В области дворцового строительства при Комнинах произошел важный разрыв с традицией использования Большого дворца как главной имп. резиденции. Имп. Никифор III Вотаниат (1078-1081) еще жил в Большом дворце ( Magdalino. 1993. P. 79). Имп. Исаак I Комнин (1057-1059) построил храм св. Феклы во Влахернах, где в XI в., возможно, находился частный дворец Комнинов. С этого времени Влахернский дворец постепенно стал основной имп. резиденцией отчасти из-за того, что оттуда легко было покинуть город в случае мятежа. До 1094 г. имп. Алексей I построил во Влахернском дворце Парадный зал, а имп. Мануил I между 1143 и 1153 гг. добавил к нему еще один. Вокруг дворца поселились представители знатнейших семей ( Magdalino. 1993. P. 76-77). С Влахернским дворцом связан и единственный в этот период пример фортификационного строительства. В 1146-1147 гг. была построена новая сухопутная стена от Текфур-сарая до Золотого Рога ( Freely, Ç akmak. 2004. P. 231-232). В 1162 г. она была частично разрушена землетрясением и вскоре после этого восстановлена ( Asutay-Effenberger. 2007. P. 118-127). Лист из Нюрнбергской хроники с изображением Константинополя. Раскрашенная гравюра из кн.: Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 249r (РГБ) Лист из Нюрнбергской хроники с изображением Константинополя. Раскрашенная гравюра из кн.: Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 249r (РГБ) Имп. Иоанн II Комнин (1118-1143) и его жена Ирина построили большой мон-рь Христа Пантократора (ныне Зейрек-килисе-джами), к-рый с 30-х гг. XII в. стал новой имп. усыпальницей. Тем самым была окончательно прервана древняя традиция погребения визант. василевсов в соборе св. Апостолов. Эпоха Комнинов становится временем основания многих ктиторских мон-рей в К. До наст. времени сохранились типиконы 5 городских мон-рей XI-XII вв.: Пресв. Богородицы Евергетиды, Паниктирмон, Пресв. Богородицы Кехаритомени, Христа Пантократора и Маманта святого . Сохранились храмы этой эпохи, находившиеся в мон-рях Пантократора, Килисе-джами (визант. посвящение спорно), Феодосии святой (Гюль-джами), Иоанна в Трулле (ныне Хырами-Ахмет-Паша-месджиди), Календерхане-джами (вероятно, мон-рь Пресв. Богородицы Кириотиссы), а также остатки неизвестного храма близ ворот Аякапы ( M ü ller-Wiener. 1977. S. 97). Адриан Комнин, брат имп. Алексея I, построил монастырь Пресв. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами), а его сын Исаак перестроил собор мон-ря Хора (Кахрие-джами). К комниновскому времени относится, вероятно, храм Эски-Имарет-джами (вероятно, мон-рь Христа Пантепопта, основанный матерью имп. Алексея I Анной Далассиной). Сохранился также неизвестный храм близ ворот Аякапы. Неск. мон-рей было основано представителями знати ( Magdalino. 1993. P. 78). В этот период, особенно к сер. XII в., в храмовом зодчестве К. вырабатывается новый стиль декорации (при сохранении прежних плановых решений): ниши на фасадах становятся высокими и узкими, число закомар и апсидиолей увеличивается, распространяется кладка «с утопленным рядом».

