С того дня и до своей христианской кончины, то есть в течение пятнадцати лет, водки он не пил уже ни единой капли, был добрым отцом для детей и примерным тружеником по кузнечному ремеслу». После смерти мужа Анна Семеновна осталась вдовою. Имея малолетних детей, она всецело занялась их воспитанием. Средний сын ее, Алексей Иванович, с молодых лет поступил в обитель Преподобного Сергия и в течение всей своей жизни был примерным иноком. Он скончался почтенным старцем Троице-Сергиевой обители в должности ризничего Лавры, в сане игумена. Своего младшего сына, Ивана Ивановича, Анна Семеновна устроила в один магазин приказчиком. Перед поступлением сына на эту работу она сняла с божницы маленькую иконку Святителя Христова Николая и, благословляя сына иконой, с рыданием воскликнула: «Тебе, Святитель Божий отче Николае, поручаю сына своего! Сохрани и соблюди его на всех путях его жизни от поспешения диавольского и настави его на добрый путь спасения». После того Иван Иванович начал свою работу в магазине. Первое время он выполнял ее успешно, но, к сожалению, у него вскоре открылась отцовская слабость к вину. Он запил, потерял место в магазине и в отчаянии решил утопиться. «Мысль о самоубийстве, – рассказывал он впоследствии,– терзала мою душу, понуждая меня безотлагательно совершить задуманное. Накануне того дня, когда я решил утопиться, вижу ночью во сне пред собою Святителя Божия Николая в полном облачении. Сияя небесным светом, он, обращаясь ко мне, строго сказал: “Несчастный, что ты задумал по безумию своему губить себя и быть вечным рабом диавола! Призови в помощь Бога, покайся, не забывай молитвы и любви к себе матери твоей. Иди в Благовещенский собор. Там, по входе в храм, на правой колонне увидишь икону Николая Мирликийского. Поставь ему на последние имеющиеся у тебя две копейки свечку, а дальнейшую твою жизнь предай воле Божией”. В это мгновение я просыпаюсь и немедленно иду в Благовещенский собор. Войдя в него, на правой колонне я действительно увидел икону Святителя Николая, и когда пристально взглянул на нее, то поражен был сходством иконного изображения и видом явившегося мне во сне Святителя Николая. Я поставил пред иконою на имеющиеся у меня две копейки свечу и всю утреню и обедню проплакал какими-то теплыми, благодарными слезами к Святителю Николаю, спасшему мою жизнь. |
Информация взята с сайта: www.smoleparh.ru Этот собор – третий, который стоит на этом месте. Краеведы, исследователи провели большую работу, чтобы выяснить даты постройки и ктитора каждого из трех храмов. Отмечу лишь, что каменный собор, который мы видим сейчас, ставила купчиха Анна Комарова в память о своем муже. И он строился с 1896 по 1900 год. Как нам думается, собор предыдущий не был полностью уничтожен и был поменьше, а его фундаменты пошли для центральной части нового собора, были сделаны вокруг пристройки, увеличена площадь. «Родной» фундамент, конечно же, останется: шурфирование показало, что фундамент сухой, в очень хорошем состоянии – он 100 лет простоял и еще лет 200 простоит. Цоколь – гранитный, это исторический цоколь. Образно – это псевдорусский стиль: собор как шкатулка, как из сказки! В последней трети 19 века началось возвращение к национальным истокам. Представьте: на территории подворья Благовещенсокго собора – три храма трех веков. Первый храм 1753 года – Всех скорбящих Радость, затем Тихвинский, где сейчас проходят службы, – 1841 года и собор 1900 года. Тихвинский храм построен в стиле классицизма, Благовещенский – это псевдорусский стиль. Правда, трудно определить архитектурный стиль первого храма, потому что уже в 19 веке он под храм не использовался, а все больше под библиотеку и ризницу. Храм строила Анна Комарова о своем усопшем муже Василии: два алтаря посвящены праведной Анне и святому Василию – небесным покровителям этой четы. В Тихвинском храме два алтаря – в честь Николая Чудотворца и святых Петра и Павла, к слову. Храм Всех скорбящих радость имел придел в честь Марии Египетской. Восемь престольных праздников! Я думаю, что несмотря ни на что, наш город в плане церковной архитектуры пострадал очень мало. Из соборного комплекса не сохранилась только колокольня 56 метров, она была даже старше собора. Игумен Александр (Карпиков Алексей Александрович). http://smi67.ru/20882-i-na-kamne-tom/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Благовещенский собор построен в 1900 г. Сейчас в нем находятся краеведческий музей и выставочный зал. Внутренние объемы перекрыты, образовано много маленьких помещений. Снаружи выглядит опрятно. |
