, епископ Аргоса и Навплии, устроив женский монастырь во имя Богородицы в Арее, потом преобразовал его в мужской ввиду опасности, которой могли подвергнуться монахини от сарацин. 1510 Кроме мужских и женских монастырей были еще так называемые двойные ( διπλ μοναστ ρια), т. е. такие, в которых жили и монахи, и монахини. 1511 Такие монастыри устраивались для достигших высшей степени бесстрастия мужчин и женщин. Те и другие жили в одном монастыре, но в отдельных помещениях, на которые монастырь разделялся внутренней стеной; они отдельно и подвизались. Но у них был один и тот же образ жизни и устройство, общая пища, имущество и один игумен. Первенствующее значение принадлежало монахам, которым монахини и должны были подчиняться. На монахах лежали и все заботы о благосостоянии монастыря. 1512 Из двойных монастырей известен монастырь Пантепопта в Константинополе, построенный Анной Далассенской, матерью императора Алексея Комнина. 1513 По своей зависимости от той или другой власти монастыри разделялись: на царские, ставропигиальные, или патриаршие, епархиальные, принадлежавшие частным лицам, или ктиторские, харистикарные и независимые. Царские монастыри ( βασιλικ μοναστ ρια) 1514 находились в зависимости от царей или потому, что были основаны царями, или потому, что принимались ими под свое покровительство от частных лиц. Они были вполне самовластны и самоправны ( ατοδσποτα κα ατεξοσια), свободны и независимы не только от епархиальной, но и от патриаршей власти. Они не делали ежегодных взносов в пользу епархиальной или патриаршей власти, которыми были повинны другие монастыри, независимы были от нее в административном отношении, а иногда даже и в отношении юрисдикции. 1515 Ввиду привилегий, какими пользовались царские монастыри, считалось весьма выгодным быть причисленным к ним, и об этом нередко заботились ктиторы монастырей. Монах Никодим, построив в царствование Константина VIII близ Лакедемона монастырь, обратился к императору с просьбой принять его в число царских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Церковь Богородицы Витошской Драгалевского мон-ря. 1476 г. Церковь Богородицы Витошской Драгалевского мон-ря. 1476 г. Большинство литийных крестов (ок. 200), сохранившихся гл. обр. во фрагментах, имеют визант. происхождение. Нек-рые из них (напр., бронзовый крест XII в. с изображением арх. Михаила; Исторический музей в Велико-Тырнове) были изготовлены в мастерских К-поля. Расцвет металлической пластики палеологовского искусства связывают с такими памятниками, как оклады икон Богородицы Елеусы (1310, собор Успения Богородицы Бачковского мон-ря), Одигитрии из Несебыра (1342, СНАМ), Одигитрии из Мелника (XIV в., СНХГ) и оклад Охридского Евангелия (XIV в., СНАМ). Одним из традиц. элементов украшения ставротек, окладов Евангелий и икон являлись ажурные диски сферической формы со сложным геометрическим плетеным орнаментом. Данный орнаментальный мотив использовался и в технике резьбы по дереву. Врата и трон Хрельо (оба - XIV в., НМРМ) и врата из ц. свт. Николая Болнички в Охриде (XIII-XIV вв., СНИМ) с символической декорацией, включающей фигуры львов, грифонов, фантастических животных и св. всадников, представляют собой шедевры искусства монументальной резьбы по дереву этой эпохи. В болг. храмах и музеях хранятся образцы визант. и балканских литургических тканей XIII-XIV вв., большая часть из них была произведена в имп. мастерских К-поля: плащаницы имп. Андроника II Палеолога одна из Охрида (нач. XIV в., СНИМ), другая из Бачковского мон-ря, вложенная Матеем и Анной (кон. XIV в., ЦИАМ), 3-я из приходского храма в г. Рила (кон. XIV в., ц. свт. Николая в Риле); 4-я янинского деспота Изауса и его супруги Евдокии Балшич (XV в., Исторический музей в Благоевграде). Из Охрида происходят 2 шитые пелены с изображением Богородицы Оранты, подаренные эпирским деспотом Феодором Комнином и его женой Марией Охридскому архиеп. Димитрию II Хоматиану (1216, СНИМ), и с изображением Распятия Христова (ок. 1295, СНИМ). XV - 1-я пол. XVIII в. I. Архитектура и монументальная живопись. Первые памятники поствизант.