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Скончался 16 августа 1118 года. В византийских рукописях встречается несколько портретов имп. Алексея Комнина. Предположительно он изображен на миниатюре Псалтири Барберини конца XI века в сцене коронации имп. семьи. Дважды портрет Алексея Комнина включен в миниатюры списков " Догматического всеоружия " Евфимия Зигавина второй четверти XII в. , где император предстоит в молении Христу: на одной миниатюре - с покровенными руками (напротив изображения отцов церкви), на другом - с сочинением Евфимия в руках. По мнению А. Л. Саминского, портрет Алексея Комнина представлен на одном из сохранившихся листов Четвероевангелия . изображение императора имеется на маргинальной миниатюре списка Хроники Иоанна Зонары . Алексей Комнин представлен человеком средних лет с бородой. Сохранившиеся портреты в целом совпадают с описанием внешности императора, сделанным Анной Комниной. Однако Анна говорит о полусферической диадеме на голове отца ( " Императорская диадема правильным полукругом облекала голову " - Алексиада III. 4, 25), а изображается Алексей Комнин в плоской короне. Парные изображения Алексея Комнина и его супруги Ирины Дукены по обе стороны большого креста встречаются на монетах времени правления императора. Сочинения Является автором христологического сочинения " Против армян " (полемика с монофизитами, направленная, возможно, на опровержение еретических идей Нила), а также стихотворной молитвы из 100 ямбических стихов. Принадлежность Алексею Комнину приписываемой ему поэмы " Музы " , которая посвящена его сыну и преемнику Иоанну II Комнину , в настоящее время оспаривается . Публикации: Литература Использованные материалы   Vat. gr. 372. Fol. 5r   Vat. gr. 666. Fol. 2r-v; ГИМ. Греч. 387. л. 6-6об.   РГАДА. ф. 196. оп. 3. ед. хр. 62. 1091 г.?   Modena. Biblioth. Estense. gr. 122. Fol. 280v., между 1425 и 1453 гг.   Anastasi R. Studi di filologia bizantina//Quaderni del Siculorum Gymnasium. 1976. T. 2 Редакция текста от: 01.02.2020 16:36:04 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679408.h...

Интриги Анны не привели ни к чему: императором стал ее брат. Для гордой царевны это был страшный и неожиданный удар. Уже столько лет жила она в чаянии овладеть империей, считая престол необходимым для нее и законным своим добром, и ставя себя настолько выше этого ненавистного младшего брата. Теперь все ее мечты рухнули. Дерзость Иоанна Комнина, нерешительность Вриенния разом опрокинули все здание козней, так умело возведенное Анной и Ириной. Дочь Алексея не могла утешиться, и обманутое честолюбие, заглушив в ней все другие чувства, зажгло в ее душе ярость Медеи. И года не прошло, как она путем заговора сделала попытку вновь захватить власть: немного, немало дело шло о том, чтобы убить императора Иоанна, ее брата. Но в последнюю минуту на Вриенния, обладавшего характером несколько слабым, и при том не очень честолюбивого, нашла нерешительность: по-видимому, он несколько усомнился в законности притязаний своей жены, и вполне определенно заявлял, что зять его имел все права на престол. Его сомнение, его слабость парализовали рвение других заговорщиков; тем временем заговор был открыть. Впрочем, император решил щегольнуть милосердием: он не захотел ничьей казни и ограничился конфискацией имущества заговорщиков. Но спустя немного времени, по совету великого доместика Аксуха, он даже возвратил сестре своей Анне все ее состояние: верх унижения для этой гордой царевны, которой брат напоминал, таким образом, с несколько презрительным великодушием, о семейных узах любви, в минуту безумия совершенно забытых ею. Какую бешеную ярость почувствовала Анна Комнина от этого последнего удара, хорошо показывает анекдот, рассказанный летописцем Никитой. Когда она увидала, что все предприятие гибнет вследствие колебаний Вриенния, она, такая целомудренная и благовоспитанная, разразилась против него площадною бранью. Проклиная слабость Кесаря, она заявила, что природа очень плохо распорядилась, вложив в тело женщины такую мужественную душу, какую она чувствовала в себе, а в тело мужчины робкую и нерешительную душу Вриенния. Мне приходится из приличия перефразировать слова, употребленные ею, которые в их подлинном значении много энергичнее и грубее. Но поистине Анна Комнина должна была