Икона письма Андрея Рублева с этим сюжетом есть в праздничном чине иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Сретение. В основе – евангельское повествование о том, как Богоматерь с Христом и своим обручником Иосифом пришли в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения Богомладенца, чтобы посвятить Его Богу. 104 В церкви их встретил глубокий старец Симеон и пророчица Анна, издавна жившая при храме. В свое время Симеону было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа. И вот произошло сретение (встреча). На иконах изображается храм, на ступеньках которого стоит Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Богоматерь протягивает старцу Младенца (на некоторых иконах Симеон уже держит Христа), за Марией Иосиф несет двух голубей – очистительную жертву, причем рукава его платья закрывают кисти рук – к жертве нельзя прикасаться руками. Икона с этим сюжетом в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля считается одной из лучших в праздничном ряду, наиболее “рублевской” по художественному мастерству. Подобная же икона есть в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Крещение (Богоявление). В основе – евангельский рассказ о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. 105 В центре, в реке, стоит обнаженный Иисус Христос, справа от него – Иоанн Креститель, на берегу – Ангелы. Сверху на Христа нисходит Святой Дух в виде голубя или луча, ибо в писании сказано, что по выходе Спасителя из воды Иоанн увидел Святого Духа, сходящего на него в виде голубя. Спаситель правой рукой, находящейся у бедра, благословляет. В XVII веке в сюжет вводится Бог-Отец. В иконописном подлиннике пишется: “...Господь Саваоф в облацех, небеса аки отверсты, ризы на нем белы, Дух Святой от Него исходит трисиянен на Христа”. Подпись: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих...” Преображение. В основе сюжета – евангельский текст о том, как Иисус Христос вместе со своими тремя учениками – Иаковом, Иоанном и Петром – взошел на гору Фавор помолиться и там преобразился: “вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею”. 106 |
Но властям и этого было мало: ни успехи экономические, ни формальное подчинение требованиям не только государственным, но и идеологическим, их не удовлетворили. Власти стремились к полному уничтожению всех признаков христианской веры, обнаруживая вполне свое богоборчество. В 1931 году были арестованы настоятельница общины и часть сестер. После окончания следствия тринадцать членов общины были приговорены к различным срокам заключения, и среди них монахиня Анна (Благовещенская) — к трем годам заключения в лагерь. Вернувшись из заключения, она устроилась псаломщицей в храме в селе Николо-Колокша Ярославской области, но уже в 1937 году вновь была арестована и 11 марта 1938 года расстреляна в Ярославской тюрьме. Оставшиеся в живых насельницы, освободившись после заключений в тюрьмы и ссылок, возвращались в общину, и таким образом этот тайный «монастырь» просуществовал до начала 1990-х годов. Старые насельницы были счастливы — сбылись их упования. Ведь кто из них мог мечтать, поступая в христианскую, на манер монашеской устроенную общину при начале семидесятилетних гонений, что они смогут дожить до их конца. Но они дождались конца богоборчества и достигли спасительной пристани. Современная, заставшая в живых последних насельниц молодежь еще только начинала свое плавание по бурным волнам житейского моря и, прельщенная блеском поддельных ценностей мира сего, не продолжила их начинаний, и посему в память о мужестве исповедниц, их стойкости и верности Христу на месте их подвигов остались лишь материальные памятники — выстроенные подвижницами дома, остов мельницы, развалины храма и кладбище, где они нашли приют. Все, кроме предваривших их в Царстве Небесном мучениц и наших с вами молитвенниц — таких, как преподобномученица Анна (Благовещенская). Полный текст жития преподобномученицы Анны (Благовещенской) опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль». Тверь, 2005. На заставке фрагмент фото Flickr.com/Violette79 Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» |
