Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г. В 1633 году долгожданному наследнику престола - царевичу Алексею - исполнилось четыре года. К нему воспитателем был определён Борис Иванович Морозов, которому тогда принадлежала Павловская Слобода. Известно, что Борис Морозов взялся за исполнение своих обязанностей с такой ответственностью и любовью, что будущий царь стал относиться к нему как ко второму отцу. В 1650 году Борис Иванович в своей вотчине, селе Павловская Слобода, на месте деревянной Благовещенской церкви начал возводить величественный каменный храм. Замысел был столь грандиозным, а строительство таким долгим, что его завершала уже вдова - Анна Ильинична Морозова. Представление о том, как выглядели старый и новый храмы, дают чертежи из архивов Тайного приказа. Деревянная церковь была одноглавая, с ярусами закомар, характерных для русского зодчества конца XV-XVI веков. Новая же каменная церковь почти без изменений дошла до наших дней: её возвели пятиглавой, с дополнительными главками над приделами Пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца. Позже к трапезной части были добавлены приделы Казанской Иконы Божией Матери и Святого Апостола Андрея Первозванного. Для удобства церковь соединялась с жилыми палатами Морозовых деревянной галереей. Боярин Морозов решил построить домовой храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы не случайно. За несколько лет до этого Патриарх Никон основал неподалёку " российскую Палестину " - Ново-Иерусалимский монастырь, а холм над рекой Истра, на котором возвели Благовещенский храм, играл роль " русского Назарета " . Будучи в царской семье почти родственником, боярин Борис Морозов не раз радушно принимал в своём имении царственных особ и поэтому новый каменный храм решил строить в соответствии с высоким положением посещавших его гостей. Не раз приезжал в Павловскую Слободу царь Алексей Михайлович, бывали здесь и его дети - государи Фёдор Алексеевич и Иван V Алексеевич. Царский венец, украшающий крест центрального барабана храма, свидетельствует об этих событиях. Мощь каменных стен, лаконичность и соразмерность архитектурных форм, светотеневая пластика фасадов, внушительный объём комплекса в целом выводят Благовещенский храм за рамки провинциального приходского сельского храма. В монументальности и простоте... храма угадываются определённые черты сходства с древними московскими соборами, а в художсественном образе колокольни - мотивы кремлёвских башен. По желанию царя Алексея Михайловича к написанию икон были привлечены придворные изографы Иван Владимиров и Филипп Павлов. В центральном иконостасе в золочёных окладах с драгоценными камнями размещались храмовая икона Благовещения и икона Архангела Гавриила, венец на иконе Благовещения был украшен жемчугом. Колокола поручили отлить " государеву мастеру " Алексею Григорьеву. Большой колокол весил около 370 килограммов, малый - 47.