чувствовать себя действительно жестоко разочарованной, чтобы позволить себе при всей своей воспитанности и просвещенности унизиться до таких грубо непристойных слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1081 г. Д. поддержали переворот Алексея I Комнина . Константин Д., сын Михаила VII, являлся в 1081-1094 гг. соправителем Алексея I и был помолвлен с Анной Комниной . Его кузина Ирина Дукена, внучатая племянница Константина X, была женой Алексея I Комнина. Старший брат Ирины протостратор Михаил († после 1108) был полководцем и одним из ближайших советников Алексея I; ее средний брат Иоанн († до 1136) носил титул вел. дуки и прославился громкими победами. Большинство Д. принадлежали к военной знати, хотя в разное время среди Д. встречаются и гражданские чиновники ( логофет , этериарх, вестиарит). Представители рода Д. обладали значительными земельными богатствами. Их вклад в культурную историю Византии несуществен. Уже в XI в. в результате разветвленных брачных связей Д. становится частью родовых имен др. визант. семей. Оно становится престижным, мн. знатные семьи нередко присваивали себе имя Д. Нек-рые из родов, напр. Палеологи или эпирские Ангелы, носили его на законных основаниях. Вместе с тем после XII в. прямые потомки «младших» Д. по муж. линии в источниках уже не встречаются. Прозвище или патроним Д. был распространен в среде не только светской знати, но и клира, средних и низших классов во мн. частях Византийской империи (Анатолия, Балканы, Юж. Италия, Сицилия и т. д.). Встречаются Д. в период османского владычества; в совр. Греции патроним Д. довольно распространен в разных областях страны. Далеко не все известные в визант. время Д. имеют родственные связи между собой и со знатными семьями. Лит.: Nicolai Calliclis. Carmina/Ed. L. Sternbach//Rozprawy Akademii Umiejtnoci: Wydzia Filologiczny. Ser. 2. Cracow, 1904. T. 21. P. 322; Michel Psellos. Chronographie ou histoire un siècle de Byzance: 976-1077/Ed. E. Renauld. P., 1926-1928. 2 vols.; Polemis D. I. The Doukai: A Contribution to Byzantine Prosopography. L., 1968; Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. М., 1974; Kazhdan A., Cutler A. Doukas//ODB. Vol. 1. P. 655-656; PLP, N 5676-5699; PMBZ, N 436; Djuri I. Dukas//LexMA. Bd. 3. Col. 1443-1444.

http://pravenc.ru/text/180560.html

Рассказанный историком Анной Комниной эпизод характеризует подъём просвещения в Византии в царствование Алексея Комнина, а вместе с тем проливает свет и на общее отношение Комнинов к образованию. Оказывается, что не только сам царь, но и брат его Исаак был хорошим богословом и философом и сумел доказать неправильность воззрений Итала, который учил о предсуществовании и вечности материи, о вечных идеях, по которым образуется материя, о предсуществовании душ, рационалистически объяснял чудеса и соединение естеств в лице Иисуса Христа, отрицал иконопочитание и т. д. Значит, севастократор Исаак имел серьёзную научную подготовку, коль скоро мог оппонировать самому «ипату» византийских философов. И другие члены фамилии Комнинов отличались любовью к богословию и научными стремлениями. Супруга Алексея императрица Ирина, подобно своему мужу, постоянно занималась «божественными науками». Анна Комнина рассказывает о своей матери следующее: «Я помню, – говорит она, – как царица, моя мать, часто, когда подают обед, приносила в руках книгу и читала догматические творения святых отцов, преимущественно же философа и мученика Максима (Исповедника), – потому что занималась не столько вопросами о природе, сколько изучениями догматов, желая достигнуть истинной мудрости. И нередко приходилось мне удивляться этому, и я с изумлением говорила ей: “Как это ты можешь свободно устремлять свой взор на такую высоту? А я боюсь и не дерзаю даже отчасти заняться этим, так как глубокая созерцательность и высота мыслей этого мужа (Максима) способны, говорят, вызвать у читателей какое-то затмение”. На это мать с улыбкой сказала: “Я понимаю твой похвальный страх и сама не без трепета приступаю к таким книгам, однако же, не могу оторваться от них; а ты не спеши в своих занятиях, и когда предварительно изучишь другие сочинения, тогда поймёшь и узнаешь сладость этих, более трудных книг”» (I, 232). Кроме богословия, императрица Ирина занималась классической поэзией и покровительствовала придворному поэту Иоанну Тцетци.