С тех пор существует императорская фамилия, члены которой именуются «багрянородными», складываются династии, из которых Македонская династия правила 189 лет, династия Комнинов – 104 года, Палеологов – 192 года. Династическая идея настолько укоренилась в умах людей, что, например, панегирист Uoahha II Комнина (1118–1143) Михаил Италик определяет императора как «провозглашенного в соответствии с законами наследника», 79 80 хотя ясно, что во времена Алексея I Комнина не существовало никакого писаного закона, который определял бы линию наследования трона. По-видимому, имелось в виду вошедшее в обиход неписаное правило, согласно которому предпочтение отдавалось первородству по мужской линии. Впрочем, и это правило не было обязательным, и тому же Иоанну II Комнину, вернее, его партии, пришлось выдержать борьбу с первородной принцессой Анной, сделавшей попытку, правда неудачную, решить вопрос о праве наследования в пользу своего мужа Никифора Вриенния. 81 В ситуации, когда все мы, византинисты, уже свыклись с мыслью о том, что Византия не знала писаного закона о престолонаследии, громом среди ясного неба показалось высказанное Пертузи мнение, что такого рода закон существовал-таки и здесь. 82 Удивительнее всего то, что при этом имелся в виду документ, давным-давно введенный в научный оборот, но никогда, как кажется, не привлекавший в этом качестве внимания исследователей – синодальное постановление от 24 марта 1171 г. 83 Стоит поподробнее остановиться на этом и в самом деле уникальном документе, с тем чтобы правильно оценить его значение. После пространной преамбулы, в которой высказываются традиционные идеи уподобления суверенитета василевса на земле суверенитету Бога на небесах и делается заявление в том смысле, что лицо, отрекшееся от своей клятвы на верность императору, подобно человеку, отрекшемуся от своей религиозной веры, и поэтому заслуживает изгнания из общины верующих, – после всего этого синод под председательством вселенского патриарха Михаила постановляет, что все церковные иерархи, от патриарха до епископа, должны дать клятву верности императору Мануилу I Комнину в следующей редакции (переводим эту часть документа полностью): «Признаю настоящим письменным актом, что буду хранить по отношению к тебе, могущественному и святому моему самодержцу, царю и порфирородному господину Мануилу Комнину, безупречную верность и преданность, как обязанный делать это по естественному и законному долгу; что буду подчиняться приказу, воле и повелению твоей святой царственности (и выступлю) против любого человека, противящегося настоящей клятве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1171 Болгаро-венгерские отношения с 1246 г. были враждебными. Чтобы их улучшить, 18-летний Михаил в 1255 г. взял в жены 12-летнюю дочь Ростислава Михайловича, внучку венгерского короля Белы IV Марию. 1172 После бегства в Венгрию Ростислав Михайлович вскоре (1243/44) женился на Анне, дочери короля Белы IV. 1173 Ростислав Михайлович был также родственником императора Феодора II Ласкаря, т. к. женой русского князя была двоюродная сестра императора по материнской линии. 1177 Туркменские кочевые племена или огузы в Малой Азии. Их число увеличилось в 1230-е гг. после завоеваний Чингис-хана в Средней Азии. 1179 Речь идет о вторжении в Иконийский султанат большого монгольского войска Байджу-нойона, посланного в 1256 г. ханом Хулагу. 1181 Т. е. бейлербеем (командующим сельджукским войском). Здесь – бейлербей провинции Кастамону Эмир Данишмендийя Шамс ад-Дин Тавташ (или Явташ). 1184 Во второй половине октября 1256 г., так как Феодор II Ласкарь находился в Фессалонике до 23 октября. 1188 При посредничестве татаро-монгольского хана Хулагу происходил раздел султаната между братьями: Изз ад-Дин Кай-Кавус II получает большую часть земель от Кесарии до Атталии со столицей Иконием, а Рукн ад-Дин Кылич Арслан IV избирает столицей Токат. 