Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ (1201-1264, Холм, совр. Хелм, Польша), верховный правитель Галицко-Волынского княжества (1205-1264, с перерывами) (см. Галицкая Русь ), старший сын от 2-го брака галицко-волынского кн. Романа Мстиславича с Марией (или Анной), связанной родством с визант. династии Комнинов . Будучи правнуком польск. кн. Болеслава Кривоустого (его дочь Агнешка была бабушкой Д. Р. по отцу), Д. Р. состоял в родстве с первой польск. княжеской династией Пястов. Д. Р. имел неизвестную по имени старшую сестру (супруга черниговского кн. св. Михаила Всеволодовича ), младшего брата Василька (правил в центральной и вост. частях Волыни, а также в Берестейской земле, признавая власть Д. Р. во всем гос-ве), а также сестру Феодору - дочь Романа Мстиславича от 1-го брака. Основным источником сведений о Д. Р. является 1-я часть Галицко-Волынской летописи (Летописец Д. Р., создан во 2-й пол. 50-х гг. XIII в.), возникновение к-рой связано с ближайшим окружением князя. Кроме того, Д. Р. активно (чаще, чем др. рус. князья) упоминается в иностранных источниках. В продолжительной политической жизни Д. Р. можно выделить 3 периода: 1205-1217 гг., когда различные политические силы пытались использовать юного князя в борьбе за власть в Галицкой Руси; 1217-1245 гг.- период объединения Волыни под властью Д. Р. и борьбы за галицкое княжение; 1245-1264 гг.- время управления объединенным Галицко-Волынским княжеством. 1205-1217 гг. После смерти в 1205 г. Романа Мстиславича, несмотря на вооруженную поддержку его вдовы венграми, галицкие бояре изгнали княжескую семью из Галича, где был посажен путивльский кн. Владимир Игоревич, связанный родством с предыдущей галицкой княжеской династией. Княгиня вместе с детьми перебралась во Владимир-Волынский, а оттуда в кон. 1206 или в нач. следующего года - в М. Польшу. Правивший здесь кн. Лешек II отправил Д. Р. в Венгрию, а его мать вместе с Васильком оставил у себя. В результате вооруженной интервенции венг. кор. Андраша II (в 1205 провозгласившего себя «королем Галиции и Владимира») в сент. 1211 г. Д. Р. был посажен на княжеский стол в Галиче. Юный князь был лишь политическим символом, реальная власть осталась в руках галицких бояр и венгров. Такое состояние дел подтверждает изгнание боярами из Галича матери князя, к-рая, по-видимому, в 1211 г. попыталась стать регентшей при сыне, а также ее возвращение в Галич в результате очередного венг. похода зимой 1212/13 г.

http://pravenc.ru/text/171312.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ КАЛОФЕТ [греч. Ιωσφ Καλθετος] († после 1355/6), визант. монах-исихаст, писатель, сторонник учения свт. Григория Паламы . Жизнь Лишь по отрывочным сведениям можно составить некоторое представление о жизни И. К. Он принадлежал к известной визант. аристократической фамилии Калофетов, связанной родственными узами с Кантакузинами, Комнинами и Палеологами. Вероятно, И. К. род. в кон. XIII в. в М. Азии в Эфесе или на о-ве Хиос, куда перебралась его семья из Эфеса в 1304 г. в связи с тур. оккупацией. До 1336 г. И. К. был монахом афонского мон-ря Эсфигмен , игуменом к-рого афонскими властями в 1333/4 или 1335/6 г. на короткое время был назначен свт. Григорий Палама. Между 1334/5 и 1340/1 гг. И. К. находился в Фессалонике и периодически ездил на Афон. В Фессалонике он познакомился с Варлаамом Калабрийским . И. К. входил в группу монахов-исихастов, представителей известных аристократических родов, которую возглавлял Игнатий Исихаст (PLP, N 8058), наставлявший их в методе исихастской молитвы. Варлаам сблизился с этой группой ок. 1337 г. Во 2-м письме к Игнатию Исихасту Варлаам упоминает И. К., а также Давида Дисипата и мон. Луку (PLP, N 15132), замечая, что «научился от них многому хорошему» ( Barlaam Calabr. Ep. 5. 110-113). Впосл. И. К. принял участие в развитии спора свт. Григория Паламы и Варлаама, а позднее вступил в литературную полемику с антипаламитами. В 1334-1335 гг. возобновились дискуссии с лат. богословами о церковной унии. Весной 1335 г., вскоре после переговоров с папскими легатами, Варлаам составил свои т. н. греч. речи - «О согласии» (De concordia) и «К Собору» (Ad Synodum). Речь «О согласии» была произнесена Варлаамом перед двумя лат. епископами и имп. Анной Савойской в имп. дворце. Некий Иосиф, один из друзей свт. Григория ( Григорий Палама, свт. Письмо к Акиндину. 1//ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 218-219), прибыв на Афон, пересказал ему содержание этой речи. По всей видимости, этим Иосифом был И. К. В ответ во 2-й пол. 1335 г. свт. Григорий написал 2 аподиктических трактата «Против латинян» (ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 23-77, 78-153), в которых отвергал всякую возможность богословского компромисса с латинянами и защищал правосл. учение об исхождении Св. Духа, считая его вполне доказуемым.