http://sobory.ru/article/?object=00811

открыли такое ж и в своем монастыре; а вскоре затем с благословения всех четырех Вселенских Патриархов и Львовский Епископ Гедеон Болобан завел у себя подобные училища во Львове и Стрятине. Во всех сих первоначальных систематических училищах Киевской православной Митрополии обучали детей, сверх Русского языка, Греческому, Латинскому и Польскому и Реторике, и печатал и книги на всех оных в заведенных при них Типографиях. Патриарх Иеремия в 1589 году возвращавшийся из Москвы чрез Киев дал благословение завести такое ж училище и в Киеве при знатнейшей тогда из Киевских Руских школ, находившейся у Богоявленской церкви, которая имела уже тогда для содержания оной и особое Братство и доходные маетности, как видно из одной купчей от Киевского жителя Андрея Обухова записи 1594 г. на Свергановский пляц на Подоле, уступленный сему Братству. Но когда Богоявленская школа сия сгорела, то жена Маршалка Мозырского, Анна Гугулевичевна, отдала под школы свой дом со всею усадьбою и пристройками, находившийся на месте нынешнего Братского монастыря. Сия отдача дома, как говорит Историограф Миллер, по Урядовой Выписи Земских Киевских Книг в Братском монастыре имевшейся, значится в 1613 году, а по доношению, 1773 года св. Синоду от Преосвященного Гавриила Кременецкого показана в 1615 году; и тогда же вкладчица Анна Гугулевичевна ввела в сию тколу учителей монахов для обучения детей Шляхетных и мещанских, а Начальство над школою поручила Священномонаху Исаии Копинскому, и сверх того учредила при школе сей гостинницу для приходящих из-за границы странных Восточного исповедания. Но тогда школа сия не называлась еще монастырем, а Братством, и в ней сверх Русской Грамоты обучаемо было юношество только Латинской словесности, как свидетельствует Сильвестр Коссов в своей Апологии Киевских школ. В 1620 г. возвращавшийся из Москвы чрез Киев и остановившийся в гостиннице сего Братства Иерусалимский Патриарх Феофан Грамотою своею 17 Мая подтвердил оное и разделил на две степени, то есть на старшее и младшее, или как в Грамоте его сказано младенческое, а другою Грамотою Мая 26 учредил еще при упомянутых Братствах, Братство церковное и Братство милосердия, для попечения о детях и странных, а круг наук повелел распространить еще обучением Еллинского и Польского языков; церкви же, училищную Богоявленскую, недавно пред тем основанную, и гостинничную Благовещенскую, наименовал своими Ставропигиями Патриаршими, независимыми от Митрополита и Епископов 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Древний город словно вымер, Странен мой приезд. Над рекой святой Владимир Поднял черный крест. Липы шумные и вязы По садам темны, Звезд иглистые алмазы К Богу взнесены… Стихотворение 1921 года написано в Петрограде, что уже само по себе свидетельствует, какое глубокое значение имели для нее киевские святыни. В одной из бесед она назовет Святую Софию и место захоронения киевских князей Михайловский монастырь «оплотом борьбы с дьяволом». В данном стихотворении запечатлен образ софийской Богоматери «Нерушимая Стена», которая, как и колокольный звон самого большого софийского «колокола Мазепы», естественно, и были оплотом в этой борьбе. Земной отрадой сердца не томи, Не пристращайся ни к жене, ни к дому, У своего ребенка хлеб возьми, Чтобы отдать его чужому, И будь слугой смиреннейшим того, Кто был твоим кромешным супостатом, И назови лесного зверя братом, И не проси у Бога ничего. Декабрь 1921, Петербург Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла. На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе… Не забыть! Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть. Осень 1935, Москва Впервые: в составе поэмы «Реквием» (Мюнхен, 1963). Написано после ареста мужа Анны Ахматовой Н.Н. Пунина и ее сына-студента Льва Гумилева. Заклинание Из высоких ворот, Из заохтенских болот, Путем нехоженым, Лугом некошеным, Сквозь ночной кордон, Под пасхальный звон, Незваный, Не суженый, – Приди ко мне ужинать. 15 апреля 1936 Стихотворение датировано днем пятидесятилетия Николая Гумилева. Впервые опубликовано в предсмертном сборнике «Бег времени» (1965), но с датой – 1935. Анна Ахматова не раз прибегала к такой вынужденной «ложной датировке», чтобы спасти стихи. Уложила сыночка кудрявого И пошла на озеро по воду, Песни пела, была веселая, Зачерпнула воды и слушаю: Мне знакомый голос прислышался, Колокольный звон Из-под синих волн, Так у нас звонили в граде Китеже. Вот большие бьют у Егория, А меньшие с башни Благовещенской,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Биография Будущий архимандрит родился 10 сентября 1938 года в селе Новый Ямполь Зейского района Амурской области. Отец – Авраам Никитич Мамонтов (1899) работал директором школы в Приморье. Был репрессирован и умер в лагере в 1943 году. Мать – Вера Дмитриевна (1902-1993). Родители венчались в Благовещенске. В браке родились 9 детей. С 1955 по 1960 год Виктор Мамонтов учился в Южно-Сахалинском педагогическом институте, специализируясь по русскому языку и литературе. По окончании института работал учителем, а позже директором в деревенской школе. С 1962 по 1965 год учился в аспирантуре при Московском государственном педагогическом институте. В 1965 году защитил диссертацию «Драматургия А.Н.Арбузова» и получил степень кандидата филологических наук. Несколько лет преподавал студентам русскую литературу, получил звание доцента. В 1971 году Виктор Мамонтов принял крещение. Его крестной матерью стала Анастасия Ивановна Цветаева. По воспоминаниям архимандрита Виктора, «в первые годы христианской жизни я встретился со многими людьми, которые оказали на меня большое духовное влияние. Это старцы архимандрит Косма, архимандрит Таврион, архимандрит Серафим, это протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Зинон, игуменья Варвара. У них было духовное сияние…» Иноческий путь Виктор Мамонтов начал в Свято-Успенской Почаевской лавре по благословению своего духовника архимандрита Серафима (Тяпочкина). Промысел Божий привел Виктора Мамонтова на латвийскую землю, где началось его служение. Подготовили Анна Голубицкая, Оксана Головко, Роман Кизыма, Валерия Потапова, Артем Левченко, Валерия Посашко Фото: Лариса Щукина, Ирина Волкова, Наталья Майзенберг, Анна Гальперина, Лия Иваска, Николай Эппле, снимки из соцсетей. Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/creative/otets-viktor-...