1189 Болгарский царь Михаил II Асень, сын Ивана II Асеня, был сводным братом Елены, жены Феодора II. Матерью Михаила II была Ирина Комнина, дочь Фессалоникийского императора Феодора Комнина, а Елена родилась от второго брака Ивана II с Анной-Марией. 1190 Калиман был сыном севастократора Александра. Причины убийства Михаила II в конце 1256 г. точно не известны. 1191 Т. е. бывший русский князь, ставший банном Мачвы и зятем венгерского короля, Ростислав Михайлович, который, возможно, в конце 1256 г. пытался утвердиться на болгарском престоле, но не был поддержан боярами. 1195 В ответ на татарское посольство 1258 г. Феодор II Ласкарь отправил послов в Каракорум. Но результаты его были еще неизвестны. 1198 Здесь могут иметься в виду не только половцы-куманы, жители Малой Азии и Фракии (с 1240/41 гг.), но и отряд из Венгрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 . За недолгое время своего правления Михаил успел создать предпосылки для конфликта, который продолжался свыше десятилетия. Уже 20 августа 1143 г., то есть вскоре после восшествия Михаила на патриарший престол, а Мануила – на императорский, синод под председательством Михаила рассмотрел жалобу митрополита Василия Тианского на двух епископов его митрополии, Климента Сасимского и Леонтия Бальбисского. Епископы обвинялись, во-первых, в богомильстве (без каких-либо деталей); во-вторых, в незаконности поставления: со слов Василия, оба были возведены на свои кафедры митрополитом Иаковом Тианским – очевидно, предшественником Василия – единолично. Синод согласился с обвинениями, объявил о недействительности епископских хиротоний Климента и Леонтия и предписал Василию подробнее исследовать исповедуемое ими вероучение 12 . Жалоба, судя по всему, была изначально направлена не патриарху, а императору, поскольку в синодальном заседании, по распоряжению (πλυσις) императора 13 , приняли участие не только митрополиты Константинопольского патриархата, но и пансеваст севаст и великий друнгарий Константин Комнин, архиепископ Болгарии Иоанн (в миру Адриан Комнин) и протасикрит Лев Иканат. Столь представительный состав собрания, с участием высоких светских сановников, членов императорской фамилии, говорит о важности разбираемого дела. Но почему жалоба митрополита лежавшей в руинах Тианы на двух провинциальных епископов приобрела вдруг такое значение? Не были ли эти епископы либо их митрополит каким-либо образом вовлечены в византийские династические интриги, что и заставило молодого императора поторопиться с судом над ними? Другое возможное объяснение – серьезность обвинения в богомильстве. Это учение активно распространялось и представляло опасность само по себе; кроме того, Мануил мог заинтересоваться организацией процесса над богомилами, чтобы символически уподобиться Алексию Комнину, который в 1110 г. устроил над вождем богомилов Василием Врачом аналогичный суд с участием как церковных, так и светских высших властей, подробно описанный Анной Комниной 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В последние годы жизни Стефан принял монашество и правил вместе со старшим сыном от 1-го брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела Комнина , Стефаном Радославом (1192 - после 1235), к-рый в 1228 г. стал 1-м серб. королем, коронованным своим дядей, архиеп. Сербским Саввой. Будучи сыном гречанки и зятем эпирского императора (в 1224-1230) Феодора Ангела Комнина Дуки , Радослав ориентировался на политику тестя и даже по церковным вопросам обращался к архиеп. Охридскому Димитрию II Хоматиану . После поражения тестя в битве с болгарами при Клокотнице (1230) Радослав утратил поддержку серб. вельмож и в кон. 1233 или нач. 1234 г. был свергнут с престола младшим братом, Стефаном св. Владиславом (ок. 1200 - между 1264 и 1281). Бежав из Сербии, в 1234 г. Радослав вернулся в надежде возвратить престол, но потом принял монашеский постриг с именем Иоанн в мон-ре Студеница , где скончался, так и не оставив потомства. Авторитет Владислава, женившегося на дочери болг. царя Иоанна II Асеня († в 1241), ослаб, вероятно, также по причине утраты поддержки тестя. В результате он был свергнут младшим братом, Стефаном Урошем I (20-е гг. XIII в.