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Можно, впрочем, думать, что, постепенно вырастая при дворе и в высшем обществе, партия царицы Ирины была главным препятствием для того, чтобы Анна Далассина могла удержать свое влияние. Политическим принципом этой второй партии была идея перенесения наследства власти на старшую дочь царя, Анну, которая была на пять годов старше своего брата Иоанна, вследствие чего на ней действительно в свое время покоились надежды династии. Мы уже говорили, что при воцарении Алексея была сильна тенденция соединить новую династию с фамилией Дук, в этих видах предполагалось устроить брак Алексея с царицей Марией, супругой Михаила VII Дуки, в этих же видах порфирородный Константин Дука обручен был с Анной Комниной, которая с юных лет, таким образом, считалась будущей византийской императрицей, и в этих видах ей дано было весьма хорошее образование. С течением времени, когда не стало в живых обрученного с нею Константина и когда проект передачи наследства в род Дук потерпел крушение, цесаревна Анна, хотя и вышла замуж за представителя аристократического рода Вриенниев, цесаря Никифора, никогда не могла помириться со скромной ролью и оставить честолюбивых планов на царскую корону. Ирина и Анна выдвинули проект передачи наследства на царскую власть в линию Анны Комниной и Никифора Вриенния, отец которого при Никифоре Вотаниате был некоторое время номинальным носителем короны. Между сыновьями Алексея одни были на стороне его планов, другие поддерживали партию матери: Андроник, второй сын Алексея, склонялся на сторону Анны и ее супруга, а третий сын, Исаак, поддерживал партию отца и был главным деятелем в пользу перехода власти к Иоанну. Царь Алексей отдавал себе полный отчет в положении дела и принимал все меры, чтобы царица Ирина не воспользовалась обстоятельствами для проведения переворота. Писатели с нескрываемой насмешкой указывают, что царь, в молодости нередко изменявший своей жене, под старость так привязался к ней, что брал ее с собой во все походы. На самом деле Алексей не доверял Ирине и держал ее близ себя с той целью, чтобы не допустить ее до политической деятельности в пользу ее заветных планов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Первый подобный фрагмент обнаруживается в повествовании Анны Комниной о событиях первой войны Алексея I с норманнами. Армия Алексея подошла к Диррахию, осажденному норманнами, в середине октября 1081 года. Несмотря на мнение некоторых военачальников, в частности Георгия Палеолога о том, что необходимо отказаться от атаки норманнских позиций и лучше блокировать лагерь Роберта Гвискара с суши, император прислушался к мнению горячих голов. Было решено атаковать Роберта утром 18 октября 1081 года. Варяги из гвардейского отряда Намбита отбили атаку конных и пеших норманнов из отряда Амико, графа Джовинацо, отбросили неприятеля в море и вклинились в боевые порядки главных сил армии Роберта. Вдоль берега курсировали союзники Алексея — легкие гребные венецианские корабли, экипажи которых расстреливали беглецов из луков и при помощи греческого огня. Но обратившиеся в бегство норманны из отряда Амико были остановлены графиней Гаитой (Сешельгаитой), супругой Роберта, которая бросилась в гущу схватки верхом на коне с копьем наперевес, подобно Палладе. При этом Анна Комнина избегает сравнивать Гаиту непосредственно с древнегреческой богиней и делает примечательную оговорку: «Παλλς λλη κν μ θνη», т. е. порфирородная писательница тем самым с легкой иронией подчеркивает дикий «варварский» характер действий Гаиты, которая, обладая доблестью, при этом лишена божественной мудрости, которую олицетворяет Афина в древнегреческой мифологии. Роберт, заметив, что варяги вымотаны непрерывным маршем, боем и тяжестью оружия, бросил своих рыцарей в контратаку. В результате варяги были разгромлены и часть их забаррикадировалась в церкви Архистратига Михаила, где доблестные воины были сожжены подоспевшими норманнскими рыцарями . Этот знаменитый эпизод, рассказанный Анной Комниной, вероятно, со слов Георгия Палеолога, вполне заслуживает доверия. Англосаксы и английские даны, служившие в варяжской гвардии, вполне могли мечтать свести счеты с завоевателями их страны, поэтому потеряли осторожность и ринулись в самоубийственную атаку на норманнов.