http://pravenc.ru/text/149669.html

В соборном храме Костамонита находится несколько чудотворных икон. Главная святыня обители – икона Божией Матери «Антифонитриа» (Предвозвестительница). Икона расположена в мраморном киоте, позади архиерейского трона. В 1020 году на престольный праздник в Костамоните закончилось масло. Не было даже возможности зажечь лампады и отслужить всенощную. Тогда через Свою икону «Предвозвестительница» Богородица возвестила экклеси-арху Агафону о том, что Она не оставит обитель Своим заступничеством. В тот же миг пустой сосуд чудесным образом наполнился. Этот кувшин до сих пор показывают паломникам. Икона Богородицы «Портаитисса»: с ней связано чудо, случившееся по предстательству Матери Божией с игуменом монастыря Симеоном, когда он в 1872 – 76 годах ездил в Россию собирать пожертвования. Еще один чудотворный образ – икона Божией Матери «Одигитрия» (Костамонитская). Она находилась во Влахернском храме в Константинополе. Принесена же обители Костамонитской в дар сербскою княгиней Анною, которой она подарена была царями Мануилом и сыном его Иоанном Палеологом. Икона эта стоит при северо-восточной колонне, поддерживающей купол храма. Серебряный оклад иконы был подарен монастырю в 1360 году сербской княгиней Анной. Икона святого первомученика Стефана, в память которого и освящен соборный храм этой обители. Это древнейшая икона в монастыре. Помещена в юго-восточном киоте монастырского собора. По преданию, икона была привезена в конце XI века из Иерусалима императором Алексеем Комниным и монахом Илларионом. Размеры иконы 1,20 на 0,70 метра. Глаз святого на иконе проколот, а края иконы обожжены во времена иконоборчества. В правой руке святой держит кадило, а в левой – подобие храма. Серебряное с золотом покрытие иконы было сделано в 1864 году. Среди святынь Костамонита находятся: часть Животворящего Креста Господня и частица Христовой багряницы. Также в обители пребывают частицы мощей: первомученика архидиакона Стефана, апостола Андрея Первозванного и евангелиста Луки, равноапостольного Константина Великого, великомучеников Прокопия, Артемия и Пантелеимона, мучеников Трифона, Христофора, Аглаиа, Кира и Иоанна, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителей Модеста, Иакова Персиянина и Иоанна Златоуста, священномученика Харалампия, преподобных Фалалея, Парфения, священномученика Власия, святого Артемия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Священник Анастас корсунянин, помогавший князю Владимиру завоевать город Корсунь (Херсонес) , по мнению К. В. Айвазяна, был вероятнее всего армянином-халкидонитом, «который, в отличие от греков, упорно защищавшихся, напротив, был заинтересован в его сдаче, что свидетельствует о его принадлежности к враждебной грекам национальности» . Вместе с царевной Анной в Киев прибыли митрополит (возможно, Феофилакт Севастийский) , епископы и священники, «среди которых находились и армяне-халкидониты, приверженцы греческой Церкви, названные по этой причине греками» , которые помогали строить церкви . Следует отметить, что в Херсонесе, как и других городах Крыма (Судаке и др.), проживало и много армянских представителей, принадлежащих непосредственно Армянской Церкви. Обнаруженные в Крыму археологические материалы говорят об их развитой духовной культуре уже в IX–XII вв. Позже на полуострове возникают армянские колонии в Феодосии, Старом Крыме, Белогорске, Армянске. На территории Крыма были открыты 13 монастырей, 51 церковь и армянские школы . Активно приглашал армянских воинов, мастеров для строительства и украшения храмов как сам князь Владимир, так сын и преемник – князь Ярослав Мудрый (1019–1054) . Подтверждением того, что среди этих мастеров были и армяне, по мнению исследователей, могут служить некоторые формы настенных изображений и декоративного убранства Софийского собора (распространенные в более ранних армянских храмах), иконография фресок свв. Григория Просветителя и Рипсиме, где (а также и на других фресках) сохранились следы надписей на армянском языке, в том числе и на северной стороне крышки саркофага князя Ярослава Мудрого . О русско-армянских контактах этого времени говорит и то, что в Армении (Киликийской) становятся известными некоторые русские произведения, например «Слово о законе и благодати», «Молитва» и «Исповедание веры» митрополита Илариона (поставленном в Киеве князем Ярославом), которые позже повлияли (по жанру и по содержанию) на «Изложение веры Церкви армянской» католикоса Нерсеса Шнорали (1166–1173) , входящее в состав его переписки с византийским императором Мануилом Комнином (1143–1180).