- 1277), сыном Стефана Первовенчанного от 2-го брака с Анной Дандоло, внучкой венецианского дожа Энрико Дандоло. Но Стефан Урош дал Владиславу в удел часть владений в Зете с сохранением королевского титула. Стефан Урош I присоединил обл. Захумье (юж. часть совр. Боснии и Герцеговины), на недолгое время занял города Скопье и Прилеп в обл. Македония . В период его правления ослабло влияние Вукановичей, получили развитие горное дело и торговля, при нем Сербское гос-во окрепло в экономическом и во внешнеполитическом плане. В 1276 г. в результате военного столкновения со старшим сыном, Стефаном Драгутином (нач. 50-х гг. XIII в.- 1316; см. Феоктист , прп.), воспользовавшимся поддержкой тестя, венг. кор. Стефана (Иштвана) Уроша V, Урош I был вынужден отречься от престола и принял монашеский постриг с именем Симон. Драгутин разделил страну на 3 части: одной управлял сам, 2-ю дал в удел матери, св. Елене Анжуйской , 3-ю - младшему брату, блгв. Милутину (ок. 1254-1321). При Драгутине Сербская Церковь отказалась признать Лионскую унию (1274). В 1282 г. Драгутин лишился возможности управлять государством, поэтому Собор передал власть Милутину (коронован как Стефан Урош II), при этом предполагалось, что его наследником станет сын старшего брата, Владислав (ок. 1270 - после 1326).

http://pravenc.ru/text/2564902.html

Никифор Вотаниат не сумел воспользоваться своим положением, чтобы расположить к себе провинции и население Константинополя. Он опустошал государственную казну на выдачу наград и подарков своим приверженцам, но когда не стало средств, то возбудил против себя неудовольствие тех, которые не успели воспользоваться его щедростью. Кроме того, Вотаниат подорвал свою популярность в духовных сферах и в народе двумя неосторожными поступками: во-первых, своим браком с императрицей Марией, что помимо всего прочего было его третьим браком, возбраняемым Церковью, во-вторых, устранением от наследства сына Михаила VII, порфирородного Константина. Еще податливая набожность могла бы помириться с нарушением канонов, но вопросы династические очень крепко держались в сознании, и нарушение прав законного наследника престола считалось таким важным преступлением, что даже Алексей Комнин воспользовался им в проведении своих планов к завладению империей. Итак, Вотаниат не удовлетворял ни военное сословие, ни духовенство, ни народ, оттого такое тревожное время переживала империя в его царствование. Между тем Комнины в лице Исаака и в особенности Алексея достигли к тому времени высших служебных степеней и прославились, в особенности младший из них, победой над турками и искусными действиями против самозванцев. Кроме всего прочего Алексей Комнин, сочетавшись браком с Ириной Дукеной, вошел в интересы устраненного Вотаниатом дома Дук и, так сказать, принял на себя заботу о восстановлении его прав. Не будем входить в оценку факта, сообщаемого царевной Анной, что будто Борил и Гермак – оба славянского происхождения, пользовавшиеся особым доверием Вотаниата, – проникли в планы Комнинов и, считая их весьма опасными по известности и обширным связям, задумывали заблаговременно взять их под стражу и ослепить, – нам кажется, что нет необходимости прибегать к этому объяснению для оправдания мотивов открытого выступления Комнинов на путь военного возмущения, ибо ход дел хорошо был подготовлен заранее и медлить с выступлением было слишком опасно. У той же писательницы можно найти ключ к выяснению подготовительных средств к задуманному Комнинами перевороту, в котором, конечно, немалая доля участия принадлежала матери их, Анне Далассине. Царица Мария очень благоволила к Алексею, и последний был духовно ею усыновлен. Между женской половиной дворца и Комнинами установились весьма близкие связи, впоследствии даже говорили, что императрица была неравнодушна к молодому севасту и сблизилась с ним. У царицы была заветная мысль видеть на престоле после Вотаниата сына своего Константина, эту мечту поддерживал в ней и Алексей и до некоторой степени давал если не обязательства, то положительные обещания в этом смысле. В истории цесаревны Анны находим следующее место 30 :