http://bogoslov.ru/article/6175610

Результатом укрепления императорского авторитета было основание новой династии Комнинов. Несмотря на разногласия, господствовавшие в императорской семье, и на упорную борьбу за престолонаследие, которые отравляли последние дни и часы жизни императора Алексея, его преемником стал старший сын Иоанн. Достигнув высшей власти в союзе с Дуками, Алексей I сначала объявил наследником престола юного Константина Дуку, сына Михаила VII, и помолвил его со своей старшей дочерью Анной 856 . Однако после рождения своего первенца Иоанна он перенес право наследия престола на него (1092) 857 . Тем самым был сделан решающий шаг в сторону основания династии Комнинов, и после того как через некоторое время молодой Константин Дука умер, стало казаться, что все препятствия на пути к этому устранены. Между тем на пути такого способа урегулирования вопроса престолонаследия встало своенравие принцессы Анны. После преждевременной смерти своего жениха она была обвенчана с Никифором Вриеннием (1097) и возжелала доставить ему императорский престол. Великий государственный деятель и полководец, Алексей был всегда подвержен влиянию женщин: поначалу он находился под обаянием вдовы императора Марии, супруги двух своих предшественников и матери наследника престола Константина Дуки. К этой красивой и умной женщине Алексей был привязан с истинной страстью, так что даже был готов пожертвовать ради нее своей женой Ириной Дукеной: от этого политически неверного шага его удержало энергичное вмешательство патриарха Косьмы, который настоял на коронации Ирины. Далее, решающее влияние на Алексея оказывала его мать Анна Далассина, которая в его отсутствие во время войны с Робером Гвискаром исполняла обязанности регентши. Наконец, большое влияние получила и поначалу пренебрегавшаяся Алексеем императрица Ирина. В вопросе о престолонаследии она, вопреки своему сыну Иоанну, приняла сторону дочери Анны и ее супруга кесаря Никифора Вриенния. Мать и дочь совместными усилиями взялись за императора, чтобы вынудить его решить дело в пользу передачи прав на престол Вриеннию. Даже на смертном одре обе женщины осаждали его своими мольбами и уговорами. Не решившись на ясно выраженный отказ, Алексей присудил императорский венец своему сыну, а тот оказался достаточно ловким и энергичным для того, чтобы реализовать свое право. Впрочем, из-за интриг матери и сестры вступление на престол законного наследника приобрело вид государственного переворота. Анна не сразу смирилась со своей судьбой. Она планировала покушение на своего брата, и только когда это крайнее средство не достигло цели, она вышла из игры с тем, чтобы искать утешения в ученых занятиях. В своем вынужденном уединении в одном монастыре она описала историю своего отца, «Алексиаду», которая обессмертила ее имя 858 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНТЕПОПТА ХРИСТА МОНАСТЫРЬ [Греч. μον το Χριστο Παντεππτου], в К-поле. Эпитет Христа Παντεππτης - «Всенадзирающий» (в рус. лит-ре часто ошибочно - «Всевидящий») возник до основания П. Х. м. и упоминается еще в Псевдо-Клементинах ( Ps.-Clem. Hom. 8, 19. 1), др. мон-ри с таким посвящением неизвестны. Эски-Имарет-джами. Фотография. 2012 г. Фото: В. Е. Сусленков Эски-Имарет-джами. Фотография. 2012 г. Фото: В. Е. Сусленков П. Х. м. был основан Анной Далассиной, матерью имп. Алексея I Комнина (1081-1118), до 1087 г., когда тот своим указом передал к-польской ц. Мирелейон принадлежавшие первоначально П. Х. м. острова Лерос, Липси и Фармакониси (RegImp. 