http://pravenc.ru/text/673681.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАЧАТИЕ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ [слав.               греч. Η σλληψις τς Αγας Αννης; лат. Conceptio Sanctae Mariae], праздник, отмечаемый правосл. Церковью 9 дек., в воспоминание чудесного зачатия Пресв. Девы прав. Анной. Событие в честь к-рого установлено празднование, впервые упоминается в апокрифическом Иакова Протоевангелии. У благочестивой семейной пары Иоакима и Анны долгое время не было детей, что в иудейской традиции расценивалось как знак греховности или Божиего неблаговоления к супругам. Иоанн, не допущенный иерусалимским первосвященником принести жертву Богу, удалился в пустыню, оставив Анну дома. В это время обоим супругам было видение ангела, возвестившего о том, что Бог услышал их молитвы и у них будет ребенок. После этого благовестия Иоаким с радостью вернулся назад, а Анна вышла встречать его у Золотых ворот Иерусалима. Через 9 месяцев у них родилась дочь - Пресв. Дева (подробнее о событии см. в ст. Иоаким и Анна ). История праздника на Востоке Самыми ранними свидетельствами установления праздника являются канон прп. Андрея Критского († 740) (PG. 97. Col. 1305-1315; проповедь на этот праздник, надписанная в нек-рых рукописях именем прп. Андрея (CPG, N 8224), принадлежит не ему, а Георгию Никомидийскому - см.: BHG, N 1148g) и гомилия пресв. Иоанна Эвбейского († ок. 744) (Sermo in conceptionem Sanctae Deiparae//PG. 96. Col. 1459-1499). Однако, как отмечает Иоанн, праздник З. А. Б. в его время еще не был известен повсеместно (Ibid. Col. 1499). Дата праздника, вероятно, была вычислена на основании даты праздника Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.). В IX в. количество свидетельств о празднике З. А. Б. резко возрастает. В частности, к этому времени относятся 4 проповеди (PG. 100. Col. 1335-1402) и ряд гимнографических сочинений Георгия Никомидийского (см., напр.: Toscani, Cozza-Luzi. 1862). В 1166 г. имп. Мануил I Комнин присоединил праздник к числу тех, в к-рые запрещено работать (RegImp, N 1466). Гимнография