Торжественное освящение храма состоялось 22 сентября 1896 года. Но внутри храм еще не был благоустроен, поэтому и после освящения продолжали поступать пожертвования на храм. Так, в августе 1897 года благочинный IV участка церквей протоиерей Николай Логинов сообщал, что почетная потомственная гражданка Анна Васильевна Котельникова пожертвовала 1875 рублей, которые считались долгом Вознесенской церкви за железо, использованное при строительстве, от благовещенских 2-й гильдии купцов Ивана Николаевича и Якова Николаевича Матвеенко две медно позлащенных ризы с эмалевыми украшениями и киотами на местные иконы, икону «Святой пророк Илия», ладан и т. д. в целом на 575 рублей, от благовещенских мещан Василия Павловича Соколова киот к иконе «Албазинская Божия Матерь» стоимостью 150 рублей, от Иосифа Петровича Иванова икона Божией Матери с киотом стоимостью 100 рублей, от Прокопия Нестеренко бархатные хоругви стоимостью 50 рублей. Но, по-видимому, церковь так и не была в достаточной мере украшена иконами, так как 25 апреля 1898 года благовещенскому мещанину Ефрему Артемьевичу Разгильдееву на один год была выдана сборная книга на сбор пожертвований для благоукрашения Вознесенского храма. Шиндялов Н.А. История Благовещенска. 1856-1907. Очерки, документы, материалы./Серия «Благовещенск. Из века в век». Благовещенск: ОАО «Амурская ярмарка», 2006 Хоронить на Вознесенском кладбище начали в начале 60-х годов XIX века, когда город заканчивался улицей Иркутской (ныне Горького). В газете «Епархиальные ведомости» за 1894 год писалось: «К северо-западу от городского центра на небольшом рёлоке, покрытом с южной стороны дикими порослями мелкого кустарника, а с северной - довольно крупным березняком и дубняком, расположено городское общественное кладбище, обведенное со всех сторон глубоким рвом и прорезанное несколькими аллеями в 1869 году по распоряжению бывшего губернатора И.К. Педашенко». Название «Вознесенское» кладбище получило гораздо позже - после возведения в 1896 году рядом с погостом храма Градо-Благовещенской кладбищенской церкви во имя Вознесения Господня. А самой первой церковью на территории кладбища был небольшой деревянный храм, который по собственному проекту решил построить благовещенский архитектор Степан Крыгин в память о своей невесте Евдокии, умершей в 1870 году. Епархиальный архитектор вскоре отбыл в Москву, а церковь достраивали военные: из лиственницы, сложенной в «лапу», рассчитанную примерно на 100 человек, высотой с крестом 16 аршин (11,3 м). В июне 1873 года церковь была освящена, и к 1894 году её приход составил около 2 тысяч благовещенцев - десятую часть всего населения города. |
Березкин Иоанн Яковлевич — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1862); преподаватель Тульской Духовной семинарии (с 1862 г.), преподаватель, помощник инспектора и ректора Вифанской Духовной семинарии (с 1866 г.), преподаватель Московской Духовной семинарии (с 1873 г.); священник, позже — протоиерей Богоявленской церкви в Елохово — 267 Беринг (Baering), банкир — 191 Бестужев–Рюмин Константин Николаевич (1829–1897) — историк, академик — 154 Бибиков, князь — вероятно, Бибиков Михаил Илларионович (1818–1881) — князь; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 125 Биконсфилд — см. Дизраэли Бирюков Александр Сергеевич (? –1902) — действительный статский советник — 232 Благовещенская Анна, дочь П. А. Благовещенского, воспитанница Смольного института — 99 Благовещенская Варя, дочь П. А. Благовещенского — 99 Благовещенская Елена Павловна, жена П. А. Благовещенского — 99 Благовещенский, ключарь — Благовещенский Александр Андреевич (18071883) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной семинарии (1831); дьякон, потом ключарь Петропавловского собора, протоиерей и ключарь Исаакиевского собора (с 1856 г.); член казначейства Санкт–Петербургского епархиального попечительства — 138 Благовещенский Петр Афанасьевич (1836 — после 1917) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1861); священник придворной церкви в селе Знаменское (с 1862 г.), протоиерей придворной церкви в Петергофе (1860–е гг. — 1870–е гг.) и Большого собора Зимнего дворца (с 1887 г.) и его сакелларий (с 1897 г.) — 99, 236, 311 Благовещенский Сергей, сын П. А. Благовещенского, гимназист — 99 Благоразумов Николай Васильевич (1836–1907) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1861); наставник (1861—1863), священник церкви (с 1863 г.) и ректор (с 1869 г.) Московской Духовной семинарии; священник и законоучитель Второй военной гимназии (с 1868 г.); протоиерей (с 1869 г.); член Совета Православного миссионерского общества (с 1879 г.), позже — добровольный московский сотрудник Японской православной Духовной миссии, закупавший для нее книги и утварь; протопресвитер Успенского собора (с 1892 г.), настоятель придворного Верхоспасского собора и благочинный московских придворных соборов и церквей; духовный писатель, корреспондент отца Николая (см. некролог: Церковный вестник. 1908. 5; Архиепископ Николай Японский в переписке с протоиереем Н. В. Благоразумовым//Русский архив. 1912. 3) — 242, 272 |