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

С другой стороны, политические стихи Влеммида мало что дают историку 974 . От императора Феодора II Ласкаря сохранилось большое количество писем, которые, несмотря на их риторический характер, имеют большое значение 975 . Из числа других сочинений плодовитого в литературном отношении императора 976 большим историческим значением обладает некролог императору Фридриху II 977 , энкомий Иоанну III Ватацу 978 , а также хвалебная речь городу Никее 979 . Помолвку Иоанна Ватаца с Констанцией-Анной и коронацию юной дочери Гогенштауфена описывают стихи хартофилака Николая Ириника, которые имеют важность как источник по византийскому придворному церемониалу 980 . Чрезвычайно большим значением для отношений Фридриха II с Византией обладают четыре греческих послания Фридриха II Иоанну III Ватацу и деспоту Эпира Михаилу II 981 . Об эпирском государстве мы, к сожалению, знаем весьма немного, причем прежде всего из сочинений, происходящих с территории Никеи. Наряду с этими скудными и весьма предвзятыми сообщениями важные, хотя и случайные сведения содержатся в документах эпирских правителей 982 , а также в эпистолярных собраниях. Так, переписка Иоанна Апокавка , митрополита Навпактского, освещает положение в Эпире при Михаиле I и Феодоре Ангеле Дуке Комнине 983 . Важные сведения как о внутреннем положении Эпира, так и о эпиро-никейских и греко-славянских отношениях в первой половине XIII в. содержит богатое литературное наследие ученого архиепископа Димитрия Хоматиана из Охрида 984 . Следует специально упомянуть послание от 1220 г. к св. Савве, против поставления которого в архиепископа Сербского Хоматиан заявляет энергичный протест, и послание от 1223 г. к никейскому патриарху Герману, в котором Хоматиан пытается опровергнуть упреки в совершенном им венчании императором Феодора Ангела 985 . Типикон Михаила VIII Палеолога от 1282 г. монастырю св. Димитрия в Константинополе начинается введением, которое представляет собой нечто вроде автобиографии императора 986 . В этой автобиографии, которая обнаруживает даже некоторый литературный талант ее автора, император настойчиво подчеркивает свои заслуги и успехи, обходя при этом по понятным причинам молчанием неудачи и темные стороны своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К визант. периоду относятся 3 хранящиеся в К. чудотворные иконы: Божией Матери «Антифонитрия» («Предвозвестительница»), Божией Матери «Одигитрия» и первомч. Стефана. Однажды, когда запасы в мон-ре иссякли, экклисиарх Агафон (в великой схиме Захария) начал молиться у иконы «Антифонитрия», и сосуд наполнился елеем, а кладовые - продуктами. Согласно легендарной истории К., чудо произошло накануне праздника перенесения мощей первомч. Стефана в 1020 г. в правление Константина IX Мономаха, но этот император царствовал в 1042-1055 гг. Икона первомч. Стефана (VIII в.), поврежденная, по преданию, иконоборцами (она была брошена в огонь, и ее нижняя часть обуглилась), чудесным образом прибыла из Иерусалима к имп. Алексею I Комнину (1081-1118) и игум. Илариону. Она заключена в серебряный оклад в 1864 г. Икона «Одигитрия», согласно легендарной истории К., происходит из Влахернской ц. в К-поле и подарена К. Анной Филантропиной, получившей ее от византийского императора в 1351/52 г. Предполагают, что на самом деле дарительницей иконы была Елена, супруга Стефана IV Душана (ср.: Д. Св. Гора под српском Београд, 1992. С. 175. (ЗРВИ; 31); М. Чудотворне иконе Пресвете Богородице на Св. Гори Amohckoj//Четврта казиваньа о Св. Гори. Београд, 2005. С. 72-73). Первомч. Стефан. Икона. VIII в. (кафоликон мон-ря Кастамонит) крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня, части багряницы Христа, десницы