За погребение на монастырском кладбище поступали взносы от 5-и рублей, за младенцев. Обыкновенный взнос за погребение «внутрь Монастыря» был 50 рублей, в Благовещенской каменной церкви 500 рублей. В 1756-м году за погребение под новостроящеюея деревянной Благовещенскою церковью вносили 100 рублей. Было в обычае у более богатых и знатных устраивать после погребения поминальную трапезу в настоятельской келье 3855 . Лазаревское кладбище, как наиболее почетное в столице, с Благовещенской деревянной церковью, сделалось местом вечного упокоения членов многих высоких и знатных фамилий 3856 . Тут, же нашли себе место придворный псаломщик, купцы, военные, военные и придворные священники, чиновники, наконец, совсем простые люди 3857 . На Лазаревском кладбище, «по левую сторону деревянной церкви», был погребен знаменитый наш ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов, скончавшийся в 1765-м году. Над его могилой граф Воронцов воздвиг белый мраморный монумент в 7 футов вышины, о пространными надписями 3858 . В Юго-Западном углу церкви, под гранитною плитой с надписью о времени кончины в 1741-м году, погребен архиепископ Тверской Феофилакт (Лопатинский), по преданию нетленно почиваюший» 3859 . Над местами упокоения воздвигаемы были роскошные монументы с обширными большей частью надписаниями, представлявшими собою целые биографии и оды 3860 . Иногда было в обычае датировать день кончины означениями памяти святого этого дня 3861 . На гробнице скончавшегося в 1776-м году протоиерея Троицкого собора Петра Кирикова было приглашеше: «мимоходящие отцы и братия, меня простите и о нас, зде и всюду лежащих, Бога молите» 3862 . Благовещенская каменная церковь сделалась избранным местом погребения высокопоставленных, знатных и богатых особ. Здесь в 1746-м году, 21-го марта, погребена скончавшаяся в Холмогорах принцесса Анна Брауншвейг-Люнебургская, бывшая правительница. В погребении участвовали все члены Святейшего Синода, прочие обретающиеяся в Петербурге духовные лица и священнослужители Петербургских церквей, причем при каждой церкви должно было остаться для отправления священнослужения только по одному священнику. В Петербургских епархиальных соборах и церквах в 1746-м году было 126 священников 3863 . В 1759-м году погребена великая княжна Анна Петровна, двухлетняя дочь Императора Петра III-ro 3864 . В 1762-м году, 10-го июля, скончавшийся 6-го июля, низвергнутый с престола Император Петр III 3865 , в 1776-м году супруга наследника престола, великого князя Павла Петровича, впосдедствии Императора, Наталья Алексеевна 3866 , в 1795-м году дочь Ольга 3867 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