http://pravenc.ru/text/182729.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНТЕПОПТА ХРИСТА МОНАСТЫРЬ [Греч. μον το Χριστο Παντεππτου], в К-поле. Эпитет Христа Παντεππτης - «Всенадзирающий» (в рус. лит-ре часто ошибочно - «Всевидящий») возник до основания П. Х. м. и упоминается еще в Псевдо-Клементинах ( Ps.-Clem. Hom. 8, 19. 1), др. мон-ри с таким посвящением неизвестны. Эски-Имарет-джами. Фотография. 2012 г. Фото: В. Е. Сусленков Эски-Имарет-джами. Фотография. 2012 г. Фото: В. Е. Сусленков П. Х. м. был основан Анной Далассиной, матерью имп. Алексея I Комнина (1081-1118), до 1087 г., когда тот своим указом передал к-польской ц. Мирелейон принадлежавшие первоначально П. Х. м. острова Лерос, Липси и Фармакониси (RegImp. 1995. Bd. 22. Nr. 1137, 1139). В 1104 г. с. Ливисдиада, принадлежавшее прежде П. Х. м., перешло к Иверскому мон-рю на Афоне (Ath. Iver. 232). В конце жизни Анна Далассина удалилась в П. Х. м., где вскоре, после 1100 г., умерла ( Zonara. Epit. hist. XVIII 24; Mich. Glyc. Annales. 620). В XII в. П. Х. м. был мужским; согласно Феодору Вальсамону, при патриархе Луке Хрисоверге (1157-1170) его игуменом был Мелетий (PG. 138. Col. 73). С игуменом мон-ря переписывался Иоанн Цец ( Iohannis Tzetzae Epistolae. Lpz., 1972. Nr. 9). В 1181 г. протосеваст Алексей I Комнин заключил на некоторое время в П. Х. м. патриарха Феодосия I Ворадиота за участие в мятеже кесаря Иоанна; в 1183 г. имп. Андроник I Комнин ослепил и отправил в П. Х. м. стратига Андроника Лапарду; в апр. 1204 г. имп. Алексей V Дука Мурзуфл разбил свой лагерь рядом с мон-рем на вершине холма, чтобы наблюдать за венецианским флотом в бухте Золотой Рог ( Nicet. Chon. Hist. 315, 361, 755). По всей видимости, именно П. Х. м. упомянут под названием «монастырь Пандопафтии» у Антония Новгородца как владевший ок. 1200 г. гвоздями Креста Господня и мощами святых. После 1204 г. П. Х. м. перешел в руки латинян и был передан ок. 1206 г. венецианскому мон-рю бенедиктинцев Сан-Джорджо-Маджоре. Первым настоятелем в лат. П. Х. м. был Павел, перенесший в 1222 г. из него в Сан-Джорджо-Маджоре мощи мч. Павла Нового Каюмского, иконопочитателя, пострадавшего при имп. Константине Копрониме. Однако в 1244 г. П. Х. м. арендовал у бенедиктинцев архиеп. Бенедикт Ираклийский.

http://pravenc.ru/text/2578886.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Византий за нами " - программа протоиерея Димитрия Иванова, настоятеля храма св блгв князя Александра Невского (Кинешма) 24.05.2022 22:04 Протоиерей Дмитрий Иванов " Поток времени в своем неудержимом и вечном течении влечет за собою все сущее. Он ввергает в пучину забвения как незначительные события, так и великие, достойные памяти; туманное, как говорится в трагедии , он делает явным, а очевидное скрывает. Однако историческое повествование служит надежной защитой от потока времени и как бы сдерживает его неудержимое течение; оно вбирает в себя то, о чем сохранилась память, и не дает этому погибнуть в глубинах забвения " . Это строки из одного из важнейших памятников исторической литературы Византии, написанного Анной Комниной, византийской царевной, дочерью императора Алексея Комнина. «Алексиада» представляет собой историю его жизни. Протоиерей Димитрий делится своими мыслями и впечатлениями от этого труда и читает свои стихи. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2022/05/24/22-0...