1995. Bd. 22. Nr. 1137, 1139). В 1104 г. с. Ливисдиада, принадлежавшее прежде П. Х. м., перешло к Иверскому мон-рю на Афоне (Ath. Iver. 232). В конце жизни Анна Далассина удалилась в П. Х. м., где вскоре, после 1100 г., умерла ( Zonara. Epit. hist. XVIII 24; Mich. Glyc. Annales. 620). В XII в. П. Х. м. был мужским; согласно Феодору Вальсамону, при патриархе Луке Хрисоверге (1157-1170) его игуменом был Мелетий (PG. 138. Col. 73). С игуменом мон-ря переписывался Иоанн Цец ( Iohannis Tzetzae Epistolae. Lpz., 1972. Nr. 9). В 1181 г. протосеваст Алексей I Комнин заключил на некоторое время в П. Х. м. патриарха Феодосия I Ворадиота за участие в мятеже кесаря Иоанна; в 1183 г. имп. Андроник I Комнин ослепил и отправил в П. Х. м. стратига Андроника Лапарду; в апр. 1204 г. имп. Алексей V Дука Мурзуфл разбил свой лагерь рядом с мон-рем на вершине холма, чтобы наблюдать за венецианским флотом в бухте Золотой Рог ( Nicet. Chon. Hist. 315, 361, 755). По всей видимости, именно П. Х. м. упомянут под названием «монастырь Пандопафтии» у Антония Новгородца как владевший ок. 1200 г. гвоздями Креста Господня и мощами святых. После 1204 г. П. Х. м. перешел в руки латинян и был передан ок. 1206 г. венецианскому мон-рю бенедиктинцев Сан-Джорджо-Маджоре. Первым настоятелем в лат. П. Х. м. был Павел, перенесший в 1222 г. из него в Сан-Джорджо-Маджоре мощи мч. Павла Нового Каюмского, иконопочитателя, пострадавшего при имп. Константине Копрониме. Однако в 1244 г. П. Х. м. арендовал у бенедиктинцев архиеп. Бенедикт Ираклийский.

http://pravenc.ru/text/2578886.html

    912 Кекавмены Катакалоны встречаются в византийской истории с конца Χ в. Один из них помог прийти к власти дяде Алексея Исааку Комнину (Banescu, Un duc byzantin..., р. 17 sq.). По мнению Η. Бэнеску (ibid., pp. 11—12), Кекавмен Катакалон, упомянутый Анной, и сподвижник Исаака Комнина — одно лицо. Вряд ли это так, ибо, как это отмечает сам Н. Бэнеску, в 1057 г. сподвижник Исаака был уже стар.     913 Лакуны в обеих лучших рукописях: F и С.     914 Н. Адонтц, которому вообще рассказ Анны о заговоре Диогена кажется малоправдоподобным, считает, что расправа Алексея с богатыми и знатными заговорщиками была задумана с целью овладеть их имуществом (Adontz, Les Taronites à Byzance, p. 26).     915 См. Ал., IX, 7, стр. 258.     916 29 июня (1094 г.).     917 Зонара (Zon., XVIII, 23) кратко сообщает о заговоре Никифора Диогена и весьма высоко оценивает самого Никифора. Судя по противоречивым объяснениям Анны, Никифор был ослеплен по приказу самого Алексея. Сначала писательница утверждала, что Диоген ослеплен без ведома императора, затем говорит о небылицах, которые рассказывают люди (явно об Алексее), и вдруг заявляет, что не имеет точных сведений о том, кто все-таки был инициатором ослепления заговорщика. Заговор Никифора Диогена был наиболее крупным и наиболее опасным за весь период царствования Алексея I Комнина. Сама Анна неоднократно говорит о популярности Никифора среди простых воинов (этой популярности, должно быть, немало способствовало царское происхождение Никифора). В заговоре участвовала высшая знать, гражданская и военная, к нему имела отношение и Мария Аланская, сына которой, Константина, Алексей за два года до этого лишил власти (см. Предисл., стр. 14). Даже по явно тенденциозному рассказу Анны Комниной можно понять, до какой степени в это время дошло в Византии недовольство Алексеем.     918 Уреся — по-видимому, Урош I, жупан Рашки, наследник Вукана (см. о нем История срба, стр. 140—141).     919 Дидим — известный александрийский ученый и богослов IV в. Ослеп еще в детстве. Церковь предала его имя анафеме, ибо Дидим был последователем Оригена, чье учение было признано еретическим (см. RE, V, со1. 474 sq.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010