http://bogoslov.ru/article/6192720

Коммеркиарий – чиновник византийского ведомства финансов, сборщик коммеркия и одновременно контролер торговли с иноземцами. Эта должность претерпела с рубежа V-VI в. до XII в. определенную эволюцию, в процессе которой несколько менялся круг функций ее носителей от закупщиков и распределителей метаксы, посредников в торговле шелком- сырцом, до налоговых, таможенных сборщиков (с 730/731 г.). Коммуна – право городского самоуправления и городская община (коммуна), обладающая таким правом. Город-К. обычно завоевывал свои свободы и вольности в борьбе с феодалом, на землях которого он находился. Степень коммунальной свободы была различна в разных странах. Полной независимости удалось добиться ряду городов северной и средней Италии (Венеция, Генуя, Милан, Пиза, Сиена, Лукка, Болонья и др.), которые в дальнейшем стали городами-государствами. Чаще всего горожане получали право избирать городской совет и выборного голову (консула, мэра, бургомистра), ведавших законодательными, судебными, военными, налоговыми, судебными и торговыми вопросами. Города Византии не знали острой борьбы за коммунальные вольности и не смогли добиться полных прав К. Комн и ны – знатное византийское семейство, выдвинувшееся в XI в. Ведет начало от Мануила Эротика, пользовавшегося особым расположением василевса Василия II Болгаробойцы (963–1025 гг.) и исполнявшего при нем важные поручения. Его младший сын Иоанн вступил в брак с высокообразованной, гордой Анной Даласиной, представительницей знатного имени Даласинов. Их сын, полководец Алексей I Комнин, стал в 1081 г. основателем царской династии К., представители которой оставались на троне в Константинополе до 1185 г. Компла – другие аналогичные термины: аполисис, плиросис. Введенная Юстинианом I (527–565 г.) заключительная запись тавуллария или нотария, который после всех свидетелей заверяет законность документа, акта (графи, символаион), за что несет ответственность. См.: протокол, ипофесис. Композитная капитель – капитель, которая состоит из элементов различных архитектурных ордеров (чаще всего – ионического и коринфского); кроме того, может включать фигурные элементы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Византий за нами " - программа протоиерея Димитрия Иванова, настоятеля храма св блгв князя Александра Невского (Кинешма) 24.05.2022 22:04 Протоиерей Дмитрий Иванов " Поток времени в своем неудержимом и вечном течении влечет за собою все сущее. Он ввергает в пучину забвения как незначительные события, так и великие, достойные памяти; туманное, как говорится в трагедии , он делает явным, а очевидное скрывает. Однако историческое повествование служит надежной защитой от потока времени и как бы сдерживает его неудержимое течение; оно вбирает в себя то, о чем сохранилась память, и не дает этому погибнуть в глубинах забвения " . Это строки из одного из важнейших памятников исторической литературы Византии, написанного Анной Комниной, византийской царевной, дочерью императора Алексея Комнина. «Алексиада» представляет собой историю его жизни. Протоиерей Димитрий делится своими мыслями и впечатлениями от этого труда и читает свои стихи. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2022/05/24/22-0...