Прор. Анна. Роспись ц. св. Игнатия Богоносца в с. Путогине. 1899 г. Прор. Анна. Роспись ц. св. Игнатия Богоносца в с. Путогине. 1899 г. Своеобразным проявлением рус. стиля, основным образцом для которого служило убранство храма Христа Спасителя в Москве, можно считать живопись с усиленным декоративным началом в Никольской ц. (1835-1856; 1867-1869) в с. Боболи Малоярославецкого р-на. В росписях использованы приемы народного искусства, проявившиеся в необычно трактованной сцене на юж. стене юж. придела: 12 книжников в композиции «Суд Пилата и Каиафы» несут свитки с оригинальными надписями. Композиции храма Христа Спасителя служили также образцами для росписей Успенской ц. в дер. Кутьково (1850-1875) и ц. Рождества Христова в с. Борщёвка (1895) (обе в Ферзиковском р-не). Наиболее ярким и совершенным примером васнецовского направления стали росписи 1908 г. (ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 1. Д. 2207. Л. 484) в ц. св. Игнатия Богоносца (1899) в дер. Путогино Мосальского р-на. Возможно, ансамбль выполнен столичными художниками, работавшими по заказу с.-петербургского купца И. Л. Тузова, известного издателя духовной лит-ры. Образцом послужили не только мотивы творчества В. М. Васнецова, но и росписи храма Христа Спасителя; был использован опыт изучения древнерус. иконописи (иконография сюжетов в лотках свода четверика - «Сошествие во ад»; «О Тебе радуется», не сохр.) и визант. искусства (в схематичном виде воспроизведены орнаментальные мотивы мозаик мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.). Общий сумрачный колорит живописи контрастирует с колоритом отдельных композиций, насыщенных светом и украшенных богатейшими орнаментами с золотыми и серебряными деталями. Простые варианты васнецовского направления представляют фрагменты росписей центрального объема ц. Параскевы Пятницы (1771) в с. Кумовском Бабынинского р-на (бывш. Перемышльский у.; согласно «метрике» на храм 1887 г., к этому времени его стены не были расписаны - см.: ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 2055). Лит.: Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерус. живописи. М., 2007. С. 619-622. Ил. 586-588; Сарабьянов В. Д. Прообразовательные и ветхозаветные темы в росписях трапезной ц. Пафнутьево-Боровского мон-ря//Иконографические новации и традиция в рус. искусстве XVI в. М., 2008. С. 199-216. (Тр. ЦМиАР; 3); он же. Росписи сер. XVI в. в трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Царский храм: Благовещенский собор Моск. Кремля в истории рус. культуры/Сост.: И. А. Стерлигова, Л. А. Щенникова. М., 2008. С. 116-143; Лошкарёва Н. П. Святые свидетели вечности: Храмы и мон-ри г. Боровска. Калуга, 2010 2; Павлова А. О. Монументальная живопись кон. XVIII - нач. XX в. в Калужской обл. (по мат-лам экспедиций 2004-2007 гг.)//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XII-XX вв. М., 2010. Вып. 8. С. 358-566.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Геннадий Костромской и Любимоградский Герасим Болдинский (Герасим Переславский) Даниил Переславский и матерь его преподобная Феодосия Дионисий Переяславский Димитрий Прилуцкий Дорофей Югский Епифаний Премудрый Игнатий Ломский (Ярославский) Исаакий Ломский (Исаакий Ярославский) Иларион Югский Иринарх Ростовский (Борисоглебский, Затворник) — затворник Борисоглебского монастыря Кассиан Грек (Угличский, Учемский) Киприан Тропский (Киприан Ярославский) Кирилл и Мария — родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл — схимонах Борисоглебский Корнилий Молчальник (Переславский) Леонид Пошехонский Михей Радонежский Моисей Оптинский Никита Столпник (Переяславский) Никодим Кожеезерский Паисий Угличский Петр Ордынский (Петр Ростовский) Пимен — затворник и верижник Ростовский Севастиан Сохотский (Севастиан Пошехонский) Серафим Вырицкий Сергий Радонежский — игумен Сильвестр Обнорский Феодор и Павел Борисоглебские Феодор Санаксарский Феодосий Переславский Преподобномученики Адриан Пошехонский Анастасия — игуменья Угличская и 35 монахинь с нею Анна Рыбинская Арсений — архимандрит угличского Алексеевского монастыря и с ним 60 иноков и более 500 мирян Геннадий — пресвитер Петровский Григорий — пресвитер Мологский Даниил — грехозаруцкий игумен и с ним 30 братий и 200 мучеников, мирян угличских Иерофей — иеромонах Любимский Иосиф — иеромонах Толгский Мардарий Угличский Никандр — иеромонах Толгский Новомученики Архиепископ Серафим (Самойлович) Епископ Вениамин (Воскресенский) Иеромонах Алексий (Задворнов) Иеромонах Григорий (Воробьёв) Иеромонах Иерофей (Глазков) Иеромонах Мардарий (Исаев) Иеромонах Николай (Ащепьев) Монахиня Анна (Благовещенская) Протоиерей Андрей Николаевич Добрынин Протоиерей Владимир Дмитриевич Фарфоровский Протоиерей Евгений Андреевич Елховский Протоиерей Михаил Павлович Белороссов Протоиерей Николай Александрович Розов Протоиерей Николай Иванович Любомудров Протоиерей Пётр Николаевич Богородский Священник Александр Автономович Смирнов Священник Александр Афанасьевич Абиссов