6 . За недолгое время своего правления Михаил успел создать предпосылки для конфликта, который продолжался свыше десятилетия. Уже 20 августа 1143 г., то есть вскоре после восшествия Михаила на патриарший престол, а Мануила – на императорский, синод под председательством Михаила рассмотрел жалобу митрополита Василия Тианского на двух епископов его митрополии, Климента Сасимского и Леонтия Бальбисского. Епископы обвинялись, во-первых, в богомильстве (без каких-либо деталей); во-вторых, в незаконности поставления: со слов Василия, оба были возведены на свои кафедры митрополитом Иаковом Тианским – очевидно, предшественником Василия – единолично. Синод согласился с обвинениями, объявил о недействительности епископских хиротоний Климента и Леонтия и предписал Василию подробнее исследовать исповедуемое ими вероучение 12 . Жалоба, судя по всему, была изначально направлена не патриарху, а императору, поскольку в синодальном заседании, по распоряжению (πλυσις) императора 13 , приняли участие не только митрополиты Константинопольского патриархата, но и пансеваст севаст и великий друнгарий Константин Комнин, архиепископ Болгарии Иоанн (в миру Адриан Комнин) и протасикрит Лев Иканат. Столь представительный состав собрания, с участием высоких светских сановников, членов императорской фамилии, говорит о важности разбираемого дела. Но почему жалоба митрополита лежавшей в руинах Тианы на двух провинциальных епископов приобрела вдруг такое значение? Не были ли эти епископы либо их митрополит каким-либо образом вовлечены в византийские династические интриги, что и заставило молодого императора поторопиться с судом над ними? Другое возможное объяснение – серьезность обвинения в богомильстве. Это учение активно распространялось и представляло опасность само по себе; кроме того, Мануил мог заинтересоваться организацией процесса над богомилами, чтобы символически уподобиться Алексию Комнину, который в 1110 г. устроил над вождем богомилов Василием Врачом аналогичный суд с участием как церковных, так и светских высших властей, подробно описанный Анной Комниной 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908, изд.А.Д. Ступина, стр.517-518. Спасо-Влахернский монастырь, 2 класса, общежительный, в 13 верстах от города Дмитрова, при селе Новоспасском. Учрежден в 1861 году из основанной в 1852 году вдовой Анной Гавриловной Головиной женской общины. В церкви монастыря находится Влахернская икона Божией Матери Одигитрии, сделанная из воскомастики, — список с хранящейся в Московском Успенском соборе Влахернской иконы ( и празднуемой здесь в субботу 5-й недели Великого поста), которая, по преданию, находилась прежде в построенном святой царицей Пульхерией (см. 10 сентября) в Царьграде Влахернском храме, сопровождала царя Ираклия в его победоносном походе против персов, хранилась, по взятии Царьграда турками, на Афоне, а впоследствии (в 1654 году) была принесена в дар царю Алексею Михайловичу. Кроме того, в монастыре находятся: Нерукотворенный образ Спасителя (по преданию, письма инока Андрея Рублева), которым в 1391 году великий князь Василий Дмитриевич благословил Мангупского князя Комнина, родоначальника Головиных, и Иерусалимская икона Божией Матери (строгановского письма). При монастыре больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». При приближении к посёлку Деденево уже издалека виден вознёсшийся над деревьями и крышами жилых домов величественный, голубой в золотую звёздочку, купол с изящным барабанчиком-беседкой на нём. Это собор Спаса Нерукотворного Образа, главный храм Спасо-Влахернского женского монастыря. Монастырь - относительно молодой, середины XIX века, само село (ныне - посёлок) значительно древнее. По некоторым свдениям, в 1295 году здесь был убит разорявший русскую землю ордынский царевич Тудан, он же, в русской транскрипции, Дюдень. Вспомним " Дюденеву рать " . Вот это как раз о нём. И название населённого пункта тоже, как иногда утвержается, оттуда. Правда, в духовных грамотах Деденево упоминается только в 1504 году, но не запретишь ведь посёлку иметь красивую легенду о своём происхождении?

http://sobory.ru/article/?object=00515

Священник Анастас корсунянин, помогавший князю Владимиру завоевать город Корсунь (Херсонес) , по мнению К. В. Айвазяна, был вероятнее всего армянином-халкидонитом, «который, в отличие от греков, упорно защищавшихся, напротив, был заинтересован в его сдаче, что свидетельствует о его принадлежности к враждебной грекам национальности» . Вместе с царевной Анной в Киев прибыли митрополит (возможно, Феофилакт Севастийский) , епископы и священники, «среди которых находились и армяне-халкидониты, приверженцы греческой Церкви, названные по этой причине греками» , которые помогали строить церкви . Следует отметить, что в Херсонесе, как и других городах Крыма (Судаке и др.), проживало и много армянских представителей, принадлежащих непосредственно Армянской Церкви. Обнаруженные в Крыму археологические материалы говорят об их развитой духовной культуре уже в IX–XII вв. Позже на полуострове возникают армянские колонии в Феодосии, Старом Крыме, Белогорске, Армянске. На территории Крыма были открыты 13 монастырей, 51 церковь и армянские школы . Активно приглашал армянских воинов, мастеров для строительства и украшения храмов как сам князь Владимир, так сын и преемник – князь Ярослав Мудрый (1019–1054) . Подтверждением того, что среди этих мастеров были и армяне, по мнению исследователей, могут служить некоторые формы настенных изображений и декоративного убранства Софийского собора (распространенные в более ранних армянских храмах), иконография фресок свв. Григория Просветителя и Рипсиме, где (а также и на других фресках) сохранились следы надписей на армянском языке, в том числе и на северной стороне крышки саркофага князя Ярослава Мудрого . О русско-армянских контактах этого времени говорит и то, что в Армении (Киликийской) становятся известными некоторые русские произведения, например «Слово о законе и благодати», «Молитва» и «Исповедание веры» митрополита Илариона (поставленном в Киеве князем Ярославом), которые позже повлияли (по жанру и по содержанию) на «Изложение веры Церкви армянской» католикоса Нерсеса Шнорали (1166–1173) , входящее в состав его переписки с византийским императором Мануилом Комнином (1143–1180).