По писцовым книгам 1633 г.: «у Благовещенской церкви показаны дворы: попов, дьячков, просвирницын, в приходе 17 дворов». В 1662 г. в селе Поливанове – вотчине П. М. Салтыкова «церковь деревянная во имя Благовещенской Пресвятой Богородицы, да придел Николая чудотворца, а в церкви образы и книги, и всякое церковное строенье вотчинниково, да другая церковь каменная не освящена». По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа за 1680 г.: «9 августа при досмотре церковных земель князем И. А. Шелешпальским Благовещенской церкви, что в селе Поливанове, поп Иван Васильев сказал: церковной де земли нет, а дано ему с причетники из боярской земли по 4 десятины в поле, сена 70 копен, а крепостей у него, попа, никаких нет, а в писцовых книгах 1627 – 28 гг. той церкви не написано; а по досмотру церковь каменная и по сказке поповой строение церковное боярское Петра Михайловича Салтыкова». В записной книге исходящих бумаг Синодального казенного приказа за 1714 г. значится: «8 октября запечатан указ, по челобитью лейб-гвардии Преображенского полка капитана Василия Федоровича Салтыкова, велено в Московском уезде, в вотчине его, в селе Поливанове новопостроенный придел во имя Владимирской Пресвятой Богородицы освятить Богоявленского монастыря архимандриту Иоакинфу и антиминс выдан, за полотно деньги взяты». Село Поливаново, по писцовым книгам 1627 – 28 гг., находилось Московского уезда, в Лукомском стану, «за вдовою Марьею Владимировою женою Поливанова, мужа ее старинная вотчина, да за Кочевою, Юрием и Василием – детьми Поливановыми, и за вдовою Маврою Казариновою женою Исакова, что преж сего была вотчина Бориса Владимировича Поливанова; а писана та вотчина за вдовою Маврою Исаковою по государевой грамоте, в которой написано, что ту вотчину жеребий села Поливанова после Бориса Поливанова отказала ей, вдове Мавре, ее дочь Анна жена Бориса Владимировича Поливанова; в селе 3 двора вотчинниковых и 3 двора деловых людей». К селу принадлежала дер. Шетнина, Оленино усадище, Дмитрова тож, на реке Пахре, с 6 дворами крестьян. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛИНАРИЯ КАШИНСКАЯ (в схиме Амвросия; Банина Анна Сергеевна; 20.08.1825, с. Дубово Кашинского у. Тверской губ.- 7.03.1906, Кашин), игум. Род. в дворянской семье, окончила пансион в Москве, в 1844 г. семья переехала в с. Спасское Малоярославецкого у. Калужской губ. Анна с детства стремилась к уединенной жизни; излечившись от смертельной болезни после причащения, она окончательно утвердилась в мысли встать на путь монашества. В 1853 г. поступила в Зосимову во имя Св. Троицы пуст. в Верейском у. Московской губ., несла послушание на клиросе, писала иконы. В 1856 г. пострижена в рясофор с именем Аполлинария, назначена монастырской письмоводительницей и уставщицей. В 1863 г. приняла постриг в мантию. В 1865 г. ввиду ухудшившегося из-за сырого климата здоровья переехала в белёвский Крестовоздвиженский мон-рь Тульской губ. В том же году после кончины духовника прп. Антония (Путилова) перешла под духовное руководство к прп. Амвросию (Гренкову) . В 1875 г. вернулась в Зосимову пуст. в качестве благочинной. В 1882 г. митр. Московским Макарием (Булгаковым) назначена настоятельницей минского в честь Преображения Господня жен. мон-ря и возведена в сан игумении, через 2 года переведена настоятельницей в Каменский Успенский мон-рь Черниговской епархии. В 1886 г. по ходатайству митр. Киевского Платона (Городецкого) назначена настоятельницей в Лебединский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Чигиринского у. Киевской губ. «для водворения порядка». На новом месте неоднократно подвергалась клеветническим наветам и в 1891 г. перешла в осташковский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь , приняв постриг в схиму с именем Амвросия. За 3 года завершила отделку новой церкви, выстроила каменную просфорную, больницу, прачечную, гостиницу, неск. корпусов для сестер, новые святые ворота, открыла уч-ще для бедных девочек. Заболев раком желудка, по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского вышла на покой в Петровскую пуст., приписанную к кашинскому Сретенскому мон-рю, где и скончалась. Соч.: Аполлинария Банина (1825-1906): Автобиография игуменьи Осташковского Знаменского мон-ря Аполлинарии и письма к ней иеросхим. Амвросия. Тверь, 1908. СПб., 1998р. Лит.: ЖПодв. Доп. т. Ч. 1: Январь-июнь. С. 444-473. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии |
12 декабря 1741 Анна Леопольдовна и её семейство выехали в Ригу , где их, однако, заключили под стражу и держали так до 13 декабря 1742 . У низложенной династии были деятельные враги и друзья; первые оказались сильнее вторых. В декабре 1742 она была заключена в крепость Динамюнде, где у Анны Леопольдовны родилась дочь Елизавета. В январе 1744 их всех перевезли в город Раненбург (ныне Чаплыгин ) Рязанской губернии. В июле они были отправлены на север России, где местом заключения стал город Холмогоры , где семья была заключена в архиерейском доме, под бдительным надзором сторожей. Сохранился рисунок места заключения Брауншвейгской семьи. На пространстве шагов в 400 длиною, шириною столько же, стоят три дома и церковь с башней; тут же находятся пруд и что-то похожее на сад. От невзрачного жилья, запущенного двора и сада, которые сдавила высокая деревянная ограда с воротами, вечно запертыми тяжелыми железами, веет уединением, скукой, унынием... Здесь в тесном заключении жили принц Антон и принцесса Анна с детьми, без всяких сношений с остальным живым миром. Пища была нередко плохая, солдаты обращались грубо. В заключении в Холмогорах у Анны Леопольдовны родились сыновья: Пётр (19 марта 1745 ) и Алексей (27 февраля 1746 ). 7 марта 1746 скончалась от родильной горячки в Холмогорах. Погребена в Благовещенском храме-усыпальнице в Александро-Невской лавре , Санкт-Петербург . Погребение происходило публично и довольно торжественно. Всякому дозволено было приходить прощаться с бывшей правительницей. Сама императрица распоряжалась похоронами. Литература Использованные материалы А между тем естественное чувство влекло ее в другую сторону. Ей особенно нравился молодой, красивый граф Карл-Мориц Линар, посланник саксонский. Г-жа Адеркас не только не препятствовала, но прямо благоприятствовала сношениям своей воспитанницы с ловким графом. Интрига обнаружилась летом 1735 года, и г-жа Адеркас потеряла место, а граф Линар был отослан под благовидным предлогом обратно к Саксонскому двору. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИЯ (Ткаченко; † 28.09.1918, Верный, ныне Алма-Ата, Казахстан), прмц. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Время пострига неизвестно. Была помощницей экономки Иверско-Серафимовского мон-ря в г. Верном. Являлась духовной дочерью иером. Серафима (см. Анатолий, Серафим и Феогност , преподобномученики Казахстанские). Расстреляна красноармейцами в ходе репрессий против духовенства в Казахстане. Похоронена на кладбище близ мон-ря. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Алматинский обл. архив. Ф. 349-с. Оп. 1-е. Д. 274. В. В. Королёва Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Архипова Евдокия Сергеевна; 1886-1938), мон., прмц. (пам. 1 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Бучинёва Евдокия Тимофеевна; 1885 - 1931), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Перевозникова Евдокия Александровна; 1880-1937), мон., прмц. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Синицына Евдокия Ефремовна; 1879-1938), мон., прмц. (пам. 7 марта и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕНА (Асташикина Елена Васильевна; 1878 (1882)-1937 ?), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Александровна Ярыгина (1879-1937), мон., прмц. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАННИКИЯ (Кожевникова; 1859 - 1937), игум., прмц. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА (Благовещенская Мария Алексеевна; 1898-1937), прмц. Ярославская (пам. 26 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА (Ежова Анна Ивановна; 1885-1937), прмц. (пам. 16 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) |
| |