первомч. Стефана (дар имп. Феодосия II) и мч. Трифона, глава сщмч. Власия, лопатка равноап. имп. Константина Великого, частицы мощей ап. Андрея Первозванного, бессребреников Кира и Иоанна, свт. Модеста, сщмч. Харалампия, вмч. Пантелеимона, бессребреников Космы и Дамиана, свт. Иоанна Златоуста, мч. Фалалея, 2 тыс. Никомидийских мучеников, вмч. Иакова Персянина, мч. Христофора, прп. Парфения, еп. Лампсакийского, прор. Захарии, ап. Луки, вмч. Прокопия, часть челюсти вмч. Артемия, челюсть св. Аглаи и др. Ист.: Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1; он же. Второе посещение Св. Афонской Горы. СПб., 1887. С. 269-273.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Одновременно для прочтения сцены брака в Кане важна и эсхатологическая символики пира Небесного Царя, намекающая на брак Царского Сына, то есть Христа с Невестой – Церковью . Это тот пир, который происходит в Царствии Небесном, и о котором сам Спаситель на Тайной вечере говорит: «Отныне не буду пить от плода виноградного, доколе не пребуду в Царствии Небесном». На эту вечерю приглашены только набранные, облачённые в брачную одежду, а не имеющие её (покаяния) извергаются вон. Так брак в Кане Галилейской соотносится с мессианским брачным пиром, запечатлённым в евангельской притче «О неимущем одежды брачней». Брак в Кане с середины XI в. очень чисто входит в состав евхаристических циклов (ср. росписи в храме Св. Софии Киевской) в связи с полемикой между Православной и Западной церковью о веществе евхаристии, и его преобразовании во время литургии. Васиотисса – один из иконографических типов Богоматери Одигитрии, изображаемой стоящей и держащей Младенца на правой руке; тем самым тип корреспондирует с типом Богородицы Дексиократуссы . Введение Пресвятой Богородицы во храм – один из главных христианских праздников, отмечается 21 ноября (4 декабря); установлен императором Мануилом Комнином как государственный в воспоминание о введении в Иерусалимский храм трёхлетней Девы Марии, и посвящении её Богу во исполнение обета, данного её родителями – Иоакимом и Анной. Описание этого события известно по, так называемому, Протоевангелию Иакова (VII, VIII). Мария служила святыням храма, занималась рукоделием (ткала пурпурную завесу храма) и находясь в Святая Святых, получала пищу из рук ангелов. К двенадцати годам она даёт обет вечного девства и покидает храм, поскольку совершеннолетняя девственница не могла оставаться при храме. Композиция Введения получает наибольшее распространение в византийском искусстве примерно на рубеже XI–XII вв., когда в образе самой Богоматери, в связи с тенденциями времени, подчёркиваются человечные черты. Сцена Введения изображается в двух основных иконографических типах: девы, сопровождающие Марию, следуют сразу за ней, либо за маленькой Марией идут её родители, а девы Иерусалима – в конце процессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сер. XVI в. датируются 2 храмовые иконы кафоликона И. м.: Богоматерь Одигитрия и Христос Всевидящий (ΠΑΝΤΕΠΟΠΤΗΣ - Пантепопт). Богоматерь с Младенцем изображена традиционно для данного извода: по пояс, с Младенцем на левой руке, правой указует на Него, Младенец, в одеждах, покрытых золотым ассистом, благословляет правой рукой, в левой держит свиток, Его ножки чуть приподняты одна над другой, ступни приоткрыты. В верхних углах иконы - полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила. Иконы имеют золотые фоны и рельефные нимбы, напр. на нимбе Богоматери между цветочными изгибами размещены круглые медальоны с символами евангелистов. Иконы из кафоликона И. м. имеют большое сходство с иконами подобных изводов из Великой Лавры, написанными в 1535 г. Феофаном Критским. Поэтому обе иконы атрибутируют как работы этого мастера, созданные между 1535 и 1545 гг., когда он расписывал кафоликон мон-ря Ставроникита. Образы Христа и Богоматери являются повторением классических типов, созданных в позднепалеологовский период визант. искусства: рисунок ликов и драпировок отличается классической правильностью, чистотой передачи пластической формы, что особенно очевидно на иконе Христа Всевидящего. Изображение Его благородного облика восходит к визант. иконе Христа из собрания ГЭ (1363), но без чрезмерной штриховой белильной разделки и напоминает монументальные пластические образы искусства XIII в. На раскрытом кодексе в руках Христа помещен текст из Евангелия от Матфея (Мф 11. 