http://pravicon.com/info-3289

Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью К северо-западу от Георгиевского собора на средства Анны Орловой в 1823–1825 гг. была построена тёплая церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа или Спасо-Орловская, как стали называть её ещё при жизни строительницы, с приделом св. мучеников Фотия и Аникиты. В крипте этой церкви был устроен небольшой пещерный храм Похвалы Пресвятой Богородице с приделом св. пророчицы Анны. Туда перевезла графиня останки своего отца и дяди – Алексея и Григория Орловых. И там распорядилась она соорудить две мраморных гробницы — для себя и для своего духовного отца Фотия. В 1929 г. монастырь был закрыт, а Спасо-Орловская церковь вместе с гробницами Фотия и Анны Орловой разорена. Останки их исчезли и объявились чудесным образом лишь в наши дни – явилась неизвестная старушка и указала на могилы архимандрита Фотия и графини Анны у алтаря Благовещенского храма в Аркажах. Оказалось, что при разорении монастыря останки их тайком были перезахоронены у расположенного неподалёку храма. Информация: Новгород. Путеводитель. Лениздат, 1972 г. Сайт http://svetlitsa.spb.ru Собор Спаса Нерукотворного Образа находится к северо-западу от Георгиевского собора, с северной и южной сторон к нему вплотную примыкают крылья Архимандритского корпуса Свято-Юрьева монастыря. Памятник представляет собой рядовое здание XIX века. Первоначально, в 1763 году, в нескольких метрах от Георгиевского собора по заказу архимандрита монастыря Иоанникия I возвели каменную церковь Александра Невского и его брата Федора. В 1823 году эта церковь сгорела. На ее фундаменте в 1823—1824 годах с использованием старой кладки и был возведен Спасский собор. Заказчик этого храма был архимандрит Фотий, средства пожертвовала Анна Орлова. Собор был построен с двумя приделами: святой Анны и Фотия и Аникиты. В 1830 году по проекту новгородского губернского архитектора с западной стороны к собору пристроили паперть. В 1836 году в подвальном этаже храма устроили церковь Похвалы Богородицы, в которой были погребены архимандрит Фотий и благотворительница монастыря Анна Орлова-Чесменская. В 1841 году с южной стороны пристроили придел Всех Святых, примкнувший непосредственно к приделу Святой Анны. В 1848—1849 годах собор обновили, а в 1850-м с северной стороны пристроили еще один придел в честь Алексея Митрополита Московского.

http://sobory.ru/article/?object=05351

Москва. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1844-1847 г. (арх. Ф. Рихтер) на средства и по инициативе А.Д. Нарышкиной. В 1830-х годах среди москвичей стало модным приобретать дачи в Петровском парке. Среди владельцев дач была и действительная камергерша А.Д. Нарышкина, основательница храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Анна Дмитриевна похоронила свою единственную дочь - графиню Марию Булгари, а летом 1841 г. на даче в Петровском парке скончалась и ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари. Это печальное событие побудило жену камергера дать обет выстроить церковь на месте смерти девочки. Первый проект будущего строения принадлежал известному московскому архитектору Е.Д. Тюрину. Его вариант - храм с галереями, двумя колокольнями и великолепным куполом - представлял собой копию Петровского дворца и был отвергнут императором. Второй проект выполнил академик архитектуры, профессор Ф.Ф. Рихтер.Директор Московского Дворцового архитектурного училища, член комиссии для строений в Москве, впоследствии старший архитектор Московской Дворцовой конторы, реставратор кремлевских церквей, участник строительства Большого Кремлевского дворца, Федор Федорович оставил значительный след в русской архитектуре. Одним из первых он изучал и обмерял лучшие образцы древних храмов, а за свой знаменитый труд " Памятники древнерусского зодчества... " был награжден бриллиантовым перстнем. В основу замысла церкви Благовещения лег один из обследованных им храмов - церковь Иоанна Предтечи XVI в. в селе Дьякове. В разработанном проекте над крыльцом возвышался столп колокольни с параболическим куполом. Эта необычная деталь на чертеже была перечеркнута (не исключено, что самим императором). В окончательном варианте купол колокольни сделан шатровым, и глава храма изменена на традиционную луковичную. 7 апреля 1844 г. недалеко от Петровского дворца, на стрелке Нарышкинской аллеи и Зыковского проезда, состоялась закладка храма. 24 августа (5 сентября н. ст.) 1847 г. освящен верхний, Благовещенский храм. В 1899 г. верхний храм был заново расписан, вызолочен иконостас и возобновлены иконы, после чего 4 июля храм вновь освятили. 18 марта 1901 г. на колокольне установили колокола. 29 ноября 1904 г. центральный престол освятили во имя Боголюбской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=01903

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010