http://bogoslov.ru/article/6192720

Вероятно, обратной стороной богомильской аскезы были случавшиеся в их среде эксцессы нравственной распущенности Вероятно, обратной стороной богомильской аскезы были случавшиеся в их среде эксцессы нравственной распущенност и , которая могла оправдываться ссылкой на то, что мирская жизнь во всех своих проявлениях подчинена противнику Бога сатане, и от этой плененности злом никуда не уйти. Любопытное косвенное свидетельство справедливости обвинений богомильства со стороны православных полемистов можно обнаружить в своеобразном значении французского слова bougre, что в средневековье служило одним из названий ереси катаров, или альбигойцев. Ввиду того, что эта ересь, потрясшая церковную и политическую жизнь Западной Европы, имела хорошо известное происхождение от болгарских богомилов, ее поэтому так и обозначали – болгарская (bougre); а со временем это слово стало грубым ругательством в адрес содомитов. Богомильство особенно широко распространилось и укоренилось несколько веков спустя в Боснии, на Западе же сексуальную распущенность стали называть «боснийским обычаем». Два века спустя после появления ереси дочь императора Алексия Анна Комнина так охарактеризовала происхождение богомильства: «Соединились между собой два издавна известные злейшие и мерзостнейшие учения: нечестивость манихеев… которую мы именовали также павликианской ересью, и бесстыдство мессалиан. Это и было учение богомилов… Оно существовало еще до вступления моего отца на престол, но не обнаруживало себя – ведь племя богомилов весьма искусно умеет облачаться в личину добродетели. Человека со светской прической не увидеть среди богомилов: зло скрывается под плащом и клобуком. Вид у богомилов хмурый, лицо закрыто до носа, ходит он с поникшей головой и что-то нашептывает себе под нос. Но сердцем он – бешеный волк» . Портрет богомила, начертанный Анной Комнин, напоминает отечественных хлыстов и хлыстовок с их белыми платочками, и такая аналогия может прояснить упоминание Анной в ее словах о генезисе богомильства мессалианской ереси, которая не просматривается в доктрине богомилов, но опосредованное влияние которой присутствует в российском хлыстовстве.

http://pravoslavie.ru/153456.html

Однако описание подвига Гаиты, созданное Анной Комниной, слишком детально и непосредственно связано с конкретным эпизодом битвы при Диррахии, чтобы быть обычной данью древней литературной традиции. Сомнительно, чтобы Георгий Палеолог в своих воспоминаниях объяснял поражение армии ромеев храбростью «варварки», которая смогла вдохнуть мужество в души норманнских рыцарей. Что же представляла собой армия императора Алексея, если ее воины дрогнули перед лицом женщины и упустили уже почти одержанную победу? Более правдоподобно, что Анна Комнина почерпнула рассказ о подвиге Гаиты из норманнских источников, авторы которых ничего не знали ни об Афине Палладе, ни о древнегреческих амазонках. Для норманнов было характерно восторгаться доблестью своих королев, а кроме того, chanson de gestes, посвященная Гаите, могла быть составлена каким-либо рыцарем из числа ее сторонников уже после смерти Роберта Гвискара (1085 год), в период борьбы ее сына Рожера Борсы против Боэмунда Тарентского. Известно, что сохранившиеся норманнские эпические произведения, такие как «Песнь о Роланде» Турольда или «Деяния Роберта Гвискара» Вильгельма Апулийского, унаследовали определенные фольклорные элементы, характерные для скандинавской скальдической поэзии. Прежде всего эти элементы обнаруживаются в натурализме описаний поединков и увечий, наносимых воинам. Вероятно, подобные элементы не были единственными. Образ Гаиты, которая на коне с копьем наперевес увлекает в атаку норманнских рыцарей, находит параллели и соответствия в поэзии скальдов, созданной в эпоху викингов. Впрочем, не исключено, что Гаита как лангобардская аристократка была воспитана на древних лангобардских сказаниях, восходивших к эпохе переселения лангобардов из Скандинавии, в которых также отражались древние скандинавские культурные архетипы. Этим обстоятельством может объясняться как ее доблесть на поле боя, так и последующая политическая деятельность, связанная с отравлением мужа и попыткой отравления пасынка Боэмунда Тарентского, о чем сообщает Ордерик Виталий .

http://bogoslov.ru/article/6175610

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010