28-29). Чрезвычайно важны эпитеты, к-рые сопровождают изображения на храмовых иконах кафоликона И. м. Названия икон Божией Матери Одигитрии и Христа Всевидящего восходят, вероятно, к названиям прославленных икон визант. столицы. Почитание к-польской иконы в мон-ре Пресв. Богородицы Одигон было широко известно паломникам, посещавшим К-поль (Царьград), оно также нашло отражение в распространении списков этой иконы, в т. ч. с наименованием «Одигитрия», на территории правосл. Балкан и на Руси. Образ Христа Всевидящего повторяет извод или наименование иконы, к-рая могла почитаться в к-польском мон-ре с таким посвящением, основанном близ мон-ря Пантократор в кон. XI в. Анной Далассиной, матерью имп. Алексея I Комнина (в наст. время мечеть Эски-Имарет-джами). Подобная обитель должна была иметь иконы, исполненные столичными мастерами, ставшие на закате империи объектом почитания, в т. ч. за пределами столицы. Возможно, в этом храме почитались иконы Христа разных изводов, но под общим эпитетом «Пантепопт». Еще один пример использования такого же наименования известен по стеатитовой иконе позднепалеологовского времени (XIV-XV вв., музей Метрополитен - см.: Byzantium: Faith and Power (1261-1557): Cat. of Exhib. N. Y., 2004. P. 235-236. N 143) с образом Христа на престоле в окружении сцен праздников и ликов святых.

http://pravenc.ru/text/293365.html

1479 Село Лежнево – село Лежнево Ковровского уезда Владимирской губернии расположено на реке Ухтохме, основано в 1239 г. Со второй пол. XVII в. селом владели несколько поколений предков А. С. Пушкина. В настоящее время – поселок городского типа в Ивановской области России. 1481 ...императора Александра Павловича... – Александр Павлович Романов (12.12.1777–19.11.1825), император Всероссийский. 1482 ...адестский начальник, граф... – Губернатором Одессы во время посещения ее Анной Алексеевной был граф Александр Федорович Ланжерон. См. также коммент. 726. 1485 ...которая писана была... самим евангелистом Лукою. – Паломница имеет в виду икону Божией Матерн Киккская, по предаиию, это одна из икон, написанных евангелистом Лукой. 1486 ..лику ея никто не может видеть: лик ея покрыт пеленою. – Паломница отсылает к местному преданию, согласно которому Киккская икона Божией Матери из одноименного монастыря была принесена из Константинополя неким богатым вельможей по наставлению местного подвижника Исайи. Император Алексей Комнин (1057–1118) согласился отдать чудотворную икону с условием, что лик Божией Матери навсегда будет закрыт, дабы молящиеся имели большее благоговение. По сей день икона почти полностью завешена бархатным покровом. 1488 ...Божия Матерь, когда изволила посещать Афонския горы... – Паломница имеет в виду известный апокриф о путешествии Богородицы на Афон, пересказ которого содержит Путешествие Якима Васильева (см. наст. изд. раздел «Описание афонских монастыркй, в которых был 1819-го года июня 1-го дня», п. 4-й). 1489 ...святое его тело в Цареграде. – Часть мощей праведного Лазаря была перевезена с Кипра в Царьград при византийском императоре Льве Мудром (866–912), однако из Царьграда они были похищены крестоносцами и увезены на Запад. 1499 ...тут мы увидели первое чудо... на столпе мраморнем опаление Божественнаго огня. – См. описание этого чуда у Ильи Сысоева и Якима Васильева: в наст. томе и коммент. к ним. 1501 ...где Божия Матерь смотрела на страдание Господне, на том святом месте камень мраморный и решеткою железною огорожен, и паникадила масла горят. – См. коммент. 771.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010