    632 Ф. Шаландон (Chalandon, Essai..., р. 93, n. 3) вслед за К. Шварцем считает этот эпизод вымышленным Анной. Ср. Leib, Alexiade, II, р. 54, n. Ι.     633 Титул ипертима (первоначально имевший светский характер) носил Михаил Пселл (см. прим. 562). При Комниных этот титул давался главным образом духовным лицам. Так, при Мануиле Комнине его носителем был афинский митрополит (см. Beck, Kirche..., S. 68).     634 Имеется в виду знаменитый собор св. Марка в Венеции. Таким образом, Алексей делает амальфитян, живущих в Константинополе, данниками Венеции.     635 Таким образом, венецианская концессия состояла из эргастериев (собственно мастерских, где не только изготовляли, но и продавали изделия), расположенных по берегу Золотого Рога от Еврейского причала (южная граница — см. Janin, Constantinople byzantine, p. 274) до района Вигла (северная граница — см. Janin, Constantinople byzantine, p. 302). Это сравнительно небольшой прибрежный район напротив Галаты.     636 Таможенная пошлина (κομμρκιον) — налог на оборот и продажу товаров (см.: Rouillard, Les taxes maritimes..., р. 277 sq.; Dölger, Beiträge..., S. 62).     637 Привилегии, предоставленные венецианцам в Константинополе, зафиксированы в нескольких документах (Dölger, Regesten..., 1076, 1081, 1109).    Анна, конечно, имеет в виду хрисовул Алексея 1082 г., сохранившийся на латинском языке в венецианских архивах (Tafel, Thomas, Urkunden..., S. 52 sq.). На это указывает целый ряд совпадений текстов хрисовула и Анны. Так в хрисовуле говорится об уступке Венеции квартала с лавками ab Ebraica usque ad Viglan (от Еврейского причала до Виглы), об обложениях ежегодными взносами в три номисмы амальфитян в пользу венецианцев, о даровании венецианскому дожу титула протосеваста (у Анны севастократора), а патриарху — ипертима и т. д. В то же время в хрисовуле есть ценные детали, которых нет у Анны. Так в нем перечислены города империи (в том числе фактически ей не принадлежавшие), где венецианцы пользуются полной свободой торговли, точно указаны налоги, от уплаты которых венецианцы освобождаются. Как явствует из текста хрисовула, Византия шла на унизительные уступки венецианцам. Греческие чиновники, нарушители хрисовула, подвергаются большому денежному штрафу, две церкви в Константинополе со всеми доходами передаются венецианцам (православные церкви — католической Венеции!) и т. д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

    431 Dölger, Regesten..., 1072 (конец июля 1081 г.).     432 Враны — известная в Византии фамилия. Представители этого рода играли немалую роль во второй половине XII в. Иоанн Врана был дукой Диррахия при Андронике Комнине (Ostrogorsky, History..., р. 355). Алексей Врана оспаривал у Исаака II Ангела императорскую власть в 1186 г. (ibid., р. 359); Николай Врана (внук названного Анной) упоминается в XII в. как носитель титула протоновелиссима (Dölger, Byzantinische Dyplomatik, S. 31).     433 Экскувиты - один из отрядов константинопольского гарнизона (Bury, The imperial administrative system..., р. 58).     434 Опубликована печать Опоса (ЕО, 31, 1932, р. 336).     435 Имеются в виду так называемые турки-вардариоты, жившие в бассейне р. Вардар. Об их этнической принадлежности в науке нет единой точки зрения. Согласно наиболее распространенному мнению, вардариоты — потомки военнопленных венгров (X в.) с добавлением сельджукских элементов (см. аннотацию Ф. Дэльгера на статью П. Никова — BZ, 42, 1942, S. 340; ср. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 322).     436 Начиная со времени правления Никифора Вотаниата великий примикирий — главный управляющий дворцовыми службами (см.: Stein, Untersuchungen..., Ss. 43—43; Bréhier, Les Institutions..., p. 158. Ср. Bury, The imperial administrative system..., p. 122—123). Имя Татикия неоднократно встречается на страницах «Алексиады». Это едва ли не самый деятельный и преданный императору Алексею полководец. Возможно, что этот Татикий упоминается также и у Никифора Вриенния (Nic. Br., IV, 20). Г. Моравчик предполагает турецкое происхождение Татикия (см. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 302).     437 О манихеях см. прим. 598.     438 «Ближайшими» (их обыкновенно называют вестиаритами) - των δ γε οικειοτρων αυτω βεστιαρτας η συνθεια καλε. Вестиариты — отряд дворцовой стражи, охранявший императорский вестиарий (см. Dölger, рец. на «Buckler, Anna Comnena...», S. 302).     439 Умбертопул — т. е. сын Умберта. См. прим. 788.     440 Луп Протоспафарий (Lup. Protosp., s. а. 1082) сообщает, что под командой Комниных находилась семидесятитысячная армия. Петр Диакон (Petr. Diac., III, 49) насчитывает 170 тысяч воинов. Малатерра (Malat., III, 26) говорит о «бесчисленном войске» греков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010